Проект "Веселый оркестр" (Долгосрочный)

Петренко Алла Владимировна

В рамках национального проекта принимала участие в реализации муниципального проекта «Успех каждого ребенка».

Тема моего проекта «Веселый оркестр» (Дети 5-7 лет) – долгосрочный.

 

 

Новизна:

Изготовление самодельных музыкальных инструментов, а затем использование их в различных видах деятельности (концертах, в театральных и кукольных постановках, музыкальное сопровождение сказок и рассказов в свободное от занятий время и т.д.) дает полет фантазии детям в выражении чувств и творческих начинаниях. Происходит гармонизация детско-родительских отношений путём организации совместной проектной деятельности.

Игра на нетрадиционных музыкальных инструментах – развивает интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения. Экспериментируя со звуком, имеют свою точку зрения регистрового, тембрового звучания, имеют возможность выбирать инструмент, исходя из услышанного музыкального сопровождения и сравнивать особенности звукоизвлечения, т,к, на этих музыкальных инструментах звукоизвлечение, порой, несет широкий диапазон возможностей.

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «МЕЧТА» П.ПАНГОДЫ»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕЧТА» П.ПАНГОДЫ»)

                                 

.

Музыкально- познавательный творческий проект

«Веселый оркестр»

Старший дошкольный возраст

6-7 лет

 

         

 

п.г.т. Пангоды,

2019 год

Содержание

1.Пояснительная записка_________________________________________________3

2. Актуальность______________________________________________________________3

3. Проблема____________________________________________________________4

4. Гипотеза_____________________________________________________________4

5. Краткое описание проекта______________________________________________5

6.Учебно-тематический план______________________________________________5

7. Цель и задачи проекта__________________________________________________7

8. Этапы проекта________________________________________________________8

9. Работа с родителями__________________________________________________9

10. Работа с воспитателями_______________________________________________10

11. Работа с детьми______________________________________________________10

12. Тематически перспективное планирование_______________________________10

13. Результаты проекта___________________________________________________14

14. Материально-техническое обеспечение, оборудование и атрибуты____________15

16. Программно-методические ресурсы______________________________________15

Итоговый этап IV

17. Итоговый этап проекта_________________________________________________16

18.Краткое описание проекта _______________________________________________17

19. Работа с родителями____________________________________________________18

Итог проектной деятельности________________________________________________19

«-Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок –

музыкантом или врачом, учёным или рабочим,

задача педагогов – воспитывать в нём

 творческое начало, творческое мышление».

Карл Орф

Пояснительная записка.

      Давайте спросим себя: что будет делать ребёнок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмёт и начнет изучать –  звенеть им, ударять по нему, доведя до полного изнеможения педагога. Затем ребёнок будет бегать с ним и прыгать. И это всё не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край.  Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении –        в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

       Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучание различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм).

      Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая лёгкость игры на шумовых ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё –  к простейшим импровизациям.

         В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы. Кроме этого музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, внимание, сосредоточенность, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей. Особый акцент надо выделить на элементарном музицировании в старшем дошкольном возрасте. Так как игра в оркестре даёт положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей: прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности.

       Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям нравится играть те же самые произведения, которые слышит на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Актуальность:

Актуальность проекта подтверждается тем явлением, что дети повсюду слышат лишь развлекательную музыку, или музыку, которая не несет в себе духовных ценностей. Таким образом, я хочу восполнить недостаток информации по этому вопросу, а также вызвать интерес к высокохудожественной музыке.

В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.

Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, я увидела и услышала, что многие не умеют использовать музыкальные инструменты по своему прямому назначению.

Как показывает практика, объем времени, отведенный на реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Музыка» не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

С этой целью разработан проект «Веселый оркестр» для детей 6-7 лет. Данный проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального творчества.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Проблема:

В современном обществе, где материальные ценности зачастую главенствуют над духовными, важно обратить внимание детей на богатство окружающего мира и помочь детям познавать мир через музыкальные звуки.

Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.

Нужно дать почувствовать ребёнку, что его окружает мир разнообразных звуков, а музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом. Дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, коснуться струны, извлечь из нее звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача взрослых – дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.

Существует много путей всестороннего развития детей, развития у них творческих способностей, эмоциональности, мышления, личностных качеств, духовного мира, способности импровизировать. Важнейшим средством формирования этих качеств является музыка.

На занятиях нет возможности уделять достаточно времени игре на музыкальных инструментах. Заинтересовать каждого ребенка, объяснить и научить помогает кружковая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, которая развивает у дошкольника умение слушать, чтобы не только научиться слышать и понимать, воспринимать музыкальное искусство, но и другие виды искусства: живопись, литература и т.д. Так же кружковая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах помогает научить услышать звуки природы, окружающие его звуки. Для этого необязательно профессионально обучать каждого ребенка, необходимо лишь дать возможность «пройти» ребенку весь путь возникновения музыкальных звуков увлекательно, весело, в игре.

Экспериментирование – очень интересный и доступный дошкольникам путь познания. Со своими детьми я пробую экспериментировать со звуками. И в этом мне помогают идеи и разработки из парциальной программы «Звук – волшебник» автора Т.Н. Девятовой, это дает огромный простор для творчества, для достижения главной задачи – научить детей слушать и слышать.

