"Искусство быть в профессии" в 2022-2023 учебном году.

Черныш Вера Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса

на тему:

«Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования «виммельбух»- технологии, как средством эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Задачи: 

- познакомить с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, имеющих нарушения речи;

- распространение личного педагогического опыта по использованию технологии «виммельбух» для развития речи детей, имеющих нарушения речи.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Черныш В.Н., я работаю в МБДОУ «Детский сад №109» города Дзержинска. В настоящее время я работаю в старшей группе ТНР (с тяжелым нарушение речи).

Хочу познакомить вас с темой моего мастер-класса: «Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Цель моего мастер класса: овладение участниками мастер-класса приемами использования «виммельбух»- технологии, как средством эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы, которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи. Развитие и формирование правильной речи является одной из наиболее актуальных задач дошкольного возраста. Находясь в постоянном поиске интересных форм подачи ребенку речевого материала, решила попробовать наряду с традиционными методами – инновационную образовательную технология «Виммельбух».

Приглашаю участников мастер-класса. Хочу предложить вам для рассматривания несколько вариантов «Виммельбухов». После просмотра вы выскажите свои положительные и отрицательные мнения. У нас в зале стоит замечательное сказочное дерево на него мы с вами повесим снежинки: белые снежинки –это положительные стороны, серые снежинки-это отрицательные стороны.

 Пока вы рассматриваете «Виммельбухи», я вам кратко объясню, что это такое.

Что означает слово «виммельбух»? В буквальном смысле – «книжки гляделки», в переводе с немецкого «книга с мельтешащими картинками». Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.).

Проанализировав книги жанра Виммельбух, сложилась авторская классификация, позволяющая использовать в работе. 

Классический Виммельбух, можно использовать не как цельную книгу, а как отдельные сюжетные и тематические картинки, при этом применяя классические методы и приемы работы.

Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии речи, где работа по коррекции речи ведется согласно лексическим темам, я разработала свой виммельбух, в котором собраны картинки по следующим темам: «Домашние и дикие животные», «Деревья», «Цветы», «Игрушки», «Профессии», «Посуда», «Транспорт» и другие темы. Мне очень хотелось, чтобы в моих книгах было создано небольшое уютное пространство, понятное ребенку. Ведь для ребенка пространство, в котором он существует, это не мир, а дом. 

Уважаемые коллеги прошу вас высказать свое мнение о «Виммельбухах» после просмотра.

Положительные: качество изготовления-сделаны из плотного картона, значит будут долговечными; Составление рисунков с начала и любым окончанием; зрительные, увлекательные, понятные для детей; разнообразные сюжеты; большое разнообразие персонажей.

Отрицательные: отсутствие текста, мелкие рисунки, своеобразные картинки.

Чтобы вам доказать, что отрицательных сторон нет у «Виммельбуха», я предлагаю вам отправиться на одну из страниц этих волшебных книг.

Например, предлагаю детям поиграть на одной из страничек в игру «Журналисты». Один ребенок берет на себя роль журналиста, который задает вопросы, а второй ребенок или несколько детей выбирают персонажа, от имени которого они будут отвечать на вопросы журналиста; найти слова на данной странице, начинающиеся, заканчивающиеся на определенный звук, или звук должен быть в середине слова, в зависимости от предложенного задания.

Путешествуя по «Большой книге животных», я превращаюсь в учёного, ребятам предлагаю возможность «посетить» Арктику, Антарктиду, африканскую саванну и заглянуть в английский пруд. Дети узнают о характерных для этих мест видах животных, насекомых и птиц – сумчатые муравьеды и квокки, броненосцы и суррикаты. Всех их нужно найти и сосчитать, чтобы помочь ученным восстановить утерянные научные труды.

«Игра на классификацию» (дикие и домашние животные)

Задачи: закрепить представления о диких и домашних животных и их      детенышей, формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, классифицировать их. Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков (р), (л). В словах.

