Кружок изобразительного искусства

Разработки занятий

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gzhel_etapy_risovaniya.ppt387.5 КБ
Файл iz_babushkina_sunduka.pptx2.6 МБ
Microsoft Office document icon rezba_po_derevu.doc382 КБ
Office presentation icon risovanie_igrushek.ppt2.43 МБ
Package icon tigryonok.zip583.48 КБ
Файл khokhloma.rar2.71 МБ
Microsoft Office document icon programma_nar_tvor.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гжель Гжель

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗ БАБУШКИНА СУНДУКА

Слайд 2

РУССКИЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ . Русские тряпичные куклы поражают своим разнообразием в функциях, которыми они наделяются. Большинство из них имеет просто чистое лицо, а голова украшается лентами или платком. Наличие фартука – это признак хозяйственности, а длинная коса – свидетельствует о женской силе владелицы.

Слайд 4

У народной куклы нет лица. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Слайд 5

КУКЛА - ЗАКРУТКА

Слайд 7

Куклы-обереги В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня . Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — " рванки "). Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: " Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню , сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Слайд 8

КУКЛЫ - обереги

Слайд 9

КУКЛА - КАПУСТКА

Слайд 10

Русская народная кукла "Кубышка-Травница" Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница

Слайд 11

КУКЛА - КУБЫШКА « ТРАВНИЦА»

Слайд 12

Русская народная кукла "Колокольчик" Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Слайд 13

КУКЛА - КОЛОКОЛЬЧИК

Слайд 14

Русская народная кукла "День и Ночь" Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Слайд 15

КУКЛА « ДЕНЬ и НОЧЬ»

Слайд 16

КУКЛА ЖЕЛАННИЦА Кукла Желанница Такая подружка была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры...

Слайд 17

КУКЛА ЖЕЛАННИЦА

Слайд 18

ОБРЯДОВАЯ КУКЛА. ОБРЯД -ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ .

Слайд 19

Русская народная кукла «ВЕСНЯНКА» Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты .

Слайд 20

КУКЛА - ВЕСНЯНКА

Слайд 21

Простая по внешнему виду куколка - Зернушка , но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

Слайд 22

КУКЛА - ЗЕРНУШКА

Слайд 23

Куколка " Крупеничка " (другие названия " Зернушка ", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда… И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

Слайд 24

КУКЛА - КРУПЕНИЧКА

Слайд 25

Филлиповка – кукла обрядовая, делалась специально для хозяйки как помощница во всех делах. Эту куклу делали или дарили на Филлипов день 27 ноября. Шестирукая – кукла являлась оберегом для рукодельниц, оберегая их руки от усталости и принося удовольствие от рукоделий. На поясе Филлиповки привязан мешочек с зернышком и монеткой. Это для того, чтобы рукоделие приносило денежку.

Слайд 26

ФИЛЛИПОВКА



Предварительный просмотр:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=38834148-01-72&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=194715673-65-72&n=21

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=465830815-06-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=132882998-52-72&n=21

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=115001014-11-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=1434002-35-72&n=21

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=316735190-37-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=241955083-68-72&n=21

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=161227092-11-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=40487025-23-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=201353812-24-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=146732301-35-72&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=147882284-11-72&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=430905882-20-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=511203207-65-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=94559787-15-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=213258935-11-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=197810773-36-72&n=21

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=176374021-45-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=419221947-50-72&n=21

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=451052169-68-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=144517047-08-72&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=199604223-26-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=85361321-34-72&n=21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РИСУЕМ ИГРУШКИ Выполнила Ильина Н.В.

Слайд 2

Рисуем Мишку

Слайд 3

1. Рисуем маленький овал - голову мишки. 2. Рисуем большой овал - туловище мишутки. 3. Изображаем четыре лапки и круглые ушки. 4. Оформляем весёлую мордочку. 5. Наряжаем мишутку в шорты или комбинезон. 6. Украшаем одежду полосками и пятнышками .

Слайд 4

Рисуем Зайку

Слайд 5

1. Рисуем маленький овал - голову зайки. 2. Изображаем треугольник - красивое платье. 3. Рисуем лапки, длинные ушки и маленький хвостик. 4. Оформляем забавную мордочку. 5. Рисуем усы фломастером или карандашом. 6. Украшаем одежду по своему желанию.

