Главные вкладки
Учет индивидуальных особенностей воспитанников
Учёт индивидуальных особенностей воспитанников в ДОУ предполагает создание условий для воспитания и обучения всех детей, а также предоставление каждому дошкольнику возможности проявить индивидуальность и творчество.
Индивидуальная работа с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР осуществляется под руководством и контролем учителя - логопеда. Воспитатель в логопедической группе является помощником учителя - логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это и главная и специфическая функция. Успех формирования правильной речи у дошкольников с ТНР во многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Таким образом, воспитатель активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях, что имеет свое отражение в календарно-тематических планах.
Учет индивидуальных особенностей воспитанников в группе компенсирующей направленности осуществляется на основе педагогического мониторинга. На основании результатов мониторинга составляется индивидуальный план работы воспитателя с воспитанниками.
В карте индивидуального развития ребёнка отражается динамика развития в течение каждого учебного года. Она служит целям преемственности и создаёт предпосылки для непрерывности коррекционной работы.
Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в «Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда с воспитателем», которая заполняется им один раз в неделю.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 375.86 КБ | |
| 292.21 КБ | |
| 509.17 КБ | |
| 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тетрадь взаимодействия
учителя-логопеда и воспитателя
в группе компенсирующей направленности №3
МАДОУ Сказка г. Когалым
(Сливко Л.А. учитель-логопед, Магарамова Н. Б., Бунина Л.В. воспитатели)
Цель - создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях;
максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов;
систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
развитие внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью, совершенствование словесно-логического мышления;
формирование речевого дыхания;
развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Октябрь
Лексическая тема: «ОСЕНЬ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ»
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето!
Идут по кругу, взявшись за руки.
Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.
Поднять руки, делая взмахи кистями.
Смотрят по сторонам в «бинокль».
2. Развитие мелкой моторики
Дождик, лей, лей, лей!
На меня
И на людей.
Сядем мы под грушкой
И накроемся подушкой.
Потряхивания кистями обеих рук.
Прижать ладони к груди.
Обе руки вытянуть вперёд.
Руки положить на бёдра.
Скрестить ладони на голове.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Бегемотик»
Упражнение для губ «Осенний ветерок»
Упражнение для языка «Лужа»
Рот широко открыть, удержать под счёт до 10.
Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].
Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…».
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном:
«Скажите, что шумит?» (ветер) «Что шуршит?» (листья)
«Кто кричит?» (дети, мальчик) «Что гудит?» (самолет, автомобиль)
«Кто разговаривает?» (люди) и т.д.
Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада:
в соседней группе, в коридоре, на кухне и т.д.
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают?
Осень что делает? (приходит, наступает, начинается…) Птицы что делают? (улетают…)
Дождь? (идёт, капает, стучит…) Тучи? Трава? Ветер?
2. Подобрать признак к предмету по теме «Осень»
Солнце осенью какое? (тусклое…) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые)
Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля?
3. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень». Например, осень (что делает?) — приходит, наступает, начинается...
птицы — ... тучи — ... животные-... ветер — ...
дождь — ... трава — ... деревья — ... листья — ...
4. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например, солнце (какое?) — тусклое...
листья — ... небо — ... земля — ... облака — ...
трава — ... дождь — ... день — ... ветер — ...
5. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).
6. Развитие связной речи
1. Составить описательный рассказ об осени с использованием схемы.
2. Чтение стихотворений, рассказов, отгадывание загадок по лексической теме.
Чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина об осени.
Октябрь
Лексическая тема: «ОВОЩИ. ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»
1. Развитие общей моторики
В огород пойдём, урожай соберём:
Мы моркови «натаскаем»
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный!
Шагают, стоя на месте.
Имитация движений: «тащат» мешок на спине
«Копают» картофель,
«Срезают» кочан капусты.
