Разработки открытых уроков

Журкина Евгения Николаевна

Предварительный просмотр:

                                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                 дополнительного образования детей

                                                Новоспасская детская школа искусств

                                    Открытый урок

                                              на тему:

             «Особенности работы над двухголосием

                    в классе вокального ансамбля»

                                                            Подготовила и провела Журкина Е.Н.,

                                                            преподаватель  I квалификационной    

                                                            категории по хору и теоретическим

                                                            дисциплинам.

                                                                2015 год

             «Особенности работы над двухголосием

                    в классе вокального ансамбля»

Дата проведения: 18 марта 2015 года. 

Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в вокальном ансамбле.

Задачи:

Образовательные:

• формировать навыки пения a cappella;

• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

• выработать у обучающихся умение чётко проводить свою партию при   одновременном звучании другой;

• продолжать закреплять навык сольфеджирования по ансамблевым партиям, что  способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

Развивающие:

• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

• продолжение развития гармонического слуха;

• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

• расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар

Воспитательные:

• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

• воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

• наглядный (слуховой и зрительный);

• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка    исполнения);

• индуктивный;

• дедуктивный;

• проблемно – поисковый;

• объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

• сопоставление песен, различных по характеру;

• вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

• представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

• вокализация песен на слог и сольфеджирование;

• задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;

• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;

• юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

• психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

• учёт индивидуальных особенностей;

• дифференцированный подход

Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений для преподавателя, тексты и ансамблевые партии  обучающихся.

                                                Структура урока

1. Организационный момент.

     Обучающиеся занимают свои места по партиям, подготавливают ноты, приветствуют преподавателя.

    Представление для комиссии участниц открытого урока, дуэта «Скерцино».

2. Постановка цели и задач урока.

    На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях для распевания, в двухголосных ритмических упражнениях, в «Весенней песне» Моцарта, в песне «Жаворонок» М. Глинки, в « Ночной песне» С. Крупа-Шушариной и в английских песнях: «YES, MY LORD» Дж. Альтхауса и « THE DREAM LIVES ON» М. Донелли. Также будут  показаны некоторые особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля.

3. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания):

Выборочная проверка игры ансамблевых партий «Жаворонок» М.И. Глинки. Двое обучающихся исполняют свои партии на фортепиано. Проверка знания ритма по очереди и ритмический дуэт. Показать умение чётко проводить свою партию при   одновременном звучании другой.

4. Основной этап.

4.1. Распевание. Упражнения на унисон, на двухголосие, пение вокализов.

4.2. Работа над репертуаром. Показ фрагментов, отвечающих поставленным задачам для открытого урока:

- чистый унисон;

- выработка умения чётко проводит свою партию при одновременном звучании другой;

- сольфеджирование по ансамблевым партиям;

- навык пения a cappella

5. Подведение итога урока.

                                             Ход урока.

Добрый день. Сегодня я проведу урок в классе вокального ансамбля. Тема нашего занятия «Особенности работы над двухголосием  в классе вокального ансамбля». Хочу представить дуэт академического пения «Скерцино», с которым мы много раз выезжали на различные конкурсы.

Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в вокальном ансамбле.

    На примере вокальных упражнений и произведений нашего репертуара я и хочу остановиться на  некоторых особенностях работы над двухголосием.  

   Чистый унисон - основа для развития гармонического слуха. Любой преподаватель-хормейстер знает, что без хорошего унисона браться за двухголосие нет смысла, поэтому над унисоном работа ведётся на каждом занятии. Примером может служить следующее упражнение:

Хороший нотный материал для выравнивания унисона – вокализы.

 Когда мы имеем хороший унисон, переходим к выстраиванию двухголосия. Покажем сейчас два упражнения, которые хорошо могут использоваться на каждом занятии.

Пропевание упражнения в терцию. Аня играет партию альта и одновременно поёт свою.

 Особенное внимание нужно обращать на переход из двухголосия в унисон.

