Я иду на урок

Кириллова Лида Дамировна

Документы и рекомендации по ФГОС

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования    Скачать
  2. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС  Скачать
  3. Анализ урока по ФГОС Скачать
  4. КОНСТРУКТОР УРОКА.Скачать
  5. Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС Скачать
  6. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Скачать
  7. Конструктор урока.Презентация Microsoft Power Point [571.5 KB] Скачать
  8. Системно деятельностный подход как основа ФГОС  Презентация Microsoft Power Point [4.4 MB] Скачать

 Современный урок

 Структурные элементы урока

·         Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

·         Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

·         Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.Коммуникация.

·         Взаимопроверка и взаимоконтроль.

·         Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

·         Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

·         Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к учителю

·         Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

·         Добиваться от учеников аргументированных ответов.

·         Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

·         Чётко и точно формулировать задание.

·         Способность к импровизации.

·         Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

·         Учитель не актёр, а режиссёр!

Конкурсный урок "Европейский переворот в культуре России при Петре I"

Классный час на тему: "Поклонимся великим тем годам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсный урок по теме: Европейский переворот в культуре России при ПетреI

Тема: Европейский переворот в культуре России при Петре I.

 Цели урока:

 Обучающие:

  1. Сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта.
  2. Воссоздать картину культурной жизни, занятий и быта различных слоев российского общества.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений анализировать исторические источники
  2. Раскрывать причинно-следственные связи
  3. Анализировать и сопоставлять исторические понятия
  4. Развивать образную речь, артистические способности

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию уважения к историческому прошлому, достижениям культуры
  2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся
  3. Способствовать развитию взаимопомощи, доброжелательности, чувства коллективизма

Оборудование:

  1.  Учебник по истории России 7 класс
  2. Раздаточный материал (карточки с заданиями, понятия, тексты исторических документов)
  3. Эмблемы команд
  4. Оформление кабинета: музыкальное, наглядное.

Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Работа со справочной литературой

Формы организации урока:

  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Коллективная

Ход урока

  1. Организационный момент урока
  2. Повторение

(звучит музыка XVIII века), Учитель читает стихотворение о Петре I

Он великий русский царь

Православный Государь

Был он смел, красив, умен

И Европой покорен.

Ездил он туда учиться

И, конечно, поделиться

Жаждал знанием с народом.

Тот не знал такого сроду,

Чтоб рядиться в парики.

Ох, ворчали старики!

Флот отстроил он отличный

Много делал сам он лично.

Вел в Европу он Россию

Чтоб была страна красивей.

У историков – вопрос:

Он стране добро принес?

Как всегда и плюс и минус

В каждом деле поселились.

  1. Новая тема. Определение цели урока

О ком это стихотворение? Значит о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке? А сейчас внимание на экран.(слайд 1- портреты царей) Кто из них ПетрI? Назовите других царей? Годы их правления? Сколько лет правил ПетрI?

(2 слайд- отрывок из речи ПетраI при спуске корабля в Ревеле (Таллине в 1714г) стр213 учеб.

О чем говорит ПетрI в своем выступлении? Каким, судя по этим высказываниям, было отношение Петра к русской самобытной культуре, сложившейся до его преобразований? Какую цель в культурном развитии России ставил ПетрI? (Великое стремление преодолеть культурную отсталость) О чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

(3 слайд)- проблемные вопросы урока

 Сегодня мы проводим необычный урок. Мы попробуем перенестись в 18век. Поработаем в группах, разыграем конкурсные задания. В конце урока жюри определит лучшую группу. У каждой группы листы с фрагментами из эпохи ПетрI, вспомним их.

1задание: Назови событие:

 1 группа- Бородовой знак (в 1698-1700г ПетрI приступил к реформам быта, указ запрещавший носить бороды, кроме крестьянства и духовенства, кто отказывался должны были заплатить налог и получить бородовой знак;

 2 группа- Орден Святого апостола Андрея Первозванного, учрежден ПетромI за верность отечеству и проявленную в бою отвагу.

