Программы ФГОС внеурочной деятельности

Одинец Светлана Викторовна

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

               Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”.

В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Необходимость разработанного данного кружка заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель и задачи программы:

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Основные технологии:

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

      Программа « Занимательная грамматика» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 4-х классов. Возраст учащихся: 9-10 лет.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

2. Учебно – тематический план

№ п\п

Название разделов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего

Аудитор.

Неаудит.

Раздел 1.

 Сказочное царство слов.

9 ч

1.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. Конкурс на знание пословиц и поговорок

1 ч

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.

Путешествие в страну слов.

1 ч

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

3.

Знакомство с тематическими группами слов.

1 ч

1 ч

Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

Развивать готовность к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности.

4.

Чудесные превращения слов.

1 ч

1 ч

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

5.

Шарады. Рассказ –загадка. Пословицы.

1 ч

1 ч

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

6.

Знакомство с разными группами родственных слов.

1 ч

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

7.

Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников.

  1. ч

1 ч

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

8.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».

1 ч

1 ч

Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

Раздел 2.

Слово в языке и речи.

  1. ч

9.

Знакомство со словами – историзмами и архаизмами.

1 ч

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

10.

Новые слова в  русском языке.

1 ч

1 ч

Изучить особенность устаревших слов – архаизмов, углубить и расширить знания и представления детей об архаизмах, учиться правильно употреблять и понимать архаизмы в речи.

11.

Нахождение                          неологизмов в                                текстах .

  1. ч

1 ч

Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся

12.

Встреча с зарубежными друзьями. Признаки слов – пришельцев.                

1 ч

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

13.

Синонимы в русском языке

Знакомство со словами синонимами.

1 ч

1 ч

Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учиться правильно употреблять слова-синонимы в речи.

Способствовать развитию творчества у учащихся        

14.

Нахождение  слов-синонимов в тексте.

  1. ч

1 ч

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы. Работать со страничкой для любознательных.

15.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.

1 ч

1 ч

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

16.

Омонимы в русском языке и их роль.

1 ч

1 ч

Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

17.

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке.

1 ч

1 ч

Изучить особенность крылатых выражений в  русском языке, углубить и расширить знания и представления детей них, учиться правильно употреблять выражения в речи.

Раздел 3 .

Искусство красноречия

  1. ч

18.

В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки».

1 ч

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

19.

Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки.

  1. ч

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

20.

Беседа о рифмах. Работа с загадками.

  1. ч

1 ч

Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями.

21.

Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

1 ч

1 ч

Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями.        

22.

Знакомство с понятием «красноречие».

1 ч

  1. ч

Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями.

23.

Упражнения в создании разных речей.

  1. ч

1 ч

Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

24.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

1 ч

1 ч

Решать логические задания по русскому языку.

25.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.

  1. ч

1 ч

Решать логические задания по русскому языку.

26.

Выполнение упражнений для запоминания правописания слов.

1 ч

1 ч

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

Раздел 4.

Филологические загадки

  1. ч

27.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм .

2 ч

1 ч

1 ч

 Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Познакомить с особыми филологическими загадками – метаграммами, логогрифами, перевёртышами.

28.

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов.

     

1 ч

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучения русского языка.

Познакомить с особой загадкой – шарадой.

Способствовать развитию творчества у учащихся        

29.

Составление и разгадывание шарад и логогрифов.

  1. ч

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

30.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя».

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

 Выяснить, откуда пришли названия имён, дать представление о том, какие имена носили люди в Древней Руси.

31.

Занимательные словообразования. Игры на превращения слов.

1 ч

1 ч

Решать логические задания по русскому языку.

32

КВН по русскому языку.

1 ч

1 ч

Решать логические задания по русскому языку.

Оценивать свои знания.

Итого

34 ч

19 ч

15 ч

3. Содержание программы

Год  обучения 34 часа

Раздел 1 «Сказочное царство слов» - 9 ч.

Беседа о красоте и богатстве народной речи.  Путешествие в страну слов.   Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья».  Чудесные превращения слов. Шарады. Рассказ –загадка. В гостях у слов родственников.  Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».

Раздел 2 «Слово в языке и речи» - 9 ч.

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами.  Новые слова в  русском языке. Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах .  Встреча с зарубежными друзьями. Знакомство со словами- синонимами.  Нахождение  слов-синонимов в тексте. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.  Омонимы в русском языке и их роль.  Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке .

Раздел 3  «Искусство красноречия» - 9 ч.

В королевстве ошибок. Игра «Исправь ошибки».  Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки.  Беседа о рифмах .Работа с загадками.  Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Знакомство с понятием «красноречие».

Упражнения  в создании разных речей.  Творческие задания для формирования  орфографической зоркости.  Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.  Выполнение упражнений для запоминания правописания слов.

Раздел 4 «Филологические загадки» - 7 ч.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм. Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Занимательное словообразование . Игры на превращения слов. КВН по русскому языку.

