Творческие работы учащихся

Михайлова   Ольга Николаевна

В данном разделе размещены творческие работы учащихся и мои (Сочинения, эссе, презентации, иссоедовательские работы, проекты)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Исследовательская работа

На тему

«Вклад медицинских работников Сухоложья во благо народа: вчера, сегодня»

Выполнила  ученица  8 класса

 МБОУ СОШ №6 г. Сухой Лог

Зыкина  Людмила  Андреевна

Руководитель – учитель

Русского языка  и литературы

МБОУ СОШ №6

Михайлова Ольга Николаевна

Сухой Лог, 2021г

Содержание:

Введение.

  1. Из истории развития медицины Сухоложья
  2. Пламя войны
  1. Госпитали Сухоложья
  2. Оправьте нас на передовую
  1. Сегодняшние герои в масках и белых халатах

3.1.Возникновение и распространение вируса.

3.2. Тяжелые будни.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

     Губернатор Евгений Куйвашев объявил 2021 год в Свердловской области Годом медицинского работника. Об этом он сообщил 23 декабря участникам традиционного новогоднего приёма общественности, который прошёл в этом году в оффлайн- и онлайн-форматах.

     «Уходящий 2020 год был для всех нас чрезвычайно тяжелым. Но мы справились. Иначе и не могло быть. Я хочу от всей души поблагодарить всех вас, всех жителей Свердловской области за понимание, терпение и доверие. Особая благодарность – нашим медикам.  Плечом к плечу, врачи, фельдшеры, медсестры, санитары, работники лабораторий и служб Скорой помощи противостояли и противостоят коронавирусной инфекции, спасают жизни и здоровье уральцев. Признавая огромные заслуги медицинского сообщества, объявляю 2021 год в Свердловской области Годом медицинского работника», — сказал губернатор.

     Подвиг медицинских работников и волонтеров велик как сегодня, так много десятков лет назад. Они доказали свою готовность жертвовать ради людей и их здоровья своими силами, временем, своими жизнями. Сегодня и президент, и губернатор подчеркнули заслуги медицинского сообщества. И как эхо этим словам звучат слова Маршала Советского Союза И.Х Баграмян после завершения войны 1941-1945 гг.: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быт названо подвигом. Для нас ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».

Тема: Вклад медицинских работников Сухоложья

Цель: раскрыть вклад медицинских работников в годы ВО войны и во время эпидемии коронавируса.

Задачи:

  • показать историю развития медицины в Сухоложье.
  • раскрыть особенности организации медицинской помощи в Сухоложье в годы войны.
  • показать вклад медицинских работников города Сухой Лог в борьбе с COVID-19.

Объект исследования: медицина в годы войны и в год борьбы с коронавирусом.

Предмет исследования: деятельность медицинской службы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в годы эпидемии коронавируса.

Актуальность темы заключается в высокой оценке работы медицинского персонала, в виду последних событий, их самопожертвовании во благо народа.

Глава 1 .Из истории развития медицины Сухоложья.

      Кто лечил людей в старые времена? Задайте этот вопрос нынешнему поколению Сухоложья, и вы получите мгновенный ответ, что этим занимались врачи. Человек боле старшего возраста заметит, что были времена, когда людей лечили знахари или бабки…Петр Ι, например, выписывал себе врачей из Германии, как и многие бояре,  а жителей Севера спасал от хворей шаман. Названий много, но суть одна- спасти человека, помочь ему избавиться от болезни.

      А когда же появились первые больницы, госпитали с настоящим врачами-грамотными и опытными? Нас конечно, в первую очередь интересует наш родной край. И как гласят архивные источники, они появились на Восточном Урале в начале 18 века на Каменском и Невьянском заводах. О первой больнице в нашем уездном центре сведений почти не сохранилось. Известно, что она появилась в начале 19 века, была оснащена по тому времени оборудованием и инструментом. В 1856 году она содержалась в порядке, имела 110 книг по медицинской тематике. К началу 20 века открыты были земские больницы в отдельных поселениях, в том числе  одна в селе Новопышминское на 5 коек. В 1870 году Н.Д. Андрущенко, крестьяне  П.Ф. Силкин и П.Г. Гурин взяли в аренду Курьинские минеральные воды и создали на их базе курорт. Им потребовался врач. Они пригласили жителя Камышлова А.И. Третьякова к себе на работу.  Александр Иванович занимался частной практикой, но на приглашение ответил положительно

     А затем более 10 лет в летнее время он лечил отдыхающих, изучал воздействие минеральной воды на организм человека. Об этом свидетельствуют его материалы, напечатанные в научных изданиях. Иногда за врачебной помощью к Александру Ивановичу обращались жители села Курьи, и он им не отказывал. Так что мы по праву можем назвать его первым врачом Сухоложья.

     Уездное собрание не раз рассматривало на своих заседаниях вопросы здравоохранения, и были задумки пригласить  в город трех врачей, а в каждую волость по одному фельдшеру, открыть в крупных поселениях сельские больницы.

     Однако, эта задумка не была осуществлена из-за нехватки средств. Врачей пригласили, старшему установили оклад в 3 тысячи рублей, а двум младшим – по 1200 рублей каждому. Фельдшеров пригласили всего шесть с оплатой от 240 до 300 рублей в год каждому.

Глава 2. Пламя войны.

2.1. Госпитали Сухоложья.

В годы Великой Отечественной войны Урал стал крупнейшей госпитальной базой глубокого  тыла. С первых же месяцев войны сюда направлялся на лечение большой поток тяжелораненых воинов, требовавших особо тщательного ухода и квалифицированной помощи. Придаваяя огромное значение организации лечения раненых, Государственный Комитет Обороны 22 сентября 1941 года принял решение «Об улучшении медицинского обслуживания раненых бойцов и командиров Красной Армии». На Урале с первых дней войны усилия медицинских работников и широкой общественности были направлены на развертывание широкой сети госпиталей. Под госпитали были отданы санатории, дома отдыха, поликлиники, лучшие городские здания, в том числе школы. По указаниям Обкомов ВКП (б)  госпиталям выделялась посуда, мебель, медикаменты, оборудование для лечебных кабинетов. К работе в них привлекались лучшие местные медицинские силы, а также врачи и ученые медики из эвакуированных на Урал лечебных учреждений и институтов.

    В конце 1942 года на территории Среднего Урала действовало 200 госпиталей, в нашем городе было четыре госпиталя, один из которых имел четыре отделения. Уже в перые месяцы войны сюда с фронта стали прибывать раненые. Размещали их в подготовленных корпусах следующих госпиталей:

  1.  эвако/госпиталь №2549 (головной), имел четыре отделения:

- отделение №1, хирургическое отделение больницы;

- отделение №2 – школа №1, «сталинская» ( в настоящее время школа №7);

- отделение №3, контора шамотного завода;

-отделение №4, контора цементного завода;

    2. эвако/ госпиталь №2554, санаторий «Глядены»;

    3. эвако/госпиталь №2555, курорт «Курьи»

4. эвако/госпиталь «3300 для войск НКВД (действовал с    29.12.1942г. по 06.02.1943г.).

В 1943 году госпиталь№2549 был переведен в Смоленск, а на базе оставшихся организовали новый, которому присвоили №5926.

Какая колоссальная работа была проведена в короткий промежуток времени по организации и подготовке госпиталей!

