Программа уроков по теме "Атмосфера и климаты Земли" в курсе географии 6-8 классах для учащихся, обучающихся индивидуально (домашнее обучение)

Ионтова Галина Мироновна

Атмосфера и климаты Земли.

 

Тема атмосфера и климаты Земли является одной из основных в школьном курсе географии и в тоже время одной из труднейших для восприятия учащимися.

В процессе изучения этой темы представляется целесообразным выделить следующие цели:

1.   Создать у учащихся устойчивое представление о том, что атмосфера является частью планеты, её газовой оболочкой.

  1. Выявить взаимодействие атмосферы с другими оболочками Земли.
  2. Дать представление о вертикальном строении атмосферы, изменении с высотой свойств воздуха.
  3. Сформировать у учащихся ясное представление о непрерывности и причинах движения воздуха.
  4. Изучить изменения метеорологических элементов во времени и пространстве и периодичность этих изменений.
  5. Ввести понятия «погода» и «климат» и добиться устойчивого понимания различия этих понятий.
  6. Выявить закономерности в распределении климатов на Земле и сформировать устойчивые знания о климатах различных районов земного шара и родного края.
  7. Сформировать представление о практическом применении знаний о погоде и климате в быту и народном хозяйстве.
  8. Дать представление об источниках загрязнения атмосферы , закономерностях распространения примесей и возможных способов защиты атмосферного воздуха.

В процессе изучения темы представляется возможность обучить учащихся приёмам работы с климатическими картами, графиками, диаграммами.

В процессе изучения этой темы представляется возможность показать многообразие природных комплексов на Земле, обсудить связь географии с другими науками, например, биологией и  физикой.


Атмосфера и климаты Земли в 6 классе

 

В 6 классе на изучение этой темы отводится шесть уроков. И ещё один урок отводится на изучение климата Санкт-Петербурга.

 

Урок 1.

Цель этого урока :

  1. Дать  определение атмосферы.
  2. Обсудить состав воздуха.
  3. Вертикальное строение атмосферы.
  4. Изменение с высотой давления, температуры и влажности.

Оборудование: Учебник, фотографии и схемы приборов, профиль температуры, презентация на планшете.

Для детей с нормальной подготовкой урок можно планировать так:

  1. начать с определения газов как веществ, занимающих весь доступный объём.

2. напомнить, что при нагревании все вещества расширяются.

  1. Рассмотреть вопрос о том, что воздух удерживается у Земли силой тяготения, тогда становится понятно, почему в приземном слое сосредоточены наиболее тяжёлые газы, входящие в состав воздуха.
  2. Рассмотреть вертикальный профиль температуры и показать, как выделяется  тропосфера, тропопауза и стратосфера и упомянуть о верхних слоях атмосферы. 
  3. Рассмотреть важность тропосферы для формирования условий в приземном слое, где и живут люди.
  4. Обсудить значение атмосферы в природе Земли.
  5. Рассказать о метеорологических наблюдениях.

Для слабых детей:

  1. Дать определение атмосферы.
  1. Рассмотреть состав воздуха.
  2. Назвать основные слои атмосферы и указать на то, что все явления погоды происходят в тропосфере.
  3. Обсудить значение атмосферы в природе Земли.
  4. Рассказать о метеорологических наблюдениях.

Домашнее задание:  параграф 35.


Урок 2.

 

 

Температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры. Понятие о средней суточной и месячной температуре. Понятие о многолетней средней температуре.

Оборудование урока:  учебник, данные наблюдений за температурой за несколько суток, и средние месячные, листы миллиметровки.

План урока примерно одинаков для всех детей:

  1. Опрос по домашнему заданию и прояснение тех вопросов, которые вызвали затруднения на прошлом уроке.
  2. Введение понятия температуры. Активизация собственного опыта ребенка по восприятию температуры.
  3. Построение и анализ графиков суточного хода температуры.
  4. Введение понятия средняя месячная и средняя суточная температуры.
  5. Введение понятия многолетняя средняя температура.
  6. Построение и анализ графиков годового хода температуры в Петербурге, Москве и ещё каком-либо пункте, о климате которого у ребёнка есть собственное представление (например, там живут его родственники, он там отдыхали т.д.)

Анализ графиков годового хода обязательно должен включать в себя рассмотрение вопросов о максимальных и минимальных средних месячных температурах, а также о максимальных и минимальных наблюдённых температурах, продолжительности безморозного периода, периода вегетации.

