Для коллег


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №24

Д О К Л А Д

На тему:

«Игры, развивающие познавательную активность в раннем возрасте»

Выполнила:

Беляева

Светлана

Николаевна

г.Ангарск 2014


Интеллектуальная сфера ребёнка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Экспериментирование ведёт к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. Самостоятельное экспериментирование дает ребёнку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действий.

 В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность детей.

Объекты, стимулирующие познавательную активность,

должны обладать следующими свойствами:

Новизна и неопределённость. Во-первых, такие предметы вызывают у ребёнка любознательность, что побуждает познавательную активность. Во-вторых, высокая степень неопределённости предполагает разнообразие познавательных действий, что обеспечивает широту и гибкость обследования предмета.

Достаточная сложность предмета. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребёнку, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия. При этом нужно отметить, что как слишком простые, так и слишком сложные игрушки способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определённых усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребёнка эффект.

Противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки.

Виды игр, развивающих познавательную активность:

1.Игры с самодельными игрушками.

Тряпичные игрушкиДля совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические, квадратные и т.д.) из тканей, различающихся фактурой и цветом. Наполнителями послужат манка, горох, песок, гречка, бумага, лоскутки и т.д. внутрь такой игрушки положите что-нибудь, издающее звук. Такие игрушки можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Погремушки из бутылок. Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок. Наполнить их разными материалами и плотно закрыть. 

2.Игры с магнитом.

Неожиданную, противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Взрослый выражает крайнее удивление тем, что монетки вдруг задвигались; дает потрогать движущиеся предметы и старается вызвать любопытство. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать ребёнку возможность повторить опыт.

3.Игры с красками.

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета.

Превращение воды. Взрослый добавляет в несколько баночек с водой разные краски. Обращает внимание ребёнка на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом – жёлтой и т.д. добавляет ещё той же краски, чтобы ребёнок убедился, что вода стала ярче. Следующий этап: смешивание красок разного цвета совместно с ребёнком. Малыш должен убедиться, что при смешивании получаются новые цвета. Если к синей добавить желтой, получится зелёная вода; если к красной  - синей, то получится фиолетовая.

4.Игры с водой.

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны. Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.

Наливаем – выливаем. 

1. Наливая поочерёдно маленькими стаканчиками воду в большую бутылку, взрослый наглядно показывает, сколько потребовалось жидкости для её заполнения. А если вылить воду вновь в стаканчики? Заполнятся ли они? И т.д.

2. Попробуйте вместе с ребёнком погружать в воду сначала пустую незакрытую бутылку, затем такую же бутылку, но с завинченной крышкой. Попросите ребёнка попробовать опустить бутылку ко дну и удержать.

3. Наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая с жидкостью, окажется под водой.

4. Опустите открытую бутылку под воду, пусть она наполнится водой. Затем медленно вытаскивайте бутылку горлышком вниз. Привлеките внимание ребёнка к происходящему.

5.Игры с бумагой.

Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой. В неё можно завернуть разные игрушки, старую ненужную бумагу можно порвать на мелкие кусочки и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолётики, кораблики, стрелы, изготовлять простые салфетки. С 2-х лет детей учат пользоваться круглыми безопасными ножницами. Работа эта – нарезание мелких кусочков из бумаги – приносит огромное удовольствие.

6.Игры с песком.

Такие игры чаще всего используют на прогулке.

7.Игры с тонущими и плавающими предметами.

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

Металл - обычная ложка или другие предметы.

Дерево - ложка, мисочка и пр..

Пластмасса - любые предметы или игрушки.

Резина.

Ткань - кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.

Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.

Губки разных размеров - поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирать ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Одна из традиционных и любимых забав малышей - игры с мыльными пузырями.

Материал: мыльница или любая мисочка, мыльный раствор, трубочки (соломинки).

Предварительная работа: педагог показывает: а) как дуть в трубочку, погруженную другим концом в мыльный раствор, и как производить при этом обильную пену; б) как пускать мыльные пузыри, слегка втягивая в трубочку мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки.

Основная задача. Вместе с детьми радоваться разноцветным летящим пузырям; дать возможность догонять и ловить их, чтобы дети убедились: при любом прикосновении пузыри лопаются.

Так же можно предложить малышам для экспериментирования:

Коробочки с секретом -  это  коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенал; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачно крышкой, сквозь которую можно увидеть что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.

Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет.

Игрушки с сюрпризом. В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз, выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колёсики («пульты», детские музыкальные центры), игрушки-головоломки (принцип их работ ребенок открывает сам в процессе маниипулирования), игрушки с сюрпризом.

Действуя с такими предметами, ребенок познаёт скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.



