Формирование коммуникативных навыков у обучающихся в условиях школы-интерната с ОВЗ

dzhakmarina

Статья " Формирование коммуникативных навыков у младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающегося в  условиях школы интерната с ОВЗ.

   В последнее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: коммуникативной, социальной, когнитивной, общекультурной. Особенно это ощущается  у обучающихся  в условиях развития,   и обучения в школе-интернате. Школа-интернат № 19 уникальна своими лингвистическими особенностями, где с одной стороны изучается европейский язык (английский), с другой – восточный (хинди). Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться, в мировом сообществе. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Так можно считать что:

Коммуникативная направленность процесса обучения является  одной из основных направлений  образовательного процесса.

 Так при отборе на коррекционно-развивающие занятия обучающихся, в работе  уделяем большое внимание развитию и формированию коммуникативной компетенции. Решение о необходимости  работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. Так обучающихся можно поделить на три группы:

1 группой- «Группа-риска»,  являются дети у которых наблюдаются сложности в адаптации на ранних этапах обучения, и по результатам нескольких диагностик. Занятия проводятся, как правило, либо в малых группах, либо индивидуальные занятия.

2-я группа – Потенциальная группа- риска» - это обучающиеся у которых замечены сложности, но либо в результаты диагностик более или менее в норме, но есть особенности их социального статуса, или личностные особенности которые позволяют нам зачислить их в эту группу. На примере: Ребенок с сохранным интеллектом, в результате диагностик на ранних этапах обучения, показал положительные результаты, но этот ребенок с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ребенок из полной семьи,  показал высокую готовность к школе, адаптация прошла успешна, но в результате заболевания он не может передвигаться самостоятельно. Что не может не отложить отпечаток на психологическое состояние ребенка, так как это для него является  длительная психотравмирующая ситуация, ведь он помнит те дни когда он передвигался самостоятельно. И Другие дети у него перед глазами. Здесь целесообразно проводить классные занятия и занятия в группе.

3-я группа « Норма» -здесь занятия проходят как правило в классные. С целью профилактики предупреждения различных конфликтных ситуаций.

В нашей работе мы уделяем большое внимание всем группам, делаем акцент на формирование и развитие коммуникативной компетенции. Особо уделяем внимание дискуссиям как говорить и преодолевать те или иные конфликтные ситуации, учитывая сравнительно недавно появившиеся категория, как дети с ОВЗ

По своей структуре занятие делится: на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание положительного эмоционального настроя, раскрепощение, создание атмосферы доверия и тепла, дружелюбия, безкоторой невозможна психологическая работа. Также, в вводной части используются упражнения — активаторы и упражнения для улучшения мозговой деятельности.

В основной части занятие , направленно на раскрытие изначального потенциала личности, повышения ее самооценки, а также на исследование различных явлений нашей жизни. После дети выполняют различные упражнения, направленные на решение поставленных задач. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий на одну и ту же функцию, с постепенным усложнением.

В заключительной части подводятся итоги, обсуждаются трудности выполнения упражнений. Завершается занятие ритуалом прощания.

Можно сделать вывод о том, что в занятиях нуждаются все 3 группы обучающихся. Основными принципами содержания  и форм  работы в образовательном учреждении  являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.  Так же обязательным в развивающей работе является соучастие в ней педагогов и родителей. Именно от стиля поведения  их,  зависит особенности  взаимодействия, успешность и результативность проводимой педагогом-психологом комплекс  коррекционо- развивающих занятий. И становления их в обществе.