Анализ, осмысление и представление своей педагогической деятельности

Матушкина Татьяна Ивановна

Самоанализ деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matushkina_samoanaliz.docx672.75 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

МКОУ Брединской СОШ №2 пос. Бреды

для представления аттестационной комиссии в рамках аттестации работников образования на первую квалификационную категорию

Матушкиной Татьяны Ивановны

Образование высшее. В 1991 году окончила Магнитогорский государственный педагогический институт 1991 год, специальность «Русский язык и литература», специальность -учитель русского языка и литературы

Стаж: общий 28,  педагогический 28, в данном образовательном учреждении 1 год

Условия педагогической деятельности.

       После реорганизации МКОУ «вечерняя(средняя) сменная  общеобразовательная школа», где я работала учителем русского языка и литературы в течение 24 лет, переводом  была принята на работу в МКОУ «Брединская  средняя общеобразовательная школ №2».

 Ежегодно происходит обновление состава обучаемых мною ребят – в десятый класс приходят обучающиеся из трех-четырех девятых  классов с разным уровнем обученности и обучаемости.

Школа разработала программу, в которой стратегической целью в ходе модернизации образования является создание условий для эффективного развития школы, обеспечивающей возможности для удовлетворения потребностей учащихся с разным уровнем способностей, разными психофизическими особенностями в качественном общем образовании; для личностного развития и успешной социализации школьников, сохранения и укрепления здоровья основных участников образовательного процесса.

Программа развития школы, а также происходящие в современном образовании изменения – модернизация с целью повышения качества образовательных услуг – определили задачи в межаттестационный период:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:

а) изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;

б) использование достижений науки и техники (компьютерные программы, сеть Интернет);

в) повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей для построения эффективной модели урока и системы взаимодействия «учитель – ученик».

2. Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся государственным стандартам обязательного минимума содержания образования и запросам современного общества.

   Для решения поставленных задач постоянно повышаю уровень своей квалификации через

-курсы повышения квалификации «Концепция языкового и литературного образования» 2010 год, Модульный курс «Система оценивания планируемых результатов общего образования» Образовательная область  «Филология» 2014 год;

- изучение опыта коллег (печатные издания, образовательные порталы, личные сайты педагогов);

- участие в различных дистанционных конкурсах в сети, являюсь активным членом соц сети педагогов, веду собственный сайт;

- имею публикации в электронных СМИ.

Для повышения эффективности образовательного процесса изучаю и внедряю в практику преподавания различные педагогические технологии.

Изучила теоретические основы многих педагогических технологий. На мой взгляд, обучение обществознанию в старших классах происходит более эффективно, если применяются следующие технологии: интерактивное обучение, проектно-исследовательское обучение, использование ИКТ, лекционно-семинарская система. Использование каждой технологии ориентирую на содержание обучения, уровень обучаемости подростков.

     Часть уроков литературы стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Уверена, что содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознается через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных учащихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность, – такие задачи я ставлю перед собой на уроках.  Конечно, строить каждый урок в такой модели очень сложно, и, на мой взгляд, неэффективно.  Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока, использую метод «Аквариум»: мы говорим о проблемах нашего района.

Уроки русского языка стараюсь проводить не в стандартной форме. Использую тесты, интерактивные кроссворды (в 6 классе), презентации на изучаемые темы.

 Проектно-исследовательские методы – одни из самых трудных для меня в практике преподавания.

Организация исследовательской деятельности – достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности, не велико, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи, когда интересные темы бросались детьми через месяц работы. Но, сделав из этого выводы, изменила принцип подбора учащихся для работы данного вида и добилась определенных результатов.

Для развития работы в данном направлении ставлю себе следующую задачу – снизить возрастной порог учащихся, привлекаемых к исследовательской работе: попробовать начать работать с учащимися 7 классов, то есть со следующего года.

