Психология общения

Инструктивные карты к практическим занятиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Монологическое выступление

Цель: формировать первоначальный опыт студентов осуществления монологического выступления

Задачи:

  1. Рассмотреть этапы подготовки и реализации  монолога
  2. Проанализировать вербальные и невербальные средства, обеспечивающие успешность монологического выступления

Литература:

  1. Волкова А.И. Психология общения для студентов колледжей/ А. И. Волкова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-510
  2. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования – 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 368с.

Ход работы

  1. Внимательно изучите теоретический материал по теме
  2. Зафиксируйте основные положения реализации монологического выступления
  3. Подготовьте собственное выступление для студентов 2 курса по теме (продолжительность не более 8 минут) «Опыт педагогической практики»:

«Способности студента, обеспечивающие успешное прохождение практики»

«Трудности и пути их преодоления»

«Профессиональные приобретения практики»

«Оценивая опыт педагогической практики»

Материал для работы

Этапы подготовки и проведения монолога

I этап Подготовительный

К монологу необходимо готовится заранее. Для этого необходимо предварительно оценить актуальные потребности, интересы, психологические особенности аудитории, т.к. планируемый монолог должен быть связан с интересами и потребностями аудитории.

Необходимо разработать краткий план выступления (помещаться на 1-2 листах), содержащий основную логику предстоящего выступления. Необходимо продумать способы расслабления аудитории, отвлечения внимания.

II этап Собственно монолог

  1. Начало выступления должно быть достаточно ярким, запоминающимся, при этом говорящий должен продемонстрировать свое желание достичь поставленной цели, что выражается в уверенном тоне голоса.
  2. Необходимо использовать разговорный тон (непосредственный) общения, чуть более акцентированный
  3. Очень важно не подражать другим, быть естественным, использовать индивидуальную манеру
  4. С аудиторией необходимо устанавливать контакт, который, прежде всего, выражается в зрительном контакте

Правила осмотра аудитории (правило галочки)

1

5

3

4

2

6

  1. Необходимо вообразить, что аудитория находится в диалоге с говорящим.

Способы:

- риторический вопрос

- реплики типа «Вы спросите, откуда я это знаю, я вам отвечу…»

  1. В выступлении важно использовать различные виды жестов и движений

Жесты делятся:

Мелкие

Средние

Крупные

Кистями рук

Делаются частью руки от локтя

Делаются всей рукой

Жесты должны быть уместны, необходимо использовать все виды жестов, однако, внимание аудитории в большей степени приковывают крупные жесты, они же обладают способностью снимать волнение, напряжение самого говорящего

  1. Хороший результат дают приемы, позволяющие снизить ощущение монотонности выступления:

- наличие пауз в выступлении, особенно перед высказыванием важных мыслей

- смена темпа речи

 - колебания голоса (повышение, понижение)

 - акцентирование отдельных слов

  1. Независимо от темы выступления необходимо наполнить его различными эмоциями

III этап Завершение выступления

Обязательно подведите итоги, краткое резюме сказанному, а затем можно снять напряжение слушателей остроумным замечанием, афоризмом, призывом.

Если целью выступления было не просто информирование, а стремление получить согласие на какое-то действие, то монолог лучше завершать призывом



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта по теме: «Вопросы и ответы в межличностном общении»

Цель: сформировать осознание студентами основных положений организации вопросов и ответов в общении

Задание.

  1. Внимательно изучите представленный материал по теме
  2. Зафиксируйте классификацию вопросов и правила ответов на них
  3. Продумайте вопросы, которые Вы могли бы задать себе после выступления по теме «Опыт педагогической практики»

Материал для работы

 Эффективности общения способствуют умения задавать вопросы и отвечать на них. Вопросы заставляют человека думать: они представляют собой одну из логических форм, которая включает в себя прежде всего исходную информацию, а также указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения. Однако заставить человека думать, ставить разнообразные вопросы — самое сложное в процессе взаимодействия. Вместе с тем значимость вопросов, задаваемых участниками общения друг другу, высока. Это связано с тем, что:

- вопрос — удобная форма побуждения («Вы могли бы?..);

- с помощью вопросов привлекается внимание собеседника;

- вопросы несут определенную информацию (в частности, вопрос свидетельствует о том, что задающий его знает ситуацию);

- с помощью вопросов можно наводить собеседников на нужный ответ (уже содержащийся в самом вопросе, например вопрос, требующий согласия);

- сразу после восприятия вопроса видна обратная связь с собеседником, так как его невербальные сигналы показывают отношение к теме вопроса, которое может распространиться и на задававшего вопрос;

- вопросы помогают спровоцировать собеседника на высказывание своей точки зрения, «раскрыть» его;

- правильно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении;

- вопросы создают основу для эффективного взаимодействия.

