Консультации для родителей 2А класса

Трошкова Валентина Леонидовна

Предварительный просмотр:

Влияние школьной оценки

на формирование личности младшего школьника

(консультация для родителей второклассников)

  Все мы когда-то ходили в школу и приносили домой разные отметки. Каждый помнит, какую радость он испытывал при получении пятерки, и как огорчался из-за позорной двойки, понимая, что не всегда полученные оценки были объективны.

  Теперь мы стали взрослыми: кто-то добился в жизни высокого положения, кто-то стал обычным, не выделяющимся из массы, человеком. И теперь наши дети, как и мы когда-то, пошли учиться, или, как говорят они сами: «Получать пятерки».

  У каждого ребенка есть свой любимый школьный предмет. Кто-то любит литературу, и с гордостью показывает очередную пятерку в дневнике. Дети с аналитическим складом ума тяготеют к точным наукам. А те, кому с трудом даются многие предметы - блещут способностями в спортзалах, принося домой оценки похуже.

Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?

Для начала давайте вспомним, что школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Обучающиеся, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя их соответствующими качествами. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, является оценкой личности и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка.

У неуспевающих и слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. Их самооценка развивается своеобразно. А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах (Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976), выявила следующую тенденцию.

Первоначально ученики не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1 - 2 классах, они сохраняют высокую самооценку. Если им предложить оценить выполненное задание, большинство оценит свою работу более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом, они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку». «Учительница мне никогда не ставит четыре, все тройки или двойки, я сам поставил себе четыре». «Я не хуже других, у меня тоже может быть четыре».

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в обучении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в 3 раза от I к IV классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.

Как переживают такую тяжелую учебную ситуацию младшие школьники? У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. В тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к формированию чувства компетентности - нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается.

Помощь родителей.

Чтобы помочь ученику исправить оценки и, как следствие, повысить самооценку, на помощь приходят мамы. Помощь родителей является одним из важных условий успешности домашней учебной работы младших школьников. Но не всегда такое сотрудничество оказывается продуктивным не только в усвоении второклассником учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника. Многим родителям знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после неоднократного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым тяжело осознать, почему ребенок не может понять, что им самим кажется понятным.

Ребенку сложно уловить чужую логику рассуждения, применить новое знание в уже сложившейся картине мира, увидеть поставленную проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс. Психологические исследования (Э. М. Сагилян 1999 г.) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.

Когнитивный конфликт возникает там, где для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери – внимание к деталям и частностям.

К таким же результатам приводит стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.

К когнитивному конфликту может привести и преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери – повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный. Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего, он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным внушениям взрослого.

Как решить эту проблему?

  1. В детстве вы играли в школу? Поиграйте еще. Поменяйтесь с ребенком ролями. Ученица - Вы. «Я уже давно училась в школе и ни чего не помню». Попросите ребенка объяснить Вам материал, научить Вас, в конце концов. Проговаривая материал, ученик глубже осознает его. И не страшно, если первое время ребенок будет ошибаться. Задавайте ему наводящие вопросы. Он примет это и научится рассуждать и учиться. Да, на это понадобится время. Но мы же найдем его для своего любимого ребенка. Здесь еще пара вариантов: рассказать, объяснить материал школьник может младшему брату, или сестре. Эффект будет чуть хуже – малыши не смогут уточнить, переспросить. Попросить позаниматься старшего ребенка или одноклассника. Замечено, что объяснения ровесников усваиваются детьми лучше, чем объяснения взрослых.
  2. Теперь вернемся к нашей основной теме – формированию адекватного отношения школьника к школьным оценкам.

Во-первых, не критикуйте ребенка. Оцениваем не ребенка, а его работу;

Во-вторых, научите школьника оценивать свою работу. Если работа письменная – рассмотрите, как написана работа, найдите ошибки в тексте или примере. Спросите о том, какую оценку он поставил бы себе за данную работу. Если оценку завышает – обратитесь к его работе, оцененной более высоко. Сравните. Повторите вопрос еще раз. Неоднократно сравнивая, находя свои ошибки, школьник научится самооценке своей деятельности и, соответственно, будет более адекватно реагировать на оценку учителя (да и успеваемость будет лучше).

В-третьих, не критикуйте учителя. Как бы тихо Вы говорили – ребенок услышит. Ваше негативное отношение к педагогу закрепится в ребенке и вряд ли поможет ему в освоении учебного материала.

  1. Ну и если Вы сами не справитесь – обратитесь к специалистам. Это счастье, что есть люди, готовые выполнять свою работу.

Удачи Вам. У нас все получится.

 



Предварительный просмотр:

19 секретов  для родителей второклассников

Подготовила учитель начальных классов

                                                           Суркова Людмила Николаевна

Секрет 1
Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят

Секрет 2
Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

-Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

-Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. 

-Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. 

-Не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе. 

-Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. 

-Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

-Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

Секрет 3
Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать


Секрет 4
Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник


Секрет 5
Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал 

Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы второкласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи. 

Секрет 6
Показывать пример организованности и собранности 

Секрет 7
Принять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться


Для успешного обучения важно:

-насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», 

-знакомо ли им чувство ответственности, 

-организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.


Секрет 8
Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение

Секрет 9
Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные 

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

Секрет 10
Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать


Секрет 11
Если ругать ребенка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность

Если ребенок плохо учится, значит он:

-Потерял веру в свои силы и отстал в учебе.

-Боится быть спрошенным.

-Ему стыдно перед товарищами, перед учителем, перед самим собой.