Показывают круг руками, делая ритмичные повороты туловища в стороны
2. Развитие мелкой моторики
У Лариски – две редиски,
У Алёшки – две картошки,
У Серёжки- сорванца – два зелёных огурца!
А у Вовки – две морковки,
Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки!
Одновременно разгибать одноимённые пальчики из кулачков обеих рук, начиная с больших пальцев рук.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Заборчик»
Упражнение для губ «Улыбка – трубочка»
Упражнение для языка «Лопаточка»
Широко улыбнуться, зубы сомкнуть и удержать под счёт до 10.
Попеременно произносить звуки [И - У] – 5 р.
Открыть рот, широкий язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние резцы. Удержать под счёт до 10.
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
1.Игра «Хлопни, топни», если услышишь звук (А) хлопни, если (У) топни.
2. Придумай слова с заданным звуком.
3.Определи позицию звука по схеме.
4.Выложи дорожку, если услышишь слово, обозначающее живой предмет, кладем зеленый кружок, если слово обозначает неживой предмет, кладем синий кружок.
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1) Игра «Один – много». У меня огурец, а у вас огурцы. У меня помидор, а у вас ... У меня кабачок, а у вас ... У меня баклажан, а у вас ...
2) Игра «Великан и Гномик». У Великана все овощи большие, а у Гномика – маленькие, давайте их назовём: «У Великана помидор, а у Гномика помидорчик. У Великана огурец, а у Гномика ... У Великана картошка, а у Гномика ... У Великана лук, а у Гномика ... У Великана морковь, а у Гномика ...»
6. Развитие связной речи
1. Составить рассказ – сравнение «Помидор и огурец» (по наглядности)
2. Чтение художественной литературы: А. Пластов. «Костер в поле». Дж. Родари «Чиполлино».
Октябрь
Лексическая тема: «ФРУКТЫ. САД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»
1. Развитие общей моторики
Как румян осенний сад!
Всюду яблоки висят
Краснобоки, краснощёки.
На ветвях своих высоких
Словно солнышки горят!
Лёгкие хлопки ладонями по щекам.
Руки поднять вверх.
Руки на поясе, повороты направо – налево.
Руки поднять вверх.
Соединить руки в круг над головой.
2. Развитие мелкой моторики
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много, вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ!
Левую ладошку держат «ковшиком».
Указательным пальцем правой руки «мешают» в «ковшике».
Загибают по одному пальцу на левой руке.
Размешивают пальцем в «ковшике».
Соединим ладони, протягивают руки вперёд.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для мягкого нёба «Кашель»
Упражнение для губ и языка «Вкусное варенье»
Упражнение для языка «Чистим зубки»
Упражнения для мимических мышц:
«Мы пришли в сад. Какие большие яблоки!
А какие сочные груши!
И как их много!!!
Откусили кусочек яблочка, а там червяк...»
Покашливают, 7 – 10 сек.
Языком в форме «чашечки» слизывать варенье с верхней губы.
Кончиком языка ритмично «чистить» верхние и нижние зубы.
Удивление
Восхищение
Радость
Огорчение
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
1) Игра «Хлопай – топай». На звук [А] – хлопать, на звук [У] – топать: А, А, У, А, У, У, У, А.
2) Назвать первый звук в словах: «Груша [Г], слива [С], апельсин [А], лимон [Ль], банан [Б], персик [Пь], абрикос [А]».
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
Игра «Магазин соков». Образование относительных прилагательных от существительных.
Сок из яблок какой? (яблочный). Из груш? (грушевый). Из слив? Из персиков? Из абрикосов? Из апельсинов? Из мандаринов? Из винограда?
6. Развитие связной
Составление описательных рассказов о фруктах. Чтение рассказов, стихов, отгадывание загадок по лексической теме.
НОЯБРЬ
Лексическая тема: «ОСЕНЬ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
Осень ходит по дорожке
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето!
Птички летали, крыльями махали.