Слайд 6

Рисуем Неваляшку

Слайд 7

1. Рисуем большой круг - туловище неваляшки. 2.Рисуем небольшой кружок - голову (чепчик). 3. Добавляем маленькие кружки - ручки. 4. Рисуем нежное личико - глаза, носик и ротик. 5. Оформляем мелкие детали карандашом. 6. Украшаем одежду неваляшки по замыслу.

Слайд 8

Рисуем Куколку

Слайд 9

1 Рисуем овал или круг - это голова куклы. 2.Рисуем платье в виде треугольника или трапеции. 3. Изображаем маленькие ручки и ножки. 4. Оформляем причёску - кудряшки или косички. 5. Рисуем красивое личико и бант. 6. Украшаем платье деталями и узорами.

Слайд 10

Рисуем Лошадку - качалку

Слайд 11

1 Рисуем дугу - получаем туловище и ноги лошадки. 2.Пририсовываем ещё одну дугу - шею с головой. 3. От передних ног к задним проводим дугу - качалку. 4. Оформляем голову, рисуем густую гриву. 5. Украшаем "яблоками" - пятнышками. 6. Добавляем сбрую (седло, уздечку) и узоры.

Слайд 12

Рисуем Кораблик

Слайд 13

1. Рисуем корпус корабля в виде перевёрнутой крыши. 2. Сверху и чуть сбоку рисуем прямоугольник - каюту. 3. Изображаем другим цветом широкую трубу. 4. Рисуем флажок и украшаем кораблик. 5. Рисуем иллюминаторы или спасательные круги. 6. Рисуем матроса на палубе, солнышко и волны...

Слайд 14

Рисуем Вертолётик

Слайд 15

1. Рисуем посередине листа бумаги большой овал - корпус вертолёта. 2. Пририсовываем хвост в виде морковки. 3. Рисуем ножки с колёсами или лыжами. 4. Рисуем крылья - вентиляторы на корпусе и на хвосте. 5. Изображаем окно - круглое или овальное. 6. "Усаживаем" в кабину игрушечного лётчика.

Слайд 16

Рисуем Грузовичок

Слайд 17

1. Рисуем кабину грузовика. 2. Сзади "прицепляем" большой кузов. 3. Поверх кузова рисуем борт. 4. Изображаем окно и колёса. 5. Оформляем мелкие детали. 6. "Нагружаем" самосвал песком или другим грузом.



Подписи к слайдам:

Хохлома - странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!
Сказка
- Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему: Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам: - Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки! - Откуда посуда? - К вам приехала золотая Хохлома!
Легенда
Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.
Хохлома
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. /БЭС,1991.Т.2-768 с., илл./
Хохлома
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!
Из истории хохломской росписи
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
Цвета хохломы
Рисунок Хохлома из древне привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением – не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в каждой семье можно было встретить расписную хохломскую ложку.
Рисунок хохломы
В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом.Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Ветка плавно изогнуласьИ колечком завернулась.Рядом с листиком трехпалымЗемляника цветом алым. Засияла, поднялась,Сладким соком налилась.А трава, как бахрома,Золотая хохлома!
Хохломской орнамент
Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды. Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок. Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность. Хохломские мастера делают не только отдельные предметы посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой любуются не только дети в своих спальнях и детских садах, но и взрослые люди поражаются умельцам хохломской росписи.
Секреты орнамента
Секреты орнамента
Процесс производства
Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик
Ложки
Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России. Это изделие сделано решения задач использования в повседневной жизни посуды изготовленной в домашних. Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждое ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом. Ложки, в основном обрабатываются в ручную. Ложки изготавливают в основном из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена. Существует различные виды ложек, например: тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная, детская, салатная. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты.
Шкатулки
Когда умельцы перешли к занятию на широких поверхностях золотистого фона, выразилась присущая русскому орнаменту тяготение к широте письма, что хорошо видно на расписанных под хохлому шкатулках.. Дерзкий кистевой мазок делается одним из главных составляющих травяного узора. И так и эдак совмещая вытянутые мазки черной и красной краски, большие и маленькие, густые и воздушные, умельцы творили мелодии цветов, травок, деревьев и кустов с роскошной кучерявой кроной. Узор дополнялся мелодией цветов и ягод, наносившихся при помощи пористой губки или тампона. Невесомость и естественность почерка умельца становиться мерой художест- венных достоинств произведения. Претворение в жизнь росписи от руки кистью воспитывало у виртуозов обыкновение легко изменять орнамент. На специфику травных узоров влияли и форма посуды. В ходе работыдля любого вида изделий в хохломе имелись стандартные композиции росписи, часто отвечающие нраву их размеров и формы.
Изделия
Характерной чертой хохломских изделий является традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается практически на всех предметах домашнего и кухонного обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими пользовалась русская крестьянская семья и которые находились всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства. Хохлома стала славиться расписными предметами не так уж давно. Именно таким образом изделия начали украшать только в 17 веке – возможно, тогда и были привезены дорогие и редкие краски, которые не стирались с течением времени. Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа. В Нижегородской области хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя
Посуда
Современная хохлома
Андрей Кленин "Чужая хохлома
Сувениры
Хохлома в наши дни
Вот так хохлома!
Такая сладкая хохлома!!!
Рекордсмены
Мастера хохломской росписи придумывают изумительные, самобытные образцы ложек, настоящие творения искусства. Искусство виртуозов хохломы, ошеломляет, воспитывает и радует самые превосходные чувства. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты.
Ведь настоящие трофеи «дикой» охоты по культурным прериям России – это отнюдь не янтарные драгоценности и меха – это хорошо забытые старые, привычные для нас изделия русских ремесленников.


