ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. Салехард

Гизатулина Начия Аминовна

Предварительный просмотр:

 

Групповая работа, как один из секретов успешности обучения.
В психолого-педагогической литературе понятие «успешность обучения» рассматривается в двух направлениях. Первое – понятие «успешность» определяется, как особое эмоциональное состояние ученика. Второе направление связано с результативностью и показателями качества обучения. Я стала искать такие формы работы, чтобы добиться успешности своих учеников в этих направлениях. Такой формой для меня стала работа в группах, когда цель достигается в результате информационного обмена участников групп, то есть интерактивно. Я поставила перед собой задачи:
1. Научить учащихся самостоятельно рассматривать явления в целом и в динамике.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. Научить учащихся самоорганизации.
4. Способствовать укреплению здоровья детей.
Среди существующих определений группы в свете поставленных задач мне ближе следующее: «Группа – это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели».
Групповая работа даёт возможности:
• дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
• дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;
• дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе - это функции контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование).
• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Среди функций, которые реализует групповая работа, первостепенное значение для меня имеют: коммуникативная (направленная на создание и сплочение коллектива) и личностно-ориентированная (направленная на самоорганизацию).
При работе в группе у учеников могут быть разные роли. Я предлагаю такие:
1) Писарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

Позднее:

1. Организатор – отвечает за работу группы в целом.
2. Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы.
3. Секретарь – записывает высказанные идеи и решения.
4. Критик – высказывает противоположную точку зрения.
http://moi-amour.ucoz.ru/_pu/2/s50131929.jpg

Учителю при данном виде работы отводится ряд функций. Главными из них я считаю посредническую (организовать общение друг с другом) и консультирующую (обеспечить необходимой информацией и ответить на возникающие вопросы).
http://moi-amour.ucoz.ru/_pu/2/s44140461.jpg
Существует много способов деления класса на группы. Они в значительной степени определяют то, как будет проходить работа в группе и на какой результат группа выйдет. Я отдаю предпочтение работе в парах, четвёрках и группах по 5-7 человек. В парах удобно проводить тренировочные упражнения. Работа в четвёрках не требует перестановки парт, не создаёт шума, позволяет высказаться каждому ученику. Например: 1 класс. Тема «Безударные гласные». Вопросы для обсуждения:
1Какие слова называют родственными?
2. Что такое «корень» слова?
3. Какие гласные в корне надо проверять?
4. Как проверить безударную гласную в корне?
Группы по 5-7 человек мы с ребятами называем «большими группами». Сегодня в классе четыре таких группы. Они сформированы на основе симпатии ребят друг к другу. В таких группах целесообразно проводить творческие задания. Например:1 класс. Русский язык. Составьте рассказ на тему «Школа», используя слова: учитель, картина, ученик, урок.
Организацию групповой работы я начинаю с первого школьного дня. Даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Мне очень помогают занятия курса «Этические беседы для младших школьников» который разработан мной и утверждён методическим советом нашей школы. Данные занятия обеспечивают обязательный минимум этических норм поведения в обществе. На одном из занятий мы заключаем договор о культуре общения и экономии времени на уроке.
Подготовкой к работе в большой группе, является работа в парах – диадах. Диада – хрупкая группа, поскольку связана с положительным эмоциональным отношением между партнёрами. В диаде складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворённости, чем в другой группе. Работа в паре способствует развитию эмпатии. Взаимодействие в паре создаёт напряжение, которое помогает проявиться личности, облегчает процессы самораскрытия, самоииследования, самопознания.
Существует алгоритм работы в группе.
1.Повторение задания для осознанного понимания
2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи)
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих решений.
5.Совместное принятие решения.
6.Анализ решения. Оформление.
7.Проговаривание в группе выступления.
8.Представление решения.
Вместе с ребятами мы разработали правила работы в группе, которые всем необходимо соблюдать.
1. Не говорить всем сразу.
2. Реагировать жестами и знаками.
3. Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
4. Обращаться друг к другу по имени.