Гипотеза:

Игра на музыкальных инструментах – один из важных видов деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально - ритмическими движениями.

Применение детских музыкальных инструментов и музыкальных игрушек (на занятиях, на утренниках и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, воображение, стремление к достижению цели.

Новизна:

Изготовление самодельных музыкальных инструментов, а затем использование их в различных видах деятельности (концертах, в театральных и кукольных постановках, музыкальное сопровождение сказок и рассказов в свободное от занятий время и т.д.) дает полет фантазии детям в выражении чувств и творческих начинаниях. Происходит гармонизация детско-родительских отношений путём организации совместной проектной деятельности.

Краткое описание проекта:

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада.

Всего в проект будут вовлечены 15 детей подготовительных групп, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели группы и другие педагоги МДОУ.

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании. И как вершина творческого достижения – их участие в музыкальных тематических праздниках, а также в музыкальной сказке для младших воспитанников детского сада с озвучиванием музыкальными инструментами главных героев – жителей леса «Весенний ветерок» с игровыми и творческими заданиями.

Вид проекта: музыкально-познавательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный: сентябрь 2019г. – апрель 2020г. (8 месяцев).

Учебно-тематический план:

Название темы

1 акад.час

сентябрь

Закрепление выученных пьес. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

1

«Ах, вы, сени» рус.нар.мелодия

1

«Неаполитанская песенка» (повторение)

1

«Полька» латв. нар. мел.

1

октябрь

Закрепление выученных пьес. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

1

«Ах, вы, сени» рус.нар.мелодия

1

«Неаполитанская песенка» (повторение)

1

«Полька» латв. нар. мел.

1

ноябрь

Закрепление выученных пьес. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

1

«Ах, вы, сени» рус.нар.мелодия

1

«Неаполитанская песенка» (повторение)

1

«Полька» латв. нар. мел.

1

декабрь

Закрепление выученных пьес. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

1

«Ах, вы, сени» рус.нар.мелодия

1

«Неаполитанская песенка» (повторение)

1

«Полька» латв. нар. мел.

1

январь

Закрепление выученных пьес. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

1

«Ах, вы, сени» рус.нар.мелодия

1

«Неаполитанская песенка» (повторение)

1

«Полька» латв. нар. мел.

1

февраль

Закрепление выученных пьес. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

1

«Ах, вы, сени» рус.нар.мелодия

1

«Неаполитанская песенка» (повторение)

1

«Полька» латв. нар. мел.

1

март

Закрепление выученных пьес. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

1

«Ах, вы, сени» рус.нар.мелодия

1

«Неаполитанская песенка» (повторение)

1

«Полька» латв. нар. мел.

1

апрель

Закрепление выученных песен. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

1

«Ах, вы, сени» рус.нар.мелодия

1

«Неаполитанская песенка» (повторение)

1

«Песенки-шумелки» (картотека муз. игрового материала)

1

Всего академических часов

32

Длительность одного музыкального занятия: 30 мин.

Тема проекта: «Развитие активной музыкально-творческой деятельности детей с помощью нетрадиционных музыкальных инструментов».

Название итогового мероприятия: дистанционный флешмоб «Мы живем и не скучаем. Песенки поем, в инструменты звонко бьем. Сами их изготовляем с ними весело играем», на тему «Развитие активной музыкально-творческой активности с поиощью не традиционных музыкальных инструментов».

Форма итогового мероприятия: Дистанционный видео Флешмоб воспитанников детского сада и их родителей.

Продукт проектной деятельности: активное взаимодействие родителей воспитанников детского сада с музыкальным руководителем и педагогами детского сада. Участие родителей, их заинтересованность в нетрадиционном подходе к музыкальному детскому творчеству. Участие в праздниках, собраниях, мастер классах, изготовление нетрадиционных музыкальных инструментов, пополнение групповых музыкально-творческих центров.

Создание видео презентации на тему «Музыкальный «СИДИМДОМА»; видеоклип «Мы живем и не скучаем – песенки поем, в инструменты звонко бьем. Сами их изготовляем, с ними весело играем»; картотека ритмических песенок «Песенки-шумелки», фотоколлаж «Нетрадиционные музыкальные инструменты», их изготовление; методические разработки: «Детский оркестр в МДОУ в соответствии с ФГОС ДО», по программе «Звук-волшебник» автор Т.Н. Девятова; написание Календарно-тематического плана кружка «Веселый оркестр» (первый год обучения)

Руководитель проекта: Музыкальный руководитель Петренко А.В.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет; их родители; педагоги МДОУ, музыкальный руководитель.

Образовательные области: в данном проекте осуществляется интеграция всех областей: художественно-эстетического, речевого, познавательного, социально-коммуникативного и физического развития.

Формы работы:

Организация работы проводится по трем направлениям:

1.групповая и индивидуальная работа с детьми;

2.взаимодействие и просветительская работа с родителями;

3.взаимодействие педагогов ДОУ.

Цель проекта: активизация инициативы и творческих способностей дошкольников через игровые моменты; расширение общего кругозора; приобщение к музыкальному искусству.

