Рабочая программа учителя-логопеда
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Стр. |
| I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
|
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Актуальность программы | 4 |
3 | Цель и задачи рабочей программы | 5 |
4 | Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы | 8 |
5 | Планируемые результаты освоения рабочей программы | 13 |
| П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
|
1 | Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка | 19 |
2 | Перспективный план взаимодействия с педагогами | 22 |
3 | Перспективный план взаимодействия семьями воспитанников | 28 |
| Ш.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
|
1 | Перспективно-тематическое планирование. | 33 |
2 | Особенности развивающей предметно-пространственной среды
| 51 |
I. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОУ
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 6 до 7 лет с общим недоразвитием речи, посещающих подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ детского сада №7 «Незабудка» г.Мегиона. Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. Рабочая программа разработана и утверждена в структуре Адаптированной основной общеобразовательной программы Рабочая программа учителя-логопеда для детей 5 – 6 лет с тяжёлыми нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности детского сада разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н.В. Нищевой (2014 г.), с учётом основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС №7 «Незабудка».
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», основной образовательной программой ДОО, Уставом МБДОУ.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Рабочая программа разработана с учетом содержания Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет Нищевой Н.В.— 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014.
2. Актуальность программы
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушения речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
Данная рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Рабочая программа направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
3. Цель и задачи рабочей программы
Целью данной рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
●принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
●онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
●принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
●принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
●принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; ●принципы интеграции усилий специалистов;
●принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
●принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
●принцип постепенности подачи учебного материала;
●принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
●принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; ●принцип обеспечения активной языковой практики.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционноразвивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников. Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей дошкольников является:
ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ
СВОЕГО НАРОДА.
Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:
А) овладение речью как средством общения и культуры;
Б) обогащение активного словаря;
В) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
Г) развитие речевого творчества;
Д) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Е) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
Ж) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в содержательном компоненте программы.
Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
Группу посещают дети седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития).
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фенетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.07 МБ |
