Основы организации внеурочной деятельности и общения младших школьников
Материалы к практическим занятиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы КТД | 15.61 КБ |
Этапы проектной деятельности | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта по теме «Моделирование КТД»
Цель: 1. Формировать первоначальный опыт моделирования КТД как средства обучения детей навыкам взаимодействия и сотрудничества
Задачи:
1.Проанализировать этапы КТД
2.Продумать возможные варианты подготовки КТД, и определить роль педагога на каждом этапе
3.Смоделировать КТД по определенной теме
Планируемые результаты:
1.Разработанный план КТД с подробным описанием предварительной работы воспитателя, коллективного планирования и коллективной подготовки
Ход работы
- Продумайте возможное содержание КТД исходя из его темы, возраста детей
- Кратко опишите возможную подготовительную работу с воспитанниками, родителями, работу самого педагога
- Опишите проведение коллективного планирования:
- Организация работы микрогрупп
- Постановка проблемных вопросов
- Обсуждение этих вопросов в микрогруппах
- Принятие общего решения
- Создание совета дела
Укажите, какие справедливые процедуры будете использовать, в какой роли педагог будет организовывать работу с детьми. Пропишите возможные решения детей, какие микрогруппы будут созданы.
- Обоснуйте проведение коллективной подготовки
Какая работа проводится с Советом дела, с каждой микрогруппой
- Опишите обсуждения работы детей (стадия коллективного анализа)
- Оформите свою работу в соответствии с этапами КТД
- В помощь студенту
Методика КТД (по И.П. Иванову)
КТД выстраивается по 6 взаимосвязанным стадиям
- Предварительная работа воспитателя
Имеет 3 направления работы:
- Самоподготовка самого воспитателя (изучение уровня воспитанности детей, выдвижение воспитательных задач, продумывание периода работы)
- Работа с воспитанниками (нацеливающие мероприятия)
- Работа с родными воспитанников
2.Коллективное планирование - включение каждого члена объединения в принятие цели деятельности и осмысления путей достижения этой цели.
Организация работы микрогрупп
- Постановка проблемных вопросов
- Обсуждение этих вопросов в микрогруппах
- Принятие общего решения
- Создание совета дела
3. Коллективная подготовка
У педагога 2 направления работы:
- Работа с органом коллектива – Совет Дела
- Работа с каждой микрогруппой по секрету
4. Коллективное проведение
Роль педагога – помочь слабому звену
5. Коллективный анализ – включение каждого члена объединения в анализ сделанного, прожитого
- Обсуждение в микрогруппах по трем направлениям:
* что удалось?
* что сделали хорошо?
* что не удалось?
* почему не удалось?
*как сделать лучше?
- Общее обсуждение и выводы педагога
6.Последействие – весь дальнейший ход воспитательного процесса
Темы КТД
«День именинника»
«Праздник братика и сестрички»
«Праздник чая»
«Праздник цветов»
«Праздник книги»
«Масленица»
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта по теме: «Создание проекта в условиях НОО»
Цель: формировать опыт организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО
Задачи:
- Формировать умение планировать работу по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО
- Формировать умение определять содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в соответствии с темой проекта или исследования
- Формировать первоначальный опыт презентации проделанной работы
- Формировать навык самооценки и оценки представленных работ с позиции эффективности организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО
Планируемые результаты:
- Презентация продукта проектной и исследовательской деятельности
- Представление самоанализа и анализа проделанной работы
Ход работы
- Внимательно изучите материал конспектов по организации проектной деятельности (Тема: Проектная деятельность, Тема: Формирование научно-исследовательского навыка во внеурочной деятельности)
- Определите возраст учащихся исходя из темы предложенной проектной или исследовательской деятельности
- Спланируйте и опишите свою работу по логике этапов проектной и исследовательской деятельности
Этапы работы над проектом или исследованием.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |
1 Этап: подготовка | |||
Проведение вводной беседы с целью: -формирования первичного представления об изучаемом объекте -формирования интереса к данной теме -создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности | |||
2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности | |||
Актуализация знаний | |||
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п. 2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы. | Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. | Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей. | |
Плановые работы | |||
1.Определение источников информации. 2.Планирование способов сбора и анализа информации. 3.Планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: -отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов) -фильм, макет, сборник и т.д. -конференция, праздник и т.д. 4.Выработка критериев оценки результатов работы. 5.Распределение обязанностей среди членов команды. | Выработка плана действий (как можно это сделать?). Определение основных методов: -прочитать в книге -понаблюдать -посмотреть в компьютере -задать вопросы родителям, специалистам -подумать самостоятельно -посмотреть в книгах -посмотреть по телевизору и т.д. Формулировка задач (для чего?) | Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов. | |
Исследовательская деятельность | |||
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.д. | Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы | Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта. | |
Результаты и выводы | |||
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. | Анализ информации. Оформление результатов. | Наблюдение, советы. | |
3 Этап: представление готового продукта (презентация). | |||
Представление результата работы в разнообразных формах. | Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. | Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника. | |
4 Этап: оценка процессов и результатов работы. | |||
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению. |
4.Продумайте и представьте презентацию готового продукта (макета) по следующему образцу (время на презентацию не более 7 минут)
Этапы занятия | Деятельность на занятии |
1.Выбор темы исследования, проекта. | |
2.Постановка целей исследования, проекта. | |
3.Задачи исследования, проекта. | |
4.Объект, предмет и база исследования, проекта | |
5.Гипотеза исследования. | |
6.Методы исследования. | |
7.План исследования, проекта. | |
8.Самостоятельная деятельность. | |
9.Результаты исследования, проекта. | |
10.Представление и защита проекта. | |
11.Выработка решения. | |
12.Оценивание исследовательской и проектной деятельности. | |
13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении. |
Пример:
Этапы занятия | Деятельность на занятии |
1.Выбор темы исследования, проекта. | Цветы для мамы. |
2.Постановка целей исследования, проекта. | Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта. |
3.Задачи исследования, проекта. | Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу. |
4.Объект, предмет и база исследования, проекта | Луковицы цветов. |
5.Гипотеза исследования. | Можно создать условия для цветения цветов зимой. |
6.Методы исследования. | Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне. |
7.План исследования, проекта. | -изучение информации о растениях, -изучение информации и почве, -изучение информации об условиях ухода, -посадка растений, -наблюдение за растениями, -фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д. |
8.Самостоятельная деятельность. | -изучение информации о растениях, -изучение информации и почве, -изучение информации об условиях ухода, -посадка растений, -наблюдение за растениями, -фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д. |
9.Результаты исследования, проекта. | Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении. |
10.Представление и защита проекта. | Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д. |
11.Выработка решения. | При создании необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время. |
12.Оценивание исследовательской и проектной деятельности. | Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения. |
13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении. | Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования. |
- Подготовьтесь к ответу на возможные вопросы