Задачи проекта:

Обучающие:

1.Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

2.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

3.Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.

4.Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

5.Уметь слышать свою партию в многоголосной фактуре.

6.Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.

7.Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.

8.Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению музыкальных инструментов.

9.Формировать слуховые и телесные ощущения равномерной ритмической пульсации.

10.Учить овладевать простейшими ритмическими рисунками и навыками импровизации.

11.Учить понимать музыку, слышать ее в окружающей природе.

Развивающие:

1.Развивать тонкость и чуткость музыкального слуха, творческую фантазию, ассоциативное мышление и воображение.

2.Развивать чувство ритма и тембрового слуха.

3.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

4.Развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

5.Развивать инициативу, активность, креативность в игре на музыкальных инструментах.

6.Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, и ее образы.

7.Развивать творческое воображение посредством игры на музыкально-шумовых инструментах.

8.Раскрывать музыкальные и творческие способности через игру на детских музыкальных инструментах.

Воспитательные:

1. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма,

ответственность, дисциплинированность.

2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

3. Воспитывать коммуникативные качества и толерантность ребенка.

4. Воспитывать доброе и бережное отношение ребенка к окружающему миру.

5. Воспитывать любовь к музыке, к музыкальным инструментам.

6. Учить детей чувствовать и понимать красоту музыки, передавать её в игре на детских музыкальных инструментах, соответствующих характеру музыки.

Программные задачи:

«Социально-коммуникативное развитие»

- развитие у детей коммуникативных навыков посредством взаимодействия со сверстниками в совместных играх, музыкально-ритмической деятельности, музицировании;

- формирование уважительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;

- объединение детей и педагогов в единый дружный коллектив в процессе совместного проживания одного музыкального образа, настроения.

«Речевое развитие»

- развитие разговорной речи посредством рассуждения о музыкальных инструментах;

- расширение словарного запаса детей;

«Художественно-эстетическое развитие»

- формирование и развитие эстетического вкуса и расширение кругозора;

- обогащение слухового, двигательного и эмоционального опыта посредством использования лучших образцов русского музыкального фольклора и шедевров классической музыки;

- демонстрация детьми умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях;

- стимулирование эмоциональной отзывчивости, повышение интереса у детей к музыкально-ритмической деятельности, к игре на музыкальных инструментах.

«Познавательное развитие»

- обобщение знаний детей, полученных в рамках проекта «Волшебный мир звуков»;

- развитие метроритмического чувства у детей;

- развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах;

- формирование и развитие чувства ансамбля;

- развитие основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

«Физическое развитие»

- создание условий, побуждающих детей к двигательной активности;

- развитие мелкой и общей моторики у детей;

- оздоровление детей посредством использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапия, логоритмика, активная релаксация).

Этапы проекта:

Проект состоит из 4-х основных этапов:

I этап

Информационно-аналитический

II этап

Подготовительный

III этап

Практический

IV этап

Контрольно-аналитический

I этап. Информационно-аналитический (первая неделя сентября)

На первом этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно–информационная компания.

1. Анализ воспитательно-образовательной работы и проведение «Экспресс-анализа и оценки музыкальной деятельности детей».

2. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.

3. Диагностика музыкальных способностей детей на начало учебного года.

II этап. Подготовительный (вторая неделя сентября)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Постановка цели, поиск форм реализации проекта. Сбор информации, материала, заинтересовать детей, мотивировать детскую деятельность.

Составление обоснованного плана действий. Разработка всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта, организация развивающей предметной среды.

Разработать сценарий детского мероприятия. Поддержать у родителей потребность в совместной творческой деятельности.

1. Подбор литературы по вопросам организации детского музицирования.

2. Подбор стихов, рассказов, загадок, музыкального материала.

3. Организационное занятие.

III этап. Практический (сентябрь – март)

Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности.

Проведение занятий с детьми. Оказание помощи в решении индивидуальных задач развития. Продолжать закреплять и формировать у детей разнообразные знания, умения, навыки.

Музыкальный руководитель проводит тематические, доминантные занятия с использованием технических средств, что обогатит воспитанников эстетическими впечатлениями (с учетом возрастных особенностей их развития и интересов), даст возможность к самовыражению в музыкальной деятельности и привнесёт в их жизнь радость.

1.Обучающий процесс в виде занятий кружка по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах (1 раз в неделю – 36 занятий в год).

2.Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью в группе (осуществляется воспитателем).

3. Взаимодействие с родителями воспитанников.

4. Взаимодействие с педагогами и сотрудниками МДОУ.

Практический этап состоит из тематических разделов:

«Знакомство с инструментами и оркестрами» - продолжать знакомство с различными инструментами, историей создания, с видами оркестров.

«Элементарные музыкальные знания» - уметь различать звуки по высоте, длительности, динамике, уметь проигрывать определённые ритмические рисунки, использование музыкально-дидактических игр.

«Игра на музыкальных инструментах» - обучение приемам игры на различных детских музыкальных инструментах, разучивание музыкальных партий, умение играть в ансамбле (оркестре), музицирование.

«Творческое задание» - инструментальная импровизация, изготовление музыкальных инструментов «своими руками», озвучивание сказок, танцевальные и песенных композиции с инструментами и т.д.