При подготовке проекта как варианта домашнего задания часто обучающиеся используют готовые проекты из сети Интернет, поэтому считаю, что наиболее эффективно данную технологию использовать на уроке в качестве краткосрочного задания. Особенно удается проектная деятельность на  урокахлитературы, конечно же. Стараюсь варьировать состав групп, намеренно объединяя ребят, которых не связывает дружба, развивая в них умение взаимодействовать в группе при любом составе.

Во время предметных недель школы с ребятами выпускаем газету «Великий могучий русский язык», знакомим учащихся школы с интересными фактами из истории языка, большой популярностью пользуется рубрика загадок и скороговорок.

Использование ИКТ-технологий как фактора оптимизации времени учителя и обучающихся,   развития познавательного интереса, информационно-коммуникативных компетенций было реализовано через следующие формы:

1. Создание дидактических и методических материалов: тестирование, презентации как формы контроля и наглядности при изучении нового материала, раздаточный материал (контрольные тесты по вариантам, работа с источником и т. д.).

2. Использование электронной почты, личного сайта как возможность внеурочной деятельности и индивидуальной работы со способными учениками: заочные олимпиады, конкурсы,  консультации при подготовке к ЕГЭ. На личном сайте размещены материалы для учеников: словарь ;ссылки на сайты, помогающие подготовиться в ЕГЭ; интересные материалы.

3. Использование интернет-ресурсов:дополнительные материалы к урокам, видеоматериалы, создание  обучающимися проектов.

4. Участие в дистанционных конкурсах и проектах.

В дальнейшем, с развитием массового доступа в сеть Интернет, предполагаю использовать сеть не только для эпизодических консультаций и информирования обучающихся, но и для целенаправленного дистанционного обучения.

Лекционно-семинарская система эффективна, на мой взгляд, на уроках большой информативности, она помогает технологически и психологически подготовить ребят к обучению в вузах. Использую ее при изучении определенных тем, в особенности по литературе, конечно же.

Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, но в первую очередь Личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь. Для этого изучаю работы многих психологов-практиков (М. Литвак, О. Гадецкий, Н. Козлов, В. Леви). Работая над собственным развитием, пытаюсь реализовать свои достижения в педагогической и повседневной деятельности. Успехом в этом считаю повышение собственной стрессоустойчивости, развитие умений адекватно оценивать ситуации,  принимать решения в сложных ситуациях, брать на себя ответственность за принятие непопулярных решений, а также готовность к постоянным переменам в стране вообще и в образовании в частности.

Постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через чтение книг, газет, ресурсов глобальной сети.  Думаю, что учащимся более интересен учитель, который не ограничивается рамками содержания параграфа учебника.

Использование вышеперечисленных технологий позволяет добиться определенных результатов моей педагогической деятельности.

Моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с целями деятельности данного образовательного учреждения. Методическая проблема, над которой работаю –  

«Организация учебной деятельности в ОУ с учётом требований ФГОС." "Опыт по индивидуализации обучения»

Практическая трансляция продемонстирована в методической копилке – создала базу разноуровневых тестов для 6 класса по русскому языку, научная трансляция - публикация материала в рамках Всероссийского конкурса для преподавателей русского языка и литературы "ФГОС ОУ" (Свидетельство о публикации прилагается)

        Задачей индивидуальной педагогической деятельности учителя является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе по предмету, к участию  различного рода конкурсах и олимпиадах.
Как продолжение, целью своей работы считаю дать ученику определенную сумму знаний, но не только. Еще надо и научить учиться, развивать интерес к предмету и вообще к учению. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по русскому языку, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне.
     В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

- развивать и укреплять интерес к предмету;
- использовать новые педагогические технологии;
- дать учащимся качественное образование;
- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
- привить навыки самостоятельной работы;

