конкурс "Учитель года 2015"

Процкова Елена Александровна

image                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

Учитель года России — ежегодный всероссийский конкурс, проводящийся Министерством образования и науки Российской Федерации. 

Целью конкурса являются выявление, поддержка и поощрение передовых школ

 

 

"Учить и учиться"

 

Девиз конкурса «Учить и учиться» отражает одну из главных задач современного образования – непрерывный и профессиональный и личностный рост учителя, трансляции лучших образцов педагогической практики, пропаганда инновационных идей и достижений.ьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя.

 

Конкурсные материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2015/04/09/ug2.jpg?itok=68FerFG5                                       КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Я – УЧИТЕЛЬ

У начала начал вечно МАТЬ и ОТЕЦ,

А родные, друзья и коллеги – все после.

И лавровый венок, и терновый венец

Кто – то УЧИТ носить, кто-то НОСИТ.

Сколько радостных встреч человеческий век

Уготовил для каждого. Впрочем, учтите:

Есть особенный в жизни у нас человек,

Чье высокое званье УЧИТЕЛЬ!

Я часто задумываюсь о роли Учителя. Очень быстро меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль учителя становится все более многогранной.

По разным причинам приходят в школу учителя, но остаются и продолжают работать только те, кто сумел найти путь к каждому своему ученику, создать условия для развития способностей, кто стал другом ребенку. Диплом – это только документ, дающий право на работу. Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он души учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни.

«Всё, что было или есть, началось с мечты», - мне так близки эти слова, что если бы их не сказал кто-то другой, их бы обязательно сказала я. Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня всё началось с мечты - мечты стать учителем. И не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который  умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Ведь любая самая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд. И у моей мечты есть основа: способности ребенка можно и нужно развивать. Для меня это первый шаг, самый важный, он позволит открыть ребенку новые горизонты. В этом и есть предназначение учителя.

        Работать учителем – это значит мечтать вместе с детьми. Но быть хорошим учителем – это не значит быть безответственным мечтателем, это значит быть тем, кто вместе с детьми ежедневно превращает мечты в цели, а цели -  в результаты. Каждый день я маленькими шажками иду к  этому. Как бы трудно ни было, постепенно превращаю ее в реальность. Моя мечта становится все ближе и ближе,  и сил становится не меньше, а только больше.  

        Профессия учителя, на  мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас  учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше,  чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети  умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – не задуть огонек желания ребёнка говорить  о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут.  Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение.  

Каждый день  я учусь специально и учусь «нечаянно»: жизненные ситуации, книги  или путешествия дают  мне возможность  почувствовать, кто я.

        Я учусь.

        И я учусь учить.  

        Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.

        Эта та цель, достигая которую, я приближаюсь к своей главной мечте – стать тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту, ту, в которую он не верил.

        Почему  именно это для меня важно,  зачем уметь учиться? Еще Эрнст Легуве, французский писатель XIX века, сказал: «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». А что мы должны говорить сегодня, в XXI веке, когда темп жизни настолько стремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям? Особенно сложно быть учителем в эпоху, когда ее основные приметы - изменчивость  и непостоянство.  Учителю важно уметь  учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно  отвечать на вопросы: что я  знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только  после таких размышлений я понимаю,  чему нужно учиться, что узнать, что попробовать. Так же должно быть и у детей.

        Я – учитель начальных классов. Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется  основа  умения учиться. В этом  возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и  фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. Представим себе стрелка, который не знает, попал он в мишень или нет, и не знает, что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз точно её поразить. При проектировании своей  деятельности я использую потенциал отметки так, чтобы она выполняла не столько контролирующую функцию, сколько воспитывающую, формирующую. И с первых дней  в школе "выращиваю"  у детей умение контроля и оценки для постановки будущих учебных задач – шагов к мечте.

         Считаю важным учить детей тому, что ошибка – это находка, подарок. В этом случае ошибка – предвестник положительного результата. Я предлагаю ребёнку для работы над ошибками "Справочник ошибок". В нем ученик не только ведет учет своих ошибок, но и обнаруживает их причины, составляет такие задания, которые направлены на закрепление правильного способа действия. С помощью таких приемов, как этот,  я формирую у ребёнка представление об учёбе как о пути, на котором будут и ошибки, и успехи.

        Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним  совершить восхождение. Он должен быть другом, старшим наставником, между ними не должно быть барьера, а должно быть уважение. Он должен протянуть руку тому, кто идет за ним, и помочь подняться по лестнице знаний.        Еще одним важным  педагогическим средством для меня является Портфель достижений. Это собрание фактов, материалов, демонстрирующих ученику его успехи за длительный период времени и в разных сферах деятельности. Это мощная положительная оценка усилий ребенка им самим под девизом «Я смог, сумел». Работая с Портфелем достижений, ученик понимает, что он успешный и сам может строить траекторию своего развития. Главным для меня является личность ребенка, в котором я должна сохранить все самое хорошее, что дала ему природа и его родители, найти и развить даже самые маленькие крупинки таланта, которые есть в каждом человеке.
        Я вижу педагога как воспитателя и наставника, как человека, который создает условия для становления личности ученика. Входя каждый день в класс, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Я стараюсь быть с учениками на равных и помню, что каждое случайно сказанное слово впитывается в неокрепшие души детей. Поэтому стараюсь самосовершенствоваться, т.к. должна быть образцом для своих учеников. Мастерство учителя – не случайная удача, а систематический, кропотливый поиск  и труд, часто черновой, будничный,  наполненный тревогами, открытиями, удачами и неудачами. С годами работы в школе пришло понимание того, что « У детей все проблемы большие!» Маленькие победы моих учеников становятся и моей победой. В такие   минуты я чувствую себя самой счастливой и благодарю судьбу за то, что я на своем месте.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

(Управление образования)

ПРИКАЗ

  02.04.2015  №   164

р.п. Переяславка                                                                                

Об организации и проведении

районного заочного этапа  Всероссийского конкурса «Учитель года -2015»

В целях выявления талантливых педагогов, их поддержки и поощрения, повышения социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространения инновационного педагогического опыта в   муниципальном районе имени Лазо

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести районный   этап  Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015» в заочной форме в период с 09 апреля по 05 июля  2015 года.

2. Утвердить прилагаемые:

2.1. Положение о районном этапе  Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015».

2.2. Состав жюри районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015».

3. Руководителям образовательных учреждений:

3.1. Определить участников районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2015».

3.2. Руководствоваться в работе при подготовке участников конкурса   Положением о районном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015».

3.3. Подать заявку на участие и информационную карту участника в срок до 15 апреля  2015 года в МБОУ ИМЦ района имени Лазо Хабаровского края.

4.     Муниципальному бюджетному учреждению « Информационно – методический центр муниципального района имени Лазо Хабаровского края»           

   (Борисова Л.А.):        

4.1. Обеспечить методическое сопровождение конкурсантов через организацию консультаций по участию в районном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года -2015».

5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Начальник

Управления образования                                                       О.М. Абдулин

УТВЕРЖДЕНО

приказ  начальника

Управления образования

                                                                                                       от 02.04.2015_ №   164

Положение

о районном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015»

1. Общие положения

Настоящее Положение проведения районного этапа  Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015» разработано в соответствии с новым Порядком проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России 2014».

Районный этап Всероссийского конкурса «Учитель года 2015» (далее - Конкурс) проводится Управлением образования администрации района имени Лазо Хабаровского края, МБОУ ИМЦ  района имени Лазо Хабаровского края, организацией Профсоюза работников народного образования и науки муниципального района имени Лазо.

Конкурс проводится с целью выявления талантливых педагогов, их поддержки и поощрения; повышения социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей  муниципального района имени Лазо.

Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.

2.Символика конкурса:

2.1. Официальная эмблема конкурса – изображение пеликана, распростершего крылья над своими птенцами.

2.2. Девиз конкурса «Учить и учиться» отражает одну из главных задач современного образования – непрерывный и профессиональный и личностный рост учителя, трансляции лучших образцов педагогической практики, пропаганда инновационных идей и достижений.