В репертуаре начинаем с простого материала. «Ночная песнь» С.Крупа-Шушариной. Двухголосная песня в едином ритмическом движении в обеих партиях. Мелодия в партии сопрано, альт гармонически поддерживает и тем самым добавляет красоты и обогащает мелодию. Чтобы прослушать интервалы в двухголосии будем петь по руке с остановками без ритма. Так у нас вырабатывается гармонический слух в ансамбле.

-Каков характер этого произведения? Каким звуком его нужно исполнять?

Кантилена. Мелодия большого дыхания. Очень певуче, мягко. Используем мягкую атаку звука.

Как называется наивысшая точка развития мелодии?

-Кульминация.

- На каких словах в этом произведении наступает кульминация?

- «Сруны робко зазвенели».

- Правильно. Но так как это своего рода колыбельная песня, то и кульминация будет здесь не яркая, а более выразительная при помощи эмоциональности. Добавить больше чувства в своё исполнение, своего отношения.

Муз. С. Крупа-Шушариной «Ночная песнь» - исполнение.

Следующее произведение «Мечта продолжает жить». Начало этой песни в унисон. Здесь важно, чтобы голоса сливались в один, ведя мелодическую линию. Исполнение начального отрывка. Обратить внимание на чёткую дикцию и произношение английских слов.

  А средняя часть – это место, где обе партии равноправны и каждая ведёт свою выразительную мелодию. Здесь мы добиваемся умения чётко проводить свою партию при   одновременном звучании другой. Трудность ещё в том, что и слова в каждом голосе свои, что тоже, несомненно, требует  внимания и отработки.

Исполнение отрывка. Обратить внимание на начало фразы в каждом голосе. Споём среднюю часть с подчёркиванием вступления каждого голоса!

Муз. и сл. М. Донелли «THE DREAM LIVES ON!» - исполнение.

Все хормейстеры знают, что мастерство любого коллектива оценивается по умению исполнять произведения a cappella. В нашем репертуаре есть интересное произведение, где в средней части ансамбль остаётся без сопровождения фортепиано и главной задачей становится не выпасть из основной тональности, когда партия фортепиано продолжит свою роль в произведении.

Исполним этот отрывок сначала по голосам!

Исполнение отрывка дуэтом.

Муз. и сл. Дж. Альтхауса «YES, MY LORD» - исполнение.

Примером произведения a cappella, в нашем репертуаре служит «Весенняя песня» В. Моцарта.

Вопрос к детям: «Что это за произведение, охарактеризуйте его! В чём вы видите сложность при исполнении?» (Контрасты в динамике, штрихи, быстрый темп). Применяем метод вокализации! Споём начало произведения на слог «ла». Давайте проанализируем, смогли ли мы добиться динамического контраста? Была ли лёгкость при исполнении стаккато в партии сопрано? Исполним теперь этот отрывок со словами и постараемся сохранить ту же лёгкость, которой добились при помощи слога!

Муз. В. Моцарта, Сл. А. Глобы « Весенняя песня» - исполнение.

В процессе разучивания у нас сейчас «Жаворонок» М. Глинки. Рассмотрим отрывок, где обе партии ведут самостоятельные выразительные мелодии.

 Простукивание ритма по одному, дуэтом.

Хороший метод прослушать ведение обоих голосов – это проиграть их на инструменте. Было задано домашнее задание играть на пианино свои партии в ансамбле. Проигрывание фрагмента.

Теперь просольфеджируем этот отрывок сначала по голосам, затем дуэтом.

Муз. М. Глинки «Жаворонок» - исполнение.

Хочу подвести итог нашего занятия. Для этого урока были поставлены задачи:

  1.  формировать навыки пения a cappella;
  2.  добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
  3.  выработать у обучающихся умение чётко проводить свою партию при   одновременном звучании другой;
  4.  продолжать закреплять навык сольфеджирования по ансамблевым партиям;
  5. Продолжать развивать гармонический слух и формирование вокально-хоровых навыков.

Считаю, что мы справились с поставленными задачами. И отразили работу над ними на уроке. Благодарю всех за внимание!