Инклюзивное образование

Шипунова Римма Раисовна

В данном разделе представлены материалы для организации сопровождения воспитанников с ОВЗ, детей-инвалидов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovz.pptx88.67 КБ
Файл struktura_individualnoy_programmy.docx17.16 КБ
Microsoft Office document icon karta_razvitiya_4-5-6_let.doc827.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения»

Слайд 2

Характеристика проекта: Тип проекта: практико-ориентированный По срокам реализации: долгосрочный По целевой установке: коррекционно-развивающий Сроки выполнения: сентябрь 2014 – май 2016

Слайд 3

Участники проекта: Директор МДОАУ «Детский сад №20» Заместитель директора по воспитательной и методической работе Воспитанники МДОАУ «Детский сад №20» Родители (законные представители) воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Учитель-логопед Педагог-психолог Музыкальный руководитель Педагог по ИЗО деятельности Инструктор по физической культуре Медицинские работники МДОАУ «Детский сад №20»

Слайд 4

Основание для разработки проекта Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Конвенция о правах ребёнка Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации » Приказ от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования Ф едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 31155 Устав МДОАУ «Детский сад №20»

Слайд 5

Цель проекта: Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей (законных представителей) в коррекционно- развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОУ

Слайд 6

Задачи проекта: Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности; 2. Определить модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально - личностного направлений деятельности; 3. Разработать и осуществить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области коррекции нарушений в здоровье и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья ; 4. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей; 5. Обеспечить мониторинг эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ДОУ.

Слайд 7

Продукт проекта Система (модель) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 8

Ожидаемые результаты Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского работника дошкольного образовательного учреждения и родителей в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. Улучшение положительной динамики оздоровления воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Обобщение и распространение опыта педагогов на муниципальном уровне Создание единой психологически комфортной образовательной среды для воспитанников с разными стартовыми возможностями. Повышение информационной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение методическими рекомендациями по теме проекта.

Слайд 9

Стратегия достижения поставленной цели Реализация проекта «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения » рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов: Подготовительный Организационно-практический Заключительный

Слайд 10

Механизм реализации проекта 1. Организационно-управленческое обеспечение: создание рабочей группы (сообщества) по разработке проекта «Коррекционно-развивающая работа и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ДОУ»; создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ДОУ; формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы; создание информационных стендов по организации развития детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ; приобретение и распространение в ДОУ различных изданий по развитию детей с особыми образовательными потребностями.

Слайд 11

Научно-методическое обеспечение: организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья; мониторинг хода реализации проекта (проведение анкетирование среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта); проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам образования детей с ограниченными возможностями здоровья с привлечением специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед); распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование методической базы в ДОУ по реализации программы образования детей с ограниченными возможностями здоровья; внедрение в практику работы ДОУ новых форм и методов деятельности специалистов ДОУ, педагогов, в соответствии с индивидуальной образовательной программой ребенка с ограниченными возможностями здоровья .

Слайд 12

Психолого-педагогическое обеспечение: организация работы психолого-педагогических консилиумов ДОУ с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям; разработка методических рекомендаций по взаимодействию ДОУ и семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; организация в ДОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по проблемным вопросам; организация методического сопровождения процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья; организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ; подготовка и публикация на сайте ДОУ материалов по вопросам коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

Слайд 13

Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) организация и проведение родительских собраний с участием специалистов ПМПк по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья; организация и проведение круглых столов, родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; творческие мастерские (родители + дети );

Слайд 14

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ организация работы по информированию дошкольников и их родителей об основах законодательства, о праве получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов ; организация и проведение в ДОУ различных совместных мероприятий среди воспитанников .

Слайд 15

Критерии оценивания результатов проекта Активное участие в проекте педагогов, специалистов, медицинских работников дошкольного образовательного учреждения, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и родителей (законных представителей) этих воспитанников . Педагогический коллектив реализует приоритетную задачу – воспитание здорового ребенка. Единый подход в решении данной задачи позволяет выстроить целостную систему работы всего коллектива, определять формы и методы взаимодействия, прочеркивать линии интеграции содержания образовательного процесса



Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                                                                               УТВЕРЖДЕНА

 Заседанием  ПМПК                                                                                                                                                   Приказом

Протокол №____                                                                                                                               МДОАУ «Детский сад № 20»

                                                                                           

 от ___ __________2014  __                                                                                                               от ___ __________2014 ____

Индивидуальная программа развития

 воспитанника группы_____________

    _______________________________

Ф.И.___________________________

    Срок реализации ________учебный год

Согласовано с

Родителями

 (законными представителями)

Подпись_______Ф.И.О______

От____________  ______год

                                                                 

                                                                       Содержание

  1. Титульный лист

  1. Пояснительная записка
  1. Педагогическая характеристика на воспитанника;
  2. Психологическое представление на воспитанника
  3. Выписка из речевой карты развития;
  4. Направления коррекционно - развивающей работы, сроки, участники.

