Классные часы

Королева Альбина Юсуфовна

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Есть ли место мужеству сегодня?»

9 «Б» класс

автор-Иванова А.Ю.

Цель: подвести учащихся к пониманию мужества как основы человеческой личности.

Задачи:

- предметная: обсудить варианты проявления мужества, вспомнить уроки Великой Отечественной войны;

-метапредметная: продолжить формирование гражданских чувств, углубить понимание учащимися основ гуманизма;

личностная: пробудить эмоциональные переживания, вызвать чувство сопричастности к судьбе человека и человеческой жизни- как к ценности.

План:

  1. Подвести к формулированию темы.

Мы все с вами слышали выражение- мужественный человек. Давайте попробуем составить кластер Мужественный человек. (рисую схему на доске). Как по- вашему, кто он? какими чертами обладает?

2.видео про подвиг тружеников тыла.

Вопросы- чем обусловлен такой всплеск мужественности и героизма? Кто внёс свой вклад в дело Победы? Может, вы дополните нашу схему?

3.Героизм и мужество были объяснимы условиями войны. А что же можно сказать о сегодняшнем дне? Ведь мы живём в мирное время... Есть ли место мужеству сегодня?

4. Мужественным может быть не только взрослый, но и школьник. Каждый год Министерство чрезвычайных ситуаций РФ проводит фестиваль Созвездие мужества. Посмотрим, кто был удостоен наград в 2014 году? МЧС России учредило специальную номинацию- Дети-герои. Какие черты характера раскрывают дети этого ролика? (скромность).

5. Отдельно я бы хотела поговорить о такой современной проблеме, как хамство на дорогах. В современной жизни невозможно представить нас без автомобиля. Авто даёт нам мобильность, комфорт, удобство передвижения. Но есть и обратная сторона медали- мы всё чаще слышим о равнодушии водителей друг к другу. А чаще всего-о хамстве на дорогах. Кто сталкивался из вас с некорректным поведением на дорогах? Слепили встречным светом, подрезали т.д.? Следующий видеоролик, я надеюсь, заставит вас поверить, что много мужественных водителей осталось и сегодня, что есть среди нас небезразличные к судьбе человека.(просмотр видео о дорогах) Наверное, громко будет называть людей, оказывающих помощь на дорогах мужественными героями, но самое главное- они неравнодушны к чужой беде.

6. Смотрим ролик Ребенок упал в колодец. Обсуждаем- почему девушка так рисковала собой?

7. Не только люди нуждаются в помощи и попадают в беду. Часто наша помощь нужна и животным. Смотрим следующий ролик. Суть его- доброта.

Давайте попытаемся подвести итог сегодняшнему занятию- Так всё таки есть ли место мужеству сегодня? (оцениваем изменения в кластере)



Предварительный просмотр:

Ледниковый период

Цели урока:

  1. Повторить правила поведения на воде.
  2. Обучать правилам безопасного поведения на льду.
  3. Учить способам самоспасения.
  4. Обучать способам помощи людям, терпящим бедствие на льду.

Медиа-приложения: презентацияОформление: на доске записаны тема классного часа, эпиграф, рисунки; необходим магнитофон, мультимедиа проектор, компьютер.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

- Прочитайте название общей темы. («Экстримальная ситуация»)

- Как вы её понимаете? Что такое экстремальная ситуация в природе? (Жара, мороз, снегопад, ливень, наводнение, землетрясение и т.д.)

- Человек должен быть внимателен к изменениям в природе, в окружающем мире, принимать меры для охраны своего здоровья.

3. Актуализация знаний.

- Ребята, не только природные явления бывают опасны человеку. Сам человек порой ведёт себя с природой так, что угрожает и ей, и своему здоровью тоже.

- Берега и русла практически всех водоёмов, связанных с заливом, сильно загрязнены твёрдыми бытовыми и промышленными отходами, а ряд из них, такие как река Роста, ручей Варничный и другие небольшие городские реки, несут в себе сточные воды. Купание в такой воде может вызвать серьёзные кожные заболевания. Пить эту воду без специальной обработки нельзя. Но, к счастью, у нас есть ещё места, где человек может безбоязненно купаться и отдыхать, если будет выполнять правила безопасного поведения, о которых мы говорили на прошлом уроке.

- Прочитайте стихотворение.