Среди многообразия групповых технологий, я отдаю предпочтение уроку- путешествию и уроку – игре, что соответствует младшему школьному возрасту, носит воспитательный характер и расширяет кругозор. Мы строим «домик дружбы», опускаемся на морское дно, спасаем любимых героев от злодеев.
Групповая работа эффективна на различных уроках: изучения нового материала, повторения, закрепления и даже проверки знаний. Я начала использовать работу в «большой группе» при изучении авторского курса «Этические беседы для младших школьников». Задания носили игровой характер. Например: Одень куклу правильно и красиво. 1группа – для прогулки в лес. 2 группа – на праздник. 3 группа – в школу.4 группа – для отдыха дома. (тема: «За что мы сами себя иногда не любим».)
Проведённый опрос показал, что мои ученики любят работать в группах.
http://moi-amour.ucoz.ru/_pu/2/s83432553.jpg
95% первоклассников указали, что работать в группе интересно. 15% детей отдают предпочтение работе в четвёрках, а 80% - работе в «больших группах». При работе в группе 80% детей не испытывают страха, который возникает во время ответа у доски. Значит, мы бережём психическое здоровье детей.
Работа в группе способствует развитию коммуникативных навыков. Психологом школы в моём классе были проведены ряд тестов. Тест
К.Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) показал, что в 1 классе сотрудничество, когда участники приходят к альтернативе удовлетворяющей интересы сторон, выбирали 33% детей (соревнование 28%, конкуренция 11%, компромисс 11%, избегание 17%).



В первом классе коэффициент сплочённости группы был средний – 48%, а в четвёртом он вырос до 82%, что является высоким уровнем сплочённости.
Коэффициент сплочённости
(сравнительная диаграмма)



К концу первого класса у 43%учеников выявили высокий уровень мотивации и учебной активности (познавательный мотив). Хорошая школьная мотивация у 22% детей (социальный мотив). Положительное отношение к школе у 9% детей. У 26% школьная мотивация (игровой мотив). Следует отметить, что детей с негативным отношением к школе, то есть школьной дезадаптацией выявлено не было.


Групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков, что ведёт к сплочению детского коллектива, а в результате способствует успешности обучения.
К концу четвёртого класса мои ученики (класс возрастной нормы, «Школа России») показали 100% успеваемость, качество знаний составило 61%, а степень обученности 55%.Сейчас я работаю по программе «Школа 2100».Весь учебный год мои ученики по математике (Л.Г.Петерсон) показывают рейтинг – 4.Коофициент успеха : 1,02- 1,06.Средняя успеваемость по классу : 90%-96%.Ребята принимали участие в дистанционных викторинах и показали хорошие результаты. «Фактор роста»: «Алфавит-чудесная страна букв» - 2 место, «Математические игры на олимпийский лад» - 2 место и два 3 места.
Несколько слов необходимо сказать о тех трудностях, которые я испытываю во время работы в группах. Для меня самое сложное – это уложиться во временные рамки. Здесь необходим такт, терпение и изобретательность. Другая трудность – возникающий во время обсуждения шум, что несвойственно другим формам работы. Учителю необходимо быть собранным, внимательным и терпимым. Очень важно, чтобы групповая работа присутствовала на уроках систематически, а не раз от разу. Я включаю групповую работу ежедневно на разных этапах разных уроков.
Я на собственном опыте убедилась, что работа в группе способствует успешности обучения.
Список литературы :

1 Гиниятуллина А.А. «Опыт организации групповой работы на уроках» «Начальная школа» №1 2004г.

2 Гюлямирян Дж. «Формирование навыков сотрудничества как средство обеспечения гуманистического и образовательного процесса» «Начальная школа» №7 2005г.

3 А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998

4 А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000

5 Монахова А.Ю. «Психолог и семья: активные методы взаимодействия».Ярославль 2002г.

6 И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г.

7 И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г

8 С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

9 О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г.



Предварительный просмотр:

#Акциямирнауки МБОУ СОШ № 3 г.Салехард, ЯНАО 
В рамках Всероссийской акции "Мир науки и техники, проекта «Интеллектуальный потенциал России» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов  в начальной школе прошла Неделя Царицы наук  - Математики. 
В рамках недели прошла олимпиада по математике "Эрудит-марафон" среди 2-х классов, на котором выявились лидеры: 
1 место - Полина В., 
2 место поделили Вероника Г. и Диана Д., 
3 место разделили Милана Т., Елизавета В., Милена Я. 