(Предлагается найти диких и домашних животных, рассказать, чем они питаются, называть их детенышей, назвать их среду обитания. Педагог предлагает детям выбрать картинки, в названиях которых есть звук (р).).

Для того чтобы разнообразить работу с веммильбухом, я использую различные приемы:

Прием «Искалочки»: перед ребенком на столе лежат фишки, воспитатель называет слово, найти такой же предмет в книге. Такие задания дети любят выполнять на время, например, с использованием песочных часов. 

Игра «Детективы», для заинтересованности ребенку даем лупу

- загадываем ребенку загадку, ребенок ищет отгадку 

Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- играем в находилки знакомых предметов

Ребята, обратите внимание на изображение в этой книге. Что в ней изображено. (Цветы).

Какие цветы здесь изображены?

Поможем садовнику рассадить цветы правильно.

«Дерево, куст, цветок»

Задачи: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений, формировать умение классифицировать предметы по характерным признакам, формирование звуковой культуры речи.

(найдите деревья, назовите их, расскажите о строении, чем отличаются и чем похожи (лиственные и хвойные), лист от дуба - дубовый, назовите плоды и семена деревьев;

Найди и назови цветы, опиши их, назови их среду обитания (комнатные, садовые, луговые), найди цветы название которых начинается с определенного звука, назовите все цветы, названия которых заканчиваются звуком (к). Затем дети получают задание выбрать растения, название которых начинаются со звука(а) (амарилис, аспарагус), со звука(к) (кактус, колеус, камнеломка, кливия), со звука(г) (гортензия, глоксиния), со звука (ф) (фиалка, филлокактус). Далее можно предложить выбрать растения, названия которых оканчиваются звуком(с) (кактус, фикус, колеус, филлокактус, аспарагус, амариллис), имеют в названиях звук(р) (роза, гортензия, аспарагус, амариллис), имеют в названиях звук (р) (роза, гортензия, аспарагус, шефлера, сансевьера), звук(л) (кливия, колеус, амариллис, шефлера).

Обратите внимание на изображение тематической книге «Времена года» с сюжетной картинкой. - Какое время года изображено на картинке? (Осень)

- Как вы поняли, что это осень?

- А как вы думаете, какое время суток изображено? Утро, день или вечер? (День)

- Почему вы так решили? (Много людей на улице)

— Скажите, ребята, как называется место на рисунке? (Поляна на берегу реки)

— Чем занимаются девочки на этой поляне? (Они собирают листья в красивые осенние букеты)

 — А чем занимаются мальчики? (Они рассматривают животных)

— Посмотрите, в нижнем углу стоит корзина. Что в ней?

— А вам бы хотелось очутиться на этой поляне?

Так же, перевернув страницу, можно оказаться на этой же полянке, но уже поздней осенью, далее зимой. Рисунки развивают сюжет на следующих страницах, позволяя понаблюдать на картинках об жизни в разные времена года.

Так ребенок получает информацию на одной странице, добавляет ее по увиденному со второй и последующих страниц, в итоге составляет полный рассказ.

Это лишь малая часть того, как можно использовать технологию «виммельбух» для работы с детьми дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги давайте подведем итоги. Согласны ли вы с тем, что в работе с «Виммельбухом» нет отрицательных сторон.

Отсутствие текста – в дошкольном возрасте это даже приветствуется, так как дети еще не умеют читать.

 Мелкие рисунки –можно рассмотреть с помощью лупы, обыграть в различных ситуациях.

Своеобразные картинки- можно подобрать всегда любые картинки, какие вам удобны для работы.

Убираем серые снежинки и вешаем белые.

Вывод: Можно сделать вывод, что внедрение инновационного подхода в коррекционно- образовательный процесс позволяет более успешно осуществлять коррекцию нарушенных речевых навыков, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать у детей устойчивую мотивацию и заинтересованность в занятиях, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

 Данное дидактическое пособие отвечает современным требованиям и охватывает весь объем знаний, необходимый ребенку дошкольнику.

Заключительная часть

Таким образом в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области ФГОС.