Проведение концертной программы для младших дошкольников «Весело живем – песенки поем».

IV этап. Контрольно-аналитический (апрель)

Итоговый, включающий в себя проведение заключительного дистанционного мероприятия «Дружно весело живем-звонко песенки поем».

Коллективная реализация проекта, совместная работа детей с родителями в семье с педагогом в онлайн занятиях, самостоятельное закрепление приобретенных умений и навыков, составление видео файлов и монтаж видео презентации «Мы живем и не скучаем. Песенки поем, в иснструменты звоко бьем. Сами их изготовляем, с ними весело играем!»

Создание видео материала с презентации и фотоколлажем на тему «Развитие активной музыкально-творческой деятельности с помощью музыкальных инструментов».

Проведение детских праздников с использованием в музыкальных номерах нетрадационных музыкальных инструментов «День матери», «Новогодние приключения», «Очень маму я люблю для нее я вам спою».

Дети участвуют в создании нетрадиционных музыкальных инструментов.

1. Итоговое мероприятие: дистанционный флешмоб «Мы живем и не скучаем. Песенки поем, в иснструменты звоко бьем. Сами их изготовляем, с ними весело играем!» на тему «Развитие активной музыкально-творческой деятельности с помощью нетрадиционных музыкальных инструментов» с участием детей подготовительной группы и педагогов МДОУ.

2. Диагностика музыкальных способностей детей на конец учебного года.

3. Подведение итогов проекта.

Работа с родителями.

Консультации «Звук живёт в любом предмете», «Формы работы с нетрадиционными музыкальными инструментами»;

Проведение индивидуальных консультаций, мастер классов на тему «Как активизировать детское творчество и воспитать успешного ребенка»; разработка картотеки песенок-шумелок для активной работы дома с малышом на развитие чувства ритма, памяти, активного музицирования с родителем на нетрадиционных музыкальных инструментах.

Совместные концерты;

Участие в развлечениях, праздничных утренниках.

Цель: Вовлечение родителей в педагогический процесс. Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников детского сада.

Задачи:

- Привлечь внимание ребенка к пониманию того, что родители принимают активное участие в их жизни и являются их союзниками в любой повседневной или игровой деятельности;

- Помочь родителям наладить эмоциональный контакт с ребенком в процессе создания нетрадиционных музыкальных инструментов. Активизировать поисковую деятельность, помочь в выборе удобных вариантов нетрадиционных музыкальных инструментов, исходя из возможностей ребенка, его желаний и возможностей.

- Заинтересовать, вовлечь родителя в активную взаимосвязь детского сада и семьи.

Родители:

- Совместно с детьми изготовляют музыкальные инструменты из подручных материалов своими руками;

- Пополняют этими музыкальными инструментами музыкально-творческие центр «Музыкальные уголки» в группах детского сада;

- Умеют вовлечь ребенка в беседу о различных музыкальных инструментах.

Работа с воспитателями:

Консультации на тему «Актуальность и значение детского экспериментирования со звуками», «Влияние музыки на развитие творческой деятельности детей», «Классификация музыкальных инструментов», «Песенки-шумелки, как вариант детского музицирования на музыкальных инструментах, или «Звучащих жестах» (ритмичные удары в ладошки, по коленочкам, локоточкам, похлопывания, притопывания.

Мастер-класс по изготовлению из бросового материала музыкальных инструментов и применение их в свободной деятельности в группе.

Работа по созданию в каждой группе Музыкально-творческих центров, где будут находиться самодельные музыкальные инструменты, выполненные самими детьми и при помощи взрослых.

Педагоги:

-участвуют в совместной работе с детьми,

-осуществляют консультативную работу с родителями по теме проекта,

-заинтересовывают детей на самостоятельную музыкально-творческую деятельность, или музицирование на музыкальных инструментах под фонограмму знакомого музыкального сопровождения, или песенки.

Музыкальный руководитель:

- подготовка информации о различных музыкальных инструментах,

- подбор демонстрационного и раздаточного материала,

- совместная деятельность с детьми и педагогом группы: беседы, раскрашивание рисунков, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические игры «Собери музыкальный инструмент», «Узнай инструмент», игра на детских музыкальных инструментах.

Работа с детьми:

Познавательная деятельность.

Цель: Знакомство детей с разными звуками и инструментами.

1. Организация непосредственной образовательной деятельности по извлечению звуков в процессе игры на музыкальных инструментах.

2. Демонстрация нетрадиционных музыкальных инструментов, изготовление которых возможно, используя бросовый материал.

3. Вовлечение детей в беседы об истории создания некоторых музыкальных инструментов, которые пришли к нам от наших прадедов и имеют какие-то особенности звучания.

Продуктивная деятельность.

Цель: Творческое развитие детей, обогащение предметно-развивающей среды.

1. Самостоятельная деятельность детей и родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов. Выставка самодельных музыкальных инструментов, изготовленных семьями воспитанников детского сада «Чудо-инструменты».

2. Озвучивание стихов.

3. Игры с использованием музыкальных инструментов.

Игровая деятельность:

Цель: совершенствование умений и навыков правильного звукоизвлечения в игре на музыкальных инструментах, а также на инструментах, сделанных своими руками.

