Опыт работы

Литвиненко Ольга Юрьевна

"Формирование у детей навыков дорожной безопасности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литвиненко Ольга Юрьевна - воспитатель МБДОУ д/с № 38

Муниципального образования Тимашевский район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 муниципального образования

Тимашевский район.

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности».

http://xn----38-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/04/042314_1400_10.png

Автор опыта: Литвиненко Ольга Юрьевна

Воспитатель МБДОУ д/с № 38

ст. Роговская

2015 год.

Содержание

№ п/п

Содержание

стр.

1.

Литературный обзор состояния вопроса

стр. 3

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике

стр. 3

1.2 История изучения темы педагогического опыта  в образовательном учреждении и муниципальном образовании

стр. 4

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

стр. 8

2.

Психолого-педагогический портрет группы воспитанников являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

стр. 9

3.

Педагогический опыт

стр. 10

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

стр. 10

3.2 Актуальность педагогического опыта

стр. 11

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте

стр. 14

3.4 Результативность педагогического опыта

стр. 14

3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

стр. 15

3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта

стр. 16

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

стр. 16

4.

Выводы

стр. 21

Список литературы

стр. 22

Приложение 1

стр. 23

Приложение 2

стр. 26

Приложение 3

стр. 27

Приложение 4

стр. 36

Приложение 5

стр. 38

Приложение 6

стр. 48

Приложение 7

стр. 49

Приложение 8

стр. 69

Приложение 9

стр.80

           

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                     

  1. Литературный обзор состояния вопроса.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

 Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

  1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.

Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений.

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания.

В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале  "Школьное воспитание" публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я. Степаненковой, М.Ф. Филенко и другими.

В  воспитания детей того времени значительное место стали занимать вопросы  здорового образа жизни, гигиена труда, привития  санитарно – гигиенических  навыков и навыков безопасного поведения.

К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и , давая возможность измерить опасность и   определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду эти опасностей».       В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они незнакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении (Л.Г. Качан).

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов и др.).

Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности.  В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей.

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. 

В МБДОУ д/с № 38 особое внимание уделяется безопасности  дошкольников. Данный процесс является целенаправленным и систематическим.

Обеспечение безопасности детей — проблема, в которой задействованы все стороны воспитательного процесса (педагоги, родители, дети, общество).

В нашем детском саду реализуется план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Вся работа  по обучению дошкольников ПДД проводится согласно  содержания данного плана.

В настоящее время педагогический коллектив активно продолжает работу по безопасности жизнедеятельности, направленное на подготовку детей к активной и безопасной жизненной позиции в дальнейшем.  

Большое внимание в ДОУ уделяется созданию предметно-развивающей среды. В группах оформлены содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД куда вошли:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т.д.;
  • классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
  • подборки художественной литературы;
  • справочная литература;
  • альбом «Это интересно…»
  • альбом «Дороги», «Транспорт».
  • подборка иллюстраций, сюжетных картинок (отражающих дорожные ситуации), плакатов по правилам дорожного движения;
  • книжки-малышки «Интересные истории о …»;
  • модели машин: легковых и грузовых;
  • картотека «опасных ситуаций»;
  • в старших группе окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД;
  • строительный конструктор;
  • подборка: аудиокассет, видео кассет, мультимедийных презентаций;
  • комплекты дорожных знаков;
  • макет улицы с транспортными средствами, перекрестками;
  • подборка проблемных ситуаций;
  • подборка «Минуток безопасности»;
  • транспорт: спец. транспорт (скорая помощь, пожарная машина …), строительная техника (бульдозер, экскаватор …), сельскохозяйственная техника (трактор, комбайн …);

Оборудование носит развивающий характер, что позволило сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, овладеть различными мыслительными операциями.

В детском саду  имеются техническими средствами: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, презентации, которые помогают им закреплять правила дорожного движения, слушать стихи, песни.

В группах оформлены информационные уголки «Уголок безопасности».

На территории детского сада имеется площадка по ПДД. На данной площадке имеется дорожная разметка (линии разметки, пешеходные переходы), дорожные знаки, макет полицейского, светофор.

В методическом кабинете подобран методический материал по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, который включает материал по планированию, папки с дидактическим материалом, плакаты, иллюстративный материал для работы с детьми. Собрана библиотечка художественной детской литературы. Составлена картотека дидактических игр по дорожному движению, которая постоянно пополняется. Педагоги используют наглядный материал, собранный в методическом кабинете в своей работе с детьми, обмениваются опытом, пополняют новым материалом.

