Научно - методическая деятельность

Боброва Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

  Отчёт о работе МО учителей русского языка и литературы

                              МБОУ СОШ №17 г. Петушки

                               за 2013-2014 учебный год

МО учителей русского языка и литературы в составе 4 учителей:

- Цветкова С.В.(6 «А»,8 «А», 10),

- Боброва Е.В.(5 «А», 6 «Б»,8 «Б», 9 «Б», 11),

- Ермилова Е.Н. (5 «Б»,6 «В»,7 «Б»),

- Никифорова И.В.(7 «А», 9 «А»)

работало над темой «Текст на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся». Каждым учителем была выбрана тема самообразования:

- Цветкова С.В. «Развитие навыков анализа текста при подготовке к ЕГЭ как способ формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций».

- Боброва Е.В. «Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроке и во внеурочное время».

-Никифорова И.В. «Развитие языковой и лингвистической компетенций через обучение филологическому анализу текста».

-Ермилова Е.Н. «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы».

Все учителя являются руководителями факультативных курсов.

Боброва Е.В.  

8 «Б» класс ,9 «Б» класс - «Подготовка к ГИА».

11 класс - «Трудные случаи орфографии и пунктуации».

Цветкова С. В.

6 «А» класс – «Написание сочинений разных жанров».

8 «А» класс, 10 класс - «Развитие лингвистической компетенции при подготовке к ГИА и ЕГЭ»

Никифорова И. В.

7 «А» класс - «Слово и текст».

9 «А» класс – «Развитие лингвистической компетенции при подготовке к ГИА»

Ермилова Е. Н.

5 «Б» класс - «Русская словесность».

7 «Б» класс - « Трудные случаи орфографии и пунктуации».

В течение учебного года было проведено 4 плановых заседаний МО, которые были направлены на развитие профессиональных качеств педагогов, повышение педагогической компетентности. На данных заседаниях был обсужден анализ работы за 2012-2013 учебный год, утвержден план работы на новый учебный год, согласованы рабочие программы по предметам, программы факультативных учебных курсов, рассматривались следующие вопросы:

-результативность работы по учебникам русского языка под редакцией С. Львовой и В. Львова;

-качество подготовки к олимпиадам и различным конкурсам;

-результаты работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ и др.

Одним из важнейших направлений работы МО является мониторинг профессиональной деятельности педагога. Процедура мониторинга включает в себя курсовую подготовку членов МО. В этом учебном году 3 педагога прошли курсовую переподготовку:

Боброва Е.В. «Подготовка учителей русского языка и литературы со сложившейся системой работы к реализации ФГОС» при ВИПКРО. В рамках курсов участвовала в семинаре «Технология работы с текстом при подготовке к ГИА и ЕГЭ как способ достижения предметных и метапредметных результатов», проводимом Егораевой Г.Т., автором пособий по подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку;

Цветкова С.В., Ермилова Е.Н. «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС» при МГГУ им. Шолохова;

Цветкова С. В. «Обучение экспертов региональной предметной комиссии по проверке развернутых ответов участников единого государственного экзамена» в «Центре экспертизы образовательной деятельности и обработки информации ЕГЭ». По результатам квалификационного испытания установлен статус Основной эксперт.

 Все учителя МО принимают  участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века».  По итогам 2013-2014 учебного года награждены дипломами организационного комитета «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных технологий.

Результатами работы МО можно считать следующие показатели:

1.Все учащиеся 5-11-х классов имеют положительные оценки по итогам года по русскому языку и литературе. Например, в 6 «А» классе (учитель Цветкова С.В.) % качества составил 52%.    В 10 классе (учитель Цветкова С.В.) на пробном экзамене в форме ЕГЭ получили

«5»-1 уч. «4»-11 уч. «3»-14 уч. «2»-нет.

2.Учащиеся 9-х классов успешно сдали экзамен по русскому языку в форме ГИА (учителя Боброва Е.В. и Никифорова И. В.).

В 9 «А»(29 уч.) подтвердили свои годовые оценки 12 чел. Получили оценки выше годовых 17 человек. В 9 «Б» классе (17уч.) 6 уч-ся подтвердили свои оценки, 11 уч-ся получили выше годовых.

Результаты ЕГЭ в 11 классе(33 уч-ся):

«5»(72 и выше баллов) - 8 уч-ся                                                

«4»(58-71 балл)- 18 уч-ся.

% качества – 79%

Большое внимание уделялось развитию способностей учащихся, формированию навыков проектной и исследовательской работы. Итогом этой работы является активное участие детей в различных конкурсах.

1.Значительно возросло количество участников всероссийского конкурса знатоков русского языка «Русский медвежонок». В этом году их стало 270 человек.  Медалью и дипломами победителей конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» награждены следующие учащиеся:

Рыбакова Арина (5«А» класс,98 баллов), Рыбалко Дарья (11класс, 80 баллов, учитель Боброва Е. В.).

Большое количество баллов набрали:

6класс - Буглаков Георгий, Ларина Екатерина(70баллов), учитель Цветкова С.В.

7класс - Рощин Даниил (74 балла),учитель Никифорова И.В.

