Лекции-концерты

Журкина Евгения Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sviridov.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Свиридов Георгий Васильевич

(1915-1998)

Слайды 1, 2, 3.

 Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где и проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент, обычную балалайку. Слайд 4.

Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Слайд 5. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения.  Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

 Слайд 6.  В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.

 Слайд 7. Окончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого педагога, М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

 Слайд 8. Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу, вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина.

 Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на Родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

 Слайд 9. Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с «Пятой симфонией» Шостаковича.

 Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.

Слайд 10.  До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

Слайд 11.  В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего, цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Слайд 12.

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова

к повести А.С. Пушкина «Метель»

1 слайд

Что такое иллюстрация? Это изображение, написанного словами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

2 слайд пропустить.

3 слайд

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день.

А.С. Пушкин не случайно так  назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

 Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.

 Историю третьего героя в повести «Метель» - Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.

 Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.

В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

4 слайд

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.

5 слайд

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”.

Вступление звучит грозно, сурово, как бы говоря о судьбоносной роли метели в жизни героев повести «Метель».

«Тройка» - слушание в записи

6 слайд

Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г.Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях.

Балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви.

Три мелодии получают свое развитие в музыке «Вальса». Композитор не ограничился развитием одной мелодии, потому что жизнь музыки «Вальса» гармонично сочетает в себе различное состояние чувств.

«Вальс» - исполняет Айрапетян М.С.

 

7 слайд

Третьим фрагментом (“Венчание”) композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания.

Эта музыка не звучит празднично и торжественно. Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. Минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя на мысль о счастливом конце повести.

8 слайд

Есть хорошая русская поговорка – «Время лечит».

Следующий номер этого цикла называется “Весна и осень”. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!

Темы весны и осени очень напевны, проникновенны. Музыка звучит легко, нежно, красиво, лирично.

 Однако в них есть различие: тема весны – мажорна, а тема осени – минорна. Музыка весны звучит солнечно, улыбчиво, тепло. А музыка осени – печально, задумчиво, сердечно.

В теме весны солирует флейта. Ее тембр передает воздушность, легкость. В теме осени солирует скрипка. Это голос души человека. И минорная мелодия осени печалью своею глубоко проникает в сердце.

«Весна и осень» - слушание в записи

9 слайд

Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести, рисует картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

10 слайд

Следующая пьеса – яркий жизнерадостный «Военный марш».

В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России. На первый план выходят жизнерадостность русских военных,  восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

«Марш» - исполняет Айрапетян М.С.

11 слайд

“Романс” является кульминацией музыкальных иллюстраций.

Пьеса рисует музыкальные портреты Марьи Гавриловны и Бурмина.

Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова. Всё пленяет здесь: искренность и простота, сдержанность и скромность в выражении чувств. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.

«Романс» - исполняет Айрапетян М.С.

12 слайд

Восьмой номер иллюстраций “Отзвуки вальса” интонационно  похож на “Вальс”, но звучит эта музыка по-другому... Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.

Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Этот номер перекликается с номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

13 слайд

Таким образом, убеждаемся, что великого поэта А.С.Пушкина и Г.Свиридова объединяет любовь к Родине, русскому народу.

14 слайд

“Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

  «Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич.

Георгий Васильевич написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал по

случаю рождения сына Георгия и посвятил ему. Композитор назвал его «Альбом для детей»(1948г.). Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства, характеры детей, детские игры, фантазии, сказочные персонажи.

Главным достоинством 17 небольших пьес для фортепиано является то, что они сочетают в себе яркую образность, свежесть музыкального языка, самобытность стиля с доступностью детскому пониманию применяемых средств музыкальной выразительности и технических приёмов. Особенно ценным представляется гармонический синтез простоты, ясности и стилистического своеобразия авторского письма. Здесь сочетается новаторство музыки с широкой доступностью её понимания. Видимо, поэтому и разговор с детьми отличается такой естественностью, непринуждённостью, внутренней свободой и гармоничностью.

Открывает альбом «Колыбельная песенка» -  исполняет Лунёва В.А.