 3 группа- русские, боевые галеры, рождение российского флота 1696г

  4 группа- монеты XVIIIв. Денежная реформа (из серебра и меди) 1724г

2 задание: Дай определение

 Итак, я хочу пригласить вас в гости. А куда? Вы должны будете догадаться дав определение этим терминам. Итак, представители каких групп ответят больше? (поднимаем листы) На доске написаны термины, учащиеся дают определение, и появляется ключевое слово: Ассамблея.

  Что такое ассамблея? (4слайд)

Барабанная дробь.( 1 ученик читает приглашение на ассамблею)

Так на городских площадях глашатаи приглашали на ассамблеи. Гости наши приглашены, давайте аплодисментами поприветствуем друг друга.

3 задание: Узнай цель ассамблеи?

 С какой целью ПетрI стал устраивать ассамблеи? Перед вами документ. Выделите в тексте самое главное. Чем занимались на ассамблеях?( делаем выводы) Специально для молодежи с немецкого языка была переведена книга «Юности честное зерцало», рассказывающая о правилах поведения в обществе.

 4 задание: Узнай гостя.

Кого приглашали на ассамблеи? Какие сословия?(Учащиеся читают диалоги по ролям, самые артистичные получают высокие баллы)купцы, дворяне, ремесленники, духовенство)

Выводы: на ассамблеи приглашали всех прилично одетых людей кроме слуг и крестьян. С женами и старшими дочерями. Молодежь с удовольствием принимало это новшество.

  Всю жизнь Петр Великий стремился к новым знаниям. Владел 14 профессиями, знал 3 иностранных языка( голландский, немецкий, польский) постоянно занимался самообразованием, интересовался всеми новшествами.

   Принимая как-то экзамен у дворян, обучавшихся навигации в Венеции, ПетрI сказал одному из них:«Видишь братец, я и царь, да у меня на руках мозоли, а все для того, чтобы показать вам пример и хотя бы под старость видеть мне достойных помощников и слуг отечества.» Задачу науки Петр видел прежде всего в том, чтобы готовить специалистов нужных государству профессий. Для получения высшего образования дворянских юношей отправляли за границу. Но широко распространить образование в русском обществе было невозможно без создания за казенный счет общеобразовательных школ.

 Давайте узнаем какие учебные заведения были открыты при ПетреI?(5 слайд- кластер с неполной схемой) В группах, по учебнику на стр205-207 заполняем схему.(Ответы учащихся) 6 слайд- кластер с полной схемой.

 Выводы учителя: Чтобы принудить родителей посылать сыновей на учебу, был издан указ запрещавший дворянам жениться без «свидетельственного письма» которое являлось удостоверением об окончании школы. Тех, кто пытались убежать из школы, ловили иногда даже сажали на цепь. Петровская сеть учебных заведений давала светское практическое образование по отдельным профессиям необходимым государству.

  Пришло время танцев. На ассамблеях играл духовой оркестр из труб, фаготов, гобоев, валторн. Непривычную к танцам русскую публику усердно учили пленные шведские офицеры и жительницы Немецкой слободы, осваивалось танцевальное искусство медленно. Танцевали: полонез, менуэт, англез, альманд. 7 слайд

 Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер, благородство, знатность.

Физминутка (Танец экспромтом)

Встали парами в один ряд, друг против друга, кавалеры низко кланялись в права, в лево, дамы приседали в права, в лево. Делаем 2 круга, на 3 круге разделяемся и делаем реверанс.

Конкурс: Покажи на карте

Вспомним географию. Как на контурной карте обозначают нефть? Каменный уголь? Железную руду?(на листочках показывает учитель обозначения)

(8 слайд-карта) Давайте по карте определим, где же в 18в были обнаружены эти полезные ископаемые. (учащиеся показывают и называют районы добычи: Урал- желез. руда, р-н Дона- каменный уголь, на Кавказе- нефть)

ПетрI стремился поставить на службу России и европейскую науку. Берг-Мануфактур коллегии приглашали иностранных ученых и организовывали научные экспедиции по изучению природных богатств России. В этих районах особенно на Урале возникла целая сеть заводов, где впоследствии появились города. В ходе экспедиции впервые были составлены географические карты российских земель с масштабом, градусной сеткой.  ПетрI прислал эти карты со своими пометками в Английскую академию наук, за что был избран ее почетным академиком. (9слайд- Санкт-Петербург) Узнали город? В каком году он был построен? 1703г