 8 класс – Бабичева Анна (83 балла), учитель Цветкова С. В.

9 класс – Потапов Денис (89 баллов), учитель Никифорова И. В.

10 класс - Рогачева Анна(74 балла), учитель Цветкова С. В.

2. Во всероссийском конкурсе по литературе « Дети Гоголя» приняли участие 67 человек. Победителями стали:

 Даниленко Лиза(95 баллов, 5 «А» класс)- 2 место по стране,

Фомина Олеся(95 баллов, 5 «А» класс)- 2 место по стране, учитель Боброва Е.В.

Малаев Денис(96 баллов, 10 класс)- 2 место по стране, учитель Цветкова С.В.

Воробьева Анастасия(9 «А» класс)- 3-е место по стране, учитель Никифорова И. В.

3. Конкурс «Живая классика» -2 участника.  Блохин Артем (6 «А» класс, учитель Цветкова С.В.)- 1-е место в районе, 3-е место в области, лауреат всероссийского конкурса. Тетерина Мария(6 «Б» класс)- сертификат участника районного конкурса (учитель Боброва Е.В.)

4. Районный конкурс чтецов «Арфа царя Давида». Лауреат конкурса  -Чекмарева Марина(9 «А» класс, учитель Никифорова И.В.)

5.Всероссийский конкурс чтецов произведений  В.Бианки «Сказки - несказки». 1-е место в возрастной категории 14 лет – Блохина Юлия(7 «А» класс, учитель Никифорова И.В.)

6.Конкурс сочинений по истории Владимирского края. Ерофеева Вера  

(8 «А» класс) «Мой знаменитый дед»- 1-е место в районе, лауреат областного конкурса. Хачанян Ирина(8 «А» класс)  «Жил в Петушках человек» -3-е место в районе.

7.Региональный конкурс сочинений «Письмо сверстнику из Крыма». Ершов Павел (7 «А» класс, учитель Никифорова И.В.)- 1-е место. Колюганова Лиза, Бабичева Анна (8 «А» класс, учитель Цветкова С.В.) награждены грамотами за участие.

8.Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» - 12 участников. Результаты будут известны в начале учебного года.

9.Районный конкурс, посвященный Дню славянской письменности и культуры - 10 участников. Победители творческого конкурса (плакаты, баннеры): Рогачева Анна (10 класс) - 1-е место,

 Тризнова Юлия (10 класс) - 2-е место,

 Епифанова Мария(6 «А» класс) -3-е место, учитель Цветкова С.В.

 Получили сертификаты участников Ершова Арина, Тетерина Мария, Васина Валерия, Здорнова Анастасия, Тарасова Мария (6 «Б» класс),

 Сероухова Кристина (9 «Б» класс, учитель Боброва Е.В.),

 Заливохина Христина(7 «А» класс, учитель Никифорова И.В.).  

10.Районный смотр-конкурс художественного слова имени Е. Ачкасовой -   15 участников.

Заливохина Христина(7 «А» класс)- Гран-при.

Васильев Илья(9 «А» класс)- 1-е место.

Ершов Павел(7 «А» класс)- 2-е место, учитель Никифорова И.В.

Рогачева Марина(8 «Б» класс)- 1-е место.

Самошкин Роман(11 класс)- 1-е место.

Козина Анастасия(5 «А» класс)-1-е место.

Ершова Арина(6 «Б» класс) -3-е место, учитель Боброва Е.В.

11. Городской краеведческий конкурс исследовательских работ школьников г. Петушки «Тихий город наш с именем звонким».

Крюкова Марина(7 «А» класс, учитель Никифорова И.В.) -1-е место.

12. Районная олимпиада по русскому языку.

3- е место - Черненко Ирина(7 «А» класс).

1-е место - Забавина Дарья(8 «А» класс).

2-е место - Малаев Денис(10 класс).

Олимпиада по литературе.

3-е место-Черненко Ирина(7 «А» класс).

2-е место - Гареева Марина(9 «А» класс).

3-е место - Чекмарева Марина(9 «А» класс).

13. Школьная научно-исследовательская конференция.

Максимова Анна «Речь как средство раскрытия характера героев в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

Малаев Денис «Заимствования в русском языке: польза или угроза?».

14. Неделя русского языка и литературы. Учителями МО были проведены следующие мероприятия:

- конкурсные  диктанты  «Олимпийское двоеборье», посвященные истории Олимпийских игр;

-выпуск газет, посвященных 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова;

-выпуск газет и бюллетеней по русскому языку;

-библиотечные часы «Иного века гражданин» для 9-х классов, «Белеет парус одинокий…» для 5-8 классов;

-конкурс чтецов «С любовью говорю» (итоги конкурса см. в приложении).

                                       Недостатки в работе МО

  1. Не отработан вопрос о преемственности в преподавании русского языка в 4-5 классах.
  2. Не уделяется должного внимания вопросу постановки преподавания русского языка в отдельных классах (качество проверки рабочих и контрольных тетрадей, наличие и форма работы над ошибками и др.).
  3. Слабо поставлен вопрос анализа и самоанализа урока, своей педагогической деятельности.