Эвакуационный госпиталь №2549 (головной) был сформирован УрВО МЭП -91 20.-7.1941года в Сухом Логу. Расформирован 03.07.1946 г. (госпиталь имел 4 отделения на 700 коек).

Эвакуационный госпиталь №2554 был сформирован УрВО МЭП-91 в июле 1941года в селе Глядены Сухоложского района на базе санатория «Глядены». Основание: госпиталь дополнительного формирования. Расформирован 01.03.1943 г. ввиду малого поступления раненых.

Эвакуационный госпиталь №2555 был сформирован УрВО МЭП-91 в июле 1941года в селе Курьи  Сухоложского района на базе курорта «Курьи». Основание: госпиталь дополнительного формирования. Расформирован 20.10.1945 г.

Эвакуационный госпиталь №5926 был сформирован УрВО  01.10.1943г. на базе госпиталя №2549, ушедшего на Запад. Работал до 19.07.1944года, затем убыл в г. Ворошиловград (г. Луганск, Украина).

Наравне с эвако/госпиталями в Сухом Логу были сформированы и полевые госпитали:

- госпиталь №1853 был сформирован 09.11.1941 года как общехирургический на 300 человек. Дислокация – п. Сухой Лог, больница. Убыл 20.11.1941г. на ст. хвойная Ленинградской области;

-госпиталь №2549 был сформирован как полевой в июле-августе 1943 года, полевая почта №24699. Убыл в августе-сентябре 1943 года в район г. Смоленска;

- госпиталь ИГ №3300 был сформирован НКВД УрВО в октябре 1942 года в составе особой Армии войск  НКВД. Дислокация – п. Сухой Лог, станция Кунара с 29.12.1942г. по 06.02.1943г.. Убыл по особому приказу;

- госпиталь №3342 был сформирован в период  с 29.12.1942г. по 06.02.1943г., который сразу же был отправлен на фронт в 70-ю армию (под Курск).

     А сколько  медицинского персонала за этими  сухими цифрами, сколько наших земляков медиков, а сколько с других территорий. Но всех их связывало одно-выполнить свой долг и внести свой вклад в Победу.

     В нашем школьном музее мы нашли сведения о жительнице микрорайона, которая была эвакуирована с госпиталем в г. Смоленск. Это Сажаева (Камаева) Анна Кирилловна. К сожалению, Анны Кирилловна уже нет в живых, но по записям –воспоминаниям мы многое узнали об этой женщине. В первые же дни войны отца Анны Кирилловны забрали на фронт, наступали тяжелые времена без кормильца. Аня тем временем, закончив 7 классов, пошла учиться в школу медсестёр, на годичные курсы. В августе 1943 года в Сухом Логу формировался госпиталь 2549 (полевая почта 24699). На станции Кунара стоял состав вагонов, в который погрузили кровати, столы, тумбочки, одним словом – оборудование госпиталей, находившихся в Сухом Логу Подбирались кадры врачей, медсестер, санитарок, в число которых вошла и Анна Кирилловна. Она вспоминает, как торжественно их состав провожали на фронт – играл духовой оркестр, пели песни. Ехали в теплушках, т.е. в товарных вагонах, спали на соломе, топили буржуйки... С трудом добрались до Смоленска на 8-й день после освобождения его от фашистов. С 20 сентября началось наступление наших войск, завязались ожесточенные бои – в госпиталь потянулись машины и обозы с ранеными. Не передать словами все трудности, с которыми пришлось столкнуться Анне Кирилловне, без отдыха, постоянно на ногах, да ещё постоянные стоны и крики солдат. А тут ещё вражеские самолеты летали. Трое суток с короткими передышками принимали и перевязывали раненых. Бывали случаи, что на носилки брали уже мертвых. А через какое-то время госпиталь перевели в город Каунас. Однажды в мае 1945 года ночью услышали крики , свист – Победа. И было все: и слезы радости, и поцелуи. Готовы были писать письма о своем возвращении домой, чтоб встречали. Опять товарные вагоны, но не домой нас везли, а на Дальний Восток. Началась война с Японией. Только зимой 1946 года Анна Кирилловна вернулась домой. За участие в борьбе с фашизмом она награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией».

А как работали наши госпитали? На  каких резервах держались? Что скрывалось за ежедневными  обходами, операциями? Многое мы смогли узнать из воспоминаний , архивных записей и литературных источников.

С первых же дней войны многих выпускниц медицинского училища Сухого Лога  призвали в военкомат и распределили по отделениям госпиталей. Молодые девушки, получившие только диплом, первым делом начали готовить здания и палаты для раненых:мыли стены и полы, дезинфицировали палаты, устанавливали кровати, гладили и раскладывали постельное белье. Вместе с тем учились перевязывать раненых и накладывать шины, гипс, проводились занятия по организационному приему раненых.

И вот первый эшелон с ранеными прибыл на станцию Кунара 13 августа 1941 года. Прибывших оказалось очень много, и распределяли их по степени тяжести ранения. Некоторые вагоны с ранеными перецепляли к маневренному поезду и отправляли к железнодорожным тупикам старого цементного завода и курорта Курьи, где тоже был, развернут госпиталь.

Ходячих раненых в пешем порядке уводили в деревню Глядены медсотрудники (а это не много ни мало более 10 000км), где на базе оздоровительного санатория был эвакогоспиталь №2554. Основная часть раненых доставлялась в город в четыре отделения госпиталя №2549.

   Раненых перевозили на единственной грузовой машине и лошадях в приспособленных повозках. Встречающие медики были  шокированы состоянием раненых: в вагонах лежали одни старики с бородами чуть не до пояса. Из-под шинелей и бушлатов торчали  сплошь косматые головы. Воздух в вагонах пропитался запахом крови и гноя. При виде бородатых, худых и стонущих раненых молодых медсестер охватывал страх, но выгружать надо было без промедления, ведь для доставленных минуты шли не на жизнь, а на смерть.  Некоторые тяжелораненые были без сознания, отчего казались в несколько раз тяжелее. Кто хоть немного мог шевелиться, старались помогать – подносили раненых к подъезду отделения на носилках, где уже подхватывали сотрудники и уносили в ванное отделение. Там всем делали первичную санобработку: мыли, стригли, и потом уже несли кого в перевязочную, а кого в гипсовую. В первые дни по прибытии эшелона работы для всех сотрудников было невпроворот, поэтому медсестрам и санитаркам, да и врачам приходилось оставаться при госпитале по 3-4 суток.  Тем более, что своих медицинских кадров в нашем городе катастрофически не хватало. Позже стали пополняться их ряды кадрами из эвакуированных областей Украины и Белоруссии. Надо отметить, что медицинский персонал выполнял и работу, не предписанную им. В осенне-зимний период начинался отопительный сезон. Носить дрова, топить тоже вменялось в обязанности. Но все могли.

   Смерть была рядом, и были потери. Умирали тяжелобольные, не могли обойтись без потерь. Были и трагический случайности: сопровождая выписанного до Свердловска, заместитель начальника госпиталя Н.Г. Назарова попала под маневровый поезд.  Ей отрезало обе ноги. Но тяжелая травма не сломила военного врача. Через год она встала на протезы и вернулась к своей работе. Давала консультации и соответствующие указания. Вскоре её перевели во время передислокации госпиталя в Ворошиловград.

