Методические материалы

Дьячкова Ольга Алексеевна

предлагаю краткие методические разработки некоторых тем, использующихся в практике музыкального образования. Это обобщенный материал с примерными играми, упражнениями, творческими заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкально-речевые игры. Их роль в развитии речи дошкольников.

Речевые игры – одна из форм творческой работы и в музыкальном воспитании, и в развитии речи. Доказано, что музыкальный слух развивается  совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма, регистр, звуковысотный рисунок, штрихи, фразировка, тесситура, фразировка, акцентуация – являются характерными и для речи. А ритмизованная и озвученная инструментами речь по сути является музыкой.

Идея широко использовать речь в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу(немецкий композитор и педагог), и за 50 лет существования распространилась в педагогическом мире повсеместно. В её основе общность выразительных средств речи  и музыки, прежде всего ритма

В процессе использования речевых упражнений наряду с элементарным музицированием решаются следующие задачи:

  1. Развитие творческих способностей детей, в том числе:

эмоциональной отзывчивости, слухового внимания, чувства ритма.

  1. Формирование представление о форме и структуре произведений.
  2. Развитие звуковой культуры речи, связной речи и её грамматического строя.
  3. Улучшение дикции детей.
  4. Способствование развитию речи посредством использования пальчиковых игр.
  5. Побуждение к импровизации в различных видах деятельности.
  6. Укрепление голосового аппарата.
  7. Обучение детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движение, мимику.

Речевые игры и упражнения могут сопровождаться движениями, звучащими жестами(хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских, музыкальных инструментов – металлофонов,ксилофонов…, шумовых инструментов, в том числе и самодельных («шуршалок», «свистелок»).

        Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, считалки, дразнилки. Особое внимание следует уделять звучанию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-тух-тух», «рики-таки», «эне-бене-раба», «мисли- масли-кумпа-тели». Об этом, в частности, очень подробно писал К. Чуковский в книге «От 2 до 5», посвященной формированию и развитию детской речи. А известный музыковед М.Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

        Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. И декламация в сочетании с ритмом легче усваивается детьми. Ритм, заключенный в словах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прихлопывается,, притопывается, переносится на шумовые инструменты. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

        Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяет детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

        Речевые игра и упражнения следует проводить на речевых, музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

        Одним из видов речевых игр является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Эффективным видом работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, нормализации и регулированию темпа и ритма  высказывания. В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцируемых «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата. Наличие этой связи позволяет контролировать дыхание и артикуляцию.

        

   Нашим педагогам знакомы такие логоритмические упражнения, как: «Мы летим над облаками», «Краснощекий помидор», «Чемоданы собираем», «Дождик», «Снег-снежок», «Мы по Африке гуляем», «Пирог» и другие.

 Для детей 3-х лет я рекомендую речевые игры «Похлопаем», «Молоток», «Барабан»… (М.П.2005-2-29).

Для детей 4-х лет: «Подметаем», «Шлёп-шлёп», «Киски» и др. (М.П. 2005-2-30).

Для детей среднего возраста: «Здравствуй», «Утречко» и др. (М.Р.2006-1-14; М.П.2002-2-27)

Для детей старшего возраста: «Как у бабушки Наташи», «Федя-Медя», «Барабек» (М.Р. 2007-1-13,) «Скачите, палочки», «Лягушки»… (М.П.-2002-2-27)

Для детей подготовительной к школе группы: «Две подружки», «Разыгра» (М.П.2002-4-31),  «Берёзка», «Турист», «Волна», «Клавиши» и др. (М.П.2005-2-27).

                                        Дьячкова О.А.

Музыкальный руководитель  СП ГБОУ ООШ№2 п.г.т. Новосемейкино «д\с № 17».

сенттябрь 2013г.



Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры и танцы в развитии дошкольников

Коммуникативные игры и танцы – это, в основном, игры и танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания, соревнования (кто лучше спляшет) и т.д.

        Происхождение этого материала связано с фольклором разных стран и народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и в самостоятельной детской деятельности  породило множество вариаций.