 - совершенствовать формы организации учебной деятельности.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Пытаюсь всячески заинтересовать детей в своем предмете, использую дополнительный материал, провожу уроки -  КВН, уроки – путешествия, практикумы, использую ИКТ.  Дети с удовольствием работают на таких уроках. 
    Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего. 
        За время работы накопила богатый материал по русскому языку и литературе. Имеется хороша домашняя библиотека, которая помогает мне при подготовке к урокам по литературе. книгой. Имею компьютер, который также является помощником при подготовке к уроку,  личную страницу  на сайте «Про школу.ру», необходимая для обмена педагогическим опытом между учителями русского языка и литературы.  Готовлю презентации, что способствует  улучшению качества проведения уроков,  внеклассных мероприятий.

.

          В своей работе большое внимание уделяю совершенствованию структуры урока. Со старшеклассниками провожу уроки-лекции, семинары, уроки-практикумы.

          Очень важной считаю работу с сильными учениками. С каждым из них обязательно провожу  индивидуальные консультации. Большое внимание уделяю вопросам истории развития русского языка.

    В межаттестационный период выступала с докладами на ШМО на темы : «Развитие творческих способностей на уроках русского языка  и литературы», «Использование нестандартных форм в целях повышения эффективности преподавания литературы»,«Дифференцированный подход к учащимся как средство повышения эффективности педагогического процесса», Технологии дистанционного обучения как уровень ИКТ компетенции в преподавании русского языка и литературы»

Выступала на пед совете и на ШМО с докладами на тему :»Обобщение педагогического опыта»

Являюсь участником Всероссийского общеобразовательного проекта «Школа цифрового века».

Всероссийский конкурс «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»«Технологии дистанционного обучения как уровень ИКТ компетенции в преподавании русского языка и литературы» http://www.shkolastupeny.com/#!new-page/c1dv

        Всероссийский конкурс педагогического эссе "Моё призвание - педагог-филолог" 

Программа элективного курса

«Способы моделирования сочинения-рассуждения» на основе прочитанного текста»

Почему мы так не говорим по-русски.

Программа элективного курса по русскому языку

   Результатами  моей педагогической деятельности являются результаты по русскому языку и литературе.

 В 2012-2013 учебном году мои ученики  имели

 качество знаний по ГИА – 60%, ЕГЭ -65,5%,  результаты внешнего мониторинга -75 %

  Муниципальный рейтинг по среднему баллу ЕГЭ по русскому языку

В 2012-2014 учебном году

ОУ

Кол-во сдающих

Кол-во не достигших мин. порога

Средний балл

Учитель

Абсолютная успеваемость

1

Калининская СОШ

5

 

64,8

Лапина Т.Е.

100%

2

БСОШ №1

42

3

61,62

Захарова Г.Н. Пономарева Н.М.

92,90%

3

Наследницкая СОШ

12

0

58,25

 Воровщикова Г.А.

100%

4

БСОШ №3

15

 

57,8

Колонюк Г.Е.

100%

5

Атамановская СОШ

4

 

56,25

Севостьянова М.Н.

100%

6

БСОШ №97

21

 

55

 Бражникова С.В.

100%

7

Комсомольская СОШ

12

1

54,42

Евдокимова Н.И.

91,70%

8

БСОШ №2

12

1

53,92

Николаева М.Н.

91,70%

9

Могутовкая СОШ

4

 

53,75

Бешкурова О.А.

100%

10

Боровская СОШ

14

 

53,5

Хлыстова Э.А.

100%

11

Амурская СОШ

3

 

52,66

Куздубаева Б.Н.

100%

12

Рымникская СОШ

10

2

52,1

 Шивцова Н.В.

80%

13

Андреевская СОШ

13

 

49,77

Иванова Е.Г.

100%

14

Павловская СОШ

14

1

49,36

Смолякова И.Ф.

92,90%

15

Княженская СОШ

6

2

46,5

Гринева Е.И.

66,70%

16

ОЗШ

28

2

45,75

Матушкина Т.И.

