Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы предпринимательской деятельности »

Программа ставит перед собой задачу – познакомить подростков с основными категориями рыночной экономики предпринимательства, менеджмента и маркетинга, показать их взаимосвязь; дать начальные знания о цивилизованном бизнесе и рыночных отношениях.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dvortsa_moya15-16_pred._dlya_zavuch.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 дополнительного образования

«Дворец детского и юношеского творчества»

МО г. Братска

РАССМОТРЕНО                                                                УТВЕРЖДЕНО

Заседание МС                                                                Приказ №  125

МАОУ ДОД «ДДЮТ»                                                        от 02. 09. 2015г

Протокол № 01                                                                Директор

от 02.09.2015 г.                                                                МАОУ ДОД«ДДЮТ»

Зам. директора по УВР                                                        Панасенкова Л.П.  

Хомякова Ю.П._______                                                ____________________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

«Основы предпринимательской деятельности »

Автор разработки:

Ткаченко Светлана Викторовна

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД «ДДЮТ»

первая квалификационная категория;

Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федераци от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

.г. Братск 2015

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

V. ЛИТЕРАТУРА

Пояснительная записка.

       Сегодня не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не сталкивающегося с проблемами рыночных отношений. И чем раньше он познакомится с основными понятиями и категориями экономики, закономерностями экономических процессов, тем легче будет строить свою взрослую жизнь

В связи с введением нового закона об образовании(Федеральный закона об образовании № 273 от 29.12.2012г.) появилась необходимость изменения содержания образовательной программ: технологии ее реализации, методологии, содержания и процедуры оценивания .результатов освоения программы.

Новая парадигм образования, реализованная ФГОС – это переход от системы образования информационной  к системе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельного поиска по основным предметным знаниям при решении конкретных личностно- значимых задач, в том числе в ситуациях неопределенности.

Программа «Основы предпринимательской деятельности»   составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования образовательной области «Технология».

Является прикладным курсом предмета экономики. Разработка данной программы позволяет обеспечить уровень подготовки обучающихся, а так же позволяет осуществить такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения предмета. 

Составлена  в  соответствии с авторской программой для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень) И. В. Липсица, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации - « Экономика»       Программа ставит перед собой задачу – познакомить подростков с основными категориями рыночной экономики предпринимательства, менеджмента и маркетинга, показать их взаимосвязь; дать начальные знания о цивилизованном бизнесе и рыночных отношениях.          

    Курс «Азбука предпринимательства» и «Менеджмент, маркетинг»  включает изучение следующих теоретических вопросов: понятие предпринимательства; виды предпринимательской деятельности; как организовать собственное дело; понятие менеджмента и маркетинга; методы и функции управления; стратегию маркетинга и др.  

      Учебная программа является теоретическим курсом. Каждый раздел дополнен факультативным материалом, в котором даны краткие биографии выдающихся экономистов и предпринимателей, поучительные истории знаменитых фирм, пояснение специальных слов терминов, вошедших в последнее время в нашу жизнь. Проводятся деловые игры, мозговые штурмы, решаются задачи. После изучения каждого раздела проводятся проверочные работы. 

 Учебная программа имеет образовательное, воспитывающее и практическое значение.

Цель: создание реальных условий для адаптации старшеклассников в современной экономической жизни, развитие личностных качеств, необходимых для активной гражданской позиции и социальной ответственности.        

Задачи:-  формирование практических способностей учащихся и их подготовка к самостоятельной трудовой жизни через обучение предпринимательской деятельности.

получение старшеклассниками знаний и умений для грамотного и осознанного  выбора профиля обучения с учетом дальнейшего профессионального развития.

-  обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и возможность их ориентации на выбор будущей профессии.

- создание условий для выявления и развития одаренных детей.  

- учитывать цели и задачи учреждения дополнительного образования детей

  Реализация целей и задач предопределяет использование в курсе новых для данной возрастной категории учащихся методов формирования экономического мышления и принципов их воплощения через различные формы занятий.

       В сфере обучения: лекции, практические занятия с обсуждением экономических ситуаций обеспечивают получение основ знаний о современной предпринимательской деятельности, менеджмента и маркетинга.

       В сфере мотивации: проведение устных блиц – опросов, тестов, проверочных работ. Практическое участие в деловых играх, мозговых штурмах, экономической викторине позволяет учащимся ощутить всю специфику, трудности и преимущества экономической деятельности в условиях рынка, что не может не вызвать стремление к цивилизованному предпринимательству как средству заработать доход.

     В сфере самообразования: самостоятельное изучение отдельных разделов тем с фиксацией главных опорных моментов, посещение занятий, составление конспектов обеспечивают формирование экономического поведения с решением проблемы выбора.

     По завершению учебного года проводится контрольная работа, охватывающая все темы программы, которая позволяет выявить качество усвоение предлагаемого материала.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся программой курса «Основы предпринимательской деятельности».

