Особенности логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.

Рахматулина Марина Шамильевна

Логопедическая коррекция для детей с нарушением зрения имеет огромное компенсаторное и социальное значение. Речь для этих детей является ведущим средством познания действительности.

            По определению  Р. Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрелого ребёнка. У детей со зрительной патологией чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развита общая и мелкая моторика, наблюдаются проблемы в познавательной сфере. Нечёткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-грамматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. Следовательно, можно говорить о системных нарушениях речи у детей с дефектами зрения, при которых имеется расстройство речи как целостной функциональной системы и совместное нарушение её ведущих компонентов (фонетического, лексического, грамматического).

Логопедическая работа занимает существенное место во всей системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, в целях компенсации последствий зрительной патологии и подготовки их к обучению в школе. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей, в повседневной жизни. Тем не менее формирование речи в ходе непосредственной образовательной деятельности является главной задачей. При организации подобных мероприятий со слабовидящими детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения. Дидактический материал подбирается соответствующей величины, интенсивности окраски, объёмности. Следует использовать фон, улучшающий зрительное восприятие. Должны быть в наличии подставки, позволяющие рассматривать объект в вертикальном положении (кроме детей с расходящимся косоглазием). Большое внимание уделяется развитию сохранных анализаторов (слух, обоняние, осязание). Индивидуальная работа, непосредственно-образовательная деятельность проводится в игровой форме с элементами двигательной активности. Это помогает чередовать интеллектуальную, речевую и зрительную нагрузки с двигательной. Обязательным условием проведения коррекционной работы является гимнастика для глаз, игры и упражнения на развитие зрительных функций.

Эффективны в коррекционной работе со слабовидящими детьми задания на развитие понимания «перспективы». Так, например, в логопедической работе по развитию связной речи при рассматривании сюжетной картины рекомендуется предложить детям определить, что находится на переднем плане, на заднем, что выше, что ниже, что в правом верхнем углу, что в левом нижнем и т.д. В коррекционной работе по развитию лексики, грамматического строя речи педагогам необходимо привлекать все сенсорные функции к ознакомлению с объектами. В работе по ознакомлению с окружающим большое значение придаётся роли слова. Следует помнить, что при рассматривании всегда идёт беседа.

Особое внимание хочется уделить развитию фонематического слуха и слухового внимания у слабовидящих дошкольников, т.к. у данной группы детей отмечается недостаточная чуткость к звуковой структуре речи, слабая познавательная активность и отсутствие интереса к этой стороне вопроса. Учитывая особенности слабовидящих детей, логопед подбирает наиболее подходящий раздаточный материал для развития фонематических процессов. Так, например, для звуко-буквенного анализа слов детям предлагаются объёмные горошины, бусины, машинки красного, синего и зелёного цветов. Для слогового анализа ребятам предлагаются брусочки, кубики с помощью которых дети выкладывают слоговые схемы слов. Также у детей с нарушением зрения часто наблюдаются трудности в усвоении грамоты, а именно: «зеркальное» написание букв и несоразмерность элементов букв; неправильное пространственное расположение элементов букв по сравнению с образцом; нарушения сходных по конфигурации букв, неравномерность расположения букв на линии письма; полное отсутствие зрительного образа букв в памяти и др. Поэтому учителем-логопедом на непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте решаются следующие задачи по формированию зрительной культуры детей:

·       учить рационально использовать зрение при освоении грамоты;

·       развивать умение выполнять целенаправленные движения глазами в процессе знакомства с буквами;

·       формировать зрительные представления о графическом образе буквы.

Вместе с тем неотъемлемым в логопедической работе должно быть совершенствование общей и мелкой моторики, координации, ориентировки в пространстве и конструктивногопраксиса. Итак, коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

·       Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см) адаптированные с учётом рекомендаций тифлопедагога дидактической игры и пособия; использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; наличие подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении.

·       Выбор методов и приёмов с учётом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций уровня развития восприятия, периода лечения.

·       Индивидуальный и дифференцированный подход с учётом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребёнка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребёнка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания.

·       Создание условий для лучшего зрительного восприятия при  поведении непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

Соблюдение всех принципов ведения логопедической коррекции со слабовидящими детьми создаёт ту целостную систему, которая обеспечивает речевую базу для полноценного школьного обучения.

 

                                          Литература:

 

1.    Волкова Л.С. «Логопедия», М. : Просвещение, 1989.

2.    «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида» под ред. Л.И. Плаксиной, М. : Просвещение, 1980.

3.    Никулина Г.В. «Охраняем и развиваем зрение», СПб. : Детство- Пресс, 2002.

4.    «Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях», М. : Просвещение, 1978.

5.    «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения» под ред. М.И. Земцовой, М.: Просвещение, 1978.