(Текст на доске)

У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер!
Выплывали они на фарватер,
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах.
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник, как раз,
Разноцветный надули матрац
И поплыли на нём за буйки…
Больше нет чудаков у реки…

-Как вы поняли, что же случилось с чудаками?

- Какие правила они нарушили?

(1-2 человека рассказывают правила поведения на воде)

- Мы повторили правила поведения на воде, но и зимой водоёмы таят опасность.

- Как вы думаете, какую? (Можно провалиться под лёд.)

- Что происходит с поверхностью водоёмов с понижением температуры воздуха ниже 0 градусов?

4. Сообщение темы урока. Работа по теме.

- Итак, догадайтесь, какой же будет тема нашего сегодняшнего занятия? («Безопасность поведения на льду»)

Прочность льда.

- Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10 см.

- Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.

- Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.

- Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки!

(На доске вывешены карточки.)

  • Толстый, прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенки.
  • Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый или желтоватый оттенки.

Наиболее опасные места.

- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?

(Сначала выслушать несколько предположений детей. После доклад ребёнка.)

Наиболее опасные места.

  1. Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.
  2. Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.
  3. Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.
  4. Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.
  5. Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.

- Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить?

- Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!

- А сейчас мы посмотрим презентацию с известными героями мультфильма и подумаем, какой из героев вёл себя правильно в экстремальной ситуации.

Показ презентации.

Ледниковый период 4.

Жизнь друзей вошла в привычное русло после того как нашёлся Сид и появился на свет малыш Персик: Мэни и Элли воспитывали малыша; Диего гонялся за парнокопытными; опоссумы Крэш и Эдди веселились, а мама динозавриха вместе с малышами заходила к своим друзьям в гости. Дни текли за днями. Вдруг началась оттепель. Вода покрылась тонким льдом. Мэнни и Элли стали рассказывать своему малышу об опасностях, которые его поджидают на тонком льду. Персик внимательно слушал своих родителей. Динозавриха тоже рассказывала своим малышам об опасностях на льду. Малыши чётко уяснили, что на лёд лучше не выходить, чтобы не расстроить маму.

А вы как думаете, почему нельзя выходить на лёд?

Все родители беспокоились о малышах. Только двое жителей были заняты своими делами. Однажды Персик отправился гулять к речке. Подойдя ближе к воде, мамонтенок увидел всю красоту замёрзшей воды. Он смотрел на лёд как в зеркало. Вдруг на лёд выскочила белка. Она гналась за красивым, вкусным жёлудем. Персик крикнул белке, что на лёд выходить опасно, но белка даже не услышала его. Впереди катился жёлудь. Вот жёлудь уже близко. Ещё один рывок и белка хватает его. От радости она втыкает жёлудь в лёд и … лёд треснул. От жёлудя в разные стороны стали быстро расти трещины. Они становились всё больше и больше. Персик стал звать на помощь. Когда все прибежали, белка уже была в воде. От испуга она не могла вымолвить ни звука. Сид не растерялся и тут же прыгнул в воду спасать несчастную. Через несколько минут на берегу стояли все жители и мокрая, замёрзшая белка. Теперь-то она поняла, как надо себя вести на льду, да вот только не поздно ли? Какие последствия могут быть после купания в ледяной воде?

Какие же правила поведения на льду вы знаете?

Какие правила самоспасения вы знаете?

Каждый день Сид рассказывал малышам о правилах безопасности и показывал первую помощь при несчастных случаях.

Помни и ты о своей безопасности!

  • Правила передвижения по льду.
  1. Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
    Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)
  2. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
  3. Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
    На что это похоже?
  4. Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)
    А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.
  5. При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.
  • Способы самоспасения
  1. Нельзя поддаваться панике.
  2. Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
  3. Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен.
    Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.

5. Правила оказания помощи, провалившемуся под лёд.

(Доклад учащегося).

- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте на помощь.

- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти на ней.

- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать тонущему руку, то лёд обязательно обломится и вы тоже окажетесь в воде!

Лёд выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.

- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно использовать крепко связанные шарфы.

- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и подползти к полынье.

- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.

- Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.

6. Итог урока.

- Давайте подведём итоги нашего занятия.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Как определить толщину льда?

- Какой лёд выдерживает вес 1 человека?

- А группу?

7. Организационный момент.

- Спасибо всем за работу и помощь на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ледниковый период 4

Слайд 7

А вы как думаете, почему нельзя выходить на тонкий лёд?