Ежегодно в ДОУ проводится смотр – конкурс «На лучшее оформление предметно-развивающей среды по ПДД». В 2013 году победителем стала разновозрастная №2 (средняя- старшая – подготовительная) воспитатель Литвиненко О.Ю., представившая разнообразный, методически грамотно оформленный, с учетом современных требований материал.                                                                                                                                      

В детском саду организованна подписка на периодические издания: газета «Добрая дорога детства», журналы «Путешествие на зеленый свет», «Спасайкин».  

Данные пособия педагоги детского сада используют в работе с детьми при организации  образовательной деятельности, бесед, праздников, досугов, развлечений, индивидуальной работе с дошкольниками.

Пресса  позволяет держать педагогов в курсе проводимых мероприятий в стране по безопасности движения, черпать интересные сведения, методические рекомендации, отслеживать положительный опыт работы других образовательных учреждений.

Вся работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения разделена на несколько этапов:

  • Анализ семейного воспитания по данному вопросу.
  • Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться.
  • Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения.
  • Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

В ДОУ определены формы работы с детьми, которые ежегодно пересматриваются, дополняются новыми. В 2014 – 2015 учебном году проведены  акции по ПДД, с распространением агитационных листовок среди родителей и автомобилистов. Стало традицией проведение акций «Грамотный пешеход» по взаимодействию старших и младших воспитанников детского сада по ПДД.      

Одним из основных направлений в работе считаем сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД. Стараемся строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими участниками, в процессе ее усвоения. С этой целью использую наиболее эффективные, интересные и доступные формы сотрудничества с родителями.

- творческие гостиные;

- совместные праздники и развлечения;

- конкурсы, семейные викторины и т.д.

- наглядная информация на стендах «Уголок безопасности», в папках – передвижках

- устные журналы и дискуссии, где заслушиваются выступления родителей о семейном  воспитании, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дорогах.

- родительские собрания и консультаций для родителей.

Родители проявляют заинтересованность и готовность к сотрудничеству, принимают активное участие в   проводимых в ДОУ мероприятиях: заседаниях клуба по интересам, анкетировании, в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр, подарков для детей.

Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «детский сад-дом» с указанием наиболее безопасного пути для ребенка из дома до детского сада и обратно.

В 2012 – 2013 учебном году среди родителей проведен конкурс авторских стихов и сказок по ПДД. Родители проявили творческую смекалку, фантазию. Стихи и песни получились интересными, оригинальными, с юмором. Победителем конкурса стала семья Иванченко Софии.

Увлекательной и интересной формой работы с родителями стал «Семейный мастер-класс», который позволяет познакомить родителей с игровыми технологиями по ПДД, обменяться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

С целью привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада используем метод проектной деятельности. Наиболее удачным считаем проект 2015 года старшей группы «Мой дом, моя улица».

Каждый год к нам в детский сад приходят малыши. И наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к обучению ПДД у воспитанников и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги к этому неравнодушны.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

ОПАСНОСТЬ (по мнению С.И.Ожегова) — это способность вызывать, причинить какой-нибудь вред, несчастье. Опасность — это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека.

ЗДОРОВЬЕ - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

ВОДИТЕЛЬ – Водителем называют человека, который управляет транспортным средством. В качестве транспортного средства может выступать, как автомобиль, так и пассажирский автобус, троллейбус и т.д. Иногда водителем называют также пилота самолета.

Водителем также выступает человек, который обучает другого человека вождению транспортного средства. Слово «водитель» является более общим понятием в отличие от слова «шофер». Водитель – это более общее понятие, к нему можно относить не только людей, у которых профессия связана с вождением какого-либо транспорта, а человека, у которого есть свой личный транспорт.

ПЕШЕХОД – это участник дорожного движения, находящийся вне автомобиля или другого транспортного средства на дороге и не производящий на ней технические работы. К пешеходам приравниваются лица, ведущие мопеды, велосипеды или передвигающиеся в не оборудованных двигателями инвалидных колясках.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ – должностное лицо, которое защищает государство внутри.

УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД – специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей

ЗНАК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – Дорожный знак, или знак дорожного движения, представляет собой графический рисунок, выполняемый в соответствии с определенными стандартами и устанавливаемой у дороги в целях доведения той или иной информации до сведения участников движения.

Роль дорожных знаков в обеспечении безопасности движения крайне велика: они информируют водителей об опасных участках дороги, обязывают снизить скорость, запрещают обгон там, где он связан с повышенным риском, выполняют множество других полезных задач.