  Петр Великий мечтал превратить свою столицу в красивый и величественный европейский город. Планировкой территории Нового города и проектированием отдельных здании ведало специальное учреждение- Канцелярия от строений. В ней трудились и прибывшие из-за границы архитекторы, русские зодчие, художники, скульпторы, резчики. Возглавлял канцелярию швейцарский архитектор Доменико Трезини. Жители Петербурга селились слободами по профессиональному, социальному  или национальному признаку: Пушкарская, Ружейная, Монетная, Посадская, Купеческая, Офицерская, Татарская, Французская и др.

  Европейским новведением стали диктуемые властями принципы застройки. Места для городских усадеб отмерялись линейно. Улицы выпрямляли, даже если требовало сноса только что построенных здании.

 (10-слайд) Главным украшением города стали Петропавловский собор, Летний дворец I, Петергоф, театр на реке Мойке.

 Петр Алексеевич был не только царем-преобразователем, выдающимся полководцем, но и коллекционером. Всю жизнь он собирал книги, всевозможные диковинки и редкости повелел царь собирать в специальном кабинете редкостей, так появилась кунсткамера- первый Российский музей, который существует и поныне. Среди экспонатов хранится полотняный мешочек, в нем коллекции зубов, которые император собственноручно удалил у своих подданных, чтобы избавить от боли. Чучела, скелеты, высушенные змеи, рыбы, в специальных растворах хранятся уродцы.

 (11 слайд – текст про архитектуру, стр 210-211 учеб)

Конкурс: Назови стиль

Определите из текста, какой стиль господствовал в архитектуре XVIIIвека?

(12 слайд) Барокко- стиль в европейском искусстве XVI-XVIII веков, для которого характерна вычурность, пышность ассиметрия и динамичность.

Конкурс: Задай свой вопрос

А теперь ваши вопросы друг другу( Жюри оценивает правильные, четко сформулированные вопросы и правильные ответы)

Закрепление. Игра-фант

(Учитель задает вопросы, помощник выбирает фанта и спрашивает какой вопрос этому фанту?)

Вопросы:

  1. Что такое ассамблеи?
  2. Кого приглашали на ассамблеи?
  3. С какой целью устраивали ассамблеи?
  4. Какие школы были открыты при ПетреI?
  5. Какой стиль господствовал в архитектуре России XVIII?

Возвращаемся к проблемным вопросам которые мы ставили в начале урока.(13 слайд с вопросами)

Выводы: Петровские преобразования вторглись в жизнь каждого человека – от боярина до самого бедного крестьянина. Россия превратилась в одну из могущественных империй. Петр не только «прорубил окно в Европу», но и сделал все от него зависевшее, чтобы Россия стала европейской страной.

В конце ассамблеи, хозяин дома выбирал царицу бала и дарил ей розу, она вручала его кавалеру, что означало, в следующий раз ассамблея состоится у него.

Слово жюри. Дети встают в круг, слова благодарности(вручение календариков, фейрверк)

Д/З  Написать мини-сочинение от лица участника ассамблеи.(14 слайд)

 

 

 Дворяне

   -Многоуважаемый! Слышал указ Петра Алексеевича, отныне мы должны будем начать службу рядовыми солдатами в гвардейских полках?

  -Слышал! Как не слышать? Лучше уж рядовым солдатом, чем учиться за границей или в артиллерийской военной школе!  Так уж не хочу я учиться, мочи нет!!!

  -А как же твоя красавица Наталья? Не получив образования ты не сможешь на ней жениться!!

Купцы

  -Слышал, многоуважаемый, ты открыл суконный двор в Москве? Значит будешь расширять заморскую торговлю?

  -Да, батюшка приказал одеть армию. Суконные дворы открываются в Ярославле, Воронеже, в Казани и на Украине. Сам государь носит мундир из нашего русского сукна!

  -Оденем армию и в Западную Европу торговать!