Слайд 16

Какие последствия м огут быть после купания в ледяной воде?

Слайд 17

Правила поведения на льду. 1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости. 2. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами. 3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. 4. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. 5. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м). 6. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить. 7. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится. 8. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.

Слайд 18

Способы самоспасения Нельзя поддаваться панике. 2. Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи. 3. Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен. Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.

Слайд 19

Отогревание пострадавшего Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло. Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки. 3. Нельзя растирать тело, давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к "сердцевине" тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры. Алкоголь же будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему.

Слайд 22

Помни о своей б езопасности!



Предварительный просмотр:

тема: Правила дорожного движения.

Цель: Показать учащимся, как опасно переходить дорогу или улицу перед близко движущимся транспортом

Задачи:

  1. Научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом остановочного пути.
  2. Содействовать формированию у учащихся чувства опасности и гражданской ответственности.
  3. Повторить основные знания по безопасному переходу улицы.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Таблица со статистикой дорожно-транспортных происшествий,
  2. компьютер,
  3. слайдовая презентация

Слайд 1.

Дорогие ребята, сегодня мы поговорим с вами о правилах дорожного движения.

Знать и соблюдать правила дорожного движения исключительно важно для всех его участников, особенно для детей.

Слайд 2.

Три друга пешехода в любое время года.

Красный свет — твой первый друг —

Деловито строгий.

Если он зажёгся вдруг —

Нет пути дороги.

Жёлтый свет — твой друг второй

Даёт совет толковый:

Стой! Внимание утрой!

Жди сигналов новых!

Третий друг тебе мигнул

Своим зелёным светом:

Проходи! Угрозы нет!

Я порукой в этом!

При переходе площадей,

Проспектов, улиц и дорог

Советы этих трёх друзей

Прими и выполни их в срок.

Загорелся красный свет —

Пешеходу хода нет!

  1. ЧТОБ НИКОГДА НЕ ПОПАДАТЬ В СЛОЖНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, НАДО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ!
  2. ПЕРЕХОДИТЬ УЛИЦУ НУЖНО ТОЛЬКО НА ЗЕЛЁНЫЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА!
  3. ИГРА ВБЛИЗИ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ОПАСНА!
  4. ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЛИЦЫ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! ОБХОДИТЕ ТРАМВАЙ СПЕРЕДИ, АВТОБУС И ТРОЛЛЕЙБУС СЗАДИ.
  5. ПЕРЕХОДИТЕ УЛИЦУ ТОЛЬКО В МЕСТАХ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПЕРЕХОДА
  1. Слайд 3

Если видишь этот знак,

Знай, что он не просто так.

Чтобы не было проблем

Уступи дорогу всем.

  1. Слайд 4.

Ай-ай-ай! Какая жалость!

Что-то вдруг у нас сломалось.

Знак нам этот говорит:

«Здесь машинный Айболит!»

  1. Слайд 5.

Эй, водитель, не гуди,

Шумом спящих не буди.

Не пугай гудком прохожих,

Ведь и сам оглохнешь тоже.

  1. Слайд 6.

Коль водитель вышел весь,

Ставит он машину здесь,

Чтоб, не нужная ему,

Не мешала никому.

  1. Слайд 7.

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

  1. Слайд 8.

Тормозить здесь можно смело,

Но нельзя стоять без дела.

Пассажиров ты сажай

И скорее уезжай.

  1. Слайд 9.

Вот он знак, каких немного:

Это – главная дорога!

Если едешь ты по ней,

Всех становишься главней,

И тебе, как будто богу,

Уступают все дорогу!

  1. Слайд 10.

Говорит знак этот строго:

«Очень скользкая дорога!

Ты с дорогой не шути,

Руль напрасно не крути!»

  1. Слайд 11.

Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут.

Помощь первую окажут,

Где лечится дальше, скажут.

  1. Слайд 12.

Сообщает знак бесстрастно:

       «Ехать здесь быстрей опасно!

       Так что будьте вы добры

       Снизить скорость до поры!»

  1. Слайд 13.

Здесь машину не грузи,

Не паркуй, не тормози.

Этот знак всем говорит:

«Тот не прав, кто здесь стоит!»

  1. Слайд 14.

Говорит знак: «В самом деле,

Что плетёшься еле-еле?

Будь ты хоть трехглавый змей,

Ехать медленней не смей!»

