ПНПО 2012. КРИТЕРИЙ 5. Наличие собственной методической системы учителя

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Критерий 5.62.79 КБ

Предварительный просмотр:

Критерий 5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.

Неграмотным в будущем будет не тот человек,

 который   не умеет читать.

Это будет человек, который не знает, как научиться тому,

 как следует учиться.

Э. Тоффлер

Тема инновационной деятельности:

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся через текстовую деятельность на уроках русского языка, литературы  и во внеурочных мероприятиях»

Суть инновации подробно изложена в статьях:

  1. Галкина Н. Н. «Формирование УУД текстовосприятия как фактор развития компетенций учащихся»

Материалы 4 Московских методических чтений - 2011. Сборник научно-методических материалов конференции. – Русская школа, 2011, с. 276-284.

  1. Галкина Н. Н. «Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы». Московский учитель русского языка и литературы. 1/2011. Сборник научно-методических материалов. – М.: Русская школа, 2011. с9-17.
  2. Галкина Н. Н. «Использование интерактивных методов обучения на уроках литературы». Педагогические науки №4(37) 2009г. ISSN1728-8894, с. 33-35.
  3. В 2010  году были опубликованы методические материалы на сайте www.uchportal.ru.

Разработка и использование общественно признанной собственной авторской методики.

Источник изменений:

  1. хорошо продуманная система мер по овладению учащимися самыми современными технологиями (включая ИКТ)  при работе с текстом и развитие на этой основе творческой активности школьников;
  2. современные программные средства;
  3. совместная творческая деятельность в рамках разновозрастного литературного клуба «Проба пера»;
  4. использование элементов дистанционного обучения в рамках классической классно-урочной системы.

Идея изменений: только в настоящей творческой практической деятельности формируются компетенции человека.

Концепция изменений: нужно самому уметь, и уметь увлечь и научить других. В серьёзной работе формируются серьёзные результаты. Если успехов много – значит, они действительно есть и не случайны.

Условия реализации:

  1. доступ в Интернет;
  2. наличие необходимых лицензированных продуктов;
  3. достаточно ума, сил и здоровья для реализации задуманного;
  4. постоянное самообразование.

Результаты изменений:

  1. за последние три года процент успеваемости по итогам года и полугодия учащихся составляет стабильно 100%;
  2. за последние три года процент «качества знаний» учащихся по русскому языку  вырос с 63% до 69%; по литературе – с 68% до 79%;
  3. за последние два года количество учащихся, принимающих участие в школьных олимпиадах и конкурсах, возросло в два раза;
  4. заметно увеличилось количество и качество творческих работ учащихся по русскому языку и литературе, особенно в средних классах;
  5. в разновозрастном литературном клубе  «Проба пера» в настоящее время занимается 26 учащихся. Крупным достижением являются публикации 3 учащихся в
  6. ученики систематически занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах разного уровня. В приведённом  выше списке за три последних года  20 таких грамот.                       

             Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:

А) система работы по анализу и исправлению деформированного текста.                                                                                                                                          

Задания такого вида были апробированы на учащихся 5-11 классов, что позволяет достигать высоких учебных результатов среди учащихся.

Я  выступала на окружной Ярмарке педагогических идей (2011) и научно-методической конференции «Московские методические чтения» (2011) с темой «Формирование общеучебных умений текстовосприятия как фактор развития компетенций учащихся». Это апробированный комплект, результат моего труда над темой  самообразования.

Б) система работы по восприятию текста  с учётом поставленной учебной задачи.

При подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ стараюсь вести комплексную работу с текстом, предлагая задания, отражающие различные уровни языка.

В 2008 году при подготовке учащихся 8–х классов к ГИА, к части написания сжатого изложения, мною был создан дидактический банк по сжатию текста. Материалы пополняются уже четвёртый год.

Учащимся запомнился урок по тексту популярного эстонского детского писателя Эно Рауда. В процессе урока шестиклассники постоянно обращались к одному и тому же тексту, выполняя работу по сжатию текста. Урок опубликован в журнале «Русский язык» за сентябрь 2011 года.

20 5–6 классы

1974 году Эно Рауд, популярный эстонский детский писатель, получил международную литературную премию имени Ганса Христиана Андерсена за первую книгу о накситраллях. До сих пор нам нравится читать о маленьких человечках, похожих на гномиков (особенно рассматривать картинки!). И очень хочется, чтобы и другие ребята полюбили их за любопытство, отзывчивость, умение по-настоящему удивляться и благодаря находчивости выходить из трудных положений.