-Взрослые предъявляют свои требования.

Секрет 12
Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент 

Что делать?

-Установить точный диагноз. (ухудшение самочувствия, проблемы в семье и т.д.).

-Начинайте с самого малого. 

(вселите чувство уверенности в своих силах; пробудите начальный интерес).

-Придумывайте занимательные задания.

-Избегайте нервозности и неоправданных конфликтов.

-Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком.

-Обязательно отметьте первый успех ребенка.

-Старайтесь развивать у ребенка чувство собственного достоинства.

Секрет 13
Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы


Секрет 14
Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде 

Секрет 15
Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения 

Надо придумать искусственные стимулы в виде вознаграждений, которые можно давать регулярно при небольших положительных сдвигах в учебе и поведении.

Необходима психологическая поддержка семьи. Соприсутствие заинтересованных лиц - важнейший стимул успешности работы ребенка в школе и дома. 

Учебная деятельность являeтcя совместной, распределенной - от взрослого (учителя, родителя) исходят цели и стимулирование, а от школьников – активность по их достижению. 

Секрет 16
Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми !!!

Секрет 17
Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.


Секрет 18
Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2»


Секрет 19
-Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится)))

-Сделать первый шаг по воспитанию самостоятельности поможет следующий простой прием - составление расписания выполнения домашних заданий.

-Письменные уроки нужно чередовать с устными. 

-Желательно задание выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке. 

-Задания по чтению (пересказ) и иностранный язык нужно повторить несколько раз 

-Распределить заданные уроки равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто». 

-Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше 30 минут 



Предварительный просмотр:

"Одарённость"

 Первый шаг - Распознать одаренность. 
Главным советом по воспитанию является способность распознать, является ли ваш ребенок на самом деле необычайно одаренным. В дополнение к этому совету по воспитанию относится совет для выявления определенных признаков. Ваш ребенок может быть одаренным, если он способен завершить работу намного быстрее, чем его сверстники. Он может быть также способен читать и понимать вещи, которые не предназначены для его возраста. Ваш одаренный ребенок также может проявлять особые способности в художестве или других отраслях. Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

Шаг второй – Правильное поведение 
Безоговорочная любовь. Возможно, одним из ключевых советов по воспитанию является необходимость убедиться в том, что ваш одаренный ребенок растет привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы должны общаться со своим ребенком хорошо и объяснять ему, что вы любите его таким, какой он есть, а не за то, что он хорошо учится в школе или прекрасно выполняет все задания.

Знание реальности. Следующим к совету по безусловной любви является совет по воспитанию, который заключается в том, что ваш ребенок должен знать, что не всегда все может быть идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как одаренные дети могут с легкостью разочароваться, по мере того как они будут взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.

Не перегружайте его. В то время как хорошим советом по воспитанию является предложение различных образовательных опытов, очень важно не перегрузить ребенка этим.
Вы могли записать своего ребенка на уроки виолончели, на плавание, на уроки продвинутой математики, читальные группы и множество других занятий. Однако по наблюдениям за детьми можно сказать, что реализовать себя в полной мере он сможет лишь погрузившись в какую-либо определенную область, а не хватаясь за все подряд.

Не превозносите. Воспитание одаренных детей требует большой тактики. Развитие тщеславия в ребенке не принесет ему пользу при общении со сверстниками. Ранние умственные способности ребенка подразумевают, что он ждет и одобрения, и восхищения от взрослых. Можно ввести некий запрет на разговоры о таланте ребенка, но все ошибаются, и кто-то может не сдержаться и проявить свой восторг. Ребенок это непременно заметит. Если же родители вообще не ценят таланты ребенка, то он и это поймет и осознает, тем более если его одаренность в той или иной сфере взрослыми расценивается как странность.

Шаг третий – Поддержка ребёнка
Родители обязаны стремиться 
развивать в своих детях следующие личные качества: 
-уверенность, базирующуюся на сознании самоценности; 
-понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; 
-интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску; 
-уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопережива-нию, терпению и душевному мужеству; 
-привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственностьза свои поступки; 
-умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социо-экономических и образовательных уровней.

Родители создадут прекрасные 
условия для развития этих качеств, если собственным поведением продемонстрируют, что они: 
-ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане; 
-опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами могут сделать все быстрее и лучше; 
-практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес. 

Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы ваша любовь и поддержка:
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. 
2. Оценивайте уровень развития ребенка. 
3. Избегайте длинных объяснений или бесед. 
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности. 
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
И в заключение...
Главное — дайте понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант. 
Цените в своих детях такие хорошие свойства, как щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. И тогда в вашем ребенке раскроются все таланты, которые со временем принесут свои плоды .
И закончить нашу встречу мне бы хотелось притчей.
«Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и не¬обычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ра¬нее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, донося¬щимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хо¬зяину лавки: 
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное се¬мечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
Уместны будут слова В. А. Сухомлинского:
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполняем домашние задания Консультация родителей учащихся 2 – х классов

Слайд 2

Наши дети – второклассники. Главный объект их труда – книга, тетрадь, а главный труд в школе – учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Семья должна поддерживать интерес ребёнка к учению, помочь ему включиться в учебный труд. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Общие рекомендации к самоподготовке выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время; прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места; приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь; старайся все затруднения разрешить самостоятельно; о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике; забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику; начинай самоподготовку в определённом порядке, например: русский язык, математика, чтение.

Слайд 4

Письменные задания: внимательно прочитай задание; повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы; после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное; ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.