  1. Слайд 15

Этот знак тревогу бьёт –

Вот опасный поворот!

Ехать здесь, конечно можно,

Только очень осторожно-

Никого не обгонять,

Пассажиров не менять.

Беседа.

  1. Как вы думаете, зачем нужно знать правила ДД?
  2. Что произойдёт, если водитель автомобиля не знает правил?
  3. Всем или нет нужно знать правила ДД?
  4. Как вы думаете, правильно или нет, что водителю, прежде чем получить права, нужно сдать правила дорожного движения?
  5. а теперь для закрепления пройденного проведем небольшую викторину!

Викторина.

 1. Допускается ли буксировка велосипеда? (нет).

 2. Как чаще всего называют водителя? (шофер).

 3. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования? (с 14 лет).

4. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

 5. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).

 6. Есть ли у велосипедиста путь торможения? (есть).

 7. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

8. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

 9. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

10. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

 11. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

 12. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

 

13. Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрестка? (желтый).

14. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

 15. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

 16. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

17. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

18. Со скольки лет детям разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет).

 19. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

 20. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? (два: красный и зеленый).

 21. Нужно ли велосипедисту надевать шлем при движении по загородной дороге? (нет).

 22. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

 23. Почему на загородных дорогах пешеходы должны двигаться навстречу движению? (двигаясь по обочине навстречу движению, пешеходы всегда видят приближающийся транспорт).

24. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

 25. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира девяти лет? (нет, только до 7 лет на специально оборудованном сиденье с подножками).

 26. Где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде? (спереди - белый, сзади - красный. Возможны катафоты на колесах).

27. Со скольки лет можно обучаться вождению автомобиля? (с 16 лет).

 28. Можно ли пешеходу пользоваться транспортным светофором, если нет пешеходного? (да).

29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

30. В каком возрасте можно получить право на управление автомобилем? (с 18 лет).

 31. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

 32. С какой максимальной скоростью должен двигаться транспорт в населенном пункте? (не более 60 км/ч).

Заключительное слово учителя.

Я надеюсь, что вы запомнили некоторые из правил, выучите остальные и будете очень внимательны на дорогах!

Литература:

  1. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина, О.Л.Фастова. – 2-е изд.испр. – М.: Глобус, 2006. – 264с.
  2. Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”. http://gibdd.yar.ru/
  3. Максимов А. начальник ГИБДДД УВД г. Архангельска http://www.severinform.ru/index.php?page=newsfull&date=19-02-2008&newsid=64188
  4. Изучайте правила уличного движения / авт. В.Л.Дудкин – Киев: Радянска школа, 1970. – 118с.
  5. Журнал “Автомир” №9, №36 – 2008.
  6. Правила дорожного движения Российской Федерации./сост. А.Т.Берг – М.: АТБЕРГ 98, 2007. – 64с.
  7. Пешеход на дороге. /авт. М.Л. Форштат, А.П..Добровольская, А.В.Эпова, А.В.Новиков. – С-Пб.: Автоград, 2001. – 39 с.

Таблица:

  • По итогам прошлого 2007 года в     России произошла 23 851 авария ,

   в которых погибло 1116 и ранено 24 707 школьников и дошколят.

  • На пешеходов составлено 560 тыс. протоколов за нарушение ПДД.

  • Получается, что  каждый третий россиянин, включая младенцев и стариков, нарушил ПДД

Классный час

«Правила дорожного движения».

Классный час разработан и проведен для 5 б класса

Классный руководитель: Иванова А. Ю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Классный час для уч-ся 5-7 классов по теме «Этническая толерантность»

Классный час для уч-ся 5-7 классов по теме «Этническая толерантность».

Цель: подготовить учащихся к межкультурному взаимодействию, достижению грамотности во взаимоотношениях с представителями различных этнических групп.

Слайд1

( Звучит песня «Я, ты, он, она» в исполнении группы «Непоседы».)

Слайд2

1.  Всем говорю я: “Здравствуйте! Добрый день, друзья!
Он наступил такой прекрасный,
Потому что в нём и ВЫ, и Я!”

2.  Здравствуйте ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! Всем разным, но равным!

Всем, желающим жить рядом с непохожими людьми! Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается это мероприятие.