  1. Цель, задачи

Образовательные;

Коррекционные;

Воспитательные

  1. Индивидуальный учебный план  (на учебный год)

  1. Индивидуальный маршрут развития  с воспитанником  (заполняется помесячно, вкладывается приложением в программу)

  1. Анализ коррекционной работы за год.

(заполняется педагогом)

Индивидуальный маршрут развития

с воспитанником_________________ группа___________ месяц _________год _________

Образовательная область, трудности в усвоении

Перспективные задачи

План образовательных мероприятий зоны ближайшего развития

Динамика развития

Дата, У.О.

Пояснения

Условные обозначения:

1 – не справляется

2- справляется частично

3- справляется

(заполняется логопедом)

Индивидуальный маршрут развития

с воспитанником_________________ группа___________ месяц _________год _________

Логопедическое заключение по  результатам ПМПк ____________________________

Раздел речи

Перспективные задачи

План  мероприятий

зоны ближайшего развития

Динамика развития

Дата, У.О.

Пояснения

(заполняется педагогом-психологом)

Индивидуальный маршрут развития

с воспитанником_________________ группа___________ месяц _________год _________

Трудности  в развитии

Перспективные задачи

План  мероприятий зоны ближайшего развития

Динамика развития

Психические процессы

Дата, У.О.

Пояснения

Эмоционально – волевая сфера

Социализация

(заполняется куратором)

Трудности в усвоении ООП

Результат

Рекомендации



Предварительный просмотр:

6 лет:

Карта развития воспитанника  инвалида

Ф. И. ребенка                 _         

Дата рождения        Домашний адрес        

Сведения о родителях (Ф. И. О., год рождения, образование, профессия, состав семьи) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Медицинское представление

Ф. И. О.        

Дата рождения ___                        

Домашний адрес                

Общий анамнез

Перенесенные инфекционные заболевания во время беременности, на каком месяце        

Течение беременности: нормальное, токсикоз (в первой половине беременности, во второй)

Ребенок родился от какой по счету беременности и от каких родов        

Характер родов: в срок, досрочные, длительные, стремительные, обезвоженные, кесарево се чение                 

Родился: недоношенным, переношенным (на каком месяце), вес, рост, закричал сразу, были ли явления асфиксии (белая, синяя), резус-конфликт, оценка по шкале Апгар                 

Перенесенные заболевания на первом году жизни, позднее                        

Черепно-мозговые травмы, их время и тяжесть        

Состоит ли на учете у невролога, психоневролога, отоларинголога, офтальмолога, ревматолога,

ортопеда, ортодонта, аллерголога, эндокринолога        

Основное заболевание, группа здоровья        

Раннее развитие

С какого возраста держит голову, сидит, ползает, стоит, ходит        

С какого возраста узнает близких        

Когда появилось гуление, лепетная речь, первые слова, фразовая речь. Прерывалось ли рече вое развитие и по какой причине                

Заключение специалистов        

Педагогическая характеристика

(воспитатель)

Навыки самообслуживания        

Общение со сверстниками        

Общение со взрослыми        

Отношение к занятиям        

Общие представления об окружающем        

Игровая деятельность                

Особенности психических процессов (внимания, памяти, мышления)                 

Сенсорные эталоны

Восприятие цвет                

Восприятие форм                

Восприятие величин________________        


Ориентировка во времени        __                                                 

Ориентировка в пространстве                        

Ориентировка в схеме собственного тела                 

Складывание картинок из частей                        

Складывание фигур из палочек по образцу        

Элементарные математические представления

Количество и счет                        

Навыки конструктивной деятельности

Складывание фигур из палочек по образцу                        

Навыки изобразительной деятельности, лепки, аппликации                        

Навыки работы с карандашом (графомоторные)                

Навыки работы с пластилином                

Навыки работы с ножницами                        

Слуховое внимание и восприятие
(музыкальный руководитель)

Дифференциация контрастного звучания        

Определение направления звука                        

Восприятие и воспроизведение ритма        

Звуковысотный слух                         

Тембровый слух                         _

Динамический слух

Музыкальный слух                         

Восприятие музыки                _______

Певческий диапазон голоса                

Общая моторика

(инструктор по физической культуре)