3. Участники конкурса

3.1.Принять участие в конкурсе могут  учителя общеобразовательных  организаций различных типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе работающие по совместительству в общеобразовательных организациях, чей стаж работы составляет не менее 3-х лет.

3.2.Выдвижение кандидатов для участия в конкурсе может   осуществляться:

- образовательной организацией, в том числе негосударственными общеобразовательными организациями;

-  посредством самовыдвижения при наличии у педагога рекомендации или писем поддержки (например, методической службы, профсоюза, общественных организаций и т.п.).

3.3.Основанием для регистрации участника конкурса является предоставление заявки в  ИМЦ.

          4.Этапы и сроки проведения Конкурса

4.1. Сроки проведения-  09.04. 2015г. по 05.07.2015года

4.2. Районный этап Конкурса проводится:

- Заочный  (09.04. 2015г. по 22.06.2015года.)

- Работа жюри (22.06. 2015 г по 05.07.2015года)

- Награждение  -  август 2015года (августовская конференция)

4.3. Для участия в районном этапе Конкурса необходимо подать заявку (Приложение 1),  информационную карту участника Конкурса (Приложение 2), согласие на  обработку персональных данных (Приложение 3) до 15  апреля  2015 г в ИМЦ по электронной почте и на бумажном носителе.

5. Конкурсные мероприятия

5.1. Заочный этап конкурса представляет собой  «Методическое портфолио» и  включает четыре  заочных конкурсных задания:

- Интернет-ресурс

- Методический семинар

- Эссе «Я – учитель»

- «Открытый урок»

На заочном этапе проводится экспертиза членами жюри «Методического портфолио» участников Конкурса, размещенного на интернет - ресурсе конкурсанта.

5.2. Конкурсное задание «Интернет–ресурс» (макс. количество баллов - 20)

Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога. Формат конкурсного задания: представление интернет - ресурса (личный сайт, блог, страница на сайте образовательного учреждения), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.

В рамках интернет – ресурса должна быть выделена рубрика «Учитель года 2015», где будут размещаться материалы конкурсных заданий конкурсанта.

Критерии оценивания конкурсного задания: дизайн (оригинальность стиля, адекватность цветового решения, корректность обработки графики, разумность скорости загрузки), информационная архитектура (понятное меню, удобство навигации, тематическая организованность информации, доступность обратной связи), информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, регулярность обновлений).

5.3. Конкурсное задание «Методический семинар» (макс. количество баллов – 20)

Формат конкурсного задания: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с объяснительной запиской (до 5 страниц) педагогического опыта работы участника, описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых ФГОС. Материал размещается на интернет - ресурсе конкурсанта в рубрике «Учитель года 2015».

Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

Критерии оценивания конкурсного задания: метапредметный подход, целостность, системность, новизна, результативность.

При подготовке объяснительной записки опыта работы можно руководствоваться следующим алгоритмом:

- дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, для чего выделить противоречия, трудности, с которыми педагог столкнулся в своей практической деятельности;

- вычленить ведущую педагогическую идею опыта, ее составные части (это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта);

- отразить теоретическую базу опыта (на какие научные или практические изыскания опирается учитель, научные концепции или теории каких авторов использует в работе);

- раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи и ее компонентов, изложить точку зрения на содержание образования, взаимоотношения учителя и учащегося, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания современного школьника;

- показать предлагаемые инновации в организации образовательного процесса, содержания образования, взаимодействия учителя и учащегося и т. д.;

- провести самоанализ результатов профессиональной деятельности: показать изменения в качестве знаний, в овладении практическими умениями и навыками, в уровне воспитанности, в развитии интереса к предмету.

5.4. Конкурсное задание  «Я – учитель» (макс. количество баллов - 10)

Формат конкурсного задания: текст эссе «Я – учитель» (до 3 страниц). Размещается на интернет-ресурсе конкурсанта в рубрике «Учитель года 2015». Шрифт 12, интервал одинарный.

Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.

Критерии оценивания конкурсного задания: глубина мировоззренческой, философской позиции, широта и масштабность взгляда на профессию, уровень изложения и художественный стиль, ясность и четкость аргументов выбора учительской профессии.

5.5. Конкурсное задание    «Открытый урок»  (макс. количество баллов - 30).