    Часто в отделения приходили делегации с фабрик и заводов, вручали подарки, цветы по праздникам. С песнями, стихами, под руководством классного руководителя выступали в палатах школьники. Некоторые пионерские отряды брали шефство палатами, отделениями госпиталя.  Пионеры-шефы читали в палатах книги, под диктовку раненых писали письма, выслушивали их откровения и сами рассказывали о домашних делах, учебе. И раненые чувствовали заботу не только, кто их лечит, но и всех людей тыла, которые выполняли общую задачу по защите Отечества от врага.

    Чтобы организовать полноценный досуг раненых, был создан в медицинском коллективе драмкружок. Первой постановкой, которую показали фронтовикам, стала пьеса А.П. Чехова «Медведь». Первым маленьким концертом порадовали в августе 1941 года.  А постепенно в творческий коллектив стали вливаться  новые участники из числа медсестер, работников штаба госпиталя и, конечно, сами раненые. Среди них нашлись хорошие чтецы, любители песен, баянист, самодеятельные артисты, художник и даже танцоры. Были поставлены пьесы: «Злоумышленник», «Одна комната», «Хирургия», «Приемный день». Такой культурный настрой позволял создать позитивные взаимоотношения между ранеными, лечащими врачами, медсестрами и всем обслуживающим персоналом.

    Колоссальный вклад внесли наши медицинский госпитали в восстановление боевой способности нашей армии. В одном только госпитале №2555 «Курьи» лечилось более 5 тысяч раненых и больных. Фронт получил значительное пополнение из числа выздоровевших солдат и офицеров. А многие по  инвалидности остались здесь и обрели семью.

Глава 3. Сегодняшние герои в масках и белых халатах

  1. Возникновение и распространение вируса.

В истории было много случаев, когда эпидемия не раз уничтожала человечество. Она сеяла смерть по всему миру, в том числе и на территории современной России. В связи с возникновением неизвестного ранее мутирующего вируса, в обществе проснулся интерес к аналогичным событиям, имевшим место в прошлом. Первый из широко известных случаев произошел в середине XIV века. Европу захлестнула страшная болезнь - бубонная чума. Люди всеми возможными методами и средствами боролись против неё: выселяли больных, понимая, что только их  изоляция  может спасти остальных. Выживали только самые крепкие. Это сегодня мы понимаем, что речь шла о людях с высоким иммунитетом.  В 70-х годах в СССР вспыхнула эпидемия холеры. Оперативно был найден источник: советский художник, заразившийся  в Индии. Тогда сразу же изолировали всех пассажиров, прилетевших с ним в одном самолете. Это помогло быстро справиться с дальнейшим распространением болезни. Решающую роль сыграли в обоих случаях изоляция заражённых и оперативные действия медицинских работников. Последние не только изобретали вакцину, но и испытывали её на себе, рискуя своим здоровьем.  Аналогичная ситуация складывается и сегодня.

             Беда в нашу жизнь всегда приходит нежданно, как это случилось с COVID-19.В первые же месяцы болезнь буквально стала «косить» людей. Следя за  экраном телевизора за тем, как вирус стал истреблять людей в далёком китайском городе Ухань в конце 2019 года, каждый человек думал, что это его не коснётся. Однако болезнь стремительно стала распространяться, не чувствуя преград и границ. Несмотря на всевозможные меры и усилия, которые предпринимало наше государство по сдерживанию проникновения вируса в страну, первые случаи заражения в нашей стране, в частности в Москве, были зафиксированы уже к 31 января 2020 года. Охваченное пандемией, люди в недоумении разводили руками перед неизвестной вирусной инфекцией. Казалось, что Вселенная стоит перед угрозой, страшнее мирового терроризма и ядерной войны, и погружается в хаос. Успокаивало только то, что наша медицина заблаговременно начала готовиться к встрече со страшной болезнью, и, как следствие, с сравнительно минимальными потерями преодолела первую волну пандемии. Большое количество тяжелобольных в переполненных палатах и коридорах требовало от медработников проявления лучших профессиональных и человеческих качеств: терпения, выносливости и отваги. Врачи, фельдшеры, медсёстры, находившиеся в «красной зоне», и даже водители карет скорой помощи, как солдаты, включились в борьбу с врагом невидимого фронта, часто не зная ни отдыха, ни сна. Неделями не встречаясь со своими родными, они выходили на спасение жизни людей, рискуя при этом своей. Проводили сутки в инфекционных отделениях, работая в две-три смены подряд, подавляя в себе страх подцепить коварный вирус. Не зря ещё А.П.Чехов называл профессию врача подвигом: «Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов…Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически»[1,с.2]. Эти слова, как никогда, актуальны в данное время, когда во всем мире ведется непримиримая борьба с коронавирусом.

      Главный вывод, который я сделала, что сегодня врачи, которых по праву приравнивают к героям, рискуя собственной жизнью и здоровьем, каждый день совершают подвиги, спасая заболевших.

3.2. Тяжелые будни.

                Нагрянула беда и в родной город Сухой Лог. Несмотря на то что заразившихся было меньше, чем в Екатеринбурге и других городах области, тем не менее вирус постучался во многие дома. Всех охватил страх за родных и близких. Для того чтобы выяснить полную  картину происходившего в лечебных учреждениях, мы встретились с заведующей  ГАУЗ СО «Сухоложская РБ» -детская поликлиника – Коковиной Мариной Вячеславовной   и главным врачом  взрослой поликлиники- Веремеенко Мариной Климовной.

С самых первых дней удар приняли на себя сотрудники скорой помощи, где катастрофически не хватало людей. Регистраторы в смену обрабатывали до двухсот звонков, успокаивали людей по телефону, даже иногда сами делали назначения, жили, как в полевых условиях, не видя свои семьи подолгу. Первым делом нужно было организовать койко-места, провести реконструкцию приемных, организовать красную зону  и соблюсти все правил безопасности по работе с заболевшими COVID 19. Первые пять заболевших прибыли из Москвы на двухнедельный карантин. В течение  двух недель было организовано 50 коек  для больных новой вирусной инфекцией, в апреле по приказу было еще организовано 46 коек. Все они располагались в отделении хирургии, которая временно переехала на второй этаж терапевтического отделения. Была проделал огромная работа по  проведению  кислородной проводки в палаты, ведь инфекция сопровождалась проблемами с легкими, пневмонией.  В мае уже наше отделение превращается в ковид-госпиталь, так как открывается 96 дополнительных место для больных, приходится закрыть дневной стационар. В напряженном графике работы медицинского персонала находится время и для обязательного обучения  по работе с ковидбольными. Если во время первой волны трудности состояли в методах диагностики, правильном лечении при сопутствующих заболеваниях, то во время второй волны не хватало масок, костюмов. Большую помощь оказали руководство  Огнеупорный завод, ФОРЭС, Цементный завод – они закупали все необходимое и привозили в больницу, за что им благодарны.  Вот вроде и уже все налажено, процесс лечения и профилактики идет своим ходом, но тут новая трудность - начали заболевать врачи ( за время работы 129 медиков переболели ковидом).  Некоторых специалистов приходилось ставить на стационар, режим работы был напряженный из-за нехватки кадров. В город прибыл врач из Челябинска и других областей.  Из детской поликлиники начали забирать врачей. Помогали студенты и ординаторы. Веремеенко Марина Климовна особо отметила работу Ларисы Юрьевны Лигун – заведующей ковидгоспиталем,  Агофирова Музафара Камбаровича, Токарева Дмитрия Федоровича, Новожиловой Ольги Евгеньевны, Перширина Дениса Сергеевича, Леонтьевой Надежды Викторовны, Амирова Мурада Мухтаровича.