                                    Задачи на новый учебный год

  1. Обеспечить теоретическую готовность педагогов к внедрению федеральных образовательных стандартов.
  2. Совершенствовать систему работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА, внеурочную деятельность по предметам.
  3.  Продолжить работу по использованию современных образовательных технологий.
  4. Уделять большое  внимание вопросам преемственности в преподавании русского языка и литературы.


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШМО

учителей русского языка и литературы

за 2015-2016 учебный год

Методическое объединение учителей русского языка и литературы продолжило  работу над методической темой: «Формирование профессиональной компетентности учителя в условиях перехода на новые государственные стандарты».

В течение года методическим объединением решались следующие задачи:

  • раскрытие индивидуальных педагогических способностей, профессионально-личностный рост учителя (открытые уроки);
  •  усиление воспитательного потенциала урочной и внеурочной образовательной деятельности учителей путём привлечения школьников к участию в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, конференциях;
  • обобщение и распространение положительного педагогического опыта учителей МО;
  • научно-методическая организация работы учителей по подготовке обучающихся к выпускному сочинению, к государственной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
  • внедрение новых образовательных технологий в педагогическую деятельность учителя с целью повышения творческого потенциала обучающихся.

Основными направлениями в работе МО были:

 1. Повышение уровня компетентности учителя (разработка учебных программ, научно-исследовательская деятельность, создание индивидуального портфолио).

2. Контроль за качеством обучения (контрольные работы, тесты, мониторинги , контрольные срезы ).

3.Внеклассная работа по предмету (олимпиады по русскому языку и литературе, интеллектуальные конкурсы, конференции, литературное творчество и т.д.).

4. Научно-исследовательская деятельность учащихся (рефераты, проекты и т.д.).

5.Работа с одаренными детьми.

Тематика заседаний  МО позволяла решать поставленные задачи и была связана с наиболее важными проблемами в преподавании русского языка и литературы. В истекшем учебном году заседания МО  учителей русского языка и литературы проводились согласно плану работы. Осознавая и понимая требования к современному образованию, МО учителей русского языка и литературы в 2015-2016 учебном году на заседаниях обсуждало следующие вопросы:

знакомство с  планом работы на учебный год; работа с образовательными стандартами; согласование программ и календарно-тематических планов;  методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся; методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; формы и методы  промежуточного и итогового контроля

(входные контрольные работы в 5-ых, 10-ых классах (сентябрь), проверка рабочих и контрольных тетрадей учащихся, состояние выполнения программного материала, вариативность домашних заданий в 5-8 классах).

На заседаниях ШМО рассматривались вопросы изучения нормативных документов, теоретические вопросы, обсуждались результаты школьных олимпиад по русскому языку и литературе и качественной подготовки ребят к районным олимпиадам. Ставились вопросы участия в творческих конкурсах учащихся и педагогов, анализировались  результаты итоговой аттестации учащихся в форме ГИА, ЕГЭ.

    

  • ОТКРЫТЫЕ УРОКИ И МЕРОПРИЯТИЯ.

Учителя приняли активное участие в работе РМО, посетили уроки учителей-словесников района.

В рамках районного семинара «Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы» были  даны открытые уроки.

2015 год обозначен Президентом РФ Годом Литературы. 

В школе состоялась Неделя Литературы. В этом году она посвящена закрытию Года Литературы. В рамках Недели были проведены  конкурсы инсценировок   «По страницам книг», фотоконкурс «С книгой по жизни», были оформлены выставка рисунков и газет, стенд «Писатели-юбиляры» и «Книги-юбиляры 2015г.», в классах прошли конкурсы знатоков  литературы.

  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ.

Члены МО ведут большую внеклассную работу по предметам. Это творческие встречи, литературные праздники, участие в различных конкурсах, предметные недели. В своей работе учителя русского языка и литературы большое внимание уделяют индивидуальной работе как со слабыми учениками, так и с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации. В течение учебного года ученики с хорошими знаниями принимали участие в конкурсах, школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе.

         КОНКУРСЫ

  • На  Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»было представлено 5 работ. Лауреатами конкурса стали Строганова Лиза, Черненко Таня 6 «А» (учитель Боброва Е.В.),Гейн Аня 8 «Б» (учитель Боброва Е.В.)

  • Во Всероссийском конкурсе сочинений, посвященных Году Литературы, приняли участие 3 учащихся:

Потапов Сергей 5 «А» (учитель Боброва Е.В.)

Строганова Лиза 6 «А» (учитель Боброва Е.В.)

Максимова Аня 10кл. (учитель Цветкова С.В.)

  • Во Всероссийском лингвистическом конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» в этом учебном году приняли участие 219 учащихся с 5 по 11 класс. Цель игры-конкурса – развитие лингвистического мышления и интереса к языку у самого широкого круга учащихся.

        По итогам конкурса в школе  1-3 места заняли 22 человека.

         Головина Ева, Потапов Сергей 5 «А» (учитель Боброва Е.В.) -1-е место, 79б.

         Третьякова Катя6 «Б» (учитель Ермилова Е.Н.) 1-е место, 58б.