4. Предполагаемые результаты реализации программы по уровням:

  • Первый уровень результатов 

- знакомство с отличительными признаками основных языковых единиц;

- формирование основных орфографических  и пунктуационных правил.

  • Второй уровень результатов

- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

 - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

  • Третий уровень результатов 

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

5. Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

6 . Методические рекомендации:

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд

(книгопечатная продукция)

Журналы:

  1. “Начальная школа”,
  2. “Веселые картинки”
  3.  “Мурзилка”.

2. Печатные пособия

3. Технические средства обучения

Компьютер.

Интерактивная доска

Мультимедийный  проектор.

1

1

1

4. Экранно-звуковые пособия

5. Игры и игрушки

6.Оборудование класса

  1. Календарно - тематическое планирование
    4 класс (34 часа)

№ п\п

Название разделов

Количество часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

План.

Факт.

Раздел 1.

 Сказочное царство слов.

  1. ч

Беседа о красоте и богатстве народной речи. Конкурс на знание пословиц и поговорок

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Путешествие в страну слов.

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Знакомство с тематическими группами слов.

1 ч

Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

Развивать готовность к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности.

Чудесные превращения слов.

1 ч

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Шарады. Рассказ –загадка. Пословицы.

1 ч

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Знакомство с разными группами родственных слов.

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников.

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников.

1 ч

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».

1 ч

Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

Раздел 2.

Слово в языке и речи.

9 ч

Знакомство со словами – историзмами и архаизмами.

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Новые слова в  русском языке.

1 ч

Изучить особенность устаревших слов – архаизмов, углубить и расширить знания и представления детей об архаизмах, учиться правильно употреблять и понимать архаизмы в речи.

Нахождение                          неологизмов в                                текстах .

1 ч

Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся

Встреча с зарубежными друзьями. Признаки слов – пришельцев.                

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Синонимы в русском языке

Знакомство со словами синонимами.

1 ч

Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учиться правильно употреблять слова-синонимы в речи.        

Нахождение  слов-синонимов в тексте.

1 ч

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.

1 ч

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Омонимы в русском языке и их роль.

1 ч

Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке.

1 ч

Изучить особенность крылатых выражений в  русском языке, углубить и расширить знания и представления детей них, учиться правильно употреблять выражения в речи.

Раздел 3 .

Искусство красноречия

9 ч

В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки».

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки.

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Беседа о рифмах. Работа с загадками.

1 ч

Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями.

Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

1 ч

Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями.        

Знакомство с понятием «красноречие».

1 ч

Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями.

Упражнения в создании разных речей.

1 ч

Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

1 ч

Решать логические задания по русскому языку.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.

ч

Решать логические задания по русскому языку.

Выполнение упражнений для запоминания правописания слов.

1 ч

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

Раздел 4.

Филологические загадки

7 ч

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм .

1 ч

 Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Познакомить с особыми филологическими загадками – метаграммами, логогрифами, перевёртышами.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм .

1 ч

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов.

     

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучения русского языка.

Познакомить с особой загадкой – шарадой.

Способствовать развитию творчества у учащихся        

Составление и разгадывание шарад и логогрифов.

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя».

1 ч

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

 Выяснить, откуда пришли названия имён, дать представление о том, какие имена носили люди в Древней Руси.

Занимательные словообразования. Игры на превращения слов.

1 ч

Решать логические задания по русскому языку.

КВН по русскому языку.

1 ч

Решать логические задания по русскому языку.

Оценивать свои знания.

Итого

34 ч



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Внеучебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно-познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности младших школьников, ориентированной на общеинтеллектуальное направление духовно-нравственного воспитания, обусловлена тем, что в младшем возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении, реализующем Федеральный государственный образовательный стандарт.

Основная идея программы внеурочной деятельности состоит в ориентации в первую очередь на духовно-нравственное, обще интеллектуальное развитие и воспитание школьников, а уже потом – на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель курса:

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Задачи курса:

Обучающие:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающие:

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающие:

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитание межличностных отношений.

Основные методы и технологии:

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств у  школьника.

  1. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
  1. занимательность;
  2. научность;
  3. сознательность и активность;
  4. наглядность;
  5. доступность;
  6. связь теории с практикой;
  7. индивидуальный подход к учащимся

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих  видах  внеучебной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество;
  • трудовая деятельность.

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на курс начального образования 3 года, объёмом в 67 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2 классе по 40 минут (34 часа).

 

  1. Учебно – тематический план

1 год обучения

Название разделов

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего

Аудит

Неаудит.

Вводное занятие.

2 ч

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Тест способностей.

1 ч

1 ч

Знаете ли вы себя. Практическое занятие: показать на себе спрашиваемые части тела.

