Самообразование

Устинова Елена Ивановна

В данный момент начала работу над своей темой самообразования "Познавательное развитие дошкольника посредством русской народной игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Устинова Е.И.

воспитатель

МБДОУ Детский сад

 общеразвивающего вида № 34 «Игрушка»

г. Губкин Белгородская область

«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ  РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ»

                                      Игрушек больше миллиона есть,

                                       И всех игрушек нам не перечесть.

                                                          Но изо всех, быть может, только лишь одна

                                                     Для дружбы всех людей на свете рождена.

                                              Сто лет Матрёшке, но не старится она

                                                          Как красна девица- умна, скромна, стройна.

                                                 От многих бед её сто лет хранит секрет:

                                                  Дуэт живет в Матрешке, трио и квартет!

                                                                                                    Л. Печникова.

Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей  и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что  на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался  определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается, тем не менее, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Как  же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.

Дошкольное детство –  очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств.  В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится  и чувство патриотизма.

Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие  его впечатления еще не осознанны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны.

Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народной игрушки.

В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народной игрушки в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что   никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства как народная игрушка.  Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника [Флерина Е.А.Игра и игрушка. -М.,1964,- 27с].

Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? У нас сейчас достаточно много всяких игрушек и наших детей, казалось бы, невозможно чем - либо удивить. Но объектом пристального внимания  детей все чаще становится матрешка-русская народная игрушка: яркая, самобытная,  не похожая ни на одну игрушку мира.

Матрёшка - это символ многодетной семьи, добра, красоты, любви. Когда мы берём  в руки матрёшку, она вызывает улыбку и хорошее настроение. В разных уголках России создают эту игрушку.

Только народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

С самых ранних лет дети знакомятся с народной игрушкой, но представление о ней, как о предмете истории, культуры своего народа у них, как правило, нет. Отсутствует и устойчивый интерес к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к желанию реализовать свои знания в практической деятельности.  Но прежде чем приобщать детей к народному искусству, надо приобщить к нему самих педагогов, а это трудная задача. Крайне необходимо помнить о том, что за неживыми предметами, оставленными нам предками, стоят живые люди, которые не только изготовили в свое время эти предметы, но и вложили в них свою душу.

Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины.

В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушкой, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки; народными мастерами и центрами, где ее изготавливают; разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.

Для старших дошкольников традиционная народная игрушка это не только музейный экспонат или сувенир, это основа для их художественного творчества. Доступность материала, относительная легкость и несложность выполнения игрушек из глины, соломы, дерева и других традиционных материалов делает процесс художественного творчества детей интересным и полезным.

  Необходимо как можно чаще использовать для воспитания у детей любви к своей Родине русскую народную игрушку – Матрешку. Это станет еще одним эффективным методом в воспитание патриотизма дошкольников. Е.Флерина, считает, что «… народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

Используемая литература:

  1. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей – М: Просвещение, 1996г.
  2. Русская матрёшка. М: Мозаика, 2003г.
  3. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб.: Паритет, 2010г.
  4. Флерина Е.А., «Игра игрушка» -М .,1964 г.

Ресурсы:

Матрешка - самая известная русская игрушка http://selenaart.ru/post188678793

Матрёшке -100! Елена КОЗЛОВА, журнал «Ваш Досуг», N46 (187) 16-23 ноября 2000 года. Электронная версия статьи на сайте http://ma333.narod.ru