Обучающимся

Кириллова Лида Дамировна

Это интересно. Архив исторических фактов

Интересные исторические факты

 Почему у Царь-колокола отколот кусок

 Изготовленный Царь-колокол, стоявший в яме, пострадал от пожара 20 мая 1737 года. При пожаре в яму стали падать горящие бревна и нагрели его, в результате чего от колокола откололся большой кусок массой 11,5 тонн.

 Царь-колокол был поднят из ямы не сразу. Были две безуспешные попытки его поднять - в 1792 году и в 1819 году. И только 17 августа 1836 года удалось его поднять на поверхность. При этом не обошлось без экстремальных моментов: при подъеме лопнули несколько канатов, посредством которых его поднимали и колокол перекосило. Спас положение один из работников, который спустился в яму и установил под колокол подпорки. После замены канатов колокол все же благополучно подняли.

 Кто такие голубиные миллионеры или кто произнес фразу "Кто владеет информацией, тот владеет миром"?

 А знаете ли вы, что фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» стала знаменитой благодаря стремлению Ротшильдов первыми узнавать новости. Это их стремление, а также единственное (кроме денег) хобби – разведение почтовых голубей – однажды помогли им сделать целое состояние.

 Это было в 1815 году, когда после триумфального возвращения Наполеона, так называемых «ста дней», фондовые биржи ждали исхода решающей битвы при Ватерлоо. Ждали его и братья Ротшильды: Натан – в Лондоне, Якоб – в Париже, предварительно изрядно пополнив свои голубятни в северо-западной Европе.

 Начало сражения явно было за Наполеоном, об этом известили Лондон. Но наблюдатели не предвидели, что на помощь армии Веллингтона придет прусский корпус Блюхера, который и решит исход сражения. Наполеон был повержен. Голуби с шифрованными донесениями об этом были срочно отправлены Ротшильдам. Утром Натан уже сокрушался по поводу успехов Наполеона и продавал свои акции. Тот же трюк проделал в Париже и Якоб. На бирже началась паника – ведь Ротшильды, которые все новости узнают первыми, продавали бумаги. Продавать начали все, произошел обвал английских, австрийских, прусских ценных бумаг. А в это время агенты Ротшильдов скупали эти же бумаги за бесценок.

 Только через двое суток на бирже узнали, что на самом деле Наполеон битву проиграл. Люди теряли состояния, а Ротшильды за один день заработали 40 миллионов фунтов стерлингов и стали обладателями значительной части британской экономики.

 Самая короткая война

 А знаете ли вы, что самая короткая война в истории длилась 38 минут? Эта война произошла между Англией и султанатом Занзибар (это в Африке, с 1964 года Занзибар является частью Объединённой Республики Танзания) 27 августа 1896 года.

 Конфликт начался из-за того, что новый правитель Занзибара, Халид ибн Баргаш, решил прекратить сотрудничество с Великобританией и сблизится с Германией. Такое решение никак не устраивало англичан, и они выдвинули ультиматум, согласно которому 27 августа в 9.00 Занзибар должен был сдаться. Однако этого не произошло. Армия, собранная султаном Занзибара, состояла из 2800 человек, а его флот из одного корабля с одним орудием. Что и говорить, англичане нанесли сокрушительное поражение Занзибару. В этой войне было насчитано 570 погибших и все со стороны Занзибара. С начала конфликта до полной победы англичан прошло ровно 38 минут.

 Этот интересный факт был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса, как самая короткая война в истории человечества.

Коротко, но ясно.

1. В армии Наполеона солдаты могли обращаться к генералам на "ты". 

2. На Руси стрекозами называли кузнечиков. 
3. Наказания розгами были отменены в России только в 1903 году. 
4. "Столетняя война" длилась 116 лет. 
5. То, что мы называем Карибским кризисом, американцы называют Кубинским кризисом, а сами кубинцы - Октябрьским кризисом. 
6. Самой короткой в истории войной была война между Великобританией и Занзибаром 27 августа 1896 года. Она длилась ровно 38 минут. 
7. Первая атомная бомба, сброшенная на Японию, находилась на самолете, носящем название Enola Gay. Вторая - на самолете Bock's Car 
8. Пpи Петpе I в России было создано спецведомство по пpиему челобитных и жалоб, которое называлось ... рэкетмейкерство. 
9. 4 июня 1888 года конгресс штата Нью-Йорк принял билль об упразднении казни через повешение. Причиной этого "гуманного" акта послужило введение нового способа смертной казни - электрического стула. 
10. Согласно договору, заключенному между инженером Гюставом Эйфелем и городскими властями Парижа, в 1909 году Эйфелева башня должна была быть разобрана и продана на лом.

