Разработки уроков

Королева Альбина Юсуфовна

Здесь хранятся разработки, некоторых, наиболее интересных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по Новой истории в 8 классе по теме: « Германия: на пути к единству».39.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку 8 класс "Германия на пути к единству"2.63 МБ
Microsoft Office document icon Контрольная работа по теме «Развитие индустриального общества и Европы в 19 веке»24 КБ
Файл Франция: революция 1848 г. и Вторая империя (ссылка на презентацию в облаке)23.92 КБ
Microsoft Office document icon История 6 класс "Соседи восточных славян"44.5 КБ
Office presentation icon История 6 класс "Соседи восточных славян" (презентация)2.4 МБ
Office presentation icon История 6 класс "Быт Руси XIV-XVI вв"1.23 МБ
Office presentation icon История 6 класс "Конец ордынского владычества"2.62 МБ
Файл История 6 класс "Русь и Литва"2.02 МБ
Microsoft Office document icon История 8 класс "Человек в изменившемся мире материальная культура и повседневность" (технологическая карта урока)49.5 КБ
Файл История 8 класс "Великая французская революция" (ссылка на презентацию в облаке)25.72 КБ
Microsoft Office document icon История "Древние германцы и Римская империя"50 КБ
Microsoft Office document icon История 8 класс "Консульство и образование наполеоновской империи"30.5 КБ
Microsoft Office document icon История 8 класс Контрольная работа по теме: "Консульство и образование наполеоновской империи"36.5 КБ
Файл История "Красота в средневековье"628.7 КБ
Файл Обществознание 8 класс "Образование"20.2 КБ
Файл Презентация элективного курса. Россия, её роль и место в современной мировой системе109.79 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку обществознания 9 класс по теме "Конституция РФ"2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по Новой истории в 8 классе по теме: « Германия: на пути к единству».

                                                

                                        

Цели: Познакомиться с экономическим и политическим развитием Германии;

Выяснить  значение возникновения Северогерманского союза и Франкфуртского парламента;

- развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию

Оборудование: презентация, компьютер

                                Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 4) План урока.

1.Германский союз.

2.Экономическое развитие Германии.

3. Берлин, март 1848 г.

4. Франкфуртский парламент.

5. Вильгельм I.

6. Первые шаги « железного канцлера».

7. Образование Северогерманского союза.

4. Изучение нового материала.

                1) рассказ учителя:

( сл. 4) По решению Венского конгресса вместо Священной Римской империи германской нации был создан Германский союз, в который входили: 35 суверенных монархий и 4 вольных города ( Гамбург, Любек, Бремен и Франкфурт-на-Майне. Во Франкфур-на-Майне заседал правительственный орган Союза – бундестаг, но его решения не являлись обязательными для всех членов Союза.

( сл. 5) Для чего был создан Священный союз?

Как средство для сохранения старых порядков

Сильнейшими членами были Австрия и Пруссия, которые соперничали

между собой за лидерство в едином германском союзе.

( сл. 6)

В первой половине 19 века Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток Средневековья. Жизнь текла неторопливо. Число жителей в городе часто не превышало 4-5 тыс.человек.

Но, реформы, проведённые Наполеоном I принесли свои результаты.

- Самыми развитыми районами в экономическом отношении стали области среднего течения Рейна – Рейнско - Вестфальские провинции Пруссии, богатые залежами каменного угля и железной руды. Здесь активно использовались паровые машины, развивались крупные промышленные центры.

( сл. 7) Крупнейшим торгово-промышленным центром становится столица Пруссии – Берлин, город с 400 000 населением.

Юнкерские хозяйства в Пруссии становились капиталистическими, т.к. в них использовался наёмный труд безземельных батраков и малоземельных крестьян Разорившиеся массы крестьян в поисках работы уезжали в город.

- Наряду с этим появлялось всё больше зажиточных крестьян – гроссбауэров, использовавших труд батраков и поставлявших товар на внутренний рынок.

( сл. 8) 1834 г.- создание Немецкого таможенного союза:

  • Уничтожены шлагбаумы
  • Были сняты препятствия для свободной перевозки товаров
  • Но кое-где ещё сохранялись шлагбаумы

( сл. 9) В 30-40 годы в немецких государствах активно развивается фабричное производство, выросла богатая торгово-промышленная буржуазия, увеличилась численность наёмных рабочих.

( сл. 10)

Какие причины подтолкнули правительство к объединению страны?

1) В образованных слоях населения витала мысль об объединении государства

2) Усиливались внутренние противоречия и конфликты.

3) Рост либеральных и демократов-радикалов

                                             2) работа по учебнику:

( сл. 11) Как, на ваш взгляд, относились к идее конституционного правления

германские государи?

Прочитаем об этом в учебнике на стр.123

( сл. 12) Революция в Германии

1) Что послужило началом восстания в Берлине?

2) Как оно проходило?

3) Чем закончилось?

4) Что предпринял король?

( сл. 13) Франкфуртский парламент

18 мая 1848 г. – начал свою работу

  • Итоги:

                * принял имперскую конституцию , основанную на образцах Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина)

                * были дарованы ряд свобод граждан: личности, вероисповедания, свобода собраний, равенство перед законом.

                * были ликвидированы все сословные привилегии

                * был создан двухпалатный парламент

Но в 1849 году он был разогнан.

( сл. 14) Начало объединения Германии

- После поражения в революции реальным становился вопрос об объединении страны. Прусский кронпринц ( престолонаследник) Вильгельм I писал « Кто хочет править Германией, должен её себе завоевать. Один только бог знает, пришло ли время такого единства.. Но Пруссии начертано стать во главе Германии, это заложено во всей нашей истории, но когда оно произойдёт? К этому идёт дело…»

- В 1861 году королём Германии становится Вильгельм I. Для объединения страны он нуждался в сильном канцлере, которым становится Отто фон Бисмарк.

                                4) работа по учебнику:

( сл.15)  материал на стр. 126- « Сильный всегда прав»

                5) рассказ учителя:

( сл. 16) В августе 1866 г. 22 немецких государства подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза.

Все члены имели монархическое устройство, свои династии, правительства, армии, законы и судебные порядки.

Во главе союза стоял президент, на должность которого всегда назначался прусский король.

Северогерманский союз имел свою конституцию, парламент и Союзный совет, состоявший из министров и представителей всех государств.

5. Подведение итога урока.

        ( сл.17) Стр. 127 - вопросы

6. Домашнее задание:

( сл. 18)         Параграф 16, вопросы, записи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Германия: на пути к единству» Новая история 8 класс

Слайд 2

Познакомиться с экономическим и политическим развитием Германии; Выяснить значение возникновения Северогерманского союза и Франкфуртского парламента;

Слайд 3

Германский союз. Экономическое развитие Германии. Берлин, март 1848 г. Франкфуртский парламент. Вильгельм I. Первые шаги « железного канцлера». Образование Северогерманского союза.

Слайд 4

По решению Венского конгресса вместо Священной Римской империи германской нации был создан Германский союз, в который входили: 35 суверенных монархий и 4 вольных города ( Гамбург, Любек, Бремен и Франкфурт-на-Майне.

Слайд 5

Венский конгресс Раздел Германии на 39 государств Германский союз Почему Германский союз не стал прочным объединением германских государств? Сильнейшими членами были Австрия и Пруссия, которые соперничали между собой за лидерство в едином германском союзе. Германский союз

Слайд 6

В первой половине 19 века Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток Средневековья. Но, реформы, проведённые Наполеоном I принесли свои результаты.

Слайд 7

ГЕРМАНИЯ АГРАРНОЕ ГОСУДАРСТВО ЮНКЕРСКИЕ (ПОМЕЩИЧЬИ) ХОЗЯЙСТВА ТРУД БАТРАКОВ И БЕЗЗЕМЕЛЬНЫХ КРЕСТЬЯН РОСТ ГРОСБАУЭРОВ (ЗАЖИТОЧНЫХ КРЕСТЬЯН) САМОЕ РАЗВИТОЕ ГЕРМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО – ПРУССИЯ. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ. Экономическое развитие Германии:

Слайд 8

Уничтожены шлагбаумы Были сняты препятствия для свободной перевозки товаров Но кое-где ещё сохранялись шлагбаумы Экономическое развитие Германии:

Слайд 9

В 30-40 годы в немецких государствах активно развивается фабричное производство, выросла богатая торгово-промышленная буржуазия, увеличилась численность наёмных рабочих

Слайд 10

Какие причины подтолкнули правительство к объединению страны? В образованных слоях населения витала мысль об объединении государства Усиливались внутренние противоречия и конфликты Рост либеральных и демократов-радикалов.