Статическая координация движений _____                                        

Динамическая координация движений                        

Переключаемость движений и самоконтроль                        

Темп движений                

Пространственная организация движений                                 

Произвольность движений                         

  • координация рук и ног                 
  • статическая координация движений                         
  • динамическая координация движений                         
  • объем движений        
  • темп произвольности торможения        
  • пространственная организация движений                         

-     самостоятельность выполнения                                

  • наличие сопутствующих движений                        

Психологическая характеристика  (педагог-психолог)

Личность

Адаптация к условиям детского сада                                 

Мотивы поведения и деятельности                        

Самосознание                        

Эмоции                         

Воля______________________________________________________________________________________

Общение__________________________________________________________________________________

Форма общения______________                

Высшие психические функции

Установление причинно-следственных связей        

Аналитико-синтетические умения         

Произвольная память                

Наблюдение                 

Воображение                                

Неречевые психические функции

Зрительное внимание                

Зрительная память        

Зрительное восприятие                

Слуховое внимание                

  • слуховая память        
  • слуховое внимание        
  • зрительно-двигательные координации                        
  • слухо-двигательные координации                

Логопедическая характеристика  (учитель-логопед)

  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата         
  2. Дыхательная функция        
  3. Просодическая сторона речи                 
  4. Артикуляционная моторика:

Движения языка                        

Движения губ                

Движения мышц щек        

Движения мимической мускулатуры:

  • объем движений                
  • точность                  
  • тонус                
  • темп движений        

Воспроизведение мимических поз        

Движения мышц глаз                

Движения нижней челюсти        

Саливация                 __

  1. Мелкая моторика                
  2. Речь.

Импрессивная речь:

Понимание имен существительных        

Понимание обобщающих слов        

Понимание глаголов                        

Понимание прилагательных        

Понимание различных форм словоизменения        

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами                                

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных        

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов                        

Дифференциация глаголов с различными приставками        

Понимание предложений        

Понимание текста                

Экспрессивная речь:

Употребление имен существительных:

  • называние частей тела и частей предметов (по картинкам)        
  • называние одним словом (обобщение) предметов и объектов, изображенных на картинке
  • подбор антонимов (скажи «наоборот»)        

Употребление глаголов                                

Употребление прилагательных        

  1. Грамматический строй речи.

Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множествен ного числа                        

Употребление имен существительных в косвенных падежах        

Образование имен существительных множественного числа в родительном падеже         

Согласование имен прилагательных с именами существительными единственного числа         

Употребление предложно-падежных конструкций        

Употребление числительных «два» и «пять» с именами существительными        

  1. Словообразование.

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами        

Образование названий детенышей животных        

Образование относительных имен прилагательных                        

Образование притяжательных имен прилагательных                

Образование приставочных глаголов                                

Образование глаголов совершенного вида                        

  1. Состояние связной речи.

Пересказ текста                

Составление рассказа                .        

  1.  Фонематические процессы.

Фонематическое восприятие:

Слоги с оппозиционными звуками        

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении         

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении                 

Фонематический анализ                        

Выделение звука на фоне        

Выделение начального ударного гласного звука                                         

Определение места звука в слове (в начале, середине, конце)                         

Определение последовательности звуков в слове                         

Определение количества звуков в слове (слова, состоящие из звуков, сохранных в произ ношении)                         

Фонематический синтез:

Составление слов из звуков, данных в нормальной последовательности                

Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности                         

Фонематические представления:

Подбор слов на заданный звук (из предложенных картинок)                         

Подбор картинок с предметами, в названиях которых есть оппозиционные звуки         

  1. Слоговая структура слова        
  2. Звукопроизношение                
  3. Средства общения                        

Протокол логопедического обследования речи дошкольника

Ф. И., возраст        

Возрастная группа        

Заключение ПМГ1К        

Дата обследования                        

  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Выводы:

  • губы: толстые, тонкие, неполное смыкание губ, укороченная верхняя губа, расщелина, шрамы;
  • зубы: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие, двойной ряд зубов, излишне крупные передние;
  • челюсти: прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти), прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти);
  • прикус: открытый боковой, открытый передний, перекрестный;
  • твердое небо: высокое узкое, излишне низкое, готическое, уплощенное, куполообразное, субмукозная щель;
  • мягкое небо: отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, плос кое, округлое, гиперкинез, отклонение маленького язычка в сторону, расщелины;
  • язык : массивный, не умещается во рту, короткий, длинный, гипертрофия корня языка;
  • подъязычная связка: короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъ язычной области, с послеоперационным узлом;
  • кончик языка: норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный;
  • позиция языка в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне по лости рта, при фонации в межзубном положении.
  1. Дыхательная функция.