По статистике в Сухом Логу умер  41 человек с 2020, вылечилось 3908.

Со своими трудностями столкнулись и медицинские работники детской поликлиники. Об этом нам в интервью рассказала заведующая детским отделением  Марина Вячеславовна.  Конечно, первый удар с новой инфекцией они ждали на себя, ведь самыми незащищенными всегда остаются дети. Но как показала практика, вирус активно атаковал взрослых. Тем не менее, здоровые дети не приходили на прием, врачи сами посещали их на дому. Даже  узкие специалисты (хирурги, неврологи и т.п.) ездили на дом. Мед работников катастрофически не хватало, детское отделение было закрыто, а  дети до трех лет обслуживались дома и анализы брали  у них на дому. Статистика заболеваний детей за 2020-474 заболевших до 14357 в 2021г. В 2021 в настоящее время больных детей нет . В стационаре находится 1 ребенок.

Все дети которые болели в легкой форме вылечились .

Огромный вклад  внесли врачи детского отделения:  Новожилова Ольга Евгеньевна (дневной стационар),Несытых Марина Юрьевна(фельдшер), Завьялова Инга Владимировна , Шестакова Людмила Владимировна, Ковальчук Наталья Витальевна.

             

Всё вышесказанное убеждает нас в том, что истинную роль медиков в нашей жизни мы стали осознавать именно в условиях распространения коронавируса.

Заключение.

Наша исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что врачи и медицинские работники в трудные периоды ВО войны и  пандемии коронавируса были одними из главных, так как обладая сильным духом, они помогли остаться в живых многим людям. Их без сомнения можно назвать настоящими героями нашего времени.  В процессе работы я узнала много нового о подвигах медицинских работников города Сухой Лог. Несмотря на многочисленные проблемы и трудности, с которыми им пришлось столкнуться в тяжёлые времена. Они продолжают лечить людей самоотверженно и бесперебойно, выходя на смены даже с положительным диагнозом на коронавирус. Благодаря главным образом стараниям медиков во время карантина по коронавирусу жителям города удалось с минимальными потерями преодолеть первую и вторую волну.

На примере этих отважных людей хочется сказать, что медицинские работники-самые благородные, гуманные люди на земле, ведь они спасают жизни людей, продлевают существование всего человечества.

Список литературы:

  1. Госпитали Сухоложья. Авторы-составители: П.Ф. Моисеев, В.Ф.Сергеев. Издательство – Екатеринбург УГГУ, 2010-стр.392
  2. Сухоложье. Города нашего края. Авторы – Ю.П.Овечкин, Е.Ф. Григорьев и др. Издательство «Уральский рабочий», Сухой Лог, 199122стр.
  3. Сухоложье: история, люди, судьбы.-Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010.-с., илл. (серия «Города и веси Урала»).
  4. Труженики тыла – фронту. 1941-1945.Том 1. Сухой Лог. 2000г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Конкурсная работа на региональный конкурс для детей и педагогической общественности по творчеству В.П. Крапивина «Оруженосцы Командора».

Направление: «Та сторона, где ветер!»

Тема: «Летящие сказки В.П. Крапивина»

Жанр: отзыв

Автор: Прокина Доминика Александровна, ученица 7 класса

Руководитель: Михайлова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

Сухой Лог 2021

     Дорогой читатель, хочу поделиться своими впечатлениями о прочитанной книге В.П.Крапивина «Летящие сказки». Особенно меня покорила сказка «Летчик для особых поручений». Главный герой-Алешка, простой мальчишка, готовый из-за подарка на день рождения для Маши готов пуститься в необычное путешествие. Это произведение, конечно, сказка, ведь в ней много фантастичного: будка сапожника - справочное бюро, невероятное приключение-путешествие, несуществующие улицы и города. А с другой стороны, там много реального, близкого к жизни: драмкружок, красный уголок домоуправления, секция фехтования, отец-археолог, командировка по работе, вокзал и т.п..  

     С первого взгляда, это история о влюбленности в Машу. Ради необычного подарка – кораблика, Алексей вынужден отправиться в сказку, ведь кораблик унесло во время ливня. На помощь Алексею приходит Летчик для Особых Поручений, сказочный мальчик, того же возраста. Мальчишки становятся друзьями,  близкими после пережитых приключений. Летчик, не желая потерять друга, предлагает остаться Алексею в сказке, но влюбленный герой, решает вернуться к прежней жизни и вручить подарок девочке Маше. Но происходит непредвиденное - Подарок, ради которого Алексей совершил путешествие, не настолько и нужен имениннице. И это, на мой взгляд, настоящий удар. Ведь Алексей принес дружбу с Летчиком, близким по духу и интересам, в жертву своей симпатии! Алексей теряет всё… Но нет!  Алексею до слёз обидно, он зол, что так ошибся, и в это время, словно чувствуя его состояние, прилетает Летчик. Символично, что Алексей дает знак для посадки самолета Летчика буквой «Т». Мы и в начале сказки встречаем историю соседского мальчишки Валерки Яковлева, как он таким способом указал место для посадки самолету с неполадками в моторе. Алексей возвращается в Сказку.

     Главным  замыслом писателя в данной сказке показать истинные ценности, которые мы порой не видим сразу, как говорится «Что имеем-не храним, потерявши-плачем».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Областной конкурс сочинений

 В 2021-2022 учебном году

Направление: «Я-Читатель»

Жанр: Эссе

 Тема: «Нравственный ориентир»

Автор: Рахимжанова Зарина Толегеновна,

ученица 9 класса  МБОУ СОШ №6

Руководитель: Михайлова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №6

Сухой Лог 2021.

    На классном часу мы как-то разбирали, что такое нравственный ориентир. Честно, долго искала ответ для себя, а недавно прочитала стихотворение Н.А. Некрасова «Нравственный человек».      Была под впечатление.  И могу сейчас с уверенностью сказать, что прочитать это стихотворение полезно будет всем. Именно это произведение показало, что у каждого человека должна быть книга или произведение, которое  бы определяло  его  путь, выбор,  то есть формировали нравственный ориентир.

   Что же я полезного почерпнула из стихотворения Некрасова? Я для себя решила, что очень важно учитывать интересы окружающих нас родных и близких, не ставя на первое место свою выгоду. Не нужно мерить своими интересами выбор близкого человека, как бы ты ни был уверен в своей правоте. Решая за других, навязывая свое мнение, мы можем лишить себя многого: начиная от лишения общения с близкими -  до доведения до отчаяния и, в итоге, смерти дорогих нам людей.

   Все это очень хорошо выражено в произведении Некрасова «Нравственный человек».  Главный герой  убежден в своей высокой моральной ориентации  и делает мир вокруг себя таким, каким видел сам. Но почему же его моральные устои приводят к смерти окружающих? Может по тому, что его не интересовали чувства жены, им истерзанною  пороком и в конечном итоге  умершей от позора.   Может потому, что жизнь дочери, задумавшей убежать из-за любви с учителем, он решил связать насильно с  седым богачом, что привело к её увяданию и смерти.  Может потому, что близкого друга засадил в тюрьму из-за невозвраты долга. А тот, в свою очередь, не выдержал тюремного заточения и покончил жизнь. Может потому, что крепостной повар вздумал читать и иметь своё мнение, да при том ещё и высказывать свои рассуждения - как итог был высечен хозяином и не смог жить с таким унижение- утопился. Сколько смертей вокруг главного персонажа! А он со слезами утверждает, что никому не желал зла, и все умерли по своей вине!  