Предварительный просмотр:

Нижегородской области

муниципальное образовательное учреждение

МБОУ Буревестниковская СОШ

                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Принята на петодсовете                                                             Директор МБОУ  СОШ

Протокол №_____ от _____________                                                         _______Лабин А.В.

                                                                             Приказ №______от_____

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

 «Народные ремесла и промыслы России»

(срок реализации  - 2  года, возраст детей   9-10 лет)

                                                                       Руководитель кружка

Ильина Нина Вячеславовна  

                                                                               учитель начальных классов                                                                                                                                                                                                                                                        1 квалификационной  категории

                                                                                                                                                                             

п. Буревестник

2013-2015

                                                                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народные ремёсла и промыслы России»  разработана на основе рабочей программы «Народные ремёсла и промыслы России» автор Королёва Татьяна Аркадьевна.

  Бесценное  наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Работы народных мастеров, созданные их гением и талантом, говорят об особой творческой личности, духовно связанной со своим народом, с культурой, природой края.

     Младший школьный возраст – благодатное время для восприятия детьми знаний о национальной культуре. Содержание  данной программы предполагает формирование  у детей младшего школьного возраста картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Это способствует накоплению творческого опыта учащихся в  знаниях и упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (вариации); самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (импровизация) и художественной деятельности по выполнению  изделий по мотивам народных мастеров (повторение).  

Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к  истокам народного творчества.

       Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость. Именно этот закон и должен стать главным, основополагающим принципом при решении развивающих, образовательных и воспитательных задач данной программы.

Направленность программы: художественно-эстетическая, вид деятельности: декоративно-прикладное народное творчество. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда народных мастеров и художников.

            Специфика народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов, а занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для творческого развития каждого ребенка.

Новизна программы и её отличительная особенность.

 Программа «Народные ремесла и промыслы России» проводиться в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного, декоративно-прикладного искусства. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий.   Практические занятия  будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства.

 Актуальность программы.   

Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в новых ФГОС и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране  возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации  преемственности художественного мастерства поколений, и, поэтому,  срочно требует возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей.

Используя комплексный подход в решении задач нравственно-эстетического воспитания  программа «Народные ремесла и промыслы России»,  направлена  на  сохранение знаний о русском мастере, как хранителе народных традиций, о

взаимосвязи красоты и пользы в декоративно-прикладном искусстве, на формирование уважительного отношения к Родине,  людям и результатам их труда.

Предметом изучения программы «Народные ремесла и промыслы России» являются народные художественные промыслы и ремесла, как хорошо всем известные и любимые (игрушечные), так и менее популярные (резьба по дереву, кузнечное дело, елецкие, вологодские, кружева, павлопосадские платки, и другие). Технология ремесел раскрывается в знакомстве с техникой мастеров Жостова, Городецкой росписи, Дымковской и каргопольский игрушкой, Сергиево-Посадской матрешкой, Богородской  игрушкой, работами мастеров Гжели, и т.д.

Цель программы  -  формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве: потребностью в искусстве, ценностных ориентациях, культуре чувств, общения и поведения, способности художественно-творческой и эстетической деятельности.

Задачи:

Развивающие:

  1. Содействовать развитию эмоционально-целостного восприятия произведений народного искусства.
  2. Способствовать усвоению  и расширению первичных знаний о разнообразии и специфике жанров народного искусства.
  3. Повысить общий культурный кругозор детей, навыки исследовательской работы, речь, интеллектуальные и трудовые умения.