Задания:

  • сыграть на любом духовом инструменте;
  • поддувать пушинки, снежинки (2-3 дыхательных движения).

4 года, 5 лет: 2-3 слова на выдохе        

6 лет: 3-5 слов на выдохе                

  1. Просодическая сторона речи.

Определяется в процессе свободной беседы с ребенком.

- дикция                

  • Темп___________________________________        
  • Ритм _________________________________        
  • Паузация_____________________________________        
  • интонационная выразительность речи         
  1. Артикуляционная моторика.

Движения языка

Задания:

4 года:

  • показать широкий язычок - «лопату»                
  • показать узкий язычок - «иголочку»        
  • положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю - «качели»         
  • коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого - «маятник»        
  1. лет:
  • показать широкий язычок - «лопату»        
  • показать узкий язычок - «иголочку»                         
  • чередовать выполнение указанных упражнений                
  • положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю - «качели»         
  • коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого - «маятник»        
  1. лет:
  • показать широкий язычок - «лопату»                        
  • показать узкий язычок - «жало»        
  • чередовать выполнение указанных упражнений        
  • положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю - «качели»        
  • коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого - «маятник»        
  • облизать кончиком языка губы по кругу - «вкусное варенье»        

Движения губ

Задания:

  1. года:
  • растянуть губы в «улыбку»                        
  • вытянуть губы вперед «трубочкой»                                
  1. лет:
  • растянуть губы в «улыбку»                        
  • вытянуть губы вперед «трубочкой»                        
  • чередовать выполнение указанных упражнений        
  1. лет:
  • растянуть губы в «улыбку»                        
  • вытянуть губы вперед «трубочкой»                
  • чередовать выполнение указанных упражнений                        
  • поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние

зубы                         

Движения мышц щек

Задания (выполняются по словесной инструкции):

  • надуть левую щеку (правую), удержать позу в течение 3 секунд                        
  • надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд                        
  • надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд        

Движения мимической мускулатуры

Задания:

  1. года:
  • поднять брови                                
  • нахмурить брови                                 
  • наморщить нос                                                
  • надуть щеки                                                 
  1. лет:
  • поднять брови        __                                
  • нахмурить брови                                                         
  • надуть щеки        
  • втянуть щеки_                
  • наморщить нос        :        

6 лет:

  • нахмурить брови                                        
  • поднять брови                
  • надуть правую щеку                
  • надуть левую щеку                
  • втянуть правую щеку                
  • втянуть левую щеку                

Движения мышц глаз

Задания (выполняются по словесной инструкции):

  • легко сомкнуть веки, удержать позу                
  • плотно сомкнуть веки, удержать позу                        
  • прищурить глаза, удержать позу                
  • закрыть поочередно левый и правый глаз        

Движения нижней челюсти

Задания:

  1. года:
  • рот широко открыть и закрыть        
  1. лет:
  • открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков        
  1. лет:
  • открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков        
  • подвигать нижней челюстью вправо-влево        

Саливация                

Сглаженность носогубных складок

Синкинезии                

5. Мелкая моторика.

Кинестетическая основа движений

Задания:

  1. года:
  • сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала правой, потом левой руки        
  • поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять

последовательность                         

  • положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот        
  1. лет:

-  одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, потом левой руки        

  • упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой        
  • проба «кулак - ребро - ладонь» ведущей рукой                
  1. лет:
  • одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки,

обеих рук                

  • поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом -

на левой                

  • упражнение «Игра на рояле»        
  • проба «кулак - ребро - ладонь» сначала правой, потом левой рукой        
  1. Импрессивнан речь.

Понимание имен существительных

Задание: показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов.

  1. года: девочка, стол, книга, хлеб, телевизор, часы, нож, мяч, лопата, кастрюля, пылесос, ле стница, свеча, колесо, карандаш, голова, рука, пальцы, шея, уши, нос; машина: колеса, двери, окна, руль; самолет: крылья, окна, дверь; до м : крыша, окна, дверь; м ед в ед ь : лапы, голо ва, рот, нос, глаза, уши.
  2. лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено; м ашина: колеса, две ри, окна, руль, фары, сиденье; самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна; дом : крыша, окна, дверь, стены; медведь: голова, туловище, лапы, хвост.
  3. лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо; машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник; самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна, кабина; дом-: крыша, окна, дверь, стены, лестница; медведь: голова, туловище, лапы, хвост.

Понимание обобщающих слов

Задание: показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.

  1. года: игрушки, одежда, обувь, посуда;

5лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы;

6лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие пти цы, домашние животные, дикие звери, транспорт.

Понимание глаголов

Задание: показать по предложенным картинкам.

  1. года: девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует.
  2. лет: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет.
  3. лет: строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает.

Понимание имен прилагательных

Задание: показать по предложенным картинкам.

  1. года: большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт.
  2. лет: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холод ное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье.
  3. лет: прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, пожилой чело век; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом.

Понимание различных форм словоизменения

Задание: дифференциация единственного и множественного числа имен существительных (показать по картинкам).

  1. года: дом - дома, кот - коты, кукла - куклы, груша - груши, ведро - ведра;
  2. лет: глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна;
  3. лет: рукав - рукава, пень - пни, гнездо - гнезда, перо - перья, ухо - уши.

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами

Задание: показать на картинках расположение предметов.

4 года: в, на, у;


  1. лет: в, на, у, под, за, по;
  2. лет: в, на,' у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под.

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных

Задание: показать по предложенным картинкам.

  1. года: стол - столик, машина - машинка, ведро - ведерочко;
  2. лет: носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко;
  3. лет: нож - ножик, рукавица - рукавичка, одеяло - одеяльце.

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов

Задание: показать по предложенным картинкам.

  1. года: кошка сидит - кошки сидят, слон идет - слоны идут;
  2. лет: птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут;
  3. лет: мальчик читает - мальчики читают, девочка ест - девочки едят.

Дифференциация глаголов с различными приставками Задание: показать но предложенным картинкам.

  1. года: девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки;
  2. лет: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку;
  3. лет: мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому.

Понимание предложений

Задание: показать по предложенным картинкам.

  1. года: Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.

5лет: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.

6 лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.

Понимание текста

Задание: ребенку читают сказку и проводят беседу по содержанию прочитанного.

  1. года: сказка «Репка»;
  2. лет: сказка «Колобок»;
  3. лет: сказка «Теремок».
  1. Экспрессивная речь.

Употребление имен существительных

Задание. Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам.

  1. года:

Игрушки                                

Посуда        ______

Одежда                        

Обувь ___________        __________

  1. лет:

Мебель        ___________        

Овощи        

Фрукты                                

Птицы                                

  1. лет:

Ягоды______________                                


Насекомые        

Животные                

Транспорт                                 

Задание. Назвать части тела и части предметов (по картинкам).

  1.  года: ноги, руки, голова, глаза, уши; спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов ма шины, колеса машины;
  2. лет: нос, рука, шея, живот, грудь, ворот, воротник, пуговица, кабина машины, руль;
  3. лет: локоть, ладонь, затылок, висок, манжета, петля для пуговицы, фары, мотор.

Задание. Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

  1. года:

мяч, кукла, машинка                        

рубашка, платье, шорты                

тапки, туфли, ботинки        

  1. лет:

стул, стол, шкаф                

огурец, помидор, морковь        ___        

яблоко, банан, апельсин                                        

воробей, голубь, сова                        

  1. лет:

клубника, смородина, черника        

муха, комар, бабочка                        

кошка, собака, корова                                

самолет, автобус, машина                

Задание. Подобрать антонимы (скажи «наоборот»).

6 лет:

Друг                        

Добро                

Горе                

Горячий        .

Легкий                        

Длинный        

Давать                        '        

Поднимать                        

Употребление глаголов

Задание: ответить на вопросы по картинкам.

  1. года:

Что делает мальчик? (Ест.)                         

Что делает девочка? (Спит.)        

Что делают дети? (Играют.)        

Что делает птица? (Летит.)                         

Что делают рыбки? (Плавают.)                         

Что делают машины? (Едут.)                        

  1. лет:

Как передвигаются птицы? (Летают.)                                 

Как передвигаются рыбы? (Плавают.)                         

Как передвигается змея? (Ползает.)                                 

Как передвигается лягушка? (Прыгает.)                        


Как передвигается человек? (Ходит.)        

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает.)                        

А как подает голос корова? (Мычит.)                 

А как подает голос петух? (Кукарекает.)

6 лет:

Ворона каркает. А кукушка? (Кукует.)                

А как подает голос волк? (Воет.)        

А как подает голос лошадь? (Ржет.)        

А как подает голос овца? (Блеет.)                         

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит.)                         

А что делает продавец? (Продает.)                

А что делает маляр? (Красит.)                

А что делает швея? (Шьет.)                         

Употребление имен прилагательных Задание: Назвать предъявленные цвета.

  1. года:

Красный                

Синий        

Зеленый                        

Желтый_        

Белый                

Черный        _____

  1. лет:

Красный                        

Оранжевый                                

Желтый        

Зеленый                 

Голубой                 

Синий                

Белый                

Черный        

  1. лет:

Красный                                

Оранжевый                        

Желты й                        

Зеленый                        

Голубой

Синий                        

Фиолетовый                

Розовый        

Белый        

Черный                        

Серый                        

Задание: Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

4 года:

Мяч какой? (Круглый.)                                

Платок какой? (Квадратный.)

  1. лет:

Солнце какое? (Круглое.)                        

Салфетка какая? (Квадратная.)        

Косынка какая? (Треугольная.)                         

Огурец какой? (Овальный.)                                 

  1. лет:

Руль какой? (Круглый.)                         

Окно какое? (Квадратное.)                        

Флажок какой? СГреугольный).         .                

Слива какая? (Овальная.)                         

Одеяло какое? (Прямоугольное.)                 

8. Грамматический строй речи.

Употребление имен существительных
в форме именительного падежа единственного и множественного числа

Задание: образовать слова по аналогии.

  1. года:

стол - столы, кот -         , дом -        , кукла -         , рука -

        , окно -        .

  1. лет:

рот - рты, лев -        , река -        , ухо -        , кольцо -        .

  1. лет:

глаз - глаза, лист -        , стул -        _, дерево -        , пень -

        , воробей -        .

Употребление имен существительных в косвенных падежах Задание: ответить на вопросы.

  1. года: Что есть у мальчика? (Мяч.) Чего нет у мальчика? (К1яча.) Кому мальчик дает мяч? Девочке.) Что ты видишь на картинке? (Машину.) Чем рисует девочка? (Карандашом.) О ком 'мает кошка? (О мышке.)

Образование имен существительных в форме множественного числа родительного падежа

Задание: ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам.

  1. лет:

шаров -        , ключей -        , берез -        ложек -        

;он -                 •

  1. лет:

карандашей -        , листьев -        , книг -        ,

вилок -        , ведер        .

Согласование имен прилагательных с именами существительными единственного числа

Задание: назвать по картинкам.

  1. года:

красный мяч                                

синяя шапка                                        

желтое ведро                        -

  1. лет:

оранжевый апельсин                        

голубая бабочка                        

белое блюдце                        


фиолетовый- колокольчик                

серая ворона                        

розовое платье        

Употребление предложно-падежных конструкций Задание: ответить на вопросы по картинкам.

  1. года:

Где стоит ваза? (На столе.)                 

Где лежат фрукты? корзине.)        

У кого мячик? (У мачьчика.)                 

  1. лет:

Г де сидит снегирь? (На дереве.)        

Где стоит машина? (В гараже.)        

У кого кукла? (У девочки.)         

Г де стоит коза? (За забором.)         

Где едет машина? (По дороге.)                 

  1. лет:

Где лежит мяч? (Под столом.)                 

Где летает бабочка? (Над цветком.)                

Откуда вылетает птичка? (Из клетки.)        

Откуда прыгает котенок? кресла.)        

Употребление числительных «два» и «пять» с именами существительными

Задание: образовать множественное число имен существительных (один - много).

  1. года:

два кота - (пять котов)        

две машины - (пять машин)        

  1. лет:

два мяча - (пять мячей)                 

две розы - (пять роз)        

два окна - (пять окон)                          

  1. лет:

два пня - (пять пней)                 

два воробья — (пять воробьев)        

две шали - (пять шалей)                 

два ведра - (пять ведер)                                

9. Словообразование.

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Задание: выполнить словообразование по картинкам.

  1. года:

стол - (столик)                         

чашка - (чашечка)                

сумка - (сумочка)                 

ведро - (ведерочко)                 

  1. лет:

забор - (заборчик)                 

носок - (носочек)        ,                

лента - (ленточка)                

окно - (окошечко)                 


палец - (пальчик)                                

изба - (избушка)                        

кресло - (креслице)                        

Образование названий детенышей животных

Задание: образовать слова по образцу.

  1. года:

у кошки - (котята)-,

у лисы        

у утки                

у слонихи                __                

  1. лет:

у зайчихи        

у волчицы                

у белки        

у козы        

  1. лет:

у медведицы_                

у бобрихи        

у барсучихи                        

у собаки        

у коровы        

Образование относительных имен прилагательных Задание: образовать слова по образцу.

  1. лет:

Стол из дерева (какой?) - деревянный.

Аквариум из стекла (какой?)                                                        

Крыша из соломы (какая?)         

Стена из кирпича (какая?)                

Шапка из меха (какая?)        

Носки из шерсти (какие?)

Сапоги из резины (какие?)                        t        

Крепость из снега(какая?)        

Лопатка из металла (какая?)

Сок из яблок (какой?)                        

Образование притяжательных имен прилагательных Задание: образовать слова по образцу.

6 лет:

Очки бабушки (чьи?) - бабушкины.

Туфли мамы (чьи?)        

Усы кошки (чьи?)                        

Хвост лисы (чей?)                         

Берлога медведя (чья?)                         

Гребень петуха (чей?)                        

Образование приставочных глаголов Задание: ответить на вопрос «Что делает мальчик?» (по картинкам).

6 лет:

Мальчик выходит из дома                                


Мальчик отходит от дома                

Мальчик подходит к магазину                

Мальчик переходит улицу        

Мальчик обходит лужу        

Мальчик входит в дом        

Образование глаголов совершенного вида Задание: составить предложения по картинкам.

6 лет: Девочка строит домик        

Девочка построила домик                

Мальчик красит самолет                         

Мальчик покрасил самолет                        

10. Состояние связной речи.

Составление рассказа по картинке Задание: составить рассказ по сюжетной картинке («Котенок»).

  1. года: опиши котенка, какой он?         __________________
  2. лет: опиши котенка, какой он, придумай про него рассказ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. лет: разложить 3-4 картинки в последовательности и составить рассказ        ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ текста

Задание: пересказать текст.

  1. года.

Котенок.

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком. Котенок любил играть с Катей.

Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив о последующем пересказе. Затем за дают-несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она пои ла котенка? Что любил делать котенок?». Потом еще раз выразительно читают рассказ, преду предив ребенка о последующем пересказе.

Далее предлагают ребенку план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. лет.

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкус ную уху.

Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илю ше?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илю ша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал снача ла, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет.

Щенок.

Мама подарила Егору маленького щенка. Егор очень ему обрадовался.

Он назвал щенка Тобиком. Стал Тобик знакомиться с квартирой. Сначала Тобик обнюхал ди ван, потом залез под стол и стал грызть ножку стула. Егор полез за Тобиком под стол, но щенок выскочил оттуда, побежал в коридор и спрятался за тумбочкой.

Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Кого подарили Егору? Что почувствовал при этом Егор? Как Егор назвал щенка? Что стал делать Тобик сначала, а что потом? Что сделал Егор? Что сделал щенок?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, как щенок попал к Егору. Потом расскажи, как щенок знакомился с квартирой. И наконец, рас скажи, что сделал Егор и где спрятался щенок».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Фонематические процессы.

Фонематическое восприятие

Задание. Повторить слоги с оппозиционными звуками:

  1. года:

ба-па, па-ба; га-ка, ка-га; да-та, та-да; ма-ба, ба-ма; ва-ка, ка-ва; ня-на, на-ня

________________________________________________________________________________________

  1. лет:

ба-па-ба; па-ба-па; да-та-да; та-да-та; га-ка-га; ка-га-ка; за-са-за; са-за-са; та-тя-та; тя-та-тя

____

______________________________________________________________________________

6 лет:

са-ша-са; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-жа-ша; са-ца-са; ца-са-ца; ча-тя-ча; гя-ча-тя; ла-ля-ла; ля-ла-ля

_________________________________________________________________________________________

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

 Задание: показать по картинкам.

  1. года:

кот - кит, дом - дым, уточка - удочка, киска - миска;

  1. лет:

мышка - мишка, почка - бочка, катушка - кадушка, корка - горка;

  1. лет:

мышка - мошка, пашня - башня, сова - софа, крот - грот.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

 Задание: показать по картинкам.

  1. года:

коса - коза, мишка - миска, кочка - кошка, малина - Марина;

  1. лет:

речка - редька, цвет - свет, челка - щелка, рейка - лейка;

  1. лет:

лук - люк, марка - майка, ель - гель, плач - плащ.

Фонематический анализ

Задания:

  1. года:
  • выделение звука на фоне слова (ДОМ; МАК)        
  1. лет:
  • выделение начального ударного звука (АНЯ, ОЛЯ, УТРО, ИРА, ЭХО; САД; ЗАЙКА;

ШУБА; ЖУК; ЩУКА; ОТЕЦ; МЯЧ; ЛАПА; РАК)                        

  1. лет:
  • определение места звука в слове (в начале, середине, конце):

Где находится звук С в словах САД; ФОКУС; ЛИСА?        

На каком месте стоит звук С в словах САНИ; ОСА; НОС                

  • определение последовательности звуков в слове:

Какой звук ты слышишь в начале слова САНИ? ([С].)                 

Какой звук ты слышишь после звука С в слове САНИ? ([А].)                 