Обсуждение этих вопросов помогает объяснить ребёнку практическую ценность всей работы по изучению климатических параметров.

Домашнее задание: параграфы 37,38.

 

 


Урок 3.

        Распределение тепла и света на земной поверхности. Атмосферное давление.

       

Цель урока: Дать представление о природе неравномерного нагрева земной поверхности. Ввести определение атмосферного давления и закономерности его изменений с высотой и по земной поверхности

Оборудование урока: учебник, физическая карта России, климатическая карта суммарной радиации.

План урока.

  1. Урок начинается с проверки домашнего задания и выяснения вопросов, которые вызвали затруднения при его выполнении.
  2. Изучение нового материала начинается с просьбы показать на физической карте России наиболее тёплые и холодные территории страны. Обычно дети уверенно показывают, что холодные районы расположены на арктическом побережье, а тёплые на юге страны.
  3. Естественно возникает вопрос о причинах такого, широтного, распределения тепла.

В ответ на этот вопрос разбирается рис.94. Здесь наиболее подготовленным детям логично продемонстрировать карту распределения суммарной радиации.

  1. Далее разбирается  вопрос о смене времён года рис 95 и освещении Земли 22 декабря и 22 июня рис 96
  2. Даётся ответ на вопрос о том, почему на картах выделены полярные круги и тропики рис 96.
  3. Выяснив причину  широтных различий в нагреве поверхности Земли, логично перейти к вопросу о различии свойств подстилающей поверхности и влиянии этого различия на нагрев воздуха. Здесь уместно ещё раз напомнить о том, что воздух нагревается от поверхности Земли. Далее ребёнку предлагается вспомнить жаркий летний день на пляже и его собственные ощущения при переходе с песчаного пляжа в воду (песок и вода получают одинаковое количество тепла, но вода холоднее). Это наглядно демонстрирует разницу в нагреве подстилающей поверхности.
  4. Итак, понятно, что над различными участками земной поверхности воздух нагрет по-разному, следовательно, одна и та же масса воздуха разной температуры будет занимать разный объём и оказывать разное давление на единицу площади. Т.е. давление зависит от температуры.
  5. Далее разбирается зависимость давления от высоты, для этого используется рис 80.

Домашнее задание: параграфы 36 и 44.

Объём материала, обсуждаемого на этом уроке очень велик и его освоение сильно зависит от предидущей подготовки ребёнка.

Если ребёнок затрудняется в освоении такого количества материала, из плана урока можно исключить, например, обсуждение вопросов смены времён года, поясов освещённости, пункта 5 этого плана.


Урок 4.

        Тема урока: Ветер.

Оборудование урока: учебник, данные о направлении ветра в различных районах, миллиметровка и карандаш для построения роз ветра.

Цель урока: дать понятие о ветре, как векторной величине, обсудить значение ветра в восприятии человеком погодных условий.

План урока.

  1. Урок начинается с проверки знаний, усвоенных на предыдущих уроках. Особое внимание уделяется тому, что на разных участках земной поверхности температура и давление различны. Из этого следует, что должно возникать движение воздуха как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Вертикального движения воздуха человек не ощущает. Здесь достаточно упомянуть о том, что вертикальное движение воздуха может быть восходящим и нисходящим.

 

  1. Ребёнку предлагается вспомнить свои ощущения в тот момент, когда он выходит из дома в ветреный день. Какой может быть ветер? Ответ: сильный или слабый.
  2. Откуда дует ветер? Ответ: в лицо, в спину, справа, слева. Т.о. ребёнок подведён к восприятию определения ветра как горизонтального движения воздуха.
  3. Когда мы собираемся выйти на улицу и слушаем сообщение о погоде по радио,
  4. нас интересует ответ на два вопроса: сильный ветер или слабый и в каком направлении он дует. Здесь нужно объяснить, что понятия «сила ветра» в науке не употребляется и на метеостанциях измеряется скорость ветра. Итак, для полного описания ветра нам необходимо измерить два параметра: его скорость и направление. Оба они измеряются одним из старейших метеорологических приборов: флюгером.
  5. Кроме того, для измерения скорости ветра используется анемометр.
  6. Скорость ветра обрабатывается как любая скалярная величина в метеорологии т.е. вычисляются средние суточные и месячные скорости ветра, изучается суточный и годовой ход. Обычно скорости ветра ночью меньше чем днём и летом меньше чем зимой.
  7. Далее объясняются правила обработки данных о направлении ветра и построения розы ветров.
  8. Строится роза ветров для Петербурга.
  9. Обсуждается схема возникновения бриза и муссона. Рассматривается роза ветров Владивостока.
  10. Обсуждается вопрос о практическом применении климатических данных о ветре.