Уважаемые учащиеся! Сегодня мы собрались, что бы посвятить наше общение проблеме толерантности. Ребята, ввиду того, что коллектив учащихся нашей школы, а так же население нашего края многонационально по своему составу, возникает необходимость подготовки к межкультурному взаимодействию, достижению грамотности во взаимоотношениях с представителями различных этнических групп.

3. И в радостный день, и в печальный С тобою я связан судьбой.
Тебе я не родственник дальний,
Россия, я сын твой родной.

4. Любви этой знойная сила
И мне, армянину, дана.
Она меня в бурю носила,
Лишала покоя и сна.

5. Пусть нет во мне крови славянской,
От русского, чем отличим?
Лишь взгляд моих глаз азиатских
Загадочным блеском томим.

6. Лишь смуглая матовость кожи
Напомнит моим друзьям,
Что я не родился в Поволжье,
Не бегал по тульским полям,

7. Не слушал в Диканьке я сказки
О ведьмах при свете луны,
И предки мои у Аракса,
В предгорьях пасли табуны.

8. Но северный снег и метели
И Пушкина гордый язык
С младенческих лет, с колыбели,
Считать я родными привык.

Слайд 3 (Что такое толерантность?)

Слайд 4 (Толерантность)

Слайд 5-6 Давайте заглянем в прошлое

Слайд 7 (Толерантность)

Слайд 8 Исполняется песня «Вместе весело шагать»

Иная птица людям доверяет,
И ласточка для птенчиков своих
В близи жилья людей гнездо свивает,
И, веря людям, не боится их.

Спасибо ласточкам, что с нами дружат.

И к людям обращаюсь я сейчас.

Я говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.

Россия многонациональная страна, и тот уровень её развития в различных областях человеческой деятельности, достигнут благодаря огромному вкладу представителей разных национальностей.

Ученик:

Микоян Артём Иванович, советский авиаконструктор армянской национальности. В организованном Микояном опытном конструкторском бюро, совместно с М. И.Гуревичем (отсюда марка самолётов МиГ) На созданных под руководством Микояна самолётах установлено 55 мировых рекордов.

ченик:

Гамзатов Расул – народный поэт Дагестана. Стихи Р. Гамзатова переведены на русский и многие другие языки. Его поэмы и сборники стихов принесли дагестанской литературе мировое признание.

Ученик:

Церетели Зураб Константинович, российский скульптор, живописец грузинской национальности.

О Великой Отечественной войне сказано и написано немало, однако редко можно услышать и прочитать о том, что народы всех союзных республик бывшего СССР, посылали своих сыновей для выполнения задач по защите Отечества.

Мы – братья, дети мы одной страны.
Солдаты Родины, её сыны.
О люди! Не простые те слова;
В них наша, правда, вечная жива.
Пред смертью их сказал солдат России,
И гордо повторяют все живые.

Среди более 11 тысяч героев Советского Союза – представители более 60 народов. В их числе 8181 русских, 2072 украинцев, 311 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казаков, 91 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 39 башкирцев, 32 осетина и другие.

Викторина.

1.  А как вы понимаете слово «Толерантность»?

2.  Подберите 5 наиболее подходящих слов к термину «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

3.  Как вы считаете, кто самый толерантный человек в нашей школе и почему?

4.  Когда отмечается Международный День толерантности?( 16 ноября)

5.  Расшифруйте аббревиатуру «ООН».(Организация Объединённых наций)

6.  Какой принцип толерантности, на ваш взгляд, является самым главным.

7.  Назовите самое нетолерантное событие в истории России и в истории Мира.

Слайд 9 (Толерантная личность)

Давайте вместе попробуем найти выход из сложившейся ситуации

На дне рождения Андрея собрались все его друзья. Последними, когда компания уже сидела за столом, пришли школьные друзья Андрея Катя и Руслан, недавно приехавший в Москву из Ингушетии. Руслана с Катей посадили на свободные места в конце стола. После этого Руслан, недовольный местом, которое ему досталось за столом, хмурился весь вечер, хотя хозяева, как ни в чём не бывало, общались с ним и всячески развлекали. В следующий раз Руслан отказался идти в гости в компанию Андрея.

Слайд 10

Как бы вы объяснили Руслану, почему его посадили за праздничным столом на столь непрестижное, с точки зрения его культуры, место?

1. Место в конце стола у русских считается особо почётным.

2. Русские очень пунктуальны, и в конце стола сажают опоздавших гостей в наказание за опоздание.

3. Его хотели обидеть, посадив за стол рядом с девушкой.

