Страница для родителей. Взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

Антонышева Александра Лукинична

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении имеет работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_trudnostyami_v_obuchenii.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с трудностями в обучении

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями при обучении в начальной школе. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

Трудности освоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.

Анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании их причин. В чем же они заключаются?         

        В логопедии на этот счет существует такая точка зрения: данное нарушение возникает в результате недоразвитие всех компонентов языка – фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

        Обследуя детей 1-х классов, мы отмечаем у большинства из них наиболее часто встречающиеся нарушения, а именно:

  • несформированность звуковой стороны речи;
  • незаконченность формирования фонематического восприятия;
  • бедность словарного запаса;
  • нарушения в грамматическом оформлении речи;
  • низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений.

              Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Активный словарь детей ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Обиходная речь к школе становится более или менее развернутой, но в ней часто наблюдается неточное знание и употребление многих слов. В устной речи дети стараются избегать трудных для них слов и выражений. Обычно дети используют только самые простые фразы. При необходимости построить сложные предложения, например,       при рассказе о  взаимосвязанных событиях,   дети испытывают большие затруднения.

        При составлении предложений  дети, правильно называя действующее лицо и само действие, нередко не включают в предложение названий предметов, которыми пользуется действующее лицо. В самостоятельных высказываниях часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию.

        Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей страдает формирование звукового анализа и синтеза слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладевать   чтением   и   письмом. На письме появляются специфические ошибки: пропуски букв, слогов, вставки, смешения букв, ошибки на обозначение мягкости согласных, нарушение границ слов и предложений и другие.  К третьему классу к специфическим речевым прибавляются еще орфографические ошибки. Нарушение процесса письма будет обусловлено не только общим недоразвитием речи, но и дизорфографией.

Многие дети, пришедшие в 1 класс, уже знают буквы. Однако некоторые из них даже после второй четверти еще не могут научиться читать и писать.

 Дети пишут с ошибками: искажают буквы, с трудом запоминают рукописные буквы, пропускают гласные и согласные в словах, смешивают буквы, слитно пишут слова, не выделяют предложение заглавной буквой и точкой  и т.п.

        Дисграфия и дислексия – это специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые сопутствуют недоразвитию устной  речи и могут возникнуть самостоятельно.

Дисграфические расстройства у детей  выражаются различно: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладения этими навыками.

В основе этого лежит функциональная слабость  некоторых тонких функций коры головного мозга. Причиной ее могут стать перенесенное внутриутробное кислородное голодание, родовая травма, заболевания, протекающие остро, с высокой температурой.

Такого ребенка необходимо показать неврологу или психиатру.

Родители считают, что их дети просто ленивы, непослушны, невнимательны, неряшливы. Но это неверно!  Ребенку не преодолеть самостоятельно этого дефекта. Нарастает отставание в учебе и дисграфия к 3 классу осложняется дизорфографией: к специфическим речевым  ошибкам добавляется огромное количество орфографических ошибок.

Непреодолимые трудности в учебе с самого начала лишают ученика уверенности в своих силах, его познавательная активность угасает.

        Школьнику с нарушением устной и письменной речи  нужны систематические занятия с логопедом. Они  помогут преодолеть отставание в речевом развитии и избавиться от специфических речевых ошибок на письме. Без такой помощи ученик будет неуспевающим не только  по русскому языку, но и по математике.

        Вы не задумывались, почему ребята, которые слабо  учатся, обычно плохо себя ведут? Это их защитная реакция на свою неуспеваемость. Такие дети обычно озлоблены, дерутся, грубят, так как в этом они чувствуют свое превосходство над другими.

        Так давайте поможем нашим детям быть уверенными  в себе, поддержим их познавательный интерес к учебе.

        Литература.

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – Спб., 1997
  2. Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Спб., 1998
  3. Садовникова И.Н.  Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М. 2006