Слайд 11

Как, на ваш взгляд, относились к идее конституционного правления германские государи? Прочитаем об этом в учебнике на стр.123

Слайд 12

18 марта 1848 г . – восстание в Берлине. РАБОЧИЕ РЕМЕСЛЕННИКИ СТУДЕНТЫ СЛУЖАЩИЕ БЮРГЕРЫ ПОБЕДА ВОССТАНИЯ Во время революции развернулась активная деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса – выпуск «Новой Рейнской газеты» Революция в Берлине

Слайд 13

18 мая 1848 г. – начал свою работу Итоги: * принял имперскую конституцию , основанную на образцах Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина) * были дарованы ряд свобод граждан: личности, вероисповедания, свобода собраний, равенство перед законом. * были ликвидированы все сословные привилегии * был создан двухпалатный парламент Но в 1849 году он был разогнан.

Слайд 14

Фридрих Вильгельм IV Вильгельм I Глава правительства – канцлер Отто фон Бисмарк Противники объединения Германии ДАНИЯ АВСТРИЯ ФРАНЦИЯ 1864 1866 1870 ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ «ЖЕЛЕЗОМ И КРОВЬЮ» Вильгельм I Отто фон Бисмарк Начало объединения Германии

Слайд 15

Стр.126

Слайд 16

В августе 1866 г. 22 немецких государства подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза. Все члены имели монархическое устройство, свои династии, правительства, армии, законы и судебные порядки. Во главе союза стоял президент , на должность которого всегда назначался прусский король. Северогерманский союз имел свою конституцию , парламент и Союзный совет , состоявший из министров и представителей всех государств . Образование Северогерманского союза

Слайд 17

Стр. 127 - вопросы

Слайд 18

Параграф 16, вопросы. записи



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Развитие индустриального общества и Европы в 19 веке»

 

Цель и задачи: выявит уровень усвоения изученного материала учениками 8 классов.

Для удобства работа разделена на 2 варианта

 

1 вариант

1. для какого общества характерен процесс модернизации:

А) традиционного

Б) индустриально

2. что значит термин «промышленный переворот»?

3. охарактеризуйте процессы перемещения населения, происходившие в обществе в 18 веке

4. в чем особенности либерализма?

5. какую политику проводил Наполеон Бонапарт? Успешными ли были его действия?

6. как развивалась Великобритания?

7. Какие последствия для всей Европы имел Венский конгресс?

 

2 вариант

1. в эпоху Нового времени получает развитие общество:

А) постиндустриальное

Б) традиционное

В) индустриальное

2. что значит термин «модернизация»

3. с чем связан рост городов в 18 веке?

4. в чем видели развитие страны консерваторы?

 5. Чем закончились военные действия Наполеона?

 6. в чем сходства развития Германии и Италии?

 7. Как отразилась на развитии Европы Французская революция 1848 года?



Предварительный просмотр:

Тема урока: Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

Презентация к данному уроку находится по адресу: https://cloud.mail.ru/public/df4eee033bec/%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0.ppt

1. «Голодные сороковые».

2. «Монархия на вулкане».

3. «Гарантировать рабочему его существование трудом».

4. Учредительное собрание.

5. «Хлеба или свинца!»

6. Вторая империя: экономика и политика (от авторитарного режима к парламентскому).

Возможная личностно значимая проблема: доверие к человеку должно опираться на его личные дела, а не на память о его заслуженных предках

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что волна революций, захлестнувших европейские страны, была вызвана серьезными экономическими, политическими и социальными причинами; прослеживают процесс постепенной демократизации политической системы во Франции в период Второй империи

Методы обучения

и формы организации учебной деятельности

        

Проблемный или частично поисковый метод.

Познавательные задания: 1. Выскажите ваше мнение об общих для европейских стран причинах революции 1848—1849 гг. Подумайте, чем было вызвано наличие общих причин в разных странах. 2. Перед революцией 1848 г. во Франции один из руководителей буржуазной оппозиции провозгласил лозунг «Реформа во избежание революции!». Согласны ли вы с тем, что реформы могли предотвратить революцию? Если согласны, то укажите, какие реформы были нужны. 3. Известный писатель и государственный деятель Токвиль, выступая в палате депутатов, предостерегал правительство: «Мы стоим на вулкане, поскольку пролетариат охвачен идеями, направленными против всего современного общества». Проанализировав революционные события во Франции, укажите, какими идеями был охвачен пролетариат.

Форма урока: комбинированный урок или школьная лекция.

Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа («голодные сороковые»), сюжетный повествовательный рассказ с элементами драматизации («монархия на вулкане», «гарантировать рабочему его существование трудом», «хлеба или свинца!»), информативное сообщение (Учредительное собрание), аналитическое описание (Вторая империя), организация деятельности учащихся на уроке по предъявлению результатов выполнения познавательных заданий

Развитие умений учащихся

        

Учатся рационально выполнять задания; размышлять и делать оценочные суждения; выделять причинно-следственные связи; воссоздавать исторические образы и создавать обобщенные образы людей изучаемой эпохи

Основные понятия и термины

        

Антиклерикал, сантим, авторитарный режим

Источники информации: школьные и внешкольные

        

Учебник, § 15. Рабочая тетрадь. Карта «Революция 1848—1849 гг. в Европе». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: В. Гюго. Наполеон Малый (памфлет). Отверженные. Труженики моря. Человек, который смеется; П. Мериме. Новеллы; Г. Флобер. Воспитание чувств. Мадам Бовари

Комментарии к технологической карте

      После проверки домашнего задания учитель проводит мотивацию обучения, создающую положительный настрой для изучения темы (см. учебник, § 15, вводная часть). Затем учащиеся знакомятся с планом урока, а учитель предлагает выбрать каждому одно из проблемных заданий.

      Первый вопрос плана раскрывается в ходе эвристической беседы, целью которой является выяснение причин революции, общих для большинства европейских стран в 40‑е гг. XIX в. Подводя итоги этой беседы, учитель отмечает, что причины революции заключались не только в ухудшении экономического положения широких слоев общества, но и в стремлении к демократизации политического строя, к уничтожению препятствий, мешающих созданию независимых национальных государств, к созданию условий для развития процесса модернизации во всех сферах жизни общества.

      Для создания конкретной картины положения в обществе накануне революции можно использовать примеры из истории Франции.

      Во Франции в 1845 г. картофельная болезнь поразила почти все сельскохозяйственные районы. Проявлялась она везде одинаково: неожиданно засыхала ботва, а вырытый картофель оказывался непригоден для еды. Дождливый 1845 г. и засушливый 1846 г. привели к болезни виноградников. В это же время разразился экономический кризис, затронувший все индустриальные страны. Он потряс финансовую систему Франции и привел к сокращению производства. В период кризиса усилился процесс концентрации производства, росли монопольные цены, от чего страдала средняя промышленная буржуазия.

      По всей стране прокатились забастовки. Рабочие призывали свергнуть монархию и установить республику. «Мы прогнали тиранов с титулами,— говорилось в брошюре, написанной одним рабочим,— чтобы оказаться во власти тиранов с миллионами».

      Широкое недовольство вызывали взяточничество и коррупция, пышно расцветавшие во время Июльской монархии.

      Установления республики желала средняя и мелкая буржуазия, которую банкиры не допускали к власти. Для них главным было проведение реформы, которая открыла бы доступ к управлению страной.

      К 1848 г. страна находилась накануне революции, главной задачей которой было создание благоприятных условий для дальнейшего развития индустриального общества.

      Второй и третий пункты плана рассматриваются в пределах учебника.

      При наличии времени можно более подробно рассказать о деятельности Луи Блана (1811—1882). Учащимся предлагается выполнить задания: вспомните основные причины развития социалистических учений в первой половине XIX в. Назовите основные положения учения социалистов-утопистов и марксистов. Подумайте, к какой категории социалистов вы бы отнесли Луи Блана.

      Следует сказать, что, стремясь провести в жизнь свое учение о равном распределении благ, разработанное в книге «Организация труда», Луи Блан создал три производственные ассоциации: портных, седельщиков и прядильщиков, которые выполняли государственные заказы. Заработную плату установили по 2 франка в день для всех без исключения рабочих за все виды работы. И все три ассоциации, основанные на принципах уравнительства, оказались нежизнеспособными. Очевидно, восьмиклассники укажут на то, что Л. Блан стоял на позициях утопического социализма.