Домашнее задание: параграф 39


Урок 5

 

Тема урока: Водяной пар в атмосфере. Облака и осадки.

Оборудование урока: учебник, фотографии облаков, банка в холодильнике, презентация.

Цель урока: Ввести понятия абсолютной и относительной влажности, насыщенного и ненасыщенного воздуха. Рассмотреть процесс образования облаков и осадков. Измерение количества осадков. Распределение годовых сумм осадков по территории России.

В процессе изучения этого материала очень важно довести до сознания наиболее подготовленных детей, что все движения в атмосфере подчиняются законам физики. Трудность заключается в том, что в 6 классе физика ещё не проходится и опираться приходится  на курс природоведения или естествознания.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Определение абсолютной влажности.
  3. Введение понятия насыщенного и ненасыщенного воздуха. Обычно этот вопрос труден для понимания. Можно привести такой пример: зимой, если отключают отопление в доме, уже через несколько часов в квартире ощущается сырость. Откуда берётся эта влага? Ответ учителя: температура в квартире понизилась и часть водяного пара сконденсировалась. Можно вынуть из холодильника банку и продемонстрировать капельки воды, объяснив, что это конденсат, выделившийся вследствие охлаждения тёплого воздуха в комнате на холодной банке. Далее разбирается рис.87.
  4. Вводится понятие относительной влажности. Обязательно упоминается о том, что в сообщениях о погоде по радио даются значения относительной влажности.
  5. Облака. Рассматривается схема образования конвективных и фронтальных облаков(разумеется без упоминания этих терминов) и схема возникновения дождевых капель, града и снега. Обсуждается вопрос о продолжительности и интенсивности осадков из разных форм  облаков.
  6. О наблюдениях за осадками.
  7. Климатические характеристики осадков на территории России.

Домашнее задание: параграфы 40,41.

 

С наиболее сильными детьми можно успеть обсудить такие явления как роса, туманы разного происхождения, иней.

 

Урок 6

 

Тема урока: Погода и климат.

Цель урока: Ввести понятия погоды и климата, закрепить понимание различия этих понятий, дать чёткое представление о том какими величинами они определяются и в каких областях человеческой деятельности используются.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение пройденного материала с упором на то, что при изучении каждого параметра  (температуры, давления, солнечной радиации, ветра, влажности, осадков), мы говорили об их значениях в данный момент времени и о многолетних средних значениях. Т.о. мы говорили о характеристиках погоды и климата.
  3. Определение погоды и климата.
  4. Сферы применения данных о погоде и климате.

Практически этот урок можно считать обобщающим по теме «атмосфера»


Урок 7

Тема урока: Климат Санкт-Петербурга.

Цель урока: Показать основные параметры климата родного города; в процессе построения розы ветров и  графика годового хода температуры, закрепить, приобретённые умения, продемонстрировать изучаемые параметры климата, которые до сих пор не упоминались, например, количество общей облачности, повторяемость туманов, гроз, сильных ветров и т.д.; сравнить климатические параметры Петербурга и, например, Москвы и показать чем определяется суровость нашего климата .

План урока:

  1. Ребёнку предлагается построить годовой ход температуры и  влажности, розу ветров, график годового хода осадков. Для экономии времени для этого выдаётся подготовленный материал: листы миллиметровки с проведёнными осями координат.

Наиболее сильным детям предлагается обозначить оси самостоятельно.

  1. Демонстрируется такой же материал для Москвы и проводится сравнительный        анализ графиков. Почти все дети слышали разговоры о плохом климате Петебурга, уже на этих графиках можно показать, что у нас выше влажность, длительнее зима,  меньше дней со штилем.
  2. В процессе этой работы проверяется как ребёнок усвоил весь материал темы. Далее в зависимости от возможностей ребёнка ему демонстрируется  возможно большее количество параметров климата города с просьбой по возможности оценить их влияние на условия жизни людей.