Учимся редактировать текст и писать сжатое изложение

В процессе урока перед учащимися  ставились следующие цели:

Цели урока:

1) закрепить понятия: текст, признаки текста, типы и стили речи;

2) сформировать умение редактировать текст;

3) научить пользоваться некоторыми приемами сжатия текста;

4) формировать умение работать в парах и группах.

Важно! На интернет-портале «Pro школу»  коллеги рекомендуют этот урок и отзываются о нём положительно.    

Познакомиться со схемой сжатого изложения можно на сайте Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в статье «Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме» и на сайте «Учительский портал».

А вот отзывы коллег:

3 tatjananp (18.08.2011 13:45) 

Большое спасибо! Великолепно подобранный Вами материал пригодится мне, хотя много лет работаю и успешно выпускаю и 9, и 11 классы.[Ответить]

2 belocvet (05.03.2010 10:47) 

Прекрасный материал! Начинающим учителям просто необходим. Да и опытным коллегам есть чму поучиться.  [Ответить]

Для городского сборника по профориентации был создан дидактический банк текстов о профессиях, часть упражнений  опубликована в газете «Русский язык», приложение к газете «Первое сентября» 2010, №21.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

А) система работы по обучению написания сочинений, используя информацию, полученную из разных источников.

После посещения курсов «Современные образовательные технологии» в январе 2010 года я провела мастер-класс по модульной технологии для учителей школы. Конспект урока с таблицей «План сочинения-рассуждения» был размещён на страницах сайта Лаборатории профессионального развития педагогов предметов филологического цикла ОУМЦ СВАО, а также на сайте «Учительский портал» http: //www.uchportal.ru/load/ 32-1-0-8549. Статья вызвала одобрение со стороны коллег.

1 pushkar753 (10.03.2010 13:28)   

Спасибо!

[Ответить]

2 ирмир (10.03.2010 13:41) 

Большое спасибо за своевременный и полезный материал! Творческих успехов!

[Ответить]

3 Harlanova (10.03.2010 17:43) 

Спасибо! Нужный материал!!!!

[Ответить]

4 Фиалочка (12.03.2010 15:12) 

Большой спасибо за серьёзный образовательный продукт!

[Ответить]

6 Елена (07.02.2011 00:07) 

Интересная, нужная работа. Мне очень помог Ваш материал. Большое спасибо.

10 Юлия (10.05.2011 17:26) 

Очень здорово. Мне понравилось. Большое содержание полезного, красиво оформленного материала.

[Ответить

Все представленные  отзывы говорят о наличии последователей, активно использующих отдельные элементы методической системы.

Б) система работы с монологической и диалогической речью учащихся.

Пять лет (с 2004 по 2009 гг.) школа была городской экспериментальной площадкой «Сеть лабораторий качества образования как универсальный механизм управления качеством образования». Я являлась членом «Школьной творческой лаборатории». В 2009 году был выпущен сборник «Подведение итогов работы ГОУ СОШ №297 в рамках городской экспериментальной площадки «Сеть лабораторий качества образования как универсальный механизм управления качеством образования».  Я, как учитель-экспериментатор, опубликовала статью «Влияние нетрадиционных уроков духовности на качество образования». Опираясь на эту статью, был написан ряд работ по развитию монологической речи учащихся.

5.3. Распространение собственной методической системы учителя в профессиональном сообществе (за последние 3 года)

Учебный год

Уровень распространения

Наименование мероприятия

Форма участия

2009-2010

муниципальный

3 окружная Ярмарка педагогических идей

Трансляция эффективного опыта работы

муниципальный

Окружной Фестиваль педагогического мастерства

Сообщение «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (ГИА -9)»

региональный

3 Научно- методическая конференция «Московские методические чтения»

Трансляция опыта работы по теме: «Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме»

всероссийский

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Предоставление педагогического опыта

2010-2011

муниципальный

Ярмарка педагогических идей

Вклад в банк методических идей округа, связанных с формированием нового типа учительской деятельности в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

региональный

4 Научно- методическая конференция «Московские методические чтения»

Трансляция опыта работы по теме: «Формирование общеучебных умений текстовосприятия как фактор развития компетенций учащихся»

всероссийский

http://www.uchportal.ru

Подтверждение публикаций

всероссийский

http://www.proshkolu.ru

Публикациии

всероссийский

Всероссийская педагогическая видеоконференция на тему «Роль и место учителя в выполнении перечня поручений Президента по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая Школа».

Участник видеоконференции

2011-2012

окружной

Теоретический семинар для учителей, работающих в 9 классе

Сообщение по теме: «Сжатое изложение:

теория и практика подготовки»

5.4.Наличие публикаций, отражающих элементы методической системы.