      Рассказывая об июньском восстании парижских рабочих, следует отметить их стремление разрешить противоречия мирным путем. Уже на баррикадах они еще раз обратились к правительству с последним призывом: «Мы не дурные граждане: мы просто несчастные рабочие. Мы требуем, чтобы вы обратили внимание на нашу бедность. Подумайте о нас, управляйте нами, и мы будем вам помогать. Мы хотим жить для республики и умереть за нее».

      Июньское восстание — кровавая трагедия, яркое описание которой дали его очевидцы. А. И. Герцен писал:

      «Двадцать третьего числа, часа в четыре перед обедом, шел я берегом Сены... Лавки запирались, колонны национальной гвардии с зловещими лицами шли по разным направлениям, небо было покрыто тучами; шел дождик... Сильная молния сверкнула из-за тучи, удары грома следовали друг за другом, а середь всего этого раздался мерный, протяжный звук набата... которым обманутый пролетариат звал своих братьев к оружию... С другой стороны реки на всех переулках и улицах строились баррикады. Я, как теперь, вижу эти сумрачные лица, таскавшие камни; дети, женщины помогали им. На одну баррикаду, по-видимому, оконченную, взошел молодой политехник, водрузил знамя и запел тихим, печально торжественным голосом «Марсельезу»; все работавшие запели, и хор этой великой песни раздавался из-за камней баррикады, захватывал душу... Набат все раздавался...»

      Чтобы обеспечить учащихся источниками информации для решения третьего познавательного задания, следует раздать карточки с извлечениями из прокламации Временного правительства и из воззвания, расклеенного на улицах Сент-Антуанского предместья в июне 1848 г.

Из прокламации Временного правительства

французскому народу (февраль 1848 г.)

      ...Временное правительство, созданное только что... уполномочено обеспечить и организовать... народную победу.

      ...Временное правительство хочет республики, но утвержденной народом...

      ...Единство нации, состоящей отныне из всех  классов и граждан, в нее входящих; самоуправление нации; свобода, равенство и братство в качестве принципов; народ в качестве девиза и лозунга — вот то демократическое правительство, которое Франция обязана себе обеспечить и которое наши усилия сумеют за ней утвердить!

Из воззвания, расклеенного на улицах

Сент-Антуанского предместья (июнь 1848 г.)

      К оружию!

      Мы хотим демократической и социальной республики.

      Мы хотим верховной власти народа.

      ...Чтобы защитить эту республику, необходимо содействие всех. Многочисленные демократы, которые поняли эту необходимость, уже два дня, как вышли на улицу.

      ...Защищая республику, мы защищаем собственность...

      Учащиеся могут указать, что рабочие были охвачены идеями установления власти народа в рамках демократической и социальной республики (республики, где защищены права человека).

      Следует обратить внимание школьников на уроки этого восстания: необходимость достижения компромисса в обществе мирным путем, роль государства как органа, способного создать равновесие в обществе демократическим путем.

      Вопрос о Второй империи рассматривается в пределах учебника. Важно показать, как постепенно авторитарный режим перерастает в конституционную монархию. Надо учесть, что в исторической литературе прежних лет сформировалось негативное отношение к личности Наполеона III. Следует рассмотреть эпоху его правления более объективно. Император сделал много полезного для экономического развития Франции. Он знал, очевидно, высказывание своего великого дяди: «Когда у рабочего нет работы, он легко делается добычей всяких интриганов и тогда его легко взбунтовать; а я больше боюсь восстания, вызванного бесхлебьем, чем сражения с 200-тысячной армией».

      В дополнение к имеющимся в учебнике материалам можно добавить рассказ учителя (или сообщение ученика) о реконструкции Парижа.

      Чтобы ослабить социальное напряжение, Наполеон III затеял проведение крупных общественных работ, которые должны были преобразить Париж и другие города и продемонстрировать его заботу о своих подданных. Денег не жалели. В Париже завершалось строительство Лувра, велась прокладка широких улиц, соединяющих центральные кварталы со всеми вокзалами и путями сообщения. Префектом Парижа и руководителем этих работ был назначен Осман, человек твердого характера, завоевавший симпатии императора борьбой с социалистами.

      Освобождая крупные здания, дворцы, церкви, казармы от загораживающих их построек, прокладывая широкие, прямые и красивые бульвары, власти, с одной стороны, создавали город, способный привлечь туристов, а с другой — предоставляли работу рабочим.

      Были перестроены набережные, разбиты парки Монсо и Монсури, налажен уход за Булонским и Венсенским лесами. Проложили трубы для канализации, водопровода и газа для освещения. Такая же перестройка происходила и в других крупных городах.

      В качестве вывода следует указать, что ни режим Наполеона III, ни он сам не пользовались популярностью в стране. Большинство французов считали его узурпатором. Вывод делается по тексту учебника.

      В конце урока учащиеся обсуждают различные варианты ответов на проблемные задания.

Из прокламации Временного правительства

французскому народу (февраль 1848 г.)

      ...Временное правительство, созданное только что... уполномочено обеспечить и организовать... народную победу.

      ...Временное правительство хочет республики, но утвержденной народом...

      ...Единство нации, состоящей отныне из всех  классов и граждан, в нее входящих; самоуправление нации; свобода, равенство и братство в качестве принципов; народ в качестве девиза и лозунга — вот то демократическое правительство, которое Франция обязана себе обеспечить и которое наши усилия сумеют за ней утвердить!

Из воззвания, расклеенного на улицах

Сент-Антуанского предместья (июнь 1848 г.)

      К оружию!

      Мы хотим демократической и социальной республики.

      Мы хотим верховной власти народа.

      ...Чтобы защитить эту республику, необходимо содействие всех. Многочисленные демократы, которые поняли эту необходимость, уже два дня, как вышли на улицу.

      ...Защищая республику, мы защищаем собственность...

Из прокламации Временного правительства

французскому народу (февраль 1848 г.)

      ...Временное правительство, созданное только что... уполномочено обеспечить и организовать... народную победу.

      ...Временное правительство хочет республики, но утвержденной народом...

      ...Единство нации, состоящей отныне из всех  классов и граждан, в нее входящих; самоуправление нации; свобода, равенство и братство в качестве принципов; народ в качестве девиза и лозунга — вот то демократическое правительство, которое Франция обязана себе обеспечить и которое наши усилия сумеют за ней утвердить!

Из воззвания, расклеенного на улицах

Сент-Антуанского предместья (июнь 1848 г.)

      К оружию!

      Мы хотим демократической и социальной республики.

      Мы хотим верховной власти народа.

      ...Чтобы защитить эту республику, необходимо содействие всех. Многочисленные демократы, которые поняли эту необходимость, уже два дня, как вышли на улицу.

      ...Защищая республику, мы защищаем собственность...

Из прокламации Временного правительства

французскому народу (февраль 1848 г.)

      ...Временное правительство, созданное только что... уполномочено обеспечить и организовать... народную победу.

      ...Временное правительство хочет республики, но утвержденной народом...

      ...Единство нации, состоящей отныне из всех  классов и граждан, в нее входящих; самоуправление нации; свобода, равенство и братство в качестве принципов; народ в качестве девиза и лозунга — вот то демократическое правительство, которое Франция обязана себе обеспечить и которое наши усилия сумеют за ней утвердить!

Из воззвания, расклеенного на улицах

Сент-Антуанского предместья (июнь 1848 г.)

      К оружию!

      Мы хотим демократической и социальной республики.

      Мы хотим верховной власти народа.

      ...Чтобы защитить эту республику, необходимо содействие всех. Многочисленные демократы, которые поняли эту необходимость, уже два дня, как вышли на улицу.

      ...Защищая республику, мы защищаем собственность...



Предварительный просмотр:

Соседи восточных славян

Цели урока:

  • Закрепиться  у учеников общее представление о предках славянах.
  • Познакомиться с племенами  соседей, окружавших племена славян.

Оборудование урока: 

  • карта Восточные славяне и их соседи (атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI  века)
  • мультимедийное оборудование
  • карточки-задания для проверки домашнего задания

План урока: 

  1.  Проверка домашнего задания по теме: Восточные славяне.
  • Блиц
  • Загадки с картинками
  • Письменные загадки
  1. Изучение новой темы, используя карту схему.
  • Карта схема, заполняемая с учителем
  • Карта схема, заполняемая самостоятельно при помощи учебника.
  1. Объяснение домашнего задания.