В процессе проведения этого урока очень много возможностей варьировать количество и сложность обсуждаемого материала в зависимости от способностей, подготовленности и интересов ребёнка.

Обычно представление о неблагоприятности климата связано с представлением об очень низких температурах. В Петербурге низкие температуры наблюдаются редко. Представляется интересным показать, что жестокость погоды в нашем городе связана с малой продолжительностью дня зимой, с высокой повторяемостью сплошной облачности, высокой влажностью и ветрами.

 

 

Атмосфера и климаты Земли в 7 классе.

 

Изучение этой темы в 7 классе разделяется на две части: в начале учебного года изучаются общие закономерности распределения климатов на Земле, а затем, в течении всего года, конкретные климатические условия различных регионов мира.

В процессе изучения общих закономерностей  распределения климатов Земли и их  классификации, представляется наиболее важным сформировать чёткое представление о взаимосвязи и взаимодействии всех компонентов природы; о силах, обуславливающих движение воздуха, сформировать представление об общей циркуляции атмосферы, установить связь климата с растительностью и животным  миром, т.е. рассмотреть классификацию климатов по Л.С.Бергу. Необходимо сформировать умение использовать климатические карты.

В процессе изучения климатов отдельных регионов представляется логичным параллельно добиваться понимания двух аспектов: 1. как проявляются мировые закономерности в данном районе и почему возникают некоторые отклонения от этих закономерностей т.е. рассмотреть взаимодействие макро- и мезопроцессов. 2. Изучить параметры климата района и то, как влияют климатические условия на жизнь, хозяйственную деятельность, быт и обычаи народов.

Наиболее сложным для восприятия несомненно являются вопросы движения воздушных масс, их трансформации и влияния на климат. Для многих детей само понятие «воздушная масса» является трудным, поэтому представляется допустимым со слабыми  детьми эти вопросы вообще не рассматривать.


Урок 1

Тема урока: Распределение солнечной радиации, температуры и давления воздуха на Земле. Климатические карты.

Цель урока: Сформировать знания о закономерностях распределении этих параметров по поверхности Земли; дать понятие о климатических картах и источниках данных, которые на них наносятся, научить пользоваться этими картами.

Оборудование урока: учебник, атлас, карта распределения средних годовых температур.

План урока:

  1. Повторение пройденного в 6 классе. Особое внимание уделяется причинам неравномерного нагрева земной поверхности, причинам вертикального и горизонтального движения воздуха. Вопрос о роли атмосферы в природе Земли чаще всего не вызывает затруднений и его можно оставить для самостоятельного изучения.

Обязательно повторение понятий о многолетних средних значениях метеорологических элементов.

  1. Ребёнку предлагается карта с нанесёнными на ней значениями средних многолетних годовых температур и даётся задание провести линию, которая отделит район, где температуры ниже –10 гр.( т.е. провести изотерму –10гр). Большинство детей справляется с этой задачей с интересом и давольно быстро. Иногда для экономии времени приходится помогать. (Исходная карта сделана мною и каждому ребёнку выдаётся ксерокопия.) Далее проводится изотермы 0 гр, 10гр, 20гр и т.д. Таким образом ребёнок сам построил климатическую карту распределения средних годовых температур. Остаётся только сказать, что проведённые им линии называются изотермы и по аналогии бывают ещё изобары и т.д. Далее можно предложить проанализировать карту распределения суммарной радиации и т.о. закрепить понятие о климатических картах и вспомнить о связи между количеством приходящей радиации и температурой.
  2. Распределение атмосферного давления изучается по схеме рис.13 учебника и схеме ОЦА ( см учебные пособия).

Домашнее задание: параграф 5.

 

Порядок проведения этого урока и его эффективность очень сильно зависят от предыдущей подготовки и возможностей ученика. Иногда, когда выясняется, что у ребёнка большие пробелы в знаниях за 6 класс, приходится весь урок посвещать восстановлению программы 6 класса; тогда в зависимости от возможностей ребёнка, параграф 5 даётся для самостоятельного изучения, а карта строится в процессе проверки домашнего задания на следующем уроке, или все новые вопросы оставляются на обсуждение на следуюшем уроке. Тогда, в качестве домашнего задания, предлагается повторение записей, сделаных на уроке, т.к. учебника 6 класса у ребёнка обычно нет.