        Новохатский Антон, Шумова Алина 7 «Б» (учитель Костюкова Е.А.)-1-е   место,  58б.

          Буглаков Георгий 8 «А» (учитель Цветкова С.В.)- 1-е место,61б.

          Курицына Катя 9 «А» (учитель Никифорова И.В.)-1-е место, 83б.

          Максимова Аня 10кл. (учитель Цветкова С.В.)-1-е место, 82б.

          Абрамова Надя, Потапов Денис 11 кл. (учитель Никифорова И.В.).

  •  В Международных образовательных конкурсах по русскому языку и литературе «Олимпис2015» приняли участие 33 учащихся 5-7 классов. Учащиеся стали обладателями  медалей, дипломов и похвальных грамот.

  • В Международной онлайн-олимпиаде по русскому языку «Фоксфорд» приняли участие 25 человек.

Дипломом 2 степени  награждена  Антистова Ксения, 75б.

(учитель Боброва Е.В.)

  • В областном конкурсе фоторабот «Читающий город» в рамках образовательного проекта Молодежной думы при Законодательном Собрании Владимирской области «Литературная губерния»  приняли участие учащиеся 6 «А» класса:
  •  Багиров Руслан, Жукова Ксения, Гасанова Дарья, Золотарева Настя, Забелин Никита, Магомедова Дана, Еськова Мария, Строганова Лиза (учитель Боброва Е.В.)
  • В областном  детско - юношеском творческом конкурсе PRO- движение книги приняли участие 6 человек.  Учащиеся представили презентации книг, которые стоит прочесть.

         Потапов Сергей 5 «А» -1-е место.

      Борисов Георгий 7 «А» - 2-е место.

      Царева Ирина 5»А» - 3-е место.

      Черненко Таня 6 «А», Габидулина Маша, Корочкина Маша 7«А» -   сертификаты участников (учитель Боброва Е.В.)

  • На районный смотр конкурс детских творческих работ на военно-патриотическую тематику были представлены  2 работы. Строганова Лиза 6 «А» (учитель Боброва Е.В.) заняла 1-е место, Сладкова   Снежана 7 «Б» -2-е место (учитель Костюкова Е.А.)

  • В районном  этапе конкурса чтецов «Живая классика» приняли участие 2 обучающихся: Фомина Олеся, Козина Настя(учитель Боброва Е.В.).  Ребята показали прекрасное знание текстов и безупречную декламацию. Фомина Олеся заняла 3-е место.

  • Всероссийский конкурс «Святые заступники Руси»

    Николаева Аня8 «А» (учитель Цветкова С.В.) - 3-е место в номинации «Литературное     творчество».

       Ершова Арина 8 «Б» (учитель Боброва Е.В.) – 2-е место в номинации   «Рисунок».

  • Региональная  игра  «Умники и умницы», посвященная двухсотлетию со  дня рождения Н.Карамзина. В полуфинал вышли учащиеся 10 класса Максимова Аня, Колюганова Лиза, Забавина Даша. В финал - Максимова Аня (учитель Цветкова С.В.)

  •     Международный интернет-конкурсдля детей «Талантико» -   Кутателадзе Илья 7 «А» - диплом лауреата 1-й степени «Успешный дебют» (учитель Боброва Е.В.)

КОНФЕРЕНЦИИ, форумы.

Учителя-предметники работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности.

Учитель Боброва Е.В. подготовила победителя районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Ученица 8 «Б» класса Тарасова Мария  заняла 1-е место в филологической секции.

Костюкова Е.А. стала победителем регионального конкурса авторских программ элективных и факультативных курсов, направленных на формирование  личностного и метапредметного результата образования.

Боброва Е.В. принимала участие в работе 2-го Педагогического форума Русского мира «Русский язык и литература в современном образовательном пространстве»

ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ

В  2015-2016 учебном году организованно проведены школьныепредметные олимпиады по русскому языку и литературе. Учащиеся 7-11кл. подготовлены  к  районным олимпиадам.

Следует отметить увеличение количества призовых мест, занятых обучающимися школы в районном этапе.

ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ РАЙОНА.

Учащиеся продолжают сотрудничество с библиотеками города и школой искусств. 5-7  классы участвовали в мероприятиях, посвященных Году литературы, которые проходили  вовзрослой  библиотеке.

К районным фестивалям, которые проходят на сцене ДК, и общешкольному родительскому собранию (ноябрь) учителя готовят номера с лучшими чтецами школы.

  Итоги районного конкурса художественного слова имени Е.Ачкасовой :

   Диплом лауреата 1-й степени – Баландина Аня 8»Б» (учитель Боброва Е.В.),

Заливохина Христина 9 «А» (учитель Никифорова И.В.).

   Диплом лареата 2-й степени  - Потапов Сергей 5 «А» (учитель Боброва Е.В.), Тетерина Маша (учитель Боброва Е.В.), Принц Саша 11кл.(учитель Никифорова И.В.).

   Диплом 1-й степени – Козина Настя 7 «А» (учитель Боброва Е.В.).

   Диплом 2-й степени – литературная композиция 6»А» (учитель Боброва Е.В.).