4. В этой компании не имеет значение место гостя за столом.

Вы выбрали объяснение №1. Оно не верное, т. к. подобного правила в русской культуре не существует.

Вы выбрали объяснение №2. Это не так. Русские сами часто опаздывают (представители многих других культур даже считают, что опоздание – неотъемлемая черта русского характера), поэтому они снисходительны к опозданиям других. Вот и в этом случае Руслану оказывали большое внимание и всячески развлекали.

Вы выбрали объяснение №3. Оно может рассматриваться как правильное объяснение с точки зрения Кавказца, т. к. место за столом должно соответствовать статусу гостя. Посадив мужчину рядом с женщиной, хозяева тем самым распространяют её более низкий статус на него. Однако, в тексте нет указаний на то, что хозяева пользовались каким-то принципом при посадке гостя.

Вы выбрали объяснение №4. Оно является правильным, т. к. в современной русской молодёжной среде не соблюдаются строгие правила этикета, характерные для застолий в традиционных культурах. Места за праздничным столом не делятся на более почетные и менее почётные, тем более не выделяются места для мужчин и для женщин. При этом большое значение придаётся не тому, где гость сидит, а тому, какое внимание ему оказывается. Поэтому Катя и Руслан, последними пришедшие в гости к Андрею, оказались рядом в конце стола.

СлайдИтак, черты толерантности:

Перед вами слова, выберите из них те, которые вы можете отнести к толерантности

Слайд15

Слайд16 - 20 Вы поняли, что такое толерантность? Давайте поиграем и проверим: «Толерантны ли вы?»

Слайд21 Игра. Собери пословицы и поговорки.

Слайд22

Слайд23

Слайд24

Слайд25

Слайд26

В конце мне хочется сказать, что школа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.



Предварительный просмотр:

Классный час «Воспитание толерантности»

6 класс.

Цель:   Сформировать у подростков представление о толерантности;

Задачи:

  • показать многозначность понятия «толерантность»
  • выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми
  • Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;

Ход классного часа.

  1. Слово учителя:

Набирает обороты третье тысячелетие. Каким наш век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, преследований и убийств людей только за то, что они – другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса?

Проблема толерантности принадлежит к числу актуальных и становится сегодня

так называемой модной темой.

- Как вы понимаете слово толерантность?

Нам сегодня предстоит определить понятие «толерантность, выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»?

: На рубеже  18-19 веков во Франции  жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.

Некоторые ученые связывают появление термина «толерантность» с подписанием Нантского договора – эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими течениями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории – Варфоломеевская.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; 

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; 

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; 

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). 

Вопросы к учащимся: 

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  3. А что же объединяет эти определения?
  4. Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

     Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, изгой…

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

«Перед вами две дороги, выбирайте» 

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь, что я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся: 

  1. Почему молодой человек отказался помочь?
  2. Как бы вы поступили в этом случае?
  3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  4. Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Есть два пути развития личности:

  • Толерантный
  • Интолерантный

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на 4 группы. Первая и вторая  группы будет выбирать основные черты, присущие толерантной личности, третья и четвёртая – черты, присущие интолерантной личности. Раздаточный материал: карточки черты характера.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность

 
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Какой путь приводит к счастью?

Сказочка о счастье 

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся: 

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2. Как вы думаете, почему изменился король?
  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
  4. Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

-Ребята, как вы, думаете, почему я сегодня завела разговор о толерантности?

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья» 

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;
  • прощение;
  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Итак: правила толерантного общения.

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым принять правоту, другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

 «Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека,  современный культурный человек  - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими». 16 ноября отмечается Международный день толерантности. Наш разговор о толерантности не окончен. Мы его продолжим,  обсудим, что значит толерантность в семье, в классном коллективе и вообще в социуме.

Приложение для печати.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; 

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; 

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; 

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; 

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; 

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; 

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

уважение мнения

других  

                                   

красивый    

модный    

современный

доброжелатель-ность


желание что-либо делать вместе  

                       

музыкальный  

 

общительный

понимание и принятие

чуткость,

 

любознательность                                  

творческий    

аккуратность

   

артистичный

снисходительность                                          

доверие,

гуманизм

непонимание                                                        

непривлекатель-ность        

неопрятный

игнорирование

эгоизм                                                                    

нетерпимость                                                  

безвольный      

беспечность                                        

ворчливый

выражение пренебрежения                                  

раздражительность

равнодушие                                                      

глупость    

замкнутый    

избалованный

цинизм

немотивированная агрессивность



Предварительный просмотр:

Классный час на тему Толерантность 9-11 класс

Цели:

 

  • познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
  • выявить основные черты толерантности;
  • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  • развивать терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа

Приветствие.