Вторая пьеса «Попрыгунья» - резко контрастирует первой. Это портрет весёлой «попрыгуньи», которая не может даже на один миг успокоиться и посидеть на месте. Пьеса написана в подвижном темпе, в форме периода. Основной её характер –остроскерцозный. Для создания образа резвости маленькой «героини», композитор используетострый, упругий ритм со стремительными взлётами тридцать-вторых:

Слушание в записи

Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, великолепную резьбу по дереву, создал также изумительные по красоте и рисунку, и весьма разнообразные по содержанию песни и танцы. Наряду с музыкальными сценками, портретами и пейзажами, Г.В. Свиридов поместил в свой альбом русские песни и танцы. Он переносит нас во времена благородных рыцарей и прекрасных дам, танцующих галантный менуэт. Движения рыцарей горделивы, уверенны, слышно, как бряцает   старинное оружие в их руках. Движения дам неторопливы. Они склоняются перед кавалерами в изысканном реверансе

«Старинный танец» - исполняет Лунёва В.А.

Пьеса «Упрямец» продолжает череду пьес, раскрывающих различные психологические

состояния. Упрямство, чтобы преодолеть или научиться чему-нибудь сродни упорству, и часто бывает необходимо в нашей жизни. А в музыке Свиридова рассказывается об«упрямце», который постоянно твердит «не хочу», «не буду». Как же изобразил композитор своего такого необычного «героя»? Да вообщем- то довольно просто; но зато как остроумно!

Эта пьеса имеет тревожный, напряжённый характер и построена в виде диалога, который

можно интерпретировать, как спор мальчика с мамой, что можно услышать в самой теме,

состоящей из двух контрастных элементов. Первый (начальные два такта) рисует образ самого упрямого ребёнка. Он звучит отрывисто, рассерженно, на форте. Каждый звук акцентируется. Мелодия начинается из-за такта и имеет восходящее движение, что придаёт ей настойчивое звучание. Второй элемент связан с образом мамы. Он контрастен первому. Звучит одноголосно на mp с повторением одного и того же звука «ре» с восходящим ходом на малую терцию и обратно.

И хотя этот элемент звучит так же отрывисто, он более мягкий и уговаривающий. Вот так

наглядно решил композитор свою не такую уж простую задачу

«Упрямец» - слушание в записи

Г. В. Свиридов проявлял интерес не только к музыке, но и любил живопись и прекрасно разбирался в ней. Куда бы ни приезжал композитор, он обязательно посещал художественный музей или картинную галерею.

В своем творчестве Георгий Васильевич неоднократно обращался к изображению русской природы. Пьеса «Дождик» - картинка весёлого летнего дождя. Нужно обладать редким даром и мастерством высшего класса, чтобы простыми, но очень меткими и точными музыкальными средствами нарисовать такую яркую, запоминающуюся картинку. Сегодня мы познакомимся с музыкальной картиной Г. В. Свиридова «Дождь». Пьеса «Дождик» - картинка весёлого летнего ливня. Нежданно, негаданно налетела тучка.

Льются потоки воды на землю и в один миг лужи превращаются в бурные, стремительно –

бегущие вниз потоки, грозящие затопить всё вокруг. Скорее, скорее бежать спасаться в поисках укрытия! Поистине нужно обладать редким даром и мастерством высшего класса, чтобы простыми, но очень меткими и точными средствами (смелый органный пункт на басовых звуках – сначала ре-бемоль, а затем фа-диез) нарисовать такую яркую, запоминающуюся картинку – образ:

«Дождь» - слушание в записи

Особенность звучания одного из музыкальных инструментов композитор изобразил в озорной музыкальной сценке «Парень с гармошкой». В деревнях по праздникам русские люди издавна собирались на гулянья – пели, плясали под народные инструменты. Звучанию гармошки здесь подражают и мелодия и аккомпанемент («механичность», однообразие основной темы, аккордовое изложение). Композитор использует лидийский лад, рондообразную форму. Музыка похожа на озорную, весёлую частушку:

 Балалаечка бренчит,

 Гармошка заливается.

 На весеннем на лугу

 Веселье начинается!

«Парень с гармошкой» - исполняет Лунёва В.А.

Георгию Васильевичу принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом – ее основная миссия». Пожалуй, никто до Свиридова не делал столько для развития и обогащения вокальных жанров — оратории, кантаты, хора, романса... Это выдвигает Г. Свиридова в число ведущих композиторов не только в российском, но и мировом масштабах. Думаю, что об этом мы ещё поговорим на других наших встречах обязательно.  Сегодня, мы затронули лишь малую толику его творчества, близкую вам на данном этапе.  Хочется надеяться, что встретившись с музыкой Г.В. Свиридова, вы  стали чуточку лучше, чище и красивее.