СВЕТОФОР – оптическое устройство, несущее световую информацию. Светофор предназначен для регулирования движения механических транспортных средств, а также пешеходов на пешеходных переходах и иных участников дорожного движения, поездов железной дороги и метрополитена, речных и морских судов...

   

2. Психолого - педагогический портрет группы воспитанников являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Работа проводилась с детьми разновозрастной группы №2 (средняя-старшая-подготовительная).

Возраст детей – от 4 до 7 лет.

Всего – 38 детей.

Группу посещают дети из  семей служащих-39% и из семей  рабочих –61%

В большинстве своем родители детей данной группы являются молодыми родителями. Средний возраст – 25лет. Большинство родителей имеют среднее образование (77 %), высшее образование – 23%.

Уровень представлений о безопасности дорожного движения - 41%.

Работая с детьми данной возрастной группы, провожу сними познавательные занятия, викторины, досуги, развлечения, праздники, игры по ознакомлению с правилами дорожного движения.

Мною была поставлена задача: установить взаимодействие с родителями с целью создания  образовательного пространства, способствующего наиболее полному и разностороннему развитию и воспитанию детей.

Работая на группе, я  заметила, что у детей нет достаточных знаний об окружающем мире и социальной действительности. Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как обучать детей безопасному поведению на дорогах.                              

В группе царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Бывали случаи негативного отношения детей к некоторым воспитанникам. Путем многочисленных отдельных бесед с родителями, а также с ребятами, конфликты постепенно сведены к минимуму, а потом и вовсе исчезли.  Взаимоотношения между детьми стали ровные, спокойные.

 На занятиях дети внимательны, добросовестно относятся к выполнению полученных заданий. У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебных пособий.

Воспитанники проявляют активность и творчество в проведении различного рода мероприятий. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты.

Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Отношения в группе между мальчиками и девочками – дружеские.

 У большинства дошкольников осознанная дисциплина, они умеют руководить и подчиняться. Внимание, доброта и забота взрослых вызывают появление адекватных чувств и отношений со стороны детей.

Ребята активно участвуют в праздниках и досуговых мероприятиях различного уровня. Родители стали принимать активное участие в их проведении.

Итак, в целом коллектив группы целеустремлен, активно участвует в общественной деятельности, включается в предложенную работу. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и за весь коллектив.

  1. Педагогический опыт.

 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте. 

В работе по обучению дошкольников правилам дорожного движения я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:        

  • последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже изученное в предыдущем.                                                                                                          
  • наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

  • проектный метод обучения
  • моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
  • личностно-ориентированная технология        
  • технология игрового обучения
  • метод наблюдения и беседы

Методы активизации родителей:

  • обсуждение просмотренных видеосюжетов
  • ролевое проигрывание ситуаций
  • тренинговые игровые упражнения и задания        
  • анализ родителями и педагогами поведения ребенка
  • обращение к опыту родителей
  • использование информационно-коммуникативных технологий

  1. . Актуальность педагогического опыта.

К сожалению, основные причины дорожно- транспортных происшествий с годами не изменяются: это неудовлетворительные дорожные условия, нарушения правил дорожного движения пешеходами, несоблюдение очередности проезда, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, превышения скорости. Поэтому, проблема обеспечения безопасности движения, всегда была и остается актуальной.

Среди всех участников дорожного движения - водителей, пешеходов, пассажиров - самый подвижным и непредсказуемым, является ребенок. Во многих дорожно- транспортных происшествиях он - основной виновник. Приводит к этому, незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Поэтому безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.

У дошкольников другие особенности слуха и зрения. Им сложно определить, откуда слышится звук. Они реагируют только на звуки, которые им интересны и не могут перевести взгляд с близких объектов, на дальние, и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся грузовых машин, автобусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дети еще не умеют эффективно использовать периферическое

зрение и полностью «выключают» его, когда перебегают дорогу, фокусируя на каком-либо предмете.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Исследования психологов и физиологов показывают, что у дошкольников не развито    14. боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3- 1,5 секунды, а у взрослого 0, 6- 0,8секунд. У детей дошкольного возраста не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий. В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступать, дети теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе. Дети медленно и чаще всего не правильно принимают решения, так как теряются, не зная, что делать. Чтобы предостеречь их от опасности на улицах, необходимо с самого раннего возраста формировать у детей определенные знания, умения и навыки безопасного поведения на проезжей части. Именно в  этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. Изучение правил дорожного движения, должно стать составной частью воспитательного процесса в дошкольном учреждении, ведь то, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное - он должен прививать устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.

Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.

Формирование соответствующей модели поведении, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге - главная задача воспитателя. При этом только он имеет возможность действовать следующими приемами:

  • Использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребенка огорчить их своим поведением;
  • Показать личные последствия лично для ребенка;
  • Использовать игровую ситуацию для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками;
  • Активизировать его творческие способности;
  • Развивать его мыслительные (умственные) навыки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

    Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в дорожно- транспортные происшествия. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная работа педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно вести себя не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах.

    В обучении правилам дорожного движения, важное значение имеет привитие детям практических навыков поведения на дорогах, и здесь, одной из главных форм обучения является игра. Это одно из древнейших культурных проявлений человеческого разума. Игра не только развлечение, она обучает творчеству, развивает ум, волю, терпение, быстроту реакции, делает более доступным содержание учебного материала, в данном случае правил дорожного движения. Игра повышает эффективность обучения. Психологи утверждают, что учебный процесс наиболее эффективен, если имеет игровую форму, живо и доходчиво организован.

Не малую роль в формировании у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах, играет применение различных форм взаимодействия и общения с родителями. Это ознакомление их с материалами, представленными на стенде «Уголок для родителей», проведение бесед с пробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно- транспортного происшествия с участием детей                     качестве пешеходов и пассажиров, анкетирование, показ выставок детских рисунков, макетов, плакатов, дидактического материала по тематике дорожной безопасности.                                

Все это делается для того, чтобы родители, совершая те или иные действия, помнили, что для детей они всегда являются авторитетом и примером для подражания. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка и вместе с ним могут перечеркнутся все словесные предостережения.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, дидактики.

Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.

При написании опыта опирались на труды  Авдеевой Н., Стеркиной Р., Князевой О. «Основы безопасности детей дошкольного возраста.  В наши дни знания о правилах дорожного движения нужны всем: и взрослым, и детям. В работе я опиралась на основные принципы и методы в педагогике. Мною была изучена литература по данному вопросу Т.Ф.Саулиной.

3.4.Результативность педагогического опыта.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей, задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Результаты опыта работы «Формирование у детей навыков дорожной безопасности», показал хорошие результаты: дети имеют представления об ориентировке в пространстве. Понимают и употребляют понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу, «близко», «далеко». Знают о назначении светофора в целом и всех его цветов: красного, желтого                

и зеленого. Ориентированы в том, чем различается проезжая часть дороги и тротуар. Знают правила поведения на улице. У детей сформированы знания о том, какой транспорт передвигается по дороге, а какой по рельсам, по железной дороге, имеют представления, чем отличаются грузовые и легковые автомобили. Дети имеют знания о том, что есть специальные машины (пожарные, скорая, полицейская, МЧС). Дети знают основные части транспорта (руль, кабина, колесо, кузов, вагоны). У детей имеются знания о работе  шофера, машиниста. Дети ориентированы, как правильно вести себя в транспорте, на проезжей части, на зимней дороге, на тротуаре. Сформированы понятия (вперед, назад, сзади, налево, слева, направо, справа). Дети знают элементарные правила дорожного движения (переходить дорогу только на зеленый свет, по пешеходному переходу). Дети знают, кто такие пешеходы, что им нужно знать при переходе улицы.

Родители: соблюдают правила дорожного движения, знают правила поведения в транспорте, на улице, дороге и закрепляют их с детьми. Владеют информацией о том, что должен знать ребенок о движении на дороге и как ему доступно рассказать. Активно взаимодействуют с воспитателем: консультируются, принимают участие в родительских собраниях, развлечениях, праздниках, конкурсах, выставках, помогают изготовлять материал необходимый для работы по обучению детей правилам дорожного движения.

 

3.5. Новизна (инновационность)  представляемого педагогического опыта.

Использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. В переводе с греческого проект – это путь исследования.

Использование современных методов работы с дошкольниками:

- компьютерные презентации ("Виды транспортных средств", "Виды дорожных знаков и их назначение", "Причины дорожно-транспортных происшествий");

- обучающие мультфильмы ("Уроки тетушки Совы");

- моделирование дорожных ситуаций; предвидение опасности;

- практические игры - тренинги ("Паровозики и машины", "Летит, плывет, едет", "Наша улица", "Угадай знак" и др.);

- творческие задания.

3.6  Технологичность представляемого педагогического опыта.

