Общепедагогические технологии

imageНа этой странице будут размещаться материалы, которые могут пригодиться любому педагогу - предметнику

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка по работе с учащимися, имеющими повышенный уровенъ

способностей

  1. Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, профессиональная направленность».
  2. Организовывать индивидуальную работу на уроке:
  • определить меру трудности задания;
  • создать индивидуальный план работы на уроке;
  • разработать систему продуктивных заданий.
  1. Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика.
  2. Консультировать родителей по вопросам:
  • круга интересов учащихся; трудностей в учебе;
  • индивидуальных особенностей.
  1. Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
  2. Устраивать представление итогов исследовательской работы учащихся Практиковать:
  1. учебные сообщения;
  2. опережающие задания;
  3. наблюдение над языковым материалом, включая наблюдения над языковыми явлениями;
  4. разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала;
  5. применение разноуровневых заданий, тестов;
  6. участие в кружках, факультативах;
  7. работу над проектами;
  8. участие во Всероссийской олимпиаде школьников;
  9. обязательное поощрение.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»

              «Согласовано»                                                                                                              «Утверждено»

       Заместитель директора по УВР                                                                                   Директор школы

  _______/________________/                                                                                                 _______/______________/

                 Ф.И.О.                                                                                                                                                                          Ф.И.О.     «___»__________2013г                                                                                                              «___»__________2013г

 План работы

со слабоуспевающими

 по истории и обществознанию

учитель Пономаренко

Наталья Михайловна

Высшая  квалификационная категория

2013 – 2014 гг.

Введение

 

          Главный смысл деятельности учителя предметника гуманитарного цикла состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении любого предмета, способствующий зарождению интереса к нему. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

  пропуски занятий по болезни;

  слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

  задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

  педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

  неблагополучная семья;

  проблема «улицы»;

  прогулы;

 

  Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости  учителю должен помочь классный руководитель, родители ученика, он сам и его одноклассники.

Ключевые моменты в организации учебного процесса

 со   слабоуспевающими  детьми

  • Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
  • Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
  • На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.  
  • При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.
  • Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  • Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  • В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
  • В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  • В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  • При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

1. Цели:

1.  Выполнение Закона об образовании

2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

  1. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
  2. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение  мотивации у слабоуспевающих учеников
  3. Реализация разноуровнего обучения
  4. Изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации
  5. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

3. Основные разделы планирования:

I.  Организация работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника

4. Основополагающие направления  и виды деятельности:

1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.

3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

5. Программа деятельности учителя-предметника

 со слабоуспевающими учащимися

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

8. Как учителю-предметнику оформить  следующую документацию:

- График индивидуальной работы со слабоуспевающими

- Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;

- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- Результаты тематического контроля знаний учащихся

- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2013-2014 уч. год

 

Мероприятия

Срок

1. Провести входной контроль знаний по всем предметам и классам.  Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию сдать завучу

Август

2.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

3. Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения  причины их отставания. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом,

Сентябрь

4. Встречи с отдельными родителями и  беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

5. Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете,  Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года.

6.  Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса  при анализе тематического  учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Список  слабоуспевающих учащихся , с которыми необходимо проведение дополнительной работы в течении  учебного года.

Класс

Ф.И.

Необходимая работа

сроки

5

Стулин Александр

Дополнительное чтение вслух на уолке. Работа с дидактическими карточками,  работа в рабочей тетради на уроке, Изготовление схем- кластеров для ответа, карточек с вспомогательными вопросами для устных ответов.

В теч. года

6

Тельпук Алесандр

Дополнительное чтение. Работа с дидактическими карточками,  работа в рабочей тетради на уроке, Изготовление схем- кластеров для ответа, карточек с вспомогательными вопросами для устных ответов. Дифференцированные задания на к.р.

В теч. года

Зимина Оксана

Дополнительное чтение. Работа с дидактическими карточками,  работа в рабочей тетради на уроке, Изготовление схем- кластеров для ответа, карточек с вспомогательными вопросами для устных ответов. Дифференцированные задания на к.р.

В теч. года

9

Кузьмин Алексей

Дифференцированные задания на к.р. Карточки с вспомогательными вопросами для устных ответов, составление кластера по ходу объяснения нового материала.

Шатков Роман

Дифференцированные задания на к.р.  Карточки с вспомогательными вопросами для устных ответов, составление кластера по ходу объяснения нового материала.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися по конкретным темам в течении года

Фамилия ученика(класс)------------------------------------

Предмет-----------------------------------------------------------

Пробелы в знаниях уч-ся(тема, проблема)----------------------------------------------

  Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.Индивидуальные допол.занятия.

Тематика занятий.

2.Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

3.Дифференцированный контроль знаний.

Сроки. Темы.

4.Работа с дневником и тетрадью.

5.Консультации для родителей.

Дата. Тема.