Образовательные: 

  1. Дать знания об  основных функциях народных промыслов: эстетических, обрядовых, бытовых, этнических, воспитательных, познавательных,  историей их возникновения и развития.
  2. Способствовать формированию образного  мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей  на основе творческого опыта в области народного искусства и народных художественных промыслов.
  3. Обеспечивать овладение  элементарными умениями, навыками и способами  художественной деятельности  и развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Воспитательные: 

  1. Содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами декоративно-прикладного  искусства и народных традиций; прививать интерес и любовь к истории,  народному искусству, способствовать укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, формированию духовно-богатой личности ребенка.
  2. Формировать у детей художественно-творческую активность: привлекать детей к творческому участию в познании жизненных функций видов искусств (декоративных, изобразительных).
  3. Выявлять склонности, развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально – психологические особенности детей.
  4. Способствовать  возникновению   мотивации успеха целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,  творческой самореализации младших школьников.

 

Педагогическая целесообразность  программы заключается в возможности учащихся начальной школы овладеть знаниями о видах расположении на территории России центров народных промыслов и ремесел; об их отличительных особенностях.  А главное, чтобы учащиеся смогли увидеть, понять и оценить  неповторимость и красоту изделий народных умельцев.  

Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют развивать образное мышление, пространственное воображение, художественные способности на основе собственного творческого опыта и знаний, полученными детьми  в дошкольном возрасте.  Развивают творческий потенциал и художественный вкус младших школьников.

При оценке сформированности полученных навыков  учитывается возрастная специфика: постепенный переход от совместной деятельности педагога и детей,   к совместно-разделённой, а затем к самостоятельной творческой деятельности.

  В построении  содержания программы предусмотрены:

  • Вариативность в заданиях, в выборе  материалов;
  • Вариативность в выборе произведений народного искусства;
  • Вариативность в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы.

Занятия позволяют детям включатся в процесс знакомства с народными промыслами  в любое время года.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Программа «Народные ремесла и промыслы России» рассчитана на детей от  9-10 лет (2 -4класс).

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы 2 года.

Количество учащихся.

Оптимальное количество учащихся в группе  12-15 человек.

Режим занятий.

Занятия проводятся с группой учащихся 1 раз в неделю по 1 часу, с обязательным включением динамического  перерыва  (10-15) мин. между разными частями занятия.

Формы и методы занятий.

Теоретическое и практическое обучение учащихся происходит через  изобразительную деятельность,  в которой используются:

  • Беседа и наглядный показ, презентация  изделий народный мастеров основные методы знакомства с народными промыслами.
  •  Экскурсии включаются в программу с целью знакомства с центрами народного творчества.
  •  Универсальные учебные действия в практической работе помогают понять технологию и освоить процесс способов выполнения того или иного художественного изделия.  
  • Диагностика результатов осуществляется через контроль, оценку и включает в себя проверку усвоения программы  и коррекцию  как отдельных процессов, так и результатов деятельности  на каждом году обучения. 
  • Праздники, посвященные отдельным ремеслам - дают возможность глубже понять мир народных традиций.
  • Выставки детских работ могут быть использованы для школьного музея народной культуры и для проведения классных мероприятий по народной культуре, оформления уголков народного быта.
  • Элементы проектной  деятельности  включают в себя широкое  использование различных  форм группового сотрудничества

Содержание и организация процесса теоретического обучения предусматривает использование информационно-коммуникативных технологий, раскрывающих основы технологических знаний в  ознакомлении с народными художественными промыслами.

Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера.

Тематические разделы программы.  

  • Игрушечные народные промыслы.
  • Глиняные,  керамические и фарфоровые изделия
  • Изделия из дерева
  • Декоративная роспись и резьба  по дереву и металлу
  • Ткачество и вышивка
  • Роспись по ткани
  • Плетение
  • Кружевоплетение
  • Кузнечное дело

   Для занятий подбирается методическая  литература, изделия народных мастеров (образцы которых могут храниться в школьном музее). Иллюстративный материал: альбомы, книги, буклеты, комплекты художественных открыток и др.

 Непосредственно на занятиях дети выполняют работу по мотивам того или иного народного промысла. Учащиеся  знакомятся с отличительными особенностями промыслов, их размещением на территории России,  учатся разбираться в применяемых материалах и техниках.