На деревья сели, вместе отдыхали…
Идут по кругу, взявшись за руки.
Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.
Поднять руки, делая взмахи кистями.
Смотрят по сторонам в «бинокль».
Дети бегут друг за другом по кругу, размахивая руками.
Садятся на корточки, соединяя руки за спиной.
2. Развитие мелкой моторики
Утка крякает: «Кря – кря»,
Гусь гогочет: «Га – га»,
Грач кракает: «Кра – кра»,
А ласточка чифкает: «Чиф – чиф».
Большой палец 2 раза прижать
К указательному
К среднему
К безымянному
К мизинцу.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Птенчики»
Упражнение для языка «Клюв»
Открывать – закрывать рот, одновременно произнося: «Ам – ам – ам …»
Вытянуть изо рта острый язык и подержать под счёт до 10.
4. Развитие лексико-грамматического строя речи
1.Закрепить и расширить знания детей о пере летных птицах, образе жизни, месте обитания, внешнем виде, способе питания, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет).
Игра «Узнай птицу»
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней. (Грач)
На дереве дворец.
Во дворце певец.
А зовут его … (Скворец)
2. Упражнять в образовании и употреблении существительных с помощью суффиксов –ат-, -ят-. Игра «У кого кто?»
3. Использовать в речи существительные ед.ч., мн.ч.
Игра «Угадай кто улетел?»
4. Образование сложных прилагательных утка; острый клюв - … черное крыло…,
красные лапы - , тонкие лапы -…, длинные лапы - …и т.д.).
5. Образование приставочных глаголов (например, Птичка с веточки (что сделала?)
слетела. Птичка к дереву (что сделала?) подлетела. Птичка с ветки на ветку (что
сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела,
влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.).
6. Согласовывать числительных с существительными в роде, числе и падеже. Игра «Кто прилетел к кормушке?»
7. Пользоваться всеми простыми предлогами.
Игра «Кто где живет?»
Составление предложений по картине по образцу воспитателя.
На доске картинки с изображением гнезда на дереве, гнезда под крышей дома и скворечника.
Например, это гнездо грача. Грач строит гнездо на дереве.
Это гнездо ласточки. Ласточка строит гнездо под крышей дома.
Это скворечник. В скворечнике живет скворец и.т.д.
8. Упражнять в словообразовании (журавленок, совенок), Игра «У кого кто?».
9. Подбор слов – антонимов «Скажи наоборот»
Ласточка маленькая – грач … .
У ласточки крылья короткие – у грача … .
У грача клюв длинный - у ласточки … .
У грача клюв толстый - у скворца … .
У ласточки хвост длинный - у скворца … .
У ласточки грудка белая - у грача … .
5. Развитие связной речи.
1. Составлять связный последовательный рассказ- сравнение с опорой на схему, составление описательного рассказа «Журавль-сова»
2. Совершенствовать навыки рассказывания по картине, составление рассказа по картине «Отлет птиц». Используем мнемотаблицу «Расскажи о птицах».
ДЕКАБРЬ
Лексическая тема: «НОВЫЙ ГОД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
1. Развитие общей моторики «Дед мороз»
Тихо в поле. Темный-темный
Смотрит лес.
Дед мороз, старик огромный,
С елки слез.
Весь он белый, весь в обновках,
Весь в звездах.
В белой шапке и в пуховых сапогах.
Вся в серебрянных сосульках борода.
У него во рту сосулька изо льда.
Поднять руки в стороны, вверх
Опустить руки вниз
Прыжки на двух ногах
Руки вперед потрясти кистями рук
Пальцы широко раскрыты
Движения по тексту.
2. Развитие мелкой моторики «На елке»
Мы на елке веселились,
И плясали, резвились
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же- вкусные предметы.
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Ритмичные удары кулачками.
«шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
«рисуют» руками большой круг.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Загибают пальчики на руках начиная с больших.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнения для губ - Улыбнулись
Упражнения для языка
«Почистить» нижние зубки; высунуть язык «лопаточкой» и сдуть снежинки со своего стола.
4. Развитие мимических мышц
Мы умеем улыбаться, мы умеем удивляться, мы умеем сердиться, мы умеем огорчаться.
Выполнение действий по тексту.
5. Развитие фонетико-фонематических процессов
1.Упражнение «Какое слово короче?»
Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, елка —гирлянда, Снегурочка — снег, хоровод — волшебство.
2 Составление предложений со словами: елка, Новый год, праздник, подарки.
6.Развитие лексико-грамматических процессов
1.Игра «Какой? Какая? Какие?»
Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый…
Гирлянда (какая?) – новая, красивая, блестящая, разноцветная…
Мишура (какая?) – блестящая, новогодняя, серебристая…
Игрушка (какая?) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…
Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый…
Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая…
2. Игра «Что из чего?»
Шары из стекла- стеклянные; гирлянды из бумаги- бумажные и т.д.
3. Игра «Один-много» один подарок- много подарков
одна игрушка- много игрушек
одна елка- много елок и т.д.
4.Образование однокоренных слов: елка – еловый – ель - ельник
5. Назови: «Зимние виды спорта» (с использованием картинок) Хоккей, лыжи, биатлон, фигурное катание, бобслей, санный спорт, горные лыжи, прыжки с трамплина.
7. Развитие связной речи
1. Составление рассказа из личного опыта «Как мы праздновали Новый год»
2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дети у новогодней елочки»
3. Заучивание стихотворений и текста к новогоднему утреннику.
4. Пересказ сказки «Снегурочка»
5. Русская народная сказка «Снегурочка».
6. Братья Гримм «Госпожа метелица».
7. В. Сутеев «Елка» (из книги «Сказки и картинки»).
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ
Лексическая тема: «ТРАНСПОРТ. ВИДЫ, ПРОФЕССИИ»
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели,
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Дети садятся
Смотрят по сторонам
«Нажимают на педаль»
Убегают
2. Развитие мелкой моторики
Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины.
А в кузове важные
Срочные грузы –
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Гладят по столу
Хлопают в ладоши
Берут в руки воображаемый руль, крутят его
Сжимают и разжимают пальцы
Загибают по одному пальцу
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Эскалатор»
Упражнение для губ «Паровоз»
Упражнение для языка «Гребём веслом»
Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот, кончик языка – за нижними зубами. Затем медленно закрыть рот.
Беззвучно произносить губами: «П – п – п …»
Рот открыт. Острым кончиком языка водить вправо – влево, касаясь уголков рта
4. Развитие лексико-грамматического строя
1. «Кто управляет?»
Машиной – шофер, водитель; вертолетом –; кораблем –; ракетой –; поездом –; самолетом – летчик.
2. «Подбери признак»
Железнодорожный – транспорт, перрон, вокзал, путь и т.д.
Железнодорожная – касса, платформа, форма.
Железнодорожное – полотно, расписание, движение.
3. «Образуй признаки от действий»
Лететь – летевший, летающий; приземлиться – приземлившийся, приземляющийся; плыть – плывущий, плывший; перевозить; останавливаться; тормозить; сигналить.
«Подбери действие» (действие к видам транспорта)
4. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения: Поезд длинный, а автобус — ....
Самолет быстрый, а пароход — .... Трамвай тяжелый, а велосипед — ....
5. Упражнение «Из чего — какой»: Закончи предложения.
Дверца из металла (какая?) — металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) — .... Сиденье, обшитое кожей (какое?) — .... Колесо из резины (какое?) — ...
4. Развитие связной речи
Чтение художественной литературы: А. Гайдар «Чук и Гек»; рус. нар. сказка «Семь Симеонов – семь работников»; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок».