6.Создание ситуации успеха на уроке

Подпись                                                                              Дата



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»

              «Согласовано»                                                                                                              «Утверждено»

       Заместитель директора по УВР                                                                                   Директор школы

  _______/________________/                                                                                                 _______/______________/

                 Ф.И.О.                                                                                                                                                                          Ф.И.О.     «___»__________2013г                                                                                                              «___»__________2013г

 План работы

с одаренными учащимися

 по истории и обществознанию

учитель Пономаренко

Наталья Михайловна

Высшая  квалификационная категория

2013 – 2014 гг.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми каждому педагогу и создать систему своей работы, но при этом она должна органично вливаться в такую же систему работы школы.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Наиболее важные материалы, посвященные исследованию природы одарённостиможно найти  в следующей литературе:

  1. И. А. Акимов, В. В. Клименко «Феномен края». Статья поможет лучше понять одарённых детей, избежать главных ошибок их воспитания.
  2. Игорь Акимов, Виктор Клименко «О мальчике, который умел летать, или ПУТЬ К СВОБОДЕ». Цикл статей о природе таланта. Для педагога эта книга будет полезна вдвойне - как методика воспитания одарённых детей, и как пособие по саморазвитию и раскрытию своего внутреннего творческого потенциала.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Однако при этом необходимо руководствоваться следующим принципом: «истинный поводырь не указывает дорогу; он помогает человеку найти себя, понять себя, стать самим собой  - чтобы действовать свободно».

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: "Способности - объяснение вашего успеха"

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений работы в школе.

Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.

Работа с одаренными детьми в школах проводилась всегда, хотя Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в нашей стране была принята в 1996 году. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной области(интеллектуальные, познавательные, творческие, психомоторные и т.д.), его психика развивается в течение всей его жизни. И очень важно это заметить вовремя. Однако одаренность сложное явление и имеет две стороны – положительную (хорошие вербальные способности, независимость, творческие  инициативы, хорошую память, абстрактное мышление и т. д.) и отрицательную ( индивидуализм, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность, нетерпимость и т.д.). Поэтому работа с одаренными детьми накладывает на учителя особенную ответственность при подборе форм и методов преподавания, а также в использовании педагогических технологий. Как правило, одаренность детей проявляется в более раннем возрасте (в начальной школе), нежели когда я впервые с ними знакомлюсь. Каждый раз, начиная работу пятых классах, всегда обращаю внимание на психологические особенности детей, грамотность речи, логическое мышление, память. Это помогает мне выделить в классе одаренных и способных учащихся. Однако следует заметить, что далеко не в каждом классе есть  одаренные дети, а способные – да. Поэтому в своей работе я использую дифференцированный подход к обучению учащихся, который дает возможность реализовать себя на уроке не только способным и одаренным детям, и всему классу в целом. Считаю, что значительную роль в работе с одаренными и способными детьми играют правильно подобранные педагогические технологии. На мой взгляд, наиболее полно раскрывают возможности детей, следующие технологии:

Технология проблемного обучения, предназначенная для развития творческого мышления и формирования научных способов познания, имеет инвариантную структуру: создание проблемной ситуации – постановка проблемы – выдвижение гипотез – проверка гипотез – формулирование выводов – применение к решению практических задач. Эта технология используется мной в старших классах (10-11 классах). Проблемные вопросы  могут быть озвучены в начале изучаемой темы, возвращение к ним в течении урока, а  затем рассмотрены в конце на семинарских занятия в творческих группах. Например:

-Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?

-В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?

-Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?

Эта технология позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальные возможности одаренных и способных детей, а также по возможности им соответствовать оставшейся группе учеников. Творческие группы формируются с учетом разноуровневых возможностей детей. Одаренные ученики всегда являются лидерами и активизируют деятельность всех остальных. Результатом такой деятельности является создание творческих проектов с информационными презентациями. Хотелось бы отметить, что информационные технологии расширяют познавательные возможности одаренных детей и формируют в них основные компетенции. Они могут применить свои знания на практике при создании информационных и социальных проектов.

Проблемно-поисковые технологии обучения основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Такой вид технологии я использую для работы в младшей группе классов (5 -7 классы). В пятых – седьмых  классах  перед объявлением изучаемой темы урока, озвучиваю познавательные вопросы, например:

- Почему образование  древних цивилизаций произошло в Африке и Азии?

- Что общего и какая разница между Древним Египтом и Древней Индией?

- Можно ли было избежать политической раздробленности в Древней Руси?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы ученики работают с текстами учебника, историческими картами, историческими понятиями, хрестоматийным материалом, ресурсами интернет, извлекая необходимую информацию. Одаренные дети получают задания более высокой сложности, например: выделить категории населения, занятия в Междуречье по анализу законов Хаммурапи или Древней Руси по статьям Русской правды.

 Проблемная дискуссия вовлекает  учащихся в поиск истины, стимулирует к                    собственным открытиям, формирует собственные, оценочны суждения.

 Обучает дискуссионным процедурам: аргументации, способам высказывания, правилам ведения, самоорганизации.