     Как? Как можно быть таким глупцом и не видеть, что именно он стал причиной гибели всех близких?  Наверное, именно это и хотел раскрыть Н.А. Некрасов, показав гражданский кодекс в извращенном понимании героя.  Ведь его  строгая  мораль ни что иное, как маска благонравия и морали! И как итог - он остается один в печали. К чему ведет слепая вера!?

   Разве важна мораль без нравственности? Нужно уважать и помогать близким , а не губить , ссылаясь на строгую справедливость.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Конкурсная работа на региональный конкурс для детей и педагогической общественности по творчеству В.П. Крапивина «Оруженосцы Командора».

Направление: «Под ветрами нам плыть…»

Тема: «Моё открытие В.П. Крапивина»

Жанр: эссе

Автор: Капустин Семён Павлович, ученик 8 класса

Руководитель: Михайлова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

Сухой Лог 2021

     «Мы открываем в дороге себя и друг друга!»…- именно эти слова Крапивина как нельзя точно характеризуют мое открытие многих его произведений. Именно по дороге чтения я открыл для себя внутренний мир таких же, как я ребят, как бы со стороны увидел жизнь мальчишек и окружающих взрослых.  Роман «Мальчик со шпагой» познакомил меня с юным борцом за правду и справедливость -  Серёжей Каховским. Первый вопрос после прочтения у меня был: « А есть ли в наше время такие мальчишки?». Наверняка есть. Не смотря на кажущуюся фантастичность в начале повествования, с каждой минутой я понимал о глубоко реальном,  но в то же время невероятно идеальном герое.

      Шестиклассник Сергей, обычный на первый взгляд ребенок, который имеет свои недостатки и достоинства. Но самая яркая и главная  его черта – нетерпимость к несправедливости. Он готов прийти на помощь в трудную минуту любому, даже незнакомому человеку. Я бы назвал его в какой - то степени современным рыцарем. Изначально мы знакомимся  с Сергеем - обычным пареньком, живет с папой, мачехой и сестренкой, учится средне-обычная жизнь. Но один переломный момент и главный герой раскрывается как ярый борец за справедливость. В клубе фехтования, Сергей не только осваивает  уроки мастерства боя, но и главные жизненные уроки- уроки благородства и чести. Многие не понимают такое рвение к всеобщей справедливости, например, дядя Витя. Он пытается убедить Сергея, что надо думать только о себе, а на несправедливость, которую встречаешь, просто закрыть глаза и пройти мимо. В.П. Крапивин во многом свой роман писал и для взрослых, ведь он показал, что многие из них злы и часто поступают не по совести. Но есть в романе и сторонники Сергея, поддерживающие его и друзей, воспитывающие в ребятах честь и справедливость. Это и Олег, руководитель дома пионеров, и Алексей Борисович, журналист. Весь роман держит меня в постоянном напряжении, ведь на глазах разворачивается  картина борьбы добра и зла. Борьба как внутри героев, стоящих перед выбором –пройти или помочь, сказать или промолчать, так внешняя борьба-встреча с бандитами в темном переулке, борьба с врагам клуба.  Меня поразил эпизод, когда хулиганы  отнимают ремни у фехтовальщиков «Эспады», и более слабый дерется отчаяннее других, до крови. На мой взгляд, это яркий пример проявления борьбы за то, что досталось тебе с трудом, отстаивание твоих ценностей.

     Читать о приключениях ребят было интересно и поучительно для меня. Ведь всё происходящее  с Сергеем и его друзьями показало, что есть в жизни ценности, которыми нельзя поступиться. «С какими?-  спросите вы. Это ценности морали и этики, отношения к жизни. Я увидел, что многие взрослые забыли- не всё можно купить и не всего можно добиться связями. Нужно помнить о начальных ценностях ЧЕЛОВЕКА – совесть, добро, справедливость, честность, достоинство и честь. А чтобы они не исчезали из нашей жизни, надо их постоянно подпитывать, совершать добрые поступки, уметь приходить на помощь, быть верным своим идеалам. Ведь каждый человек рождается «открытым», и только и мы решаем, каким нам стать, какие ценности нам ближе. Символичным является, на мой взгляд, и название произведения – «Мальчик со шпагой». А не обозначает ли эта шпага борьбу за светлое, чистое, человечное…?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэзия и поэты Сухоложья Презентацию подготовила – Новожилова Марина, ученица 9 класса Руководитель: Михайлова О.Н, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6.

Слайд 2

Галина Николаевна Вегова (Колотушкина) Родилась в г. Ирбит в 1929 г. 18 апреля. Закончила Свердловский педагогический институт. В 1956 году вместе с мужем переезжает в село Филатовское. Публиковалась в местных газетах и в коллективных сборниках «Живые родники». В 2002 году после неизлечимой болезни умерла. В 2007 году усилиями друзей Галины Николаевны вышел в свет посмертный сборник её стихов «Зеркало души»

Слайд 3

Мне сегодня светло и чуть грустно- Повзрослевшую дочь бужу, Обниму я головку русую, «С днём рождения, дочка!»-скажу. Отойду, оглянусь, прядь отброшу, Будто в зеркало лет взгляну И, себя узнавая прошлую, Головой удивлённо качну. «Будь здорова! - Твержу неустанно,- Будь счастливой, труда не жалей, К людям доброй, друзьями желанной, Будь надеждою светлой моей». Галина Николаевна с мужем Сергеем Алексеевичем

Слайд 4

Алексей Алексеевич Лешуков Родился в мае 1941 года в селе Ново-Пышма. Всё детство жил с дедушкой и бабушкой. В 14 лет переехал к родителям в посёлок бумажной фабрики. В молодости участвовал в художественной самодеятельности. Служил на границе в Закавказье. Стихи пишет с 2001 года, печатается в поэтических сборниках «Живые родники», «Уплывает время вдаль», местных газетах.

Слайд 5

Излучины Люблю, река, тебя за лёгкий бег, За шелест волн, за ласковые струи, Я огорчаюсь, мучаюсь, тоскую, Не видя долго твой зелёный брег. Люблю тебя за песенные разлив По тальникам серебрянных излучин, Где даже воздух изумрудно звучен, Под пенье птиц я здесь слагаю стих. Слова лучатся мягким, тёплым светом, От них душа молитвенно звенит, И сердце вдруг в волненьи застучит Как хорошо бывает мне при этом. Потом, Пышма, мы всё обговорим: Тебе одной прочту стихотворенье, Ведь это наше общее творение- Я без тебя не сладился бы с ним. Река Пышма (фото О.Н.Михайловой)

Слайд 6

Александр Соломонович Эйрих. Александр Соломонович родился в Саратовской области. Окончил педагогическое училище, в 50-х годах режиссёрский и музыкальный факультеты Заочного университета искусств в Москве и Московский Государственный инстститут культуры. С 1954 года живёт в Сухом Логу. Около 40 лет работал художественным руководителем в клубе завода «Вторцветмет». Дипломант и лауреат областных фестивалей авторского творчества. Он издал четыре сборника своих песен. В 2007 году вышел сборник избранных его стихов, песен, романсов. В 2013 году А.С.Эйриху присвоено звание «Почётный гражданин городского округа Сухой Лог»

Слайд 7

ОТКРОВЕНИЕ Поздний час. В окнах гаснут огни. Мы с тобой наконец –то одни. Завтра снова в поход тебя служба зовёт… Жаль, промчались счастливые дни. Предстоит нам разлука опять. Значит вновь волноваться и ждать. Будет трудно одной без тебя, мой родной, Но мне к трудностям не привыкать. Пусть в разлуе порой погрущу, Но уныние в дом не пущу: Без разлук нет и встреч. Будем чувства беречь! Радуга над Сухим Логом (фото И.Г.Гапанюк)

Слайд 8

Валентина Николаевна Мальми Валентина Николаевна родилась и выросла в Сухом Логу. После окончания школы №6 фабричного посёлка работала на заводе Вторцветмет. Затем был переезд в Москву,- учёба в Литературном институте, работа в одном из крупных московских издательств. Автор многочисленных публикаций стихов и поэм в периодике, коллективных сборниках и нескольких собственных поэтических сборников: «Отчизны звёздных кораблей», «Свободный день» и многие другие. Член Союза писателей России. На фото слева.

Слайд 9

СУДЬБА. На Урале жили в старом доме, но везло побольше, чем иным, если вырастали возле домен, рядом с полем- тяжко наливным. Ночью скорый поезд прогрохочет, утром прокричит бессменный кочет, пропоёт фабричная труба- мёртвого поднимет и упрочит! Вечером идёшь- томит укропчик, стадо прогоняют… Вот судьба! Вот судьба рабочего посёлка. Всё познать- от камня до просёлка, гнуть железо, запасать дрова… В огороде брошенная лейка, за окном гремит узкоколейка… Жизнь моя не так уж не права!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

"Вечная память павшим"

Руководитель проекта –  

Педагог-организатор

 МБОУ СОШ №6 г.Сухой Лог

 Михайлова Ольга Николаевна.

Адрес:624812 Свердловская обл.,

 Сухоложский р-он, с. Курьи,

ул. Свердлова 24-15.

Тел. 89068007867

2019-2020 учебный год.

Пояснительная записка

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Наш проект, который направлен на сохранение памяти поколений и формирование системы жизненных ценностей, активной гражданской позиции, мы считаем особенно актуальным.

Мы уверены, что при реализации проекта «Вечная память павшим» в  детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, гордость за свой народ, его историю, традиции, любовь к своей малой Родине, бережное отношение к историческому прошлому своего села.

Понимая, что сам по себе проект может не для всех быть значимым, мы видим его важность и в привлечении  самих учащихся в его реализации. Мы должны вовлекать их в совместную социально-значимую деятельность, на собственном примере показывать всю важность подобных мероприятий.

Обоснование актуальности проекта

Необходимость восстановления исторической памяти, уважительного отношения к историческому прошлому родного села, развитие гражданско-патриотических чувств.

Заявленная нами проблема – возможность восстановить забытые страницы исторического прошлого посёлка Фабрика г.Сухой Лог, сохранить связь между поколениями односельчан. Данный проект актуален именно для нашей школы ещё и потому, что ни одному из опрошенных в ходе анкетирования учащихся и подавляющему количеству педагогов ничего не было известно об участниках посёлка в  ВОв, об учителях школы, прошедших дороги войны.

Содержательная часть.

Цель проекта

Развитие у учащихся гражданско-патриотических качеств гражданина России, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа.

Задачи проекта:

  1. Собрать сведения о жизни и деятельности ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе работниках школы №6
  2. Восстановить историческую память, объединяющую  разные поколения жителей села.
  3. Привлечь как можно большее количество учащихся к сознательной добровольческой деятельности.
  4. Формировать активную гражданскую и социальную ответственность через позитивную систему нравственных ценностей.
  5. Формировать чувство уважения и благодарности к старшему поколению, историческому прошлому России, своей малой родины.
  6. Развивать детскую инициативность через различные виды деятельности.
  7. Вовлечь обучающихся в социально-значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность.
  8. Воспитывать  потребность в сознательной добровольческой деятельности на благо общества.

Основные целевые группы, на который направлен проект

Проект направлен на детей и подростков и другие социальные группы поселка Фабрика

Миссия проекта

Актуализация лучших нравственных качеств участников проекта – доброты, отзывчивости, деятельной помощи, патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому своей Родины.

Инициативная группа проекта

Координатор проекта/идейный вдохновитель

Михайлова О.Н., педагог-организатор МБОУ СОШ №6.

Партнеры проекта

              Смолянчук И.П. – директор школы;

              Лешукова Р.И. – председатель Совета ветеранов п. Фабрика

              Ельнякова Н.В. – директор ГБУ СИКМ г. Сухой Лог.

              Казанцев  С.Н.– индивидуальный предприниматель г. Сухой Лог

             

География проекта

 Данный проект реализуется на территории микрорайона Фабрика города Сухой Лог, в нем  задействованы все возрастные категории учащихся школы.

Содержание и механизм реализации проекта

Проект осуществлялся в четыре этапа: проектировочный подготовительный, социальная проба (основной) и заключительный.

Проектировочный этап – включает в себя определение темы и актуальности проекта, развитие идеи; определение круга социальных партнеров и получение их согласия на содействие, ресурсного потенциала, миссии проекта, нормативно-правовое обеспечение, составление примерного плана  - перечня социально-значимых, возможных для реализации дел, презентацию проекта потенциальным партнёрам;  сбор средств,  корректировке сметы расходов, списков участников проекта, приобретение материалов, необходимых для создания Стены Памяти; заключение соглашений с партнерами проекта.

Сотрудничество с партнерами позволило, в первую очередь, обеспечить приобретение необходимых материалов,  так как в данном проекте это самая затратная часть сметы; во-вторых, позволит использовать материально-технические ресурсы школы для проведения анкетирования, создания презентации о результатах проекта.

Этап подготовки к социальной пробе  -  состоял из  мероприятий, включающих в себя анкетирование, сбор информации, составление сметы проекта.

Собственно сама Социальная проба включала в себя создание и оформление  Сены Памяти

Заключительный этап – анализ полученных результатов и освещение значимых этапов  в СМИ.

Сроки реализации проекта

20 сентября - 20 февраля

План реализации проекта

Мероприятие

Дата

 проведения

Виды работ

Затраты

1

Проектировочный этап

Основная деятельность–  социальное проектирование.

 20-30 сентября

1.1.     Определение темы и актуальности проекта, развитие идеи. Анкетирование учащихся.

1.2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.

 1.3.  Определение ресурсного

потенциала.

1.4. Определение миссии проекта.

1.5.     Нормативно-правовое

обеспечение.

1.6. Составление примерного плана  - перечня социально-значимых, возможных для реализации дел.

1.7.Презентация проекта потенциальным партнёрам.

1.9.Корректировка сметы расходов на реализацию  проекта.

-

2

Этап подготовки к социальной пробе 

01 октября–

01 декабря

2.1

Составление документации, сопутствующей проекту.

01 октября -1 ноября

Согласование по оформлению и утверждению сопутствующей документации администрацией школы, партнёрами.

2.2

Оформление сменного информационного стенда о деятельности инициативной группы по реализации проекта.