Вводное слово.

В современное время мало кто из нас задумывается о добре и зле, о чести и бесчестии. Для многих эти слова стали лишь пустым звуком. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуйте!», но не задумываемся над тем, какой смысл несёт в себе это слово. Мы даём обещания и забываем о них. Мы ставим перед собой цели и со временем меняем их. Можно с уверенность сказать, что наше общество представляет собой оплот эгоизма. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя. Мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче, избежать проблем, оторваться на ком-то.

Цель нашего сегодняшнего классного часа – показать, что, не смотря на огромные различия, имеющиеся у людей, каждый из нас может стать примером для подражания на основе доброго отношения друг к другу, взаимопонимания и толерантности.

Сегодня мы собрались на очередной классный час в преддверии значимого праздника…Полагаю, вы не догадываетесь, о чём речь…Дело в том, 16 ноября –
отмечается Международный день толерантности. Он был провозглашён согласно «Декларации», принятой странами-членами Юнеско 16 ноября 1995 года в Париже. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Итак, толерантность – сегодня поговорим о ней!

Работа с легендой «Старинная легенда».

В начале я хотел бы рассказать вам легенду.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывают звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

-Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы скучно!

Обсуждение:

-Вам понравилась эта легенда?  

-А о чем она? Чему учит?

Работа с понятием толерантность.

Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово –  толерантность.

-Что такое толерантность?

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии. И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»?

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения, нежели ты сам.
  • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
  • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
  • В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.

В русском языке слово «толерантность» существует сравнительно недавно, и однозначного толкования этот термин не имеет. Чаще всего вместо слова «толерантность» используют слово «терпимость», что означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».

Работа над понятием  «проявления нетерпимости»

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Причина конфликтов в обществе – взаимоотношения между людьми, обидные слова, поступки, действия, оскорбляющие достоинства других людей, намёки или прямые оскорбления.

Давайте посмотрим каковы же проявления нетерпимости:

1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);

3)негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

4)этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

5)поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

6) преследования, запугивания, угрозы;

7)дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

8)расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

9) ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия), мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

10) национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

11) фашизм(реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

12) империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

13) эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

14) осквернение религиозных или культурных символов;

15) религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

16) изгнание (официальное или насильственное);

17) репрессии (насильственное лишение возможности реализации

прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

У каждого из нас свои особенности, разные характеры, взгляды, так давайте относиться друг к другу толерантно!

Работа учащихся по группам

После всего, что было сказано, мне хотелось бы теперь проверить вас, как вы поняли, что такое «толерантность»?

Есть два пути развития личности:

  • Толерантный
  • Интолерантный

Сейчас мы с вами разделимся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость
снисходительность
доверие

гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Практическая работа в группах.

Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми, придерживающихся  различных точек зрения. Давайте ребята вспомним и определим, какая именно была описана проблема в следующих баснях знаменитого русского баснописца Крылова.

3 команды. Каждой команде раздается листок с басней. Цель – определить проблему сложившейся ситуации и как ее можно было бы избежать.

Команда 1: Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».

Команда 2: В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причины того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».

Команда 3: В басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.

Вывод: Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

        Наша класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Давайте выведем для себя формулы толерантного общения:

 Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе

 Уважай собеседника

  Отстаивай свое мнение тактично

 Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь

 Стремись учитывать интересы других

Заключительная часть. Подведение итогов.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.  Все – мы разные, все мы – равные!

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Мне хотелось бы верить в то, что вы будете постоянно дарить окружающим только самые тёплые чувства, не смотря на то, что мы все такие разные. Мы разные, но в этом наша сила.

Спасибо за внимание и участие!

Литература
1. Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005.

Интернет ресурсы

 

http://podstil.ru/b-1856782.xhtml 
http://ru.wikipedia.org/wiki/ 
http://1september.ru/ 

http://www.lokot-lichnost.ru/klassniy-chas/klassniy-chas-tolerantnost.html

http://bib.convdocs.org/v7116



Предварительный просмотр:

Классный час «Мы все такие разные» для 5-7 классов

 Сегодня я вас приглашаю совершить экскурсию в Мир толерантности.

