Подготовка к ЕГЭ-2020

Гречишникова Марина Анатольевна

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литература периода Великой Отечественной войны

Слайд 2

Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 г. Во вторую половину 30-х гг. неотвратимо надвигавшаяся на нашу страну большая война стала осознаваемой исторической реальностью, едва ли не главной темой тогдашней пропаганды, породила большой массив «оборонной» — так ее называли тогда — литературы.

Слайд 3

Особо следует сказать о начинающих поэтах той поры — студентах Литературного института им. Горького, ИФЛИ, Московского университета. Это была большая группа талантливых молодых людей, они называли себя тогда поколением сорокового года, потом, после войны, в критике они фигурировали уже как фронтовое поколение, а Василь Быков назвал его «убитым поколением» —оно понесло на войне самые большие потери. Михаил Кульчицкий , Павел Коган, Николай Майоров, Илья Лапшин, Всеволод Багрицкий, Борис Смоленский — все они сложили головы в боях. Их стихи были опубликованы лишь в послевоенные, точнее, уже в «оттепельные» годы, обнаружив свой глубокий, но не востребованный в предвоенные времена смысл. Молодые поэты отчетливо слышали «далекий грохот, подпочвенный, неясный гуд» (П. Коган) приближающейся войны с фашизмом. Они отдавали себе отчет в том, что нас ожидает очень жестокая война — не на жизнь, а на смерть.

Слайд 4

«Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое — правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, — об этом пусть судят сами писатели». Э. Хемингуэй ПРОЗА: ОЧЕРК, РАССКАЗ, ПОВЕСТЬ В действующей армии служило свыше 1000 писателей, из 800 членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250 . 471 писатель с войны не вернулся

Слайд 5

Корреспондентами «Красной звезды» работали И. Оренбург, К. Симонов, В. Гроссман , А. Платонов, Е. Габрилович, П. Павленко, А. Сурков, ее постоянными авторами были А. Толстой, Е. Петров, А. Довженко, Н. Тихонов. В «Правде» работали А. Фадеев, Л. Соболев, В. Кожевников, Б. Полевой. В армейских газетах была даже учреждена специальная должность — писатель. В газете Южного фронта «Во славу Родины» служил Б. Горбатов, в газете Западного, а потом 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда» — A. Твардовский. Литературный процесс военных лет в критических статьях выглядит как путь от публицистической статьи, очерка, лирического стихотворения к жанрам более «солидным»: повести, поэме, драме. До самого конца войны писатели продолжали выступать на страницах газет с очерками, публицистическими статьями, и лучшие из них были настоящей, без всяких скидок, литературой. А первые повести и пьесы, в свою очередь, появились рано — в 1942 г.

Слайд 6

А всего иного пуще Не прожить наверняка — Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы ни была горька. А. Твардовский ПОЭЗИЯ « Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый ». Александр Верт Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. А . Ахматова


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средства выразительности языка

Слайд 2

Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи" По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. По вертикали : 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок.

Слайд 3

Распределите примеры, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе? Его убийца хладнокровно навел удар… (М.Ю. Лермонтов) Белый голубь – символ мира во всём мире Что волнует современного зрителя в театре? Вдали блеснуло зеркало озера Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка . (А.С. Грибоедов) В кармане осталось немного меди Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду… (С.А. Есенин) И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) Любимый ученик великого Репина

Слайд 4

Распределите примеры, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе? Его убийца хладнокровно навел удар… (М.Ю. Лермонтов) Белый голубь – символ мира во всём мире Что волнует современного зрителя в театре? Вдали блеснуло зеркало озера Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка . (А.С. Грибоедов) В кармане осталось немного меди Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду… (С.А. Есенин) И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) Любимый ученик великого Репина ТРОПЫ

Слайд 5

Перифраза (антономазия) Гипербола Олицетворение Сравнение Эпитет Перифраза Метафора, сравнение