02 ноября-10 ноября

Создание информационных материалов о ходе проекта

-

2.3

Сбор и уточнение сведений о ветеранах п. Фабрика

В течение всего основного этапа.

Проведение поисковой, исследовательской работы в ходе сбора биографических сведений.

-

2.4

Согласование эскиза стенда для Стены Памяти с партнёрами проекта.

14 ноября- 1 декабря

Обсуждение проекта и заказ стенда,  действия по обновлению фотоизображения.

8000 рублей

3

Основной этап Социальная проба

15 января-30 января

3.1

Распечатка информации и фото ветеранов, Оформление стенда, подготовка  дополнительного освещения Стены Памяти

В течение всего этапа

Проведение оформительских работ. (Приложение 2)

300 рублей

 +

800

рублей

4

Заключительный этап

3 февраля-20 февраля

4.1

 Анализ этапов реализации проекта.

3 февраля  –20 февраля

Анализирование этапов реализации проекта и доведение результатов до сведения администрации школы, партнёров, учащихся школы, односельчан. Составление отчётной информации, отображающей результативность и значимость проекта.

-

4.2

Освещение значимых этапов  в СМИ.

По результатам

Написание статьи в районную газету «Здравствуйте, друзья» и на сайт школы.

-

Итого

9100.00

рублей

           

 Итого потребность в финансировании составила  – 9100.00 рублей. Основную, материально-затратную часть проекта (изготовление и оформление фоторамок и стены), мы реализовали за счет средств партнёров проекта.  

Оценка результативности проекта

Количественные показатели

  • несомненно, проект востребованный, поскольку налицо актуальность проблемы;
  • большой охват участников  - проект рассчитан на  разные категории учащихся школы и жителей села;
  • в рамках проекта проведено несколько самостоятельных мероприятий, объединенных одной идеей.

Показатель социального развития личности

  • налицо динамика развития личности – учащиеся проникаются идеей сотворчества, любви к своей Родине, и четко идут к решению поставленных задач, налицо активность ребят, желание приносить пользу обществу, проявлять милосердие, уважение к старшему поколению односельчан, повышение уровня социальной успешности.

Показатели общественного мнения

  • социально-значимый эффект;
  • заинтересованность социальных партнеров – всем партнерам гарантировано размещение информации о них на информационном стенде проекта;
  • отклик в СМИ (районная газета «Здравствуйте, друзья») – ключевые моменты акции освещались в средствах массовой информации.

      Технологические показатели

  • уровень организации в целом и отдельных мероприятий очень высок,    т.к. накоплен опыт и имеется практика их проведения;
  • четкое и эффективное управление;
  • организационная культура участников.

      Экономические показатели

  • 100% результативность и значимость проекта;
  • привлечение дополнительных материально-технических ресурсов;
  • реалистичность бюджета и обоснованность затрат по проекту;

По окончании деятельности в рамках проекта в 2017-2018 учебном году предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его частичному продолжению в виде осуществления волонтёрской деятельности, т.к. поиск сведений о ветеранах нашего микрорайона еще не окончен. Стена Памяти будет расширяться новыми именами. Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдения социальных правил поведения в обществе; уважительное отношение подрастающего поколения к людям старшего поколения, к истории поселка, Родины, повышение социальной ответственности учащихся МБОУ СОШ №6.

Мы считаем, что выполнение подобного рода проектов будет само по себе являться воспитывающим фактором, что не должно не сказаться положительно на морально-нравственном облике каждого полноценного гражданина нашей страны.

Подготовительная работа в рамках проекта позволила поднять уровень членов школьного самоуправления и пройти участникам проекта все стадии социального закаливания.

Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в важности сохранения памяти об историческом прошлом их малой родины.

Жизнеспособность проекта

Привлечение учащихся школы к такому виду деятельности, как социальное проектирование, способствует гражданскому становлению личности, позволяет заняться социально- значимой деятельностью. Помимо конкретной деятельности, проект позволяет школьникам развивать социальную инициативу, создает условия для самостоятельного включения в жизнь общества. Этот проект – хороший способ социализации детей и подростков, их вовлечение в социально  - полезную деятельность.

Считаем, данный проект полностью реализован. В дальнейшем планируется лишь регулярно пополнять Стену Памяти силами волонтёров школы при поддержке со стороны социальных партнёров.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

                   Школьная научно-практическая конференция

(Секция – гуманитарная)

Исследовательская работа

Тема: «Имена двенадцати месяцев»

Автор:

Новоженова Яна Николаевна, 6 класс,

Авдейкина Вероника Борисовна, 5 класс                                                               Руководитель:                                                             Михайлова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6

                                                                 

                                           Сухой Лог, 2019

                                                     

 Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1………….…………………………………………………………….4

1.1 Наука  этимология………………………………………………………………….. 4

1.2 Этимологические источники……………………………………… …...4

1.3 Почему так называются месяцы……………………………………….. 4

1.4 Латынь и календарь……………………………………………....... …...7

Заключение…………………………………………………………….. ……8

Список литературы…………………………………………………………………..9

 

 Введение

        Русский язык – один из самых сложных школьных предметов.  Он требует внимания, аккуратности. Многие слова  в русском  языке для правильного оформления на письме  требуют запоминания.  Каждый день мы записываем в свои тетради дату. Часто учащиеся допускают ошибки при написании названий месяцев.  Происходит это потому, что ребятам до конца не понятны эти слова. Они для них «знакомые незнакомцы».

         Всем известна сказка  С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Сказка начинается так:

   - Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

- Двенадцать.

- А как их зовут?

- Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

  «А почему их так зовут?» -  возник  у нас вопрос. В большом толковом словаре С. Ожегова,  в учебнике русского языка не нашлось нужной, исчерпывающей информации.  Мы решили провести исследование, откуда появились в русском языке слова – названия месяцев и  что они обозначают.

 Гипотеза  мы предположили, что, знание  истории  слова, понимание его  истинного  значения, иллюстрации  сделает  слово  понятным, расширит  наш словарный запас.

Цель исследования   изучение  истории происхождения названий месяцев

Задачи исследования 

  • Определить, какие источники раскрывают историю появления  слов в русском языке.
  • Исследовать литературу по данной теме.
  • Расширить знания о русском языке

Практическая значимость  

  • Оформить презентацию по теме.
  • Создание этимолого - иллюстративного словарика «Двенадцать месяцев».
  • Выступление на школьной НПК

Объект исследования:  этимология названий месяцев.

Предмет исследования:  слова – названия двенадцати месяцев.

  Методы исследования: теоретический  (работа с литературой),   эмпирический     (беседа), наблюдение.

Глава 1

1.1 Наука этимология

          Слово "этимология" в переводе с греческого означает  "истинное значение слова".  Этимология – наука, изучающая  происхождение слов. Наука очень увлекательная, так как позволяет погрузиться в глубины истории языка, чтобы «вытащить» из этих глубин историю происхождения того или иного слова. Это настоящее путешествие в историю слов. Ведь у слов, как и у людей, есть своя история и своя судьба. Они могут иметь родственников и богатую родословную. А могут быть круглыми сиротами. Слово может много рассказать о себе: о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Этим и занимается наука этимология.

 1.2. Этимологические источники

      Для выяснения истинного значения слова, можно обратиться к этимологическому словарю. В настоящее время такие словари есть в печатном и электронном виде.