Известно, что, путешествуя по Мексике, немецкий ученый А. Гумбольдт все время расспрашивал своих спутников обо всем, что видел. В конце концов один из них воскликнул: «Господин Гумбольдт, вас называют великим ученым, но почему же вы без конца спрашиваете обо всем?» — «Именно поэтому я и знаю так много», — спокойно ответил ученый.

Умение правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом помогает достичь лучшего взаимопонимания собеседников. Для того чтобы задать вопрос или ответить на него, нужна компетентность. Как правило, в любой беседе вопросы задаются в основном ради достижения участниками общения одинакового понимания обсуждаемой проблемы.

Вопрос- это одна из логических форм, которая опирается на определенную систему знаний.

Форма вопроса:

  1. Исходная информация
  2. Указание на недостаток информации

Куда ты ходил вчера?

2                   1

 Для того чтобы вопрос был понят собеседником, необходимо:

-делать вопросы короткими;

- удостовериться, что они корректны и задаются с потенциальной возможностью участников ответить на них;

- исключить отгадывание;

- избегать вопросов, требующих публичных откровений;

- не отвечать самому на свои же вопросы.

Классификация вопросов 1

Самыми распространенными вопросами в коммуникации являются открытые, закрытые и наводящие.

Открытые вопросы полезны для начала двусторонней коммуникации, их цель — собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?». Например: «Как часто подобная проблема встречается в вашей деятельности?» Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов, например: «Расскажите о...», «Как вы считаете...», «Что вы думаете о возможностях?»

Привлекательность открытых вопросов связана с тем, что они позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность собеседника; предоставляют ему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором способа ответа; поощряют немедленную обратную связь; помогают более детально анализировать мнения и ценности; проверяют степень понимания.

Закрытые вопросы также широко используются в общении, но они требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: «согласен», «да» или «нет». Вместе с тем злоупотреблять закрытыми вопросами не рекомендуется, так как они не позволяют участникам активно взаимодействовать, а вот в ситуациях проверки информации или ограничения возможностей выбора такой вопрос вполне уместен. Например: «Часто ли вы поступаете таким образом?»

Закрытые вопросы применяются чаще тогда, когда прямого ответа «да» или «нет» достаточно: нужно получить или уточнить информацию; подтвердить понимание фактов, согласие или договоренности; принять решение в случае, когда существует альтернатива («да» или «нет»).

Наводящие вопросы используются с тем, чтобы подвести говорящего к ответу, который ожидается от него услышать. Наводящие вопросы, как правило, заканчиваются «зацепками», не позволяющими участнику ответить отрицательно. Например: «Коммуникативная компетентность важна для эффективного взаимодействия, ведь правда?», «Ведь это так?», «Не правда ли?», «Вы согласны?» и т.д.

Классификация вопросов 2

I по логической структуре:

Уточняющие (закрытые, выявляют истинность или ложность, используются для анкет)

Восполняющие (открытые, употребляются вопросительные слова, используются для открытия людей на общение)

II по составу

Простые (Где вы будете сегодня?)

Сложные (Когда и по каким вопросам мы будем писать контрольную работу?)

Лучше задавать простые вопросы

III по форме

Корректные

Некорректные

IV по характеру

Нейтральные

Какая погода сегодня?

Благожелательные

Как Вы себя чувствуете?

Неблагожелательные

Не получилась Ваша махинация?

Враждебные

Провокационные (задаются в благожелательном тоне, но с плохим акцентом)

V по проблеме

- острые – требуют правдивого ответа, нужно отвечать обязательно.

- Вы давно знаете Януковича, он всегда был таким слабовольным?(вопрос Путину на пресс-конференции)

VI риторические вопросы

Используются для активизации внимания, не требуют ответа

Вы спросите, откуда я это знаю

Существуют и другие категории вопросов, например:

вопросы для проработки — для информации общего характера, например: «Расскажите мне о...», «Есть ли еще что-нибудь?»;

детализированные вопросы — запрашивающие более подробную информацию, например: «Что именно она сказала?», «Когда это произошло?»;

вопросы об ощущениях — задаваемые, когда необходимо знать об эмоциональном воздействии чего-либо, например: «Что вы почувствовали, когда это произошло?», «Что вы ощущаете, когда люди агрессивно настроены по отношению к вам?»;

вопросы о взглядах — задаются для того, чтобы выяснить точку зрения человека относительно чего-либо, например: «Что вам меньше всего нравится в вашей настоящей работе?», «Что бы вам понравилось из того, чего у вас нет?»;

вопросы о поведении — задаются для того, чтобы можно было спрогнозировать поведение человека в будущем, например: «Что вы сделали, когда это случилось в прошлый раз?», «Как вы отреагировали, когда...».

