02 ФГОС НА УРОКАХ ИСКУССТВА

Рыжова Наталия Александровна

   ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Если предыдущие варианты аналогичных документов являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Изменилась методология стандарта. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Изменилась и структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

  1. к структуре основной образовательной программы;

  2. к условиям реализации основной образовательной программы;

  3. к результатам освоения основной образовательной программы.

В основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики. Стратегия социального проектирования и конструирования в системе образования предусматривает требование признания существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; переход к возрастносообразному построению образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей обучающихся и задач, определяющих вектор их познавательного и личностного развития; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей, детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширение зоны ближайшего развития.

 

ФГОС начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

 

В процессе художественной деятельности происходит развитие творческого воображения и художественно-образного мышления учащихся. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения — создание нового продукта, предполагающее интеграцию всего комплекса знаний по искусству и связанных с ним дисциплин:

  • биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе),

  • историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории — исторический жанр в искусстве),литературой и др

  • Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

    Каждый учитель самостоятельно или совместно с учениками определяет темы проектов, с последующим предъявлением результатов в социуме. Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разные по уровню сложности, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.

  • По своему виду проектные продукты могут быть:
  • материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;

  • действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);

  • письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

  • Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных видов. Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда – в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже – мероприятия (например, проведение урока, игры или организация турнира). Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы.
  • На занятиях изобразительным искусством используют следующие блоки проблемных заданий:
  • познание творческих способов и методов (акцентирование, схематизация, типизация, гиперболизация, агглютинация, олицетворение, придумывание сказочных историй, защита фантастических проектов);

  • усвоение способов создания художественного образа (композиционная организация изображения, способы изображения пространства и объема, цвета и освещения, формы и конструкции, декоративного решения образа и др., избираемые в зависимости от замысла);

  • усвоение приемов изобразительного творчества разнообразными материалами и технологиями (графическими, живописными, пространственно-пластическими, декоративно-прикладными).

В основе проблемы лежит противоречие. Следует помнить, что противоречие создается для учеников, а не для учителя, для которого оно не является проблемой. На уроке можно создавать проблемные ситуации, которые основаны на противоречиях, имеющих прямое отношение к особенностям восприятия учебной информации школьниками.

Задачи урока (занятия) направлены на воспитание (личностные результаты), развитие (метапредметные результаты) и обучение (предметные результаты).

В структуре ФГОС появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

 

На основе ФГОС основного общего образования (2010 г.) также разработаны примерные программы по учебным предметам. ФГОС и проекты примерных программ были опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5–7 классы. Музыка, 5–7 классы. Искусство, 8-9 классы. Проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения)

  • Примерные программы по изобразительному искусству содействуют реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ.
  • Организация воспитательной работы и внеурочной деятельности

    по изобразительному искусству

    Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей

    Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-нибудь одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

  • Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Учителям изобразительного искусства рекомендованы к использованию следующие программы художественно-эстетического направления: «Смотрю на мир глазами художника», «Юный гитарист», «Хореография», «Школьный театр "Петрушка"» и др.
  • Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

    Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социальных одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта, занятия объединений художественного творчества.

    Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это организация и проведение художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе и школе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

    Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Это художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

  • Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по изобразительному искусству

    Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные результаты, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями стандарта. Это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

    В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их произведениях: наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждение о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

    Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников, деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

    Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе отражены в книге «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч.2/ Л.А. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – (Стандарты второго поколения). Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

  • Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами (словесное одобрение и неодобрение, награждение грамотами и медалями и т.д.). Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся (смысловых и формальных). Одним из вариантов оценивания уровня подготовки учащихся является папка достижений – портфолио, включающее лучшие творческие работы учащегося, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня и т.д.
  • Критерии оценки художественно-творческой работы:
  • адекватность выбранного художественного материала;

  • оригинальность замысла;

  • использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа.

Критериями оценки проектной деятельности может являться следующее:

  • решение проектной проблемы;

  • новизна и оригинальность;

  • владение материалом, в котором проект выполнен;

  • экономичность;

  • эстетичность.