   Диплом 3-йстепени – Тарасова Маша 8 «Б» (учитель Боброва Е.В.)

   Диплом участника конкурса – Орехова Даша, Гафурова Даша 8 «Б».

Проанализировав состояние работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2015-2016 учебный год, можно сделать следующие выводы:

Задачи, поставленные перед МО, выполнены в полном объеме, результаты работы положительные.

В следующем 2016-2017 учебном году следует запланировать в план  работы МО взаимопосещение уроков  коллег и участие педагогов-словесников в сетевых активностях.

Руководитель МО учителей русского языка и литературы: Боброва Е.В.



Предварительный просмотр:

 С 21 по 28 ноября в школе  проходила традиционная  Неделя русского языка и литературы. В этом году решено было приурочить ее ко  Дню матери - празднику, отмечаемому в нашей стране  с 2008 года. И закипела работа…

 Ученики 7 А класса  оформили  стенды «Наши любимые!»  «Наши родные!» с  фотографиями и  рисунками  учащихся.   Лучшие работы были  отправлены на  районный конкурс, посвященный Дню матери.  Дети писали сочинения-признания в любви своим мамам. В классах проходили  беседы, посвященные Дню матери.

Заключительным аккордом стал конкурс чтецов  «Благословляю имя из имен!» Особенно хотелось бы отметить ребят, читавших стихи собственного сочинения.   Это ученик 6 « А» класса  Сергей Потапов,  Блохина Мария 5 «Б» класс,  десятиклассница Волкова  Елена.  Проникновенным  было выступление  группы учащихся:  Ильи Кутателадзе,  ученика 8 «А» класса и шестиклассниц  Пырковой Олеси и Поляковой  Анны, выступивших  с прозаическим отрывком из произведения М.Горького «Мать  изменника».

Итоги конкурса чтецов

5-6 классы

1-е место -  Цехмистерова  Дарья, Сократян Арина  5 а.

2-е место - Сероухов Даниил  5б, Ситников Марк  5 а.

3-е место - Рогачева Злата  5а, Митрохин Илья  6а.

7-8 классы

1-е место - Фомина Олеся 8а.

2-е место – Козина Анастасия 8а.

9-11 классы

1-е место – ГребенщиковаМария11 кл., Калядин  Артем 9а.

2-е место - Крюков Кирилл 9а.

3-место – Тетерина Мария 9б.

В понедельник на линейке были подведены итоги.  Директор школы Светлана Юрьевна Шмодина поблагодарила всех, принявших участие в конкурсе чтецов. Победители получили грамоты и сладкие призы.

Руководитель МО учителей русского языка и литературы Боброва Елена Владимировна.



Предварительный просмотр:

               

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

       Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9-х классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011г., авторской программы  (Ланин Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы  общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова;  под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2014)  и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» и реализуется по УМК:

 - Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература

 6 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2014 г.

- Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2014г.

       В соответствии с ФГОС представленная программа направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся», обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования, а также планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по курсу литературы.

В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у обучающихся любовь и привычку к чтению, приобщать обучающихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.

Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю: постепенно приобщать обучающихся к миру литературы; формировать способность к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников. Особенностью программы является постоянное сопоставление на разных уровнях (этапах) обучения произведений русской и зарубежной литературы, классических и современных произведений, а также их трактовок в других видах искусства.

Программа включает оптимальный объём теоретических сведений, тесно связанных с конкретными литературными произведениями; расширяет историко- литературный контекст. Реализация программы предполагает максимальное погружение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов (в том числе литературных). Обучение по данной программе позволяет успешно подготовить обучающихся к ГИА, а в последующем и к ЕГЭ по литературе.

Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности: не только в качестве источника информации, но и как средства развития интереса к изучению литературы.

В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

  1. образовательный — чтобы понять произведение, нужно знать (в самых общих чертах), как оно «сделано» и как оно функционирует;
  2. просветительский — биографические сведения о писателях и те сведения о внетекстовой, внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом (отражается в нём или им открывается);
  3. воспитательный — литература воспитывает сама по себе, литературными текстами, жизнью самого писателя, «воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно — и тем глубже. Она учит понимать Другого, вступать равноправным собеседником в диалог с другой Личностью и другой Эпохой» (В.Г. Белинский).

Таким образом, рабочая программа, созданная на основе программы по литературе Б.А. Ланина и Л.Ю. Устиновой и линии учебников под редакцией Б.А. Ланина, должна реализовывать следующие идеи ФГОС второго поколения.

  1. Ориентация на системно-деятельностный подход.
  2. Внимание к личностному развитию школьников.
  3. Достижение метапредметных результатов,  в числе которых – умение работать с информацией, организация самостоятельной деятельности, определение сферы интересов, социализация учащихся.
  4. Отражение различных видов деятельности (особенно чтения) при изучении той или иной темы.
  5. Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса.
  6. Использование Интернет-ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся.
  7. Развитие творческой самостоятельности школьников, в том числе с помощью системы уроков развития речи.
  8. Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя, творческой, развивающейся личности.
  9. Подготовка к государственной итоговой аттестации.

