Дополнительная образовательная деятельность в группе

Магарамова Нарима Бедрединовна

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет работы кружка по дополнительной общеразвивающей программе

«Лего-мир» в старшей группе №3

2024-2025 учебный год.

подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Магарамова Н.Б.

Дошкольное образование   ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.          Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»). Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.), при этом учитывается дидактический принцип:

- от простого к сложному (создание простых конструкций с использованием карт из набора «Первые механизмы», «Простые механизмы» до проектирования и программирования механизмов с наборами «WeDo2»).  

Конструирование и робототехника как нельзя лучше способствует, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.

Цель: формирование личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Для достижения целей работы кружка по ЛЕГО конструированию были поставлены задачи:

  развивающие:

1) Развивать произвольность психических процессов, абстрактно- логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, мелкую моторику рук, творческие способности, познавательный интерес, навыки общения.

2) развивать умение сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

3) развивать умение видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать ее основные части;

 4) развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

5) формировать умение осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

6) развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность.

 воспитательные: 

1) развивать коммуникативные способности и навыки межличностного общения;

2) формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;

3) формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей, необходимых при конструировании моделей;

 4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

5) воспитывать личностные и волевые качества (усидчивость, терпение, самоконтроль).

 образовательные: 

1) познакомить с основными деталями LEGO-конструктора, видами конструкций;

2) учить создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;

3)  познакомить с вариативными способами крепления ЛЕГО-элементов,

4) создавать условия для планирования процесса создания собственной модели и собственного проекта.

В 2024 - 2025 учебном году кружок работал один час в неделю. Кружок посещали 10 детей, дошкольники старшей  группы №3.

В своей работе применяли следующие методы проведения занятий:

•        Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.

•        Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, схемы.

•        Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы.

•        Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.

•        Репродуктивные: ребёнок воспроизводит полученные знания и освоенные способы деятельности.

•        Частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.

  В план занятий кружка были включены такие темы: 

  • «Математический поезд»,
  • «Социально-эмоциональное развитие ребёнка»,
  • «Большая ферма»,
  •  «Строительные машины»,
  • «Моя первая история»,
  • «Планета STEAM»,
  • «Городская жизнь»,
  • «Первые механизмы»,
  • «Простые механизмы» и другие.

LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.  

В уголке детского творчества были организованы тематические выставки, в которых были представлены работы детей, посещающих занятия по ЛЕГО- конструированию. Занимаясь ЛЕГО конструированием во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности в течение дня, дети приобрели навыки культуры труда: научились соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

Дети научились читать схемы; работать с простыми общедоступными конструкторами LEGO (строили домики и дома; гараж для машины, и т.д) и конструкторами LEGO education «Первые механизмы» и «Простые механизмы»; выполняли творческие задания с конструктором LEGO education - построй свою историю.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно играли в конструктор, выполняли постройки разного типа, развертывали на их основе сюжетную игру.   В ходе деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Такой подход позволяет поднять процесс конструирования на новый уровень, решая задачи именного технического творчества и формирования интереса к современным техническим разработкам.

В нашем общем с детьми увлечении конструированием мы сделали ещё один шаг – придумали форму творческого конструирования, основанную на моделирующей технологической идее. Основная идея подхода: предложить детям создавать объекты. А создание определенных объектов является прекрасным мотивирующим моментом для работы. Для создания нужно:

-- изучить технологию создания объекта – т. е. выполнить роль исследователя

-- принять на себя роль инженера-конструктора, изобретателя, способного творить   – моделировать технологические процессы

-- встать на продуктивную позицию – подбирать материалы для реализации задумок, выполнять действия конструирования

-- выполнить роль успешного инженера, презентующего созданный механизм.

Как правило, ЛЕГО – конструирование завершается игровой деятельностью. Дети используют свои постройки в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.

Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

Анализируя проведенную работу, можно сделать следующие выводы:

  • Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке

конструкций.

  • Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и

творческая инициатива.

  • Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре,

коллективе, распределении обязанностей.

  • Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание

трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и

поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать

будущую работу.

Имеются представления:

  • о деталях конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и

распределения веса;

  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее

отдельных элементов;

  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

А   это – планируемые результаты освоения программы детьми!

 Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию у детей по методике Т.В. Фёдоровой показала, что дети, которые занимались в данном направлении показали высокий уровень по умению правильно конструировать поделку по образцу, схеме и умение правильно конструировать поделку по замыслу.

На сегодняшний день   у детей сформировалось положительное отношение к конструированию, они самостоятельно могут собрать все модели, которые даны в комплекте заданий.   С интересом придумывают и создают свои модели обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они учатся работать в команде, распределять обязанности и договариваться.