Не для всех, может быть, понятен смысл этого слова. Поэтому наша цель сегодня – разобраться в сущности понятия «толерантность», обсудить проявление толерантности в обществе. А что бы вы поняли, что это за мир, я расскажу вам одну притчу:

«Жили много лет назад два молодых человека – Тол и Ран. Тол – по образованию был инженер, говорил обычно быстро, всегда на одной ноте и иногда резко и грубовато.  Ран  по образованию был психолог, говорил протяжно, мягко, словно усыплял собеседника. Они были друзьями и решили разводить сады. Но у Тола цветы росли хилыми, неяркими и почему – то вяли, а у Рана цветы были радостные, красивые, жизнелюбивые. Не мог понять Тол, почему же у Рана такой красивый сад. Как – то оба юноши сидели на лужайке и беседовали. Тут – то Ран и признался Толу что любит в своём саду каждый цветочек.  После такого разговора Тол долго думал о необходимости принятия других в этом мире, он все понял, и сад его заблагоухал, и в честь этих юношей был назван  цветущий, понимающий, дружелюбный мир толерантности».

Итак, давайте начнем экскурсию по этому замечательному и загадочному миру.

1.      Река знаний.

Что же означает это слово на разных языках?

üС французского – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать  или думать иначе чем, нежели ты сам;

üС испанского – способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

üС английского – готовность быть терпимым, Снисходительным;

üС китайского – принимать, быть по отношению к другим великодушным;

üС арабского  - прощение, снисходительность, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим.

В Российской энциклопедии социологии толерантность – терпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям.

2.      Дворец милосердия.

Удивительно мир  многоликий,

Все теряя его обретаем,

Был Бетховен глухим, но великим,

И Асадов был слеп, но читаем.

И тому, кто судьбою обижен,

Отчего бы не быть даровитым,

Оказавшись на корте в Париже,

Можно стать и без ног знаменитым.

Жить слепому поэту не просто,

В ранах сердца рождаются рифмы,

Но когда я иду по помосту,

Исчезают подводные рифы.

В этих словах слепого поэта Николая Омельченко, безусловно, говорится о жизни людей с ограниченными возможностями, но как вы думаете, помимо физических проблем отличаются ли они чем – то от других людей? Нет, они такие же равноправные жители нашей планеты, но к ним нужно относиться с пониманием и милосердием.

Нельзя отрицать тот факт, что люди отличаются по возрасту, национальной принадлежности, вероисповеданию, политическим взглядам, уровню интеллектуального развития и темпераменту, и очень часто на почве таких различий возникают нетерпимые отношения даже между близкими людьми. Но в мире толерантности любят каждого, не сравнивая ни с кем. Наверное, поэтому в мире есть 3. Город дружной семьи.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал.

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать  и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король:  «Нельзя так жить!»-

И с трона спрыгнул смело.

Да в миг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой – ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

-Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат,-

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услуженье,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла  далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто – то…

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

-В путь пора,

Еще немного - и ура! –

Своё настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету,

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Вот это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда – нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!


Но возникает вопрос:  а все ли вы проявляете толерантное отношение друг к другу? Давайте выясним это на береге согласия. Для этого я предлагаю выполнить не большой тест, который поможет  приблизительно определить степень терпимости. Условие одно: отвечайте быстро, не задумываясь. 

Подсчитайте баллы, чем выше балл, тем выше ваш уровень толерантности.

Мне бы  очень хотелось, чтобы вы задумались  о результатах этого теста и при необходимости попытались изменить свое отношение с  окружающими . Покажите всем свой богатый внутренний мир.

Мы завершаем нашу экскурсию. И по традиции Мира толерантности каждый, посетивший его, должен вырастить дерево толерантности.  Но сделать это возможно, если вы хорошо усвоили, по каким принципам и правилам живут толерантные люди. Я предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов те, которые характеризуют  толерантное отношение.

1.      Доброжелательность.

2.      Эгоизм.

3.      Доверие.

4.      Умение владеть собой.

5.      Способность к сопереживанию.

6.      Равнодушие.

7.      Терпение.

8.      Завистливость.

9.      Враждебность.

10.  Грубость.

11.  Наглость.

12.  Несдержанность.