           

                                  Особенности и содержание УМК

 

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога», поэтому мы выделяем чтение в качестве ведущей деятельности при освоении литературы в основной школе.

Завершённая линия учебников по литературе (5 -9 классы) была создана в лаборатории литературного образования ИСМО РАО под редакцией заведующего лабораторией, доктора филологических наук, профессора Б.А. Ланина и входит в разработанную Издательским центром «Вентана-Граф» систему учебников «Алгоритм успеха».

           Учебники соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и включены в федеральный перечень.

Линия учебников по литературе, рассчитанная на ученика в современном культурно-информационном пространстве, выросла из многолетней педагогической практики входящих в авторский коллектив учёных-педагогов. Дидактической основой данной линии учебников являются принципы доступности школьникам изучаемого материала, движение «от простого к сложному», а также другие классические принципы дидактики.

Содержание и методический аппарат учебников позволяют развивать творческие способности и исследовательские навыки школьников, формировать различные коммуникативные умения, организовывать проектную деятельность, прослеживать связь между различными видами искусства при сопоставлении словесного, графического и кинематографического образов.

Опора на Интернет-ресурсы и новые информационные технологии является важной отличительной чертой и принципиальным новшеством учебников академической лаборатории, которая всегда была занята поиском новых путей: Интернет активно используется в процессе формирования читательской деятельности не только в качестве источника информации, но и как стимул изучения литературы. Поскольку с начала XXI в. количество пользователей Интернета удваивается в России каждые два с половиной года, будущее чтение неразрывно связано как с печатным текстом, так и с электронными его форматами.

Учебники под редакцией профессора Б.А. Ланина позволяют индивидуализировать литературное образование, создавать и обогащать личный читательский репертуар школьника.

Задания и вопросы, в зависимости от целевой установки, распределены по рубрикам: «Встреча», «Повторяем пройденное», «Возьмите на заметку!», «Обсудим вместе», «Ваша литературная энциклопедия», «Решаем читательские задачи», «Литературная мастерская», «Выскажите своё отношение к прочитанному», «Давайте поспорим», «Виртуальная кладовочка», «А теперь — в школьный кинотеатр!».

В программе прослеживаются тематические связи в произведениях русской и зарубежной литературы, что позволяет говорить о взаимовлиянии литературных процессов и воспринимать русскую литературу в контексте мировой. Например, Мольер соседствует с Фонвизиным, Шиллер с Пушкиным. При этом подчёркивается важность, «первичность» для россиянина именно русской литературы, что способствует развитию патриотизма и национального самосознания школьников.

Главная организационная форма работы - работа в малых группах на уроках литературы, а важнейший метод — «медленное чтение» (М.О. Гершензон), при котором читатель погружается в текст и раскрывает многие незаметные на первый взгляд особенности языка и стиля.

Согласно ФГОС второго поколения в программу и, соответственно, в учебники отобраны произведения:

  1. репрезентативные для творчества писателя;
  2. определённые методической и культурной традицией;
  3. являющиеся общественно, культурно и литературно значимыми  для творчества писателя;
  4. доступные для школьников;
  5. интересные для учащихся.

Многие произведения включены в программу по литературе впервые, например, поэзия Г.Н. Айги и повести Ю.С. Рытхэу, произведения У. Голдинга и Дж.Р.Р- Толкиена, В.А. Каверина и В.А. Пьецуха. Эти обновления способствуют развитию интереса к литературе. Таким образом, реализована идея ФГОС об обновлении содержания курса литературы.

Согласно требованиям к личностным результатам освоения программы основного общего образования данный курс направлен на гуманистическое воспитание школьников, развитие их духовно-нравственных качеств, патриотизма, формирование толерантного сознания, стремления к самостоятельной творческой деятельности. Тщательный отбор учебного материала предполагает неспешное и вдумчивое изучение литературных произведений. Большое место уделяется литературе в ряду других искусств: рассматриваются экранизации и сценические интерпретации литературных произведений, используются мультимедийные средства обучения и самообразования. Изменился характер и состав домашних заданий: школьникам предлагается создать веб-страницу, сделать презентацию с помощью Pоwer Poind, подготовить слайд-шоу и т. п. Традиционные методические приёмы так же широко используются, как и традиционные творческие работы.

Через систему тем для обсуждений, творческих работ и ученических проектов- исследований в программе реализуется системно-деятельностный подход. Изучение каждого тематического раздела завершается темой для обсуждения.

Одной из важнейших идей ФГОС нового поколении является развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся. Новаторство данной программы в том, что в ней сформулированы темы творческих и проектных заданий.

 

 

 Описание учебно-методического и материального

 обеспечения  образовательного процесса.

Основная литература

  • Ланин Б.А. Литература:6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч., - Москва: Вентана-Граф, 2014.-304с.: ил., рекомендованного МО РФ.
  • Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2014г.

Дополнительная литература

  • Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 - 8 классы. - Москва: Дрофа, 2000.
  • Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
  • Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
  • Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
  • Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
  • Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Радиус, 1999.
  • Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать... Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
  • Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 - М.: Наука, 2003.
  • Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. - М.: ВЛАДОС, 2006.

