Системность профессионального развития.

Ошхарели Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад «Улыбка»

ПРОЕКТ

https://sch10.slutsk-vedy.gov.by/files/00369/obj/140/88503/ico/hello_html_m355c5e14.jpg

«Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет»

                                                                                              Воспитатель:

                Ошхарели Ольга Николаевна

с.п. Салым 2019г

Информационная карта проекта

Название проекта

«Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет» для подготовительной группы

Автор проекта

Ошхарели Ольга Николаевна

Участники проекта

Педагоги, дети подготовительной группы, родители

Сроки реализации

сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Форма проведения

 наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание

Цель

  • формировать духовно-нравственного качества дошкольников, которые будут способствовать развитию духовно-нравственной личности ребенка - дошкольника,
  • формирование у воспитанников высокого нравственного и патриотического сознания.

Задачи

  • -  Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения общечеловеческих и духовных ценностей,  культуры страны и родного города ;
  • - Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи.
  • Познакомить с основами  духовности  народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
  • Создать условия для развития и проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, природе для проявления способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств.
  • Развивать у детей чувства: стыда, совести, прощения, примирения, милосердия, честности, доброты, любви..
  • Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, природе, святыням, фольклору, традициям русского народа.
  • Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
  • Воспитывать уважение к нравственным нормам морали, различию добра и зла, хорошим и плохим поступкам, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Ожидаемые результаты

  • повышение уровня педагогической компетенции
  • «Духовно-нравственное воспитание  дошкольников  на  основе традиций, народных праздников и обычаев русского народа»
  • - разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.

Актуальность проекта

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите “Добрый день”,

И следуйте хорошему примеру!

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

В. Боков.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Проблема

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Новизна

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт. Дошкольного образования, в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей, в областях реализуемой в НРМДОБУ «Центр развития ребенка - детский сад «Улыбка» программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Предполагаемый результат:

  • расширение этических представлений о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
  •   у дошкольников сформируется стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;
  •   сформируются понятия о семейных ценностей и традициях;
  •   дошкольники приобщатся к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям;
  •  сформируется чувство уважения и привязанности к своей малой Родине.
  •  повысится педагогическая компетентность родителей в духовно - нравственном воспитании детей.

        

Подготовительный этап.

  • Подготовка необходимого материала для реализации проекта;
  •  Подбор и изучение методической литературы и нормативных документов по данной теме (закон «Об образовании», ФГОС, «Концепция духовно-нравственного воспитания» и т. д.)
  • Подборка художественной литературу по теме.

Взаимодействие с родителями:

  • Формирование педагогической культуры и компетентности по духовно – нравственному воспитанию.
  • Организация семейного чтения, чаепития.
  • Информирование,анкетирование,консультирование,беседы,опросы,cовместные праздники и мероприятия.

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-правовой ресурс:

  • - согласование проекта с администрацией детского сада.

Информационный ресурс:

  • - подбор методической и познавательной литературы по теме;
  • - сбор информации из Интернета

План мероприятий: 

Дата

Изучаемая  литература

Содержание деятельности

с детьми

 

Взаимодействие с родителями

Продукт деятельности

Сентябрь 2019 г

 

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно-нравственное воспитание  дошкольников  на  основе традиций, народных       праздников и обычаев русского народа»

Постановка целей и задач по данной теме.

  • Проведение викторины « Русские народные сказки»
  • Подбор материал для создания мини музея «Куклы в народных костюмах»
  • «Кто мы, откуда? Где наши корни?
  • Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями
  • На примере легенд, былин
  • показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.
  • и применения.
  • Викторина по сказкам.

  • Создание мини-музея русской старины
  • Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»
  • Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуре»
  • Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках

  • Чтение былин, просмотр мультфильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче
  • Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи);
  • «К нам гости пришли» с/р игра
  • (Кукла в русском костюме);

Октябрь

 2019 г

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие

  • «Русский народный костюм»
  • «С новым урожаем!»
  • Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления. Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.
  • Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ.
  • Подбор материала  для создания мини-музея. «Куклы в народных костюмах»
  • Продолжать знакомство детей с народными праздниками

  • Круглый стол для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное»

  • Праздник  «Осень, осень, в гости просим»;
  • Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;
  • Выставка поделок из природного материала.
  • Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;
  • Рисование не тему «Поздняя осень».
  • Оформление альбома «Русский народный костюм» при участии родителей.
  • Чтение русских народных сказок, потешек.