       В 1961 г. вышел «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской под редакцией С.Г. Бархударова. Словарь, изданный как научно-популярное пособие для учителя средней школы, содержит этимологическое толкование общеупотребительных слов современного русского литературного языка (3-е изд. М., 1975). Такой словарь есть в нашей школьной библиотеке.

       Много полезной и интересной информации можно найти в дополнительной литературе по русскому языку:

  • «Всё обо всём» (Популярная энциклопедия для детей), составитель:

Г. Шалаева

  • «К истокам слова», автор: Ю.В. Откупщиков
  • «Рассказы о русском языке», составитель: А.Е. Михневич

1.3  Почему так называются месяцы

      Давным- давно в Древнем Риме был разработан солнечный календарь, который состоял из названий, связанных с римскими богами, императорами и просто числами. Именно он и был принят за основу и вытеснил древнеславянский календарь, которым пользовались наши предки много столетий. Существуют разные версии почему это произошло, но основная из них — религиозная. Православная церковь стремилась всеми средствами искоренить язычничество и это сказалось на календаре, а поскольку Русь в те времена тесно контактировала с Византией, то и римский календарь, который она унаследовала от Западной Римской Империи пришелся весьма кстати. Однако, рассмотрим сами месяцы и их названия.

По сути основа календаря, состоящая из 12 месяцев сохранилась, единственное изменение коснулось начало года. У древних римлян первым месяцем был Март.

Март — происхождение названия

Март ( лат. Martius) получил свое название в честь римского бога Марса — бога войны. Римляне почитали данного бога и с приходом теплых весенних дней видимо планировались военные походы, отсюда и название.

Апрель — происхождение названия

Название Апрель происходит от латинского слова Aprilis — раскрытие. В этом месяце раскрывались почки на деревьях. Также существует другая версия происхождения апреля, от лат. apricus – согреваемый солнцем, солнечный. Впрочем, суть от этого практически не меняется.

Май — происхождение названия

Месяц май (Majus) назван в честь римской богини весны Майи. Римляне отождествляли Майю с италийской богиней Майестой, покровительницей плодоносной земли. В этом месяце данной богине приносили разнообразные жертвоприношения.

Июнь — происхождение названия

Июнь (Junius) – назван в честь богини Юноны. Покровительницы женщин и супруги Юпитера. Хотя бытует мнение, что название Июнь связано с первым римским консулом Юнием Брутом.

Июль — происхождение названия

Месяц июль (Julius) – назван в честь известного полководца и политика Юлия Цезаря, в принципе он и затеял реформу календаря. До этого месяц назывался «Квинтилис», что значит «Пятый».

Август — происхождение названия

Август (Augustus) свое название получил в честь императора Августа, который внес свои поправки в календарь. До этого месяц назывался «Секстилис», что значит «Шестой».

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь — происхождение названия

Здесь все просто. Данные месяцы просто соответствуют своему порядковому номеру в списке месяцев.

Сентябрь от лат. septem — седьмой Октябрь от лат. octo — восьмой Ноябрь от лат. novem — девятый Декабрь от лат. decem — десятый

Хотя следует заметить, что попытки придать номерам именные названия совершались неоднократно. Многие императоры стремились увековечить свои имена в названиях месяцев. Какое-то время существовали месяцы Tiberius, Antonius и так далее, однако они не прижились и со временем были преданы забвению.

Январь — происхождение названия

Январь (Januarius) назван в честь римского бога Януса. Да-да, тот самый двуликий Янус, бог всяких начинаний, соединявшим прошлое и будущее, хранитель входов и выходов. Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

Февраль — происхождение названия

Февраль (Februarius) от лат. Februa «праздник очищения». В данный месяц проводился обряд очищения, искупления грехов. Также название месяца связывают с этрусским богом подземного царства Фебрууса.

Это краткая информация для общего развития, если у кого-то есть желание более детально изучить данный вопрос — могу порекомендовать воспользоваться википедией и узнать о происхождении месяцев более подробно.

Что же касается древнеславянского календаря, то наши предки использовали следующие названия месяцев:

Сечень — от слова «сечь» – рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также «Просинец», по появлению синего неба после долгой облачности.

Лютый — Месяц метелей и морозов.

Березень — время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также «Сухий», по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень — месяц цветения.

Травень — месяц роста трав.

Червень — от слова «червь». Месяц собирания в садах и огородах насекомых-вредителей, в южных местностях время покраснения вишни.

Липень — месяц цветения липы.

Серпень — от слова «серп». Время жатвы.

Вересень — месяц цветения вереска.

Листопад — время пожелтения и начала опадания листвы.

Грудень — от слова»груда» — мерзлая колея на дороге.

Студень — название говорит само за себя.

1.4  Латынь и календарь

Римский календарь

В изложении «исторических сведений»  о месяцах мы часто ссылаемся на римский календарь. Названия месяцев происходят от латинских слов.  Почему это происходит? Язык Древнего Рима – латынь. Римская империя  сделала очень много для развития  европейской цивилизации. Основатель Рима Ромул, по преданию, был тем, кто установил месяц «декабрь», и повелел считать в нём 30 дней. Впоследствии Нума Помпилий в декабре считал 29 дней, и только Юлий Цезарь окончательно установил для декабря 31 день.

Юлианский календарь

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь решил реформировать календарь. Год приняли равным длине тропического - 365 дням и 6 часам. С 6 часами поступили известным образом – 3 года приняли по 365 дней, а четвёртый – 366.
         Год стал начинаться в
январе, а названия остались те же, что и были. Количество дней упорядочили следующим образом – все нечётные месяцы имели по 31 дню, а чётные по 30 (за исключением февраля, который имел 30 только в високосном году, а всё остальное время - 29).

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя. Действовавший в России календарь от «сотворения мира» (Коляды Даръ), заменил на летоисчисление от Рождества Христова  Пётр I  с 1 января 1700 года.

Григорианский календарь

      Григорианский календарь был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга, 4 октября стала пятница, 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 в григорианском календаре нет).

      Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., григорианский календарь  был введён в России. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней.

      Сейчас григорианский календарь стал международным. Сегодня в русском календаре, как и во многих календарях мира, год делится на четыре времени года. Далее каждое время года делится на три месяца. Всего в результате такого деления получается 12 месяцев.

 Заключение

              Мы  определили, что историю слов русского языка изучает наука этимология.  Ознакомились  с литературой  по данной теме. Материалы исследовательской работы помогли нам составить словарик 12 месяцев. С помощью словарика ребята  смогут ознакомиться с  произношением  имен месяцев, а главное узнают  историю их  названий.

     Названия месяцев, которые мы привела в своей работе, далеко не единственные. Есть ещё  хакасские названия месяцев. И у каждого названия своя  интересная история.

       Если вам не нравится учебный предмет, попробуйте найти в нём, что-то новое, неизвестное  для себя. Это поможет вам увидеть его положительные стороны, а возможно и полюбить уроки по этому предмету.

                                        Список литературы

1.  Шанский Н.М., Боброва Т.А.,  «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов» - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2001

2.  Кохичко А.Н.,  «Этимология в помощь орфографии» - Мурманск, 1995

3. Михневич А.Е.  ,   «Рассказы о русском языке» - Минск, 1985

4. Откупщиков Ю.В., «К истокам слова», - Москва,1986

5. Шалаева  Г.А.  «Всё обо всём» (Популярная энциклопедия для детей)