Слайд 5

Устные задания: посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание; прочитай задание по учебнику; выдели основные части, главные мысли текста; прочитай задание вторично; составь план прочитанного; расскажи по плану; повтори рассказ; следи за интонацией, темпом речи; не спеши, говори ясно, чётко.

Слайд 6

К решению задач: прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай ещё раз, подумай; повтори условия задачи и её вопросы; подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти; подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи; подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу; проверь ход решения, ответ.

Слайд 7

К выполнению заданий по русскому языку: Внимательно прочитай задание; Подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении; Если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и ещё раз повтори; Выполняя задание, сверяйся с правилами; Проверь работу; Если обнаружил ошибку, аккуратно исправь её.

Слайд 8

К выполнению заданий по чтению: п рочитай текст; если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре); если при чтении текста были затруднения, прочитай его ещё раз; прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.

Слайд 9

Правила списывания: прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется; списывай, диктуя себе по слогам; проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.

Слайд 10

Какие проблемные ситуации возникают чаще всего:

Слайд 11

Вопрос № 1. Какой жизненный опыт получит ребёнок, когда родители помогают ему выполнить домашние задания и когда не помогают? Разумно предоставить ребёнку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах .

Слайд 12

Вопрос № 2. Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным? Для ребёнка важно иметь удобное, красивое рабочее место. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Стараться, чтобы ребёнку было понятно, что ему надо сделать и как , тогда у него будет желание выполнить всё. Найдите, за что можно похвалить ребёнка.

Слайд 13

Вопрос № 3. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребёнка ошибки? 1) Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребёнка: На строчку, где допущена ошибка; На слово с ошибкой. 2) Спросить, почему возникла такая ошибка, как её исправить. Ребёнок должен научиться анализировать свои работы .

Слайд 14

Вопрос № 4. Ребёнок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание не будет выполнено. « Сначала дело, а развлечения потом ». И никаких авансов. Если ребёнок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Слайд 15

Вопрос № 5. Ребёнка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям? До тех пор, пока ребёнок будет считать, что учится для родителей, а ему учёба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребёнка определённую мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

Слайд 16

Подводим итоги: Ребёнок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте. Проявляя искренний интерес к успехам детей, надо учить их навыкам организации учебного труда. Помощь и контроль родителей не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребёнка. При проверке домашнего задания надо нацеливать ребёнка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Вопросы родителей: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?» – помогут в этом. Радость родителей по поводу успеха ребёнка, его новых знаний («Что ты узнал сегодня нового?») воспитывает в нём желание учиться. Хорошо, когда родители стремятся помочь преодолевать ребёнку трудности, не срывают на нём своё раздражение по поводу школьных неудач.

Слайд 17

Памятка для родителей «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

Слайд 18

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные.

Слайд 19

4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком. 5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке - грустное зрелище. 6. Пусть ваш ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

Слайд 20

7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора. 8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи. 9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веру в себя. (Учительская газета. 1988. 23 февраля)

Слайд 21

Сопровождение ребёнка: 1. Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению. 2. Составить памятку «Садимся за уроки». 3. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка. 4. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной деятельности.

Слайд 22

Спасибо , за внимание! Желаем Вам успехов в выполнении домашних заданий!



Предварительный просмотр:

Слайд 1
Выполняем домашние задания Консультация родителей учащихся 2 – х классов

Слайд 2
Наши дети – второклассники. Главный объект их труда – книга, тетрадь, а главный труд в школе – учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Семья должна поддерживать интерес ребёнка к учению, помочь ему включиться в учебный труд. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. В.А.Сухомлинский

Слайд 3
Общие рекомендации к самоподготовке выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время; прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места; приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь; старайся все затруднения разрешить самостоятельно; о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике; забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику; начинай самоподготовку в определённом порядке, например: русский язык, математика, чтение.

Слайд 4
Письменные задания: внимательно прочитай задание; повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы; после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное; ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.

Слайд 5
Устные задания: посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание; прочитай задание по учебнику; выдели основные части, главные мысли текста; прочитай задание вторично; составь план прочитанного; расскажи по плану; повтори рассказ; следи за интонацией, темпом речи; не спеши, говори ясно, чётко.

Слайд 6
К решению задач: прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай ещё раз, подумай; повтори условия задачи и её вопросы; подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти; подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи; подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу; проверь ход решения, ответ.

Слайд 7
К выполнению заданий по русскому языку: Внимательно прочитай задание; Подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении; Если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и ещё раз повтори; Выполняя задание, сверяйся с правилами; Проверь работу; Если обнаружил ошибку, аккуратно исправь её.

Слайд 8
К выполнению заданий по чтению: п рочитай текст; если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре); если при чтении текста были затруднения, прочитай его ещё раз; прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.

Слайд 9
Правила списывания: прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется; списывай, диктуя себе по слогам; проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.

Слайд 10
Какие проблемные ситуации возникают чаще всего:

Слайд 11
Вопрос № 1. Какой жизненный опыт получит ребёнок, когда родители помогают ему выполнить домашние задания и когда не помогают? Разумно предоставить ребёнку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах .

Слайд 12
Вопрос № 2. Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным? Для ребёнка важно иметь удобное, красивое рабочее место. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Стараться, чтобы ребёнку было понятно, что ему надо сделать и как , тогда у него будет желание выполнить всё. Найдите, за что можно похвалить ребёнка.

