Летняя оздоровительная работа

Климова Марина Валентиновна

Весна, лето - лучшее время года для знакомства с природой. каждый день несет изменения в состоянии природы, каждое такое изменение полно радости и неожиданности. Взрослый человек обязательно отметит появление первой травы. первых весенних цветов, что же говорить о детях, этихнеутомимых "почемучках", исследователях всего нового? перед ними тайны природы открываются не сами по себе, а с помощью взрослых.

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения. безопасного как длоя ребенка. так и для самой природы, занимает "экологическая тропа".

"Экологическая тропа" для воспитанников расположена на территории МБДОУ "Детский сад №5" и включает в себя 13 объектов. Для повышения интереса детей к деятельности на "экологической тропе" к детям приходит хозяйка тропы  сказочный персонаж - Мудрая сова, которая присылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи и содержание экологической работы на станциях экологической тропы

МБДОУ «Детский сад №5 «Золотая рыбка»

Адрес ДОУ: 607605, Нижегородская область, Г. Богородск, ул. Туркова, д. 8

Количество воспитанников:265

Количество групп: 13

Станции:

  1. Зеленая аптека. (место расположения: участок группы «Радуга»).

Формировать представление о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека и животного мира. Выявить благоприятные условия произрастания лекарственных растений (пастушья сумка, цикорий обыкновенный, одуванчик лекарственны, подорожник обыкновенный, мята перечная, мелисса лекарственная, мать-и-мачеха, календула), правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях.

  1. Цветочная мозаика. (все цветники по территории детского сада).

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путем рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразие удивительных оттенков и цветов декоративных растений в клумбе (календула, папоротник, ирис, бархотки), показать позитивную деятельности человека в селекции различных сортов красивоцветущих растений. Развивать чувства восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду селекционеров. Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.

Показать разнообразие многолетних декоративных растений (ирис, лилия, флоксы, дельфиниум, пион), их эстетическое значение, обратить внимание на развитие их корневой системы и подземных видоизмененных побегов, где откладываются питательные вещества, на способы перенесения суровых условий зимы. Развивать эстетическое отношение к природному окружению.

Формировать представление о первоцветах (тюльпан, нарцисс, одуванчик лекарственный), их многообразие, особенности их строения в связи с ранними сроками вегетации: клубни, корневища, луковицы, яркие пахнущие цветки, раннее образование плодов и семян. Учить детей восхищаться красотой раннецветущих растений. Вызвать потребность бережного отношения к ним.

  1. «Уголок луга» (расположен за спортивной площадкой).

Наблюдать за травой. Отмечать изменения травы по цвету, по размеру, внешнему виду. Выяснить почему это происходит. Рассмотреть корни растений луга. Объяснить, что они многолетники, корни сохраняются в земле и зимой, а весной из них вновь вырастают растения. У растений образуются семена, которые попадают в землю, хранятся там, а весной опят прорастают. Рассказать детям как происходит распространение семян (ветер, человек, птицы, насекомые). Рассмотреть на лугу его жителей насекомых. Найти знакомые растения, рассмотреть их, поговорить об их особенностях.

  1. Царство насекомых. (расположена на лугу, за спортивной площадкой).

Пронаблюдать за жизненной активностью насекомых-опылителей (различные виды пчёл, шмелей, цветочной мухи-сирфиды, ночные бабочки бражники и моли, лимонница, крапивница, траурница, «павлиний глаз», жуки: бронзовки, пожарники), процессом сбора ими нектара с цветков. Развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу: яркие или белые пахучие цветки (вишня, терновник, слива, декоративные травы и кустарники), часто собранные в соцветия (черёмуха, сирень, смородина, др.) привлекают опылителей (специально устроенные конечности для сбора нектара, опушённость тела, приспособления ротового аппарата для проникновения в глубь цветка). Воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым-опылителям путём понимания огромной важности их работы (после опыления на растениях образуются семена).

Пронаблюдать за жизнью муравейника (муравей рыжий и муравей дерновый), сформировать представление об общественной жизни муравьиного семейства, о распределение ролей в их семейной жизни. Рассмотреть муравьиные дорожки, ходы, процесс поиска и перетаскивания пищи. Показать роль муравьев, как санитаров природы и истребителей вредных насекомых. Выработать правила поведения детей в близи муравейника, понимание недопустимости разорения муравейников и уничтожение его жителей, формировать привычку оберегать этих маленьких тружеников. Побуждать детей восхищаться и удивляться поведению му3равьев и жизни муравейника.