1.  Вступительное слово учителя

На прошлом занятии мы познакомились со славянскими племенами, их обычаями и нравами. Повторим домашний материал, используя блиц-опрос и карту:

Ученики отвечают, а желающий ученик показывает на карте месторасположение племени. Правильные ответы учеников приведены в скобках.

А) Большую часть Европы и значительную часть Азии населяли племена , говорившие на одном языке. ( индоевропейцы)
Б) Через четыре тысячи лет тому произошло выделение племен
(балтославянские)
В) К   V веку племена разделились
( балтов и славян)
Г)  В V веке славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского.
( три ветви – западную, восточную, южную)

Учитель:  Вспомним особенности быта и нравов славян. В качестве вопросов предлагаются иллюстративные загадки. Загадку нужно отгадать и прокомментировать известной вам информацией из учебника, энциклопедии, Интернета.
Мультимедийная презентация

Слайд

Вопрос учителя

Примерный ответ ученика

№1

Стихотворение – характеристика славян.

 

№2

Эти люди отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них русые  волосы, румяное лицо и серые глаза

Славяне.

№3

Жили в домах,  стены которого,  делались из дерева. Внутри дома скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева.

Дом-полуземлянка.
Дом

№3

Обычно селились по берегам рек и озер, потому что

Занимались рыболовством
Река служила природной защитой от врагов и животных.

№4

 Очень часто славяне ходили в лес, что позволяло

Охотиться
Собирать ягоды и грибы
Бортничество

№5

Орудия труда, которые кормили славянина целый год

Соха и борона
Переложная система
Подсечно-огневая система

№6

Орудие труда, которое могло пригодиться во время жатвы

Серп

№7

Занятие людей, которые позволяли, есть из посуды, и стрелять железной стрелой

Гончарное ремесло
Кузнечное дело

№8

Заботились славяне и своей души и к богам обращались, в этом им помогали специальные люди

Волхвы или кудесники

№9

Священное место, где славяне совершали свои обряды
Изображение бога

Капище
Идол

№10

 Бог -повелитель ветра.
А в виде этого существа славяне представляли души умерших детей и утонувших женщин 

Стрибог
 Русалка

№11

Бог молнии и грома (войны и оружия)

Перун

№12

Управление

Старейшина
Вече
Народное ополчение

Учитель: Во время просмотра презентации и отгадывания загадок мы повторили все новые слова, которые встретились вам в домашнем параграфе. Проведем письменную работу на закрепление материала. На проведение письменной работы отводится 5 минут.

2.  Изучение нового материла:

Учитель: Для изучения вопроса о соседях славянских племен нам необходимо начертить схематическое месторасположение географических объектов.

Идет рассказ учителя, какие народы где располагались и ученики на листе А-4 чертят карту схему месторасположения народов соседей-славян.

Учитель:

1.Славяне занимали Восточно-Европейскую равнину. Продвигались славяне мирно и этот процесс называется – Колонизация.
2. На северо-западе возле Балтийского моря - балты.
3. На северо-востоке лесные жители- финноугорские племена.
4. В VI  на Балканах появляются авары
5. В  VII  от Кубани до Днепра часть булгар на Волгу и Каму, часть  в Европу.
6. В  VII  в Нижнем Поволжье – хазары.

Практическая работа

Задание-инструкция для учеников, которая записывается в тетрадь и на доске.

написать

– название государства, города-столицы соседних племен
– подписать религию, которую исповедовали соседние племена
– написать занятия соседей

В зависимости от времени на уроке эту работу можно выполнить на уроке, а можно разбить на части: например государство и города-столицы нанести на карту в классе, а остальное выполнить дома.

Учитель: Итог:  восточнославянские племена жили в окружении многих народов.
народы  оказывали разное влияние на славян.

Домашнее задание на размышление:

– Какое влияние оказывали на славян племена?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

.

Слайд 2

1 2 3 4 5 6

Слайд 3

1.Чудь и мурома 2.Ятвяги и литва 5. Ливы и эсты 3.Черемисы и мордва 4.Авары и хазары 6. Булгары 1 4 5 6 2 3 1 4 5 6 3 2 1 2 3 6 5 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Быт XV-XVI веков

Слайд 2

Города

Слайд 3

Русская изба

Слайд 4

Быт русской избы

Слайд 5

Русская изба

Слайд 6

Одежда Рубаха и порты Кафтан Лапти Тулуп Кушак Сарафан Душегрея Козырь Сапоги Летник Опашень

Слайд 7

Одежда

Слайд 8

Еда Хлеб (черный или ржаной) Щи из кислой капусты(по праздникам-мясные) Различные каши Овощи Рыба Мясо Пироги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

900igr.net

Слайд 2

Повторить вопрос о том, как Иван III присоединил Новгород к Московскому княжеству Узнать, как было ликвидировано ордынское владычество, ответив на ключевой вопрос: какие обстоятельства предопределили свержение ордынского ига Узнать, как было завершено объединение русских земель, какое значение это имело

Слайд 3

Параграф 20 учить до конца, пересказать пункт 2, ответить на вопросы 3,4,5. Прочитать документ в конце параграфа, ответить на вопросы к нему. Выполнить задания к параграфу 20 в рабочей тетради.

Слайд 4

В 1497 году Иван III приказал казнить послов хана Ахмата, разорвал ханскую грамоту и отказался платить дань. Один посол был отпущен со словами: «Ступай, объяви хану, что давно умерла та курица, которая несла золотые яйца» Что означали эти слова?

Слайд 6

Братья Великого князя Андрей Большой и Борис, подняли мятеж и вступили в союз с Казимиром IV . Войска Ливонского ордена совершили нападение на Псковскую землю. Неспокойно было в Новгороде

Слайд 7

Хан решил воспользоваться обстановкой Он привлек к походу на Русь почти все силы бывшей Золотой Орды, делая ставку на внезапность удара и на страх, который возникал при одном упоминании имени хана на Руси Какую цель он преследовал? Какой выбор был у Ивана? Что он предпочел?

Слайд 8

8 сентября ордынские войска подошли к реке Угре, притоку Оки и стали поджидать войска литовского князя, с которым Ахмат заключил союз.

Слайд 10

Иван III сумел заручиться поддержкой крымского хана, который совершил нападение на владения литовского князя. Казимир не решился выступить против Орды. Иван смог помириться со своими братьями и их отряды тоже подошли к Угре.

Слайд 13

Больше месяца стояли московские и ордынские войска на противоположных берегах Угры Ахмат ждал Казимира и не решался вступать в бой. В конце осени – начале зимы разыгрались многодневные сражения. Ахмат бежал. Шестимесячное стояние на реке Угре положило конец ордынскому игу. В церквях отслужили молебен.

Слайд 15

Какие обстоятельства помогли и предопределили неизбежность свержения ига? Мужество и стойкость русских воинов Решительная позиция москвичей Восстановление страны Политика московских князей, собравших воедино все русские земли

Слайд 16

В 1485 году была окончательно присоединена Тверская земля Каково было значение этого события?

Слайд 18

Князья западнорусских земель стали добровольно переходить в московское подданство Это привело к войнам с Литвой. В 1503 году было заключено перемирие по которому Великий князь литовский уступал 19 городов и 70 волостей князю московскому

Слайд 20

В 1510 г. – ликвидировал самостоятельность Пскова. В 1521г.- присоединил Рязанские земли

Слайд 22

Какое значение это имело для дальнейшей истории нашего государства? Образовалось новое, сильное, централизованное государство, способное противостоять врагу .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемный вопрос: Каковы особенности Литовско-русского государства Русь и Литва

Слайд 2

Новые имена и названия: жмудь, жемайты , Великое княжество Литовское, Гедиминовичи, Ольгердовичи План 1. Предпосылки формирования государства. 2. Имена, вошедшие в историю. 3. Особенности государства. 4. Значение.

Слайд 3

Каковы предпосылки формирования Великого княжества Литовского?

