Рабочая программа учителя-логопеда

Лисечко Наталья Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ п/п

Наименование разделов

Стр.

 

I.       ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1

Пояснительная записка

3

2

Актуальность программы

4

3

Цель и задачи рабочей программы

5

4

Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы

8

5

Планируемые результаты освоения рабочей программы

13

 

П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

 1

Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

19

2

Перспективный план взаимодействия с педагогами

22

3

 Перспективный      план      взаимодействия       семьями

воспитанников

28

 

Ш.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

1

Перспективно-тематическое планирование.

33

2

Особенности развивающей предметно-пространственной среды

 

51

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОУ

1. Пояснительная записка

 Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 6 до 7 лет  с общим  недоразвитием речи, посещающих подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ детского сада  №7 «Незабудка» г.Мегиона.  Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с  тяжелыми нарушениями речи  является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.  Рабочая программа разработана и утверждена в структуре Адаптированной основной общеобразовательной программы Рабочая программа учителя-логопеда для детей 5 – 6 лет с тяжёлыми нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности детского сада разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н.В. Нищевой (2014 г.), с учётом основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС №7 «Незабудка».

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  с  Федеральным  законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», Приказом  Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», основной образовательной программой ДОО, Уставом МБДОУ.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Рабочая программа разработана с учетом содержания Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет  Нищевой Н.В.— 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014.

2. Актуальность  программы

Данная  коррекционно-развивающая  программа  разработана  в  целях  оказания логопедической помощи  дошкольникам, имеющим  нарушения речи.

Овладение  правильным  произношением  речевых  звуков  является  одним  из  очень важных  звеньев  в  развитии  речи  ребенка.  Заканчивается  процесс  становления звукопроизношения  к  5-6-летнему  возрасту,  когда  ребенок  правильно  может произносить  все  звуки  (Парамонова  Л.Г.).  Однако  благополучное  формирование звукопроизносительной  стороны  речи  происходит  далеко  не  всегда.  У  многих  детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. Кроме  того,  научными  исследованиями  в  области  дефектологии  доказано исключительно  важное  значение  раннего  распознавания  речевого  недоразвития  и  его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации. 

Данная рабочая программа представляет  коррекционно-развивающую  систему,  обеспечивающую  полноценное овладение  фонетическим  строем  русского  языка,  интенсивное  развитие фонематического  восприятия,  лексико-грамматических  категорий  языка,  развитие связной  речи  у  детей  с  общим недоразвитием речи.  Это обуславливает  формирование  коммуникативных  способностей,  речевого  и  общего психического  развития  ребёнка  дошкольного  возраста  с  речевой  патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при  обучении  в  массовой  школе,  а  так  же  его  социализации.  Рабочая  программа направлена  на  выравнивание  речевого  и  психофизического  развития  детей  и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. 

 

 

 

 

 

3. Цель и задачи рабочей программы

 

 Целью данной рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с  тяжелыми нарушениями речи  в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.          

Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год  является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа имеет в своей основе следующие принципы: 

●принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи; 

●онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме; 

●принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; 

●принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; 

●принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;  ●принципы интеграции усилий специалистов; 

●принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; 

●принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; 

●принцип постепенности подачи учебного материала; 

●принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.  

●принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;  ●принцип обеспечения активной языковой практики. 

 Основной формой работы с детьми  является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционноразвивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с рабочей программой  носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. 

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников. Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие»,  тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. 

         В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей дошкольников является: 

ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ

СВОЕГО НАРОДА. 

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО: 

А) овладение речью как средством общения и культуры; 

Б) обогащение активного словаря; 

В) развитие связной, грамматически правильной  монологической и диалогической  речи; 

Г) развитие речевого творчества;

Д) знакомство с книжной культурой, детской  литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 

Е) формирование звуковой аналитико-синтетической  активности   как предпосылки обучения грамоте; 

Ж) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. 

 В работе по остальным  образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником.  Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи  и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в содержательном компоненте программы. 

 Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

 В  группе  компенсирующей направленности для детей с  тяжелыми нарушениями коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

 

 

 

 

4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы

      Группу посещают дети седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III  уровней речевого развития).

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фенетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую системы языка.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rabochaya-programma-logopeda.pdf1.07 МБ

Предварительный просмотр: