АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Черкашина Галина Михайловна

Аналитический отчет (письменное представление опыта работы) на конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

о профессиональной деятельности

учителя русского языка  литературы

МКОУ «Первоалейская СОШ» Алейского района

Черкашиной Галины Михайловны

     Я – Черкашина Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ «Первоалейская СОШ» Алейского района. Мой педагогический стаж составляет 24 года.

     Закончила Барнаульский государственный педагогический университет в 1998 году по направлению «учитель русского языка и литературы средней школы».  С 2008 года являюсь руководителем ММО учителей русского языка и литературы.

     Учитель, на мой взгляд, - это самая благородная профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, безграничной любви к детям и верности своему делу. Быть учителем в наше время трудно. Но о своем выборе я не жалела никогда, потому что он сделан осознанно. Ведь я продолжаю династию педагогов моей семьи уже в третьем поколении. Я горжусь тем, что продолжаю дело моего дедушки, моей мамы, трех моих родных теток, которые тоже всю жизнь посвятили школе и детям.

     Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. И учиться этому они будут как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

     Поэтому целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетентности и информационной грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через использование инновационных технологий.

     Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
    1. Изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий по реализации компетентностного подхода в своей педагогической деятельности.

     2. Овладеть приемами разработки творческого обновления и реорганизации образовательной деятельности с использованием инновационных технологий.

     3. Спланировать и организовать работу по формированию информационно-коммуникативной компетентности у учащихся, учитывая их индивидуальные особенности.

    Достижение поставленных целей и задач вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

    Изучив соответствующую методическую литературу и свой практический опыт, я определила для себя несколько эффективных технологий: межпредметная интеграция, игровые технологии, технология развития критического мышления, исследовательская деятельность, технология сотрудничества.

      Данные технологии позволяют перейти к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления, самостоятельности, на стимулирование познавательной активности и на превращение школьника в активного субъекта образовательного процесса.

    Приведу примеры использования мною современных образовательных технологий.

    Межпредметная интеграция - актуальное направление педагогики. Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала других учебных дисциплин. На своих уроках интегрирую литературу и русский язык с историей, МХК, географией, иностранным языком. Проводя интегрированные уроки, я убедилась, что материал урока усваивается глубже, знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения.

    Форма проведения уроков с использованием элементов интегрирования нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём. Важно то, что ученики, которым трудно дается изучение русского языка, обнаружив возможность применить имеющиеся знания из других областей, включаются в работу и лучше понимают материал.

     Используя в работе технологию развития критического мышления,      наиболее приемлемыми для себя считаю такие приемы, как «толстые» и «тонкие» вопросы (на основе методики Б.Блума). Известный американский психолог и педагог Б. Блум создал систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.

      Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов.

  1. Простые вопросы.
  2. Уточняющие вопросы.
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
  4. Творческие вопросы.
  5. Оценочные вопросы.
  6. Практические вопросы.

   Вот пример использования ромашки Блума на уроке внеклассного чтения при изучении рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

Простой вопрос (Что видел мальчик за стеклами домов, гуляя по городу?)

Уточняющий вопрос (Вы сказали, что мальчик видел … Что чувствовал мальчик в это время?)

Интерпретационный (объясняющий) вопрос (Почему мальчик решил спрятаться в чужом дворе за дровами?)

Творческий вопрос (Что бы произошло с мальчиком, если бы его приютили богатые барыни?)

Оценочный вопрос (Плохо или хорошо поступали люди, встретившиеся в холодном городе мальчику?)

Практический вопрос (Случалось ли вам слышать о бессердечном отношении к детям?)

     Считаю, что исследовательская деятельность учащихся дает возможность самостоятельно расширить и углубить базовые знания по предметам, открыть и познать новое, еще неизвестное. Организую работу таким образом, чтобы в качестве исследователя себя мог проявить даже самый слабый ученик.

    В рамках технологии сотрудничества применяю методы совместной деятельности, поиска, всевозможного сотрудничества учителя и учащихся. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Организую работу школьников в парах и группах (при выполнении мини-исследований, проектов).

     Использование нестандартных форм и методов работы на уроках и во внеурочной деятельности способствуют развитию творческого потенциала обучающихся, так как направлены на самостоятельную художественно-творческую деятельность (индивидуальную, парную, групповую). Не менее значимым в этих методах работы является формирование УУД:

- личностных (самоопределения, нравственно-этической оценки)

-регулятивных (умения спланировать свою работу, проконтролировать, оценить, спрогнозировать)

- познавательных (общеучебных, логических)

- коммуникативных (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

Результаты обучения

     Такой подход в обучении  способствует формированию высокой мотивации учеников к моим предметам.  При стопроцентной успеваемости по предмету качество по русскому языку составляет 68%- 71%, по литературе 81% - 89%.

   Проследить позитивную динамику учебных достижений за последние три года можно в таблице.

Позитивная динамика учебных достижений

Учебный год

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Успеваемость

Кач-во знаний

Успеваемость

Кач-во знаний

Успеваемость

Кач-во знаний

Русский язык

100

68%

100

69%

100%

71%

Литература

100

81%

100

83%

100%

89%

    Одним из показателей качественной работы учителя являются результаты ЕГЭ.  Так в 2015 году средний балл по русскому языку составил 72 балла (выше краевого), одна работа набрала 98 баллов.  В 2014 и в 2016 г. средний балл составил 62 и 65 баллов.

Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе

    Важным фактором достижения поставленных целей считаю организацию  внеурочной деятельности по предметам. Мои ученики ежегодно принимают участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и показывают достаточно высокие результаты:

Год

Уровень

Количество участников

Место

2014

Муниципальный

2

Призер (Старикова Екатерина 10 класс)

2015

Муниципальный

2

Победитель (Шефер Артем 11 класс)

2015

Краевой

1

Участие

2016

Муниципальный

1

Участие

     Стремлюсь создавать условия для развития творческих способностей и расширения кругозора одаренных учащихся. За последние 4 года выросло число учеников, которые участвуют в различных дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, викторинах, а также в мероприятиях муниципального и краевого уровней, где занимают призовые места, что свидетельствует об интересе к моим занятиям.

Результаты внеурочной деятельности учащихся за последние 3 года

Название мероприятия

Уровень

Количество участников

Результат

2014 год

«Великие сказочники» (олимпиада по литературе)        

Всероссийский

2

Диплом 3 степени – 1 чел

«Признаюсь в любви весне…» (олимпиада по литературе)

Всероссийский

2

Диплом 3 степени – 1 чел.

Диплом 2 степени – 1 чел.

«Снежная сказка» (олимпиада по сказке Андерсена «Снежная королева»)

Всероссийский

1

Участие

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»                

Муниципальный

1

Участие

«Уроки классики»

Муниципальный

Творческий коллектив

 3  место

2015 год

«Пегас» (игровой конкурс по литературе)

Всероссийский

7

Диплом 1 степени – 1 чел.

Диплом 2 степени – 2 чел.

Диплом 3 степени – 1 чел.

«Родное слово» (конкурс по русскому языку и литературе)

Всероссийский

8

Диплом 2 степени – 2 чел.

Диплом 3 степени – 2 чел.

«Уроки классики»

Муниципальный

Творческий коллектив

1 место

«Уроки классики»

Краевой

Творческий коллектив

Участие

«Уроки классики» Литературная викторина

Краевой

1

Диплом 3 степени

«Наша общая Победа». Номинация «Литературное творчество»

Краевой

1

Участие

Читательская конференция по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Муниципальный

1

Грамота за активное участие

2016 год

«Мама… Как много значит это слово!» (Литературная номинация)

Всероссийский

1

Диплом 2 степени – 1 чел.