1. Отгадывание загадок о музыкальных инструментах.

2. Игра в музыкально-дидактические игры.

3. Игра на музыкальных инструментах.

4. Эксперименты со звуком.

5. Слушание музыкальных произведений в исполнении разного рода оркестров.

6. Раскрашивание иллюстраций различных музыкальных инструментов.

Перспективный план работы с детьми (6-7 лет)

Календарно-тематический план кружка

«Веселый оркестр»

(Первый год обучения)

№ занятия Дата

Тема

Программное содержание

Репертуар

№ 1

Организационное занятие «Юные оркестранты»

Беседа с детьми о предстоящей работе кружка.

Показ различных инструментов.

Показ звучания различных инструментов.

№ 2

«Здравствуйте, весёлые игрушки-погремушки, бубны, барабаны! Весело нам с вами!»»

Повторение пройденного за первый и второй год обучения.

«Марш» Е.Тиличеевой

«Мишка с куклой»

«Игра с погремушками»

№ 3

«Знакомство с новым видом музыкальных инструментов»

Повторение пройденного за первый и второй год обучения.

«Андрей-воробей» р.н.п.

«Пойду ль я» р.н.м.

Игра «Бубен» Фрида

№ 4

«Мелодия»

Повторение пройденного за первый и второй год обучения.

Ознакомление с нетрадиционными музыкальными инструментами.

№ 5

«Шумовые музыкальные инструменты»

Продолжение знакомства с нетрадиционными музыкальными инструментами. Отгадывание загадок о музыкальных инструментах.

Знакомство с новым звукоизвлечение шумовых музыкальных инструментов.

«Полька» М. Красев

«Полька» Л.Лядова

№ 6

«Песенки-шумелки» (упражнение №3)

Знакомство с новым приёмом игры на «шейкерах» и «маракасах» – удар с продолжением.

«Песенки – шумелки)

№ 7

«Песенки шумелки» (№3-4)

Продолжить работу над новым приёмрм игры на нетрадиционных музыкальных инструментах – ритмические песенки.

Картотека «Песнки-шумелки»

№ 8

«Песенки шумелки» (№3-4)

Продолжить работу над новым приёмрм игры на нетрадиционных музыкальных инструментах – ритмические песенки.

Картотека «Песнки-шумелки»

№ 9

«Звучащие звуки»

Определение движения мелодии: поступенного, со скачками

«Лесенка»

«Качели»

№ 10

«Звучащие звуки»

Определение движения мелодии: поступенного, со скачками

«Лесенка»

«Качели»

№ 11

«Руба»

Определение движения мелодии вверх и вниз.

«Лесенка»

«Как под горкой»

№ 12

«Бубенцы»

Характеристика жанра «вальс». Слушание различных вальсов. Определение характера музыки, динамики, темпа.

Разновидности вальсов. Определение характера музыки, выбор инструментов, соответствующих музыке.

Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах (металлофон, бубен, колокольчик) различными приёмами.

«Осенний сон»

«На сопках Манньчжурии»

«Берёзка»

№ 13

«Кастаньеты»

Отрабатывать чистоту исполнения на каждом инструменте, работать над ритмом, динамикой.

«Осенний сон»

№ 14

«Кастаньеты»

Отрабатывать чистоту исполнения на каждом инструменте, работать над ритмом, динамикой.

«Осенний сон»

№ 15

«Ударно-шумовые инструменты русского народного оркестра - калотушки»

 Показ приёмов игры. Сравнивание с погремушкой.

«Сани с колокольчиками»

№ 16

«Ударно-шумовые инструменты русского народного оркестра- колотушки, трещетки»

Показ приёмов игры. Сравнивание с погремушкой и румбой.

«Сани с колокольчиками»

№ 17

«Ударно-шумовые инструменты русского народного оркестра»

Знакомство с новым инструментом. Показ приёмов игры. Сравнивание с погремушкой, бубенцами и румбой.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Работать над ритмическим ансамблем и характером музыки.

«Сани с колокольчиками»

№ 18

«Кастаньеты»

Знакомство с новым инструментом. Показ приёмов игры.

Слушание различных маршей. Подыгрывание на тарелках.

Марши

№ 19

«Кастаньты»

Знакомство с новым инструментом. Показ приёмов игры. Учить правильно передавать ритмический рисунок.

«Белка» Н. Римский-Корсаков, р.н.м. «Во саду ли, в огороде»

№ 20

«Румба и тарелки плюс кастаньеты

Беседа о русском народном оркестре. Слушание музыкальных произведений, в исполнении русского оркестра.

Учить приёмам игры на трещотках, маракасах.

«Белка» Н. Римский-Корсаков, р.н.м. «Во саду ли, в огороде»

№ 21

«Румба и тарелки плюс кастаньеты

Рубель, колотушка. Учить приёмам игры на новых инструментах.

«Белка» Н. Римский-Корсаков, р.н.м. «Во саду ли, в огороде»

№ 22

«Все инструменты соберём

и весело играть начнём»»

Разучивание мелодии. Учить правильно держать молоточек. Сравнить с молоточком металлофона. Добиваться ритмического ансамбля.