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ
Лексическая тема: «ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ»
1. Развитие общей моторики
Мы пилили,
Мы рубили,
Целый день мы стул чинили,
Громко молотком стучали,
Свежей краской покрывали,
Мама очень нас хвалила
И печеньем угостила.
Пилящие движения
Рубящие движения
Стучат кулачками
Руками вверх-вниз
Хлопают в ладоши
Поглаживают живот ладонями
2. Развитие мелкой моторики
«Слесарь»
Не нужны такие вещи
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовки,
А всего нужней сноровка.
Сжимают, разжимают пальцы
Загибают пальцы
Сжимают, разжимают пальцы
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для языка «Маляр»
Упражнения для мимической мускулатуры:
«Серьёзный врач»
«Улыбающаяся балерина»
«Добродушный повар»
Водить кончиком языка по твёрдому нёбу: вперёд – назад, 5 раз.
Изображают мимикой
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1. «Кто это делает?» Образование существительных от глаголов: «Учит – учитель; строит – строитель; воспитывает – воспитатель; водит – водитель; грузит – грузчик; летает – лётчик; продаёт – продавец; варит – повар; убирает – уборщица; танцует – танцовщица; поёт – певица»
2. «Подбери пару» Иголка – нитка; доска; гвоздь; кисть.
3. «Назови ласково» Молоток; пила; лопата; грабли; гвоздь; дрель; отвертки; плоскогубцы; тиски.
4. «Один-много» Гвоздь – гвозди – гвоздей; топор; молоток; кисть; лопата.
5. «Сосчитай 1-5» Ведро, кисточка, топор, лопата.
6. «Исправь ошибку»
Сапожник шьет одежду, а портной шьет обувь. Продавец выдает книги, а библиотекарь продает книги. Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы. Учитель лечит больного, а врач учит учеников. Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.
6.Упражнение «Угадай профессию».
Лечит людей (кто?) — ... Воспитывает детей в детском саду (кто?) — ...
Водит машины, автобусы (кто?) — ... Продает товары (кто?) — ...
Учит детей в школе (кто?) — ... Строит дома (кто?) — …
6. Развитие связной речи
Чтение художественных текстов, рассказов, стихотворений; отгадывание загадок по лексической теме.
С. Маршак «Как рубанок, сделал рубанок»
Заучивание стихотворения: Е. Благининой «Про дворников»
ФЕВРАЛЬ
Лексическая тема: «НАША АРМИЯ»
1. Развитие общей моторики
На горах высоких,
На степном просторе,
Охраняет нашу Родину солдат!
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Руки поднять вверх.
Руки развести в стороны.
Рукой «отдать честь».
Руки поднять вверх.
Круговые движения руками - «плыть».
Стоять, руки вдоль туловища.
2. Развитие мелкой моторики
«Защитники Отечества»
Сегодня праздник всех отцов,
Всех сыновей, всех, кто готов
Свой дом и маму защитить,
Все нас от бед отгородить!
Летит самолёт высоко, высоко,
Ему на посадку зайти нелегко!
Лётчик за кругом делает круг…
Ему самолёт и товарищ, и друг.
Сжимают и разжимают пальцы
Хлопают в ладоши
Из ладоней делают «домик», руки прикладывают к сердцу
Сжимают и разжимают пальцы
Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.
Соединить ладони, плавно выдвигая их вперёд.
Руки вытянуты вперёд, круговые движения кулачками.
Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для губ «Забор»
Упражнение для языка «Качели»
Рот закрыт, растянуть губы в улыбке, чтобы виднелись и верхние, и нижние зубы, 10 сек.
Рот широко открыт. Острым языком вверх, за верхние зубы, затем вниз – за нижние зубы.
Повторить 5 раз.
4. Развитие лексико-грамматического строя речи
1. «Сосчитай 1-5» Танк, пулемет, вертолет, сабля, парашют.
2. «Один-много» Корабль – корабли – кораблей; парашют; граната; патрон; ракета; пулемет; танк; самолет.