Урок 2

Тема урока: Распределение осадков, воздушные массы, постоянные ветры.

Цель урока: Изучить распределение осадков на Земле; дать представление о воздушных массах, их свойствах, причинах и характере их движения и  трансформации; дать понятие о постоянных ветрах.

Оборудование урока: учебник, атлас, климатические карты.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение всего, что ребёнок знает об осадках и условиях их формирования из собственного опыта и курса 6 класса.
  3. Изучение карты распределения осадков во взаимосвязи с картой распределения давления.
  4. Введение понятия «воздушная масса» и её свойства, обсуждение причин движения воздушных масс и их трансформации.
  5. Постоянные ветры, причины их возникновения и размещения на Земле.

Домашнее задание §6.

 

На этом уроке обсуждается пожалуй самый трудный вопрос курса 7 класса понятие воздушной массы. Дети с трудом могут осознать каким образом  одна воздушная масса отделяется от другой и как происходит их взаимодействие. Представляется целесообразным показать фронтальную поверхность на схематическом рисунке или просто напомнить резкое ( в течении нескольких часов) изменение погоды .

Очень важно провести совместный анализ карт распределения осадков и давления т.к. это даёт возможность ещё раз установить взаимосвязь сумм приходящей  солнечной радиации, вертикальных движений в атмосфере и процессов конденсации и выпадения осадков.


Урок 3

Тема урока: Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Оборудование урока:  учебник, атлас.

Цель урока:  проанализировать параметры классификации климатов, изучить климатические пояса и параметры  климата, характерные для каждого из них; проанализировать климатообразующие факторы.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Ребёнку задаётся вопрос чем по его мнению различаются климаты различных мест?

Выясняется, что климат  может быть тёплый и холодный, влажный и сухой и т.д.

  1. Далее следуют вопросы: где расположены наиболее теплые и наиболее холодные районы?  Где наблюдается наибольшее и наименьшее количество осадков? Т.е. проводится совместный анализ карт распределения температуры и осадков. Т.о. достигается сразу несколько целей: повторяется ранее пройденный материал, закрепляются навыки работы с климатическими картами, вырабатываются навыки в установлении причинно-следственных связей.
  2. Анализируется карта климатических поясов, как результат проведённого исследования.
  3. Далее разбираются названия климатических поясов и уточняются их климатические характеристики.
  4. Ребёнку ставится вопрос: почему в разных местах разный климат? В процессе поиска ответа на этот вопрос выявляются все климатообразующие факторы.

Домашнее задание: параграф 7.

Разница в проведении этого урока для детей с разными возможностями состоит в разной степени помощи учителя.

 

На этом изучение общих вопросов в программе 7 класса заканчивается.

В процессе изучения климата материков необходимо добиться понимания ребёнком разницы в освещении макро- и мезопроцессов, добиться прочного усвоения представлений о климате разных районов; для наиболее сильных учеников особенно важно обсудить причины нарушений закона широтности распределения климатов.

Для хорошего освоения материала недостаточно изучения климатических карт, климатограмм и т.д.

Хорошие результаты даёт использование отрывков из различных произведений, например, из северных рассказов Дж. Лондона; Ф. Купера; и др. В зависимости от  эрудиции ребёнка такой материал может быть различен и дополнен просмотром научно-популярных книг с хорошими иллюстрациями.


             Тема атмосфера и климаты Земли в 8 классе.

В восьмом классе заканчивается курс физической географии вообще и изучение атмосферы в частности. Поэтому практически для всех учащихся представление о процессах, происходящих в атмосфере, сформированное в этом учебном году, останется  навсегда. Как и в 7 классе программа распадается на две части: общее понятие о процессах, происходящих в атмосфере, и знания об особенностях климата разных районов России.

В ходе изучения процессов, происходящих в атмосфере и закономерностей распределения климатов наиболее важным представляются следующие:

  1. Углубление понятия «климатообразующие факторы.»
  1. Детализация понятия “ общая циркуляция атмосферы”.
  2. Чёткое разграничение понятий климатических и погодных фронтов, циклонов и антициклонов.
  3. Углубление знаний о классификации климатов.
  4. Проблемы загрязнения и защиты атмосферного воздуха.

В значительной степени почти все эти вопросы уже рассматривались в курсах 6 и 7 классов, но к 8 классу появляется возможность при рассмотрении проблем движения в атмосфере опираться на знания, полученные в курсе физики.