Ремесленники

  -В городе появляется много мануфактур, но основное производство за нашими мастерскими. Одного не могу понять, почему нас объединяют в цеха?

  -Так государству удобно требовать от нас исполнения срочных казенных заказов. Мы совместно будем отвечать за уплату податей!

Духовенство

  - Ой свят, свят стыд- то какой?! (крестясь!) Богохульство!

  - Где это видано? Что бы на Руси женщины с мужчинами вместе толковали о делах страны, в открытых рубашках, да скопали по залу?!

 

Внимание! Внимание!

          во дворце

генерал-губернатора Александра Даниловича Меншикова

состоится ассамблея.

Начало в 5 часов дня.

Милости просим, господа!



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная Школа с. Новоиликово

муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан

«Поклонимся великим тем годам»

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Составила и провела

учитель истории  Кириллова Л.Д.

Февраль 2015 год

Участники выходят. Звучит мелодия песни «Темная ночь»

   1 ведущий:

Давно закончилась война,

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

За Брест, Москву, за Сталинград

И за блокаду Ленинграда,

За Керчь, Одессу и Белград,

За все осколки от снарядов.

   2 ведущий:

Давно закончилась война,

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений, -

Принес победную весну, -

Вместе:

Поклон и память поколений!

     1 ведущий:

Пускай назад история листает

Страницы легендарные свои,

И память, через годы, пролетая,

Ведет опять в походы и бои.

     2 ведущий:

Сегодня будет день воспоминаний,

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвигах и доблести отцов.

Диалог девушки и юноши

Д. Ой, Алёшка, значит, ты хочешь летчиком стать?

Ю. Хочу! А что тут смешного?

Д. Да нет, ничего. Просто не представляю, ты – летчик! Чудно как – то!

Ю. Это моя заветная мечта, и она обязательно станет явью!

    1 ведущий:

Они были молоды, мечтательны, счастливы.

 

    2 ведущий:

Они верили в свое высокое назначение на этой земле, верили в мощь своей страны.

Д. Алёшка, давай пойдем в городской сад. Там уже с самого утра играет музыка, ребята кадриль танцуют.

Ю. Пойдем. И мы будем танцевать долго – долго, потом всю ночь бродить по городу, читать стихи.

Д. Мы увидим, как меркнут звезды, как расстилается туман над землей, как зарождается рассвет.

Ю. Здорово! Ну идем же скорей!

Звучит мелодия песни «Священная война»

  1. Не звонкими кострами, а горькими испепеляющими пожарами вспыхнула земля на июньском рассвете 41 – го года.
  2. Еще вчера они списывали контрольные, читали стихи, девчонки назначали свидания, примеряли белые платья… А завтра была война.

Д. Алёшка! Война … Как же так?

Ю. В нашу жизнь постучался прикладом непрошеный гость.

Д. Над Отчизной дыханье войны пронеслось.

Ю. Аленка, завтра я пойду в военкомат.

Д. Ты молодой, здоровый, сильный. Тебе сразу вручат повестку. Ты уйдешь на фронт.

Ю. Если не я, то кто же?

Д. Ох, Алёшка! Мне будет страшно и горько расставаться с тобой. Но война скоро кончится, ты обязательно вернешься.

Ю. Я тоже в это верю. Я уйду от  тебя совсем не надолго. Я возьму твою фотографию, она будет лежат в кармане, возле сердца. Ты будешь всегда со мной.

Д. Я буду тебя провожать и долго – долго смотреть тебе вслед.

Звучит мелодия песни «Прощание славянки»

    1 ведущий:

41 – й! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной,

Даже пылью затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна, и на фронт уходили поротно,

Кумачовые звезды на полотнах знамен, унося.

    2 ведущий:

Какие удивительные лица

Военкоматы видели тогда!

Все шли и шли они

Из средней школы,

С филфаков, из МЭИ и из МАИ –

Цвет юности, элита комсомола,

Тургеневские девушки мои!

Диалог  матери и дочери

Дочь. Мама, мамочка, я прибежала попрощаться. Я ухожу на фронт, добровольно.

Мать. Ты – на фронт? Ты понимаешь, что говоришь? Не пущу, не пущу и все!