Слайд 4

Миндовг 1230-1264 Согласно легендарной родословной, содержащейся в Воскресенской летописи, Миндовг происходит из династии полоцких князей, а его отцом был Мовкольд . «Великая хроника» называет Миндовга королём пруссов . Начинаем заполнять таблицу Литовские князья Даты княжения Основные события княжения

Слайд 5

Гедимин – - основатель династии Гедиминовичей. Соправитель Литвы (или князь жемайтский ) в период с 1295 по 1316 год. Великий князь литовский с 1316 по 1341 год. При князе Гедимине Литовско-Русское государство достигло расцвета. Расширил границы государства. Вёл ожесточённую борьбу с немецкими рыцарями, нанёс им ряд поражений. Какие земли были присоединены Гедимином ? стр.121-122

Слайд 6

а Вильно – стольный град Гедимина По русским летописям, существовал уже в XII в. Исторически известен с 1323 как столица вел. кн. литовского и русского Гедимина , при котором в городе жили литовцы, русские и поляки; каждая народность сохраняла свою веру и обычаи. Какова была система управления государством при Гедимине ? Стр 123-124

Слайд 7

Ольгерд 1345-1377 С тарший сын Гедимина и русской княжны Ольги продолжил политику отца по расширению границ государства. Какие земли были присоединены при Ольгерде Гедиминовиче? Стр.125

Слайд 8

Какое значение имело присоединение русских земель к Литве? 1 2 3 4 5

Слайд 9

Какое значение имело присоединение русских земель к Литве? 1 Защита от ордынских набегов. 2 Противостояние угрозе с запада. 3 Благотворное влияние высокой культуры русских земель. 4 Русский язык – государственный язык. 5 Усиление влияния православной церкви



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет история

Класс 8

Тема урока Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат

Коррекция

Мотивация

1. цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной д Добрый день, ребята! На столе  у вас карточки разных цветов. Выберите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Значение цветов, вы найдёте  на обороте карточки

2. Подводит небольшой итог:

Ну, вот, замечательно, у всех хорошее настроение, а это моё настроение тоже хорошее, я готова продуктивно работать

Слушают учителя, поднимают карточки с нужным цветом, определяющим настроение

Регулятивные: принимают участие в формировании психоэмоционального фона класса

Познавательные: заинтересованность в предстоящем уроке

Коммуникативные: выражают своё настроение, оценивают общий настрой класса

Мотивация и готовность к уроку, демонстрация настроения с помощью цветовых карточек

Целеполагание

Планирование

Вы видите на доске различные картины, слева отображена жизнь начала 19 века, а справа картины, отображающие жизнь середины века. Видите ли вы разницу? В чем она проявляется?

Можно ли сказать, что жизнь людей кардинально изменилась?

Какая главная задача сегодняшнего урока? Да¸вы правы, нам надо рассмотреть, почему же так быстро изменилась жизнь людей и мир вокруг?

Тема нашего занятия -  Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

Так как нам предстоит изучить большой объем материала, я предлагаю вам разделиться на 4 группы. Полученную информацию нам надо оформить в виде таблицы. 2 колонки, первая меньше- Изобретения. Вторая колонка шире- практическая польза.

Внутри каждой группы я назначаю командира, следящего за работой всех участников, я сама выбираю того, кто будет отвечать. Оценка за ответ ставится всей группе. Время для работы с текстом- 10 минут. Первая группа- Трамвай и рельсовый путь. Вторая группа- швейная машинка. Третья группа-печатная машинка(стр 40). Четвертая группа-успехи в пищевой промышленности

Рассматривают и анализируют иллюстрации. Отвечают на вопросы, формулируют задачу- почему изменился мир?

Учащиеся заполняют таблицу в течении 10 минут,затем один учащийся, выбранный учителем, зачитывает итог изобретения для остальных групп

Регулятивные: принимают участие в постановке учебной задачи

Познавательные: заинтересованность в получении знаний

Коммуникативные: развитие умений в постановке целей.

Поставлена учебная задача, дети нацелены на получение новых знаний

Физминутка

Просмотр видеоролика и выполнение заданий.

Дети смотрят, повторяют движения.

разминка плечевого пояса и глаз

планирование

Выступления групп, начиная с первой.

Технический прогресс затронул все сферы жизни, даже развлечения и моду. Об этом нам расскажут одноклассники. Первое выступление- кинематограф(Сердюкова В), второе-Мода 19 века (Петухова Р) и Возрождение олимпийских игр (Михальчук Н)

Слушают выступающего, анализируют. Могут задать вопросы

регулятивные-выступают с сообщениями

познавательные- записывают те открытия, которые не изучала данная группа

коммуникативные-учатся выступать с сообщениями и слушать друг друга

работа в группах, взаимоконтроль

Подведение итогов

Можно ли теперь с уверенностью сказать, что технические изобретения повлекли за собой изменения жизни человека на всех уровнях? Какие изобретения 19 века мы используем до сих пор?

Выставление оценок

Отвечают на вопросы

регулятивные- делают вывод, исходя из задачи урока

коммуникативные-оценивают свой вклад в урок

познавательные- делают вывод о ценности технических открытий 19 века

подведён итог урока, у всех выставлены оценки

Рефлексия

Был ли полезен сегодняшний урок. Узнали ли вы новое для себя?

Давайте воспользуемся цветовыми карточками,значение цветов вы видите на презентации

Показывают итог урока с помощью цветовых карт.

сделали вывод, провели рефлексию

«мостик»

В 1885 г. Одного юношу 14 раз укусила бешеная собака.Но его спасли и он не заболел. Благодаря чему это произошло-это мы узнаем на следующем уроке

заинтересованность в следующей теме.

проявили заинтересованность в следующем уроке

Домашнее задание

Параграф 4(вопрос 3 письменно), кто хочет получить дополнительную оценку-может написать мини-сочинение «Путешествие в 19 век»(описать мир вокруг)

Приложение к уроку: 

карточки

Красный        Активность, радость, бодрость-да, я доволен уроком

Зелёный        Спокойствие-мое настроение никак не изменилось за урок

Голубой        Серьёзное, сдержанное настроение- я задумался над темой и хотел бы узнать что-то дополнительно

Белый         Тоскливое, пассивное настроение- урок мне не дал ничего



Предварительный просмотр:

Тема "Великая французская революция"

Цель урока: дать историческое значение такому процессу, как Великая французская революция.

Задачи: 

  • выяснить главные причины падения якобинской диктатуры;
  • оценить поступки участников революции;
  • продолжить формирование у учащихся таких умений, как умение анализировать текст, выделять главное;
  • продолжить формирование таких гражданских чувств, как неприятие жестокости,гуманность.

Тип урока: комбинированный.

Презентация: https://cloud.mail.ru/public/f69d9dbc55e8/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F.ppt

Ход урока

1. Организационная часть.

Сегодня у нас завершающее занятие по Великой Французской революции. Основная наша задача-выяснить, каким образом к власти пришел Наполеон Бокапарт. Но чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним основные события революции с 1789 года.

2. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос на основе презентации. (слайды 3-7)

Слайд 3. 14 июля 1789 года. Ответ – штурм Бастилии. На улицы Парижа вышли толпы народа. Они штурмом взяли знаменитую тюрьму Бастилию – символ королевской власти. В Бастилии было всего 7 узников, а при штурме погибло около 100 человек. Тюрьма была разрушена до основания, так начиналась революция.

Слайд 4. 26 августа 1789 года. Ответ – принятие Декларации прав человека и гражданина. Декларация провозгласила основы правового государства.

Слайд 5. 21 января 1793 года. Ответ-  король Людовик XVI был обезглавлен. Перед казнью он сказал: “Я умираю невиновным и прощаю своим врагам. Желаю, чтобы моя кровь пролилась на пользу французам и успокоила Божий гнев”.

Учитель. 2 июня 1793 года.  устанавливается диктатура якобинцев. Высшим законодательным органом является Конвент, которому подчиняются Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, работают суды – революционные трибуналы. Назовите лидеров якобинцев.

Слайд 6. Жан Поль Марат – один из самых радикально настроенных революционеров. Призывал к немедленным массовым убийствам. Оцените высказывание Марата: “ Ещё год назад 5 или 6 сотен отрубленных голов сделали бы вас счастливыми и свободными. Сегодня надо обезглавить 10 тысяч человек. Через несколько месяцев 100 тысяч человек. Вешайте, вешайте, мои дорогие друзья!” Убит Марат 25-летней дворянкой Шарлотой де Корде, которая мстила за смерть казнённых родственников.

Слайд 7. Максимильян Робеспьер. В родном городе слыл образцом добродетели: аккуратный, расчётливый, полный прогрессивных идей. Постарайтесь дать свою характеристику этому человеку на основе изображения.

Учитель. Робеспьер был невысокого роста, невзрачный, с беспокойным взглядом из-под очков. От него так и веяло болезненностью. Глаза серые, пустые, ничего не выражающие.