«Неаполитанская песенка» П.И.Чаковский, «Во саду ли, в огороде»

№ 23

«Все инструменты соберём

и весело играть начнём»»

Закрепление мелодии. Учить правильно держать молоточек. Сравнить с молоточком металлофона. Добиваться ритмического ансамбля.

«Неаполитанская песенка» П.И.Чаковский, «Во саду ли, в огороде»

№ 24

«Все инструменты соберём

и весело играть начнём»»

Закрепление мелодии. Учить правильно держать молоточек. Сравнить с молоточком металлофона. Добиваться ритмического ансамбля.

«Неаполитанская песенка» П.И.Чаковский, «Ах, вы, сени»

№25

«Все инструменты соберём

и весело играть начнём»»

Закрепление мелодии. Учить правильно держать молоточек. Сравнить с молоточком металлофона. Добиваться ритмического ансамбля.

«Неаполитанская песенка» П.И.Чаковский, «Ах, вы, сени»

№ 26

«Стучат, бренчат, трещат, звенят…

Но всё равно всех веселят!»

Продолжение разучивания польки.

«Полька» латв. нар. мел.

«Ах, вы, сени» рус нар. музыка (повторение)

№ 27

«Стучат, бренчат, трещат, звенят…

Но всё равно всех веселят!»

Продолжение разучивания польки.

«Полька» латв. нар. мел.

«Ах, вы, сени» рус нар. музыка (повторение)

№ 28

«Стучат, бренчат, трещат, звенят…

Но всё равно всех веселят!»

Закрепление выученных пьес. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

«Ах, вы, сени» рус.нар.мелодия

«Неаполитанская песенка» (повторение)

«Полька» латв. нар. мел.

№ 29

Игровое занятие

Закрепление выученных пьес. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

«Я на горку шла»

«Белка» (повторение)

«Полька» латв. нар. мел.

№ 30

Итоговое занятие

Закрепление выученных пьес. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

«Ах, вы, сени» рус.нар.мелодия

«Неаполитанская песенка» (повторение)

«Полька» латв. нар. мел.

№ 31

Итоговое занятие

Отгадывание загадок про музыкальные инструменты.

Распределение и выбор инструментов в зависимости от изобразительного характера пьесы.

Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения на каждом инструменте.

№ 32

Дистанционный концерт «Весеннее настроение»

Исполнение уже разученных музыкальных номеров.

Исполнение отдельными подгруппами оркестровых партий пьесы. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения на каждом инструменте.

Результаты проекта:

Контроль над качеством усвоения материала проводится на музыкальных занятиях в игровой форме (начало и конец года), итоговые занятия (октябрь, май): тематические занятия, мини концерты для младших воспитанников детского сада, а так же, выборочными номерами на тематических мероприятиях с родителями.

В результате занятий дошкольники должны:

1. знать и называть виды музыкальных инструментов, уметь извлекать звук из любого инструмента;

2. уметь различать на слух тембры инструментов и осознавать их выразительную сущность;

3. понимать выразительность музыкальных средств и владеть способами их передачи в инструментальном исполнении;

4. овладеть навыками ансамблевого исполнения, уметь корректировать качество исполнения товарищами различных партий в несложных хорошо знакомых произведениях;

6. знать расположение высоких и низких звуков на звуковысотных инструментах.

Материально-техническое обеспечение.

Технические средства:

- музыкальный центр;

- аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр», «Оркестр русских народных инструментов»;

- компьютер;

- проектор;

- фотоаппарат.

Методическое сопровождение проекта:

- музыкально-творческие центры в группах;

- электронное фортепиано музыкального зала;

- перспективный план проекта;

- иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;

- раздаточный материал по ознакомлению с ритмом;

- музыкально-дидактические игры;

- музыкальные инструменты, сделанные «своими руками»;

- картотека загадок о музыкальных инструментах, «Песенок-шумелок», «Музыкальных игр»;

- картотека пальчиковых игр;

- картотека упражнений для развития чувства ритма;

- сказки о музыкальных инструментах;

- сказки – шумелки;

- презентации о музыкальных инструментах.

Оборудование и атрибуты:

- ноутбук, колонки, аудиозаписи для оркестра;

- стол, ширма;

- металлические музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, металлофоны, треугольники;

- деревянные музыкальные инструменты: ложки, хлопошки, трещотки, ксилофоны, деревянные маракасы;

- детские погремушки;

- Детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты.

Результаты проекта:

Значительно обогатилась предметно-развивающая среда в МДОУ самодельными музыкальными инструментами (музыкальный кабинет, музыкально-творческие центры группах).

У детей вырос интерес к музицированию.

Активно возрос интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.

 

IV этап

Итоговый этап проекта «Веселый оркестр» (продолжение проекта)

С начала апреля 2020 года нам педагогам пришлось перейти на дистанционное удаленное обучение своих сотрудников и IV часть контрольно–итоговая проекта прошла дистанционно. Таким образом.

Изменилась цель, изменился контингент постоянно посещающих кружок детей, изменились итоговые результаты проекта.

Мною была продумана сетка дистанционных занятий, консультативного материала на мини сайт, видео мастер класса для родителей для самообучения, а также консультативные мероприятия в соц сетях по теме проекта.