Слайд 13
Вопрос № 3. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребёнка ошибки? 1) Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребёнка: На строчку, где допущена ошибка; На слово с ошибкой. 2) Спросить, почему возникла такая ошибка, как её исправить. Ребёнок должен научиться анализировать свои работы .

Слайд 14
Вопрос № 4. Ребёнок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание не будет выполнено. « Сначала дело, а развлечения потом ». И никаких авансов. Если ребёнок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Слайд 15
Вопрос № 5. Ребёнка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям? До тех пор, пока ребёнок будет считать, что учится для родителей, а ему учёба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребёнка определённую мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

Слайд 16
Подводим итоги: Ребёнок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте. Проявляя искренний интерес к успехам детей, надо учить их навыкам организации учебного труда. Помощь и контроль родителей не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребёнка. При проверке домашнего задания надо нацеливать ребёнка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Вопросы родителей: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?» – помогут в этом. Радость родителей по поводу успеха ребёнка, его новых знаний («Что ты узнал сегодня нового?») воспитывает в нём желание учиться. Хорошо, когда родители стремятся помочь преодолевать ребёнку трудности, не срывают на нём своё раздражение по поводу школьных неудач.

Слайд 17
Памятка для родителей «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

Слайд 18
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные.

Слайд 19
4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком. 5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке - грустное зрелище. 6. Пусть ваш ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

Слайд 20
7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора. 8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи. 9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веру в себя. (Учительская газета. 1988. 23 февраля)

Слайд 21
Сопровождение ребёнка: 1. Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению. 2. Составить памятку «Садимся за уроки». 3. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка. 4. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной деятельности.

Слайд 22
Спасибо , за внимание! Желаем Вам успехов в выполнении домашних заданий!



Предварительный просмотр:

Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся

Метод – последовательность ресурсообеспеченных, целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели.

Методы   обучения   должны удовлетворять   требованиям:

  • Научности;
  • Доступности (обучающимся);
  • Результативности;
  • Воспроизводимости (другими учителями);
  • Эффективности.

Методы выбираются  в зависимости от

  • целей и задач учебного занятия,
  • его содержания,
  • специфики работы с конкретными обучающимися.

Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата).

Приём – конкретный способ деятельности по достижению конкретной задачи.

Основные приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые  педагогами  в процессе преподавания различных  дисциплин.

  • Приёмы работы с текстовыми источниками информации.
  • Приёмы работы с тестами.
  • Приёмы работы с картографическими материалами.
  • Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами.
  • Приёмы работы с динамическими экранными материалами.
  • Игровые приёмы.
  • Вербальные приёмы обучения.
  • Приёмы работы со статическими материалами.

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

  • Комментированное чтение.
  • Пересказ, рассказ по опоре.
  • Перефразирование текста.
  • Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.
  • Описание понятий и явлений по литературным текстам.
  • Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным  источникам информации).
  • Поиск ответов на поставленные вопросы.
  • Выполнение заданий в рабочей тетради.
  • Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).
  • Составление вопросника к тексту.
  • Конспектирование, «сжатие» текста.
  • Составление плана текста.
  • Составление логических (графических) схем.
  • Составление таблиц.
  • Анализ материалов СМИ.
  • Составление кроссвордов.
  • Составление карт (схем) по тексту.
  • Составление эмблем, объектов, территорий, понятий.
  • Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.
  • Исправление ошибок в тексте.
  • Смысловой выбор.
  • Составление «визитных карточек».
  • Составление мультимедиапрезентаций.
  • Разработка виртуальных экскурсий.
  • Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.
  • Составление сценария учебного фильма.
  • Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.
  • Составление рецензий, аннотаций.
  • Составление подборок стихов, литературных описаний процессов, явлений, территорий.

Приёмы работы с тестами

  • Контрольное тестирование.
  • Работа с тестами, с целью  

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

  • Развивающие тесты.

Приёмы работы с картографическими материалами

  • Чтение карты.
  • Картографическое  (топографическое) лото.
  • Наложение карт.
  • Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.
  • Выявление взаимосвязей.
  • Путешествия по карте.
  • Составление картосхем.
  • Составление характеристик объектов, территорий по картам.
  • Разработка маршрутов.
  • Разработка тематических карт с новым содержанием.
  • Составление пазлов.
  • Составление профилей.
  • Работа с контурными картами.

Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами

  • Описание изображения  (составление рассказа).
  • Поиск деталей.
  • Сравнение изображений.
  • Сопоставление.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Составление титров.
  • Составление макета своего пособия (иллюстрации, фильма и т.п.)
  • Составление слайд-шоу.
  • Составление иллюстративных рядов.
  • Составление тематических рабочих тетрадей.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

  • Получение информации.
  • Комментирование.
  • Озвучивание.
  • Анализ (рецензирование).
  • Организация практических работ.
  • Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Игровые приёмы

  • Деловые игры.
  • Выпуск тематических газет.
  • Театрализация.
  • Сочинение сказок, рассказов, дневников путешественников.
  • КВН.
  • Викторины и т.п.

Вербальные приёмы обучения

  • Беседа.
  • Рассказ учителя (объяснение).
  • Школьная лекция.
  • Семинар (конференция).
  • Устный ответ на вопрос (в том числе с использованием смысловых зрительных опор).
  • Заочная экскурсия.

Приёмы работы со статистическими материалами

  • Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.
  • Построение графиков.
  • Построение диаграмм.
  • Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.
  • Сбор статистических данных.

