Диалог культур Росии и Востока в образовательной среде
Развитие коммуникативных навыков в начальной школе в условиях Российско-Индийского межкультурного взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_mezhkulturnyh_kommunikatsiy_v_nachalnoy_shkole.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Диалог культур России-Востока в рамках общеобразовательной школы. Роль и значение развития коммуникативных навыков в начальной школе.
На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Проблемы развития коммуникаций отражено политических дискуссиях В 1992 г. Журнал ”Вопросы философии” провел ”круглый стол” на тему “Россия и Запад: взаимодействие культур”, на котором выступили с изложением своих позиций ведущие отечественные ученые: философы, историки, филологи, страноведы. А для воспитанников школы интерната актуальна эта тема и по сей день.
Школа - интерната, уникальна своими лингвистическими особенностями, где с одной стороны изучается европейский язык (английский), с другой восточный (Хинди). Ребенок учится и общается, на него ложится колоссальная нагрузка, проявляет чрезмерную активность, что потом, как правило приводит к его усталости, тем самым на педагога- психолога ложится огромная ответственность, помощь в коммуникативной сфере и развитии высших психических функций таких как, память, мышление и интеллект. Также для ребенка очень важно как психологическое, так и социальное здоровье.
Психологическое здоровье, тесно связано с его психологическим состоянием, возможностью, общаться, осознавать и чувствовать
непрерывно -постоянно идентичность своего физического и психического «Я».
Социальное здоровье: И есть Коммуникация – основной аспект социального взаимодействия, неотъемлемая часть человеческого в человеке. Потребность человека в ней, возникает на самых ранних этапах человеческой жизни (некоторые психологи считают её врожденной и связывают ней почти все другие общественные проявления в человеке). Постепенно потребности в общении заставляет ребёнка искать контакт не только с взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. С возрастом эта потребность расширяется и углубляется как по форме, так и по содержанию. Дети начинают её осознавать. При этом особенно остро проявляется потребность общения со сверстниками в детском коллективе. С того момента, как ребёнок попадает в коллектив сверстников, его развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими детьми. Именно здесь, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.
С того момента как ребёнок попадает в коллектив потребность в общении становится наиболее актуальной. В школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений, которая до этого существовала между детьми (например, в детском саду, во дворе). Здесь у ребёнка впервые появляется обязательная общественно значимая деятельность – учёба, способствующая формированию новой системы отношений - деловой. Две системы отношений: уже сложившаяся личностная и деловая развиваются неодинаково. Структура деловой во многом задаётся преподавателями. Они определяют: кто и какую работу должен выполнять, ребенок (общественную, учебную и коммуникативную). Когда и в какой форме будет отвечать. В свою очередь Педагог-психолог должен помогать, поддерживать и развивать различные качества ребенка. Для учителей быть помощником, а иногда наставником.
Итак, в основе развития взаимоотношений в коллективе лежит потребность в общении, проявляя свою потребность в общении, дети обнаруживают значительные индивидуальные особенности. Эти особенности влияют на эффективность коммуникативного процесса, а это в свою очередь влияет на социальный статус ребёнка. Тем самым можно сказать, что общение ( коммуникативный процесс) помогает ребенку жить, учится и развиваться!