1 ч

1 ч

Игры с фигурами

6 ч

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Игры с геометрическими фигурами: цвет, форма, размер, величина

1 ч

1 ч

Практическое занятие: вырезание фигур

1 ч

1 ч

Игра «А ну-ка собери»

1 ч

1 ч

Игра «Домино»

1 ч

1 ч

Головоломка «Начни и закончи К»

1 ч

1 ч

Игра «Шумящие коробочки»

1 ч

1 ч

Объединение предметов по признакам

6 ч

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Игры на развитие внимания. Практическое занятие: изобрази животное

1 ч

1 ч

Объединение предметов по признакам. Практическое занятие : игра на умение группироваться по признакам

2 ч

1 ч

1 ч

Объединение предметов по тематическому признаку.

2 ч

1 ч

1 ч

Подбери картинки. Составь пары.

1 ч

1 ч

Логическая связь

6 ч.

 Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр. Объяснять  закономерности.

 Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Упражнения на развитие логической связи. Проектная работа: составь свой «логический поезд»

1 ч

1 ч

Упражнения на развитие логической связи. Творческая работа: «Придумай задачу»

1 ч

1 ч

Конкурс эрудитов.

Применение знаний по предмету математика.

1 ч

1 ч

Найди пирамидку. Исследовательская работа: «если», «то».

1 ч

1 ч

Продолжи логический ряд.

1 ч

1 ч

Матрицы Равена

1 ч

1 ч

Догадайся и дорисуй

6 ч

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Найди общий признак. Загадочный ряд.

1 ч

1 ч

Назови одним словом. Практическая работа: придумать свой признак объединения предметов.

1 ч

1 ч

Что лишнее и почему?

1 ч

1 ч

Найди логическую пару.

Проектная работа: придумать и нарисовать свою пару.

1 ч

1 ч

Что сначала, что потом?

Творческая работа: самостоятельно составить свою схему.

1 ч

1 ч

Поиск по признакам. Раздели по группам.

Творческая работа: рисование отдельных предметов для игры.

1 ч

1 ч

Природа

и предметный мир

6 ч.

Мир предметов и вещей

1 ч

1 ч

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности домашних животных (на примере своей местности).

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать

Земля, вода, воздух, какие животные  живут на суше, в воде, в воздухе.

1 ч

1 ч

Исследовательская работа «Виды загадок»

2 ч

1 ч

1 ч

Проектная работа: придумать продолжение игры.

1 ч

1 ч

Что это? Определение предмета по его признакам.

Практическая работа: найди лишнее.

1 ч

1 ч

Итоговое занятие

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

30.

Тест достижений.

1 ч

1 ч

Итого

33

22

11

Учебно-тематический план

2 год обучения

Название разделов

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего

Аудит.

Неаудит

Вводное занятие

1 ч

Тест способностей.

1 ч

В мире литературы

5 ч

Литературная викторина.

Творческая работа: продолжи рифму.

1 ч

1 ч

 Учащиеся   знакомятся с буквами и числами, учатся читать и понимать задания. Развивают  в себе эстетическое направление, память, учатся использовать логическое мышление в мыслительной деятельности, проводят анализ своих действий.

Сказка. Виды сказок.

1 ч

1 ч

Сказка.

Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.

1 ч

1 ч

В мире слов.

Творческая работа: составление загадок.

1 ч

1 ч

Буквы. Творческая работа: придумать ребус.

1 ч

1 ч

Вещи вокруг нас

7ч.

 При выполнении заданий по лепке, у учащихся развивается мелкая моторика рук. Учатся выделять признаки предмета, сравнивать предметы по сходству признаков, по различию признаков, находить закономерности в чередовании признаков, обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку. На протяжении  раздела учащихся сопровождают дидактические и развивающие игры.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.

Растения.

1 ч

1 ч

Овощи. Фрукты. Ягоды.

1 ч

1 ч

Явления природы.

1 ч

1 ч

Животный мир.

1 ч

1 ч

Домашние и дикие животные.

1 ч

1 ч

Птицы. Творческая работа: лепка птиц.

1 ч

1 ч

Мир предметов и вещей. Практическая работа: ассоциации.

1 ч

1 ч

В мире точных наук

5 ч

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

«Часы нас будят по утрам…»

1 ч

1 ч

Числовые головоломки

1 ч

1 ч

Геометрический калейдоскоп.

1 ч

1 ч

Мир занимательных задач

1 ч

1 ч

Творческая работа «Математика в картинках»

1 ч

1 ч

Развиваем логическое мышление

3 ч

Развивать познавательный интерес к изучению родного края. Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

Логические задачи

1 ч

1 ч

Конкурс эрудитов

1 ч

1 ч

Урок творчества «Проектная работа «Моя любимая игра»

1 ч

1 ч

Мой дом – моя крепость

6 ч

Развивать готовность к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Развивать познавательный интерес. Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

Человек и его семья

1 ч

1 ч

Проектная работа: «Моя семья»

1 ч

1 ч

Родной край

1 ч

1 ч

Здесь живет моя семья. Конкурс рассказов о малой Родине

1 ч

1 ч

Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе

1 ч

1 ч

Рассказ – рассуждение «Я люблю свою школу»

1 ч

1 ч

Ото всюду обо всем

6 ч

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Ото всюду обо всем.

