Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе "Почему плачет снег"

Кривчун Светлана Николаевна

Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-pochemu_sneg_plachet.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Страна чудес»

КОНСПЕКТ НОД

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ СНЕГ?»

Автор: воспитатель Кривчун Светлана Николаевна

Цель: расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

Задачи:

  • Обучающие – способствовать умению детей устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лёд в воде тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд.
  • Развивающие – развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Создать условия для развития образного мышления, внимания, сообразительности. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Воспитательные – воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к экспериментированию.

Связь с другими видами деятельности: - игры и эксперименты со снегом и льдом на прогулке. Рассматривание снежинок. Чтение сказки «Первый снег» В. М. Корнилова.

Предварительная работа: заготовка цветных льдинок, украшение ёлочки цветными льдинками.

Материал: игрушка – снеговик, снег в ёмкости, лед в формах, вода в ёмкости.

Ход НОД:

Дети стоят кружочком. Вы знаете, ребята, в нашей группе происходят какие-то чудеса. Утром, когда я вошла в группу, увидела ёлочку, которую мы вчера украсили цветными льдинками, она была пуста, цветные льдинки исчезли, а под ёлочкой большая цветная лужа. Я так и не поняла, куда подевались цветные льдинки. Может вы знаете? (Предположения детей). Точно, они растаяли. Как же я могла забыть. Надо было наряжать ёлочку на улице. Ведь на морозе льдинки не тают.

Ребята, а как вы думаете, что происходит с водой на морозе? В каком состоянии бывает зимой вода? Правильно, реки, озёра зимой замерзают, покрываются льдом.

 Я приглашаю вас поиграть со льдом.

Возьмите по кусочку льда и положите его на ладошку. Подержите немного. Замёрзла ладошка? Лёд замораживает. А что происходит со льдом? Откуда взялась вода? (Лёд тает)

Сожмите лёд в ладошке. Изменил ли он свою форму? Можно ли смять кусочек льда? (нет, он твёрдый). Теперь наклоните ладошку с кусочком льда, что произошло? Почему лёд скатился? Какой он? (лёд гладкий, скользкий).  

Вывод: лёд холодный, замораживает всё, к чему прикасается. Лёд тает на тёплой ладошке. Лёд твёрдый, скользкий, гладкий.

Давайте проведём ещё один опыт со льдом.

Игра «Кораблики»

Сейчас опустите кусочки льда в воду и понаблюдайте. Что происходит со льдом в воде? Тонет ли лёд? Почему кусочки льда становятся меньше? (Лёд плавает, потому, что легче воды, вода теплее льда-лёд в воде тает). Вспомните ребята, как мы с вами на прогулке смотрели на солнышко сквозь льдинку. Почему вы видели солнышко? Что можно сказать про это свойство льда? (Лёд прозрачный). А когда сосульки падают с крыши, что с ними происходит? (Разбиваются. Лёд хрупкий.)

Вывод: лёд прозрачный, хрупкий.

Вы, наверное, замёрзли, давайте погреемся.

Игра «Зимняя»

Быстрые ножки шагали по дорожке, скрип-скрип, топ-топ (шагают друг за другом)

Провалились мы в сугроб (падают на пол)

Из сугроба вылезали и штанишки отряхали (встают, отряхиваются)

Ручки, шапки отряхали, путь свой дальше продолжали

А мороз-то крепчает, он за носик кусает (закрывают ладошками, нос, щеки, уши)

И за щёчки кусает, и за ушки кусает.

Ты мороз, мороз, мороз (грозят пальчиком)

Не кусай меня за нос, не щипай меня за щёчки,

Не хватай меня за ушки.

А мороз-то крепчает, метель-вьюгу подзывает.

Вьюжки-вьюжки-вьюжки-вью (вращают руками перед собой)

Колотушки колочу, приколачиваю (бьют кулачком по ладошке).

Как мы хорошо согрелись.

Ребята, сегодня у нас необычный гость. Чтобы узнать, кто это, надо отгадать загадку.

Кто стоит среди двора важно с самого утра?

Угольки – его глаза, ком из снега – голова.

Но придёт весна и в миг станет лужей (Снеговик).

Верно, это снеговик. (вносится игрушка-снеговик).

Снеговик хочет узнать, какое сейчас время года. (Зима). Назовите приметы зимы. Почему зимой не бывает дождя?

Правильно, зимой очень холодно. Всё покрыто белым пушистым снегом. Часто дует холодный ветер. В мороз дождя не бывает. Капельки воды превращаются в острые ледяные иголочки – снежинки. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад. (вношу ёмкость со снегом).

Снеговик принёс нам немного снега. Как вы думаете, что произойдёт со снегом в комнате? Конечно, снег растает и превратится в воду.

Пока снег не растаял, поиграем с ним.

Игра «Снег плачет».

Возьмите немного снега в руку. Что вы чувствуете? Какой снег? Сожмите кулачок и посмотрите, что происходит со снегом. Откуда появилась вода? Снег заплакал. Почему снег плачет?

Вывод: снег холодный, в тепле тает, превращается в воду.

Ребята, давайте посмотрим, что же ещё происходит со снегом. В тепле снег становится липким. Легко сделать из него комочки. Как вы думаете, что можно сделать из снега? Всё верно. Вы вспомнили, как лепили снежную бабу. Мы можем сейчас сделать маленькую подружку для нашего снеговика. (дети лепят снежную бабу). Снеговику очень понравилась маленькая подружка. Он благодарит вас, но беспокоится, как бы у нас не замёрзли ручки. Вытирайте скорей руки и погреемся, потрём ручки быстро-быстро.

 Снеговику нужно торопиться домой. Он и его подружка могут растаять. А почему? Они сделаны из снега, а снег в тепле тает. Попрощаемся со снеговичками до следующей зимы.

И так, давайте вспомним свойства снега и льда.

- снег холодный, в тепле тает, превращается в воду

- лёд холодный, замораживает всё, к чему прикасается

- лёд, как и снег, тает в тепле

- лёд твёрдый, скользкий, гладкий

- лёд прозрачный, хрупкий.

Видите, ребята, вы сегодня узнали много удивительных свойств снега и льда. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. А лёд толстым, прозрачным слоем укрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.

Литература:

Л. Белякова «Экологическое воспитание в средней группе»

Н. Денисова «Ваш ребёнок познает мир»

«Формирование начал экологической культуры младшего возраста».