92,90%

17

БСОШ №4

16

5

45,5

Инина О.В.

68,80%

 

Итого:

231

17

53,59

ср. балл по району

65

ср. балл по области

Считаю, что современный учитель должен постоянно повышать свой профессионализм, участвуя в различных конкурсах, проектах, не бояться представить свой опыт на оценку коллег.

Показала открытые уроки:

• 2012 год. 11 класс. «Обучение написанию эссе».

• 2013 год. 10 класс. «Использование дидактических материалов при повторении правил русского языка».

Принимала участие в дистанционных конкурсах педагогического интернет-портала «Ступени» http://www.shkolastupeny.com/  :

1.      Свидетельство о публикации C:\Documents and Settings\Boss\YandexDisk\Скриншоты\2015-03-26 01-01-39 Скриншот экрана.png

11.  Отзыв о работе с учащимися в сети по скайпу


2.      Свидетельство о трансляции опыта на Всероссийском уровне


3.      Диплом участника конкурса «Нестандартный урок литературы»


4.      Диплом победителя «Организация внеурочной деятельности в ОУ с учётом требований ФГОС»


5.      Диплом участника конкурса педагогического эссе «Призвание– филолог»


6.      Всероссийский конкурс «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»«Технологии дистанционного обучения как уровень ИКТ компетенции в преподавании русского языка и литературы»

7.      Благодарность педагогического интернет-портала «Ступени» за активное участие в популяризации профессии учитель


Достижения учащихся:

  1. Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2014 год – Быков Николай 70 баллов - Сертификат участника

C:\Documents and Settings\Boss\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_4025.jpg

  1. Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2014 год – Клюшина Алиса 66 баллов - Сертификат участника

  1. Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2014 год –Суханов Владимир – 65 баллов Сертификат участника
  2. Всероссийский конкурс эссе «Мой первый литературный опыт» "Интернет" уч 10 класс МКОУ Брединской СОШ №2 Олейниковой Марии Сертификат участника

C:\Documents and Settings\Boss\YandexDisk\Скриншоты\2015-03-26 01-00-33 Скриншот экрана.png

  1. .  Всероссийский конкурс эссе«Мой первый литературный опыт»«Наше будущее – в наших руках» уч10 кл МКОУ «Брединская СОШ№2» Королев Евгений Сертификат участника

C:\Documents and Settings\Boss\YandexDisk\Скриншоты\2015-03-26 01-02-52 Скриншот экрана.png

  1. .  Всероссийский конкурс эссе «Мой первый литературный опыт» уч 6 кл МКОУ Брединской СОШ №2 Рябовой Юлии 

C:\Documents and Settings\Boss\YandexDisk\Скриншоты\2015-03-26 01-04-00 Скриншот экрана.png

  1. Воронцова  Анастасия 6 класс МКОУ Брединская СОШ №2 преп. - Матушкина Т.И. Всероссийский литературный конкурс для учащихся ОУ «Мой первый литературный опыт» Зачем нужно учиться?


                                             


Так же я активно занимаюсь  внеурочной деятельностью по преподаваемым предметам с учащимися.

2012-2013 учебный год – клуб литературного чтения

2013-2014 учебный год – элективный курс «Почему так не говорим по-русски?»

2014-2015 учебный год - «Способы моделирования сочинения-рассуждения» на основе прочитанного текста»

Элективные курсы преподавателя вызывают живой интерес у учащихся, преподносятся в интересной, доступной форме. Форма окончания проекта позволяет судить о том, что материал усваивается учащимися в полном объёме.

Признанием своего опыт считаю то, что уже несколько лет мои ученики очень успешно справляются с итоговыми испытаниями по предмету русский язык ЕГЭ.

Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций ставлю перед собой задачи:

1. Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий, на первом этапе особенный акцент предполагаю сделать на использовании свободного программного обеспечения. Использование дистанционной формы обучения школьников.

2. Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.

3. Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.

4. Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.