Практическая работа: решение проблемных ситуаций.

1 ч

1 ч

Игра. Спорт. Практическое занятие «Русские народные игры»

1 ч

1 ч

Урок творчества «Составление лабиринтов»

1 ч

1 ч

Человек и его поступки

1 ч

1 ч

Развитие речи «Скажи наоборот»

1 ч

1 ч

Разноцветный мир. Творческая работа «Волшебные кляксы»

1 ч

1 ч

Итоговое занятие

1 ч

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Тест достижений

1 ч

1 ч

Итого

34ч

22ч

12 ч

  1. Содержание программы.

1 год обучения – 33 часа

  • Вводное занятие - 2 ч.        

Тест способностей. Знаете ли вы себя. Практическое занятие: показать на себе спрашиваемые части тела.

  • Игры с фигурами - 6 ч.        

Игры с геометрическими фигурами: цвет, форма, размер, величина.

Практическое занятие: вырезание фигур. Игра «А ну-ка собери». Игра «Домино». Головоломка “Начни и закончи К”. Игра «Шумящие коробочки».

  • Объединение предметов по признакам - 6 ч.        

Игры на развитие внимания. Практическое занятие: изобрази животное. Объединение предметов по признакам. Практическое занятие: игра на умение группироваться по признаку. Объединение предметов по тематическому признаку. Подбери картинки. Составь пары.

  • Логическая связь – 6 ч.        

Упражнения на развитие логической связи. Проектная работа: составить свой «логический поезд». Упражнения на развитие логической связи. Творческая работа: придумать задачу. Конкурс эрудитов. Применение знаний по предмету математика. Найди пирамидку. Исследовательская работа: «если», «то». Продолжи логический ряд.        Матрицы Равена.

  • Догадайся и дорисуй -         6 час        

Найди общий признак. Загадочный ряд. Назови одним словом. Практическая работа: придумать свой признак объединения предметов.

Что лишнее и почему?         Найди логическую пару. Проектная работа: придумать и нарисовать свою пару. Что сначала, что потом? Творческая работа: самостоятельно составить свою схему. Поиск по признакам. Раздели по группам. Творческая работа: рисование отдельных предметов для игры.

  • Природа и предметный мир -   6 час        

Мир предметов и вещей. Земля, вода, воздух, какие животные  живут на суше, в воде, в воздухе. Исследовательская работа «Виды загадок»

Проектная работа: придумать продолжение игры. Что это? Определение предмета по его признакам. Практическая работа: найди лишнее.

  • Итоговое занятие – 1ч.  Тест достижений.

2 год обучения – 34 часа

  • Вводное занятие. Тест способностей.        1 час        

  • В мире литературы -  5 ч.

Литературная викторина. Творческая работа: продолжи рифму.                

Сказка. Виды сказок. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок. В мире слов. Творческая работа: составление загадок. Буквы. Творческая работа: придумать ребус.

  • Вещи вокруг нас – 7 ч.

Растения.        Овощи. Фрукты. Ягоды. Явления природы. Животный мир. Домашние и дикие животные. Птицы. Творческая работа: лепка птиц. Мир предметов и вещей. Практическая работа: ассоциации.        

  • В мире точных наук – 5 ч.

«Часы нас будят по утрам...». Числовые головоломки. Геометрический калейдоскоп.  Мир занимательных задач.         Творческая работа «Математика в картинках»                

  • Развиваем логическое мышление – 3 ч.

Логические задачи. Конкурс эрудитов. Урок творчества « Проектная работа «Моя любимая игра»

                

  • Мой дом – моя крепость -         6  ч.

Человек и его семья.        Проектная работа: «Моя семья». Родной край. Здесь живёт моя семья. Конкурс рассказов о малой Родине. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе. Рассказ- рассуждение «Я люблю свою школу».        

  • Ото всюду обо всем –  6 ч.

Ото всюду обо всем.        Практическая работа: решение проблемных ситуаций.  Игра. Спорт. Практическое занятие «Русские народные игры». Урок творчества «Составление  лабиринтов». Человек и его поступки.   Развитие речи «Скажи наоборот» Разноцветный мир. Творческая работа: волшебные кляксы.

  • Итоговое занятие. Тест достижений -        1 час                

  1. Предполагаемые результаты реализации программы по уровням:

1 уровень:

  • Развивают умение логично рассуждать и продуктивно мыслить.
  • Формируют  умение выделять свойства предметов, разбивать множество предметов на подмножества, характеризующихся общим свойством;
  • Умеют сравнивать между собой предметы, явления и действия;
  • Умеют обобщать предметы, группировать, выделять части и целое.

2 уровень:

  • Сравнивают разные приемы действий, выбирают удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Составляют  фигуры из частей. Определяют  место заданной детали в конструкции.
  • Выявляют  закономерности в расположении деталей; составляют  детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

3 уровень:

  • Применяют изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Конструируют  несложные задачи.

  1. Формы и методы занятий:

Формы проведения занятий:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:

  • самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

  1. Методические рекомендации:

Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.

Школьные уроки по-прежнему в своей массе нацелены на прохождение программы, а не на развитие мышления детей.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд

(книгопечатная продукция)

Журналы:

“Начальная школа”,

“Веселые картинки”

 “Мурзилка”.

2. Печатные пособия

3. Технические средства обучения

Компьютер.

Интерактивная доска

Мультимедийный  проектор.

1

1

1

4. Экранно-звуковые пособия

5. Игры и игрушки

6.Оборудование класса

Календарно - тематическое планирование

1 класс (33 часа)

Название разделов

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

План.

Факт.

Вводное занятие.

2 ч

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Тест способностей.

1 ч

Знаете ли вы себя. Практическое занятие: показать на себе спрашиваемые части тела.

1 ч

Игры с фигурами

6 ч

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Игры с геометрическими фигурами: цвет, форма, размер, величина

1 ч

Практическое занятие: вырезание фигур

1 ч

Игра «А ну-ка собери»

1 ч

Игра «Домино»

1 ч

Головоломка «Начни и закончи К»

1 ч

Игра «Шумящие коробочки»

1 ч

Объединение предметов по признакам

6 ч

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Игры на развитие внимания. Практическое занятие: изобрази животное

1 ч

Объединение предметов по признакам. Практическое занятие : игра на умение группироваться по признакам

1 ч

Объединение предметов по признакам. Практическое занятие : игра на умение группироваться по признакам

1 ч

Объединение предметов по тематическому признаку.

1 ч

Объединение предметов по тематическому признаку

1 ч

Подбери картинки. Составь пары.

1 ч

Логическая связь

6 ч.

 

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр. Объяснять  закономерности.

 Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Упражнения на развитие логической связи. Проектная работа: составь свой «логический поезд»

1 ч

Упражнения на развитие логической связи. Творческая работа: «Придумай задачу»

1 ч

Конкурс эрудитов.

Применение знаний по предмету математика.

1 ч

Найди пирамидку. Исследовательская работа: «если», «то».

1 ч

Продолжи логический ряд.

1 ч

Матрицы Равена

1 ч

Догадайся и дорисуй

6 ч

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Найди общий признак. Загадочный ряд.

1 ч

Назови одним словом. Практическая работа: придумать свой признак объединения предметов.

1 ч

Что лишнее и почему?

1 ч

Найди логическую пару.

Проектная работа: придумать и нарисовать свою пару.

1 ч

Что сначала, что потом?

Творческая работа: самостоятельно составить свою схему.

1 ч

Поиск по признакам. Раздели по группам.

Творческая работа: рисование отдельных предметов для игры.

1 ч

Природа

и предметный мир

6 ч.

Мир предметов и вещей

1 ч

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности домашних животных (на примере своей местности).

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать

Земля, вода, воздух, какие животные  живут на суше, в воде, в воздухе.

1 ч

Исследовательская работа «Виды загадок»

1 ч

Исследовательская работа «Виды загадок»

1 ч

Проектная работа: придумать продолжение игры.

1 ч

Что это? Определение предмета по его признакам.

Практическая работа: найди лишнее.

1 ч

Итоговое занятие

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Тест достижений.

1 ч

Итого

33 ч

Календарно - тематическое планирование

2 класс (34 часа)

Название разделов

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

План.

Факт.

Вводное занятие

1 ч

Тест способностей.

В мире литературы

5 ч

Литературная викторина.

Творческая работа: продолжи рифму.

1 ч

 Учащиеся   знакомятся с буквами и числами, учатся читать и понимать задания. Развивают  в себе эстетическое направление, память, учатся использовать логическое мышление в мыслительной деятельности, проводят анализ своих действий.

Сказка. Виды сказок.

1 ч

Сказка.

Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.

1 ч

В мире слов.

Творческая работа: составление загадок.

1 ч

Буквы. Творческая работа: придумать ребус.

1 ч

Вещи вокруг нас

7ч.

 При выполнении заданий по лепке, у учащихся развивается мелкая моторика рук. Учатся выделять признаки предмета, сравнивать предметы по сходству признаков, по различию признаков, находить закономерности в чередовании признаков, обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку. На протяжении  раздела учащихся сопровождают дидактические и развивающие игры.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Растения.

1 ч

Овощи. Фрукты. Ягоды.

1 ч

Явления природы.

1 ч

Животный мир.

1 ч

Домашние и дикие животные.

1 ч

Птицы. Творческая работа: лепка птиц.

1 ч

Мир предметов и вещей. Практическая работа: ассоциации.

1 ч

В мире точных наук

5 ч

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

«Часы нас будят по утрам…»

1 ч

Числовые головоломки

1 ч

Геометрический калейдоскоп.

1 ч

Мир занимательных задач

1 ч

Творческая работа «Математика в картинках»

1 ч

Развиваем логическое мышление

3 ч

Развивать познавательный интерес к изучению родного края. Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

Логические задачи

1 ч

Конкурс эрудитов

1 ч

Урок творчества «Проектная работа «Моя любимая игра»

1 ч

Мой дом – моя крепость

6 ч

Развивать готовность к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Развивать познавательный интерес. Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

Человек и его семья

1 ч

Проектная работа: «Моя семья»

1 ч

Родной край

1 ч

Здесь живет моя семья. Конкурс рассказов о малой Родине

1 ч

Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе

1 ч

Рассказ – рассуждение «Я люблю свою школу»

1 ч

Ото всюду обо всем

6 ч

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Ото всюду обо всем.

Практическая работа: решение проблемных ситуаций.

1 ч

Игра. Спорт. Практическое занятие «Русские народные игры»

1 ч

Урок творчества «Составление лабиринтов»

1 ч

Человек и его поступки

1 ч

Развитие речи «Скажи наоборот»

1 ч

Разноцветный мир. Творческая работа «Волшебные кляксы»

1 ч

Итоговое занятие

1 ч

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Тест достижений

1 ч

Итого

34ч



Предварительный просмотр:

Веселая арифметика

Рабочая программа кружка «Веселая  арифметика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на курс 1 год, объёмом в 33 часа (1 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий .

 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Читать и пересказывать текст.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Выпускник за один год обучения:

Выпускник научится определять

Выпускник

получит возможность научиться

  • свойства арифметических действий;
  • разрядный состав чисел;
  • названия геометрических фигур;
  • старинные меры измерений;
  • алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов;
  • алгоритм выполнения проектов.
  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
  • решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
  • пользоваться математической терминологией.

Содержание кружка

1 класс ( 33 часа)

Раздел.  Что дала математика людям? Зачем её изучать? – 1ч

  • Математика вокруг нас.

Раздел.  Из истории математики – 3 ч

  • Старинные системы записи чисел.
  • Из истории чисел цифр. Как люди учились считать
  • Удивительное рядом или старинные меры длины.

Раздел.  Очень важную науку постигаем мы без скуки - 14 ч

Игры с числами и предметами – 4 часа

  • Веселый счет. Игра «Составим поезд»
  • Математические лабиринты. Арифметический бег по числовому ряду.
  • Математические кроссворды.

Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания – 3 часа

  • Стихи, задачи – смекалки. 
  • Логические математические задачи-шутки. Задачи для самых умных.
  • Занимательные квадраты. Игра «Строим дома»

Головоломки – 2 часа

  • Развитие пространственного воображения.
  • Конструирование фигур из счётных палочек

Логически-поисковые задания. Ребусы. Шарады – 3 часа

  • Ребусы
  • Задачи – игры, Шарады

Кроссворды – 1 час

  • Составление  кроссвордов

Задачи со спичками – 1 час

  • Построение конструкции по заданному образцу

Раздел.  Путешествие в конструирование - 5 ч

  • Геометрические фигуры и их использование. Учимся чертить.
  • Игры с геометрическими материалами
  • Аппликация из геометрических фигур.
  • Танграмм.

Раздел.  Развитие познавательных способностей  9 ч

  • Тренировка внимания. Логические задачи.
  • Игровые логические задачи. 
  • Развитие концентрации внимания. Логические задачи
  • Поиск закономерностей.
  • Задачи на упорядочивание множеств
  • Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.
  • Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал». 
  • Математический КВН

Раздел. Обобщение – 1 час

  • Проект «Математика вокруг нас»

Тематическое планирование

1 класс

Раздел

Ко-во часов

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1

Математика вокруг нас

1

Познакомить со старинными системами записи чисел. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, речь, логическое мышление. Расширять кругозор учащихся, повышать их общую культуру.

Из истории математики

3

Старинные системы записи чисел.

Из истории чисел цифр. Как люди учились считать

Удивительное рядом или старинные меры длины

1

1

1

Очень важную науку постигаем мы без скуки

14

Игры с числами и предметами

Веселый счет. Игра «Составим поезд»

Математические лабиринты. Арифметический бег по числовому ряду.

Математические кроссворды.

Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания

Стихи, задачи – смекалки. 

Логические математические задачи-шутки. Задачи для самых умных.

Занимательные квадраты. Игра «Строим дома»

Головоломки

Развитие пространственного воображения.

Конструирование фигур из счётных палочек.

Логически-поисковые задания. Ребусы. Шарады

Ребусы

Задачи – игры, Шарады

Кроссворды

Составление  кроссвордов

Задачи со спичками

Построение конструкции по заданному образцу

4

3

2

3

1

1

Упражнять в построении числового ряда, умении увеличивать и уменьшать заданное число, считать по порядку двойками; восприятие  цифровой информации.

Соотносить конкретный объект к заданной группе, выделение из общего понятия единичное; решение задач; отгадывание математических ребусов; работа в парах

Путешествие в конструирование 

5

Геометрические фигуры и их использование. Учимся чертить.

Игры с геометрическими материалами

Аппликация из геометрических фигур.

Танграмм.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения на части.

Развитие познавательных способностей 

9

Тренировка внимания. Логические задачи.

Игровые логические задачи. 

Развитие концентрации внимания. Логические задачи

Поиск закономерностей.

Задачи на упорядочивание множеств

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал». 

Математический КВН

Построение конструкции по заданному образцу, перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

Обобщение

1

Проект «Математика вокруг нас»

Защита проекта

ИТОГО

33



Предварительный просмотр:

Занимательная грамматика

Рабочая программа кружка «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Основная образовательная программа ООПНОО МАОУ СОШ №9.

         Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на курс 2 года (1-2 класс), объёмом в 67 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей; 
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 

Метапредметные результаты 
Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; 
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 
  • учиться работать по предложенному учителем плану. 

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 
  • слушать и понимать речь других; 
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 

Предметные результаты:

  • сравнивать слова по написанию и произношению;
  • определять разницу между звуком и буквой;
  • устанавливать общие признаки жанров;
  • находить языковые закономерности ;
  • определять последовательность работы над словом

Выпускник за два года обучения научится:

Выпускник научится определять:

Выпускник получит возможность научиться

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • узнавать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
  • пониманию о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
  • представлению о значимости языка и речи в жизни людей;
  • понятиям и правилам из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации;
  • практическим умениям работать с языковыми единицами;
  • правилам речевого этикета.

Содержание программы

Программа 1 класс (33 часа)

Раздел. На что похожа буква.. (10 часов)

  • Знакомство с разницей между буквой и звуком. Фонетическая зарядка.
  • Откуда взялись буквы? Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).
  • Сказка про буквы. Игры: «Буква потерялась», кроссворды.
  • В мире безмолвия и неведомых звуков.
  • Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).
  • Кто больше? «Веселые стихи» Заходера.  
  • «Любопытный»  (сказка на одну букву). Доскажи словечко (отгадки на одну букву). Анаграммы. Ребусы.
  •  Буква потерялась. Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы.
  • «Маленький» словарик (крылатые слова, выражения, происхождение слов)
  • Создание «маленького словарика» для слов, начинающихся на одну букву.

Раздел. В Королевстве Ошибок  (8 часов)

  • В Королевстве ошибок.
  • В Страну Слогов.
  • Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.
  • Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”.
  • “А начинали все медведи…” (Как обходились без письма?)
  • “Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите).
  • Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.
  • Ударение. Играем в загадки.

Раздел. Игра со словами. (10 часов)

  • Слово – имя собственное.
  • Игры со словами.  “Пропавшие имена”.
  • Собираем слова.
  • Игры Деда Буквоеда.
  • Чудесные превращения слов.
  • В гости к Алфавиту.
  • К тайнам звуков и букв.
  • Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.
  • Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне.
  • Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”

Раздел. Чудеса в Стране Слов  (5 часов)

  • К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
  • Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда!
  • Из чего строятся слова?
  • Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов.
  • Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”.

Программа 2 класс. 34 часа

Раздел. Язык- важнейшее средство общения (2 часов)

  • Как возникла письменность. Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.
  • Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Раздел .  Фонетика (5 часов)  

  • Гласные и согласные звуки.
  • Ударение. Перенос слов.
  • Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?
  • «Ошибкоопасные» места. Тайны фонемы. Строительная работа морфем.
  • «Ошибкоопасные» места. «Фонемы повелевают буквами».

Раздел.  Лексика (6 часов)

  • Изучение значения слов.
  • Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
  • Ох, уж эти перевёртыши!.
  • Однозначные и многозначные слова.
  • Фразеологические обороты..
  • Об одном и том же по-разному.

Раздел. Словообразование (7 часов)

  • Изучение строения слов и способы их образования.
  • Из чего же состоят слова? Главная морфема.
  • Образуем слова с новым значением.
  • История приставки бес-
  • Весёлое окончание. Слова – «родственники»
  • Суффиксы профессий.
  • Делаем из дома домище. Что же там в начале слова?

Раздел. Морфология (4 часов)

  • Изучение частей речи.
  • Слова, которые называют предметы.
  • Слова, которые называют признаки предметов.
  • Слова, которые называют действия предметов.

Раздел.  Орфография  (6 часов)

  • В королевстве ошибок. Игра «Крепкие орешки».
  • Буквы в-ф. Игра «Окуни клюют».
  • Дифференциация звуков с-ш . Дифференциация звуков ц-ч.
  • Работа с деформированным текстом. Игра «Тропинка»
  • КВН «Буквы потерялись»
  • Комплексная работа с текстом на определение правил проверки изученных орфограмм.

Раздел. Текст (4 часа)

  • Понятие о тексте. Построение текста.
  • Текст – описание. Текст – повествование. Текст – рассуждение.
  • Проектная работа по изученному материалу.
  • Контрольная работа всего изученного материала.

Тематическое  планирование

1 класс

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

На что похожа буква

10

Знакомство с разницей между буквой и звуком. Фонетическая зарядка.

Откуда взялись буквы? Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).

Сказка про буквы. Игры: «Буква потерялась», кроссворды.

В мире безмолвия и неведомых звуков.

Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).

Кто больше? «Веселые стихи» Заходера.  

«Любопытный»  (сказка на одну букву). Доскажи словечко (отгадки на одну букву). Анаграммы. Ребусы.

 Буква потерялась. Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы.

«Маленький» словарик (крылатые слова, выражения, происхождение слов)

Создание «маленького словарика» для слов, начинающихся на одну букву.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Инсценирование речевых ситуаций.

Обсуждение поступков персонажей текстов.

Принятие и сохранение учебной и игровой задачи.

Адекватная оценка результатов своих действий, в случае необходимости внесение в них коррективов. Рассмотрение одного и того же объекта с разных точек зрения, установление всех возможных связей.

Группировка материала, нахождение «лишнего», нахождение нескольких решений, установление закономерности.

Слушание, говорение, установление общего и особенного в различных речевых ситуациях.

В Королевстве Ошибок

8

В Королевстве ошибок.

В Страну Слогов.

Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.

Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”.

“А начинали все медведи…” (Как обходились без письма?)

“Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите).

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.

Ударение. Играем в загадки.

1

1

1

1

1

1

1

1

Осмысленное восприятие чужого высказывания и создание своего связного высказывания:

-по рисунку

-придумывание названия к тексту

-нахождение в тексте ответов на вопросы

-переосмысление ситуации с позиции другого лица или другой ситуации

-придумывание текста по опорным словам

-придумывание текста на основе опорного рисунка

Игра со словами

10

Слово – имя собственное.

Игры со словами.  “Пропавшие имена”.

Собираем слова.

Игры Деда Буквоеда.

Чудесные превращения слов.

В гости к Алфавиту.

К тайнам звуков и букв.

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне.

Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Чудеса в стране Слов

5

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда!

Из чего строятся слова?

Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов.

Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”.

1

1

1

1

1

ИТОГО

33

Тематическое  планирование

2 класс

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Язык- важнейшее средство общения

2

Как возникла письменность. Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

1

1

Инсценирование речевых ситуаций.

Обсуждение поступков персонажей текстов.

Фронтальная, парная, групповая работа при решении учебных и игровых задач.

Принятие и сохранение учебной и игровой задачи.

Адекватная оценка результатов своих действий, в случае необходимости внесение в них коррективов. Рассмотрение одного и того же объекта с разных точек зрения, установление всех возможных связей.

Фонетика

5

Гласные и согласные звуки.

Ударение. Перенос слов.

Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

«Ошибкоопасные» места. Тайны фонемы. Строительная работа морфем.

«Ошибкоопасные» места. «Фонемы повелевают буквами».

1

1

1

1

1

Лексика

6

Изучение значения слов.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Ох, уж эти перевёртыши!.

Однозначные и многозначные слова.

Фразеологические обороты..

Об одном и том же по-разному.

1

1

1

1

1

1

Словообразование

7

Изучение строения слов и способы их образования.

Из чего же состоят слова? Главная морфема.

Образуем слова с новым значением.

История приставки бес-

Весёлое окончание. Слова – «родственники»

Суффиксы профессий.

Делаем из дома домище. Что же там в начале слова?

1

1

1

1

1

1

1

Морфология

4

Изучение частей речи.

Слова, которые называют предметы.

Слова, которые называют признаки предметов.

Слова, которые называют действия предметов.

1

1

1

1

Осмысленное восприятие чужого высказывания и создание своего связного высказывания:

-по рисунку

-придумывание названия к тексту

-нахождение в тексте ответов на вопросы

-переосмысление ситуации с позиции другого лица или другой ситуации

-придумывание текста по опорным словам

-

придумывание текста на основе опорного рисунка

Орфография

6

В королевстве ошибок. Игра «Крепкие орешки».

Буквы в-ф. Игра «Окуни клюют».

Дифференциация звуков с-ш . Дифференциация звуков ц-ч.

Работа с деформированным текстом. Игра «Тропинка»

КВН «Буквы потерялись»

Комплексная работа с текстом на определение правил проверки изученных орфограмм.

1

1

1

1

1

1

Текст

4

Понятие о тексте. Построение текста.

Текст – описание. Текст – повествование. Текст – рассуждение.

Проектная  работа по изученному материалу.

1

1

2