Ожидаемые результаты.   

Основными результатами обучения по программе «Народные ремесла и промыслы России» должны стать начальные знания о видах народного декоративно-прикладного искусства.  Умения и  навыки по декоративному оформлению изделий из различных материалов. Планирование и организация деятельности, а также  использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Накопление декоративных умений школьниками во многом зависит от усвоения основных видов универсальных учебных действий (личностных регулятивных,  познавательных,  коммуникативных).  Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий в календарно-тематическом планировании позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения  и показа педагогом конкретных способов и приемов декорирования, от характера самих заданий, связанных с созданием выразительной формы и ее украшением, и от умения пользоваться приемами декоративной  стилизации. Универсальные учебные действия,  и  связанные с ними навыки работы,  обеспечивают способность детей к самостоятельному использованию их на практике. Они способствуют реализации развивающего потенциала детей, и обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Реализация задач  осуществляется в процессе постепенного  усвоения  предлагаемого  материала,   на основе  обучающих, развивающих и воспитательных задач. А так же на усвоении общности основных качественных характеристик любого художественного изделия: материал, форма, пропорции, декорирование и другие средства выразительности.

Способы проверки результативности программы:

В процессе реализации программы используются различные виды контроля:

а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет  уровень художественных способностей ребенка, его знания о народных промыслах.

б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов, коррекция  и т.д.)

в) промежуточный – окончание  работы над отдельными разделами программы (игрушечные промыслы, плетение, и т.д.)

в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.  Предполагается  подведение итогов работы на каждом занятии. Работы учеников, в основном, оцениваются устно. При организации экспресс-выставок, организовывается коллективное обсуждение, при котором дети и педагог учатся анализировать работы, тактично указывать на недостатки. При выполнении более сложных работы,  подведения итогов может происходить неоднократно: при выполнения отдельных частей или элементов; более точного соответствия образцу; творческого подхода в оформлении и т.д. Повтор, вариация, импровизация должны дать возможность каждому ученику не только  выполнить свою работу в определенной последовательности,  но и дает установку на эстетическое восприятие художественного изделия. В результате работа,  выполненная по образцу изделий народных мастеров, создает условия для активизации детского творчества, и формированию положительного отношения к труду.

    Очень важно, чтобы педагог нашел в каждой работе что-то особенное и интересное, поддержал в детях уверенность в своих силах. По итогам года проводится анализ работы детей и награждение учащихся.

Формы подведения итогов могут включать в себя:

Экспресс-выставки – проводятся в учебной группе при завершении каждой темы. 

Творческие выставки – индивидуальные и коллективные работы учащихся отбираются для постоянно действующей выставочной экспозиции в школе, служат украшением в музее.

Открытые занятия – проводятся 1 раз в год. На занятия приглашаются педагоги, родители.

Тематические праздники – участвуя в подготовке и проведении народных праздников, дети показывают  свое мастерство.

Показ театрализованных представлений - дети своими руками делают оформление, обыгрывают свои изделия.

Игры, конкурсы, викторины – используются,  как на итоговых занятиях, так и на обычных занятиях (как часть занятия).  

  Тестирование  применяется для проверки  усвоения знаний по народным    промыслам, последовательности технологии изготовления игрушки и т.п.

Задачи первого года обучения:

* Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства. 

Нарядность, праздничность, привлекательность образов народного творчества, отражение в них теплоты рук мастера. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства. Связь содержания с родной природой, бытовыми, праздничными, трудовыми событиями. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства.

* Формирование представлений о символике народного орнамента.

Образы – символы в орнаментальном искусстве: древо жизни, птица счастья, знаки-символы солнца, земли, воды, растений. Знакомство с простейшими схемами ритмического построения линейного и сетчатого орнаментов.

* Опыт художественно-творческой деятельности.

Освоение элементов и приемов кистевой росписи, работы тычком в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций по мотивам народных орнаментов. Освоение элементов хохломской, Полхов-Майданской  и  семеновской росписи по дереву.  Роспись глиняной народной игрушки (дымковская и филимоновская  игрушка), посуды из глины. Знакомство с народным узором  (Павлово-Посадские платки). Знакомство с лоскутным шитьём и ткачеством.

