Главные вкладки
Дополнительная образовательная деятельность в группе
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 936.99 КБ | |
| 1.29 МБ | |
| 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отчет работы кружка по дополнительной общеразвивающей программе
«Лего-мир» в старшей группе №3
2024-2025 учебный год.
подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Магарамова Н.Б.
Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»). Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.), при этом учитывается дидактический принцип:
- от простого к сложному (создание простых конструкций с использованием карт из набора «Первые механизмы», «Простые механизмы» до проектирования и программирования механизмов с наборами «WeDo2»).
Конструирование и робототехника как нельзя лучше способствует, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.
Цель: формирование личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Для достижения целей работы кружка по ЛЕГО конструированию были поставлены задачи:
∙ развивающие:
1) Развивать произвольность психических процессов, абстрактно- логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, мелкую моторику рук, творческие способности, познавательный интерес, навыки общения.
2) развивать умение сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
3) развивать умение видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать ее основные части;
4) развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
5) формировать умение осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
6) развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность.
∙ воспитательные:
1) развивать коммуникативные способности и навыки межличностного общения;
2) формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;
3) формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей, необходимых при конструировании моделей;
4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
5) воспитывать личностные и волевые качества (усидчивость, терпение, самоконтроль).
∙ образовательные:
1) познакомить с основными деталями LEGO-конструктора, видами конструкций;
2) учить создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;
3) познакомить с вариативными способами крепления ЛЕГО-элементов,
4) создавать условия для планирования процесса создания собственной модели и собственного проекта.
В 2024 - 2025 учебном году кружок работал один час в неделю. Кружок посещали 10 детей, дошкольники старшей группы №3.
В своей работе применяли следующие методы проведения занятий:
• Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
• Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, схемы.
• Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы.
• Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
• Репродуктивные: ребёнок воспроизводит полученные знания и освоенные способы деятельности.
• Частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.
В план занятий кружка были включены такие темы:
- «Математический поезд»,
- «Социально-эмоциональное развитие ребёнка»,
- «Большая ферма»,
- «Строительные машины»,
- «Моя первая история»,
- «Планета STEAM»,
- «Городская жизнь»,
- «Первые механизмы»,
- «Простые механизмы» и другие.
LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В уголке детского творчества были организованы тематические выставки, в которых были представлены работы детей, посещающих занятия по ЛЕГО- конструированию. Занимаясь ЛЕГО конструированием во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности в течение дня, дети приобрели навыки культуры труда: научились соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.
Дети научились читать схемы; работать с простыми общедоступными конструкторами LEGO (строили домики и дома; гараж для машины, и т.д) и конструкторами LEGO education «Первые механизмы» и «Простые механизмы»; выполняли творческие задания с конструктором LEGO education - построй свою историю.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно играли в конструктор, выполняли постройки разного типа, развертывали на их основе сюжетную игру. В ходе деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Такой подход позволяет поднять процесс конструирования на новый уровень, решая задачи именного технического творчества и формирования интереса к современным техническим разработкам.
В нашем общем с детьми увлечении конструированием мы сделали ещё один шаг – придумали форму творческого конструирования, основанную на моделирующей технологической идее. Основная идея подхода: предложить детям создавать объекты. А создание определенных объектов является прекрасным мотивирующим моментом для работы. Для создания нужно:
-- изучить технологию создания объекта – т. е. выполнить роль исследователя
-- принять на себя роль инженера-конструктора, изобретателя, способного творить – моделировать технологические процессы
-- встать на продуктивную позицию – подбирать материалы для реализации задумок, выполнять действия конструирования
-- выполнить роль успешного инженера, презентующего созданный механизм.
Как правило, ЛЕГО – конструирование завершается игровой деятельностью. Дети используют свои постройки в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.
Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
Анализируя проведенную работу, можно сделать следующие выводы:
- Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке
конструкций.
- Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и
творческая инициатива.
- Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
- Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу.
Имеются представления:
- о деталях конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и
распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее
отдельных элементов;
- о связи между формой конструкции и ее функциями.
А это – планируемые результаты освоения программы детьми!
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию у детей по методике Т.В. Фёдоровой показала, что дети, которые занимались в данном направлении показали высокий уровень по умению правильно конструировать поделку по образцу, схеме и умение правильно конструировать поделку по замыслу.
На сегодняшний день у детей сформировалось положительное отношение к конструированию, они самостоятельно могут собрать все модели, которые даны в комплекте заданий. С интересом придумывают и создают свои модели обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они учатся работать в команде, распределять обязанности и договариваться.
