Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Мое выступление на городском семинаре по материалам Иркутского центра профилактики и коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_na_seminare.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

               Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

 

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной  "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

1106 преступлений против детей в Иркутской обл. в этом году, 80% - взрослые против детей. Иркутск, Братск, Усть-Илимск, 666 родителей привлечено к ответственности. Психологи говорят о явлении: Окаменение души и сердца.  

Дети редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин:  

  • Дети чувствуют себя не жертвами, а ответственными за происшедшее.
  • Дети боятся, что взрослые им не поверят.
  • Дети верят в угрозы со стороны обидчиков.
  • Дети не хотят расстраивать взрослых.
  • Дети не могут говорить о «мерзких»  вещах.
  • Дети затрудняются описать то, что  ними случилось.
  • Дети приучены не «болтать».
  • Дети воспитаны в уважении к взрослым и боятся доставить неприятности обидчику, просившему их сохранить все в тайне.
  •  ребенок не видел другого отношения и не понимает, что над ним совершают насилие;
  • насильником является человек, которого ребенок любит и боится разрушения с ним отношений.

Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:

1. физическое насилие;

2. сексуальное насилие;

3. психическое насилие;

4. пренебрежение к интересам и  нуждами ребёнка.

  1. Физическое насилие над детьми – нанесение ребенку родителями (лицами, их заменяющими), либо ответственными за воспитание и другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой

  1. Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми - постоянное или

периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

          Виды психологического (эмоционального насилия):

  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • отвержение ребенка;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
  • принуждение к одиночеству;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • похищение ребенка;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка
  1.  Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.

  1. Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих.
  2. Экономическое насилие

Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

В презентации обратите внимание на

  • Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить жестокое отношение: Младший школьный возраст: стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомлённый вид, отставание в физическом развитии.
  • Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частые вялотекущие заболевания.
  1. Факторы риска, способствующие нарушению прав ребёнка: неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчима и мачехи;
  2. присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
  3. безработица, финансовые трудности;
  4. постоянные супружеские конфликты;
  5. статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  6. низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
  7. нежеланный ребенок;
  8. 8. умственные или физические недостатки ребенка;
  9. 9. "трудный" ребенок.  
  • Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога: Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
  • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
  • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  •  Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
  • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
  • Характерные особенности в поведении взрослых, которые должны подтвердить ваши опасения:
  •  В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
  • На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
  • Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного класса в другой, из одной школы в другую.

Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним

  • Отнеситесь к ребенку серьезно.
  • Попытайтесь оставаться спокойными.
  • Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделал», «Ты в этом не виноват», «Не ты одна попала в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
  • Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  •         Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).
  • Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить (например, «Твоя мама не расстроится» или «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают»).

Важно!!! Ограничить высказывания оценочного или осуждающего характера и помнить, что ребёнок испытывает чувство соучастия в произошедшем (скажите, что он не виноват) и может испытывать чувство лояльности по отношению к насильнику, если это близкий человек (не осуждайте насильника, но скажите, что сексуальное насилие отвратительно, что оно никому непозволительно

Причины преодоления барьера

  • Дети рассказывают, когда общаются с кем-то, кто «уже знает».
  • Дети рассказывают,  когда общаются   с тем,  кому верят и кто,  и по их мнению,  не станет осуждать или угрожать.
  • Дети   рассказывают,   когда   понимают,   что   продолжение   насилия   будет   для   них невыносимым.
  • Дети рассказывают, когда им нанесен физический ущерб.
  • Дети рассказывают, когда их научат, как предотвращать подобные инциденты.
  • Дети рассказывают, чтобы защитить другого ребенка.
  • Дети рассказывают, когда им угрожает беременность.
  • Дети рассказывают, когда общаются с тем, кто может защитить их.

После раскрытия:

  • Поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы доверяете, о своих чувствах. Такие случаи всегда тяжело переживаются. Вам тоже нужна поддержка.
  • Узнайте, сможете ли вы получить информацию о состоянии расследования, о принятых мерах и т.д., и если сможете, то как.
  • Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима  постоянная поддержка (например, скажите ему: «Если захочешь поговорить, я в твоем распоряжении»).
  • Уважайте право ребенка на уединение, не выдавая его другим школьным работникам и ученикам.  
  • Помните, если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом.

Последовательность действий педагога

  • Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним, оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
  • Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.
  • Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

- в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;

- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;

- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;

- на консультацию к социальному педагогу

  • Помните!!!  Интересы ребёнка - выше всего остального. 

Как можно помочь ребёнку это пережить:

  • 1. Убедите, ребёнка в том, что вы всё равно любите его, и, что в том, что случилось, нет его вины.
  • 2. Скажите, что он правильно вёл себя во время нападения. Не критикуйте его поведение. Возможно, ребёнку пришлось сделать выбор между жизнью и смертью, и то, что он сейчас жив и рядом с Вами, говорит о том, что выбор был правильный.
  • 3. Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.
  • 4. Будьте внимательны к тому, что может заставить ребёнка чувствовать себя некомфортно. Не подходите к нему незаметно сзади и не трогайте его неожиданно. Возможно, ему хочется, чтобы его обняли и ободрили, а возможно, он хочет быть в одиночестве. Не обижайтесь, если ему будет трудно открыться вам эмоционально. Уверьте его, что с Вами он в безопасности, это поможет восстановить доверие и эмоциональную близость. Но помните, что Вам нужна выдержка и терпение: это не такой уж быстрый процесс!
  • 5. Поощряйте ребёнка рассказать о том, что случилось, ему необходимо выплеснуть свои эмоции. Это может быть сложно, постоянно слышать в деталях, что случилось, может раздражать, пугать, причинять боль, а полная тишина и постоянное молчание - пугает. Помните, что для Вас сейчас важнее всего то, что нужно ребёнку. Объясните ему, что, рассказывая о том, что случилось, он имеет больше шансов исцелиться.
  • Можно погладить кисть руки или приобнять, если ребенок сам показывает, что хочет этого.

Арт-терапия с детьми-жертвами насилия

        Поскольку насилие является сложным предметом для обсуждения, в частности, из-за того, что жертвы насилия часто подвергаются шантажу во избежание разглашения обстоятельств преступления, арт-терапевтический подход – это менее травматичная для ребенка форма установления диалога. Проекция своих чувств на работу является менее травматичным действием вследствие символизации, отстраненности от травмирующего агента. Использование визуального канала коммуникации имеет ряд достоинств. Изобразительное творчество помогает восстановить чувство собственного достоинства и способствовать выражению подавленных чувств.

«Рисование по сырому листу»

Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.

Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.

Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.

«Водный салют»

Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.

Материалы: акварель, кисть, раковина с водой.

Инструкция: попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры. Примечание: для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение:

Страшно очень – не беда, Пусть поможет мне вода. Краской крашу, отпускаю,

Не боюсь и не скучаю.

«Мелки – наперегонки»

Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.

Материалы: мелки, лист картона.

Инструкция: Ребенок в разном темпе (медленно-быстро) делает штрихи на листе.

«Орнамент»

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.

Материалы: картинки с орнаментами, материалы для изодеятельности (краски, мелки, пластилин) бумага.

Инструкция: предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.

Примечание: обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный). Мандала

«Пластилин-силач»

Цель: отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.

Материалы: пластилин, лист картона.

Инструкция: ребенок, открывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.

Упражнения и психотехники

Я предлагаю Вам некоторые упражнения и психотехники, наиболее успешно применяемые в практике. Их использование не вызовет затруднений, даже если Вы не педагог-психолог.

Перед тем как начать оказывать помощь и поддержку необходимо выяснить у потерпевшего, какой модальностью он пользуется во время воспоминаний. Для этого нужно спросить: «Когда ты что-либо вспоминаешь о случившемся, как ты это делаешь? Ты представляешь эту ситуацию? (визуальная модальность). Ты слышишь слова, которые тогда звучали? (аудиальная модальность). Или то и другое?»

Если преобладает визуальная модальность(ребенок видит образы и картинки происшедшего) ,  педагог учит потерпевшего эти  образы изменять, а именно:

а) заключить образ-воспоминание в рамку,

б) отодвинуть образ-воспоминание на безопасное для себя расстояние,

в) изменить цвет образа – воспоминания с цветного на черно- белый.

Если преобладает аудиальная модальность(ребенок помнит звуки) нужно научить потерпевшего:

а) изменять громкость слов – воспоминаний  с выраженной на едва слышную, как будто он слышит шепот,

б) изменять скорость звучания слов  со средней на очень медленную или очень быструю («лилипутский язык»).

Опыт практической работы свидетельствует, что при изменение скорости звучания фраз со средней на очень быструю, у детей возникает смешок и угрожающие фразы перестают казаться опасными. Все это поможет облегчить воспоминания и, соответственно. Заключение образа-воспоминания в рамку, мысленное отодвигание его на расстояние и изменение цвета также помогает ребенку снизить остроту переживаний, у ребенка появляется способность обсуждать болезненную ситуацию.

Также мы предлагаем освоить ряд упражнений, которые можно предложить ребенку-жертве насилия, свидетелю преступления, ведь эти дети-свидетели могут быть напуганы и переживать тяжелое психологическое потрясение.