В соответствии с поставленными задачами учащиеся к концу первого года освоения программы должны:

Знать:

  • Начальные сведения о декоративно-прикладном искусстве;
  • Отдельные виды народных промыслов   и их центры, расположенные на территории России;
  • Значения слов:  народный мастер,  гончар,  ткачество, фон,  орнамент, симметрия,  ритм,  эскиз,  узор,  роспись,  набойка, коллаж;
  • Особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  • Особенности различных материалов.
  • Правила планирования и организации труда;
  • Правила безопасности и личной гигиены;

Уметь:

  • под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; пользоваться кистью, красками, палитрой.
  • Стараться правильно передавать простейшую форму, пропорции и основной  цвет предметов.
  • Применять основные средства художественной выразительности в декоративных композициях; составлять композиции  по собственному замыслу;
  • Выполнять узоры кистью, применяя основные приемы росписи в народных орнаментах: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии), и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»);
  • Решать художественно-трудовые задачи по выполнению изделий из бумаги.
  •  Использовать простейшие виды штампиков;

Темы занятий 1 года обучения.

Темы занятий

Общее кол-во часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

 Экскурсия в  школьный музей народной культуры

1

1

0

3.

Орнамент

3

1

2

4.

Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметов декоративно-прикладного искусства

6

1

5

5.

Изделия из дерева, резьба по дереву

3

1

2

6.

Ткачество, изделия из ткани  

4

1

3

7.

Глиняные и керамические  изделия

4

1

3

8.

Игрушечные промыслы

6

1

5

9.

У всякого мастера свои фантазии

         3

1

2

10.

Выставка творческих работ учащихся

2

1

1

11.

Итоговое занятие

1

1

0

ИТОГО:

34

часов

11

часов

23

часа

Содержание занятий.

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планом на текущий год. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Экскурсия в  школьный музей. Показ предметов изготовленных народными мастерами. Разнообразие форм декоративного творчества.

Практические занятия: Рисование с натуры предметов  декоративно – прикладного искусства. (сундук, прялка, шкатулка).

Тема 3. Орнамент. Ритм. Симметрия. Знакомство с принципами построения узора: на полосе, на квадрате, на круге, треугольнике, на прямоугольнике, ромбе, овале.

Практические занятия: Зарисовка и  построения орнаментального узора на различных формах (полоса, круг, квадрат, овал). Рисование различных видов орнамента: растительный, геометрический, животный. Изготовление закладок в подарок первоклассникам, украшение их орнаментом.

Тема 4. Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметах декоративно-прикладного искусства. Презентация. Значение народной символики. Природа – главный мастер. Знакомство с  формой и  цветом. Теплые и холодные цвета. Красочный контраст. Передача цвета, формы в узорах.

Практические занятия: Цветовой круг. Смешение цветов. Узор. Украшение объемных и плоскостных бумажных  форм. Украшение элементов одежды народным узором. Организация выставки рисунков «Народный узор»

Тема 5. Изделия  из дерева. Резьба по дереву.  Украшение крестьянских изб. Презентация «Резные и токарные деревянные изделия». Презентация «Золотая хохлома».

Практические занятия: Русская деревянная резьба ХIХ века. Хохломской промысел. Хохломские узоры. Роспись тарелки.  Украшение дома из бумаги, сложенной вдвое. Создание коллективной композиции «Деревенская улица»

Тема 6. Ткачество. Изделия из ткани. Красота и практическое назначение тканых изделий. Древние приспособления для ткачества. Пропорции, ритм цвет полос и клеток в тканых и лоскутных изделиях. Простейшие традиционные композиции народных орнаментов на ткани. Цветные тканые половички. Лоскутное одеяло  (коллаж).  Композиция замкнутого орнамента на платках. «Цветы России на Павлово-Посадских платках».

Практические занятия: Презентация  «Красота тканых изделий». Рисование на тему «Радуга на полу», «Веселые лоскутки». Коллективная работа «Лоскутное одеяло».

 Тема 7. Глиняные и керамические изделия. Мастера гончарного промысла. Игрушечные промыслы России (дымковская, филимоновская игрушка). Традиционные образы, своеобразие, роспись. Знакомство с традиционными материалами для лепки: глина. Знакомство с технологией сушки и обжига глины.

Практические занятия: Презентация «Глиняные и керамические изделия». Роспись кувшинчика, кружки, квасника, вазы. Организация выставки рисунков «Керамическая посуда»

Тема 8. Игрушечные промыслы. Просмотр видеофильма «Игрушечные промыслы России». Презентация «Русская матрешка».  История появления. Региональные виды: Семеновская, Полхов-Майданская, Сергиев-Посадская матрешка. Презентация «Дымковская глиняная игрушка». Презентация «Филимоновская игрушка».