Основные приёмы,
обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые  педагогами  в процессе преподавания различных  дисциплин

Приемы

Цель применения

Предваряющая деятельность учителя

Деятельность  учителя во время работы

Деятельность  обучающихся во время работы

Деятельность учителя и обучающихся после окончания работы

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

Комментированное чтение.

Изучение  нового учебного материала

Постановка учебной задачи (далее –УЗ) (в данном случае ЧТО ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ ИЗ ТЕКСТА). (задача всегда нацеливает учащихся на достижение цели, получение конечного определенного результата)

Расстановка смысловых акцентов

Осознанное чтение

Организация беседы в целях выявления степени осознания обучающимися прочитанного материала

Пересказ, рассказ по опоре.

Изучение и первичное осмысление нового учебного материала

Постановка УЗ (выделить существенные стороны)

Контроль изложения в зависимости от поставленной задачи

Организация обсуждения, внесения дополнений, формулировки выводов

Перефразирование текста.

Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

Постановка УЗ

Индивидуальное консультирование (по просьбе ученика или с учетом индивидуальности)

Выполнение УЗ

Организация прослушивания ответов, обоснование своего мнения

Описание понятий и явлений по литературным текстам.

Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным  источникам информации).

Постановка УЗ, указывает источники информации

Анализ результатов обучающимися

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Выдает вопросник. Контролирует понимание учащимися сути вопроса

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ

Организация прослушивания ответов, обоснование своего мнения

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Изучение, закрепление   нового учебного материала. Контроль знаний и умений

Инструктаж. Проверка понимания смысла задания

Составление алгоритма деятельности. Выполнение заданий

Подведение итогов. Формулировка выводов учащимися

Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).

Постановка УЗ, объяснение правил способа деятельности. Требования: краткая графико-словесная схема, возможность использования при рассказе

Индивидуальное консультирование

Прослушивание выступления обучающегося с использованием его опоры. Смотр опор. выводы

Составление вопросника к тексту.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Постановка УЗ нацеливание на выбор существенных сторон …

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ с использованием источника (нескольких источников) информации

Проверка и обсуждение обучающимися результатов

Конспектирование, «сжатие» текста.

Составление плана текста.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Составление логических (графических) схем.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Постановка УЗ, объяснение сути способа деятельности

Составление таблиц.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Анализ материалов СМИ.

Обсуждение

Составление кроссвордов.

Изучение, закрепление   нового учебного материала

Индивидуальное консультирование

Проверка (конкурс) кроссвордов

Составление карт (схем) по тексту.

Составление эмблем, объектов, территорий, понятий.

Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

Закрепление    нового учебного материала

Подготовка текстов с пропущенными ключевыми словами

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ с использованием (или без использования)  источников информации

Проверка результатов. Обоснование обучающимися выбора вставленных слов

Исправление ошибок в тексте.

Подготовка текста (текстов) с ошибками

Проверка результатов. Выявление обучающимися замеченных ошибок. Обоснование выбора. Исправление

Смысловой выбор.

Подготовка карточек с тройками слов, два из которых логически (топографически, хронологически и т.п.) связаны

Проверка результатов. Обоснование обучающимися выбора

Составление «визитных карточек».

Закрепление    учебного материала

Постановка УЗ: выявить и кратко записать  специфические особенности объекта (явления, исторического периода и т.п.)

Индивидуальное консультирование

Выявление существенных отличительных особенностей …

Проверка выполнения. Анализ работы. Формулировка выводов

Составление мультимедиапрезентаций.

Постановка УЗ: составить презентацию по теме …

Составление презентации

Проверка результатов.

Разработка виртуальных экскурсий.

Постановка УЗ, определение  алгоритма деятельности

Консультирование

Выполнение задания

 Просмотр и обсуждение результатов

Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.

Составление сценария учебного фильма.

Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.

Закрепление   учебного материала, развитие интереса к предмету

Постановка УЗ, инструктаж

Индивидуальное консультирование

Работа с литературными источниками

Проверка результатов. Объяснение смысла афоризма. Составление своих пословиц

Составление рецензий, аннотаций.

Проверка результатов. Составление  аннотированного каталога книг

Составление подборок стихов, литературных описаний процессов, явлений, территорий.

Проверка результатов. Составление литературного сборника

Приёмы работы с тестами

Контрольное тестирование.

Контроль уровня обученности

Постановка УЗ: проверить уровень усвоения обязательных знаний обучающимися. Объяснение правил работы

Индивидуальное консультирование

Работа с тестовыми заданиями:

-по единому для всех тесту;

-по тесту определенного учебного уровня;

-по серии тестов разных учебных уровней

Отметка учителя в зависимости от тестового балла. Анализ массовых ошибок в ходе беседы

Работа с тестами, с целью  

а) изучения нового учебного материала…

Заготовка учителем теста по конкретному материалу (параграфу и т.п.)

Постановка УЗ:  выбрать ответ, пользуясь данным источником  информации; обосновать выбор ответа

Консультирование

Индивидуальная (реже групповая) работа с источником    

(-ами) информации

Анализ выбора ответа и обоснования выбора. Систематизация, закрепление, применение новых знаний

б) повторения и закрепления учебного материала …

Постановка УЗ: составить свой тест по конкретной теме. Обеспечение обучающихся источниками информации, выделение основных вопросов содержания

Консультирование

Индивидуальная (или в парах) работа с источниками информации

Беседа, внесение пояснений.