3. «Назови, кто где служит?» На границе – пограничник; в артиллерии; в войсках связи, на подводной лодке; в разведке; в танковых войсках; прыгают с парашютом.
4. «Что не так?» Танкист управляет самолетом. Подводная лодка взлетела в небеса.
5. «Подбери слово признак» Защитник Отечества какой? – храбрый, …
Служебная собака какая? – верная, …
6. Игра «Что делает?» Лётчик – летает; танкист – едет в танке; парашютист – прыгает с парашютом; снайпер - …; сапёр - …; пограничник - …
«Кто лишний и почему?» Снайпер – сапёр – артист – танкист;
«Что лишнее и почему?» Пистолет – винтовка – ружьё – поварёшка.
6. Развитие связной речи
Составление рассказов о защитниках нашей Родины по представлению.
МАРТ
Лексическая тема: «ВЕСНА. ВРЕМЕНА ГОДА
ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
1. Развитие общей моторики
1. Развитие общей моторики
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
(Идут в противоположную сторону по кругу.)
(Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.)
(Приседают, опускают руки, выдох.)
(Взявшись за руки, бегут по кругу.)
2. Развитие мелкой моторики
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит –
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головками качают…
Соединяют вместе ладошки.
Медленно разводят пальцы в стороны.
Плавные движения пальцами рук.
Соединяют пальцы, смыкая ладошки.
Наклоняют сомкнутые ладони в стороны
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для мышц шеи «Ветерок качает подснежники»
Упражнение для челюсти «Медведь проснулся после зимней спячки»
Упражнение для щёк «Исхудавшие за зиму зверята»
Упражнение для мимических мышц
«Люди радуются приходу весны»
«Ласково греет солнышко»
Спина ровная, наклоны головой в стороны.
Зевают 3 раза, широко открывая рот.
Втянуть обе щеки между зубами и удержать под счёт от 1 до 10.
Выразить мимикой радость.
Посмотреть на потолок, закрыть глаза, улыбнуться.
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
1. Упражнение «Разбери и раздели». Слова: весна, сосулька, проталинка, ледоход, подснежник, почка, ручейки, гнезда, верба.
2. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Услышите не весенние слова, хлопайте в ладоши.
Ручей, проталина, сугробы, скворечник, листочки, почки, снежная баба, расцветают, прилетают, просыпаются, щебечут, замирают.
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1. Скажите наоборот: «Тепло – холодно; грязно - …; светло - …; день - …; утро - …»
2. Установите порядок: «Утро после ночи, перед днём. День после … , перед … Вечер после … , перед … Ночь после … , перед …»
3. Игра «Подбери признак»
- Какое бывает весеннее небо? (голубое, серое, спокойное, сердитое)
- Какое бывает весеннее солнце? (теплое, ласковое, веселое)
- Какой бывает весенняя трава? (молодая, долгожданная, ранняя)
7. Развитие связной речи
1. Чтение литературных текстов о весне (с обсуждением), отгадывание загадок.
2. Выучить названия времён года, весенних месяцев.
3. Составление рассказа. На доске картинки: весна, голубое небо, солнце яркое, ледоход, проталина, Подснежник, дерево с почками, летящая стая птиц.
По каждой картинке дети составляют предложение.
Наступила весна. На голубом небе белые облака. Яркое солнышко чаще появляется на небе. Больше становится проталин. Первоцвет, подснежник – первые весенние цветы. На реке начался ледоход. На деревьях появляются почки. Птицы прилетают с юга (из теплых стран).
МАРТ
Лексическая тема «МАМИН ПРАЗДНИК. ЦВЕТЫ»
Чей сегодня День рождения?
Для кого пекут пирог?
Для кого расцвёл весенний,
Первый мартовский цветок?
Для кого? Для кого?
Догадайтесь сами:
И пирог, и цветок
Мы подарим маме!