Мультимедийные пособия

  • Компакт-диск «А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий»
  • Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
  • Компакт-диски «Уроки литературы. Кирилл и Мефодий» (5, 6 классы)
  •  Компакт-диск «Русская литература. 5-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»
  • Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
  • Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)

Образовательные электронные ресурсы

Тематические каталоги:

  • http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания
  • http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.

Поиск книг

  • http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета
  • http://www.biblus.ru/Default.aspx  - Все книги России, библиографический каталог

Академическая наука

  • http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей
  • http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси

Методическое сопровождение

  • http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»
  • http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы

               

       

       



Предварительный просмотр:

        Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла

 МБОУ «Гимназия  №17» города Петушки за 2017-2018 учебный год

Методическая проблема ШМО на 2017-2018 учебный год: «Современные подходы к организации обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения». В процессе работы над выбранной проблемой проводились следующие мероприятия:

  1. Для обучающихся 9 класса организован факультатив «Словесное мастерство», предполагающий развитие речи учащихся, обучение сжатому изложению и сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
  2. Для обучающихся 9 «А» класса был организован кружок « Основы журналистики», который  знакомил с основами журналистского дела, жанрами журналистики.
  3. Организованы и проведены пробные экзамены по русскому языку, обществознанию для обучающихся 9-х и 11 классов с целью  выявления слабых сторон в знаниях и последующего устранения этих пробелов к моменту сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
  4. В конце каждого полугодия проводились итоговые контрольные работы с целью контроля усвоения учащимися теоретического материала по истории, обществознанию, по русскому языку и английскому языкам.
  5. С 12 по 16 февраля 2018 года проводилась традиционная Неделя русского языка и литературы с целью повышения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы.
  6. В течение учебного года обучающиеся школы принимали участие во Всероссийских, городских конкурсах, учителя-предметники помогали в подготовке к данным конкурсам.

   В течение года проведено 5 заседаний методобъединения, на которых обсуждались вопросы, связанные с анализом успеваемости обучающихся с целью дальнейшей работы над повышением грамотности, анализировались результаты пробных ОГЭ и ЕГЭ  обсуждались демоверсии ОГЭ и ЕГЭ  с целью усиления дальнейшей работы с обучающимися по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, решались вопросы принятия рабочих учебных программ на следующий учебный год,  а также рассматривался вопрос  учебников и учебных пособий,  по которым будет вестись обучение в  следующем учебном году.

  К проблемам методического объединения можно отнести взаимопосещаемость  учителями уроков  с целью обмена опытом. Одна из причин, не позволяющая привести процесс взаимопосещения в систему – большая нагрузка учителей и плотное расписание. Также недостаточно ведется работа по подготовке одаренных детей к предметным олимпиадам. В начале следующего учебного года на заседании методического объединения необходимо обсудить вопрос организации дополнительных занятий с одаренными детьми с целью их подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

   В 2017  учебном году учителя  русского языка и литературы  Боброва Е.В.  и Костюкова Е.А. успешно прошли  курсы  повышения квалификации при ВИРО.

   Школьная предметная неделя проходила с 12 по 16  февраля 2018 года. В ней были задействованы ученики среднего и старшего звена. Ни один класс не остался в стороне, что говорит о заинтересованности ребят в изучении русского языка и литературы.  Она проводилась под лозунгом «Грамоте учиться всегда пригодится» как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к данным предметам и оказывающий позитивное воздействие на учащихся. Традиционными были выставки стенных газет. Новые конкурсы: конкурс «Грамотей» для учеников 5-7 классов, конкурс коллажей  «Мой любимый русский язык» для учащихся 5-9 классов.

В рамках Недели было подготовлен  и проведен традиционный конкурс чтецов «Литературный калейдоскоп».

Считаем, что все запланированные мероприятия прошли на высоком уровне. Ребята были вовлечены в процесс интеллектуального поиска, имели возможность проявить свои способности и продемонстрировать таланты.

   В 2017-2018 учебном году учителя нашего МО  принимали участие в следующих мероприятиях городского и регионального уровней:

Учитель Меркулова И.В. в номинации «Урок»  заняла 2 место в региональном  конкурсе методических разработок «Медиаобразование в современной школе»;

Учитель Боброва Е.В.  приняла участие  в следующих мероприятиях:

- в сетевом педагогическом турнире по цифровой грамотности на портале Единый Урок «Сетевичок»;

- в методическом мероприятии «Конструирование современного урока средствами ЭФУ»;

-  в научно-практическом семинаре «Научно-профессионально-общественное обсуждение проекта концепции лексикографического обеспечения и сопровождения образовательной деятельности в соответствии с ФГОС».

Учителями истории был  подготовлен и проведён семинар для педагогов района «Практические аспекты на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС».

   Обучающиеся нашей школы принимали участие в различных Всероссийских и городских олимпиадах, конкурсах, играх.

Всероссийский конкурс сочинений - победитель муниципального этапа Черненко Ирина 11 класс (учитель Ермилова Е.Н.)

Региональный конкурс «Моя Владимирская область» - призер Воронцов Артемий 11 класс (Никифорова И.В.)

