Из опыта работы

Анализ моей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ob_izuchenii_antichnoy_literatury.doc37 КБ
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

О нравственно-эстетических аспектах изучения античной литературы в школе.

Ступка Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ№2 г. Усть-Лабинска

 В современном мире, где технический прогресс получил бурное

развитие, оставив далеко позади духовные, нравственные искания общества, характерной тенденцией становится интенсивный рост его машинизированного интеллектуального сознания.

   В этих обстоятельствах огромное значение приобретает гуманитаризация образования, приоритет в школах гуманитарных дисциплин, способных воздействовать на эффективность учебно-воспитательного процесса и формирование нового мышления.

  Именно поэтому содержание, формы и методы преподавания литературы в школе, являясь началом нравственного, эстетического воспитания, приобретают огромное значение. Художественное слово расширяет эстетический кругозор человека, воспитывает его интуицию, которая лежит в основе всякого креативного труда, и которую нельзя заменить никакой машиной, даже самой совершенной.

 Изучение античной литературы в школе создает огромные возможности в   обогащении духовного потенциала учащихся, в формировании творческой личности.

   Роль всемирной литературы в интеллектуализации человека, развитии его креативного  мышления, укреплении научного мировоззрения и воспитании гуманистической направленности трудно переоценить.

  Задача изучения зарубежной классики выражается в том, что она помогает познать в художественных образах мир прошлого, оценить его красоту, гуманность, критически взглянуть на негативные стороны бытия, увидеть в изучаемом произведении отражение эпохи и собственную позицию автора.

     Об огромном воздействии произведений народной классики на формирование личности говорили выдающиеся деятели науки и культуры. «Мы одарены известными способностями, но своим развитием обязаны тысяче воздействий на нас великого мира…,признавался Гете. – Я за многое должен благодарить греков и французов; я бесконечно обязан Шекспиру, Стерну и Гольдомиту».

   А.С. Пушкин считал, что каждый образованный европеец должен «иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности».

Знакомя учащихся с художественными достоинствами лучших произведений античной литературы, важно делать акцент на нравственных, эстетических аспектах содержания этих произведений, на поднимаемых ими извечных вопросах о смысле бытия, о месте человека в обществе, о гармонии долга и чувства, о роли морали, разума, знаний …

  Вся современная культура, как западно-европейская, так и русская, построена на фундаменте античной культуры, в которой огромное место занимает мифология. Без знания древнегреческой мифологии невозможно постижение в полной мере и европейского, и русского искусства.

    Если исходить из этих предпосылок, представляется недостаточным объем изучаемых в школе произведений античных авторов.

    Необходимо отметить, что за последние несколько лет наметилась тенденция более глубокого изучения античной литературы в школе. В новых программах по литературе, например, для средней общеобразовательной школы  программе  Кутузова А.Г. предусматривается частичное знакомство с мифологией и жанрами античной литературы, с отдельными главами поэмы Гомера «Одиссея».

     Включение в программу 6 класса мифов народов древних славян, Древней Греции, Древней Индии, скандинавских стран и Северной Америки можно одобрить, но важно при этом избежать отрывочного, фрагментарного изучения этого материала в контексте мировой литературы, мировой художественной культуры. Знакомство с древними поэтическими сказаниями позволяет глубже проникнуть в мир нравственных и эстетических ценностей далеких эпох.

  Углубленное изучение античной мифологии, с которой начинается приобщение к античному искусству, предполагает правильное определение понятие «миф», которое имеет несколько разных толкований.

    Само слово «миф» заимствовано из греческого языка и обозначает «сказание», «повествование», «вымысел». Традиционное толкование сводилось к тому, что миф – это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека пыталась объяснить непонятные и грозные явления окружающего мира и найти ключ к овладению силами природы. Одним словом, мифы  воспринимались лишь как сказки о богах и героях. Словарь античности дает мифу следующее определение: «Это форма общественного сознания, возникшая в условиях сравнительно низкого уровня социального развития и отражающая в виде образного повествования фантастические представления о природе, обществе и личности».

     Между тем, по утверждению известного исследователя и историка античности А.Ф. Лосева, «миф есть сама жизнь», «миф есть само конкретное бытие», «миф есть реальность».

   То, что мифы о богах и героях имели своим источником реальную действительность, осознавалось еще в глубокой древности. Например, древнегреческий философ Эвгемер, живший в IVвеке до н.э., считал, что боги – всего лишь обожествленные современниками знаменитые люди, отличавшиеся от других своими способностями, героическими деяниями, умом…

    А наш современник Щербаков В.И., писатель и ученый, посвятивший ряд исследований Атлантиде, высказывает предположение, что олимпийские боги Древней Греции на самом деле являются потомками атлантов, працивилизации, существовавшей предположительно 12-15 тысяч лет назад, и о которой рассказал древнегреческий философ Платон.

   Более того, поверив в истинность содержания древнегреческих мифов, Щербаков в 70 – е годы пытается разложить «божественную амброзию», даровавшую бессмертие олимпийским богам, на составляющие ее химические элементы: теллур и три других, химические соединения которых в микродозах препятствуют окислению и полимеризации тканей тела и таким образом способствуют продлению жизни.

    По содержанию мифа о сыне бога солнца Гелиоса Фаэтоне, неудачно проехавшем на огненной колеснице отца по небосклону и вызвавшему на Земле многочисленные пожары, некоторые современные ученые-физики пытаются выявить причины прошлых глобальных катаклизмов на планете, а также вычислить сроки приближения к ней кометы Галлея.

     Сложно делать заключение о том, насколько реальны утверждения этих и других авторов столь смелых гипотез, ибо официальная наука не дает конкретного ответа. Но один из таких исследователей, наш соотечественник Генрих Шлиман, уверовав в реальность содержания гомеровских поэм, посвятил всю свою жизнь поискам легендарной Трои и раскопал-таки ее в конце прошлого века!

     Знакомство школьников с мифами народов мира в контексте мировой художественной культуры позволяет приобщиться к жизни предыдущих поколений, их мыслям, чувствам, представлениям об окружающем мире. И история литературы разворачивается в огромную панораму жизни человечества. Дети учатся мыслить планетарно, расширять свое сознание, что очень важно для нашей действительности, в которой человек, возомнивший себя царем Природы, пребывает в явной дисгармонии с окружающим миром. Между тем древние люди, греки, например, удивительно гармонично вплетались в окружающий мир, космос, ощущая себя его органичной частицей.

В заключение хотелось бы сказать, что античная литература - очень важная составляющая школьного курса литературы. Без подробного ее изучения невозможно воспитать лучшие человеческие качества, которые присущи героям произведений этого периода.

   

 



Предварительный просмотр:

Моей жизненной и профессиональной установкой стал девиз:

                                                « НЕ НАВРЕДИ!»

Воплощаю его в педагогической деятельности на следующих основополагающих для меня принципах:

  1. Создание условий свободы совместной с ребенком деятельности. 
  2. Изменение роли самого ребенка как объекта обучения и воспитания на роль субъекта деятельности. 
  3. Переосмысление и изменение своей роли учителя. 
  4. Осуществление педагогической деятельности только через систему, философски, психологически и методически обоснованную. 

Не вдаваясь за неимением времени в сложность философского и этического толкования слова «СВОБОДА», отмечу, что в моем понимании, «не навредить» человеку можно только уважая и оберегая его и свою свободу. Свобода – это право человека на выбор. Несомненно, надо сразу оговориться, что речь идет об относительной свободе, так как сама классно-урочная система в совокупности с нашей учебной программой является образцом несвободы. Но возможность выбирать условия существует всегда.

Пользоваться свободным правом ребенок сможет в том случае, если он из объекта образования станет субъектом как интеллектуальной, так и любой другой деятельности, содержание которой состоит из осознания мотивов познавательной задачи:

  1. Осмысления промежуточных результатов; 
  2. Стремление к достижению конечной цели. 

Меняется в этом случае не только роль ученика. В таком процессе учитель уже не является главным носителем знаний и «глашатаем истин вековых», а организует учебную деятельность класса на уроке и на занятиях во внеурочное время так, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими интеллектуальными и психологическими возможностями занимался выбранной им деятельностью.

 Мой небольшой педагогический опыт учит меня, что добиться результатов можно только через создание психологически и методически обоснованной системы. Смысл моей деятельности – из всей необозримой массы педагогических изысканий и находок, апробированных мероприятий отобрать то, что позволяет создать для ребенка ситуацию выбора, а для меня педагогическую систему, реализующую девиз «НЕ НАВРЕДИ!».

Схематично технология выглядит так:

  1. постановка целей для определенной учебной темы или внеклассного занятия; 
  2. обеспечение условий для самоконтроля ребенка в период его работы по достижению поставленной цели; 
  3. промежуточный диагностический контроль за продвижением ученика; 
  4. обеспечение коррекционной работы по результатам диагностики; 
  5. итоговый контроль и совместный с ребенком анализ полученных результатов; 
  6. совместное формулирование с учениками следующих целей. 

Данную систему можно разделить на два блока:

  Понятно, что разделение условное, когда в блок развития включается организация учебной познавательной деятельности ребенка, а блок защиты вбирает в себя задачи по обеспечению защиты жизни и здоровья ребенка, организации полноценного проживания его в условиях школы.

Блок развития обеспечивается за счет создания условий выбора ребенка в учебной деятельности. В применении к урокам русского языка это в подготовке так называемого учебного пакета.

 Учебный пакет ученика по теме включает в себя дидактический материал, тренировочные упражнения разной сложности и разного объема (выбор ребенка) с ключами для самопроверки, индивидуальные задания, задания для работы в паре и малых группах (5-6человек), диагностические (промежуточный самоконтроль) и  контрольные тесты.

  При изучении курса литературы 5-го класса в первом полугодии стоят такие учебные цели: иметь понятие о родах литературного искусства, познакомиться с понятием «сюжет» и «композиция» произведения, различать народную и литературную сказку.

   Для создания ситуации выбора при достижении этой цели я предлагаю различные виды урочной и внеурочной деятельности. Это и репродуктивные задания для освоения формулировок научных терминов на уроке и воплощению композиции и сюжета сказки в коллективных коллажах и составления центонов по сказкам Пушкина. На факультативных занятиях выпуски газет с самостоятельно написанными статьями в форме жанров устного народного творчества.  Классный час «Праздник осени», постановка самодеятельного спектакля по сказкам Пушкина и итоговый КВН между командой народной сказки «Репка» и литературной сказки «Знай-ка» даст возможность каждому ребенку выбрать свой вид деятельности.

  Блок развитие включает и систему дополнительного развития. Свободным не может быть необразованный человек. Чем меньше у человека информации об окружающем мире, тем больше ограничен его выбор. Чтобы выбрать между тяжелым роком и классической музыкой, надо хотя бы слышать то и другое. В следующей четверти мы будем выпускать ко дню Матери альманах, посвященный женщинам-фронтовичкам, «У войны не женское лицо», также выпустили буклет «Наши сказки». В этом году мы будем ездить в художественный музей на уроки «Азбука искусства», посещать драматический театр»…


Конец формы