Пожимают плечами;
прижимают ладони, «пекут пироги»;
соединяют кисти, изображая бутон;
разводят медленно пальцы рук;
руки на поясе, повороты корпуса в одну и другую сторону;
соединяют ладони, затем разводят пальцы;
протягивают руки вперед.
2. Развитие мелкой моторики (ежедневно).
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не сидится им опять!
Постучали,
Повертели –
И работать расхотели!
Делают круговые движения кулачками обеих рук;
ладонями вверх – вниз;
загибают по одному пальчику на обеих руках;
круговые движения кулачками;
стучат указательными пальцами по столу;
водят указательными пальцами;
кладут ладони на колени.
3. Развитие артикуляционной моторики (ежедневно)
Упражнение для челюсти «Проснулись»
Упражнение для губ «Улыбнулись маме»
Упражнение для языка «Почистили зубки»
Медленно широко зевнуть.
Развести губы в улыбке, подержать 5 сек.
Водить кончиком языка за верхними, затем за нижними зубами, по 5 раз.
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия, звуковой анализ.
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1. «Скажи ласково». Мама – мамочка, мамуля, матушка; бабушка – бабуля, бабулечка, бабусенька; сестра – сестричка, сестренка.
2. «Какая, что делает?» Мама – весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, красивая, строгая, умная; работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, моет. Бабушка – … Сестра – …
3. Беседа о «женских» профессиях. Дети рассматривают картинки с изображением мужчин и женщин одной профессии и отвечают на вопрос «Кто это?». Учитель – учительница, художник – художница, продавец – продавщица, летчик – летчица, скрипач – скрипачка, пианист – пианистка, спортсмен – спортсменка …
6. Развитие связной речи
1. «Что можно подарить маме и бабушке?» Составление предложений по образцу: «Маме и бабушке можно подарить много цветов и улыбок».
2. Составление творческих рассказов по теме «Мамочка моя», «Праздник мам», «Любимая бабушка».
3. Заучивание стихотворения: В. Шуграевой «Маме»
АПРЕЛЬ
Лексическая тема: «КОСМОС»
Вот выходит на парад
Наш космический отряд.
Руки – в стороны, к плечам,
Дружно мы покажем вам!
Руки за голову, и, вот,
Наклоняемся вперёд!
Приседаем и встаём,
И ничуть не устаём!
Раз – прыжок, два – прыжок,
Ноги ставим на носок.
О опять шагаем, руки поднимаем.
Маршируют, идя по кругу.
Стоя на месте, выполняют движения.
Руки - за голову, выполняют наклон вперёд.
Руки на поясе, приседают – встают.
Руки на поясе, поворачивают головой
Руки на поясе, прыгают на правой ноге, затем – на левой ноге.
Руки на поясе, встают на носочки.
Маршируют, идя по кругу.
2. Развитие мелкой моторики
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем - сама не знает!
Между ладонями катают маленький шарик (можно использовать грецкий орех), одновременно проговаривая двустишие.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для языка «Ракета»
«Космонавт светит фонариком»
Упражнение для языка и нижней челюсти
«Люк открыть - закрыть»
Рот широко открыт, показать «острый» язык, удержать под счёт от 1 до 10.
Улыбнуться, водить острым языком
Присосать широкий язык к нёбу – «грибочек», открыть – закрыть рот, повторить 5 раз.
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладоши: «Лу-на, Зем-ля, звёз-ды, ра-ке-та, ко-ме-та, кос-мос, кос-мо-навт».
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1 Игра «Один – много». Звезда – звёзды, космонавт – космонавты, ракета – ракеты, скафандр – скафандры, космический корабль – космические корабли.
2. Сосчитайте до 5: «Одна ракета, две ракеты, три … четыре … пять ракет;
Один космический корабль, два космических корабля, три … четыре … пять космических кораблей».