Рядом с изображением Робеспьера мы видим символ якобинского террора – гильотину -“народную бритву”. За несколько лет до революции её предложил в качестве орудия казни врач Гильотен, считавший, что нож, падающий с большой высоты, обезглавливает совершенно безболезненно.

3. Изучение темы.

План

I. Падение якобинской диктатуры 9 термидора 1794 года.

II. Политика Директории 1795-1799 годы.

III. Переворот 18 брюмера 1799 года.

IV. Значение Великой французской революции.

Перед объяснением первого вопроса учитель ставит задачу: “Определить причины падения диктатуры якобинцев”.

Установив диктатуру, якобинцы проводят политику террора, которая не знала границ. Террор с латинского – это страх, насилие. К сожалению, про террор, террористические акты мы знаем не понаслышке. Во многих странах, в том числе и в России, совершаются террористические акты, которые направлены на запугивание людей, создание паники. Якобинцы же с помощью террора пытались укрепить свою власть, они искали виноватых во всех бедах, которые потрясали Францию. По приказу Робеспьера были арестованы 23 жирондиста, которых приговорили к смертной казни. Перед казнью они пели “Марсельезу”, ту самую, которую пели патриотически настроенные французы, когда вступали в ряды Национальной гвардии, чтобы защитить страну от войск Пруссии и Австрии.

(Звучит “Марсельеза”, вначале громко, затем тише и замолкает).

С каждой минутой хор становился всё тише, падала новая голова. Наконец, замолк последний голос.

Комиссары – посланники Конвента, недрогнувшей рукой наводили порядок в городах Франции. В Лионе за 1 раз было расстреляно 210 человек. Когда считали трупы, обнаружили 2 лишних. Тут вспомнили, что 2 человека безуспешно пытались доказать, что они не приговорённые, а полицейские. Но их никто не слышал.

Слайд 8.

Среди самих якобинцев происходит раскол. Выделяются группы умеренных или ещё их называли “снисходительные” и группа “бешеных”.

Умеренных возглавлял Жорж Дантон. По образованию адвокат, блестящий оратор. Внешне выглядел так: высокий, крепкое телосложение, голос напоминал львиный рык. Умеренные выступают за отмену террора, за соглашение между разными партиями.

Во главе “бешеных” священник Жак Ру, Эбер. Почему же “бешеных” именно так называли? Каковы были их цели? Работаем с документом №1.

(“Бешеные выступали за отмену собственности, призывали народ к новому восстанию против умеренных).

По приказу Робеспьера руководители “бешеных” арестованы, их головы снесены “народной бритвой”. Робеспьер прилюдно обнимал Дантона и вопрошал “Знаете ли вы лучшего гражданина, чем он?”, но уже поползли слухи о том, что готовится арест и Дантона. Жена и друзья Дантона умоляли его бежать. Дантон удивлённо поднимал брови и говорил : “Куда бежать? Франция – самая свободная страна. Да разве можно унести Отечество на подошвах сапог?”

Ребята, объясните эту фразу.

Вскоре Дантон был арестован. На суде держался уверенно, гордо. На эшафоте произнёс фразу, обращаясь к палачу: “Покажи мою голову народу, она стоит того”.

После казни Дантона тяжёлый маховик террора продолжал раскручиваться. Продолжались аресты, казни, никто не был застрахован в том, что он останется жив.

Работа с документом 2. Какой вывод можно сделать из “Указа о подозрительных”?

После всех мнимых заговоров начинает назревать и настоящий. Как-то во время обеда Робеспьер снял камзол, а другой депутат обыскал его карманы и обнаружил список 40 человек, которых надо казнить. Депутат увидел и свою фамилию. Депутатам – якобинцам приходилось выбирать: действовать или умирать.

27 июля (9 термидора) 1794 года на заседании Конвента Робеспьер пытался зачитать списки новых обвиняемых. Но его заглушил шум депутатов. Робеспьер сел на одно пустующее место и произнёс: “Добродетельные люди, к вам обращаюсь я!” И тут кто-то заметил “Ты сел на место зарезанного тобой Дантона”. Робеспьер вскочил как ошпаренный. Его арестовали и объявили вне суда. Перед казнью он пытался покончить жизнь самоубийством. Не вышло, поранил себе нижнюю челюсть. Наутро 24 июля Робеспьера привели на эшафот. Нижняя челюсть Робеспьера была перевязана грязной тряпкой. Палач сорвал её, отдирая присохшую кровь от раны. Он опасался, что нож гильотины затупится о ткань. У Робеспьера вырвался ужасный крик боли, а через минуту – крик толпы: “Да здравствует Республика!”

Итак, ребята, почему же сравнительно легко и быстро произошло падение власти якобинцев?

В 1794 году власть принадлежала Конвенту, который проводил антиякобинские указы: отмена максимума на цены, “белый террор”. В 1795 году принимается Конституция, которая всю полноту власти передаёт Директории. Директория просуществовала с 1795 года по1799 год. Внутренняя политика была направлена на выражение интересов буржуазии и промышленников, остальные слои населения страдали, так, например, цены на товары первой необходимости выросли в 230 раз. Во внешней политике происходит перелом. Франция одерживает победы над своими врагами – Пруссией, Австрией.

Слайд 9. Учитель обращает внимание на активизацию наступления армии Франции.

В это время выделятся своими победами и авторитетом молодой генерал Наполеон Бонапарт.

Слайд 10.

Как-то один из заслуженных, уже пожилых генерал заметил: “Вы слишком молоды, чтобы командовать армией”. Наполеон тут же парировал: “Да, но на полях сражений быстро стареешь. А я направляюсь именно туда”.

Учитель предлагает выполнить небольшую самостоятельную работу – заполнить таблицу “Войны Директории” на основе текста учебника, страница 258-260. Работа проверяется - слайд 11.

В Египте из случайно попавших в руки газет Наполеон узнаёт, что во Франции сложная обстановка, падает авторитет Директории. Снарядив 2 фрегата и взяв 500 лучших солдат, Наполеон направляется во Францию. На Родине его встречают как победителя.

Слайд 12. Наполеону ничего не стоило совершить очередной переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года. Власть бескровно передаётся от Директории 3 консулам. Через год Наполеон становится первым консулом, а в 1804 оду императором. Наполеон заключает “ Мы довели до конца роман революции. Теперь надо посмотреть, что в ней есть реального”.

Давайте и мы сделаем вывод: что же реального было в Великой французской революции. Какое она имела значение?

Используется метод “мозговой штурм”.

Вернёмся к нашему эпиграфу. Постарайтесь объяснить: “Революция пожирает своих детей”.

Учитель подводит детей к выводу, что революция расчистила дорогу для развития капитализма, провозгласила принципы свободы и равенства, которые признаются в современном мире. Но революция имела жестокие уроки, она показала, какой ценой решаются проблемы с помощью террора.

4. Закрепление. Задание по рядам “Кому принадлежит фраза”.

1. “Покажи мою голову народу, она стоит того!”. (Ж.Дантон)

2. “Солдаты, вы раздеты и плохо накормлены. Я поведу вас в самые плодородные равнины мира. Вы найдёте там почёт, славу и богатство”. (Наполеон)

3. “Я умираю невиновным и прощаю своим врагам”. (Людовик XVI)

4. “Сегодня надо обезглавить 10 тысяч человек, через несколько месяцев 100 тысяч человек. Вешайте, вешайте, мои дорогие друзья!”. (Ж.П.Марат).

При подведении итогов учитываются все ответы учащихся, выставляются необходимые оценки



Предварительный просмотр:

«Древние германцы и Римская империя»

Цели: - познакомить учащихся с последствиями распада Римской империи;

        - выяснить, как жили германцы и чем они занимались, как выделилась знать;

        - развивать умение работать с историческим источником

Оборудование: компьютер, презентация.

                        Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

        1) что изучает история Средних веков?

        2) какой период охватывает Средневековье?

        3) ПО каким источникам учёные изучают историю Средних веков?

        4) Что поможет нам узнать о том, как жили в Средние века и чем занимались?

3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2)  Мы с вами приступаем к изучение Средневековья. И первая наша тема называется « Древние германцы и римская империя». Сегодня вы

  • О том, как жили древние германцы,
  • Чем занимались, как у них появилась знать.
  • Что такое « великое переселение народов»

( сл. 3)  Работать будем по плану:

  1. Деревни древних германцев.
  2. Занятия.
  3. Как германцы принимали гостей.
  4. Выделение знати .
  5. Великое переселение народов.

4. Изучение нового материала.