Составление учителем свободного теста из наиболее удачных вопросов и его   последующая проработка всеми (отдельно) обучающимися

Заготовка теста по теме. Постановка УЗ: провести самоконтроль, восполнить пробелы в знаниях

Консультирование. Контроль

1-ый этап: ответы на вопросы без использования источников информации

Обсуждение массовых (при возможности и индивидуальных) ошибок. Возможна  оценка в зависимости от тестового балла на 1-м этапе

2-ый этап: после контроля учителя - ответы на вопросы с  использованием источников информации

Развивающие тесты.

Развитие способностей, интересов, знаний

Предложение работы: составить свои оригинальные по форме и (или) содержанию тесты по конкретной теме. Демонстрация образцов

Консультирование

Самостоятельная творческая индивидуальная (или групповая) работа

Смотр-конкурс, апробация

Приёмы работы с картографическими материалами

Чтение карты.

Изучение и первичное закрепление

нового  учебного материала

Постановка УЗ. Изучение учащимися легенды карты, освоение способов получения информации

Индивидуальное консультирование

Получают информацию по карте

Проверка правильности и полноты полученной информации, обсуждение результатов

Картографическое  (топографическое) лото.

Соотносят  условные знаки и их названия (изображения)

Наложение карт.

Осуществляют сравнение, формулируют выводы

Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.

Выявление взаимосвязей.

Получают и сопоставляют информацию по карте (нескольким картам)

Путешествия по карте.

Закрепление

  учебного материала

Постановка УЗ:  рассказать об увиденном в путешествии из (от) …в … (до)

Получение информации по карте, составление рассказа

Составление картосхем.

Постановка УЗ  

Составление картосхемы

Составление характеристик объектов, территорий по картам.

Постановка УЗ  

Получение информации по карте, составление характеристики

Разработка маршрутов.

Закрепление и применение знаний

Постановка УЗ:  проложить маршрут, отвечающий определенным требованиям

Выполнение УЗ

Разработка тематических карт с новым содержанием.

Постановка УЗ:  разработать  макет карты  «…»

Представление и защита обучающимися макета карта. Конкурс макетов карт

Составление пазлов.

Задача: определить территории, сложить заготовленные пазлы для получения конкретной территории

Представление и защита учащимися карты

Составление профилей.

Углубление знаний

Объяснение правил построения профиля

Поэтапное  консультирование

Анализ профилей

Работа с контурными картами.

Закрепление знаний и умений, контроль

Постановка УЗ: нанести на карту объекты (все или выборочно) с использованием (или без использования) источников информации

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ с использованием (или без) источников информации

Проверка полноты и правильности выполнения

Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами

Описание изображения  (составление рассказа).

Изучение и закрепление нового материала

Постановка УЗ: составить рассказ, используя предлагаемую иллюстрацию

Индивидуальное консультирование

Составление рассказа по иллюстрации

Прослушивание и анализ рассказа, дополнения, выбор существенных деталей

Поиск деталей.

Постановка УЗ: найти детали, иллюстрации, подтверждающие …

Индивидуальное консультирование

Работа с иллюстрацией и другими источниками информации

Анализ результатов

Сравнение изображений.

Сравнить изображения (во времени, в разном исполнении, пространстве); составить прогноз)

Индивидуальное консультирование

Работа с иллюстративным материалом

Анализ результатов, обсуждение

Сопоставление.

Постановка УЗ: соотнести изображения, текст  и  изображения и т.п.

Работа с иллюстративным материалом и другими источниками информации

Создание проблемной ситуации.

Постановка УЗ: объяснить наблюдаемые явления, факты и т.п.

Составление титров.

Закрепление учебного  материала

Постановка УЗ: составить титры к диапозитивам (диафильму), подписи к иллюстрациям

Индивидуальное консультирование

Работая с иллюстративным материалом и другими источниками информации

Анализ результатов, обсуждение

Составление макета своего пособия (иллюстрации, фильма и т.п.)

Постановка УЗ: составить макет иллюстрации (диафильма и т.д.) по данной теме. Выработка требований к конечному результату

Индивидуальное консультирование

Составление макета с использованием разнообразных источников информации (возможна групповая работа)

Анализ результатов, обсуждение; конкурс макетов

Составление слайд-шоу.

Закрепление учебного  материала

Постановка УЗ: работая индивидуально (или в группах), составить серию слайдов для объяснения …

Индивидуальное консультирование

Составление презентации

Проверка и анализ результатов

Составление иллюстративных рядов.

Постановка УЗ: подобрать иллюстрации, репродукции, отражающие …

Подбор иллюстраций

Рассмотрение иллюстративного ряда, обоснование выбора иллюстраций

Составление тематических рабочих тетрадей.

Закрепление материала, взаимоконтроль

Постановка УЗ: разработать страницу рабочей тетради по конкретному уроку (теме)

Разработка и оформление страниц рабочей тетради

Анализ результатов. Составление общей рабочей тетради по теме (курсу). Тиражирование в данном и других классах

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

Получение информации.

Изучение нового материала

Постановка УЗ: ответить на вопросы …, используя …

Индивидуальное консультирование

Просмотр фрагмента фильма, слайд-фильма и т.п.

Проверка ответов  на вопросы

Комментирование.

Закрепление учебного  материала

Постановка УЗ: составить рецензию на сюжет по плану

Прослушивание рецензий,  выявление сути содержания

Озвучивание.

Постановка УЗ: озвучить фрагмент фильма

1.Просмотр без звука.

2.Отбор  информации для озвучивания. 3.Озвучивание одним-двумя учениками при повторном просмотре без звука

Анализ комментирования, дополнения, выявление существенных сторон фильма.

Анализ (рецензирование).