Дочь. Мама, мамочка, ну как же так… Ну пойти…

Мать. Ты… В такое время бросить мать?! Да какой из тебя солдат – посмотри на себя в зеркало!

Дочь. Мамочка, ну послушай, ты же говорила: мы – граждане своей Родины, дети России, мы всегда в долгу перед ней.

Мать. Ну говорила, разве ж я отказываюсь?!

Дочь. Мамочка, ты же понимаешь, страна в опасности. Ты слышала радио? Неужели я могу остаться дома? Нужно помогать Родине в трудный момент. Победа должна быть нашей. Кто, если не я?!

Мать. Что же, твое право. Ну, может, одумаешься, останешься. Ты же одна у меня.

Звучит мелодия песни  «В землянке»

Девушка.

Школьным вечером, хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девчонка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.

Юноша.

И вот в свои 17 лет

Я встал в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет,

У всех – один покрой.

Девушка.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41 – й год.

  1. Взяв в руки винтовки, они уходили

Навстречу метели и граду свинца.

  1. Отчизну собою они заслонили

И верными были ей до конца.

  1. Война многим нашим сверстникам стоила жизни
  2. Они уходили в небытие, оставаясь навеки девятнадцатилетними.

Все участники уходят за кулисы

Под мелодию песни «Алеша» ученик 9 класса Орехов В. читает стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша?» Стихотворение сопровождается слайдами о войне.

1 ведущий:

Война и песня… Что  может быть общего?

2 ведущий:

Казалось бы, тяготы, страдания военного времени не оставляют места для песен… И тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале, а иногда и в бою.

1 ведущий:

В редкие минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные моменты помогала собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

Ученица 9 класса Дырнаева Д. исполняет песню «Синий платочек»

2 ведущий:

Но минуты отдыха были не продолжительны. Вдруг в ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и села.

1 ведущий:

Долгих 4 года полыхали бои, 1418 дней и ночей были яростной борьбой со злом ради торжества Победы.

2 ведущий:

4 года! 1418 дней и ночей, 34 тысячи часов и 30 миллионов погибших советских людей.

Выступление учителя сопровождается слайдами

Все участники выходят на сцену

Ученик:

Нас война отметила метиной особой,

В жизни нет, и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей пробою –

1418 дней.

Ученица:

Наградила она фронтовым содружеством,

Не было содружества крепче и родней.

Под огнем, под пулями закалялось мужество

1418 дней.

Ученица:

Нами было сделано все во имя Родины,

И еще послужим мы Родине своей,

Все теперь под силу нам, если нами пройдены

1418 дней.

1 ведущий:

8 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Весь мир облегченно вздохнул: «Победа!»

Звучит мелодия песни «День Победы»

Ученик:

Красоту, что нам дарит природа,

Отстояли солдаты в огне.

Майский день 45 – го года

Стал последнею точкой в войне.

Ученица:

С того рассвета в глубине России,

Где женщины одни и тишина,

Когда бежали, в окна голосили,

Стучали в двери: «Кончилась война!»

2 ведущий:

Пришло мирное время. Но шрамы той войны остались в каждом городе и селе.

1 ведущий:

Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу.

2 ведущий:

Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину, кто сражался за мир на земле.

Объявляется минута молчания

Под мелодию песни «День Победы»

Ученица:

Мы вспомним памятную дату,

Когда поверженный сдавался враг,

И вознесли советские солдаты

Ликующее знамя на рейхстаг.

Ученик:

Мы славим тех, кто в огненные годы,

В дороге не страшась смертельных гроз,

Под гром орудий – сквозь огни и воды

Багряное полотнище принес.

Ученик:

Это день особенный, желанный,

Солнце светит ярко в вышине.

День Победы – праздник долгожданный,

Отмечается у нас в стране.

Все участники уходят за кулисы

Песня «Я люблю тебя, Россия!» исполняет ученица 8 класса Такашова Алина

Под мелодию песни «День Победы» выходят ведущие

1 ведущий:

Итак, завершается классный час, посвященный 70 – летию Великой Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

2 ведущий:

Желаем вам счастья, добра, а главное – мира!