3. Игра «Посчитай-ка от 1 до 5 и обратно» Слова: Звезда, Планета, ракета
7. Развитие связной речи
1. Беседа «День космонавтики». Рассказать детям о значении покорения космоса, его героях – космонавтах. Чтение литературных текстов, отгадывание загадок, объяснение пословиц по лексической теме.
B. Баруздин «Первый в космосе».
К. Булычев «Тайна третьей планеты» (главы).
АПРЕЛЬ
Лексическая тема: «НАСЕКОМЫЕ»
1. Развитие общей моторики
Вот какая стрекоза –
Очень круглые глаза.
Вертится, как вертолёт:
Вправо – влево, назад – вперёд.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Сели, травку покушали,
Тишину послушали…
Руки развести в стороны.
Соединить пальцы обеих рук в «бинокль».
Руки в стороны, повороты корпусом
Руки на поясе, наклоны по тексту.
Руки вдоль туловища, поднимают плечи.
Руки на поясе, прыгают на месте.
Имитация движений.
Приложить ладони к ушам.
2. Развитие мелкой моторики
Насекомые сидят,
И на нас они глядят:
Пчела, мошка, комар, гусеница, оса,
Муха, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза!
Сидят, руки лежат на столе.
Соединить пальцы в «бинокль».
Загибать по одному пальчику, начиная с мизинца левой руки и заканчивая на правой.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для губ «Комарик – жук»
Упражнение для языка «Червяк лезет через щель»
Произносить попеременно звуки [з] – [ж].
Зубы «заборчиком», между зубами проталкивать вперёд язык.
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
1) Назовите насекомое на этот звук: «[п] – пчела; [м] - муравей, муха, мошка; [б] – бабочка; [к] – кузнечик, комар, клещ; [г] – гусеница; [ж] – жук, жужжелица; [ш] – шмель;[о] – оса; [с] – стрекоза, саранча; [у] – улитка».
2) Разделить слова на слоги: «Жук, клещ, шмель, му-ха, пче-ла, о-са, ко-мар, мош-ка,
му-ра-вей, ба-боч-ка, куз-не-чик, стре-ко-за, са-ран-ча, у-лит-ка».
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1. Закончить предложение:
«Муравей ползает, а бабочка … Гусеница ползает, а кузнечик …
Бабочка летает, а улитка … Кузнечик прыгает, а мошка … Улитка ползает, а комар …»
2. Игра: «Хорошо – плохо»
Назови, какую пользу приносят насекомые:
• людям: пчелы дают мед, воск;
• лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опыляют растения;
• животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.
Назови, какой вред наносят насекомые:
• людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;
• лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;
• животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
3. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения.
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют …пестрокрылой;
У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …большеглазой;
У жука длинные усы, поэтому его называют … длинноусым.
4. Упражнение «Назови ласково». Паук — паучок
Комар — ... Таракан — ... Пчела — ...
Стрекоза — ... Жук — ... Муха — ...
5. Упражнение «Подскажи словечко».
У стрекозы не глаза, а глазищи. У муравья не ножки, а .... У таракана не усы, а .... У бабочки не крыло, а ....
Божья коровка выглядит не маленьким жучком, а огромным жучищем; таракан — ..., а паук — ....
6. Упражнение «Чьи лапки, чья голова?» Рассмотри картинки. Составь предложения
по образцу. Образец: У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы — ... лапки, голова. У комара — лапки, голова.
У таракана — ... лапки, голова. У паука — ... лапки, голова.
6. Развитие связной речи
1. Прочитать и обсудить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
2. Чтение стихотворений, отгадывание загадок о насекомых
И. Репин «Стрекоза».
С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (рассказы).
В.Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей» (из книги «Лесная мозаика»).
3. Пословицы, поговорки
Осенняя муха сильнее кусает.
Где муха ни летала, а к пауку попала.
Пчелка мала, а и та работает.
4. Скороговорки
У осы — не усы, не усищи, а усики.
Жутко жуку жить на суку.