  1. Царство птиц. (первая клумба при входе в детский сад).

На основе наблюдений расширить представления о жизни птиц (из отряда воробьинообразных: воробей домовый, синица большая, трясогузка белая, ворона серая, грач, сорока, ласточка городская (воронок), из голубиных – голубь сизый) в условиях города, об их приспособлениях и особенностях поведения в различные сезоны года (пение и голоса пернатых, образование семейных пар, выведение потомства и забота о нём, приём «солнечных ванн», «купание», образование стай и т.д.). Способствовать пониманию взаимообусловленности между прилётом птиц и массовым появлением насекомых. Указать на меры по привлечению пернатых и созданию благоприятных условий для их жизни: вывешивание различных кормушек, создание искусственных мест гнездования (скворечник), высадка насекомоопыляемых растений. Формировать эмпатичное восприятие птиц.

  1.  «Сад». (за участком группы «Колокольчик).

Показать многогранное значение плодовых и ягодных культур в жизни человека, формировать представления об их биологических особенностях (вишня, слива, терновник, облепиха, смородина, черноплодная рябина). Показать огромную роль насекомых-опылителей в жизни сада. Вырабатывать навыки ухода за плодовыми и ягодными растениями. Воспитывать эстетическое восприятие садовых культур.

  1.  «Огород». (за участком группы «Колокольчик).

Способствовать расширению знаний детей о разнообразии сорных растений (пастушья сумка, цикорий обыкновенный, одуванчик, подорожник обыкновенный, лебеда татарская, пырей ползучий, осот жёлтый), их главной биологической особенности – неприхотливости к условиям произрастания. Показать многообразие приспособлений к их выживанию и быстрому распространению. Акцентировать внимание на вредном воздействии сорняков, приносимом культурным видам растений. Выявить меры борьбы с сорными растениями и правила их уничтожения.

  1.  «Уголок поля». (за площадкой по обучению детей правилам дорожного движения).

Содержание:

- овес, рожь, пшеница;

- подсолнух;

- кукуруза.

Сравнивать колоски ржи и пшеницы (у ржи длинные усики, продолговатые колосья; у пшеницы усики короткие, колосья широкие). В колосьях находятся зерна (их в колоске много, они соединены между собой). У овса каждое зерно находится в своей оболочке, они расположены парами. Рассмотреть кукурузу (метелочку, початок). Рассказать о её применении и использовании людьми и животными.

  1. «Ягодник». (Клумба напротив участка группы «Светлячок»).

Земляника лесная.
Земляника - общеизвестное многолетнее растение из семейства. Ягоды земляники чрезвычайно вкусны и ароматны. С лекарственной целью используются плоды земляники, реже листья и корневища.
Плоды собирают в сухую погоду утром или вечером, листья и корневища в любое время дня, но корневища можно заготавливать ранней весной или осенью.
Свежие плоды земляники - прекрасный диетический витаминный продукт, особенно для детей. В плодах земляники присутствуют сахар, органические кислоты (яблочная, лимонная, салициловая и другие), витамины С, В, каротин, дубильные и пектиновые вещества и другие. Листья земляники содержат большое количество аскорбиновой кислоты, дубильные вещества. Особенно полезно есть ягоды земляники в свежем виде одни или с молоком, сливками, сметаной, с сахаром. Дети должны кушать ягод земляники как можно больше.

  1.  Станция отдыха «Тихий уголок»

Дети могут посидеть под навесом за столами, на скамейках, бревнышках. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью. Можно проводить с детьми образовательные беседы по ознакомлению с окружающим.

  1. «Сосновое царство». (за территорией детского сада в посадках).

Здесь созданы условия для наблюдения за хвойными деревьями. Обращается внимание ребят на то, что сосна — хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна — пример светолюбивого дерева.

  1. «Метеоплощадка». (перед спортивной площадкой).

 Формировать у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется: флюгер и компас, султанчики, вертушки, ленты; ветряной рукав; барометр, термометр; экваториальные часы; солнечные часы; песочные часы; дождемер; метеобудка; клумба с растениями-синоптиками.

  1. «Дерево» (клён, берёза, рябина, каштан, липа, ель, дуб, тополь) (деревья, расположенные по всей территории детского сада).

Рассмотреть дерево, узнать его или сообщить новые знания по стволу, по форме и цвету листьев. Определить, что общего и в чем различие разных пород деревьев. Поговорить о плодах на деревьях, сравнить их, рассказать, как идет процесс размножения. Раскрыть значение и пользу деревьев на Земле.



Предварительный просмотр:

Система работы по познавательному развитию – вид деятельности: экспериментирование

Экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности дошкольника, направленного на активизацию развития познавательных процессов.

Данная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

«Содержание работы по детскому экспериментированию»

  1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.
  2. Осуществлять планирование и организацию деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
  3. Осуществлять планирование и организацию игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
  4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
  5. Осуществлять планирование и организацию опытов и экспериментов с разными предметами и веществами.
  6. Содержание опытов и экспериментов должно соответствовать темам и данной возрастной группе.
  7. Вести фиксацию результатов детского экспериментирования.
  8. Соблюдать системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.
  9. Завести картотеку опытов и экспериментов в группе.
  10. Уголок экспериментирования должен соответствовать методическим требованиям к данной возрастной группе

Рекомендации по содержанию и размещению «уголка экспериментирования»

  1. Место для организации постоянных выставок, для размещения коллекций, экспонатов и т.д.
  2. Место для хранения материалов (природного, бросового и т.д.) и приборов.
  3. Место для проведения опытов.
  4. Место хранения материалов для проведения опытов (песок, опилки, пенопласт и т.д.).
  5. Оборудование лаборатории (по каждому возрасту свой перечень).
  6. Предметы для труда и уборки.

Формы работы с детьми по экспериментальной деятельности

  1. Непосредственное проведение опыта воспитателя с группой детей (ребенком).
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Фронтальные занятия.
  4. КВН, развлечения.
  5. Организованные наблюдения в природе.
  6. Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок (например, где в природе существует вода?).
  7. Беседы по запланированной теме: «Путешествие капельки».
  8. Целевые прогулки.
  9. Экскурсии.

Этапы развития у детей поисково -  экспериментальной деятельности.

  1. Младший возраст: начать с ознакомления ребенка с водой, её свойствами и продолжать до того момента не начнет принимать игровую (проблемную) ситуацию и участвовать в ней (наливаем, выливаем, измеряем).
  2. Средний возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путем; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. Дети учатся отвечать на вопрос «Как это сделать?».
  3. Старший возраст: дети начинают проявлять желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…». В деятельности сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство, дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Образовательные задачи (по возрастам).

  1. Младший возраст:
  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Развивать речь ребенка, активизировать словарь.
  • Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Примерная тематика: «Как играть с водой», «Наливаем-выливаем, «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».

  1. Средний возраст:
  • способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной водой.
  • Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями; развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха.
  • Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы.
  • Активизировать словарь ребенка.
  • Развивать эмпатию, желание помочь другим.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Примерная тематика: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Теплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Чем пахнет вода?», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь».

  1. Старший возраст:
  • Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды.
  • Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  • Познакомить с понятием «жидкость – вязкость».
  • Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  • Активизировать словарь ребенка.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

Примерная тематика: «Тонет не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели», Предложить найти воду в  разных предметах и состояниях.

Структура ООД по экспериментированию.

  1. Постановка исследовательского задания в виде варианта проблемной ситуации.
  2. Уточнение правил безопасности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Уточнение плана исследования.
  4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  5. Распределение детей на подгруппы (выбор ведущих, которые могут организовать остальных, комментировать ход и результаты совместной деятельности детей в группах).
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Структура процесса детского экспериментирования.

  1. Проблемная ситуация.
  2. Целеполагание (что нужно делать).
  3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается).
  4. Проверка предположения (отбор нужных средств, практическая деятельность).
  5. Цель достигнута, подтвердилась: формулирование вывода (как получилось).
  6. не подтвердилось: выдвижение новой гипотезы – реализация её в деятельности: подтвердилось – формулирование вывода.


Предварительный просмотр:

«Утверждаю» _____________ Павлычева Е.А.

Заведующий МБДОУ «Детский сад №5»

Приказ № ___________ от ___________ 2015г.

План летней оздоровительной работы на 2016 год

(раздел: методическая служба)

Цель: создать условия, способствующие оздоровлению детского организма в летний период для развития эмоционального, личностного, физического и познавательного развития воспитанников.

№п/п

Содержание работы

Ответственный

Сроки

Организационно-управленческая деятельность

1.

1.1. Разработать учебный план на летний оздоровительный период.

1.2. Составить режим дня на каждую возрастную группу.

1.3. Составить расписание выдачи пищи по группам на пищеблоке.

1.4. Согласовать планы работы специалистов на летний оздоровительный период.

1.5. Провести с педагогами, специалистами и помощниками воспитателей инструктажи по охране жизни и здоровья детей летом.

1.6. Провести инвентаризацию выносного материала необходимого для осуществления ЛОР в группах ДОУ.

1.7. Осуществлять контроль за организацией ЛОР в соответствии с приказами заведующего ДОУ.

Ст. воспитатель

до 26.05.2016 г.

Постоянно в течении ЛОП

Организационно – методическая работа

2.

2.1. Оказание помощи педагогам в составлении паспортов групп и кабинетов в соответствии с новым «Положением».

2.2. Провести консультирование воспитателей по приведению РППС групп в соответствие с возрастными условиями и требованиями на 2016-2017 учебный год.

2.3. Организовать выставку методических пособий по работе с детьми в летний период.

2.4. Организовать на территории метеоплощадки уголок по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста.

2.5. Провести с воспитателями консультации по темам:

- «Двигательная активность, как средство полноценного развития детей»

- «Организация детской познавательной деятельности летом»

- «Формирование у детей потребности в экспериментальной деятельности»

- «Организация спортивных и развлекательных мероприятий с дошкольниками в летний период»

- «Коррекционная работа с детьми летом»

2.6. Смотр – конкурс содержания прогулочных площадок для организации ЛОР с детьми.

2.7. Оснащение методического кабинета в соответствии с новыми требованиями «Положения о паспортизации групп и кабинетов».

Ст. воспитатель, воспитатели, специалисты

Творческая группа

Тюмина И.А. – воспитатель

Мокрецова Н.А. – воспитатель

Климова М.В. – ст. воспитатель

Опарин В.С.-инструктор по физ. культуре; Гаврилина Н.В.-м/р.

Учителя-логопеды; Шувалова Н.В.-воспитатель.

Творческая группа методкабинета.

К 29.07.16 г

К 10.06.16.г

Июнь

Июнь

Июнь

Июнь

Май (4 неделя)

К 29.07.16 г

Контроль и руководство оздоровительной работой летом с детьми.

3.

3.1. За качеством подготовки к участию в смотре-конкурсе прогулочных площадок

3.2. За организацией физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:

- утренний прием;

- гимнастика на воздухе;

- прогулка;

- содержание двигательной активности;

- досуги, праздники, развлечения;

- проведение физкультурных ООД, спортивных игр;

- проведение закаливающих мероприятий.

3.3. Наличие и сохранность выносного материала на прогулочные площадки

3.4. Выполнение инструкций и инструктажей в ЛОП.

3.5. Соблюдение и качество ведения ВОП с детьми летом.

3.6. За организацией питания и формированием культурно-гигиенических навыков.

Творческая группа методкабинета.

До 10.06.16 г.

Постоянно в течении ЛОП

Организация воспитательно-образовательной работы с детьми.

4.

4.1. Переход на работу с детьми по летнему режиму, обеспечение максимального пребывания детей на свежем воздухе (утренний прием, гимнастика, прогулки, физкультурные досуги, разные виды развлечений).

4.2. Использование в работе с детьми перспективного и календарно-тематического планирования в образовательном процессе с детьми.

4.3. Провести консультации для воспитателей:

- «Особенности планирования ВОП с детьми летом»

- «Организация работы с детьми летом по экологическому развитию и воспитанию»

Творческая группа методкабинета.

Воспитатели, специалисты

Климова М.В.

Шувалова Н.В.

Постоянно в течении ЛОП

Май

Взаимодействие с семьей.

5.

5.1. Обновить родительские уголки на верандах материалом:

- летний режим дня;

- режим образовательной деятельности;

- закаливающие мероприятия;

- советы и рекомендации специалистов при переходе на летний режим и проведения коррекционных мероприятий.

5.2. Организация и проведение совместных праздников и развлечений.

5.3. Привлечение родителей к созданию условий для организации летнего отдыха детей в ДОУ.

Воспитатели

Музыкальные руководители

Воспитатели

Май

Постоянно в течении ЛОП

План составил

Старший воспитатель МБДОУ ___________ /Климова М.В./