Практические занятия: Матрешка. Создание эскиза. Роспись матрёшки  (картонные заготовки). Конкурс «Матрешкины потешки». Зарисовка элементов дымковской росписи. Барышня (из бумаги). Роспись по элементам дымковской игрушки. Зарисовка элементов филимоновской росписи. Дымковская игрушка. Выставка рисунков «Ярмарка игрушек»

Тема 9. У каждого мастера свои фантазии. Экспресс-выставка.

Практические занятия: Творческие работы учащихся по собственному выбору.         

Тема 10. Выставка творческих работ учащихся. Оформление выставки. Подведение итогов за год.

Тема 11. Итоговое занятие. Праздник народных ремесел для детей и родителей «Веселая ярмарка».

Задачи второго года обучения:

* Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на произведения декоративно-прикладного искусства. 

Развитие понимания неразрывной связи декоративно-прикладного искусства с жизнью  человека. Развитие уважения,  интереса и   эмоционального отношения к произведениям народного искусства, к окружающему миру. Нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к национальным обычаям и  культурным традициям.

* Формирование художественно-творческой активности 

Активное участие в занятиях, творческое отношение к процессу работы. Развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства (понимания прекрасного).

* Формирование  художественных знаний, умений.

Овладение знаниями об основах декоративно-прикладного и народного искусства. Закрепление  навыков работы с гуашью, бумагой и другими материалами. Роспись  различных форм и предметов. Отличительные особенности отдельных народных промыслов.

В соответствии с поставленными задачами учащиеся к концу второго года освоения программы должны:

Знать:

  • значение терминов  «прикладное искусство»; «народный промысел», «ремесло», «народный мастер».
  • называния используемых для рукотворной деятельности материалов;
  •  наиболее известные центры народных промыслов и ремесел  России  (Архангельск, Городец, Вологда, Каргополь, Киров, Тула, и др.); 
  • характерные художественные особенности отдельных народных  промыслов и ремесел;

Уметь:

  • выражать свое эмоционально – эстетическое отношение к работам народных мастеров;
  • в доступной форме пользоваться  средствами художественной выразительности, стараясь создать целостный образ декоративного изделия;
  • владеть навыками смешения красок, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывая цвет декоративных элементов и цвет фона;
  • различать и характеризовать разные виды игрушек;
  • участвовать в создании панно, коллажа, работая коллективно;
  • с помощью педагога проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. 
  • при поддержке педагога и детей самостоятельно справляться с практическими заданиями;
  • в доступной форме участвовать в создании проектов.

Темы занятий 2 года обучения.

Темы занятий

Общее кол-во часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1.

Вводное занятие  

1

1

0

2

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

6

1

5

3

Игрушечные промыслы

6

1

5

  4

Декоративная роспись  по дереву и металлу

2

1

1

5

Керамика и фарфор

4

1

3

6

Плетеные изделия

3

1

2

7

Вышивка и кружевоплетение

3

1

2

8

Кузнечное дело

2

1

1

9

Художественная обработка камня

2

1

1

10

Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства

2

1

1

11

Выставка творческих работ учащихся

2

1

1

12

Итоговое занятие

1

1

0

ИТОГО:

34

часов

12

часов

22

часа

Содержание занятий.

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планом на текущий год. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Викторина. Презентация «Народные ремесла и промыслы России». Практические занятия: Групповая работа (народная игрушка, глиняная посуда, резьба по дереву,ткачество)

 Коллективное панно «Славится Русь мастерами!».

Тема 3. Игрушечные промыслы России.

Полхов-Майданская деревянная игрушка. Бабенская игрушка. Архангельская щепная игрушка. Богородская игрушка. Каргопольская игрушка. Тест «Народная игрушка».

Практические занятия: Лошадка. Роспись по элементам Полхов-Майданской росписи. Олень. Роспись по элементам каргопольской игрушки. Птица счастья Создание образа сказочной птицы. Создание презентации детских рисунков «Народная игрушка»

Тема 4. Декоративная роспись по дереву и металлу. Презентация «Цветочные узоры Городца». Мезенская роспись по дереву. Знакомство с работами Палехских мастеров. Роспись по металлу.

Практические занятия: Зарисовка и построения узора на различных формах по элементам городецкой росписи. Красные кони Мезени. Сказочные птицы. Коллаж «Мастера Палеха». Красота цветов Жостова. Выставка рисунков «Жостовский поднос»

Тема 5. Керамика  и фарфор.  Презентация «Голубая сказка Гжели». Скопинская керамика.