(ссылка на Мини сайт педагога https://nsportal.ru/petrenko-alla-vladimirovna

Мастер класс ссылка на видео материала https://youtu.be/EIVrbpxXkYY)

 Актуальность:

  Эпидемия коронавируса сильно изменила жизнь людей во всем мире. Улицы городов пустеют, торговые центры, театры и музеи закрываются, а многие работодатели переводят своих сотрудников на удаленную работу. Но сидеть дома придется не только взрослым. Во многих странах из-за угрозы распространения инфекции закрываются школы и детские сады, это коснулось и России. Это означает, что большинство семей почти месяц должны будут провести под одной крышей, соблюдая карантин и, по возможности, рабочий и учебный режим. Наша непосредственно образовательнальная деятельность проходит в онлайн режиме, а так как родителям теперь представилась возможность принимать участие в музыкальной деятельности, наши занятия стали приобретать семейные ансамбли, в которых, к сожалению, катастрофически не хватало инструментально оркестровой деятельности.

Проблема:

Наши онлайн занятия охватили многие семьи детского сада. Легко и комфортно чувствовали себя родители, которые постоянно вели преемственную работу в музыкально-образовательном процессе сада – активно участвовали на консультациях и мастер классах по теме проекта «Веселый оркестр», где воспитанники и их семьи изготавливали нетрадиционные музыкальные инструменты, имели практику экспериментирования со звуком и т.д.

На своих онлайн занятиях, консультациях из своего мини сайта, работе в соц сетях, когда нужна была экстренная консультативная помощь я помогала семьям – родителям тех семей, которых были заинтересованы в музыкальном развитии своего ребенка. Но, прежде, чем начинать наше взаимодействие, мы сталкивались с тем, что у нас нет музыкальных инструментов.

Эта проблема была разрешима и вскоре, в каждой семье появились нетрадиционные музыкальные инструменты и родители научились, вместе со своими детьми выполнять несложные «Песенки-шумелки», а так же детям очень понравился нетрадиционный подход, а заключался он в том, что, исполняя песенный репертуар, ребенок мог сам выбрать себе музыкальный инструмент, который по его мнению подходил в регистровом соотношении с музыкой и делал небольшую ритмическую аранжировку вступлений, проигрышей, а иногда и просто пунктирного ритмичного темпа самой песни.

Гипотеза:

Игра на нетрадиционных музыкальных инструментах – развивает интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения. Экспериментируя со звуком, имеют свою точку зрения регистрового, тембрового звучания, имеют возможность выбирать инструмент, исходя из услышанного музыкального сопровождения и сравнивать особенности звукоизвлечения, т,к, на этих музыкальных инструментах звукоизвлечение, порой, несет широкий диапазон возможностей.

Новизна:

Изготовление самодельных музыкальных инструментов, а затем использование их в различных видах деятельности (концертах, в театральных и кукольных постановках, музыкальное сопровождение сказок и рассказов в свободное от занятий время и т.д.) дает полет фантазии детям в выражении чувств и творческих начинаниях. Происходит гармонизация детско-родительских взаимоотношений путём организации совместной подготовке и участия в праздниках, музыкальных номерах.

Использование ИКТ технологий в совместной работе с семьями воспитанников.

Краткое описание проекта:

Проект будет продолжать реализовываться через дистанционные онлайн занятия, консультативную работу педагога с семьей, видео консультаций, мастер классов и т.д.

Целью контрольно-аналитической работы проекта: является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с нетрадиционным подходом в музыкальной деятельности.

 Активизировать их поисковую экспериментальную деятельность со звуком, в ходе изготовления нетрадиционных музыкальных инструментов.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании.

И, как вершина творческого достижения – их участие в семейных музыкальных ансамблях, участие в веселей оркестровке, где, благодаря, ИКТ технологиям есть возможность создать свою концертную программу, которая попадет на сайт сада и младшие воспитанники детского сада будут иметь возможность увидеть такой нетрадиционный креативный концерт, который был создан родителями и воспитанниками детского сада в тесном сотрудничестве.

IV этап. Контрольно-аналитический (апрель)

Итоговая коллективная реализация проекта:

1.Совместная работа детей с родителями в семье с педагогом в онлайн занятиях, самостоятельное закрепление приобретенных умений и навыков. Создание дистанционного Флешмоба «Мы живем и не скучаем. Песенки поем, в инструменты звонко бьем. Сами их изготовляем, с ними весело играем!»

(Флешмоб «Мы живем и не скучаем. Песенки поем, в инструменты звонко бьем. Сами их изготовляем, с ними весело играем!» ссылка на видео материал https://youtu.be/Ut8KLx460Oo)

2.Создание видео материала на тему «Развитие активной музыкально-творческой деятельности с помощью музыкальных инструментов» (#Музыкальные#СИДИМДОМА#)

(Видеоматериал #Музыкальные#СИДИМДОМА# ссылка на видео материал https://youtu.be/tUmWHHOWSDw)

3.Участие в акциях, посвященных «Дню Победы» и «Дню защиты детей»

3. Диагностика музыкальных способностей детей на конец учебного года.

4. Подведение итогов проекта.

Учебый план.

