Родителям на заметку.

Дюмина Наталья Анатольевна

   

                Лето – время отпусков, отдыха и многие семьи проводят свой отпуск на дачном участке, отдыхая и воспитывая детей «между грядками».

В какие игры играть? Чему научить? О чём побеседовать? Как организовать содержательное общение, чтобы оно стало источником интеллектуального развития для вашего дошкольника.

Но сначала ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Больше похвал, юмора, оптимизма, меньше нотаций, поучений, уныния и ужасаний.
  • Не произносите слова «Надо заниматься, пойдём заниматься». Учите, играя с ребёнком, а не запугивая его школьными уроками.
  • Все дошкольники любят заниматься. Когда нет нарушений в методике и личностных отношениях, ребёнок будет стремиться к совместным занятиям. Если занятия идут через принуждение и наказание, то это – повод для серьёзных размышлений.
  • Все дети разные по развитию, способности, характеру, темпераменту. Берите те задания и упражнения. Которые необходимы и интересны именно вашему ребёнку.

Все дети любят загадки. Но чтобы процесс отгадывания загадок стал ярким, развивающим моментом в жизни ребёнка, надо знать некоторые хитрости.

Бывает так, взрослый прочитал загадку, а ребёнок не смог её отгадать. Тогда родитель сам подсказывает правильный ответ и тогда пользы для развития детского мышления нет.

Каждая загадка – это маленькая логическая задачка, выраженная очень точно, лаконично, часто в стихах. Поэтому важно, чтобы ребёнок не просто назвал отгадку, а обязательно доказал правильность своего ответа.

Вопросы, стимулирующие рассуждения детей:

Как ты догадался? Почему ты так думаешь? Объясни, как ты думал. Докажи, что ты прав.

Так как мы отдыхаем на даче, то и загадки наши будут «садово-огородные».

Как научить ребёнка отгадывать загадки? Прежде всего – выделить признаки зашифрованного в загадке овоща. Учить сопоставлять выделенные признаки, находить между ними связь, т.е. искать отгадку. Обязательно создавать такие ситуации, в которых ребёнок несколько раз проговаривает свои рассуждения вслух.

Например. Загадка.

Былинкой была – всё воду пила,

Побелела, потолстела, словно сахар захрустела.

Лето прожила, много платьев сберегла.

 Одевалась, одевалась, а раздеться не смогла.

Примерные рассуждения. Загаданный овощ, пока был былинкой, маленьким, очень любил воду. Его надо было обильно поливать. Постепенно он белел, становился крупным. Стал хрустеть во время еды на зубах, весь покрылся новыми листьями – «платьями». Это – капуста.

Загадки.

1.Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста, если я…(капуста).

2.На земле моя коса, но не в ней моя краса.

В земле сладкая головка, угадал ты - …(морковка)

3.На кустах, как огонёк, светится мой алый бок

Люблю солнце и простор. Я - синьор …(помидор).

4.Показался жёлтый бок, только я не колобок.

Приросла к земле я крепко. Назови меня. Я …(репка).

5.Сидит бабка -  вся в заплатках,

Туго закатано, без ниток залатано, на грядке запрятано (капуста).

6.Сам он гладок и пузат, полосат его халат,

Воробью наверняка не проклюнуть толстяка (арбуз).

7.Скинули с Егорушки золотые пёрышки.

Заставил Егорушка плакать всех без горюшка (лук).

8.Жёлтый Антошка вертится на ножке,

Где солнце стоит, туда он глядит (подсолнух).

9.Как на нашей грядке выросли загадки – сочные да крупные, вот такие круглые. Летом – зеленеют, к осени – краснеют (помидоры).

10.красная мышка с белым хвостом в норке сидит под зелёным листком (редиска).

 

После отгадывания загадки обсудите с ребёнком её поэтические особенности.

 

А уж придумать «огородных» игр можно много. Всё зависит от вашей фантазии и творчества.  Например.

Игры - сравнения. Когда можно сравнить два или три овоща; овощ и фрукт; лейку и грабли и т.д. «Кто скорее соберёт».

Узнай на вкус; на ощупь, угадай по описанию.

Составь рассказ по плану

Что это? Величина. Форма. Цвет. Вкус. Где растёт овощ или фрукт. Что из него можно приготовить.

План (схема) рассказа должен быть чётко, красиво нарисован и понят ребёнком.

Игры с мячом. «Съедобное – несъедобное», «Где растёт». «Бабушка положила в корзинку пять …(овощей или фруктов. Перечислить)

Игры на обобщение. «Что лишнее», «Назови группу».

Игры на классификацию. «Лес – поле – огород». «В саду, в огороде».

Приготовление салатов, компотов, соков и т.д.

Нетрадиционное рисование: пальчиками, верёвочкой, пластилином.