С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснить информацию и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам.

Из сказанного видно, что вопросы являются одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение. Однако не менее значимы и ответы на вопросы.

Ответы на вопросы и подготовка к ним

 Во время взаимодействия собеседникам необходимо не только точно и грамотно формулировать вопросы, но также компетентно, корректно и уверенно отвечать на них. Большую помощь при подготовке к ответам на вопросы дает их предугадывание. Еще до начала разговора можно продумать вопросы, которые может задать собеседник. Кроме того, для ответов на вопросы можно воспользоваться специальными правилами, описанными в литературе.

Правила, способствующие успеху собеседников.

1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 7 секунд) для размышления. Или скажите: «Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным (я его ожидал)».

2. Своими словами повторите вопрос так, как он был вам задан или в своей собственной интерпретации. Например: «Спасибо за вопрос (следование Правилу 1). Насколько я вас понял, вас интересуют вопросы управления конфликтами? (следование Правилу 2). Я сейчас вам дам необходимую информацию».

3. Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой из них отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.

4. Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то:

а) попросите повторить вопрос, поскольку вы не уверены, что поняли его. При повторении вопрос окажется короче, яснее, лучше сформулирован;

б) повторите вопрос так, как вы его поняли (следование Правилу 2);

в) попросите несколько минут на размышление, за это время о вопросе могут просто забыть;

г) если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, предлагаемую в вопросе собеседника.

5. Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует автора вопроса. Это позволит вам сэкономить время на обдумывание ответа, не сказать ничего лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.

6. Не следует воспринимать вопросы как знак агрессии против вас. Отвечайте в корректной и доброжелательной манере, не защищайтесь и не оправдывайтесь. В случае, когда вопросы представляют собой настоящий вызов, когда человека хотят поставить в тупик, в трудное положение, подорвать доверие или опровергнуть все то важное, что было им сказано или сделано, то необходимо использовать вариант ответа на вопрос-вызов путем перефразирования или переформирования сути вопроса на противоположное. Например:

- Что про меня говорят? — спросил Диоген у Ксениада.

- Да говорят, что ты притворяешься дураком.

- Мнение хорошее, потому что, если я притворяюсь дураком, значит, на самом деле я — умен. А им скажи, что они притворяются умными!

7. Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения ответить на него чуть позже, или отделайтесь коротким ответом типа «да», «нет», или переадресуйте вопрос тому, кто его задал. Пример такой переадресации в известной шутке Е. Петросяна: «Мужчина позвонил в квартиру. Дверь открыл подросток с огромной дымящейся сигарой в зубах. Мужчина растерялся и спросил: "А родители дома?". На что подросток процедил сквозь зубы: "А ты сам-то как думаешь?"».

8. Не затягивайте ответы на вопросы. Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ на вопрос в еще одно сообщение.

9. Если заданный вопрос уводит вас от темы разговора, то ни в коем случае не поддавайтесь на провокацию — вернитесь к теме общения. Всего каких-нибудь две-три фразы, но ответ должен вернуть собеседника к обсуждаемой проблеме. Не дайте увлечь себя в сторону.

10. Если при ответе вас неправильно поняли, немедленно признайте свою вину, сообщив собеседнику, что, по-видимому, вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились, и попробуйте сделать это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации.

11. Отвечая на вопросы, ведите себя как свободный человек, у которого всегда есть выбор вариантов: вежливый отказ от ответа, отсрочка ответа. Кроме того, вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы. Показателен такой пример:

«Китайский философ Мэн Цзы, находясь на приеме у правителя, задал ему вопрос: "Как следует поступить с чиновником, который не умеет управлять подчиненными?" — "Немедленно отрешить от должности!" — последовал ответ. — "А как поступить, если царство не управляется?" — продолжал Мэн Цзы.

Правитель тут же утратил интерес к беседе и, отвернувшись от философа, заговорил с придворными».

12. В конце ответов на вопросы поблагодарите собеседника.

Итак, для того чтобы общение дало позитивные результаты, необходимо не только организовать процесс



Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ – короткое слово,

А смысл, как тугая коса, –

Плетение с виду простое,

Но так многогранна краса.