Постановка УЗ: проанализировать фрагмент, предложить внести изменения

Просмотр фрагмента фильма (диафильма)

Обсуждение, составление обучающимися своего сценария фрагмента и его озвучивание (титров)

Организация практических работ.

Постановка УЗ: отобрать из фрагмента информацию для выполнения практической работы

Проверка полноты и содержания выбранной информации

Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Изучение, закрепление материала, итоговый контроль

Проектная работа

консультирование

Выполнение проектной работы

Защита проектной работы

Игровые приёмы

Деловые игры.

Закрепление и применение знаний и способов деятельности, углубление знаний

Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения

Индивидуальная работа над заданием с использованием разнообразных источников информации. Выступления групп с защитой результатов

Формулирование обучающимися выводов. Анализ работы каждой группы, оценка и самооценка работы. Обобщение и рекомендации. Использование полученных средств наглядности

Выпуск тематических газет.

Закрепление и углубление знаний

Определение темы, цели, содержания

Помощь по мере необходимости

Групповая работа по сбору, отбору, анализу, оформлению информации. Выступления групп с представлением результатов

Театрализация.

Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения

Индивидуальная работа над заданием с использованием разнообразных источников информации. Выступление

Сочинение сказок, рассказов, дневников путешественников.

Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил

Индивидуальная (или в парах) работа над заданием

Прослушивание и анализ. Конкурс. Выводы. Организация выставки

КВН.

Викторины и т.п.

Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения

Групповая работа над заданием с использованием разнообразных источников информации

Формулирование выводов. Анализ организации и содержания

Вербальные приёмы обучения

Беседа.

Изучение нового материала

закрепление

Постановка УЗ: выявить существенные признаки (факты, причинно-следственные связи и др.), сформулировать определение понятия, составить логическую (графическую) схему и т.п.

Постановка вопросов, коррекция ответов

Ответы на вопросы с использованием источников информации

Обобщение. Формулирование обучающимися выводов.

Рассказ учителя (объяснение).

Объяснение с опорой на иллюстративный материал, знания об-ся.

Прослушивание. Ответы на вопросы

Обобщение итогов и формулирование учащимися выводов.

Школьная лекция.

Объяснение с опорой на иллюстративный материал, знания об-ся. Контроль уровня усвоения учебного материала на каждом логическом этапе лекции

Прослушивание. Ответы на вопросы. Конспектирование в любой форме (текст, схема, логический конспект, план, таблица, опорный конспект)

Обобщение итогов и формулирование учащимися выводов. Анализ способов конспектирования

Семинар (конференция).

Закрепление и углубленное изучение материала

Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения

Подготовка необходимой информации. выступление

Обсуждения выступлений. Анализ. Формулирование  об-ся выводов.

Устный ответ на вопрос (в том числе с использованием смысловых зрительных опор).

Проверка усвоения знаний и умений

Постановка вопросов и заданий, диагностирующий уровень усвоения материала

Качественная (и балльная) оценка ответов

Полный аргументированный ответ на вопрос

Подведение итогов, обобщение, формулирование главных выводов

Заочная экскурсия.

См. описание метода проектов

Приёмы работы со статистическими материалами

Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.

Изучение нового материала

закрепление

Анализ оформления стат. материалов (выявление зависимости показателей).

Постановка УЗ. Инструктаж. Информирование о содержании  выводов.

Контроль правильности использования статистических материалов, выводов

Ответы на поставленные вопросы

Формулирование обучающимися выводов

Построение графиков.

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ

Проверка построений.

Анализ результатов обучающимися. Формулирование выводов

Построение диаграмм.

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ

Проверка построений.

Анализ результатов обучающимися. Формулирование выводов

Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.

Индивидуальное консультирование

Выполнение УЗ

Проверка построений.

Анализ результатов обучающимися. Формулирование выводов

Сбор статистических данных.

Определение тематики (например,  половозрастной  состав семей обучающихся школы). Инструктаж о способах и источниках сбора  материала

Помощь в обеспечении источниками информации

Сбор материала по теме

Анализ собранных материалов

Подводя итоги, следует отметить, что

  • Для успешной реализации целей и задач каждого конкретного урока учитель должен отобрать такие  методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся, которые обеспечат максимальную эффективность в достижении поставленных задач.
  • Применение учителем системы чередующихся  разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся по выполнению  комплекса учебно-познавательных и учебно-практических задач обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), создает оптимальные предпосылки обеспечения  качества образования, развития и сохранения здоровья школьников.

Используемая литература:

  1. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии / Е.Ю.Ривкин. – Волгоград : Учитель, 2013. –183с.
  2. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В.Миронов. Волгоград : Учитель, 2013. – 174с.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменко, И.В.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. –2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159с.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

На что следует обратить внимание

1. Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать. Проследите, спит ли ваш ребенок в ранние утренние часы.

2. Рисует китов, бабочек, единорогов.

3. Состоит в группах, содержащих названия: "Киты плывут вверх", "Разбуди меня в 4.20", f57, f58, "Тихий дом", "Рина ", "Н я пока", "Море китов", "50 дней до моего...", хэш теги: дом китов, млечный путь, 150звёзд, ff33, d28, хочу в игру.

4. Закрыт доступ к подробной информации. В переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы "разбуди меня в 4.20", "я в игре".

ОПАСНО, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше.

5. Переписывается в мессенджерах (Viber, WhatsApp) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ хештеги:

#f53 #f57 #f58 #d28 #морекитов #тихий дом # хочу в игру # млечный путь

Как заметить надвигающийся суицид

1. Суицидально опасная референтная группа

• молодежь: с нарушением межличностных отношений, "одиночки", злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, включающим физическое насилие;

• сверхкритичные к себе;

• лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

• подростки с психическим несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

• люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

2. Необходимо следующее:

1. Установите заботливые взаимоотношения.

