Морозова Виктория Эмильевна

«Мудрый учитель знает, что хорошему ученику сомнение доставляет не меньше наслаждение, чем знание» Данте Алигьери Проблема, сформулированная в высказывании поэта эпохи Проторенессанса Данте Алигьери, актуальна сейчас как никогда. Нужны в современной российской школе мудрые учителя, умеющие понимать, что их воспитанникам не достаточно, как раньше говорили, «твердых знаний», а нужны сомнения и творчество, а возможно и опровержение устаревших истин. Высказывание мыслителя, ставшее темой настоящего реферата, проникнуто гуманизмом - той идеологией, одним из творцов которой был сам поэт. Данте верит в учителя как мудрого человека, исключительным достоинством которого является умение зажечь в ученике сомнение. И тот ученик хорош, который наделен свободной волей; сомнения приносят ему наслаждение, он способен достигнуть всего, к чему стремится. В суждении Данте Алигьери по сути заложен принцип обучения, следуя которому учитель должен отказаться от безлично-сухого, чисто «академического» обучения и перейти к личностному, апеллируя к ученику, его познавательному и социальному опыту. Наступило третье тысячелетие. В мире произошли существенные изменения в сфере труда, информации и политики. Образование становится одним из главных факторов глубоких перемен в обществе. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Федеральный закон «Об образовании» дает определение образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В Федеральной программе развития образования ставится цель формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности. Чтобы решить задачи, поставленные государством перед системой образования нужен учитель, желающий использовать инновационные приемы обучения, соответствующие духу времени, и стремящийся дать обществу «инновационного» ученика, сомневающегося в знаниях, проверенных столетиями, и готового совершать революционные перевороты в науках и технологиях. Для такого учителя не может существовать непререкаемых авторитетов, и ему не стоит создавать авторитеты для ученика. Так не должно быть, что если авторитетная личность высказалась по той или иной проблеме, то все противоречащие или несовпадающие мнения не только не принимаются во внимание, но и прямо рассматрива¬ются как кощунство. Как говорил по этому поводу Твардовский, «и что не так, скажи, что так». Должны быть сомнения! Оскару Уайльду принадлежат слова, с которыми нельзя не согласиться «Истина редко бывает чистой и никогда - однозначной». Великий чешский педагог Я.А.Коменский приводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, любовно выращивающим растения в саду, учителем и архитектором, который заботливо застраивает зданиями все уголки человеческого существования. Он уподоблял учителя скульптору, тщательно расписывающему и шлифующему умы и души людей. Наконец, он сравнивал учителя с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества

Добавить запись

Защита от спам-роботов