Ты – друг, ты – пример, ты – наставник,

Геолог ты и ювелир –

Ты точной и мудрой огранкой

Алмаз в бриллиант превратил.

Будь бережен с каждым алмазом,

Который доверила жизнь,

Он дастся огранке не сразу –

Терпения ты наберись.

Учитель – и словом, и делом

Таланта искру разожги,

И каждому добрым примером

Путь в жизни найти помоги.

      Выбранные для эпиграфа слова поэта не случайны. На мой взгляд, они определяют назначение учителя в современном обществе – бережное формирование растущей личности, которую доверило общество учителю, помощь ей в самоопределении и самоактуализации.

      Учитель: кто это как человек, какой он? Вопрос может показаться тривиальным, однако от этого он не теряет своей актуальности, ведь пока живо человечество, будут существовать и учителя,  и ученики. Было время, когда учитель ценился своими знаниями, т.к. он выступал единственным носителем, и, следовательно, источником  знания. А современный учитель? Каким он должен быть, чтобы выполнить своё предназначение в этом мире, в мире, в котором мы живём сегодня?  На мой взгляд, это ключевой вопрос для того, кто выбрал своей жизненной дорогой профессию учителя.

     Ответ на этот вопрос я постараюсь найти в рассуждениях о личности учителя. Вспомним, что К.Д.Ушинский утверждал личность учителя центром и душой школы. Он писал: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер". Отметим также, что психологическая наука определяет личность как совокупность её свойств, поэтому свои размышления о личности учителя я представлю, как характеристику тех личностных свойств и качеств, которые должны быть присущи современному учителю.

Учитель – не просто тот, кто передает свои знания другим людям. Это ещё и личность, наделенная нравственностью, способная пробудить в учениках добрые, человечные чувства, воспитать в них ощущение прекрасного.  На мой взгляд, гуманность, человечность – это центральный стержень личности учителя. Если знания в современном мире ученик может приобрести самостоятельно, то формирование его ценностных отношений, смыслов жизни  во многом зависит от того, кто рядом с учеником. Высокая нравственность, порядочность, великодушие, готовность понять и поддержать, искренность в отношениях, глубочайший интерес и уважение к растущей личности – вот те качества, которые должны быть свойственны личности современного педагога. Это возможно в том случае, если педагог – сам носитель духовных ценностей, главной из которых является жизнь, здоровье и развитие ребёнка. Мы все читали повесть В.Распутина «Уроки французского». Меня поразило, что  молодая учительница оказалась мудрее опытных педагогов и не побоялась последствий за свои «непедагогические» действия, потому что искренне боролась за жизнь ребёнка. Только человек с большой душой способен на это. У учителя должна быть большая душа. Нравственность учителя становится той духовной средой, в которой происходит формирование юной души.

       Как ни парадоксально звучит, но современный учитель должен быть современным, т.е. должен идти в ногу со временем и со своими подопечными. Ведь человечество не стоит на месте, свершились большие технические прорывы, изменилось даже само восприятие мира. Современность учителя заключается не только в его глубокой информированности в тех областях знаний, которые он преподаёт, но и в осведомлённости в разных сферах жизни общества, в котором он  и его воспитанники живут сегодня, а не вчера. Если ещё 10-15 лет назад учитель должен был быть книголюбом, то сегодня он должен владеть средствами информационных коммуникаций. Каждый год к педагогу приходят новые ребята, уже не такие, как были до них. Оставаясь в душе ребёнком, что необходимо учителю, он не должен оставаться ребёнком двадцатилетней давности. Современность учителя проявляется в том, что он знает современный детский мир, принимает его и влияет на него.  «Как мы можем воспитывать ребёнка, если он убегает от нас», - говорил известный педагог-гуманист Шалва Амонашвили. От современного учителя ученик не побежит, он готов принять его поддержку, он его понимает и верит ему.

     Воспитание – процесс творческий. Он не может осуществляться по шаблонным заготовкам. Даже если учитель использует чей-то чужой опыт, в нём всё равно проявляется личностная трактовка, личностные качества самого учителя, его «лицо». Вот почему учителю должна быть свойственна творческая самоотдача.  Стремление открыть «вечный двигатель», на мой взгляд, всегда должно окрылять учителя. Потребность совершенствовать свою профессиональную деятельность, не довольствоваться достигнутым, даже если твои достижения заметили и оценили, интерес к новациям, но разумный, - это тоже необходимые качества личности современного учителя. Они демонстрируют любовь учителя к своему делу. Когда учитель идёт в школу с радостью, с ожиданием того чуда, которое он так тщательно готовил накануне, он сам счастлив. Атмосфера творчества помогает детям найти и раскрыть себя.