Ноябрь

2019 г

Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.

  • «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные»

  • Конкурс «Родословное древо моей семьи»
  • Подарки и поздравления мамам к Дню Матери
  • Мамина школа «Волшебный лоскуток»

  • Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);
  • Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.
  • Д/И «Собери целое из частей» ( кокошник)
  • Чтение стихов о природе;
  • Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»
  • Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»

Декабрь

2019г

  • «Начинаем готовиться к празднику.
  • «Новый год у ворот »
  • Беседа «что мы знаем о Рождестве?»;
  • Рассматривание открыток и художественную литературу;
  • Посещения музея и библиотеки
  • Чтение стихов о Рождестве;
  • Составление рассказов

  • Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы),
  • «На пороге Новый год»
  • «Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника)
  • Участие детей и родителей в творческом конкурсе в рамках Рождественского фестиваля.
  • Разучивание колядок, игр к празднику;
  • Презентация для детей «Новый год на Руси»
  • Чтение, пение колядок;
  • Творческая выставка детских работ
  • Ёлочные игрушки
  • Изготовление открыток для родителей
  • Игрушки к Рождеству (оригами, из дерева)
  • Рождественская ёлка

Январь

 2020 г

М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.

  • «Русский самовар и чаепитие на Руси.
  • Доставить детям радость, удовлетворение от  чайного вечера с родителями.
  • Способствовать  раскрепощениювыплеску эмоций.
  • Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.
  • Создать «мини-музей чайников»

  • Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»
  • Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании»
  • Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»
  • Рассматривание коллекций чая;
  • Чайный вечер с родителями. « Русский самовар»
  • Участие в муниципальном конкурсе «Кормушка для птиц»
  • «Зимушка-зима» - экскурсия с родителями и детьми в лес.
  • Конкурс рисунков «Рождественская сказка»
  • Лепка из соленого теста пряников, сушек;
  • Д.И «Разбитый чайник»

Февраль 2020 г

З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.

О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.

  • «Ждем весну. Готовимся к Масленице» 
  • Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

  • Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?»
  • «Фоторепортаж «Я и мой папа»
  • Готовимся к народному празднику «Масленица»

  • Разучивание закличек на Сретение ,масленичных приговоров;
  • Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;
  • Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;
  • Загадки о блинах;
  • Народные праздники в кругу семьи
  • .Совместное газета с родителями «История русских блинов, как празднуют этот праздник у вас дома.

Март

2020 г

Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.

  • Народные промыслы:
  • Хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,
  • Жостовские подносы, Резьба по дереву.
  • Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах.
  •  Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.
  • Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями.

  • Совместное творчество детей и родителей «Благовест» - изготовление птичек и рассказ о родном крае
  • Праздник для мам и бабушек
  • Фоторепортаж «Я и моя мама»
  • Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»

  • Создание мини-музея « Народные промыслы»
  • Игра – путешествие « В музее  народного творчества»
  • Рисование на темы:
  • - «Русская матрёшка»
  • -  «Городецкая роспись»
  • - «Это чудо – Гжель»
  • - «Роспись дымковских игрушек»
  • Лепка на темы:
  • - «В гостях  у сказки»
  • - «Дымковские игрушки»
  • Аппликация на темы:
  • - «Орнаменты для сарафанов и кокошников»
  • - «Украшение дымковских игрушек»
  • Дидактические игры:
  • «Укрась кокошник», «Составь узор»
  • Выставка работ детского творчества «Город мастеров»
  • Мастерим подарки для мам

Апрель

2020 г

Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.

  • «Благовещенье – птиц на волю отпущенье»
  • Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.  
  • Приобщать детей к духовному наследию русского народа.
  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

  • Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

  • Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;
  • Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет»
  • Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи»
  • Изготовление пасхальной корзиночки
  • Презентации «Семейное хобби»

Май

2020 г

.В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.

Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».

  • «Не бывать на Руси весны без Егория»
  • «Про отцов и дедов помним»
  • Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.
  • Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

  • Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы
  • Психологический тест «Знаете ли вы своего ребенка?»
  • «Наши успехи» - родительское собрание
  • Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом.

  • Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.
  • Выставка работ детского творчества «Победный май»
  • Рассматривание фото из семейного альбома;
  • Утренник «День победы!»

Список литературы 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.
5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.
9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005.
10.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
11.Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.

12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.