Настоящее планирование построено для работы с учебником “ География природа России” И.И.Бариновой.

На изучение этого материала отводится 5 часов.


Урок 1.

Тема урока: Климатообразующие факторы на территории России.

Оборудование урока: учебник, климатические карты, конспект урока.

План урока:

  1. Повторение, пройденного в 6 и 7 классах.

Основные понятия, необходимые для изучения темы урока уже были введены в курсах 6 и 7 классов и формально можно было бы просто напомнить основные понятия, но опыт показывает, что у большинства учащихся знания по этой теме слабые.  В связи с этим часто приходится просто заново вводить такие понятия как климат и погода, метеорологические наблюдения, средние многолетние значения и т.д.

В учебнике эти вопросы практически не освещены. Запись в тетрадь для последующей проработки этих вопросов при выполнении домашнего задания заняла бы на уроке слишком много времени, поэтому каждому ребёнку выдаётся конспект урока, подготовленный мною.

  1. Широта места – основной климатообразующий фактор.
  2. Различия в свойствах подстилающей поверхности – одна из основных причин различного нагрева  воздуха и движения воздушных масс.
  3. Общая циркуляция атмосферы. В процессе обсуждения влияния этого фактора на климат территорий необходимо проработать вопрос о том, что речь идёт о климатических, т.е. средних многолетних параметрах траекторий перемещения воздушных масс и, следовательно, расположения атмосферных фронтов, которые изображены на рис 26 в учебнике. Необходимо помнить о том, что этот вопрос очень сложен для восприятия и его, по-моему, стоит обсуждать только с очень сильными учениками да и то при наличии свободного времени. Для всех остальных достаточно просто вспомнить о наличии поясов высокого и низкого давления и, как следствие, перемещения воздуха из области высокого давления в область низкого давления и  западно – восточный перенос. Совершенно неправильно здесь рассматривать вопрос о строении циклонов, антициклонов и фронтов т.к. это явления не климатические, а погодные.
  4. Рельеф. Влияние рельефа на климат очень хорошо выявляется на карте распределения годовых сумм осадков.  

Урок 2.

Тема урока: распределение средних многолетних значений некоторых метеорологических элементов и типы климатов на территории России.

Оборудование урока: учебник, атлас, климатические карты, конспект.

План урока.

  1. Распределение суммарной радиации.
  2. Распределение температуры в январе и июле.
  3. Распределение давления.
  4. Распределение сумм осадков.

Анализ климатических карт быстро приводит к выделению арктического, субарктичесого и умеренного поясов. Далее возникает вопрос о различиях климатических характеристик внутри умеренного пояса. Исследуя распределение температуры зимой и летом необходимо подвести ученика к тому выводу, что разность многолетних средних месячных температур температур сильно различается в различных районах страны. Этот вывод подтверждается  климатической картой амплитуд температур на территории России. Поскольку степень континентальности климата определяется именно этим параметром остаётся только назвать типы умеренного климата на территории страны. Представляется важным в ходе этого урока ещё раз напомнить о влиянии океана на климат.

Домашнее задание: параграф 10.

В ходе этого урока разница в работе с учениками с разными интеллектуальными возможностями состоит в различной степени помощи при анализе климатических карт Для многих, например, сведения о том, что лето в Якутии достаточно жаркое, оказываются неожиданными и иногда даже воспринимаются с недоверием.


 

Урок 3.

Тема урока: Погода и причины её изменчивости; циклоны, антициклоны и фронты; прогноз погды.

Оборудование урока: учебник, конспект, образцы синоптических карт.

План урока:

  1. Определение понятия погода. Активизация собственного опыта ребёнка в изменчивости погодных условий.
  2. Ученику предлагается  карта, с нанесённой синоптической ситуацией характерного циклона. Такая карта мною подготовлена, и каждому ученику выдаётся ксерокопия.

Здесь уместно вспомнить о метеорологических станциях и наблюдениях. Обязательно упомянуть о том, что на этой карте представлена не вся информация, которой располагает синоптик. Далее ребёнку разъясняется какая именно информация оказалась в его распоряжении, и правила проведения изобар. Далее предлагается найти станицю с наименьшим давлением и, с помощью учителя, проводится первая изобара. Затем проводятся и все остальные изобары. Т.о. оказывается исследованным поле давления. Далее происходит анализ поля температуры и выявляются участки территории, где на небольшом расстоянии значительна разность температур. Т.о. выявляются зоны фронтов. Далее можно предложить ребёнку вспомнить как выглядит синоптическая карта, которую каждый вечер показывают по телевизору в передаче прогноза погоды. Остаётся проанализировать разницу в свойствах воздушных масс, и поговорить о передвижении воздушных масс и влиянии этого движения на перемены в погодных условиях.