Формат конкурсного задания: открытый урок по предмету (регламент – 45 минут), технологическая карта урока.

Конкурсное задание «Открытый урок» (видео) выкладывается на интернет - ресурсе  конкурсанта в рубрике «Учитель года 2015».

Тема открытого урока должна соответствовать календарно-тематическому плану по предмету, возраст учащихся определяется конкурсантом самостоятельно.

Критерии оценивания конкурсного задания:

- Компетентность, инновационность, креативность;

- глубина и оригинальность раскрытия темы;

 - умение организовать взаимодействие обучающихся между собой;

- умение организовать использование обучающимися разных типов и видов источников знаний;

Умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности обучающихся.

6.1. Определение победителей проводит Жюри Конкурса.

6.2. Конкурсные испытания районного этапа Конкурса оцениваются в баллах.

6.3. Победителем районного этапа конкурса «Учитель года 2015» признается участник, набравший наибольшее количество баллов.

7.1. Жюри самостоятельно определяет формы и способы поощрения победителей.

7.2. Участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов и занявший I место, становится победителем районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2015». Победителю вручаются диплом I степени, памятный подарок, опыт его работы вносится в районную базу данных передового педагогического опыта.

7.3. Победитель Конкурса представляет муниципальное образование на краевом этапе конкурса «Учитель года - 2017».

7.4. Участники Конкурса, по сумме баллов занявшие 2 и 3 место признаются лауреатами районного Конкурса. Им вручаются дипломы II и  III степени, памятные подарки.

7.5. Участникам районного Конкурса, не занявшие призовые места, вручаются дипломы участников.

7.6. Спонсоры конкурса  и частные лица могут самостоятельно устанавливать и вручать ценные подарки и индивидуальные призы участникам Конкурса.         

        

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающий мир в 3 классе

Тема: Выпускная работа по курсу  «Моё Отечество». Повторительно – обобщающий урок  к курсу « Моё Отечество»

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии (повторения и закрепления)

Цели: 

1. Создание условий для закрепления и систематизации знаний учащихся по курсу «Моё Отечество».

2. Создание условий для развития умения проверить и систематизировать знания учащихся, создать такие учебные ситуации, в которых эти знания потребуют практического применения.

3. Создание условий для развития умения применять полученные знания на практике.

4. Создание атмосферы комфортности, ситуации успеха. Снять тревожность перед уроком – контролем..

5. Формирование коммуникативных действий при работе в парах и группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Оборудование: 

учебник «Окружающий мир» А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов 3 класс, 2 часть;

карточки для фронтальной работы и работы в группах и в парах;

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации

Организационный

Создание атмосферы комфортности, ситуации успеха. Снять тревожность перед уроком

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Улыбнитесь каждому человеку в классе. Подарите и мне свою улыбку. Мне очень приятно  сегодня с вами работать. Займите свои места.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на урок.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проверить уровень ранее полученных знаний,   создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Мы начинаем наш завершающий урок «Окружающего мира» в з классе. Учебный год подошёл к концу, и впереди осталось написание контрольной работы.

-Что же для этого нам необходимо сделать?

-У вас на столах лежат листы итогового занятия. Как вы думаете, что перечислено в этих листках? В сентябре, когда мы начинали учебу эти термины уже были заложены в нашу программу, отметьте на листке знаком плюс, если вы знали термин к началу учебного года, а если нет, то поставьте минус.

Дети высказывают свои предположения по заданному вопросу

Работа со словарем учебника и учебным материалом при затруднении в ответе.

  1. Этап актуализации знаний

На  основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока

-А теперь посмотрите на доску. На ней вы видите все те термины, что и в ваших листах. Давайте их повторим. Блиц – опрос.

Фронтальная работа по закреплению знаний терминологии по курсу «Мое Отечество» (необходимый уровень)

Контролируют правильность ответов.

Взаимодействуют с учителем и друг с другом  во время фронтальной работы.

Формулируют учебную задачу.

Контролируют правильность выбранных доказательств и их обоснование.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Выявление уровня  и качества полученных знаний и способов действий.