        Ценность и польза коммуникативных игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми -  и в непосредственно образовательной деятельности, на праздниках, развлечениях, то есть, в любой совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной детской деятельности. Поскольку коммуникативные игры и танцы являются материалом доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать  и в коррекционную работу с детьми.

        В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления работы:

  1. Развитие динамической стороны общения; легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  2. Развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  3. Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Наиболее  популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнёров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание.

        Ценность  танцев со сменой партнёров также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены  в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

        Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

        Привожу несколько описаний игр-танцев со сменой партнёров.

«Светит месяц» (Россия)

Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

Выполняют 4 приставных шага с притопом в конце фразы. Затем те же движения влево.

Обмен хлопками с партнёром.

Дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнёру по линии танца. Танец повторяется несколько раз.

«Брейк-миксер» (США)

Дети стоят парами, держась за руку партнёра в произвольном порядке.

Шагают парами в произвольных направлениях.

На 4-х шагах разворачиваются лицом друг к другу. Выполняют 3 хлопка, затем 3 притопа. Кружатся со своим партнёром.

Происходит смена партнера и вращение с ним.

Танец повторяется несколько раз. Особый азарт придает непарное количество участников. В этом случае при каждом повторе кто-то рискует остаться без пары, что, с одной стороны активизирует игроков-танцоров, с другой – учит с юмором и оптимизмом относиться к временному проигрышу.

«Ножка» (Бразилия)

Дети стоят парами по кругу лицом  друг к другу.

Выполняют движения правой ногой: вправо-приставить, вперёд-приставить. Те же движения левой ногой.

Меняются местами с партнёром, хлопают друг друга по ладоням. Ещё раз меняются и снова с хлопком в конце.

Дети внутреннего круга переходят к другому партнёру по линии танца.

«Перекрестный танец» (Польша)

Дети стоят по 4 человека, подняв правую руку вверх. А левой, согнутой в локте держатся за локоть партнёра своей маленькой команды.

Выполняют 4 шага по кругу вправо.

Затем меняют руки и выполняют 4 шага влево.

Разъединяют руки, кладут их себе на пояс и делают 3 прыжка в центр кружка, затем 3 обратно. На сигнальный звук нужно построиться в новые команды с исходным положением рук.

В практике нашего детского сада закрепилось использование некоторых коммуникативных игр – танцев.

Это, например, «Бинго» (американская игра) –подготовительная к школе группа;

коммуникативный танец «Приглашение» (русская народная мелодия) – средняя, старшая группа;

игра-танец «Дразнилка» авторская разработка С.Насауленко –подг. Гр.

«Обезьянки и тигр» этого же автора. (ж. «Колокольчик», 1999г. № 12)

В средней группе мы периодически  танцуем парный коммуникативный танец Полька «До свидания». (эстонская народная мелодия) (Н.Кукловская, П. Хаймович «Музыкально ритмические движения в детском саду» Киев, 1968г., стр.154)

С детьми старшей группы мы танцевали коммуникативный танец «Вальс» с мамами тоже со сменой партнёров (Ж. «Музыкальная палитра»).

Традиционной для многих детских садов является коммуникативный игровой танец «Каравай» (русский народный ). В каждой группе своя интерпретация движений. В этой игре есть выигрышная позиция для неуверенных в себе детей, непопулярных в коллективе. Когда они выбирают в качестве именинника, они знают наверняка, что с ними пойдет танцевать любой приглашённый. В другой ситуации такой уверенности может не быть.

Хочется предложить некоторые коммуникативные игры и танцы:

«Танец пастушков» (Франция) Ж. «Музыкальная палитра» 2003-3-5.

«Здравствуйте» (М. Картушина) ж. «М.П» 2006-4-24

«Полька» (А. Буренина) ж. М. П. 2007-2-34

«Заиньки-зайка»( мл. возраст), ж. «Колокольчик»1999г., №12

«Игра с колокольчиком» (ср. возраст), ж. «Колокольчик»1999г., №12

«Барашки и волк» (ст. возраст), ж. «Колокольчик»1999г., №12

«Колечко» (ст. возраст)  ж. «Колокольчик»1999г., №12

                                        Музыкальный руководитель детского сада №17

                                        Дьячкова О. А.       январь 2013г.