«Особенный ребенок в обществе»

Муниципальный

1

3 место

«Живая классика»

Муниципальный

1

2 место

«Родное слово» (конкурс по русскому языку и литературе)

Всероссийский

10

Диплом 1 степени – 2 чел.

Диплом 2 степени – 3 чел.

Диплом 3 степени – 3 чел


Обобщение педагогического опыта

    Провожу открытые уроки не только на школьном, но и на муниципальном  и окружном уровнях, делюсь опытом с коллегами, выступая на ММО.  Стараюсь повышать свой профессионализм, участвуя в различных конкурсах, конференциях, семинарах, вебинарах.

2014

Муниципальный конкурс «Электронный портфолио педагога»   (Призер)

2014

Районная методическая конференция. Победитель в номинации «Инновационные технологии в УВП».

2014

Общероссийский конкурс «Логос: Познавая сой язык! Кирилл и Мефодий»  Диплом 1 степени

2014

Семинар «Приоритетные направления работы издательства «Дрофа» в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов»

2014

Межрегиональная научно – практическая конференция краевых профессиональных объединение педагогов «Роль профессиональных сообществ педагогов в краевой системе государственно – общественного управления качеством образования»

2014

Семинар «Образовательные ресурсы и сервисы издательства «Просвещение» для российских школ в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

2015

Межрегиональный научно-методический семинар-школа «Через уроки русского языка и литературы к гармонии личности»

2015

Четвертая научно-практическая конференция краевых профессиональных объединений педагогов «Профессиональные сообщества педагогов как ресурс развития системы образования края»

2015

Всероссийская научно – практическая конференция «Соблюдение единого речевого режима в основной и средней школе с русским как неродным языком обучения»

2015

Вебинар издательства «Просвещение» «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником»

2016

Межрегиональный научно-методический семинар «Межрегиональная филологическая школа «Родники России» для учителей и детей из сельских школ»

2016

Всероссийская научно – практическая конференция «Модернизация содержания общего образования и технологий формирования предметных, метапредметных, личностных результатов в рамках профессиональных сообществ»

2016

Всероссийский конкурс «Я работаю по ФГОС» (Диплом 3 степени)

2016

Муниципальный этап конкурса «Учитель года» (Победитель)

Имею благодарности и награды:

2014

Грамота комитета по образованию администрации Алейского района за за подготовку призера Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2014

Благодарность за помощь в проведении и активное участие в краевом конкурсе «Мы в ответе!»

2014

Грамота за активное участие в окружном педагогическом совете «Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»

2015

Благодарность комитета по образованию администрации Алейского района за  подготовку и проведение читательской конференции

2016

Благодарственное письмо за подготовку обучающихся в 3 – м Всероссийском конкурсе, посвященном Дню матери

     Чтобы расти дальше, определила для себя следующие направления самообразования:

-посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;

-периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

-совершенствовать систему работы с одаренными школьниками: искать новые формы, методы работы;

-углублять и расширять свои знания в области обучения детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ.

   Важным моментом своей работы считаю регулярное повышение квалификации, совершенствование профессионального мастерства.

Прохождение курсов повышения квалификации

2014

«Достижение нового качества образования через использование инновационных педагогических технологий»

24 часа

АКИПКРО

2015

«Подготовка учащихся общеобразовательных школ к выпускному экзамену по русскому языку (ЕГЭ, ОГЭ)»

72 часа

Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт

2015

«Повышение эффективности ГОУ образованием средствами проектного и социального менеджмента (Реализация модели ОАШ (общественно – активной школы) как фактор повышения комфортности образовательной среды»

16 часов

АКИПКРО

2016

«Основы религиозных культур и светской этики: содержание и методика обучения учащихся современной школы»

16 часов

АГУ

Заключение

   Постоянным спутником современного учителя должны стать рефлексия, самоанализ и самокритика своей профессиональной деятельности. Это позволит накапливать эффективный опыт и реализовывать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Считаю, что учитель должен постоянно углублять свои знания по преподаваемому им предмету, расширять кругозор и стремиться стать мастером своего дела.