Технологии личностно-ориентированного обучения направлены на развитие личности в целом, его индивидуальность. Новое видение личностной ориентации заключается в том, что отбор содержания и построение учебного процесса не столько направлены «на личность», сколько идут «от личности» - от его опыта, запросов, склонностей, способностей, потребностей в самореализации.

Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одаренности ученика, но и на развитие олимпиадного  движения. При работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает учащихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет.

Исходя из этого можно предположить следующие принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Учитель - предметник должен:

  • прививать стремление к приобретению знаний;
  • поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.

Вся деятельность учителя направлена на развитие познавательной деятельности:

  • - создание для ученика ситуации уверенности в своих знаниях;
  • - сотрудничество учителя и ученика;
  • - гарантирование ученику права на повышение оценки;
  • - поощрение ученика.

       Особая роль может быть уделена методу проектов. Метод проектной деятельности на уроках истории и обществознания позволяет построить учебную деятельность по всему спектру образовательных целей и задач.

В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков у школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве , развивает критическое  и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, формирует основные качества креативной  личности.

Проектная деятельность позволяет моим учащимся и мне раскрыть новые стороны сотрудничества учителя и ученика , где они являются полноправными партнерами в процессе обучения. Это в свою очередь создает дополнительную мотивацию у учащихся к познанию изучаемого предмета. Однако чтобы такая деятельность была плодотворной, мне самой необходимо обладать определенными знаниями и навыками информационных технологий.

В своей работе он может использовать опережающие задания:

  • - круглогодичные олимпиады;
  • - олимпиады муниципального уровня.

Работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно- познавательной деятельности, может быть направлена на решение следующих задач:

  • выявление потребностей и возможностей учащихся, имеющих высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности;
  • создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей;
  • отбор педагогических технологий для организации учебного процесса ■ внеурочной деятельности в условиях реализации разноуровневого обучения.

Цель данной программы:

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность  на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;  
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся:
  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Чтобы реализовать данные цели и задачи необходимо усилить эффективность работы по подготовке учащихся у олимпиадам. С этой целью совершенствования работы с мотивированными учащимися: повышать методический уровень в реализации разноуровневого обучения школьников, изучая и внедряя в практику новые педагогические технологии, в т.ч. разноуровневой дифференциации на всех этапах урока, регулярно в системе работы использовать ИКТ, планировать и систематически проводить индивидуальную работу с учащимися. В целях развития познавательной активности необходимо подобрать такие задания, которые повышают качество знаний учащихся, оказывающие школьникам оперативную помощь в результативном усвоения материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний. В связи с этим спланированы:

Задачи на новый учебный год:

  1. Формирование у мотивированных учащихся потребности в саморазвитии, раскрытие их потенциала
  2. Совершенствование педагогического мастерства, применение новых методик обучения, внедрению в практику новых педагогических технологий
  3. Использование личностно-ориентированного подхода в организации урочной и внеурочной деятельности по преподаваемым предметам
  4. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся
  5. Сохранение здоровья учащихся

Основные направления работы:

  • Создание условий для формирования  познавательных, информационных и коммуникативных компетенций учащихся, способствующих укреплению сотрудничества учителя и ученика
  • Реализация целевой комплексной программы
  • Использование в своей работе положительного опыта коллег- педагогов
  • Индивидуальная работа с мотивированными учащимися
  • Развитие творческих способностей в системе дополнительного образования
  • Система организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, участие школьников в окружных и городских смотрах, конкурсах по историко-обществоведческой тематике
  • Активная деятельность учащихся в научном обществе
  • Организация участия детей в олимпиадном движении, в конкурсах сети Интернет.
  • Психолого-педагогическое сопровождение способных и мотивированных учащихся
  • Методическое сопровождение родителей

Памятка по работе с учащимися, имеющими повышенный уровенъ

способностей

  1. Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, профессиональная направленность».
  2. Организовывать индивидуальную работу на уроке:
  • определить меру трудности задания;
  • создать индивидуальный план работы на уроке;
  • разработать систему продуктивных заданий.
  1. Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика.
  2. Консультировать родителей по вопросам:
  • круга интересов учащихся; трудностей в учебе;
  • индивидуальных особенностей.
  1. Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
  2. Устраивать представление итогов исследовательской работы учащихся Практиковать:
  1. учебные сообщения;
  2. опережающие задания;
  3. наблюдение над языковым материалом, включая наблюдения над языковыми явлениями;
  4. разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала;
  5. применение разноуровневых заданий, тестов;
  6. участие в кружках, факультативах;
  7. работу над проектами;
  8. участие во Всероссийской олимпиаде школьников;
  9. обязательное поощрение.

Для учителей рекомендации по работе с одарёнными детьми 1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка. 2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей. 3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний. 4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий. 5. На уроках и вне активно использовать проблемно -исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер. 6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся. 7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию. 8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. 9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым. 10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков. 11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию. 12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе. 13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. 14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. 15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот. 16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. 17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. 18. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.