11. Испанская инквизиция преследовала многие группы населения, но более других катаров, марранов и морисков. Катары это последователи альбигойской ереси, марраны - крещеные евреи, а мориски - крещеные мусульмане. 
12. Первым японцем, попавшим в Россию был Денбей - сын купца из Осаки. Его судно было прибито к берегам Камчатки в 1695 году. В 1701 он добрался до Москвы. Петр I определил его преподавать японский язык нескольким подросткам. 
13. Только в 1947 году в Англии была отменена должность человека, который должен был при въезде в Англию Наполеона Бонапарта (!) выстрелить из пушки. 
14. Ги де Мопассан, Александр Дюма, Шарль Гуно, Леконт де Лиль и многие другие деятели культуры подписали знаменитый протест против ... "уродования Парижа Эйфелевой башней". 
15. Когда знаменитый немецкий физик Альберт Эйнштейн умер, его последние слова ушли вместе с ним. Медсестра, находящаяся рядом с ним, не понимала ни слова по-немецки. 
16. В средние века студентам запрещалось носить ножи, шпаги и пистолеты и появляться на улице после 21 часа, ибо ... это представляло большую опасность для горожан. 
17. На могильной плите памятника Суворову написано просто: "Здесь лежит Суворов". 
18. Между двумя мировыми войнами во Франции сменилось более 40 разных правительств. 
19. Последние 13 веков императорский трон в Японии занимает одна и та же династия. 
20. Один из американских самолетов во Въетнаме поразил выпущенной ракетой себя же. 
21. Безумный римский император Калигула однажды принял решение объявить войну Богу Морей - Посейдону, после чего приказал своим солдатам беспорядочно бросать свои копья в воду. Кстати, с римского "Калигула" означает "маленький башмак". 
22. Абдул Кассим Исмаил - великий визирь Персии (10 век) всегда находился рядом со своей библиотекой. Если он куда-то отправлялся, то библиотека "следовала" за ним. 117 тысяч книжных томов перевозились четырехстами верблюдами. Причем книги (т.е. верблюды) располагались в алфавитном порядке. 
23. Самый первый автомобильный номер прикрепил к своей машине берлинский коммерсант Рудольф Герцог. Это случилось в 1901 году. На его номере значились всего три знака - IA1 (IA - это инициалы его молодой жены Иоганны Анкер, а единица означает, что она у него первая и единственная). 
24. По окончании вечерней молитвы на судах Российского императорского флота вахтенный начальник командовал "Накройся!", что означало надеть головные уборы, и одновременно подавался сигнал отбоя молитвы. Длилась такая молитва обычно 15 минут. 
25. В 1914 году германские колонии населяли 12 млн. человек, а британские - почти 400 млн. 
26. За всю историю регистрации температуры в России самой холодной зимой была зима 1740 года. 
27. В современной армии званию корнет соответствует прапорщик, а званию поручик - лейтенант. 
28. Тайский национальный гимн был написан в 1902 году русским (!) композитором Петром Щуровским. 
29. До 1703 года Чистые пруды в Москве назывались ... Погаными прудами. 
30. Первая книга, напечатанная в Англии, была посвящена ... шахматам. 
31. Население мира в 5000 году до н.э. составляло 5 миллионов человек. 
32. В Древнем Китае люди кончали жизнь самоубийством, съедая фунт соли.
33. Список подарков Сталину в честь его семидесятилетия печатался в советских газетах с декабря 1949 года по март 1953.
34. Николай I предоставлял своим офицерам выбор между гауптвахтой и прослушиванием опер Глинки в качестве наказания. 
35. Над входом в Лицей Аристотеля была надпись: "Вход сюда открыт для любого, пожелавшего рассеять заблуждения Платона". 
36. Третьим декретом после "Декрета о мире" и "Декрета о земле", выпущенным большевиками, был "Декрет об орфографии". 
37. Во время извержения вулкана Везувия 24 августа 79 года помимо всем известного города Помпеи погибли также города Геркуланум и Стабии. 
38. Фашистская Германия - "третий Рейх", империя гогенцоллеров (1870-1918 гг.) - "второй Рейх", Священная Римская Империя - "первый Рейх". 
39. В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли ... деканом. 
40. Сильно затянутый корсет и большое количество браслетов на руках в Англии периода правлению Тюдоров считались признаком девственности. 
41. Агенты ФБР получили право носить оружие только в 1934 году, через 26 лет после основания ФБР. 
42. Вплоть до второй мировой войны в Японии считалось кощунством любое прикосновение к императору. 
43. 16 февраля 1568 года испанская инквизиция вынесла смертный приговор всем (!) жителям Нидерландов. 
44. В 1911 году в Китае косы были признаны признаком феодализма и поэтому их ношение было запрещено. 
45. Первый партбилет КПСС принадлежал Ленину, второй - Брежневу (третий - Суслову, а четвертый - Косыгину). 
46. Американская Лига Физической Культуры, первая нудистская организация в США, была основана 4 декабря 1929 года. 
47. В 213 году до н.э. китайский император Цинь Ши Хуанди отдал приказ сжечь все имевшиеся в стране книги. 
48. На Мадагаскаре в 1610 году король Раламбо создал государство Имерин, что означает "насколько видит глаз". 
49. Первыми русскими святыми были Борис и Глеб, канонизированные в 1072 году. 
50. Одним из наказаний преступников в Древней Индии было ... уродование ушей. 
51. Из 266 человек, занимавших папский престол, 33 умерли насильственной смертью. 
52. Подлинником на Руси называли палку, которой били свидетеля, добиваясь истины. 
53. В обычную погоду римляне носили тунику, а когда наступали холода - несколько туник. 
54. В древнем Риме группу рабов, принадлежищих одному человеку называли ... фамилией. 
55. Римский император Нерон женился на мужчине - одном из своих рабов по имени Скорус. 
56. До 1361 года в Англии судопроизводство велось исключительно на французском языке. 
57. Приняв капитуляцию, Советский Союз не подписал мир с Германией, то есть остался с Германией в состоянии войны. Война с Германией была окончена 21 января 1955 г. принятием Президиумом Верховного Совета СССР соответствующего решения. Тем не менее, Днем Победы считается 9 мая - день подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии.
58. Извержение мексиканского вулкана Парикутин продолжалось 9 лет (с 1943 по 1952 год). За это время конус вулкана поднялся на 2774 метра. 
59 К настоящему времени археологи обнаружили на территории, ассоциируемой с древней Троей, следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи.