-Осталось немного терминов, из оставшихся прошу выбрать только названия эпох.

- Расположите эпохи в историческом порядке, как на реке времени.

-У вас на столах так же находятся листы самооценки. Оцените  свои ответы в задании 1 и 2.

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя, аргументируют ответы.

Взаимодействуют с учителем и партнерами во фронтальной работе.

Оценивают правильность своего ответа.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Создание условий для развития умения применять полученные знания на практике.

-Для дальнейшей работы нам потребуется интерактивная доска.

Выполнение задания № 1 по определению основных исторических моментов (поворотов) на реке времени,  проверка умения читать века и года, правильно определять свое нахождение на реке времен.

Задание №2 поможет определить знание государственных символов разных исторических эпох .

После выполнения задания дети заполняют листы самооценки.

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя, аргументируют ответы.

Взаимодействуют с учителем и партнерами во фронтальной работе.

Оценивают правильность своего ответа.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Соотнесение   своих возможностей с  условием задания

- Наш верный помощник в изучении материала  - учебник. Откройте его на стр.7. посмотри, здесь перечислены все знания и умения, которые мы с вами должны были освоить.

-Ребята поднимите руки, кто освоил все эти знания и умения.

А теперь поднимут руки, те ребята, кто чувствует, что еще недостаточно твердо усвоил материал.

Что нужно сделать тем, кто не уверен в своих знаниях?

- Ребята вернемся к листу итогового занятия. Мы с вами подошли к завершению изучения материала. Оцените свои знания терминологии в конце года.

Работа с учебником.

Нахождение нужной информации.

Доказывают, обосновывают выбор ответа.

Высказывают собственное мнение

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Осознание  учащимися  своей учебной деятельности

- На столах у вас остались цветные кружочки. Каждой эпохе я тоже прикреплю один из таких же  кружочков. Смотрим на доску и рисуем настроение – смайлик, которое у вас было при изучении данной эпохи. Крепим свой смайлик к доске к нужной эпохе.

Благодарю детей за работу. Настраиваю на предстоящую контрольную работу.

- Что нужно сделать к следующему уроку? Как вы будете готовится? Какими  источниками вы воспользуетесь?

-спасибо за урок. Успехов на предстоявшей контрольной работе.

Фиксируют свое отношение к изученному материалу с помощью значка

Выполнила: Процкова Елена Александровна



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Интерактивные методы как средство формирования

универсальных учебных действий

Актуальность и перспективность опыта

2010 год Д.А. Медведев объявил годом Учителя. Поздравляя учителей с Международным днём Учителя, он сказал: «Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными».

Наше время   требует от школы формирования личности активной, организованной и ответственной, стремящейся к постоянному самообразованию и совершенствованию, с творческим подходом к любому делу, способной быстро переучиваться. Главную роль в приобретении этих качеств играет обучение учащихся умениям планировать свою деятельность, свободно ориентироваться в потоке информации, работать не только индивидуально, но и в коллективе.

Государственные стандарты общего образования нового поколения ставят новые цели и задачи образования: формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Ведущую роль должны играть деятельные технологии обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимают интерактивные методы обучения. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка, обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

        Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника.

Концептуальность опыта

 Главная задача моей деятельности состоит в  создании условий для того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности».

          Возникает противоречие между необходимостью решать новые задачи в области развития и обучения школьника и отсутствием эффективных способов достижения этого.

Данное противоречие побудило меня к поиску наиболее оптимальных и эффективных в плане развития УУД способов и методов обучения. Примером последних выступают интерактивные методы, использование которых  позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС. 

         Основной педагогической идеей моей работы  является применение в учебно-воспитательном процессе  интерактивных методов и приемов, которые заинтересовывают, вовлекают  в урок всех учащихся,  способствуют  активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения.

Оптимальность и эффективность средств

         Изучив и проанализировав литературу, я решила использовать интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие,  более эффективным.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.  

Интерактивные методы обучения (от англ. «интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

         Эти методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся.

      Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

  • активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
  • повышение познавательной мотивации;
  • обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
  • воспитание лидерских качеств;
  • умение работать с командой и в команде;
  • принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока.

