Публикация ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Дюмина Наталья Анатольевна

        Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Феликс Адлер

            Термин «семья» имеет много определений, и в юридическом смысле, и в социальном, и в психологическом». В социологии это несколько людей, объединенных родством или узами брака. Если рассматривать это понятие в юридическом смысле, то семья- это люди, проживающие совместно, связанные правовыми отношениями. В психологическом смысле семье отводится роль воспитания нового поколения, передаче традиций от старшего поколения к младшему. В любом случае семья является неотъемлемой частью общества. Именно под ее воздействием формируется гармоничная личность. Именно с нее все начинается, в семье мы появляемся на свет. Под ее воздействием формируются нормы поведения, именно ей отводится роль по формированию нравственности. Семья имеет большое значение на протяжении всей жизни человека. В ней мы черпаем силы, находим источник вдохновения, получаем поддержку и понимание. Семья является нашей крепостью, нашей опорой.  

         Жизнь человека можно разделить на следующие возрастные периоды: период новорожденности, грудной период, раннее детство, первое детство, второе детство, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелый возраст, пожилой, старческий возраст, долгожители. Функции семьи будут различны на всех этих возрастных этапах. Так на этапе младенчества функции семьи заключаются в удовлетворении биологических и физиологических потребностей ребенка. Задача родителей создать благоприятные условия для развития ребенка. Но главной задачей будет являться удовлетворение эмоциональных потребностей малыша. Ведь ребенок с момента рождения является существом социальным и нуждается во внимание, заботе со стороны родителей. Малыш уже может заявить окружающим о своих потребностях, желаниях. В этот период ребенок зависит от матери, у него формируется доверие к ней, привязанность.

             Задачей семьи в период раннего детства будет дать ребенку необходимую свободу, не ограничивать его, и в то же время оказывать необходимую поддержку. Ведь именно в этот период ребенок учится ходить, он стремится активно познавать мир, ему все интересно. Задача семьи на этом этапе – включить ребенка в различные виды деятельности, направить познавательный интерес ребенка в нужное русло. Одновременно с этим необходимо дать понять малышу, что есть границы дозволенного, что есть понятие «нельзя». Так же в этот период семья, а именно родители являются для ребенка образцами поведения. Наблюдая за родителями, малыш усваивает основные нормы поведения. Недаром народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Или «не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Еще одним важнейшим новообразованием этого возрастного периода является овладение речью. И здесь семья играет важную роль. Очень важно чтобы родители разговаривали с ребенком, важно, чтобы ребенок слышал правильную, отчетливую речь.

                Большое значение имеет семья в развитие ребенка дошкольного возраста. В этот период происходит освоение ребенком социальных норм и патеров поведения. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, предметную игру сменяет сюжетно-ролевая. Сюжеты для своих игр ребенок берет из жизни, из семьи. Задача семьи, родителей – направить процесс игры, формировать у ребенка понятия «хорошо» и «плохо». Для ребёнка очень важны семейные ритуалы, традиции, семейные истории. Еще одна важная задача – создание условий для развития общения со сверстниками ребёнку вне семьи.

               Следующий период в жизни человека – это младший школьный возраст. Этот период можно охарактеризовать как выход ребенка из семьи в широкое социальное пространство. Ребенок приобретает новую социальную позицию -позицию школьника. И роль семьи в этот период будет заключаться в поддержании самостоятельности ребенка, в проявлении уважения к его новой позиции ученика. На семью возлагается задача воспитать в ребенке такие качества, как старательность и настойчивость, умение выполнять поручения и задания, доводить начатое дело до конца. И здесь для ребенка важен непосредственно пример родителей. Также семья играет большую роль и в трудовом воспитании ребенка. Задача семьи – вовлечь его в бытовой труд, привлечь к выполнению посильных трудовых обязанностей, формировать навыки самообслуживания. В школьный период на семью будет возложена и функция эмоциональной поддержки ребенка в период возникновения школьных трудностей. Здесь самой трудной задачей будет – не возлагать на ребенка непосильных задач, принимать и любить ребенка не за его достижения и оценки.

            Какова же роль семьи в жизни ребенка подросткового возраста? В этот период происходит перестройка всей системы детско-родительских отношений. Родителям необходимо признать право подростка на взрослость, предоставить ему свободу в разумных пределах, строить отношения на доверии, уважении именно это и будет являться основной задачей семьи на этом этапе.

           Подводя итог, можно сделать вывод, что именно семья является самой первой школой ребенка. В первую очередь, на примере своей семьи ребенок узнает такие вещи, как уважение к старшим, учиться общаться, учится любить, сострадать, оказывать помощь окружающим. Под влиянием семьи формируется отношение ребенка к труду, чувство долга, ответственность. Из семьи ребенок черпает свой опыт, как вести себя в той или иной ситуации.