Шевченко Светлана Анатольевна

 

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ БОЛЬНИЧНОГО СТАЦИОНАРА

 

Шевченко С.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41»

г. Белгород

 

Обучение детей, находящихся длительное время в замкнутом пространстве медицинского стационара невозможно без учета состояния здоровья и комплекса причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Конечно же, болезнь значительно усложняет процесс получения систематического образования. Для таких детей нужны не только особые формы организации обучения, но и необходим процесс адаптации к обучению в больничных условиях.

Задача, с которой сталкиваются учителя, работающие с детьми в ОДКБ, заключается в поиске ответа на вопроса о том, какие организационные и психолого-педагогические условия образовательного процесса, а также здоровьесберегающие технологии и психолого-эмоциональная поддержка детей с отклонениями в состоянии здоровья, длительное время находящихся на обследовании и лечении в медицинском стационаре, обеспечат им в данный период школьной жизни короткий адаптационный период и качественное обучение.

Одним из приемов, который обеспечивает поддержку таким детям и способствует решению проблемы качественного образования больных детей и подростков в современных условиях может являться создание на уроках ситуации успеха.

Процесс успешной адаптации в условиях ОДКБ напрямую зависит от успехов в учебной деятельности. Ситуация успеха порождает приток внутренних сил ребенка, внушает уверенность в преодоление трудностей. На основе всего этого можно сделать вывод: вера в себя, в свой успех - это первая ступень не только к успешному обучению, но и к преодолению своего недуга.

Стремление к успеху - это естественное состояние человека. Успех делает человека радостнее, счастливее. Поэтому, необходимо создать такие условия, при которых учащийся, выполняя задание, самостоятельно нашел бы правильное решение, сделал вывод, открыл для себя новые возможности. Ситуация успеха стимулирует познание.

Современный образовательный процесс рассматривает ученика как субъект учения, при этом обращается внимание на создание комфортных условий как для адаптации к процессу обучения в условиях ОДКБ, так и на поиск учителем путей и условий для раскрытия творческого потенциала детей. 

Итогом данной работы должна стать адаптация ребенка к условиям учреждения здравоохранения, к особенностям образовательного процесса непосредственно в отделениях больницы, а также обеспечение комфортности и успешности образовательного процесса, преемственности учебной деятельности по мере возвращения ребенка в свою школу после пребывания в медицинском стационаре.

Короткий адаптационный период, комфортная организация образовательного процесса во внутрибольничной школе, возможны, если будут учитываться следующие аспекты:

- психическое, физическое, интеллектуальное и личностное состояние детей и подростков, находящихся на обследовании и лечении в детской больнице;

-особенности заболевания и психосоматическое состояние здоровья обучающегося.

- потребностно-мотивационная заинтересованность ребенка в обучении .

Также учитель должен обращать внимание на следующие пункты:

- применение на уроках индивидуального подхода к каждому ребенку;

-личностно-ориентированные задания;

-создание условий ощущения радости и успешности, получаемых в процессе обучения.

Отрицательное воздействие оказывает прием «сравнение результатов» одних детей с другими, следует избегать заданий, которые выполняются на время. Необходимо:

-отмечать успехи ребенка;

-эмоционально  его поддерживать;

-усилить мотивацию обучения;

-высоко оценивать детали.

Наверное, наиболее целесообразным и педагогически оправданным является создание ситуации успеха для школьников, находящихся на лечении в больнице, так как субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной работы, напрямую влияет на психологическое и физическое состояние ребенка. Для того, чтобы процесс адаптации проходил наиболее безболезненно, необходимо использовать следующие приемы:

- снятие страха (помочь ребенку поверить в себя);

-авансирование успешного результата;

- оценка в «кредит» (в некоторых случаях это шанс для ученика проявить себя, сопоставить результат с собственными достижениями, ведь главная цель оценки - стимулирование познания).

Основная сложность в работе учителя с детьми, находящимися на лечении в больнице - это учесть в процессе обучения все особенности детей, не акцентируя на этом их внимание, не подчеркивая их «ограниченные возможности здоровья». Этим детям нужно особое внимание и забота. Они должны их чувствовать всегда. Наши ученики очень ранимые и чувствительные. С первых минут общения нужно постараться установить с ними доверительные и ровные отношения, не выделяя никого.

Игровые формы обучения также способствуют развитию ситуации успеха. Игра - наиболее привычное состояние ребенка, поэтому играя дети находятся в состоянии физического комфорта (т.е. соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутри школьной среды), что также способствует более быстрому периоду адаптации.

Необходимо отметить большую роль в создании ситуации успеха на уроках интерактивных методов обучения, позволяющих построить образовательный процесс на взаимодействии всех обучающихся.

Созданию ситуации успеха, как одному из факторов успешной адаптации учащихся к процессу обучения в условиях ОДКБ, так же способствуют некоторые приемы активизирующие и развивающие творческие способности и воображение:

-нестандартная формулировка проблемы;

-постановка к данной проблеме нестандартных вопросов,

-юмор;

-не бояться различных аналогий;

-отказ от привычных стереотипов;

-любую проблему рассматривать не менее чем с четырех точек зрения:

1.Опираясь только на документы, факты.

2.Критически оценивать ситуацию.

3.Оценка ситуации с точки зрения конструктивного подхода.

4.Дать выход полету фантазии.

Таким образом, создание ситуации успеха зависит от применения личностно-ориентированного подхода, создания комфортной благоприятной атмосферы на уроке, преодоления пассивно-созерцательных настроений, уменьшения тревожности учащихся, что способствует успешной адаптации учащихся к процессу обучения в условиях ОДКБ и повышению качества обучения детей.

 

Библиографический список

1.       Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.

2.       Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.

3.       Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.

4.       Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – 2007.

Добавить запись

Защита от спам-роботов