                1) рассказ учителя

- (сл. 4) В первые века н.э. германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а так же на части Скандинавского полуострова. Эту территории покрывали дремучие леса и непроходимые болота.

(сл. 5) Селились германцы на полянах, у опушек, около рек и озёр, на побережьях морей.

Их посёлки обычно состояли из одной усадьбы, причём « каждый окружает свой дом пространством» (Тацит).

(сл. 6) Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ,  которая решала свои

(сл. 7) « Германцы любят, чтобы скота было много: в этом  единственный и самый приятный для них вид богатства»

(сл. 8) «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» - писал Цезарь о германцах. Они разводили коров, свиней,

Овец, а из птиц – кур, гусей, голубей.

(сл. 9)

Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы.

(сл. 10) Германцы обрабатывали свои участки до истощения почвы, затем забрасывали и расчищали новый.

(сл. 11) Германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов. Из комочков железной руды они ковали орудия труда и оружие.

(сл. 12 – 13)

Посуду , одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники. Мастера умели так же строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому помогали рабы из числа пленных.

        Германцы давно торговали с римлянами: покупали: изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожу, особенно янтарь и меха.

                        2) самостоятельная работа

 - Прочитайте п. 3 на стр. 13 и ответьте на вопрос: « Какими были взаимоотношения у германцев с родичами?»

                        3) рассказ учителя:

( сл. 14)

Племенем управляло народное собрание. Все взрослые мужчины по зову старейшин в лунную ночь  сходились на обширной лесной поляне.

- Какие же вопросы могло решать собрание мужчин?

        1) объявлять войну и заключать мир

        2) выбирало военных вождей

        3) разбирало споры

        4) обсуждали события и законы

- Собрание мужчин судило по старинным законам. За предательство или трусость –смерть.

        В начале нашей эры у германцев появилась знать ( первые люди племени) Это были старейшины родов и военные вожди племени ( ярлы, герцоги – ведущие войска) Постепенно вошло в привычку выбирать вождей из одних и тех же знатных семей. На своих пирах они заранее обсуждали важные дела. Рядовые члены племени по обычаю звоном оружия и криками отвергали предположения.

        Все свободные мужчины у германцев носили оружие. Во время войны они становились воинами – собирали народное ополчение во главе с вождём, который должен был отличаться воинскими умениями и доблестью. Вожди стали набирать себе постоянные военные отряды – дружину. Дружинники приносили вождю клятву верности, считали позором предать своего вождя.

Тацит писал: « Они считают леностью и малодушием приобретать то, что можно добыть кровью.»

                        4) работа по учебнику

« Великое переселение народов» стр. 15 – 17

5. Подведение итога урока.

 Вопросы на стр. 17

6. Домашнее задание:

        Параграф 1, вопросы, записи, рабочая тетрадь задания  на стр.

Дополнительный материал

Социальный строй

По словам античных историков древнегерманское общество состояло из следующих социальных групп: военные вожди, старейшины, жрецы, воины-дружинники, свободные члены племени, вольноотпущенники, рабы. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. В первые века н. э. у германцев существовал родоплеменной строй на его поздней стадии развити

  • Вождь (герцог[) избирался на народном собрании для войны. По словам Цезаря:

«Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]… Когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать [в военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, — тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь.»[

Вожди содержались за счёт добровольных пожертвований членов племени. В I веке у германцев появляются цари, которые отличаются от вождей только возможностью наследования власти, весьма ограниченной в мирное время. Как заметил Тацит: «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей — из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом.»[

  • Старейшины (кунинги[]) осуществляли гражданскую власть: занимались отводом земли, улаживали споры и судили. С появлением в I векежрецов часть судебных функций перешли к ним. Старейшин избирали на народных собраниях по возрасту, знатности и боевым заслугам. Власть старейшины подкреплялась отрядом в 100 человек.
  • Вожди и цари содержали постоянную дружину, своих воинов они обеспечивали лошадьми и вооружением. «Что же касается пропитания и хоть простого, но обильного угощения на пирах, то они у них вместо жалованья.»[ Тем не менее большую дружину можно было содержать лишь за счёт удачных войн и набегов.
  • Вольноотпущенники обладали личной свободой, но не гражданскими правами в общине. Находились в экономической зависимости от своих бывших хозяев.
  • Рабы по своему положению приближались к крепостным. Они облагались оброком, в остальном самостоятельно распоряжаясь хозяйством. Хозяин мог убить своего раба безнаказанно. Свободные германцы могли быть обращены в рабы только по их собственной воле, как расплата за проигрыш в кости.

Хозяйственные отношения

Юлий Цезарь оставил самый ранний отзыв о хозяйственной деятельности германцев:

«Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса. Ни у кого из них нет определённых земельных участков и вообще земельной собственности; но власти и старейшины ежегодно наделяют роды и объединившиеся союзы родственников землей, насколько и где найдут нужным, а через год заставляют их переходить на другое место.»[

Тацит подтверждает, что основу германского хозяйства составляло разведение скота: «Германцы радуются обилию своих стад, и они — единственное и самое любимое их достояние.»[Среди них была распространена меновая торговля; золото и серебро не ценились, хотя после контактов с римской цивилизацией германцы стали использовать для взаиморасчётов монеты.

Ремесленное производство было развито относительно слабо: Тацит отметил, что вооружение большинства состояло из щита и копья с коротким наконечником (фрамеи); мечи, шлемы и панцири имели избранные. Германцы, в том числе женщины, носили короткий льняной плащ-накидку, штаны могли себе позволить лишь наиболее богатые. Также одежда шилась из шкур диких животных. Свионы (жители Скандинавии) умели строить морские суда, но не пользовались парусом. Эти сведения о германцах относятся к I веку.

Исследования археологов дополняют свидетельства античных историков. Германцы применяли обычно лёгкий плуг для разрыхления почвы, но также к началу н. э. появляется тяжелый плуг с отвалом и лемехом. Германские орудия из железа, по оценке современных специалистов, отличались доброкачественностью. Жилища представляли собой длинные дома 10—30 м в длину и 4—7 м в ширину, включая стойло для зимнего содержания скота. Стены сделаны из обмазанного глиной плетня, опиравшегося на столбы.

Изучив размежевание древних полей и германские поселения, археологи приходят к выводу, что жители Центральной и Северной Германии до эпохи Великого переселения являлись оседлым народом, возделывавшим участки земли в течение многих поколений и не склонным по собственной воле к миграциям. Выращивали ячмень, овёс, пшеницу, рожь, разводили преимущественно овец и коров



Предварительный просмотр:

Тема урока: Консульство и образование наполеоновской империи

Возможная личностно значимая проблема: существует ли однозначная оценка исторической личности?. Чем активнее действует политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества

Цель: рассмотреть процесс создания Новой империи на фоне личности Наполеона

Задачи: обучающая: изучить личность Наполеона;

Воспитательная: воспитать в учащихся любознательность;

Развивающая:  развить желание к самостоятельному поиску информации;

План:


1. От Франции революционной к Франции буржуазной.

2. Внутренняя политика консульства: «успокоение, порядок, законность». 3. «Революционер на троне».

4. Завоевательные войны консульства и империи.

5. Наполеон-законодатель.

Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа (характер власти Наполеона, цели его внутренней политики), сюжетный повествовательный рассказ с элементами драматизации (внутренняя политика в период консульства и империи, завоевательные войны консульства и империи), образное повествование (создание Французского гражданского кодекса), руководство учебной деятельностью учащихся, организация дискуссии при обсуждении учебных заданий. Для изучения пунктов целесообразно применить конспектирование с выделением ключевых слов. Для изучения второго пункта дать чтение вслух. Затем-обсуждение. Далее ученики должны составить схему управления государством. Для того, чтобы изучить третий пункт, ученикам необходимо ответить на вопрос: Почему была поддержана кандидатура Наполеона?

Четвертый пункт заполнять таблицей

дата

событие

итог

 Законы,принятые Наполеоном ученики должны изучить самостоятельно, делая конспект с использованием ключевых слов.

Домашнее задание: учащимся подготовить сообщения на следующие темы: 1. Причины ослабления империи Наполеона. 2. Поход в Россию и поражение Великой армии. 3. Освобождение европейских государств. 4. Реставрация Бурбонов и Сто дней Наполеона Бонапарта. 5. Венский конгресс и Священный союз. 6. Необратимость наполеоновских преобразований в Европе. + сорбонки



Предварительный просмотр:

Проверочная работа на тему Консульство и образование империи Наполеона

Цель и задачи: выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Консульство и образование империи Наполеона»

  1. Познакомить учащихся с  обстановкой во Франции времен правления Наполеона..
  2. Развивать умение учащихся самостоятельно искать необходимую информацию.
  3. Воспитывать интерес к истории.

Ход урока: класс делится на 2 варианта. Каждый учащийся получает карточку с вопросами для самостоятельного ответа

  1. охарактеризуйте Францию в то время, когда к власти пришел Наполеон.
  2. перечислите основные реформы Наполеона и их содержание
  3. какие изменения внесла Конституция, принятая Наполеоном в 1799 году?

  1. какие сословия и почему поддержали идею провозглашения Наполеона императором?
  2. Расскажите о военных кампаниях Наполеона
  3.  Какими были основные задачи правления Наполеона?

Домашнее задание: сорбонки и тема урока: Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

1 вариант

  1. охарактеризуйте Францию в то время, когда к власти пришел Наполеон.
  2. перечислите основные реформы Наполеона и их содержание
  3. какие изменения внесла Конституция, принятая Наполеоном в 1799 году?

2 вариант

  1. какие сословия и почему поддержали идею провозглашения Наполеона императором?
  2. Расскажите о военных кампаниях Наполеона
  3.  Какими были основные задачи правления Наполеона?

1 вариант

  1. охарактеризуйте Францию в то время, когда к власти пришел Наполеон.
  2. перечислите основные реформы Наполеона и их содержание
  3. какие изменения внесла Конституция, принятая Наполеоном в 1799 году?

2 вариант

  1. какие сословия и почему поддержали идею провозглашения Наполеона императором?
  2. Расскажите о военных кампаниях Наполеона
  3.  Какими были основные задачи правления Наполеона?

1 вариант

  1. охарактеризуйте Францию в то время, когда к власти пришел Наполеон.
  2. перечислите основные реформы Наполеона и их содержание
  3. какие изменения внесла Конституция, принятая Наполеоном в 1799 году?

2 вариант

  1. какие сословия и почему поддержали идею провозглашения Наполеона императором?
  2. Расскажите о военных кампаниях Наполеона
  3.  Какими были основные задачи правления Наполеона?

1 вариант

  1. охарактеризуйте Францию в то время, когда к власти пришел Наполеон.
  1. перечислите основные реформы Наполеона и их содержание
  2. какие изменения внесла Конституция, принятая Наполеоном в 1799 году?

2 вариант

  1. какие сословия и почему поддержали идею провозглашения Наполеона императором?
  2. Расскажите о военных кампаниях Наполеона
  3.  Какими были основные задачи правления Наполеона?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стандарт красоты в Средние века

Слайд 2

Отсутствие бровей и ресниц

Слайд 6

барокко



Предварительный просмотр:

Тема: Образование

Цель: дать представление о системе образования в Российской Федерации.

Основные понятия:  образование, закон «Об образовании», общеобразовательное образование, профессиональное образование, приоритетность образования.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов 2010 год, Конституция Российской Федерации.

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.
  • Актуализация знаний по теме «Моральный выбор – это ответственность». Рубрика «В классе и дома»
  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Приоритетность образования.
  2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества.
  3. Основные элементы системы образования в Российской Федерации.
  4. Непрерывность образования.

Что собой представляет сфера культуры?

  1. Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, ценностям Отечества, мировой цивилизации.

Что означает образовывать?

  1. Статья первая Закона «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной»

Далее рассказ о ом, что сделало государство для того, чтобы образование стало приоритетным.

  1. Образование тесно связано с жизнью данного общества. Запросы быстро изменяющейся жизни во многом определяют цели образования, состав и содержание учебных предметов. Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развивается её экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.

Конец XX- начало XXI  века ознаменовались небывало быстрыми темпами научно-технического прогресса, обострением соперничества между отдельными государствами, научными учреждениями. Стала более распространённой и конкуренция между  работниками, стремящимися к интересной и хорошо оплачиваемой должности.

И поэтому государственная установка гласит: обеспечение конкурентоспособности сраны является важнейшим условием усиления политической и экономической роли России, повышения благосостояния её населения, способности быстро и правильном ориентироваться в условиях международной конкуренции.

Главной движущей силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Уже в основной школе начинается выработка его качеств, отвечающих запросам информационного общества. Назовём некоторые из них:

Работа с учебником стр. 62

  1. Актуальным является следующее: образование в нашей стране должно быть доступно для всех граждан страны.

Закон «Об образовании» определяет две части системы образования – общеобразовательную и профессиональную.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 63-64ю

Задание: выписать в тетрадь обе системы образования.

В какой части системы вы находитесь?

На какой ступени?

Далее рассказ об обучении в школе и дальнейшем образовательном пути.

  1. Непрерывность образования. Знакомство с  документом стр.65-66. Самообразование.

  1. Закрепление полученных знаний.
  • Проверь себя
  1. Информация о домашнем задании.
  • Прочитать параграф 8.
  • Подготовиться к практической работе по теме «Образование»
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа элективного курса по истории России для 9 классов Россия, её роль и место в современной мировой системе

Слайд 2

Актуальность: данный курс позволит расширить знания учащихся о том, какую роль играет Россия в современном мире через изучение вопросов о современной мировой системе, аспектов глобализации, создании международных организаций, военных ,политических и экономических блоков.

Слайд 3

Цель курса: способствовать развитию учащихся и расширению их кругозора через усвоение ими особенностей взаимоотношения России с другими государствами.

Слайд 4

Задачи курса: Стимулировать познавательный интерес учащихся в определении места и роли России в мировом сообществе и в мировой политике с учетом основных тенденций, действующих в современном мире; Продолжить формирование ключевых компетенций, необходимых для становления гражданской позиции, полного всестороннего развития личности; Заинтересовать учащихся в поиске дополнительной информации и в анализе исторических фактов и событий

Слайд 5

Учащиеся должны уметь: Анализировать различную информацию; Давать оценки разным историческим процессам и событиям; Уметь мыслить критически

Слайд 6

Особенности курса: Даёт учащимся возможность ориентироваться в современной обстановке с учетом исторической специфики нашего государства Знакомит учащихся не только политическим, но и с культурным наследием России

Слайд 7

Формы организации деятельности: лекционная работа лабораторные занятия ( работа с источниками информации) практические занятия зачет проектная деятельность учащихся.

Слайд 8

Содержание программы: Социально-экономические проблемы советской системы Версальско-вашингтонская система международных отношений Становление биполярной системы международных отношений Основные тенденции культурной и духовной жизни российского общества XX_XXI вв Геополитические интересы и внешняя политика России во 2 пол. XX- нач. XXI вв. Тенденции и контртенденции глобализации в современном мире Взаимоотношения России и стран НАТО Россия и Евросоюз

Слайд 9

Проект: Моё видение места и роли России в современном мире


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задание : подберите ассоциации к слову Что такое Конституция ? Конституция

Слайд 3

Задание : подберите ассоциации к слову Конституция I . Что такое Конституция Конституция Власть Закон Права Президент Устройство

Слайд 4

Конституция – (лат. constitutio ) – установление, устройство Конституция – Основной Закон государства. Определяет : устройство государства органы государственной власти права и обязанности граждан гимн, герб, флаг и столицу Что такое Конституция

Слайд 5

1918г. Конституция РСФСР 1924г. Конституция СССР. 1936г. Конституция СССР. 1977г. Конституция СССР.

Слайд 6

Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993г.

Слайд 7

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Слайд 8

Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.

Слайд 9

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Преамбула Конституция РФ

Слайд 10

Задание : заполните схему «Форма государства» подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. Форма государства Форма правления Форма государственного устройства Политический режим

Слайд 11

Форма государства Форма правления Форма государственного Политический устройства режим Республика Федеративная Демократический

Слайд 12

Федеративное устройство. Республик -21 Краев - 9 Областей – 4 6 Города федерального подчинения – 2 Автономная область – 1 Автономные округа - 4

Слайд 13

Законодательная власть Федеральное собрание (парламент) Совет Государственная Федерации Дума Исполнительная власть Правительство Судебная власть Суды РФ -конституционный -гражданский -административный -уголовный Глава государства Президент РФ Государственная власть в Российской Федерации

Слайд 14

Какие ждут нас в будущем дела? Об этом думать мы должны все чаще. И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждет от нас страна!

Слайд 15

Домашнее задание. П. 40 ответить на вопросы, подготовить дополнительный материал-сообщение о правозащитниках страны