Финалист всероссийского конкурса «Русские рифмы. Дети» - ученица 11 класса Черненко Ирина (учитель Ермилова Е.Н.)

Районный смотр-конкурс художественного слова имени Евгении Ачкасовой:

Сероухов Даниил 6Б - лауреат (учитель Меркулова И.В.),

Тетерина Мария 10 класс – лауреат 1 степени (учитель Боброва Е.В.),

Ершова Арина 10 класс – лауреат 3 степени (учитель Боброва Е.В.)

Областной конкурс знатоков русского языка для обучающихся 7-8 классов «Грамотеи.РУ»:

Потапов Сергей, Митрохин Илья, Антистова Ксения, Пыркова Олеся, Губарев Ярослав  7А–дипломы  участников полуфинального этапа (учитель Боброва Е.В.)

В районном  этапе Международного конкурса «Красота Божьего мира» -Бельдюгина Евгения заняла 3 место (учитель Меркулова И.В.)

Ученицы 10 класса Тетерина Мария и Тарасова Мария стали призерами районного конкурса «Я - гражданин России (учитель Суворова И.В.)

Ученица 10 класса Орехова Анна приняла участие во Всероссийском конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь».  Она представила рассказ собственного сочинения  (Учитель Боброва Е.В.)

Победителями регионального этапа Международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности» стали ученицы 10 класса Епифанова Мария и Тарасова Мария (учитель Суворова И.В.)

В районном конкурсе чтецов духовной поэзии Баландин Марк 8А и Исмайылова Мария 10 класс (учитель Боброва Е.В.) заняли 3 место.

 В школе прошла традиционная  Межрегиональная игра по языкознанию «Русский медвежонок».  Число обучающихся нашей школы, желающих принять участие в ней, растёт год от года,  многие участвуют в испытании уже не первый раз. В этом году их было 261 человек. И это радует педагогов школы, так как свидетельствует о любви ребят к удивительной и сложной науке  и желании заглянуть за рамки  школьного курса русского языка, таким образом расширив свои познания.  

Ученик 7А класса Потапов Сергей  принял участие в муниципальном этапе конкурса декламации «Живая классика» (учитель Боброва Е.В.)

В районном празднике иностранного языка, посвященном Году Театра и Балета, стали победителями ученицы 9А класса: Габидулина Мария, Даниленко Лиза, Брындина Катя, Фомина Олеся, Муртазаева Наргиз, Зотова Катя  (учитель Меграбян Н.А.)

В региональном конкурсе «Неизвестный Сперанский» приняли участие 4 учащихся 10 класса. Баландина Анна стала лауреатом конкурса (учитель Боброва Е.В.), Новичкова Люда стала победителем в номинации «За самобытный подход к раскрытию темы конкурса» (учитель Суворова И.В.)

   В городском молодежном патриотическом проекте «Мы память Победы храним» в конкурсе «След войны в моей семье»  3 место занял ученик 9А класса  Кутателадзе Илья (учитель Боброва Е.В.)

В конкурсе видеопоздравлений «Спасибо за Победу» приняли участие Габидулина Мария, Кутателадзе Илья, Федосенко Елена, Фомина Олеся, 9А класс (учитель Боброва Е.В.)

На Всероссийский конкурс «Герои великой победы» отправлены  творческие работы Антистовой Ксении 7А, Баландина  Марка и Строгановой Елизаветы 8А (учитель Боброва Е.В.)

В международном онлайн - конкурсе Фоксфорда (олимпиада по русскому языку) приняли участие 8А и 9А - 10 человек (учитель Боброва Е.В.)  Черненко Таня - 2 место. Шаханова Лиза и Багиров Руслан, 8А класс заняли 3 место.

Всероссийский конкурс по литературе «Белый парус 2018» участвовали ученики 6А класса. Победителями стали 3 человека: Ляпакина Карина, Рогачёва Злата, Тутубалина Мария. Призеры: Бирков Андрей, Володина Настя, Зинкевич Ксения, Новикова Полина, Саломасов Артем, Коковихин Никита, Поликарпов Олег, Рулин Максим, Цехмистерова  Дарья.

Ершова Арина 10 класс вышла в финал региональной гуманитарной олимпиады «Умники и умницы земли Владимирской». Она получила особый приз от Юрия Вяземского – приглашение  на федеральную игру «Умники и умницы».

 Данные о проведенных мероприятиях и участиях в конкурсах позволяют оценить работу школьного методического объединения учителей русского языка и литературы  удовлетворительно.

         Задачи работы ШМО на 2018-2019 учебный год

  • Вести систематическую планомерную работу по подготовке обучающихся 9-х и 11-х классов к успешной  сдаче итоговой аттестации по русскому языку;
  • Использовать в своей работе новаторский опыт учителей русского языка и литературы;
  • Вести работу по повышению уровня квалификации и педагогического мастерства посредством самообразования, взаимопосещения уроков с целью обобщения и распространения опыта работы;
  • Продолжать принимать участие в конкурсах, олимпиадах, творческих проектах всероссийского, регионального, городского уровней.