2. Будьте внимательным слушателем.

3. Не спорьте.

4. Задавайте вопросы.

5. Не предлагайте неоправданных утешений.

6. Предложите конструктивные подходы.

7. Оцените степень риска самоубийства.

8. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.

9. Обратитесь за помощью к специалистам.

10. Подбирайте ключи к разгадке суицида.

11. Важность сохранения заботы и поддержки.

12. Примите суицидента как личность!

Памятка для родителей

На что следует обратить внимание

1. Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать. Проследите, спит ли ваш ребенок в ранние утренние часы.

2. Рисует китов, бабочек, единорогов.

3. Состоит в группах, содержащих названия: "Киты плывут вверх", "Разбуди меня в 4.20", f57, f58, "Тихий дом", "Рина ", "Н я пока", "Море китов", "50 дней до моего...", хэш теги: дом китов, млечный путь, 150звёзд, ff33, d28, хочу в игру.

4. Закрыт доступ к подробной информации. В переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы "разбуди меня в 4.20", "я в игре".

ОПАСНО, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше.

5. Переписывается в мессенджерах (Viber, WhatsApp) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ хештеги:

#f53 #f57 #f58 #d28 #морекитов #тихий дом # хочу в игру # млечный путь

Как заметить надвигающийся суицид

1. Суицидально опасная референтная группа

• молодежь: с нарушением межличностных отношений, "одиночки", злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, включающим физическое насилие;

• сверхкритичные к себе;

• лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

• подростки с психическим несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

• люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

2. Необходимо следующее:

1. Установите заботливые взаимоотношения.

2. Будьте внимательным слушателем.

3. Не спорьте.

4. Задавайте вопросы.

5. Не предлагайте неоправданных утешений.

6. Предложите конструктивные подходы.

7. Оцените степень риска самоубийства.

8. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.

9. Обратитесь за помощью к специалистам.

10. Подбирайте ключи к разгадке суицида.

11. Важность сохранения заботы и поддержки.

12. Примите суицидента как личность!



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ РЕБЕНКА

Правила безопасности для детей На улице

- Выходя из дома, всегда предупреждай, куда ты идешь, где будешь и во сколько ты вернешься. Если возвращаешься домой поздно вечером, проси, чтобы тебя встретили.

-   Не ходи в отдаленные и безлюдные места, не играй на стройках и в заброшенных домах.

- Если показалось, что кто-то тебя преследует, необходимо незамедлительно проследовать в людное место, обратиться к взрослому.

- Увидев впереди шумную компанию или пьяного, перейди на другую сторону улицы или измени маршрут, при этом не следует вступать в конфликты.

- Добирайся до дома только известным транспортом (троллейбусом, автобусом, маршруткой), никогда не останавливай чужую машину и не садись сам, если предлагают подвезти.

- Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу, магазин, аптеку, не выполняй никакие просьбы водителя.

- Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

- Если незнакомец просит пойти с ним и позвонить в квартиру, потому что ему не открывают, а тебе откроют – не ходи!

- Не иди с незнакомым человеком, если он предлагает угостить тебя конфетами, посмотреть животных, поиграть в компьютер, не бери у него напитки, конфеты.

В подъезде 

- Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли кто-либо следом. Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице, пока этот человек не уйдет. Если чувствуешь опасность, зайди в магазин, на почту, в библиотеку и расскажи о подозрительном человеке.

- Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.

- Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который может зайти за тобой в кабину.

- Если незнакомец все-таки зашел в лифт, стой к нему лицом, чтобы видеть,  что он делает. В случае опасности попробуй нажать кнопку вызова диспетчера, кричи, зови на помощь.

Дома

- Никогда не впускай в квартиру незнакомого человека.

- Ни в коем случае не открывай дверь лицам, представившимся почтальоном, врачом, полицейским, сантехником, электриком, знакомым родителей, даже если они станут уговаривать.

- Покидая квартиру, посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они уйдут.

- Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

Правила для родителей

1. Уважайте детей, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против его воли.

2. Если ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, сожителя, брата, дяди, прислушайтесь к его словам. Не оставляйте его один на один с этим человеком. Обратитесь за помощью к детскому психологу, позвоните в службу доверия или полицию.

3. Обсуждайте с ребенком особенности полового развития, отвечайте на его вопросы о сексуальных отношениях.

Ребенок с детства должен уметь говорить «нет» в следующих ситуациях:

 - Когда ребенку предлагают совершить недостойный поступок;

 - Если ребенку предлагают поехать куда-нибудь, предупреждая, чтобы он об этом никому не говорил;

 - Когда незнакомый человек предлагает ребенку что-либо сладкое (конфеты, пирожные, пирожки и т.п.);

 - Когда ребенку предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей;

 - Если незнакомые люди предлагают довезти ребенка на машине или показать им дорогу, сидя в машине;

 - Когда малознакомые или незнакомые люди приглашают ребенка к себе в гости и т.д.;

 - Когда ребенку предлагают на улице купить недорогой товар, поиграть в азартную игру, обещая большой выигрыш.

Не следует учить ребенка беспрекословно и не задумываясь выполнять все требования взрослых. Такое поведение может создать благоприятные условия для совершения преступлений маньяками и педофилами.

Родители, помните, что главным для ребенка являются ваша любовь и внимание!