     Отметим, что современный учитель должен соединять в себе любовь к своему делу и уважение к детям. Если он будет слишком много сил отдавать предмету, то дети, даже добросовестно изучая его дисциплину, будут учить урок не с интересом и увлечением, а лишь как назойливую «необходимость», только потому, что педагог поставит «неудовлетворительно». Однако и обратная картина столь же безрадостна, а эффект у неё может быть даже более плачевным. Человек разносторонний, но не любящий своё дело, не только не сможет заинтересовать им других, но и не вызовет уважения.

     Целый комплекс положительных качеств и их сочетаний требует от учителя процесс взаимодействия с ребёнком, процесс «прикосновения к нему». Любящий детей педагог умеет сочетать  доброту и требовательность; щедрость, великодушие и разумную строгость; справедливость и сдержанность; настойчивость и мягкость. Это возможно, если учителю свойственно чувство педагогического такта.  Учителю ни в коем случае нельзя терять самообладание. Крик, а уж тем более оскорбление вряд ли благотворно повлияют на дальнейшие взаимоотношения учеников с педагогом. Современное телевидение нередко демонстрирует нам негативные образы педагогов, сорвавшихся, как говорил А.С.Макаренко, «с педагогического каната». Они ни у кого не вызывают симпатии. Гнев и оскорбления порождают у людей такие же чувства, усиливают агрессию, а не снимают напряжение. Достойное поведение учителя выступает образцом разрешения конфликта и выстраивания отношений с окружающими.

Конечно, сочетая в себе эти качества, все учителя были бы как на подбор, одинаково хороши. Но нужно всё-таки помнить: учитель – человек, а каждый человек индивидуален. На мой взгляд, современный учитель должен быть яркой индивидуальностью. Сегодня в мире есть много вещей, притягательных для ребёнка, и надо быть незаурядной личностью, чтобы тоже «притягивать» к себе. Этим «магнитом», «изюминкой»  может быть не только широта познаний учителя, его увлечённость каким-то делом, привлекательным и детям, например, рукоделие, туризм, спорт, театр и др., но и особый стиль общения, наполненный теплом и какой-то особой атмосферой, которую не хочется покидать.

     Подводя итоги нашего рассуждения, укажем, что современность, творческая самоотдача, любовь к делу и детям, педагогический такт и яркая индивидуальность личности – это  качества, которые характеризуют  личность  современного учителя, но фундаментом, на котором выстраиваются эти качества, является нравственность учителя. Она «питает» все остальные качества. Она обеспечивает назначение учителя «сеять разумное, доброе, вечное»,  сохраняя и обогащая интеллектуальный и нравственный потенциал общества.    

     В качестве эмоциональной точки приведём слова великого немецкого педагога  Адольфа Фридриха Дистервега«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

Я могу привести пример. Энн Бронте, знаменитая английская писательница, одна из трех сестер Бронте, долгое время работала гувернанткой, и свои впечатления она позже изобразила в романе «Агнес Грей». Молодая девушка, Агнес Грей, одаренная умом и прекрасными моральными качествами, долго воспитывала детей, которых родители слишком сильно избаловали.  Подчас её подопечные вели себя жестоко, безжалостно, например, разоряли гнезда птиц, желая помучить маленьких птенцов, но мисс Грей не теряла надежды перевоспитать своих учеников.

Об этом хорошо писал в своих небольших произведениях Антон Павлович Чехов. Очень часто писатель рисует сатирические образы учителей, показывая ту или иную отрицательную, пагубно сказывающуюся на процессе обучения черту. Так в его рассказе «Учитель словесности» учитель истории и географии Ипполит Ипполитыч говорил скучные, всем известные истины, например, «без пищи люди не могут существовать» или «лето не то, что зима». Даже на смертном одре в бреду он постоянно повторял заученные им когда-то фразы: «Волга впадает в Каспийское море», «лошади кушают овес и сено». А в рассказе «Человек в футляре» перед нами раскрывается образ учителя Беликова. Герой панически боится что-то менять в своей жизни, в своём стиле преподавания и ведет урок так, как было заведено давно. Если в циркуляре запрещено – баста, нельзя, а то, что времена и нравы меняются – неважно.

          Шалва Александрович Амонашвили

ндрович Амонашвили

А. Дистервег