Слайд 6

В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. Есть тоска весёлая в алостях зари (С. Есенин). Наступило вечное мгновение (А. Блок). Дома новы , да предрассудки стары (А. Грибоедов). Чёрный вечер – белый снег. ( А.Блок ). Новый год я встретила одна. Я, богатая , была бедна . (М. Цветаева). Он идёт, святой и грешный , русский чудо-человек! (А. Твардовский). Шёл дождь и три студента , первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении. Назовите средства выразительности, использованные в данных предложениях: Алогизм Оксюморон Оксюморон Антитеза Антитеза Антитеза Оксюморон Алогизм

Слайд 7

Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»: 1) антитеза; 2) анафора; 3) эпифора; 4) лексический повтор? Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи: 1) умолчание; 2) параллелизм; 3) эллипсис; 4) бессоюзие Художественное, образное определение- это … 1) эпитет; 2) метафора; 3) анафора; 4) олицетворение. В каком варианте ответа названы только фигуры речи: 1) метафора, риторический вопрос; 2) эпитет, сравнение; 3) инверсия, литота; 4) риторическое обращение, градация? Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли - это: 1) пословица; 2) цитата; 3) поговорка; 4) афоризм; Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга: 1) антитеза; 2) антонимы; 3) оксюморон; 4) зевгма Какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»?1) гипербола; 2) аллегория; 3) литота; 4) восходящая градация Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению: 1) риторическое обращение; 2) риторический вопрос; 3) риторическое восклицание; 4) умолчание Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Синекдоха. Б. Эпифора. В. Бессоюзие. Г. Олицетворение. Д. Ирония. В каком варианте ответа указаны только тропы?1) А, Г; 2) А, В, Г; 3) Б, Г, Д; 4) А, Г, Д Опрос


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ: задание 21 – задание повышенной сложности

Слайд 2

Распределите предложения с тире в три группы: группа 1 – тире при приложении ; группа 2 – тире при несогласованном определении, выраженном н.ф.гл . группа 3 – тире между подлежащим и сказуемым . (1) Двадцать лет – хорошая вещь. (2) Посреди их время от времени встречались кирпичные строения - грубые огромные коробки. (3) На улице мальчишка - торговец газет - что-то выкрикивал. (4) Журнал «Новый мир» – один из лучших литературно-художественных журналов России. (5) Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. (6) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарское чувство – заслонить, оградить, защитить. (7) Величайший наш поэт, основатель российского литературного языка, наикрупнейший представитель государственной литературы - Пушкин по праву занимает одно из первых мест в истории культурного развития РФ. (8) Твои радость и горе — это радость и горе для меня. (9) С батареи получен приказ — не отнимать трубку от уха и каждые пять минут проверять линию. Распределение по группам (без лишних предложений)

Слайд 3

Распределите предложения с тире в три группы: группа 1 – тире при приложении ; группа 2 – тире при несогласованном определении, выраженном Н.Ф. гл . группа 3 – тире между подлежащим и сказуемым . 1) Я был озлоблен – он угрюм. (2) Говорить с ним – только слова тратить.(3) Жить – Родине служить. (4) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо. (5) Он сделал всего тридцать – сорок шагов, свернул вправо и остановился. (6) Он сделал всего тридцать – сорок шагов, свернул вправо и остановился. (7) Мой возница Лизар – молчаливый, низенький старик – втягивал голову в плечи, дёргал локтями. (8) Великая радость – работа, в полях, за станком, за столом. (9) Самым же лучшим показался Сивооку Ярило – щедрый бог плодородия. (10) Мы все одержимы одной страстью — сопротивляться. (11) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарские чувства — заслонить, оградить, защитить. Распределение по группам (с лишними предложениями)

