Основы организации внеурочной деятельности и общения младших школьников

Материалы к практическим занятиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Этапы КТД15.61 КБ
Файл Этапы проектной деятельности19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктивная карта по теме «Моделирование КТД»

Цель: 1. Формировать первоначальный опыт моделирования КТД как средства обучения детей навыкам взаимодействия и сотрудничества

Задачи:

1.Проанализировать этапы КТД

2.Продумать возможные варианты подготовки КТД, и определить роль педагога на каждом этапе

3.Смоделировать КТД по определенной теме

Планируемые результаты:

1.Разработанный план КТД с подробным описанием предварительной работы воспитателя, коллективного планирования и коллективной подготовки

Ход работы

  1. Продумайте возможное содержание КТД исходя из его темы, возраста детей
  2. Кратко опишите возможную подготовительную работу с воспитанниками, родителями, работу самого педагога
  3. Опишите проведение коллективного планирования:
  • Организация работы микрогрупп
  • Постановка проблемных вопросов
  • Обсуждение этих вопросов в микрогруппах
  • Принятие общего решения
  • Создание совета дела

Укажите, какие справедливые процедуры будете использовать, в какой роли педагог будет организовывать работу с детьми. Пропишите возможные решения детей, какие микрогруппы будут созданы.

  1. Обоснуйте проведение коллективной подготовки

Какая работа проводится с Советом дела, с каждой микрогруппой

  1. Опишите обсуждения работы детей (стадия коллективного анализа)
  2. Оформите свою работу в соответствии с этапами КТД
  3. В помощь студенту

Методика КТД (по И.П. Иванову)

КТД выстраивается по 6 взаимосвязанным стадиям

  1. Предварительная работа воспитателя

Имеет 3 направления работы:

  • Самоподготовка самого воспитателя (изучение уровня воспитанности детей, выдвижение воспитательных задач, продумывание периода работы)
  • Работа с воспитанниками (нацеливающие мероприятия)
  • Работа с родными воспитанников

         2.Коллективное планирование   - включение каждого члена объединения в принятие цели деятельности и осмысления путей достижения этой цели.

  Организация работы микрогрупп

  • Постановка проблемных вопросов
  • Обсуждение этих вопросов в микрогруппах
  • Принятие общего решения
  • Создание совета дела

         3. Коллективная подготовка

У педагога 2 направления работы:

  • Работа с органом коллектива – Совет Дела
  • Работа с каждой микрогруппой по секрету

         4. Коллективное проведение

Роль педагога – помочь слабому звену

5. Коллективный анализ – включение каждого члена объединения в анализ сделанного, прожитого

  • Обсуждение в микрогруппах по трем направлениям:

* что удалось?

* что сделали хорошо?

* что не удалось?

* почему не удалось?

*как сделать лучше?

  • Общее обсуждение и выводы педагога

6.Последействие – весь дальнейший ход воспитательного процесса

Темы КТД

«День именинника»

«Праздник братика и сестрички»

«Праздник чая»

«Праздник цветов»

«Праздник книги»

«Масленица»



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта по теме: «Создание проекта в условиях НОО»

Цель: формировать опыт организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО

Задачи:

  1. Формировать умение планировать работу по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО
  2. Формировать умение определять содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в соответствии с темой проекта или исследования
  3. Формировать первоначальный опыт презентации проделанной работы
  4. Формировать навык самооценки и оценки представленных работ с позиции эффективности организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО

Планируемые результаты:

  1. Презентация продукта проектной и исследовательской деятельности
  2. Представление самоанализа и анализа проделанной работы

Ход работы

  1. Внимательно изучите материал конспектов по организации проектной деятельности (Тема: Проектная деятельность, Тема: Формирование научно-исследовательского навыка во внеурочной деятельности)
  2. Определите возраст учащихся исходя из темы предложенной проектной или исследовательской деятельности
  3. Спланируйте и опишите свою работу по логике этапов проектной и исследовательской деятельности

Этапы работы над проектом или исследованием.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 Этап: подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

-формирования первичного представления об изучаемом объекте

-формирования интереса к данной теме

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.

2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2.Планирование способов сбора и анализа информации.

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

-фильм, макет, сборник и т.д.

-конференция, праздник и т.д.

4.Выработка критериев оценки результатов работы.

5.Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах

-посмотреть по телевизору и т.д.

Формулировка задач (для чего?)

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.д.

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.

Анализ информации. Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

3 Этап: представление готового продукта (презентация).

Представление результата работы в разнообразных формах.

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

4 Этап: оценка процессов и результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

4.Продумайте и представьте презентацию готового продукта (макета)  по следующему образцу (время на презентацию не более 7 минут)

Этапы занятия

Деятельность на занятии

1.Выбор темы исследования, проекта.

2.Постановка целей исследования, проекта.

3.Задачи исследования, проекта.

4.Объект, предмет и база исследования, проекта

5.Гипотеза исследования.

6.Методы исследования.

7.План исследования, проекта.

8.Самостоятельная деятельность.

9.Результаты исследования, проекта.

10.Представление и защита проекта.

11.Выработка решения.

12.Оценивание исследовательской и проектной деятельности.

13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.

Пример:

Этапы занятия

Деятельность на занятии

1.Выбор темы исследования, проекта.

Цветы для мамы.

2.Постановка целей исследования, проекта.

Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта.

3.Задачи исследования, проекта.

Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу.

4.Объект, предмет и база исследования, проекта

Луковицы цветов.

5.Гипотеза исследования.

Можно создать условия для цветения цветов зимой.

6.Методы исследования.

Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне.

7.План исследования, проекта.

-изучение информации о растениях,

-изучение информации и почве,

-изучение информации об условиях ухода,

-посадка растений,

-наблюдение за растениями,

-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.

8.Самостоятельная деятельность.

-изучение информации о растениях,

-изучение информации и почве,

-изучение информации об условиях ухода,

-посадка растений,

-наблюдение за растениями,

-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.

9.Результаты исследования, проекта.

Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.

10.Представление и защита проекта.

Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д.

11.Выработка решения.

При создании необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время.

12.Оценивание исследовательской и проектной деятельности.

Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.

13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.

Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.

  1. Подготовьтесь к ответу на возможные вопросы