Учебный год

Научно-методические публикации

Уровень публикации

2008-2009

Журнал «Педагогические науки» №4 (37) 2009 Использование интерактивных методов обучения на уроках литературы, с. 33-36

международный

2009-2010

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме. 2010

всероссийский

Сайт «Учительский портал»  http: //www.uchportal.ru/load/ 32-1-0-8536 «Учимся писать сжатое изложение (теория и практика подготовки)»

всероссийский

Сайт «Учительский портал» http: //www.uchportal.ru/load/ 32-1-0-8549 Методическая разработка урока «Учимся писать сочинение-рассуждение (С2.2)

всероссийский

«Русский язык», приложение к газете «Первое сентября». Карточки по синтаксису. 9-й класс. 2010г.,  №17,с.18-20

всероссийский

«Русский язык», приложение к газете «Первое сентября». Раздаём тексты по интересам. 5-9 –е классы. 2010г.,  № 21,с.19-26

всероссийский

2010-2011

Методический журнал для учителей-словесников «Русский язык». «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы…». «Космические» тексты на уроках русского языка.2011,  №7, с.16-24

всероссийский

Методический журнал для учителей-словесников «Русский язык». «Учимся редактировать текст и писать сжатое изложение». 2011г., №14, с. 20-22

всероссийский

4 Московские методические чтения -2011. Сборник научно-методических материалов конференции. – Русская школа.2011, с. 276-285

региональный

Московский учитель русского языка и литературы. 1/2011. Сборник научно-методических материалов.- М. : Русская школа. 2011, с. 9-17

региональный

5.5. Развитие инновационной методической системы учителя средствами информационных технологий.

                                                ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА

Название сайта

Адрес

1.

Педсовет.org

Педсовет.org

2.

«Методисты. Профессиональное сообщество педагогов»

http://metodisty.ru

3.

«Прошколу», с 2010г.

Имеется собственная страница

http://www.proshkolu.ru

4.

Учительский портал

http://www.uchportal.ru

5.

Интернет-государство учителей

http://www.intergu.ru

6.

Сайт ОУМЦ СВАО Лаборатория профессионального развития педагогов филологического  цикла

7.

Всероссийский педагогический клуб «Первое сентября» (№ клубной карты 216-840-263) с 2009 года

5.6. Наличие наград, подтверждающих апробацию методической системы в профессиональном сообществе.

1. Сертификат и Знак  отличия за самоотверженный труд Министерством Образования Республики Саха (Якутия).2001г.

2. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО. Составитель текстов по теме «Знакомство с миром профессий» для сборника  «Профориентационный компонент уроков русского языка». 2009г.

3. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО.  Окружной этап Всероссийской олимпиады по русскому языку.  Экспертиза работ учащихся. 2009г.

4. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО.  3 окружная Ярмарка педагогических идей «Совершенствование профессиональных умений учителя как ресурс повышения качества образования».  Выступление по теме: «Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме –ГИА-9». 2009г.

5. Материалы в портфолио.  ОУМЦ СВАО. Фестиваль педагогического мастерства. Сообщение на тему: «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку (ГИА-9)». 2009г.

6. Диплом  и Сертификат Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». 2009г.

7. Сертификат МИОО. 3 Научно-методическая конференция  «Московские методические чтения». Выступление по теме: «Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме». 2010г.

 9. Сертификат участника в рамках «Московского педагогического марафона учебных предметов». 2009г., 2010г., 2011г.

10. Подтверждение публикаций на сайте «Учительский портал» HTTP:// www.uchportal.ru. 2010г.

11. ГОУ СОШ №297 Грамота за трансляцию передового опыта о проведение семинара для учителей школы. 2010г.

12. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО. Ярмарка педагогических идей. Трансляция опыта работы по теме: «Формирование общеучебных умений текстовосприятия  как фактор развития компетенций учителя». 2011г.

13. Сертификат МИОО. 4 Научно-методическая конференция  «Московские методические чтения». Выступление по теме: «Формирование общеучебных умений текстовосприятия (работа с псевдотекстом) как фактор развития компетенций  учащихся». 2011г.

14. Диплом. 2 Всероссийская педагогическая видеоконференция. «Роль и место учителя в выполнении перечня поручений Президента по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая Школа». 2011г.

15. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО. Теоретический семинар учителей, работающих в 9 классе. Трансляция опыта работы по теме: «Методика работы над сжатым изложением: теория и практика». 2011г.

16. Благодарственное письмо межгосударственного телеканала «Мир» телевизионная игра «Знаем русский»