Предварительный просмотр:

Проведение инсценировок детских песен и потешек с детьми раннего возраста

Большое значение в развитии речи является знакомство с устным народным творчеством. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор.

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок – небылиц. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила,  что они помогут мне в развитии речи детей.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Интегрированные занятия с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут и т. д. Я стараюсь использовать словесные, наглядные, игровые методы. В работе применяю следующие методические приемы:

  • пальчиковая гимнастика (показ);
  • использование игрового  персонажа;
  • речевые (процесс говорения как образец);
  • инсценировка  (элементы игры – драматизации);
  • действенное участие детей.

В группе отведен художественный уголок, в котором есть альбомы: «Дымковская игрушка», загадки, раскраски «матрешки»; есть игрушки народных мастеров, дидактические игры. Весь материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти, взять, рассмотреть, потрогать, поиграть с народной игрушкой. Также есть театральный уголок, в котором представлены различные виды театра (пальчиковый, настольный, плоскостной, и т.д.).

Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей.  Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинала припевать, покачивая ее. Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка Белолапа (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети дружно просили ее: «Ты, собачка не лай, Белолапа, не скули». После такого короткого  обыгрывания  малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в дочки- матери, как бережно и с любовью они относились к своим куклам. Интерес к теме возникает у ребенка тогда, когда будет затронута его эмоционально – чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в организованную познавательную деятельность народных игр, песен, элементов драматизации, фольклора. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и т.д., в зависимости от того, о ком потешка.  Одной из эффективных форм работы с детьми по знакомству с устным народным творчеством, считаю различные досуги и развлечения. В инсценировках:  «Бабушки – забавушки», «У козленка день рождения», «В гости к бабушке», «Поиграем с ложкой» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.

Показ пальчикового театра «Жили у бабуси» дал детям положительный настрой, способствовал развитию творческих и речевых способностей детей.

Мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора. Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.



Предварительный просмотр:

Проведение инсценировок детских песен и потешек с детьми раннего возраста

Большое значение в развитии речи является знакомство с устным народным творчеством. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор.

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок – небылиц. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила,  что они помогут мне в развитии речи детей.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Интегрированные занятия с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут и т. д. Я стараюсь использовать словесные, наглядные, игровые методы. В работе применяю следующие методические приемы:

  • пальчиковая гимнастика (показ);
  • использование игрового  персонажа;
  • речевые (процесс говорения как образец);
  • инсценировка  (элементы игры – драматизации);
  • действенное участие детей.

В группе отведен художественный уголок, в котором есть альбомы: «Дымковская игрушка», загадки, раскраски «матрешки»; есть игрушки народных мастеров, дидактические игры. Весь материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти, взять, рассмотреть, потрогать, поиграть с народной игрушкой. Также есть театральный уголок, в котором представлены различные виды театра (пальчиковый, настольный, плоскостной, и т.д.).

Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей.  Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинала припевать, покачивая ее. Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка Белолапа (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети дружно просили ее: «Ты, собачка не лай, Белолапа, не скули». После такого короткого  обыгрывания  малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в дочки- матери, как бережно и с любовью они относились к своим куклам. Интерес к теме возникает у ребенка тогда, когда будет затронута его эмоционально – чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в организованную познавательную деятельность народных игр, песен, элементов драматизации, фольклора. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и т.д., в зависимости от того, о ком потешка.  Одной из эффективных форм работы с детьми по знакомству с устным народным творчеством, считаю различные досуги и развлечения. В инсценировках:  «Бабушки – забавушки», «У козленка день рождения», «В гости к бабушке», «Поиграем с ложкой» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.

Показ пальчикового театра «Жили у бабуси» дал детям положительный настрой, способствовал развитию творческих и речевых способностей детей.

Мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора. Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО»

                                                                                                                                             Подготовил:

                                                                                                                 воспитатель первой

                                                                                                                 квалификационной категории

                                                                                                                 Беляева С. Н.

2019


«Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО»

   Процесс социализации является одним из ключевых направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Начиная с младшего возраста воспитанников, педагоги стараются решить задачи социально-личностного развития детей при помощи различных методов и технологий, особенно важным вопрос социализации становится в старшем дошкольном возрасте перед выходом ребенка в школьную жизнь. Начальный социальный опыт общения с другими становится основой для развития личности ребенка, определяет особенности поведения человека в будущем, умения принимать и понимать других людей, степень его открытости миру.

   Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, с окружающими взрослыми людьми и сверстниками. В этот период ребенок активно накапливает свой первый опыт самостоятельных, социально-ориентированных поступков, делает первые шаги в освоении принятых в обществе этических норм и правил. Социальное развитие рассматривается многими исследователями как центральное направление образовательного процесса в дошкольном учреждении. В результате правильно выстроенного педагогического процесса, направленного на социально-личностное развитие детей, у дошкольников формируется начальная социально-коммуникативная компетентность, проявляющаяся в готовности детей решать задачи сотрудничества, проявлять эмпатию, взаимопонимание и доброжелательное отношение ко взрослым и сверстникам. Такой результат можно достичь только при четко спланированной педагогической работе, начиная с младшего дошкольного возраста, при соблюдении необходимых условий организации педагогического процесса.

   Понятие «социализация» можно определить как овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоения общепринятых норм. Благодаря высокой восприимчивости детей дошкольного возраста к усвоению социальных норм и правил поведения, которая основана на подражании значимым взрослым, а также быстрому усвоению нового материала из-за пластичности нервной системы,  в дошкольном возрасте создаются благоприятные возможности для успешного социально-нравственного воспитания и развития личности ребенка.

Личность ребенка развивается, меняется под влиянием других людей, которые его окружают, приспосабливается к выполнению обязанностей в социуме, отвечает за свои поступки, за свое поведение. Данный процесс носит название "социализация". Главная задача социализации - передача обществом культуры, социально-исторического опыта, ценностных ориентаций, усвоение правил и норм поведения.

   По определению И.С.Кона, социализация - это  «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества», с точки зрения А. В. Мудрика социализация — это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром». Неотъемлемым показателем социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является проявление социальной активности ребенка, без которой невозможно появление новых личностных преобразований. Социальная активность рассматривается как готовность личности к социальным действиям в сфере социальных отношений (М.И. Рожков), как нравственное и творческое выполнение личностью социальных функций (Т.С. Лапина). Именно активное, творческое начало в освоении общепринятых норм и правил, в отношении со взрослыми людьми и сверстниками является важнейшим условием эффективного процесса социализации детей дошкольного возраста.

     В ФГОС ДО вводится понятие «позитивной социализации» дошкольников, для которой приоритетным становится эмоциональный комфорт воспитанников в процессе обучения в дошкольной образовательной организации, развитие социальных навыков у детей, а также коммуникативной компетентности, которая выражается в наличии трех компонентов: коммуникативные знания, умения, способности.

   Основное внимание педагоги и специалисты ДОО должны обратить на эмоциональное благополучие ребенка в группе дошкольного образовательного учреждения, его умение активно вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками на основе понимания их чувств и переживаний, ориентировку в нравственных нормах и правилах, позитивное отношение к себе.

   В раннем детстве ребенок в совместной деятельности со взрослыми осваивает основные предметные действия, в то же время поведение взрослых, характер их отношений  собой, способы их действий, манеры становятся образцом для подражания. В раннем детстве ребенок еще не осознает роль взрослого, также нет осознания самого себя, еще не усвоены нормы и правила поведения, принятые в обществе. Но уже на стыке раннего и дошкольного возраста ярко проявляется стремление у ребенка к самостоятельности, возникают собственные желания, которые осознаются им. Взрослый человек является образцом для ребенка, который постепенно начинает действовать «как большой», ему хочется подражать взрослым, их действиям, отношениям. Именно это стремление становится основой всех новообразований в социально-коммуникативном развитии ребенка.

     ФГОС ДО определяет основные задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

   В младшей группе социально-коммуникативное развитие проходит при максимальной поддержке воспитателя, который наравне с родителями воспитанников выступает в качестве образца и эталона для усвоения этических норм и правил для детей младшего дошкольного возраста. В то же время ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим его людям, в его развитии значимую роль начинает играть общение со сверстниками.

  В ходе реализации процесса социализации детей младшего дошкольного возраста решаются следующие педагогические задачи:

- придание отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительной направленности;

- поддержка и развитие стремления ребенка к общению;

- обогащение личного практического опыта ребенка;

- постоянное приучение ребенка к положительным поступкам;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние других людей;

-освоение способов взаимодействия со сверстниками в повседневном общении и в игре;

- выполнение элементарных правил культуры поведения в детском саду.

   Основными методами работы с детьми младшего дошкольного возраста над социально-личностным развитием могут быть жизненные и игровые ситуации, различные инсценировки с игрушками, театрализованная деятельность с дальнейшем обсуждением поступков главных героев, совместная деятельность со взрослыми и сверстниками, наблюдение за действиями и отношениями взрослых людей, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры. Важнейшим условием эффективного социального развития становится создание благожелательной, комфортной психо-эмоциональной обстановки в группе детского сада, ощущения безопасности у ребенка. В результате усвоения социальных норм и правил в младшем дошкольном возрасте, ребенок научится доброжелательному отношению к взрослым и сверстникам, станет социально активным: младший дошкольник любознателен, охотно начинает общение по различным поводам, быстро преодолевает негативное настроение, повторяет одобренные действия.