"Скрайбинг" технология в работе с педагогами

Кузовова Зарина Фликсовна

"Скрайбинг" технология работе с педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40

«Золотая рыбка» г. Нижневартовска

Мастер - класс для педагогов

«Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Подготовила: Кузовова З.Ф.

г. Нижневартовск, 2023

Тема: Мастер - класс для педагогов «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Цель: освоение и последующее активное применение технологии – скрайбинг в практической деятельности педагога.

Задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия "скрайбинг", виды скрайбинга;
  2. Научить слушателей создавать собственный скрайб;

Планируемый результат

По окончании мастер-класса слушатели узнают:

  • что такое «скрайбинг», виды скрайбинга;
  • какое оборудование необходимо для создания скрайбинга;
  • мастер-класс поможет участникам познакомиться с технологией скрайбинга, с вариантами использования данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста и с родителями воспитанников.

Ход мероприятия:

- Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашей встрече! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет для вас полезной. Желаю всем получить сегодня только положительные эмоции и в дальнейшем применить полученные знания на практике в работе с детьми.

Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»

Для проведения данного мастер-класса я поставила для себя следующую цель: повышение компетентности педагогов в применении технологии «скрайбинг» в совместной образовательной деятельности педагога с детьми.

Так же выделила такие задачи:

  • познакомить педагогов с технологией «скрайбинг, видами скрайбинга;
  • донести до педагогов важность использования этой технологии в   речевом развитии детей;
  • создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.

        Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям.

        И сегодня я хочу с вами поделиться одной из технологий, которую использую в речевом развитии детей. Что же это за технология?

        XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей.

        Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики.

        Создание проблемной ситуации (презентация - скрайбинг РНС «Гуси лебеди»).

        - Может кто-нибудь скажет, что это за технология?

        - Это одна из современных технологий «скрайбинг».

        Это новое иностранное слово совсем недавно появилось в сфере образования. Что это? Мне стало интересно и, конечно, у меня сразу возник вопрос, как можно эту технологию использовать в работе с детьми?

        Что же такое скрайбинг?

        Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.

        Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком.

        С помощью «Скрайбинга» можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки.

        В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать четыре вида

 «Скрайбинга»: это рисованный, магнитный, аппликационный и фланелеграфный.

        Процесс аппликационного «Скрайбинга» заключается в том, что параллельно с излагаемым материалом на листе бумаги, или на любом другом фоне выкладываются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

        Скрайбинг «фланелеграфный» - это доска, обтянутая фланелью. На нее крепятся готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.

        Рисованный «Скрайбинг» заключается в том, что ребенок рисует и озвучивает одновременно.

        В магнитном «Скрайбинге» мы берем готовые изображения, крепим их магнитом на магнитную доску. Материалом для магнитного «Скайбинга» могут быть дидактические картинки, либо самостоятельно нарисованные и вырезанные картинки, либо можно взять картинки из каких-либо газет, журналов и т. д.

        Инструменты для скрайбинга

Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.

Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

  • фломастер, маркер, карандаши;
  • бумага
  • доска для рисования.

Но самое важное отличие в скрайбинге - это принцип параллельного следования, т.е. речь выступающего одновременно зарисовывается.
При пересказе или рассказе дети с нарушением речи, а таких детей сейчас много, затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.

Плавный переход к практической части.

1. А если есть картинки, с помощью которых ребенок может легко пересказать рассказ? Я предлагаю вам самим попробовать с помощью картинок пересказать РНС «Гуси лебеди» (готовые изображения, которые крепятся на магнитах) (Пересказ сказки педагогами поочередно)

- Какой это был скрайбинг? (магнитный, когда готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску).

Аппликационный скрайбинг

Можно заучивать стихи с помощью аппликационного скрайбинга.

Мишка лапти надевал,

Надевал и горевал:

- Здесь один, а где второй?

Правый лапоть мой с дырой

Заглянул медведь под стол

И пропажу там нашел.

Стало лаптя 2 опять,

Можно по лесу гулять.

(Предлагается на произвольный фон накладывать или наклеить готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту).

Рисованный скрайбинг

«Галка» по Л. Толстому предлагается послушать рассказ, зарисовать его и проговорить.

 «Хотела галка пить»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

-Посмотрите как дети зарисовали этот рассказ.

 Мы часто учим стихи с детьми. И многим детям сложно запомнить.

- Как вы думаете, когда ребенок быстрее сможет запомнить? Правильно, с помощью зарисовок или картинок.

Пример: мы учили стихотворение «Елочка» Н. Нищевой. Я прошу ребенка нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст.  Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, глядя на свой скраб, но и интересуется самим процессом.

Перед нами елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

- Посмотрите, как «нарисовали» это стихотворение дети (показ).

- Посмотрите, как дети «нарисовали» песенку «Маленькой елочке холодно зимой» (показ).

- стихотворение Е. Серовой «Одуванчик».

- Какой это вид скрайбинга? (Рисованный скрайбинг, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ).

 Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

- А сейчас я предлагаю вам «нарисовать» стихотворение «Осень в парке» Винокурова

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарки

Бусы красные рябинке

Фартук розовый осинке

Зонтик желтый тополям

Фрукты осень дарит нам!

(Педагогам предлагаются на выбор материалы для рисованного скрайбинга).

  Скрайбинг помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - образность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку.

Овладев средствами знаково-графических схем, старший дошкольник учится излагать свои мысли, интересно рассказывать, хорошо обосновывая выводы и заключения.

В своей практической работе я постоянно сталкиваюсь с тем, что дети плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать произведения, правильно отвечать на вопросы. А, вот играть со словами, самим придумывать символы – гораздо интереснее и полезнее.

Схемы помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память.

 Очень важным моментом при составлении схем является детская исследовательская деятельность, т. е. разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков.

 Предварительно проводится обсуждение содержания текста, отдельных фраз, разбор трудных слов. Картинки к трудным словам составляются совместно, дети сами ищут смысл этих слов, а затем придумывают к ним картинку в схеме.

Кроме графических схем в виде картинок я также использую знаковые символы содержащие скрытый смысл. Это способствует развитию воображения, фантазии ребёнка, его способности к мыслительным операциям, что служит благоприятной основой для дальнейшего обучения детей в школе.

Выводы.

В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.