3. Выдаётся карта с синоптической ситуацией антициклона. На анализ этой карты  обычно не хватает времени на уроке, поэтому анализируются только погодные условия и выявляется центр антициклона, а анализ барического поля остаётся как часть домашнего задания.

Домашнее задание: параграф 9 стр 59-60, конспект, доработка карты.

Такая форма изучения циклонов и антициклонов, на мой взгляд, имеет некоторые преимущества перед обычной. Нужно признать, что она вряд ли возможна в условиях многолюдного класса, где помочь каждому ребёнку в отдельности невозможно. Однако, для условий индивидуального обучения она весьма эффективна. Во-первых ,сама по себе работа с синоптической картой вызывает интерес, во- вторых трудный для понимания материал подаётся постепенно и как результат собственной исследовательской деятельности, а это, в свою очередь, способствует хорошему усвоению материала. Давольно часто приходится слышать от детей, что они после этого урока смогли объяснить домашним о чём говорят в прогнозе погоды по телевизору. Разница в работе с детьми разных способностей состоит в различной степени помощи при анализе карт. В некоторых случаях, если, например, у ребёнка плохо развита мелкая моторика, приходится проводить изобары самой. Некоторые дети затрудняются разобраться в многочисленных значках. Таким детям приходится просто по карте показывать где какая погода. Но в большинстве случаев урок проходит оживлённо  и материал хорошо запоминается.


Урок 4.

 Тема урока: Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Применение знаний о погоде и климате. Опасные явления, связанные с погодными условиями на территории страны. Климатические ресурсы.

Оборудование урока: учебник,  карта селеопасных районов, карты повторяемости высоких скоростей ветра, туманов, ливней, гроз, гололёда, конспект.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Беседа о собственных представлениях ребёнка о влиянии климатических факторов на условия жизни людей. В процессе разговора обычно вспоминаются холодные зимы, сильные ветра, поздние заморозки, засухи и т.д. Отсюда просто перейти к агроклиматическим ресурсам и влиянии климата на сельское хозяйство. Эти вопросы хорошо освещены в учебнике и  могут быть, в основном, оставлены для самостоятельной проработки.
  3. Влияние условий погоды на работу авиационного, морского, автомобильного транспорта; на работу строителей, портов и т.д. Штормовые предупреждения. Обсуждение этих вопросов обычно вызывает живой интерес и не представляет особых трудностей в восприятии.
  4. Использование климатических данных обычно требует более подробных объяснений. Здесь уместно рассказать о том, что климатические данные о температуре нужны для расчётов отопления в домах, а о ветре для расчётов прочности высоких сооружений, например, телебашен или ретрансляторов, о количестве снега необходимо знать при расчётах прочности крыш особенно больших по площади сооружений, например, больших цехов или крытых стадионов.

Домашнее задание: параграф 11, конспект.

Основная цель этого урока показать практическое применение метеорологических знаний и закрепить в сознании ребёнка весь материал по теме, которая часто воспринимается с трудом из-за того, что её трудно проиллюстрировать. В процессе обсуждения поставленных вопросов в зависимости от интересов и собственного опыта ребёнка разумно обсуждать различные аспекты темы. Например, если в семье есть дача, интересно рассмотреть вопрос о заморозках и температуре вегетации; если есть машина, интересен вопрос о повторяемости гололёда и длительности  снежного покрова и т.д.   


Урок 5.

Тема урока: Загрязнение и защита атмосферного воздуха.

Оборудование урока: учебник, карта самоочищающей способности атмосферы, конспект.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Источники етественного загрязнения атмосферы.
  3. Источники антропогенного загрязнения атмосферы.
  4. Наблюдения за загрязнением атмосферы; понятия ПДК и ПДВ.
  5. Климатические факторы распространения примеси в атмосфере, карта самоочищающей способности атмосферы.
  6. Способы борьбы с загрязнением атмосферы.

Домашнее задание: конспект.