Слайд 4

предложения Объяснение постановки знака препинания А) «Хорошо, что мы не живём вместе, в одной квартире, – говорила бабушка. – С детства люблю ходить в гости». 1)Тире ставится между подлежащим и сказуемым, т.к. оба члена предложения. Б) Говорящие фамилии – это классицистический приём, благодаря которому автор даёт героям меткую характеристику. 2) Тире ставится при вводной (вставной) конструкции, дополняющей или поясняющей основное предложение. В) Она не знает, что это за чувство — ревность. 3) Тире ставится при несогласованном определении, выраженном Н.Ф. глагола Г) Выскочила я на минуточку на улицу — тут у нас в нашем же доме под низом кондитерская — взяла десять штучек песочного пирожного и прихожу… 4) Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения Д) Справитесь с заданием быстрее – сможете уйти раньше. 5) Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления 6) Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения 7) Тире отделяет слова автора от прямой речи. 8)Тире ставится при приложении, если оно не распространено и находится в конце предложения 9)Тире ставится в бессоюзном сложном предложении, если первая часть предложения содержит условие. Задание на соответствие Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки знаков препинания в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 5

Предложения Объяснение постановки знака препинания 1) Прошла неделя, месяц – он к себе домой не возвращался Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а ). 2) Я умираю – мне не к чему лгать. Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда ). 3) Писать о лесах – любимое моё занятие, в некотором смысле даже гражданская обязанность. Тире между подлежащим и сказуемым. 4) Я люблю свою сестру - малышку. Тире при несогласованном определении, выраженном Н.Ф. глагола Найдите ошибку в объяснении постановки знака препинания

Слайд 6

Предложения Правильное и неправильное объяснение постановки знака препинания А) Дивизия выступит с задачей – занять высоту на правобережье Днепра. 1) тире ставится при несогласованном определении, выраженном Н.Ф. гл. 2) тире ставится между подлежащим и сказуемым Б) В гостинице со мной жила группа туристов - японцев. 1) тире в неполном предложении 2) тире при приложении В) Он воскликнул: «Как прекрасен вид из окна!» 1) двоеточие в бессоюзном сложном предложении 2) двоеточие при прямой речи после слов автора Г) В тайге никого не видно вокруг: ни человека, ни зверя, ни птицы. 1) двоеточие при обобщающем слове 2) двоеточие при прямой речи после слов автора Выберите правильное обоснование постановки знака препинания

Слайд 7

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений . (1) Бег — самый древний вид лёгкой атлетики. (2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. (3) На приволье: в поле, в лесу, или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. (4) «Внимание!» - негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. (5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперёд – бег надо начать сразу же после выстрела. (6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. (7) Но это «почти» - десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд. ЕГЭ: задание 21 (набор предложений)

Слайд 8

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений . (1)Усть-Ленский заповедник расположен в Якутии, в зоне вечной мерзлоты — царстве арктической природы и сурового полярного климата. (2)Одной из жемчужин заповедника является остров Столб высотой 114 м. (3)Он сложен из пород, древность которых более 400 млн. лет. (4)Коренные жители считают, что это место — обитель священных духов. (5)Проходя мимо острова на лодке, нужно бросить в воду дань — монетки. (6)Около Столба часто наблюдают миражи — оптические эффекты, появляющиеся в результате соприкосновения холодного северного воздуха с тёплыми водами, приносимыми рекой с юга. (7)Место это поистине величественное! (8)Примерно за 150 км до моря Лаптевых Лена разделяется на бесчисленные рукава и протоки, являя взору путешественника захватывающую дух панораму бескрайних водных просторов. (9)Общая площадь дельты реки Лены — крупнейшей реки Сибири — составляет более 30 000 км2. ЕГЭ: задание 21 (связный текст)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объясните постановку тире в следующих предложениях: Назначение каждого человека – развить в себе все человеческое, общее и насладиться им. Надежду и пловца – все море поглотило. В отношениях с посторонними он требовал одного – сохранения приличия. Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но – боюсь. Немудрено голову срубить – мудрено приставить. Старший урядник – бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу – скомандовал «строиться». Мы весь день шли на Север – обещанной деревни не было видно. Нулевая связка между подл.и сказ. Обобщающее слово посте одн.членов . Приложение в конце предл . Приложение (самостоятельность). Неожиданная смена событий. Однородные чл , противопост . Приложение в середине. БСП, противоп. (но)

Слайд 2

Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих БСП? Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. Он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытости характера. Я повторил приглашение – он ничего не отвечал. Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе. Попробовал идти пешком – ноги подкосились. Выстрел раздался – дым наполнил комнату. Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве.

Слайд 3

(1) Первое известное название Чёрного моря – Темаринда , что означает «Тёмная пучина». (2) Так его называли тавры – древнейшие жители Крыма. (3) После этого оно носило название Негостеприимное (из-за пиратов), Гостеприимное (в те времена мирные жители обживали берега), а со средних веков – Чёрное (название, близкое к первоначальному). (4) Чёрное море постепенно захватывает сушу – один сантиметр в год. (5) Например, у обрыва Гераклейского полуострова стоял античный храм – сейчас он скрыт в морских глубинах. (6) К концу XXI века уровень Чёрного моря повысится на один – два метра. (7) Разнообразен животный мир морских глубин; рыбы, медузы, мидии, крабы – эти и многие другие обитатели Чёрного моря встречаются здесь в большом количестве. 24 (1) Севернее города Одинцово раскинулся Подушкинский лесопарк – живописная лесная территория. (2) Этот лес получил своё название благодаря селу Подушкино и лично Ивану Владимировичу Подушке – помещику, которому принадлежали эти земли в XV веке. (3) Село Подушкино и прилегающие к нему леса не раз меняли хозяев: так, одно время этими угодьями владел Илья Данилович Милославский, дед царевны Софьи и двух царей – Фёдора III и Ивана V. (4) А в XIX веке в Подушкино провели железную дорогу – здесь появились дачники. (5) Сейчас, прогуливаясь по парку, можно увидеть двухсотлетние дубы, однако бóльшая часть сохранившихся на сегодня деревьев появилась 50 – 80 лет назад. (6) По оценкам биологов, в Подушкинском лесу обитает 73 вида животных, причём помимо привычных белок и зайцев в лесной глуши можно увидеть норы барсука и встретить орешниковую соню – небольшого грызуна, занесённого в Красную книгу. (7) Зелёные дятлы, глухари, рябчики, чёрные коршуны и сапсаны – эти редкие птицы также обитают на территории Подушкинского лесопарка. (По материалам интернета) 1236

Слайд 4

(1) Марс — четвёртая планета, расположенная от Солнца и являющаяся последней из планет земной группы. (2) Планета получила название в честь мифологического героя — бога войны Марса. (3) Иногда Марс называют Красной планетой, что, конечно, связано с коричнево-красным цветом его поверхности. (4) Марс — вторая самая маленькая планета в Солнечной системе после Меркурия. (5) Большое количество научно-фантастической литературы, написанной в течение XX века, — прямое следствие убеждённости многих в том, что на Марсе существуют формы жизни. (6) По составу атмосфера Марса схожа с атмосферой Венеры, одной из самых негостеприимных атмосфер в Солнечной системе. (7) Основным компонентом атмосфер обеих планет является двуокись углерода. (8) Однако парниковый эффект на Марсе отсутствует — это важное отличие, именно поэтому температура на Марсе не превышает 20°C (на Венере — 480°С). 145

Слайд 5

(1) «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал», – пел Владимир Высоцкий. (2) Горные походы, с одной стороны, открывают удивительные, неповторимые природные ландшафты, с другой – являются серьёзным испытанием для туристов. (3) Физическая подготовка, выносливость, настрой на большие нагрузки, готовность оказать помощь – всё это чрезвычайно важно для путешествия по горам. (4) Собираетесь в горы – советуем подобрать команду единомышленников, желательно профессионалов. (5) Существенно различаются между собой виды горного похода: альпинизм и туризм. 6) В альпинизме главная цель – покорение вершины. (7) Горный туризм предполагает длительное путешествие, цель которого – преодоление перевалов. 67

Слайд 6

(1)Я любил русскую классическую поэзию: Кольцова, Некрасова, Никитина, Пушкина, Лермонтова, впоследствии Бунина – и в то же время не мог не завидовать моему новому другу, романтической манере его декламации, даже его претенциозному псевдониму. (2)Птицелов, мой новый друг, ютился вместе со всеми своими книгами приключений, а также толстым томом «Жизни животных» Брема – его любимой книгой – на антресолях двухкомнатной квартирки. (3)– Там, где выступ холодный и серый водопадом свергается вниз, я кричу у безмолвной пещеры… – декламировал он на бис своё коронное стихотворение. (4)Птицелов выглядел силачом, атлетом, но впоследствии я узнал, что с детства он страдает бронхиальной астмой и вся его как бы гладиаторская внешность – не что иное, как не без труда давшаяся поза. (5)Даже небольшой шрам на его мускулисто напряжённой щеке – след детского пореза осколком оконного стекла – воспринимался как зарубцевавшаяся рана от удара пиратской шпаги. (по В.П. Катаеву) 25

Слайд 7

(1)Онежское озеро – самое популярное у посещающих Карелию туристов место. (2)Здесь находятся знаменитые петроглифы – неолитические наскальные рисунки на мысах Бесов нос, Пери нос и Карецкий нос. (3)Кроме того, здесь расположен известный на весь мир заповедник Кижи, а также окрестности Медвежьегорска, печально знаменитые захоронениями жертв политических репрессий. (4)В свою очередь, Приладожье – ещё один южный район Карелии – привлекает туристов мягким климатом, карельскими лесами и скалами. (5)Сюда приезжают посмотреть старинный городок Сортавалу, Валаамский архипелаг и монастырь, древний Олонец. (6)Именно в Приладожье расположен горный парк « Рускеала » – заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер. 246 (1) «Это стало для нас нитью Ариадны», – могут сказать люди, если им удалось найти средство для выхода из затруднительного положения. (2) История Тесея и Ариадны – один из мифов Древней Греции. (3) Тесей пришёл в Афины – город был погружён в глубокую печаль. (4) Афиняне должны были отправлять юношей и девушек на остров Крит, где их запирали в лабиринте, и там их пожирал Минотавр – чудовище с туловищем человека и головой быка. (5) Тесей решил убить Минотавра: иначе нельзя было спасти обречённых на гибель юношей и девушек. (6) Ариадна – дочь царя острова Крит – решила помочь герою. (7) Она дала Тесею нить, которую юноша привязал у входа в лабиринт и разматывал по ходу движения, а после битвы с Минотавром по этой нити он нашёл обратный путь. 46

Слайд 8

1. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)О связях Александра Николаевича Островского с Рыбинским театром говорит известный факт: в 1880 году запретили пьесу великого драматурга "Василиса Мелентьева". (2) Цензура посчитала так: это произведение якобы подрывает «авторитет царской власти». (3) Антрепренёр Рыбинского театра, некто Алексеев, обратился к Островскому с просьбой. (4) Эта просьба заключалось в следующем: во что бы то ни стало надо выхлопотать разрешение на постановку этой пьесы в Рыбинске. (5) Драматург не замедлил с ответом: «Разрешение на "Василису Мелентьеву" я готов дать с большим удовольствием». (6) Островский сдержал данное обещание: разрешение было получено. (7) Рыбинские артисты с большим успехом поставили замечательную пьесу! 124 2. Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Река Волга – самая большая река не только России, но и всей Европы. (2) На сегодняшний день ее протяженность составляет более трех с половиной тысяч километров. (3)А еще совсем недавно, до строительства водохранилища, длина этой российской реки была и того больше. (4) Название происходит, по мнению ученых, из балтийского языка и в дословном переводе означает «Большая река». (5) Для населения России трудно переоценить ее важность и значение. (6) Пересекая четыре республики и одиннадцать областей, река Волга снабжает водными ресурсами девять гидроэлектростанций с водохранилищами, обеспечивает водой почти половину промышленности и сельского хозяйства Российской Федерации. (7) Кроме того, Волга является важной транспортной водной магистралью, источником туризма, судоходства, промысла, культуры и искусства. 47


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 21

Слайд 2

Вспомните правила постановки тире в простом и сложном предложении. Примеры Пояснения Чувство выздоровления — одно из самых сладостных (Пушкин). Мир освещается солнцем, а человек — знанием (пословица). Сказали бы, что вам внезапный мой приезд, мой вид, мои слова, поступки — всё противно (Грибоедов). Чаще и чаще появляются кучевые облака — первый признак близкого лета (Соколов-Микитов). В жизни он имел одну лишь цель – побеждать в любых спорах. Предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце (Тургенев). Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке . Неполное предложение Обобщающее слово после однородных членов предложения. Приложение в конце предложения, имеет оттенок самостоятельности. Тире между частями ССП, т.к. они резко противопоставлены Обособленное несогласованное определение выражено инфинитивом

Слайд 3

Примеры Пояснения Четыре года каторжных работ Достоевский провёл в обществе убийц и воров — никакого разграничения между уголовными и политическими преступниками ещё не делали (Набоков). Закончим пораньше все дела в городе — поедем на дачу. Прошёл дождь — в воздухе сразу запахло чистотой и свежестью. Он хотел было убежать — ноги точно приклеились к земле и не слушались. Наш новый учитель — это было заметно — старался держаться уверенно, но ему это давалось с большим трудом. «Да, — сказал Даниэль, — я здесь поставил машину на платную стоянку, будет стоить три лиры» (Улицкая). БСП, противопоставление (НО) БСП, время (когда) Вставная конструкция, вводное предложение БСП, условие (если) БСП, причина (так как) Прямая речь

Слайд 4

Примеры Пояснения «Слово о полку Игореве» - настоящая жемчужина древнерусской литературы. А) Приложение после определяемого слова Б) Между подл. и сказуемым при нулевой связке Наивысшее человеческое счастье – бороться за что-то более значительное, чем личное счастье А) Между подл. и сказуемым при нулевой связке. Б) Приложение выражено глаголом в инфинитиве. Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу – оленя, сбитого стрелой. А) Распространенное приложение. Б) Между подл. и сказ. При нулевой связке. У трав иных цветенье каждый месяц, у кактуса – единожды в столетье. А) Приложение после определяемого слова. Б) Неполное предложение. Исключите неверные пояснения

Слайд 5

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени - всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны. (Паустовский К.) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

Слайд 6

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Что нужно будет – скажите Павлу или Татьяне. (Тургенев И.) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

Слайд 7

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома», — говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели. 257

Слайд 8

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания. 23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособленные члены предложения

Слайд 2

Обособленные определения На иных берёзах , обращенных к солнцу , появились серёжки золотые. Каких? Оглушённый тяжким гулом , Тёркин никнет головой. Какой? Причастные обороты (ПО) Все звёзды , мелкие и крупные , были ярки и чисты. Какие? Согласованные и несогласованные определения (Опр.) Это была моя обязанность — нести отцу обед . Какая? Маленькие усы , немного темнее волос , делали его лицо более привлекательным. Какие?

Слайд 3

Обособленные приложения Приложение – это определение , выраженное существительным , которое дает другое название, характеризующее предмет. Включая второе название предмета, приложение характеризует качества, свойства предмета, социальную принадлежность, звание, профессию, возраст, национальность и др. При приложении могут быть ОСОБЫЕ слова: по имени, по прозвищу, родом, то есть, или (то есть), особенно, в том числе и др. Оленька , дочь отставного коллежского асессора Племянникова , сидела у себя во дворе. Отец мой, Андрей Петрович Гринёв , служил при графе Минихе. Герасиму , как отличному работнику , тут же дали в руку косу. Тот маленький мальчик , родом из богом забытой деревни , был очень хорош в рисовании и подкладывании кнопок на учительские стулья. Одногорбый верблюд , или дромадер , — вид млекопитающих из семейства верблюдовых . На платане, раскинув острые крылья, сидит коршун — большая птица с горбатым клювом.

Слайд 4

Обособленные обстоятельства Месяц, золотясь , спускался к степи. Старик улыбнулся , хитро прищурив левый глаз . Невзирая на сильный ливень , мы продолжили путь Обстоятельства могут выражаться именами существительными с производными предлогами несмотря на, невзирая на, благодаря , согласно, по причине, с целью, ввиду, во избежание, вопреки, за отсутствием, за неимением, вследствие, наподобие, подобно, при согласии и др . Одиночные деепричастия и деепричастные обороты Впрочем, ввиду недостатка времени , не будем отклоняться от предмета лекций. Природа, благодаря сильным дождям , ожила.

Слайд 5

Обособленные дополнения Обособляются дополнения со значением включения, исключения, замещения , выраженные существительными с предлогами кроме, помимо, за исключением, исключая, включая, наряду с, сверх, в отличие от , по сравнению с и др. Все засмеялись (кроме кого?), кроме Петра . Кроме картин , в комнате было много цветов. Толпа разошлась, исключая немногих любопытствующих и мальчишек. Обособленные уточняющие члены предложения (Где ?) На задах , (где именно?) за погребницей /, вороны ходили вокруг обнажившейся из-под снега падали. Желтухин сидел на кустике травы, на припёке, (где?) в углу , (где именно?) между крыльцом и стеной дома , и с ужасом глядел на подходившего Никиту. (Когда?) В это утро , (когда именно?) вскоре после восхода солнца , началось извержение вулкана.

Слайд 6

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. ( 1)Дворцово-парковый ансамбль Павловска, созданный в эпоху расцвета русского классицизма конца XVIII – начала XIX вв., – памятник культурного наследия, находящийся под защитой ЮНЕСКО . ( 2)История местности, где располагается Павловск, уходит в глубокую древность, когда по руслам рек селились ильменские славяне, различные финно-угорские племена. (3)В новгородских писцовых книгах XV в. упоминается «сельцо на реке Славянке», здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». (4)Затем почти на 100 лет эти земли перешли во владение шведам и были отвоёваны Петром Великим в ходе Северной войны. (5)Леса, изобиловавшие дичью, стали императорскими охотничьими угодьями, расположенными вблизи Царского Села. (6)Именно эти угодья площадью более 600 га с окрестными деревнями и крестьянами подарила Екатерина II своему сыну и наследнику Великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Фёдоровне по случаю рождения у них первенца, великого князя Александра. (7)Так появилось Село Павловское, переименованное в город в 1796 году после вступления Павла I на престол. (8)Первоначально на Славянке было построено два деревянных господских дома: Пауллюст на высоком правом берегу Славянки (он будет разобран после строительства Большого каменного дворца), а также Мариенталь на месте старых шведских укреплений при слиянии Славянки с речкой Тызвой (при императоре Павле перестроен в крепость Бип ). 157

Слайд 7

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Покинув Вену, караван пошел вдоль Альп. (2) Между дорогой и горами раскинулись поля. (3) Было что-то успокоительное, почти ленивое в том, как лежали эти горы. (4) Но, несмотря на кажущийся покой, неподвижность их была мнимой. (5) В отличие от полей, честно остававшихся на своих местах, горы двигались. (6) Они сопровождали караван справа, не приближаясь к нему, но и не удаляясь. (7) Стремились вперед со скоростью каравана, и шедшим казалось: обогнать их невозможно.(8) На дальнем краю полей начиналось движение. (9) Оставаясь равниной, эти пространства уже двигались вместе с горами. 1469