Средства формирования УУД

Метод дискуссии или конструктивного диалога

         Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам.   Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Таким образом, данный метод способствует развитию коммуникативных и познавательных  умений.

«Кластер»

Уже с первого года обучения я использую метод «Кластер». Название метода происходит от английского слова cluster – гроздь, пучок, кисть, которое применяется для обозначения связанных между собой элементов, каждый из которых является одновременно и частью целого, и отдельным предметом. Процесс поиска критериев объединения и графического построения кластера получил название кластеринг. В основе этой техники лежат принципы «мозгового штурма».

Построение кластера позволяет не только графически представлять сумму имеющихся у учащихся знаний о каком – либо сложном понятии или явлении, но и развивать аналитическое мышление. Стремясь систематизировать знания в графической форме, обучающиеся учатся выявлять связи между различными понятиями, открывают новые ассоциации.

Использование кластеров на различных этапах урока позволяет мне добиваться стройности и логической системности подачи и усвоения материала и формирует познавательные умения.  

«Концептуальная таблица»

Данный метод  использую для развития способности к мыслительным операциям анализа и синтеза при систематизации новой информации в тех случаях, когда сопоставимы три и более понятий или явлений.

 «Сборщики»

Для формирования познавательных умений использую метод «Сборщики». Группе или паре обучающихся предлагается из отдельных слов собрать текст или правило.

«С мира по нитке»

Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяю метод «С мира по нитке». Обучающимся предлагается написать по два-три предложения по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные.

«Карусель»

Главная задача метода «Карусель» - создать условия для интенсивного общения обучающихся с большим количеством партнеров. Применяю на уроках для обсуждения какой – либо острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний (например, понятий, идей); для развития идей аргументировать собственную позицию; для преодоления барьеров общения.   Я использую этот метод для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.

 «Интервью». 

          Дети разбиваются на пары: каждый берет себе одну часть картинки (открытки) и находит свою вторую половинку. Затем необходимо в течение 5 мин обменяться информацией по  предложенной теме.

 Очень важно давать на обмен информацией между собеседниками не более 5 мин – это побуждает участников к диалогу, к проявлению умения слушать и слышать.

          Далее я поочередно предлагаю парам оперативно представить полученную информацию, причем,  каждый участник передает мысли собеседника.

  В завершение работы проводится рефлексия состоявшегося взаимодействия.  

«Мудрые совы»

          Главными задачами   метода «Мудрые совы» являются развитие у обучающихся потребности в нравственном самосовершенствовании, формирование положительной мотивации к познанию, обращение внимания ребят на качества характера, которые ведут к совершенствованию личности (личностные умения).

    «Пазл»

 Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает мне организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. В первом классе я использовала этот метод для построения логических цепочек на уроках окружающего мира, математики.  В последующих классах на уроках литературного чтения я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволяет не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность обучающихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.

«Рефлексивная дискуссия»

Этот метод используется мною преимущественно на этапе обратной связи. Метод создает условия для понимания того, как мы мыслим, как принимаем решения и почему поступаем так или иначе. Он основывается на разработках Пиаже, Выготского и многих их последователей – сторонников гуманистической педагогики, на том, что подлинное обучение невозможно без понимания процесса того, как мы учимся. Метод также позволяет мне собрать информацию об успехах и трудностях моих ребят в процессе обучения и на ее основе внести необходимые коррективы.

         Использование интерактивных методов позволяет повышать уровень учебных достижений учащихся на протяжении четырех лет обучения в начальной школе, а также  – это залог успеха при формировании УУД. Подтверждением этого служит диагностика обучающихся моего класса по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий. Результаты показывают, что в процессе формирования     познавательных, регулятивных и коммуникативных умений происходит рост.  Путем  наблюдения выяснилось, что уровень сформированности личностных умений достаточно высок.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Высокий

19

13

18

Средний

7

12

9

Низкий

3

4

2

Таким образом, интерактивные методы относятся к   числу инновационных и способствуют лучшему усвоению и  прочности знаний, а также  развитию УУД: творчеству и фантазии, коммуникабельности, активной жизненной позиции, командному духу, свободе самовыражения.

 


Предварительный просмотр: