Инновационная деятельность

Инновационная/экспериментальная деятельность (на высшую категорию)*:

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности. Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой  предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В связи с этим необходимо уделять внимание развитию функциональной грамотности как способности решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.

Основными  компонентами функциональной грамотности являются читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление и финансовая грамотность.

Финансовая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, включает в себя  знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.(Исследование PISA). 

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи: освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;  овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами.

Все задания по финансовой грамотности предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни. В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих задание, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи. Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам. Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.

По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают  определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

Так, например, при изучении модуля «Доходы и расходы семьи»   обсуждаем вопрос  «Откуда берутся деньги в вашей семье?». Это позволит учащимся узнать обо всех источниках доходов в семье. При обсуждении вопросов: «какие расходы в семье являются обязательными? сколько необходимо денег на обязательные расходы?» учащиеся явно увидят, какие расходы в семье обязательны, какие произвольны и обсудят, насколько важно для семьи   сначала рассчитывать необходимые расходы, а затем все остальные.  Творческие задания: «напишите рассказ (или стихотворение) о том, как контролировать семейные расходы и зачем это нужно», «придумайте и запишите «Правила ведения семейного бюджета»   направлены на осмысление и систематизацию полученных знаний в области доходов и расходов семьи. В модуле «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» обсуждаем проблемные вопросы:  «есть ли в вашей семье сбережения на чёрный день? если нет, то нужны ли они вам? попадала ли ваша семья в сложные жизненные ситуации и как с ними справлялась?   Предлагаются темы проектов «Придумайте «идеальную» страховую компанию и разработайте её мультимедийную презентацию»,   «Сделайте образовательный фильм (презентацию, аудиообращение) о важности понимания того, что в жизни могут возникнуть сложные ситуации и что к этому необходимо быть готовым в финансовом отношении», «придумайте сценарий мини-спектакля (15–20 минут) о сложных жизненных ситуациях, в которых могут оказаться люди разного возраста и достатка, и о том, как они справляются с возникшими проблемами»  и др.

Ожидаемые результаты:

Результатом реализации программы должно стать повышение финансовой грамотности  и степени рационализации управления личными финансами школьников. Финансово грамотные учащиеся будут:

-  анализировать с опорой на полученные знания экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

- грамотно применять полученные знания для определения рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

 - планировать доходы и расходы, оптимально распределять  свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

- обладать необходимыми знаниями о финансовых инструментах, способах сбережений и инвестирования;

- знать основы финансовой безопасности, свои права потребителя финансовых услуг и обладать навыками защиты этих прав;

- понимать преимущества и недостатки использования кредитных продуктов;

- обладать чувством  личной ответственности за свои финансовые решения.