апрель

Изготовление, ознакомление и оркестровка простых песенок-шумелок нетрадиционными музыкальными инструментами»

2

«Капелька солнышка», «Как зверята потерялись» А.Евдотьева

2

«Неаполитанская песенка» П.И.Чайковский

2

«Песенки-шумелки» (картотека муз. игрового материала)

2

Итого академических часов

8

Одно занятие в подготовительной группе – 30 миню

Одно занятие в старшей группе – 25 мин.

Перспективно-тематическое планирование

1-я неделя апреля

Доминантное занятие

Изготовление, ознакомление и оркестровка простых песенок-шумелок нетрадиционными музыкальными инструментами» «Капелька солнышка»

«Неаполитанская песенка» (повторение)

«Песенки-шумелки» картотека муз игр

2-я неделя апреля

Комплексное музыкальное занятие Тема «Времена года» Антонио Вивальди + изодеятельность.

Сравнительная характеристика музыкальных произведениий «Подснежник» П.И.Чайковский «Весна» А. Вивальди.

«Песенки-шумелки» картотека муз.игр

«Неаполитанская песенка» (повторение)

«Капелька солнышка» А.Евдотьева

3-я неделя апреля

Итоговое занятие

«Весеннее настроение»

Отгадывание загадок про музыкальные инструменты.

Распределение и выбор инструментов в зависимости от изобразительного характера пьесы.

Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения на каждом инструменте.

4-я неделя апредя

Дистанционный концерт «Весеннее настроение»

Исполнение уже разученных музыкальных номеров.

Исполнение отдельными подгруппами оркестровых партий пьесы. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения на каждом инструменте.

Работа с родителями.

Консультации «Звук живёт в любом предмете», «Формы работы с нетрадиционными музыкальными инструментами»;

Проведение индивидуальных консультаций, мастер классов на тему «Как активизировать детское творчество и воспитать успешного ребенка»; разработка картотеки песенок-шумелок для активной работы дома с малышом на развитие чувства ритма, памяти, активного музицирования с родителем на нетрадиционных музыкальных инструментах.

Совместные концерты;

Участие в развлечениях, праздничных утренниках.

Цель: появление желания родителей создать преемственную атмосферу сада и семьи. Желание родителя активно принимать участие в жизни своего ребенка.

Задачи:

- Помочь ребенку чувствовать комфорт и поддержку в лице семьи;

- Помочь родителям наладить эмоциональный контакт с ребенком в процессе создания нетрадиционных музыкальных инструментов. Активизировать поисковую деятельность, помочь в выборе удобных вариантов нетрадиционных музыкальных инструментов, исходя из возможностей ребенка, его желаний и возможностей.

Родители:

- Совместно с детьми изготовляют музыкальные инструменты из подручных материалов своими руками;

- активно музицируют с ребенком на музыкальных инструментах в «Песенках-шумелках», а также русской классике программных музыкальных произведений;

- Умеют вовлечь ребенка в беседу о различных музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель:

        Цель: обеспечить родителей разнообразными практическими и теоретическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей и формирования представлений детей о валеологии: правильном дыхании, оберегании голосовых связок и глотательного и артикуляционного аппарата малыша, музыкальной релаксации.

Итог проектной деятельности:

У младших дошкольников работа по ознакомлению с различными звуками способствовала обогащению познавательной сферы, а также музыкальному развитию детей. Дети называют услышанные звуки природы, улицы, дома и подбирают к ним схожие по звучанию звуки музыкальных инструментов.

Дети с большим интересом озвучивали знакомые художественные произведения, стихи и сказки, подбирали подходящие шумовые инструменты, импровизировали.

У детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для музыкального произведения. Экспериментируя со звуком, имеют свою точку зрения регистрового, тембрового звучания, имеют возможность выбирать инструмент, исходя из услышанного музыкального сопровождения и сравнивать особенности звукоизвлечения, т,к, на этих музыкальных инструментах звукоизвлечение, порой, несет широкий диапазон возможностей.

Анкетирование родителей по окончанию проектной деятельности показало, что мне удалось вовлечь в активную взаимосвязь практически всех родителей и удержать их позитивный настрой на протяжении всей проектной работы.

Многие родители почерпнули много нового для себя в воспитании ребенка, умеют пользоваться мини сайтом, который я регулярно пополняю актуальными консультациями, мастер-классами, игровыми картотеками и ссылками на видео ресурсы, если это касается авторских вебинаров.

Нетрадиционный музыкальный подход заинтересовал родителей и теперь они понимают на сколько необходимо развивать музыкальные способности и как легко этого добиться, имея под рукой всего лишь баночки из-под пюре, или крышечек от растительного масла ну и т.д.

Программно-методические ресурсы:

• Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение: Владос, 1994.

•Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». - М.: Просвещение. 1981.

•Кононова Н.Г. «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах». - 1990.

•Метлов Н. А. «Музыка – детям». - М.: Просвещение, 1985.

•Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: «Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста». – СПб.: РЖ

•И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей: изд. «Композитор» СПб - 2005

• Материалы по теме из интернет-ресурсов.

•Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

• Журнал «Музыкальный руководитель» № 6 2008г.

• М.П.Малыгина «Сказки-шумелки»

•Т. Тютюнникова. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010