Данные разработки могут использоваться другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области,.

Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал, представленный в разделе «Приложения» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Опыт работы по теме «Формирование у детей навыков дорожной безопасности» реализовался в МБДОУ №38 в разновозрастной группе №2 (средняя-старшая-подготовительная) по двум направлениям: совместная деятельность с детьми,  взаимодействие с родителями. Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1-й этап - подготовительный.

На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно - развивающую среду групп и участка детского сада. В ходе этой работы были выведены некоторые недостатки:                                

1. Недостаточно методического материала по работе с дошкольниками по проведению образовательной деятельности по правилам дорожного движения.

2. Мало печатного наглядного материала непосредственно для детей: дорожных знаков, плакатов, книг, транспортных средств.

3. Мало пособий, игрушек, оборудования для проведения ситуативных игр с опасными дорожными ситуациями.

Затем индивидуально протестировала каждого ребенка, с целью выявления знаний детей о правилах дорожного движения (диагностический материал  - Приложение №1). Результаты теста показали, что дети средней группы плохо ориентируются в помещении и на участке детского сада, не различают проезжую часть дороги, тротуар, не знают назначения зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Дети старшей группы не уверенно определяют виды транспорта, дорожные знаки, не умеют находить нужные решения в проблемных ситуациях на дороге. Ребятам подготовительной группы необходимо закрепить знания о правилах на дороге, назначении знаков, уметь быстро ориентировать в проблемных ситуациях, пополнить знания о видах транспорта, его назначении.

Одновременно с тестированием детей, провела анкетирование родителей (Приложение №2) с целью - выявить знания родителей о правилах дорожного движения. Проанализировав результаты анкетирования, пришла к выводу, что многие родители затрудняются ответить на самые элементарные вопросы. (На какой сигнал светофора движутся пешеходы, а на какой сигнал - транспорт, как найти место, указывающее на безопасный переход проезжей части, по какой части тротуара следует идти, чтобы не создавать помеху другим участникам движения, и многие другие).                                                                                                                                  

По результатам тестов и анкет были поставлены следующие задачи:

  1.  С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
  2.  Обогащать и расширять знания детей о правилах дорожного движения
  3.  Укрепить материально - техническую базу для работы по данному направлению.
  4.  Выработать систему воспитательной и образовательной работы.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я:

- разработала перспективный план работы с детьми каждой группы (Приложение №3).

- оформила  предметно-развивающую среду в детском сада по обучению дошкольников правилам дорожного движения (Приложение №4).

-  оформила картотеку игр по правилам дорожного движения  (Приложение №5);

- оформила памятку для педагогов (Приложение №6).                                                                      

- провела ряд открытых занятий, развлечений, досугов, праздников (Приложение №7)

- провела работу с родителями дошкольников (Приложение №8)

- ознакомила с публикациями в прессе по проблемам профилактики детского дорожно - транспортного травматизма;                                                                                                  

-   неоднократно привлекала родителей в процесс изготовления необходимых атрибутов и дидактических игр; к участию в мероприятиях группы.

- разработала и реализовала педагогический проект на тему: «Мой дом, мая улица» (Приложение №9).

-  публиковала статьи в газете «Этаж новостей» новости о проведенных мероприятиях в группе по ПДД.

В результате своей работы повышался уровень воспитательной и образовательной деятельности, так как родители соблюдали правила дорожного движения, ознакомились с правилами поведения в транспорте, на улице, дороге и закрепляли их с детьми. Овладели информацией о том, что должен знать ребенок о движении на улице и как ему доступно рассказать. Помогали ребенку развивать внимание и наблюдательность на дороге, закрепляли с детьми правила дорожного, беседовали с ними, читали произведения по теме, привлекали в изобразительную деятельность, игровую деятельность, создавали проблемные ситуации, в которых дети проявляли свою смекалку.

Занятия по обучению детей правилам дорожного движения и воспитанию культуры поведения на улице проводились в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией. Работа строилась по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания, постепенно направляя познавательную деятельность детей на предметы, явления и события.

 На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром вела работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве. Учила понимать и употреблять понятия: «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко», «справа», «слева», «впереди», «сзади», «между». Знакомила детей с дорогой, улицей, тротуаром, разными видами транспорта через рассматривание картин, иллюстраций,  видеороликов, показа слайдов, бесед, разучивание стихотворений                                                                                                                                                                                                 чтение рассказов, загадывание загадок, ребусов, кроссвордов, всевозможных инсценировок.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений формировала у детей умение ориентироваться в пространстве, учила различать направления: вперед, назад, сзади, слева, налево, справа, направо.