ПАМЯТКИ

О науке истории

•  Историю нельзя изменить, вопросы типа «Что было бы, если…» бессмысленны.

•  Историю изучают, чтобы делать выводы на будущее.

•  Чтобы делать выводы, необходимо сопоставлять однотипные исторические события, анализировать их сходства и различия, их причины и последствия.

•  События в истории часто повторяются.

•  В истории нет ничего «без причины», «из ниоткуда», «просто так», «с бухты-барахты» и т.д.

•  Люди создают историю, а не история людей.

image Об исторических персонажах

•  Без тех, кого мы называем историческими персонажами, ничего бы не было.

•  Все исторические персонажи – такие же люди, как и мы, со своими характерами, радостями, бедами, проблемами, обидами, болезнями и т.д., с одним только различием: преимущественно все они уже умерли. При изучении истории категорически запрещается терять в фактах ЧЕЛОВЕКА.

•  Нельзя сразу осуждать того или иного исторического персонажа, необходимо действовать по принципу: «Не говори «плохо», пока не знаешь, как сделать лучше».

•  Не бывает «хороших» и «плохих» исторических персонажей.

•  Чтобы лучше понять причины поступков исторических персонажей, выясните как можно больше деталей и «прикиньте на себя».

•  У всех исторических персонажей обычно есть имена. Это значит, что их надо знать.

image О датах

•  Основные даты необходимо знать, просто чтобы не падать лицом в грязь.

•  Все даты связаны с событиями и историческими персонажами, а не существуют сами по себе.

image Об исторических материалах

•  К любому материалу, где об историческом персонаже говорится или только очень хорошо, или только очень плохо, следует относиться с сомнением и опаской.

•  Надо уметь пользоваться дополнительными источниками, т.к. на уроках есть время изучить лишь самое главное, а интересующие подробности можно найти в дополнительной литературе.

•  Даты и имена не всегда точно известны, поэтому в разных источниках бывают разными. Этому не нужно удивляться. Это нужно проверять и сопоставлять.

image Об исторических терминах

•  Исторические термины (словарные слова) знать необходимо, чтобы долго и запутано не объяснять то, что можно сказать одним словом.

image Об исторических картах

•  Изучая историю, необходимо ориентироваться в географии, чтобы египтяне не переправлялись через Темзу, а исследователи Сибири не блуждали по Греции в поисках реки Амур.

•  Исторические карты существуют для того, чтобы мы могли ярче представить то, что увидеть не можем. Они графически восстанавливают картины прошлого.

 

         Памятка – характеристика исторического деятеля

Вариант 1

Характеристика – представление образа личности путем описания её внешности, перечисления биографических сведений.

 1.     Назовите имя, даты жизни, происхождение.
2.     Опишите внешний облик личности.
3.     Определите главные черты характера.
4.     Раскройте важнейшие события жизни и поступки.
5.     Определите значение деятельности личности.
6.     Выразите ваше отношение к личности. 
Как давать оценку личности 
1.     Выскажите свое мнение о делах и поступках личности (подтверждая его фактами).
2.     Определите, что вам нравится в личности, а что для вас оказалось неприемлемым в её характере, поступках.
3.     Объясните, почему.
Вариант 2
1.Имя  исторического деятеля.  В  какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?
2.Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Ка­ким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие  сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа,  живущих рядом с ним людей, для развития культуры, страны
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, ка­кие - неодобрение?
Памятка по подготовке сообщения по теме
Сообщение – краткое выступление перед одноклассниками по небольшому учебному вопросу. 
1.     Выберите (уясните) тему сообщения.
2.     Составьте план изучения темы.
3.     Найдите источники для подготовки сообщения. Наиболее достоверными являются первоисточники и научно-популярная литература.
4.     При необходимости сделайте выписки из книг.
5.     Можете написать текст выступления.
6.     Подготовьте изложение темы по плану и отрепетируйте ваше сообщение.
7.     Во время выступления перед одноклассниками говорите свободно (не зачитывая текст) и понятно.
Памятка - как готовить домашнее задание по учебнику
 1. По названию параграфа определите его главную тему.
2. По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы.
3. Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа:
-выясняйте значения новых для вас слов, для этого используйте наш «словарик»;
-самые важные сведения выделены в тексте жирным шрифтом или курсивом, на них обращайте особое внимание;
-обязательно выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа;
-внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. отвечайте на вопросы к этим частям учебника.
4. Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним.
5. Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа.
6. Попробуйте придумать свои вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг.
Памятка - как работать с иллюстрацией 
1.     Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
2.     Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем – что находится на заднем плане, слева и справа.
3.     Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.
4.     Предположите, правдиво ли это изображение?
5.     В чём ценность информации, которую несёт в себе данная иллюстрация?
Памятка - как доказывать свои суждения 
Доказательство – последовательное обоснование своих мыслей.
1.     Определите, что вам необходимо доказать – тезис. Тезис – это определенное утверждение.
2.     Приведите аргументы вашего доказательства. Аргументы – это факты, положения, с помощью которых можно показать истинность тезиса.
3.     Сделайте выводы – почему тезис верен.
Как составлять план текста 
 План текста – это краткое перечисление основных вопросов содержания текста.
План может быть простым или сложным.
Простой план – это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.
Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые  раскрывают содержание главных вопросов.
1.     Внимательно прочитайте текст.
2.     Разделите текст на законченные по смыслу части.
3.     Выделите главную мысль каждой части.
4.     Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана.
5.     Пункты плана формулируйте кратко и точно. 
Критерии оценивания

Критерии оценивания ответа по обществознанию

Критерии оценивания устного ответа:

Отметку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать, приводить примеры из жизни общества.

 «4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа. 

 «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

 «2» - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.  

Критерии оценивания письменных работ:

 «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

 «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

 «3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

 «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Словари по истории 

  1. Словарь по истории России с древнейших времен до конца XVI века
  2. Словарь по истории Средних веков
  3. Знаменитые личности по истории России с древнейших времен до конца XVI века
  4. Словарь по истории России XVII-XVIII веков
  5. Словарь по истории Нового времени, I часть, конец XV-XVIII веков
  6. Основные даты по истории России XVII-XVIII веков
  7. Словарь понятий по Новой истории XIX-начала XX веков
  8. Словарь по истории России XIX века
  9. Основные даты и личности по Новой истории XIX-начала XX веков (по  Загладину)
  10. Все правители России с древнейших времен до 2000 года