Практические занятия: Гжельский узор. Роспись элементов посуды узором гжель. Оформление альбома. «Голубая гжель»

Тема 6. Плетение. Плетеные изделия. Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка, лыко, лоза и др.  Знакомство с элементарными приемами плетения.

Практические занятия: Рисование «Плетеный коврик», «Поясок».

Тема 7. Вышивка и кружевоплетение. Народный  костюм – синтез различных рукоделий. Узор в вышивке. Презентация «Кружевоплетение». Вологодские. Елецкие кружева.

Практические занятия: Рисование кружевных узоров. Воротничок. Салфетка. Создание  образцов вышивки на клетчатой  бумаге. Организация в классе уголка творчества.

Тема 8. Кузнечное дело. Презентация «Кузнечное дело в России». Тест-кроссворд  «В кузнице».  Кашлинские мастера. Литые изделия из металла. Тульские мастера.

Практические занятия: Рисование. Стойкий оловянный солдатик. Рисование самовара к сказке Чуковского «Муха-Цокотуха». Использование рисунков как атрибутов в обыгрывании сюжетов сказок.

Тема 9. Художественная обработка камня. Богатства Российских недр. Знакомство с  обработкой камней и  минералов.

Практические занятия:  Презентация «Мастера Урала» Рисование «Гора самоцветов».

Тема 10. Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства Н.Новгород. 

Тема 11. Выставка творческих работ учащихся. Творческие работы учащихся по собственному выбору. Оформление выставки.

Тема 12. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Театрализованный праздник для детей и родителей «Русский сувенир».

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы педагогу необходимы знания  об истории ремесел, владение  некоторыми приемами мастерства. Отбор  художественного материала  по различным видам народного искусства, обусловленный возрастными особенностями и возможностями учащихся. Наличие школьного музея может стать необходимой базой для более наглядного изучения предметов быта и способствовать  постоянному контакту с музейными педагогами.  Работы детей могут  быть использованы для создания экспозиций музея.

Материальное обеспечение. Для выполнения задач, поставленных в программе необходимо иметь:

Класс или другое помещение со столами.

Наглядный материал -  подбор осуществляется заранее, располагается в доступном месте.  

Дощечки, клеенки, подставки, баночки для рисования, политры.

Методическое обеспечение программы.

  • Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды, видеофильмы о народных промыслах и ремёслах.
  • Методическая литература по изготовлению народных игрушек.
  • Изделия народных мастеров  для показа.
  • Образцы, сделанные педагогом, трафареты, заготовки.
  • Таблицы по основам цветоведения.
  • Раздаточные материалы, трафареты.

Технические средства обучения.

Компьютер, экран, доска - для показа презентаций, образцов и организации экспресс-выставок.

                         Литература.

  1. Дроздова С.Б. авт.-сост. Изобразительное искусство. 1,2,3,4 класс. Поурочные планы по учебнику  Н.А.Горяевой, Л.А. Неменской, А.С.Питерских (под ред. Неменского Б.М.).- Волгоград: Учитель, 2006, 2007
  2. Карачкнская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность - М.: Сфера, 2005
  3. Лукашева Л. Русское кружево - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998
  4. Лободина Н.В. Изобразительное искусство. 4 класс. Учитель, В.:  2006
  5. Нетерина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 класс.- М., Владос, 2004
  6. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Книга для учителя-М.:1998
  7. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ - М.:ООО Центр педагогического образования 2007
  8. Соколова-Кубай Н. Узоры из бумаги - Т.: Культура и традиции, 2006
  9. Миловский А. Народные промыслы. М.:1994-М., 2000
  10. Федотов Г. Сухие травы - М.:АСТ-ПРЕСС, 1997
  11. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1979
  12. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2009
  13. Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология.

Интернет-ресурсы:

http://art.1september.ru/ - электронная версия газеты "Искусство" приложение к "1 сентября"

http://festival.1september.ru/articles/510585/, http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по МХК и ИЗО.

Урок ИЗО в начальной школе - конспекты, презентации, аудио- и видео- записи по теме "Народное творчество" (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Коргопольская игрушка, Расписные яйца, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома)

http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.

http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm  Русская игрушка.

http://www.art-olonya.ru/olony68.html  Народные промыслы.

http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html Народные промыслы.