Большое внимание, развитию ориентировки в пространстве, уделялось на музыкальных и физкультурных занятиях, при выполнении упражнений, построении, перестроении, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчинятся игровым правилам.

На занятиях по изобразительной деятельности учила детей рисовать, лепить, изображать аппликации с натуры различные виды транспорта, дорожные знаки, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей, старших детей изображать фигуру человека (полицейского).                                                                                                                

В конструировании формировала у детей интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материал, например «мост для пешеходов», «мост для машин», «гараж для автомобилей» и т.д., учила моделировать из пластмассовых конструкторов самолеты, поезда, машины.

Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно к детям в гости приходили сказочные герои. Это Светофор, Буратино, почтальон Печкин, старуха Шапокляк, дядя Степа полицейский, Постовой, которые знакомили с правилами дорожного движения,   рассказывали о случаях на дорогах и вместе искали выход из сложившейся ситуации; Незнайка, которого дети с удовольствием учили переходить дорогу, рассказывали ему о функциях светофора, обозначение каждого дорожного знака. Животные приносили ребятам задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

Большую роль в закреплении знаний сыграли такие формы работы, как целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы с последующим обсуждением, инсценировки, разыгрывание дорожных ситуаций. Представления о транспорте, улице постоянно закреплялись при каждом удобном случае.

Учитывая тот факт, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, я успешно пользовалась элементами инсценировок. Театральные представления («Путешествие к Светофору», «Светофоры для зверюшек») пользовались у детей неизменной любовью. Дети смеялись и огорчались вместе с персонажами, были всегда готовы прийти на помощь любому герою. И поскольку все инсценировки имели нравственную направленность, любимые герои становились образцами для подражания, что позволило оказывать большое внимание на детей, формировать у них осознанные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.                                                    

 Знания, умения и навыки детей подкреплялись игровой деятельностью (игры - тренинги, блиц - турниры, дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые) либо продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, ручной труд), а затем реализовывались в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами детского сада.

Повторное тестирование детей показало, что дети намного лучше стали ориентироваться, углубили свои знания о светофоре, о правилах дорожного движения, дороге, транспортных средств.

Средняя группа.

Результаты первого теста:                                                  Результаты повторного теста

  •  высокий уровень знаний- 0%                                     - 68%
  •  средний уровень знаний- 68%                                   - 31%
  •  низкий уровень знаний - 32%                                    -  0%

                                                           Старшая группа.

Результаты первого теста:

  •  высший уровень знаний- 22%                                  -74%      
  •  средний уровень знаний- 66%                                  -26%
  •  низкий уровень знаний - 2%                                     -0%                  

Подготовительная группа.

Результаты первого теста:

  •  высший уровень знаний- 29%                                -85%
  •  средний уровень знаний- 70%                                    -15%                                          
  •  низкий уровень знаний - 1%                                   -0%

Провела повторное анкетирование «Грамотный пешеход».

Проанализировав ответы родителей на вопросы анкеты - «Грамотный пешеход», пришла к выводу:                                                                                                                                        

  1.  Многие родителей не нарушают правила дорожного движения. - 80%;
  2.  Все без исключения объясняют детям о необходимости соблюдать правила дорожного движения. - 100%;
  3.  Обучают правильному переходу проезжей части. - 100%;
  4.  Интересуются о знаниях и умениях своего ребенка в данной области. - 70%;
  5. Осознают эффективность двустороннего обучения детей (воспитатель-родители). -90%    

4. Выводы. 

Знакомство ребенка с дорожно- транспортной средой имеет свои особенности. Для этого важен личный опыт, испытание на себе этой среды, как он испытывал на себе огонь, свечи или горячую пищу. Однако последствия дорожно-транспортного происшествия нельзя испытать на себе лично, оно не адекватно легкому ожогу. Поэтому личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом, путем проведения мер по предварительному обучению детей безопасному поведению на дороге. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и привитию навыков безопасного поведения на дороге, должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении ее в течение дня, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. Как сказал Ян Коменский: «Только, то  в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни».                                                                                                                                                      

Формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах – процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.

Список литературы.

  1. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения.- Мозаика- синтез Москва, 2014 год.
  2. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. - Волгоград,  2011 год
  3. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
  4. Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.
  5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  6. Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Беляевскова Г.Д.Правила дорожного движения дошкольникам. – Волгоград, 2013.
  8. Интернет ресурсы.