 Учащихся 4 – х классов приняли участие в Международном онлайн-конкурсе «Круговорот знаний» , на котором учащиеся показали свои знания по математике. 
Лучшими признаны: Алиса С.,Анна Т, Анастасия П., Мир К., Эвелина С.
Конкурс "Математическая мозаика" прошёл для учащихся 3-х классов. Самыми активными были: Анастасия Д., Алла П., Анастасия С., Аминат З., Ольга К., Даниил П. 
А так же на протяжении всей предметной недели учащиеся активно участвовали: 
в конкурсе рисунков "С кем дружат цифры". Пьедестал почёта разделили так: 
1 место - учащиеся 1В класса, 
2 место - учащиеся 1Г класса, 
3 место - учащиеся 3А класса. 
Хотелось бы отметить ученицу 1В класса Татьяну С. за наибольшее количество выполненных рисунков. 
в конкурсе математических ребусов и загадок. 
Ответственные за проведение мероприятий: Назипова Е.Н., Паладий Л.А., Гурьева Л.Ю., Витязева А.В., Рахматулина З.И. 
https://vk.com/public136344387?w=wall-136344387_86



Предварительный просмотр:

Мучипова З. Р.

 учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3

Г. Салехард ЯНАО

Использование метода проектирования

на уроках «Окружающего мира» в начальной школе

 

Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов. Такие уроки по отношению к предметному содержанию являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся.  Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу.
Не менее важным является и развитие коммуникативных качеств. Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело.
Хочу привести пример использования проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» и представить примерный  конспект урока: «Солнечная система и её объекты», урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Целью данного урока является формирование знаний об элементах солнечной системы и применение их посредством проектной деятельности. Конечным результатом деятельности учащихся на уроке является дидактическая игра «Помоги жителям разных планет отправиться домой».
В данной работе принимают участие все ученики класса. Работа проходит в группах. Каждому найдется задание по способностям и возможностям.

 

Конспект урока

Цель урока:

Образовательные:
1. Закрепить знания об объектах солнечной системы.
2. Учить детей работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации.

Развивающие:
1. Развивать коммуникативные умения учащихся.
2. Развивать творческие способности.

Воспитательные:
1. Повышать интерес к учебному процессу.
2. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Орг. момент:
Проверка домашнего задания:
Ее можно провести в виде фронтального опроса, используя материалы учебника А.А.Вахрушева «Окружающий мир» 2 класс (стр.12) и «Рабочей тетради» к учебнику. Можно использовать во время повторения материалы диска «Детская энциклопедия Кирилла и  Мефодия» раздел «Мир вокруг» - солнечная система.

Проектная деятельность:
1 этап: Погружение в проект.

Учитель: - Все вы любите играть в игры, с появлением компьютеров игры стали более разнообразными: можно отправиться в прошлое, а можно в глубины океана. От космических спасателей пришло письмо-обращение к школьником планеты Земля. В нём говорится, что космические пираты захватили инопланетный корабль, на котором находились представители разных планет. Пленников освободили спасатели, но они не ничего не помнят о себе и своей планете. Чтобы помочь освобождённым пленникам вернуться  на их родную планету, нам нужны знания  о планетах и о том, как предположительно должны выглядеть её жители. Вы согласны помочь освобождённым пленникам?
Мы придумаем игру «Помоги жителям разных планет отправиться домой».
Задачи:
1. Вспомнить отличительные черты каждой планеты солнечной системы.
2. Составить таблицу, используя соответствующие знания.
3. Приготовиться к выступлению.

2 этап: Организация деятельности:
Учитель распределяет учеников на группы.
Каждая группа получает номер планеты (по удаленности от солнца) о которой собирает все сведения и вписывает в таблицу. Также на отдельном листке дети рисуют придуманного жителя этой планеты, с его отличительными чертами, по которым можно определить с какой он планеты.

Название планеты

Отличительные черты планеты

 

 

 

После заполнения таблицы, приготовиться к выступлению.

В каждой группе дети распределяют роли сами: кто рисует, кто записывает, кто выступает.

3 этап: Осуществление деятельности.
Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. Добывают недостающие знания из учебника и приготовленной дополнительной литературы. Подготавливаются к выступлению.
Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.
Выполнив самостоятельную работу, дети выходят к доске, выступают по своей теме. Каждая группа вывешивает свою таблицу со сведениями о планетах на одной стороне доски, а картинку с жителем планеты и его названием с другой стороны.