Учащийся должен знать:

   что такое предпринимательство;

   что такое менеджмент, кто такой менеджер;

   источники доходов, планирование расходов;

   условия регистрации фирм и состав учредительных документов;

   условия эффективности бизнеса;

   виды финансирования;

   формы управления;

   факторы повышения и понижения производительности труда

пути получения прибыли;

    банкротство;

      определение стоимости денег, виды и последствия инфляций,       необходимость конкуренции и ее регулирование со стороны государства;

    законные методы переговоров, борьбы между законодателями и наемными рабочими;

   роль правительства в предпринимательстве, принципы уплаты, типы и сферу действия налогов;

Учащийся должен уметь:

   различать виды предпринимательской деятельности;

   определение преимущества и недостатков форм организации бизнеса;

   составлять примерные бизнес – планы;

   находить источники увеличения прибыли;

     уметь сбывать товар, получать прибыль;

    решать экономические вопросы: что? как? кто?;

   проводить маркетинговые исследования.

Ожидаемые результаты:

-  овладение старшеклассниками знаниями о составляющих сферы современной экономики, производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;

-  приобретение умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры поведения, культуры речи (устной и письменной), уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Формы контроля и оценки

Методическая служба учреждения дополнительного образования детей разработала ( в соответствии с федеральным законом об образовании № 273  от 29.12.2012) критерии оценок промежуточной, итоговой аттестации и текущего контроля успеваемости.  

        Мною самостоятельно разработаны контрольные работы и тестовые задания по темам: «Реклама»,  «Маркетинг»,  «SWOT –анализ» и др., позволяющие оценить приобретенные знания и умения. Таким образом , промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами учреждения.

Учебно – тематический план

Тема

Теория

Практ.

Комплектование групп

6

1

Введение. Понятие и сущность предпринимательства.

2

2

2

Как организовать собственное дело. Организационно – правовые формы предпринимательских структур

2

3

Регистрация И.П.

2

Регистрация юрид.лица . « +» и «-« разных форм

1

1

Варианты начала бизнеса

2

Поиски Финансирования

2

Открытие банковского счета

2

Получение лицензий и разрешений

2

Личностная предрасположенность к пред. деятельности

2

Личностная предрасположенность к пред. деятельности

2

Устав. Форма устава

2

4

Десять заповедей предпринимателя

1

1

Суть аренды, лизинга, франчайзинга

2

Кредиты  

2

Субсидия центра занятости

2

Типы темперамента. Влияние темперамента

1

1

Поглотители времени

1

1

Потребности . пирамида А. Маслоу

2

5

Типы клиентов

1

1

Трудные клиенты

1

1

Анкета «Ваша независимость»

1

1

Критика и рекламации

2

Реакция на рекламации

2

Коллоквиум , проверка знаний

2

Практическое профориентировочное занятие

2

Деловая игра «Мой выбор»

2

6

Маркетинг. введение

2

Маркетинговые исследования

2

Маркетинг - микс

1

1

Практическое занятие

2

Результаты исследований

2

Реклама, введение

2

Сегментирование рынка.

1

1

7

Разработка и жизненный цикл товар

2

Политика и методы ценообразования.

2

Стимулирование продаж

1

1

Разработка своей анкеты и распространение.

1

1

Анализ полученных сведений

2

Разработка рекламного плана

1

1

Игра «Я создаю предприятие»

2

Пассивы , активы предприятия

2

8

Виды заработной платы

2

Стимулирующие и компенсирующие выплаты

2

Контрольная работа по пройденным темам

2

Типы рисков

2

SWOT- анализ

1

1

Менеджмент

2

Ваш коллектив

2

Культура и этика менеджмента.

1

1

9

Бизнес – план, основные понятия

2

Разделы бизнес - плана

2

2

Знакомство с готовыми бизнес -планами

2

Работа над своим бизнес - планом

4

2

10

Работа над своим бизнес - планом

4

Подготовка к защите

2

2

Защита проектов

4

Игра «Добровольная бедность

2

Итого

92

52

Пояснения  к учебному плану:

Программа предмета рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов 144. Возраст детей – 15-17 лет. Форма организации занятий - групповая. Количественный состав групп определен  на основе Образовательной программы ДДЮТ на 1-м г. о. – 15-12 человек.

Содержание тем.

Введение. Понятие и сущность предпринимательства

Определение сущности предпринимательской деятельности. Функции предпринимательства. Классификация и виды предпринимательской деятельности. Предпринимательская среда.  Решение экономических задач. Проверочная работа.

Как организовать собственное дело. Организационно – правовые формы предпринимательских структур

Порядок и этапы создания нового предприятия. Разработка бизнес – плана. Начало выполнения проектной работы: составление бизнес – планов.

Индивидуальное предпринимательство. Коллективное предпринимательство. Партнерство. Товарищество. Кооперативы. Общества: ООО, АО, ЗАО, ОАО. Проверочная работа. Деловая игра «Я – предприниматель». Продолжение выполнения проектной работы.

Предпринимательская деятельность малого предприятия.

Значения и задачи малого предприятия. Развитие малого бизнеса в современной России. Решение экономических задач.

 Государственные и муниципальные  унитарные предприятия.

Понятие унитарного предприятия. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления, права и отличия. Решение аналитических задач.

Некоммерческие организации.

Отличие некоммерческих организаций от коммерческих. Благотворительность, ее формы и признаки. Формы некоммерческих организаций.

Экономическая эффективность данных понятий. Предпринимательские игры.

Десять заповедей предпринимателя

Культура предпринимательства.. Сущность культуры предпринимательства. Культура предпринимательских организаций. Предпринимательская этика и этикет. Культура делового общения. Деловые игры. Личность и качества предпринимателя. Сущность и виды предпринимательской ответственности. Ответственность за качество и безопасность товара. Ответственность за не использование обязательств перед бюджетом.

Психология. Социальный облик современного российского предпринимателя. Деловая элита России. Благотворительность и мещанство.

 Типы клиентов

Трудные клиенты   Анкета «Ваша независимость»

Критика и рекламации  Реакция на рекламации

Практическое профориентировочное занятие

Деловая игра «Мой выбор»

Маркетинговая среда рганизации.

Анализ рыночных возможностей: выявление рынков, оценка маркетинговых возможностей. Отбор целевых рынков: спрос, сегментирование рынка, позиционирование товара на рынке. Разработка комплекса маркетинга. Организация маркетинговой деятельности: система планирования, организации, контроля. Решение аналитических и экономических задач.

. Реклама, постановка задач, разработка бюджета рекламы, рекламное обращение, средства распространения информации, оценка рекламной пропаганды. Стимулирование сбыта: задачи, средства, программа. Пропаганда, как средство стимулирования. Решение аналитических и экономических задач.

Товар. Формы товарного обмена.

Понятие товара. Виды товаров. Что включает в себя товарное производство. Самообеспечение. Децентрализованный обмен. Рыночный обмен. Деньги – что это? Исторические виды денег. Сущность денег. Система цен, квалификация. Факторы влияющие на уровень цен. Ценовая политика предприятия

 Заработная плата.

Учет труда и заработной платы. Формы и системы заработной платы. Повременная форма. Сдельная и аккордная формы оплаты труда.SWOT анализ. Культура и этика менеджмента

Бизнес – план

Бизнес – план, основные понятия. Разделы бизнес – плана Знакомство с готовыми бизнес -планами . Работа над своим бизнес – планом. Работа над своим бизнес – планом. Подготовка к защите.  Защита проектов

Литература для преподавателя:

1. Азбука маркетинга. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 272с.

2. Е.А. Замедлена, Маркетинг. – М.: Аллель – 2006.

3. Свеженец Ю.Н. Рабочая программа. Тематическое и поурочное планирование по экономике (10 – 11 классы). Ростов на Дону: Феникс, 2005.

4. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: М.: % за знания, 2006.

5. Технология: Профильная школа для учащихся 10 –11 классов. – М.: Вентана – Граф, 2005.

6. Экономика. Под общей редакцией О.Г. Хинн – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ» Олимп, 1998.

7. Менеджмент. В.П. Галенко, А.И. Рахманов, О.А. Страхова. – СПб.: Питер, 2003. – 224с.: ил.

8. Карманный спонсор – М., 2002 – 36 с.

9. Самоукина Н.В. Организационно – обучающие игры в образовании. – М.: Народное образование, 1996. – 112 с.

10. Л.П. Панкевич, Р.Л.Назаров  Дистанционные уроки по экономике для всех. М. Солон – пресс 2006г. 136с.

11. В зеркале экономики. Под редакцией Л.И.Жук, Минск Красико-принт, 2012г. 126с.

Литература для детей:

1.А.И. Волкова «Основы психологии рекламы для студентов колледжей» . Ростов на Дону :Феникс. 2006.125с.

2. С.Д. Ахапкин  Лоция бизнеса, учебное пособие для 10(11) классов. Допущена  Министерством образования Российской Федерации, М., Вита, 2001г., 111с.

3. Международный рынок , рабочая тетрадь, Junior Achievement Russia, М. 2000г,43с

Перечень видео, аудио пособий.

  1. Л.П. Панкевич, Р.Л.Назаров  Дистанционные уроки по экономике для всех. М. Солон – пресс 2006г. диск
  2. Маркетинг и реклама. Мультимедийный учебник.
  3. Теория и практика менеджмента, электронная книга
  4. Менеджмент как школа человеческих отношений и поведенческих наук, электронная книга