Самообразование 2023-2024

Пыхалова Юлия Алексеевна

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_temy.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_konsultatsiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с нарушениями речи.

Работая с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, мной были сделаны выводы о том, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими школьными дисциплинами, является основным средством общения людей между собой, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.

Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас, ошибки грамматического оформления фразы и другие нарушения могут негативно отразиться на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей возможно появление замкнутости, неуверенности в себе, речевого негативизма.

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что своевременно проведённая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР позволяет не только исправить у них речевые нарушения, но и предупредить многие проблемы психологического и коммуникативного характера.

Цель. Совершенствование системы формирования лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у дошкольников с нарушениями речи

Задачи:

Изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме.

Выявление особенностей развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников старшего дошкольного возраста

Расширение содержания коррекционно-развивающей программы по формированию грамматического строя речи и развитию связной речи путём введения новых лексических тем, использования инновационных коррекционных технологий.

Систематизация и модификация форм, методов и приемов коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий и у детей с нарушениями речи по принципу постепенного усложнения;

Подбор и апробация комплекса логопедических игр и упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у дошкольников с нарушениями речи на основе теоретического анализа существующих игровых методик.

Разработка методических рекомендаций по эффективному планированию и проведению дидактических игр с дошкольниками для воспитателей и родителей.

Определение способов учета динамики усвоения учебного материала и коррекции речевых нарушений.

Анализ проведённой коррекционной работы.

Ожидаемые результаты

Овладение дошкольниками с нарушениями речи стойкими знаниями, усвоение и практическое применение лексико-грамматических средств языка в речи согласно возрастным требованиям.

Развитие понимания устной речи.

Практическое усвоение способов словообразования.

Усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными.

Образование относительных прилагательных.

Образование простейших синонимов и антонимов.

Употребление в речи предлогов.

Составление рассказов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с. Становое

выступление для педагогов

на педагогической планерке

( консультация)

Учитель-логопед:

Пыхалова Ю.А.

С. Становое

октябрь, 2022 год

     Формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день. Такие дети испытывают колоссальные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, в освоении образовательной программы и обучении на начальной ступени в школе. У этих детей возникают трудности в активизации словаря, словообразовании, словоизменении, согласовании падежных окончаний отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка.

На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В.

дети с общим недоразвитием речи это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка. Так как у детей отмечается позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе и т.д. В целом это проявляется в том, что нарушения лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР являются ведущим дефектом. Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, а в дальнейшем затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Эффективным средством закрепления грамматических навыков является дидактическая игра, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей игры дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

 Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Особенность дидактических игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. Все эти игры осуществляются под непосредственным руководством взрослого . Включая дидактические игры в процесс коррекции, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и значит, поставленная цель не будет достигнута

В развитии речи огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками. В словесных играх дети учатся описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

В ходе логопедического обследования  в начале учебного года выявились следующие проблемы:

При исследовании активного словаря лексической группы глагола преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (играет, летит, вышел, варит).

  • Обследование уровня обобщения: выявлялось наличие в словаре детей общих категориальных названий. Оказалось, сложно подобрать обобщающие слова для каждого набора картинок. Для слов «стол, стул, шкаф, кровать», дети подбирают обобщающее слово «дом». Рассматривая картинки с изображением «самолета, автобуса, трамвая, поезда», дети говорят, что это машины.
  • Подбор слов-антонимов. задание по названию слов – антонимов оказалось трудным для детей. Чаще всего вместо антонима дети образовывали новое слово с приставкой «не». Называли так: холодный – нехолодный, твердый – нетвердый и т.д

Исследование грамматического строя речи:

  • дети затруднялись в изменении существительных по числам. Наблюдались следующие ошибки, например: стул – стулы, окно – окны, дерево – дерева, воробей – воробеи. Наибольшие затруднения дети испытывали в правильном употреблении предложно – падежных конструкций. Характерные ошибки: замена сложного предлога «из-за» простым предлогом «из»; использование вместо предлогов наречий (около, впереди, рядом). Данные нарушения свидетельствуют о затруднениях ориентировки в пространстве, о несформированности пространственных представлений. Более успешно согласовали прилагательные с существительными в роде и числе.

Обследование навыков словообразования:

  • Большинство детей не справились с заданием, направленным на образовании притяжательных прилагательных. Характерной ошибкой было неправильное использование суффиксов, например: волчиная, медведина, зайчина
  • С заданием на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных большинство детей   справились

Обследование связной речи:

  • Пересказ отличается краткостью, бедностью выразительных средств повествования. У детей небольшой запас слов, недостаточное количество синонимов и поэтому ограниченные возможности в замене одних слов другими. Таким образом, у детей также недостаточно сформирован этап внутреннего программирования речи. Они чаще всего удерживают в памяти логическую последовательность событий, но часто не помнят второстепенные детали, затрудняются при синтезировании отдельных частей рассказа.

Итак, у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Основной задачей логопеда является преодоление речевого недоразвития у ребенка. Значительным потенциалом в этом направлении обладает дидактическая игра. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка. При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у детей «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. Для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи была разработана специальная система занятий с использованием игровой деятельности. Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, а также в индивидуальной работе с детьми по закреплению полученных навыков.

Работа строится с учетом принципа индивидуальнодифференцированного подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала. Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:

– систематического проведения;

– размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;

 – подчиненности заданий выбранной теме;

 – вариативности упражнений.

Так как работа по накоплению словаря и развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР проводится в тесном единстве, то игры систематизированы по различным лексическим темам, изучаемым в дошкольном учреждении.

 Принципы дидактической игры:

должна опираться на программный материал;

должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс более сохранные анализаторы;

должны быть ясны и понятны детям назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов;

должны быть внешне привлекательны пособия;

количество пособий должно соответствовать количеству детей

Таким образом, использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.