№ по удаленности от Солнца

Название планеты

Отличительные черты данной планеты

Какими отличительными чертами должны обладать жители?

1.

Меркурий

Первая планета от солнца. Самая горячая. (до +340)

Н: обитатели живут в пузыре из воды.

2.

Венера

Нет облаков.

Нет воздуха.

Н: у жителей нет носа. Не дышат. Или в спец.скафандре.

3.

Земля

Есть воздух. Много воды.

Человек.

4.

Марс

Красная планета. Марс-бог войны.

Жители красного цвета. Возможны мечи.

5.

Юпитер

Самая крупная планета.

Жители очень крупные. Спец. приборы для перемещения.

6.

Сатурн

Кольца. Спутники планеты.

Жители имеют пояса.

7.

Уран

Нет твердой поверхности.

Жители летают.

8.

Нептун

Самая удаленная от солнца, значит самая темная.

На теле жителей фонарики.

9.

Плутон

 

 

4 этап: Продукт проектной деятельности.
Продуктом в данной работе является коллективная игра.
Правила игры: «Мы летим на космическом корабле в космическом пространстве. В одном из сражений с космическими пиратами, мы освободили пленных жителей разных планет. Жителей нужно отправить домой на их планеты. Определите по внешнему виду, на какой планете живет данное существо.
Учащиеся с увлечением рассматривают картинки собственного производства. По отличительным чертам каждого жителя дети определяют, на какую планету его отправить. ( Приложение 1.)

Итог урока:
Какие знания и умения вам пригодились на сегодняшнем уроке?
Дети, конечно, ответят вам, что им пригодились знания об объектах солнечной системы. Расскажут, что пригодилось умение работать самостоятельно, слушать друг друга, умение работать с таблицей и т.д.
На маленьком листе бумаги дети рисуют смейлик, которая отображает настроение после этого урока и кладут ее в конверт. (Все дети нарисовали улыбку.).
К концу года я планирую провести еще несколько таких работ и сделать анализ: как изменились отношения в классе.
Как говорят сами ученики, им очень нравится, когда в уроке используются элементы проектной деятельности. Каждый может внести вклад в общее дело. Дети с удовольствием самостоятельно распределяют роли в группах. Они имеют возможность высказать своё мнение по какому-то вопросу, предложить свои силы. Конечный продукт, к которому дети пришли самостоятельно, всегда более значим. Знания, полученные в труде и в деятельности, на практике принесли свой результат. Учащиеся, видят свой труд, понимают значимость собственных усилий. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни.
Конечно, это только первые, неумелые шаги долгого учебного процесса, но они могут стать основанием, для развития умений и навыков самостоятельной работы, которая в дальнейшем поможет учащимся добиваться высоких результатов в достижении поставленной цели. Уже сейчас можно сказать, что дети умеют работать в парах и группах. Меньше времени уходит на распределение ролей. Меньше стали обращаться за помощью к учителю, могут искать выход из трудной ситуации самостоятельно.
Конечно, не все дети одинаково включаются в работу. Есть такие, которые не умеют еще работать коллективно, или пытаются отсидеться. К таким детям следует быть внимательными. При распределении детей в группы, учитель должен следить, чтобы эти дети не оказались все в одной группе. Учитель помогает детям правильно выбирать для таких учеников вид деятельности, посильный для них.

.

Приложение

Памятка учителю (педагогу), руководящему

проектной деятельностью учащихся

  1.  Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • самостоятельно выявлять проблемы;
  • прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации.
  1. Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибок.

Использованная литература

 1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методическое пособие. 2- 3                                                              классы

  1. Новолодская Е. Г.  Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1. 2008.
  2. Хохлова М. В., Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика, № 5, 2004.  
  3. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся  Начальная школа. 2008. № 9.
  4. http://www.ucheba.com/met_rus/k_nachalka/project.htm
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/etapy-raboty-nad-proektom-v-nachalnoy-shkole
  6. http://olg.ucoz.ru/publ/doklady/k_pedsovetu/proektnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkole/32-1-0-317
  7. http://tulpar.kpfu.ru/mod/page/view.php?id=8658

http://yamkino45.narod.ru/2012-2013/Proektnaya_deyatelnost.doc


Предварительный просмотр: