Использование Лэпбуков на логопедических занятиях.

Шафоростова Елена Ивановна

Интересным помощником в работе учителя-логопеда является «лэпбук» «Лэпбук» - в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки – простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек и т.п.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить «лэпбук» не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.За счет наглядной привлекательности «лэпбука» обучение проходит непроизвольно, потому что у детей вызывает положительные эмоции и постоянный интерес расположение картинок, игрушек, карточек в кармашках, конвертах, на лепестках цветов, в окошках и т.д.

Занятие дошкольников с «лэпбуком» позволяет логопеду комплексно решать сложнейшие задачи коррекционно-образовательной работы по устранению речевых расстройств:

·         активизировать и пополнять словарь детей, расширять значения слов по определенной лексической теме;

·         осуществлять в игровой форме процесс автоматизации и дифференциации звуков;

·         упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических категорий;

·         развивать коммуникативные умения и навыки;

·         формировать психологическую базу речи;

·         совершенствовать мелкую моторику рук и графомоторные навыки.

Создание «лэпбука» является не просто совместной деятельностью логопеда с детьми, а повторением и закреплением изучаемого материала, систематизацией знаний по выбранной лексической теме. Чаще всего выбираются обширные темы, которые несут много информации и требуют многократного закрепления и повторения в работе с детьми, имеющими нарушения речи. 

Также есть возможность создавать «лэпбуки» на определенный звук, автоматизацию звука: в слогах, словах, предложениях и текстах разной степени сложности; задания, направленные на формирование звуко-слогового анализа и синтеза, грамматические упражнения, задания на запоминание и соотнесение графического образа буквы со звуком, пальчиковую гимнастику. «Лэпбук» дает возможность педагогу объединить игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря и формирование связной речи по определенной лексической теме.

«Лэпбук» информативен, многофункционален, вариативен, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, позволяет активизировать познавательные способности детей и одновременно корректировать нарушения в речевой сфере и соответствует требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде:

  • трансформируемость – «лэпбук» позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональность – использование папки в различных видах детской активности. «Лэпбук» можно использовать в работе как со всей группой, так и с подгруппой и индивидуально;
  • вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих их активность. В «лэпбуке» существует несколько вариантов использования каждой его части;
  • доступность «лэпбука» обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
  • насыщенность – среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).