  1. Дыхательные упражнения (помогают расслабиться, успокоиться  и восстановить дыхание). Необходимо сказать ребенку: «Дыши и считай про себя каждый раз до четырех. На 4 счета – вдох, 4 счета – задержка дыхания, 4 счета – выдох». Повторить 5-7 раз.
  2. Следующее упражнение «Смотри на горизонт» помогает «отодвинуть» проблему, отвлечь от тяжелых воспоминаний. Для этого нужно предложить ребенку некоторое время посмотреть на линию горизонта и представить, что там за ней.
  3. Следующее упражнение направлено на снятие негатива. Его можно предложить детям, родителям и использовать самому: потрите ладони и сделайте движение, как будто Вы умываетесь. В течение дня мы способны «смывать негатив». Сделайте массаж рук, шеи. Представьте струю воды и мысленно подставьте под нее руки. Воду можно использовать настоящую. Подержите в руках кружку с горячим или холодным напитком.

Упражнение «Психологическая зарядка»

Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.

Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

=Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

=Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

=Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

=Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

=Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

=Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

=Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Упражнение в  группе «Как проявляются травмы прошлого».

Цели:

Показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может

Обязательно расскажите к кому и как обращаться за помощью.

А самые лавные наши задачи:

  • Быть не равнодушными самим
  • Воспитывать неравнодушие в детях
  • Преодолевать виктимность.

Само это слово происходит от английского victim – «жертва», и обозначает оно подсознательное желание оказываться в роли пострадавшей стороны. Казалось бы, как человек в здравом уме может тянуться не к счастью, но к страданиям? Оказывается, очень даже может. Склонность людей к виктимности – это не генетически заложенная модификация поведения, а приобретенная его форма, так или иначе удобная или выгодная для своего носителя.  Жертвами насилия очень часто становятся люди, которые не любят думать, не любят анализировать ситуации, в которых находятся, не любят просчитывать вперед ее развитие, собственные ходы и ходы других людей. Их принцип – «пусть все идет, как идет, чего думать, все давно придумано», а образцом для поведения являются другие люди – друзья, знакомые или телевизионные герои.

Чтобы снизить свою подверженность насилию, в первую очередь нужно заложить качественный фундамент собственной жизни, причем сделать это может каждый человек в любом возрасте. Нужно поставить перед собой вопросы о смысле жизни и методах их достижения, и честно ответить на них. Кто я? Зачем я здесь? Куда я иду? В чем смысл моего движения по этой жизни? Что я хочу достичь? Если человек правильно отвечает себе на эти вопросы, тогда уже он может выстраивать свою жизнь в деталях. Взять на себя ответственность за все, что происходит в вашей жизни. Личная ответственность = личной силе, а это ведет к избавлению от образа жертвы.

Почему у ребенка развивается виктимность?

Развитие виктимности у ребенка может иметь несколько причин. Одна из таких причин – это программируемая с детства позиция жертвы, которая передается в семье из поколения в поколение. Так бывает, если члены этой семьи испытывали дискомфорт и несчастья, мучения и страдания, и это мироощущение передавалось от бабушки и дедушки к внукам как послание, что жизнь тяжелая, и право на нее необходимо заслужить.

Еще одна причина развития виктимности у ребенка – это недостаток материнской любви, в результате чего у него вырабатывается неприятие себя и недоверие к миру. У таких детей отсутствует уважение к себе, так как очень занижена самооценка. Поэтому, когда ребенок оказывается в дискомфортной ситуации, он считает это подтверждением того, что он ничего не значит и им можно пренебрегать. В итоге ребенок смиряется с таким положением и принимает негативное отношение к себе как должное.

Быть жертвами также склонны люди, над которыми в детстве издевались, обижали, не давали проявлять себя как личность. У таких детей отсутствует навык говорить "нет", они не способны постоять за себя, оценить свою значимость в обществе. Ребенок, взрослея, все равно допускает ситуации, в которых он становится жертвой. У таких людей-жертв есть определенные особенности характера, такие как оскудение чувств, когда человек не может разобраться со своими чувствами и понять, что с ним происходит, чего он хочет, поэтому ситуации, когда он в очередной раз становиться жертвой, периодически повторяться.

С детьми в детских учреждениях и школах должны проводиться разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий (например, не открывать дверь посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт, не знакомиться, не поддаваться уговорам) и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях. К мерам профилактики преступлений следует отнести и мероприятия, влияющие на изменение безнравственного или даже асоциального образа жизни некоторых молодежных и подростковых групп, вплоть до привлечения к административной и уголовной ответственности их лидеров за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Следует больше внимания уделять организации детских и подростковых клубов для проведения безопасного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей подрастающего поколения и с целью профилактики аддиктивного поведения.

На сайте ДДЮТ в разделе методическая служба выложу материалы:

4.1.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ. Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях. Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия                   Психотренинг для педагогов                 «Эмоциональное отношение педагогов к детям».

 Ребёнок в опасности! Памятка для родителей