Какой звук ты слышишь после звука А в слове САНИ? ([Н].)                

Какой звук ты слышишь после звука Н в слове САНИ? ([И].)                

-- определение количества звуков в слове (слова, состоящие из звуков, сохранных в произно шении);

  • сколько звуков в словах:

МАК        МУКА         КОМОК        

Фонематический синтез

Задания:

6 лет:

  • составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности:

С-А-Д         Д-О-М        Р-У-К-А_______________

П-О-Ч-К-А        __        

  • составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

М-О-С        О-Л-Б                 У-Ш-А-Б        

А-М-Р-К-А        

Фонематические представления

Задания:

6 лет:

  • подобрать слово на заданный звук                
  • назови слово со звуком С          3          Ц        

Ш         Ж         Ч         Щ        Л        

Р        

  • из предложенных картинок предлагается отобрать те, в названиях которых имеется данный звук (звук С: самолет, стакан, сыр, сосна, сумка)',
  • из предложенных картинок предлагается отобрать картинки с предметами, в названиях ко торых есть оппозиционные звуки С-3 {сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, лес, роза, нос, автобус, зонт и т. д.).


12. Слоговая структура слова.

Задание: повторить слова (предложения) с опорой на наглядность.

  1. года:

Кот                        

Вода        .                        

Стук                        

Мост        .                        

Спина                                

Банка                        

Фантик                

Ступенька         

  1. лет:

Самолет                 

Скворец                

Фотограф                        

Микстура         *        

Парашютист                         

Погремушка                

Сестренка развешивает простыни.                

В универсаме продают продукты.                        

Парашютисты готовятся к прыжку.                        

  1. лет:

Тротуар                         

Градусник                         

Фотоаппарат        ^

Экскаватор                                 

Виолончелист        

Регулировщик        

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.                        

Регулировщик руководит движением на перекрестке.                                 

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.                        


Анализ звукопроизносительной стороны речи

Звукопроизношение

Изолированно

В словах

В предложении

4

года

5

лет

6

лет

4

года

5

лет

6

лет

4

года

5

лет

6

лет

1

2

3

4

3

6

7

8

9

10

[м] - мышь, пума, дом.

У мамы и Маши малина

[м’] - медведь, гурами, семь. У мишки мед

[п] - помидор, попугай, суп. У Поли и Павлика поезд

[if] - перец, копилка, голубь. Петя пел

[б] - банан, яблоко, колобок. У Бори и Бэллы баранки

[б’] - белка, воробей, голуби. У белки бельчонок

[т] - тапки, петух, букет. У Толи букет

[т’] - телефон, котенок, сеть. У Тины утюг

[д] - дуб, подосиновик, помидор. У Дани и Даши домик

[д’] - диван, желуди, смородина. Дина у дивана

[н] - носки, малина, каштан. Носок на стуле

[if] - нитки, вишня, окунь.

Ника и Нина едут на пикник

[в] - волк, слива, кровать. Вовочку купают в ванне

[в’] - ведро, винт, телевизор. У Вики и Вити вишни

[ф] - футболист, телефон, шарф. У Марфы муфта

[ф’] - фиалка, кефир, кофе. Федя пил кефир

[к] - кот, стакан, мак. У кошки котенок

!] - кит, ракета, носки. Никита надевает носки

[г] - груша, гусь, попугай.

Галя и Гоша гусей стерегут

[г’] - гиря, гитара, сапоги. У Гены гитара

[х] - хвост, сахарница, горох. Под дубом мох

[х’] - хек, петухи, лопухи. Петухи боятся хитрой лисы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

O’] - яблоко, майка, сарай. Яша играет на балалайке

[с] - самолет, лиса, ананас. Киска ест «Вискас»

[с'] - синица, персик, гусь. Сема и Сеня тянут сети

[ц] - цыпленок, курица, огурец. У курицы цыплята

[з] - зайка, мимоза, динозавр. За забором коза и козлята

[з’] - земляника, корзина, паровозик. У обезьяны зеленый бантик

[ш] - шапка, груша, мышь.

Лягушка в мышином горошке

[ж] - желудь, баклажан, ножи. У Жанны и Жени желуди

[V] - чайник, кабачок, мяч.

У Ванечки булочки с черемухой

[щ] - щегол, овощи, плащ. В ящике три щенка

[р] - ромашки, торт, помидор. В траве корзина

[р’] - редис, перец, букварь. У Риммы репа и редиска

[л] - лодка, кукла, стол. Володя и Мила в лодке

[л’] - лимон, коляска, медаль. Лебеди летят над полями

Психолого-педагогическое заключение

4года________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6  лет __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

4 года  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________